Советы как правильно принимать решение. Как принять решение

5 6 325 0

Есть только один человек, который способен руководить судьбой – ты сам. Глупо сидеть в ожидании неисполнимого, надо добиваться успехов, действовать, быть решительным, проявлять силу духа. Случается так, что обстоятельства складываются против нас, как же быть? Ответ прост:

  1. не отчаивайтесь;
  2. никогда не опускайте руки;
  3. ставьте цели перед собой;
  4. боритесь за свое счастье, несмотря ни на что.

Согласитесь, каждый человек хоть однажды страдал от депрессии, стресса, непонимания или измены, ему хотелось покоя, быстрого решения проблемы. Увы, надо воспринимать реалии такими, какими они являются. Пока не будет решительности, результатам негде взяться.

От любого препятствия можно избавиться и необходимо это делать с энтузиазмом, пониманием того, что преграды меняют мышление, делают нас сильнее, мудрее, требовательнее.

К каждой жизненной неурядице следует искать индивидуальный подход, который зависит от многих факторов: целей, ценностей, приоритетов и т.д.

Порой кажется, что нет выхода, принять правильное решение – непосильная задача. Но жизнь идет своим чередом, и гораздо лучше быть ее активным участником, нежели просто сидеть и постоянно страдать, а потом злиться на себя из-за упущенных возможностей. Трудности дают возможность насладиться радостями, победами, принять поражения, адаптироваться к переменам.

Так как принять верное решение и ни о чем не сожалеть? Именно об этом будет идти речь в статье.

Главное – мотивация

Меняйтесь не для окружающих, никому ничего не доказывайте, просто отнеситесь осознанно к возможности мотивировать себя правильно. Уясните, ради чего это нужно, какие есть способы для осуществления задуманного, тогда даже сложное решение дастся легче.

Самый упорный и ответственный тот, кто очень хочет добиться результата, понимает, что просто не имеет права сдаваться.

По сути, мотив – это толчок к действию. Если можно привести аргументы, то это уже нельзя отнести к спонтанности и необдуманности, а значит, что и риск нанесения вреда отсутствует.

Важно провести анализ собственных мыслей, если сомневаешься – тщательно подумать, не торопиться.

Наведем пример

Если девушка страдает от избыточного веса и мечтает об идеальной фигуре, то разумно брать пример со спортсменок. Можно обратиться за советами к диетологу, а не в панике морить себя голодом, гробить здоровье.

Мотивация – это прекрасно, но она должна быть реальной, помогать в принятии трудных решений, а не создавать новые неприятности.

Доверьтесь интуиции

Как правило, важное решение лучше в спешке не принимать, надо подумать, взвесить все «за» и «против», но если решать необходимо быстро – сделайте так, как задумали первоначально.

Обычно подсознание подсказывает нам правильный вариант. Что приходит в голову первым, зачастую, срабатывает на «ура».

Чем больше мы думаем, тем больше появляется вопросов и сомнений.

  1. Никогда не доводите себя до нервного истощения.
  2. Не мучайтесь.
  3. Научитесь не затягивать с решением проблемы.
  4. Действуйте слаженно, без паники воспринимайте происходящее.

Прежде чем довериться интуиции, подумайте, были ли вы или кто-то из ваших знакомых в такой ситуации раньше, возможно ли предугадать исход, достаточно имеется опыта и знаний, чтобы самостоятельно определиться с возникшими затруднениями?

Используйте квадрат Декарта

Есть незамысловатая схема, предложенная Рене Декартом, которая упростит задачу принятия правильных решений.

К примеру, мы задумываемся о смене работы, но боимся, что облажаемся. Окунемся в реальность и определим, насколько адекватные мысли посещают наши головы.

  • Правильно не зацикливаться на одной из сторон, а проанализировать поступок с его возможными последствиями.

Лучше всего с квадратом поработать в письменном виде. Развернутые письменные ответы подтолкнут к правильному решению без сомнений.

  • Как выглядит квадрат Декарта:

На все четыре вопроса стоит давать обширные утверждения, которые помогут остаться на той же работе или уволиться, расстаться или продолжить отношения с человеком. Нам нужно найти аргументы для того, чтобы убедить себя, понять, насколько сильные ценности, цели, желания, приоритеты.

Всегда есть хотя бы один человек, который участвует в нашей жизни и готов прийти на помощь.

Со стороны друг может рассмотреть ту же ситуацию, только спокойнее, рассуждать более здраво. Каждому проще, когда нас это касается косвенно.

Если нет такого человека, представьте, что к вам пришли за помощью с такой проблемой, тогда получится проявить спокойствие и холодный ум.

Определитесь с приоритетами

Когда дело касается чего-то серьезного, следует забыть о мнении масс, наследовании, коллективном разуме.

  1. Нельзя проявлять халатность, несамостоятельность, руководите своей жизнью без помощи посторонних личностей, проявляйте свои идеи, а не гонитесь за тем, что в тренде.
  2. Не позволяйте людям ничего навязывать себе. Все разные от природы, у каждого свое предназначение.

Исходя из характера, морали, ценностей, увлечений, сферы деятельности и должны формироваться приоритеты. Мы получаем то, что нам близко и заставляет радоваться.

Утро вечера мудренее

Почему то самые светлые мысли посещают в ночное время. Естественно, утром не случится никакого заветного прозрения, но чуть оттянув момент, можно принять стоящее решение. Оно по несколько раз будет переосмыслено и с логическим умозаключением.

Эмоции в сторону

Принимайте окончательное решение всегда самостоятельно. Не старайтесь спихнуть ответственность, оградиться от проблемы вместо того, чтобы бы попытаться ее решить. Не надейтесь на удачу или счастливое стечение обстоятельств. Несите ответственность за все происходящее в жизни.

Помните: Жизненная позиция аутсайдера – это способ существования “лишь бы никто не трогал”.

Эмоции – это жизнь, но всегда надо брать верх и уметь ими управлять. Сгоряча можно такого натворить, что придется долго сожалеть.

То в какой-то мере влияем на свою судьбу. И, конечно же, заинтересованы в том, чтобы выбор был оптимальным. Вот почему важно пользоваться разными инструментами, которые помогут предсказать позитивные и негативные последствия принятия того или иного решения.

Почему люди принимают плохие решения?

Это не такой уж простой вопрос, если подумать. Можно, конечно, отделаться банальным: «Люди глупы». Но даже умные, талантливые, опытные люди принимают плохие решения. Вот почему:

  • Нехватка времени
  • Надежда на единственный источник информации
  • Эмоциональные переживания
  • Большое количество мыслей о проблеме
  • Неспособность заметить альтернативы и новые возможности
  • Отсутствие знаний и ясности
  • Недооценка количества времени, необходимого для принятия правильного решения
  • Переоценка собственных навыков, знаний, умений и ресурсов
  • Страх принять неправильное решение

Все эти барьеры мешают принять правильное решение. А если они работают в тандеме, трио или квартете, то ситуация становится еще хуже. Как их преодолеть?

Практикуйте 360-градусное мышление

Мысли влияют на эмоции, эмоции на решения, а решения на действия. И каждое звено в этой цепочке можно оптимальным образом настроить.

360-градусное мышление состоит из трех важнейших компонентов, которые одновременно являются и методами. Их можно использовать для эффективного анализа ситуации, после чего становится проще принять правильное решение.

Вот эти компоненты:

  • Взгляд в прошлое.
  • Дальновидность.
  • Проницательность.

Применяя все эти три метода мышления, вы рассматриваете свою жизнь в 360-градусной перспективе. То есть, лучше всего они работают именно вместе.

Взгляд в прошлое

Взгляд в прошлое (он же ретроспективный анализ) поможет критически оценить свое прошлое. Это позволяет вам всесторонне понять ситуацию, которая уже произошла, чтобы улучшить свои будущие решения.

Это полезно, потому что помогает вам учиться на ошибках, проблемах, неудачах и прошлых успехах. В результате этого опыта обучения можно корректировать свой курс действий, чтобы двигаться вперед намного быстрее.

Если вы не знаете или никогда не занимались саморефлексией, то это очень подходящий случай. Найдите время, чтобы проанализировать решения, которые вы приняли вчера. Спросите себя:

  • Чем я занимался вчера?
  • Какие решения я принял?
  • С какими проблемами столкнулся?
  • Как я справился с этими проблемами?
  • Как я справлялся с , которые возникли, когда я столкнулся с проблемой?
  • Как я чувствую себя из-за этого?
  • С какой еще точки зрения можно посмотреть на мои вчерашние проблемы?
  • Что полезного я могу извлечь из вчерашнего опыта?
  • Что я мог сделать по-другому?
  • Что мне нужно улучшить, чтобы эффективней справиться с этой проблемой в следующий раз?

Заметьте, это не простое прокручивание негативных мыслей (чем вы обычно занимаетесь), а именно саморефлексия. Вы задаете себе правильные вопросы, даете ответы и выясняете, что можно сделать лучше в следующий раз. Теперь вы более осведомлены о том, какие решения и в каком состоянии принимаете.

Отныне вы начнете относиться к своим проблемам и принятию решений более осознанно, а не на автопилоте. В следующий раз есть большие шансы все сделать правильно. Другими словами, вы сделали правильные выводы из прошлого опыта - так поступают все успешные люди.

Следует помнить, что не стоит использовать прошлое для того, чтобы принимать решения в будущем. Каждая ситуация по своему уникальна. То, что работает сегодня, может не работать завтра. Но сам процесс саморефлексии очень полезен, потому что заставляет размышлять о своем мышлении, поступках и принятых решениях.

Дальновидность

Дальновидность - это способность прогнозировать будущие события, изменения, тенденции и последствия своих действий. Более того, это умение исследовать альтернативные сценарии, которые могут потенциально разворачиваться.

Это мышление полезно, потому что помогает увидеть и предсказать, что может быть впереди. Поэтому вы лучше сможете выявлять возможности и гораздо реже допускать ошибки при принятии решений.

Дальновидность отлично работает в тандеме со взглядом в прошлое. Так вы можете использовать прошедшее в качестве барометра, чтобы прогнозировать будущее и, следовательно, принимать более эффективные решения.

Чтобы развивать дальновидность, нужно научиться успешно решать потенциальные угрозы и выявлять свои потребности заранее. Это планирование, а также сбор необходимых ресурсов, которые помогут в будущем.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Как это решение повлияет на будущее?
  • Как это решение повлияет на мои будущие решения?
  • Каковы последствия принятия этого решения?
  • Какие возможности у меня возникнут после принятия этого решения?
  • Какие проблемы возникнут?
  • Что, если все пойдет не так? Как я отреагирую?
  • Каков мой план В и С?
  • Что случится, если…?

Предвидение - это не точная наука. Это скорее игра, в которой вы пытаетесь на основе сочетания уроков, извлеченных из прошлого, и идей, полученных от настоящего, принять наилучшее решение.

Учитывая эти два фактора, вы можете генерировать возможные сценарии будущего, которые помогут вам принимать более оптимальные решения.

Проницательность

Проницательность - это способность различать истинный характер ситуации. Это умение понять свое положение, а также причинно-следственные связи. Другими словами, речь идет о том, чтобы получить точное понимание людей, событий и обстоятельств вашей жизни.

Проницательность часто является катализатором творчества, инноваций и вдохновения. Это то, что выявляет моменты «Эврика!», когда все кусочки паззла неожиданно объединяются в нечто понятное. Как будто вы вышли из тумана и теперь, наконец, видите вещи совершенно новым способом, который открывает мир новых возможностей.

Однако стоит сказать, что идеи, которые вам приходят в голову, являются ничем иным, как интерпретацией реальности, основанной на прошлом опыте, а также на восприятии и ожиданиях от будущего. Словом, настоящая проницательность возникает только в том случае, когда вы освоили два других способа мышления.

Таким навыком обладают лучшие в мире предприниматели и политики. Чтобы освоить его, нужно очень много читать, разбираться в людях и быть любопытным. Но даже этого мало. Нужно научиться понимать шаблоны своего мышления, избавляться от когнитивных искажений, находиться в осознанном состоянии и видеть суть вещей. В каком-то смысле речь идет об интуиции.

Начните с того, чтобы стать более наблюдательным относительно того, что происходит вокруг и внутри вас. Замечайте окружающий мир и задавайте глубокие вопросы о себе, о других и об обстоятельствах, в которых оказываетесь. Например:

  • Почему я делаю то, что делаю? Какое это имеет значение для меня?
  • Что нужно другим? Почему им это важно?
  • Что происходит? Почему это происходит? Что это значит?
  • В чем проблема? Как это стало проблемой? Почему она по-прежнему остается проблемой?
  • Почему обстоятельства именно такие, а не другие?
  • Как это произошло и почему это имеет значение?
  • Какая ценность знать об этом? Как эти знания меняют мою точку зрения?
  • Какой еще способ взглянуть на эту ситуацию? Почему это важно?
  • Почему это произошло? Что привело к этому? Что было до этого? Есть ли связь?
  • Как связаны эти два события? Почему они связаны именно таким образом?
  • Как это было сделано? Кто это сделал? Могло ли быть иначе?

Если вы начнете задавать эти и подобные вопросы, то станете очень внимательным и наблюдательным. Тирионом Ланнистером, если угодно, который часто спрашивал себя, что нужно другим и тщательно анализировал события своей жизни и окружающего мира.

Вы научитесь понимать, почему вещи такие, какие есть и что потенциально они могли бы быть другими. Фактически, вы перестаете быть пассивным наблюдателем. В результате начинаете критически думать о себе, о других и об обстоятельствах, с которыми имеете дело. Все это стимулирует возникновение более глубинных мыслей, позволяя делать выводы и ситуациях, которые вы никогда до этого не рассматривали. Это открывает новые уровни понимания.

Есть ситуации, когда решение лежит на поверхности, нужно только протянуть руку. Другие же являются комплексными и состоят из множества факторов. Чтобы принять правильное решение, нужно задействовать 360-градусное мышление, рассмотрев проблему со всех сторон. Получится не сразу, но определенные результаты будут видны уже после первого применения этой техники.

Практикуйте пошаговый процесс принятия решений

Шаг первый: получите четкую ясность о том, чего хотите

Ваш первый шаг - четко понять ваш желаемый результат и выявить ресурсы, необходимые для достижения этого результата. Спросите себя:

  • Каков мой желаемый результат?
  • Чего конкретно мне хотелось бы достичь?
  • Что может потребоваться для достижения этого результата?
  • Как я должен приоритизировать свои усилия?

Понимание того, какого результата вы хотите достигнуть, важно потому, что оно (понимание) помогает направлять все усилия на достижение одной цели. После чего вы сможете принимать более эффективные решения.

Шаг второй: примите меры, чтобы достичь желаемого результата

Когда вы не совсем понимаете, как добраться до желаемого пункта назначения, легко впасть в панику. Однако важно то, что вы делаете первый шаг.

Вам нужно сделать всего один шаг, который переместит вас чуть ближе к желаемому результату. Вероятно, впереди еще много тумана, но ясно, что это действие необходимо. Например, если хотите купить автомобиль и совершенно ошеломлены количеством вариантов, первым шагом может стать чтение специализированных автомобильных форумов. Научившись разбираться в теме, можно принять более взвешенное решение.

В любом сложном решении всегда есть несколько действий, с реализации которых можно начать. В какой-то момент вы продвинетесь и дальнейшие действия станут более очевидными.

Шаг третий: отслеживайте результаты

Вы всегда должны проявлять бдительность в отношении того, что работает, и что не работает. Не за чем тратить драгоценное время на неэффективные инструменты.

Однако чтобы начать измерять прогресс, нужно понять, что именно вы будете измерять. Задайте себе следующие вопросы:

  • Как я узнаю, что двигаюсь в правильном направлении?
  • Как конкретно я буду оценивать свой прогресс?
  • Как я узнаю, что достиг своей цели?

Чем больше ясности о том, на каком этапе вы находитесь, тем лучше решение.

Шаг четвертый: оставайтесь гибкими при принятии решений

План действий всегда будет перерабатываться, ведь предсказать все факторы в этом абсурдном мире невозможно. Поэтому вы должны быть гибкими в своих решениях и действиях в любое время. Всегда и везде помните о своих долгосрочных целях, чтобы не сбиться с курса.

Спросите себя:

  • Каких результатов я хочу достичь?
  • Что я сейчас делаю?
  • Приближает ли меня текущее действие к результатам?
  • Это самый лучший способ делать это?
  • Что я должен изменить, чтобы получить лучшие результаты?

Не стоит выходить из себя, если все пошло не так, как планировалось. Это нормально. Выясните, почему отклонились от курса, будьте любопытны, а не раздражены. С любознательностью ученого задавайте себе вопросы и ищите оптимальные решения.

Полный процесс принятия решений

Предыдущий пункт был, скорее, подготовительным и теоретическим. Здесь же мы поговорим о полном процессе принятия решений. Он потребует значительно больше времени, а значит, его нужно задействовать в том случае, если проблема, стоящая перед вами, действительно важна.

Шаг первый: получите ясность

Давайте для начала осознаем важность решения, которое вы собираетесь принять. Спросите себя:

  • Какие есть варианты?
  • Какое решение в идеале я должен принять?
  • Почему это решение так важно?
  • Как оно поможет мне?
  • Насколько важно это решение для моих близких?
  • Может ли оно изменить мою жизнь?
  • Понимают ли другие люди важность этого решения?

Стоит четко понимать важность решения, которое вы собираетесь принять, потому что это поможет определить, сколько усилий вы приложите и времени потратите.

Шаг второй: соберите факты и исследуйте варианты

Порой решение требует сбора большого количества информации. И, если оно для вас важно, то нужно выделить этому достаточно времени.

Собрав всю нужную информацию, найдите время, чтобы рассмотреть возможные пути продвижения вперед. Спросите себя:

  • Какое решение я могу принять?
  • Какие действия я могу сделать?
  • Какие варианты есть?
  • Что мне потребуется?

Для одного решения вам могут понадобиться деньги, помощь других людей и много времени. Для другого - много работы и терпения. Что для вас будет лучше?

Пришло время взглянуть на плюсы и минусы каждого варианта решения. Спросите себя:

  • Каковы преимущества этого курса действий?
  • Каковы недостатки?
  • Каковы преимущества одного варианта над вторым?

По мере того, как вы задаете себе эти вопросы, подумайте о тех жертвах, которые вам придется принести в первом и во втором случае. Они могут быть неочевидными: порой можно испортить отношения с окружающими, приняв решение, которые их не затрагивает.

Все это в основном сводится к альтернативной стоимости. Принимая один курс действий, вы не сможете принять другой, и для разных вариантов могут быть свои преимущества и недостатки.

Шаг четвертый: определите наихудший сценарий

Вспомните закон Мерфи: «Если какая-то неприятность может произойти, она обязательно произойдет». Принимайте его во внимание всегда, когда принимаете решение.

Спросите себя: «Что самое худшее может произойти, если я приму это решение. Как я справлюсь с последствиями?».

Конечно, худший сценарий не всегда может случиться. Но быть готовым к нему нужно. Хотя бы психологически. Взвесив все «за и против», выяснив, какие наихудшие сценарии вас ждут, примите решение . Но помните, что оно должно быть гибким: если что-то пойдет не так, вы сможете быстро перестроиться и обновить свой план действий.

Шаг пятый: учитесь на своем опыте

Вы приняли решение и теперь либо пожинаете плоды своих усилий, либо сожалеете о своих ошибках. В любом случае, все это опыт, который нужно оценить. Спросите себя:

  • Что я узнал из этого опыта?
  • Что я узнал из того, как я принимаю решения?
  • Это решение полностью гармонировало с моей личностью и моими ценностями?
  • Достиг ли я желаемого результата?
  • Я корректировал свои действия, когда сталкивался с проблемами?

Существует множество вопросов, которые вы могли бы задать себе сами. Поэтому, пожалуйста, не ограничивайте себя только этими. Придумайте другие, которые вы могли бы задать, особенно после ошибок, поражения или неудачи.

Желаем вам удачи!

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.

На протяжении своей сознательной жизни каждый человек принимает множество решений. Он ежедневно стоит перед выбором, как правильно поступить в какой-либо ситуации, что купить в магазине, куда пойти учиться или работать, что надеть на ответственное или не очень мероприятие, как распределить свои финансы. Зачастую принятие решения сопровождается стрессом, который, как известно, негативно влияет на нашу психику. Как принять решение, чтобы свести негативные последствия к минимуму?

«Разбор полетов» на простейшем примере

Чем дольше мы медлим, не зная, как принять правильное решение, тем больше негативных эмоций мы испытываем, тем быстрее теряем способность правильно и быстро выбирать нужный вариант.

Хорошо, конечно, думать о прошлом и анализировать свои уже совершенные действия. Но когда мы, скажем, неделю занимаем свои мысли только одним вопросом, который связан с принятием решения, это идет уже не на пользу, а во вред. Чем дольше мы размышляем, тем больше вариантов решения всплывает в голове. Если каждый их этих вариантов неплох, мы перестаем воспринимать задачу адекватно, поскольку находимся в подвешенном состоянии, которое не позволяет трезво смотреть на вещи. Тут уж не до правильного решения.

Психологи разработали ряд правил, которые позволят облегчить принятие решения независимо от сути вопроса. Вы думаете, что надеть на вечеринку или решаете, продолжать ли встречаться с мужчиной или лучше расстаться с ним – в любом случае примите во внимание эти правила.

к оглавлению к оглавлению

Не полагайтесь только на себя

Принимая сложное решение, обсудите его с близкими людьми. Велика вероятность, что вы получите от них дельный совет. Это во-первых. Во-вторых, проблема, которую озвучили несколько раз, перестаёт быть проблемой, а принимает четкие очертания ситуации, из которой есть как минимум два выхода. Но хотим предостеречь: не переходите границы и не спрашивайте совета у всех, кто вас окружает. Доверяйте только самым близким людям. Ведь посоветовать может каждый, но толку от этого не будет – изобилие советов, особенно от посторонних людей, которые незнакомы с вашей ситуацией, просто собьет вас с толку.

к оглавлению

Не решайте с момент эмоционального напряжения

Отложите принятие какого бы то ни было решения до тех времен, когда вас перестанут переполнять эмоции и чувства. Они не лучшим образом влияют на правильность решения. Если вы принимаете его в момент эмоционального напряжения, возможно, последствия будут нежелательными. Подождите, пока внутри вас все перекипит, трезво взгляните на ситуацию и попытайтесь принять верное решение.

к оглавлению

Подумайте об этом завтра

Помните, как говорила незабвенная Скарлетт О’Хара из романа «Унесенные ветром»? Правильно: «Я подумаю об этом завтра». И в народе недаром говорят, что утро вечера мудренее. Психологи уверены: наше подсознание знает ответы на все вопросы. Днем мозг перегружен информацией, он не может расшифровать сигналы, посылаемые подсознанием. Поэтому не принимайте важное решение днем или вечером. Лучше перед сном задайте себе вопрос, который вас тревожит, вполне возможно, утром вы уже будете знать, как поступить. На такой случай рекомендуется положить на тумбочку около кровати лист бумаги и ручку или диктофон. Решение проблемы может прийти к вам ещё тогда, когда вы будете находиться в полусонном состоянии, и его необходимо будет зафиксировать, чтобы не забыть.

к оглавлению

Сколько бы толковых советов вам не давали, помните, что решение вы должны принять самостоятельно. Ведь это ваша жизнь, не следует доверять управление ею даже очень близким людям. Ведь каждый человек, расценивая ситуацию, исходит из своих собственных соображений. То, что подходит этому человеку, возможно, не подойдет вам. Учитывайте мнения со стороны, но без фанатизма.

к оглавлению

Слушайте своё сердце и доверяйте интуиции

Помните анекдот, когда внутренний голос сказал заядлому игроку, который поставил на кон всё свое состояние: «Боже, как я ошибся!». Внутренний голос часто ошибается, поэтому нужно доверять либо своему организму, либо своей интуиции (у всех по-разному). Один человек, подписывая важный контракт, ощутил неприятное покалывание в груди. Контракт, как выяснилось впоследствии, был убыточным. Другой почувствовал головную боль, третий – легкое головокружение. Всё это сигналы, которые посылает нам организм, и это его просьба повременить с решением. Интуицией в этом случае мы называем не внутренний голос, который может ошибаться, а подсказки из внешнего мира – своеобразные знаки. Фразы, оброненные кем-то в нашем присутствии, плакаты, предметы, указатели и прочее. Нередко окружающий нас мир способствует тому, чтобы наши мысли концентрировались в нужном направлении. Главное – замечать знаки, посылаемые судьбой.

к оглавлению

Не повторяйте пройденные этапы

Многие люди, принимая решения, руководствуются аналогиями: подобное, мол, уже случалось ранее, нужно было поступать так-то и так-то, именно так и сделаем сейчас. Конечно, опыт – это хорошо, и его тоже нужно подключать, принимая важное решение. Но не забывайте, что жизнь, это не болото, а река, в которую, как известно, нельзя войти дважды. Старайтесь найти новый способ решения проблемы.

к оглавлению

Учитывайте и планируйте будущее

Есть решения, которые оказывают влияние на наше будущее. А есть и такие, которые могут кардинально изменить наш жизненный путь. Это очень важные решения, принимая которые нужно рассмотреть все возможные варианты. Так, перемена места жительства, может быть, сделает вас одиноким, а уход с работы лишит возможности карьерного роста.

к оглавлению

Помогут позитивные мысли

Книги по популярной психологии, связанные с позитивным мышлением, вызывают большой интерес у читателей. Если вы слышали о методиках Н. Правдиной, А. Свияша, В. Леви, Н. Козлова, то вы знаете, что любые наши желания материализуются и воплощаются в жизнь. Мечты превращаются в реальность. Поэтому принимая решение, лучше представлять положительную картину исполнившихся желаний. Это помогает не просто принять верное решение, но и не сойти с верного пути. Сложно разорвать отношения с женатым мужчиной? Не думайте об одиночестве, а представляйте себя свободной и мечтайте о встрече с большой любовью. Не получается не есть после шести? Представляйте, как ваша фигура становится идеальной. Боитесь уйти с низкооплачиваемой и нелюбимой работы? Скопите денег в качестве финансовой подушки и ищите новое занятие. Представьте, с какой радостью вы будете заниматься делом, которое вам по душе.

Борьба с сомнением – самое сложное, с чем приходится справляться каждый день успешному предпринимателю: принять или нет предложение, взять заказ или отказаться, вложить деньги в проект или нет. Иногда, подобного рода сомнения помогают сделать верный выбор и не потерять деньги, но что если это мешает вести бизнес? Разобраться в себе и найти ответ на вопрос «Что делать, когда не можешь принять решение?» помогут рекомендации психологов.

Столкнувшись с невозможностью выбрать между альтернативами, нужно понять первопричину, которая мешает принять решение. Понаблюдайте ситуацию со стороны, подумайте о других вариантах решения или просто отдохните: очень часто то, что вначале казалось сложной и трудновыполнимой задачей, с легкостью решается на «свежую» голову. Например, если вас волнует вопрос гже взять деньги, то хорошо подумав, вы найдете решение этой проблемы, в том числе взять деньги в займы - zajmy.kz .

Очень многие ошибки совершаются, потому что люди привыкли принимать решения, опираясь на голос разума, забывая о наличии «шестого» чувства. Когда человек действует по велению сердца, у него не бывает черных полос, а все его решения верны, и он никогда не будет о них жалеть.

Вы уже готовы сделать окончательный выбор, но нужно идти на компромисс с совестью? Откажитесь от такого решения и постарайтесь найти другой выход из положения, т.к. Вы все равно не получите морального удовлетворения от реализации своего плана. И помните: человеческий разум привык искать наиболее легкое решение. Но если приходится решать непростую, запутанную ситуацию, ответ не лежит на поверхности, и для того, чтобы найти верное решение, нужно прокрутить в голове сотни комбинаций и вариаций.

Именно сомнение становится камнем преткновения для реализации проектов, которые могли бы принести стабильно-высокий доход. Только представьте, что было бы, если Стив Джобс сомневался в целесообразности развития компьютерной техники или если бы Бил Гейтс по какой-то причине отказался от создания операционной системы Windows?

Умение понимать неизбежность выбора отличает успешного бизнесмена от наемных рабочих, потому что открытие бизнеса предполагает самостоятельное решение любых ситуаций: от мелких конфликтов между подчиненными до выбора стратегического развития компании. Именно поэтому многие решения приходится принимать под грифом «так надо».

Когда выбор сделан, остается не так уж много: реализовать задуманное. Но и на этом этапе Вас может «подстерегать» сомнение. Что же делать, чтобы избежать этого? Если задать данный вопрос психологам, они предложат 2 альтернативы:

1. Представьте, что вместо выбранного направления действий, Вы выбрали наихудший вариант развития событий. Что могло бы произойти в таком случае? Данная практика поможет Вам очередной раз убедиться в верности принятого решения.

2. Крутите в своем воображении, как слайд, положительные моменты, которые даст Вам реализация выбранного решения. Это поможет Вам ясно осознать конечную цель, ради которой трудится вся Ваша компания.