Святые богатыри земли русской. Старт в науке

Главными персонажами былин являются богатыри, защищавшие в одиночку русскую землю от полчищ вражеских сил. Мир, изображаемый в былинах, это вся Русская земля. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла и насилия, без этой борьбы невозможен былинный мир.

Илья Муромец. Олицетворяет силу

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь-дипломат

Добрыню Никитича часто сравнивают с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по одной из версий племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свою удаль.

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

    Задачи:

    1. 1.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
    2. 2.Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
    3. 3.Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

    Материалы:

    Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

    Словарная работа:

    Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

    Ход занятия

    Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

    Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
    Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая она – наша Родина?

    Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

    Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
    Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

    (предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

    Педагог. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

    (предполагаемые детские ответы) «Славяне» похоже на слово «слава».

    Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян?

    (предполагаемые детские ответы) Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

    Педагог. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

    (Слышится набатный звон) Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг, а народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
    Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

    Дети. Богатыри.

    Педагог. Кто такие богатыри?

    Дети. Силачи, воины, борцы.

    Педагог. А какие они были?

    Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

    Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

    Дети. Из былин, русских народных сказок, стихотворений

    Педагог. А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают)

    Физминутка «Богатыри»

    Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

    Он силен, он здоров,

    Он из лука стрелял, (имитируют движение)

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко, зорко наблюдал,

    Подрастем мы и, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

    Педагог. Много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

    На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

    Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

    Ответы детей.

    Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

    Ответы детей.

    Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

    Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

    Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

    Дети. Русские богатыри.

    Педагог. Кто назовет их имена?

    Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

    Читает стихотворение педагог или дети:

    Три защитника, три брата,
    Три богатыря!
    Русь на воинов богата!
    С поля боя нет возврата,
    За спиною – Русь,
    Мать-земля, родные хаты…
    - Эй, смелее в бой, ребята!
    Меч и лук, копьё, булава,
    Щит и верный конь…
    Враг! Не тронь родной державы,
    Охраняет Русь по праву
    Богатырь родной!

    Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

    Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
    В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
    Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
    У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.

    В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку? Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)
    Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов)
    Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

    Под музыку А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» входят дети - «богатыри» и приносят письмо с заданием – собрать богатыря в дорогу

    В: Ребята, хотите помочь богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

    Д/И «Собери богатыря в дорогу»

    На доске или на столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям. (тихо звучит

    Педагог. Молодцы! А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

    Дети.

    Сам погибай, а товарища выручай.
    С родной земли – умри, не сходи!
    За край свой насмерть стой!
    За правое дело стой смело!
    Жить – Родине служить.
    Счастье Родины – дороже жизни.
    Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

    Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

    А теперь давайте вернемся в наше время.
    Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
    Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
    Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
    В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими защитниками России.

    (громко звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)

    Дети – «богатыри» проходят почетный круг, остальные аплодируют им.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель

    Яковлевского района Белгородской области»

    Конспект музыкально-тематического занятия с детьми подготовительной группы

    по образовательной области «Музыка»

    музыкальный руководитель Галкина Л.Н.

    Тема: Богатыри - защитники земли Русской.

    Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников через знакомство с историей русской народной культуры.

    Задачи:

    · Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    · Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за подвиги русских воинов, желание им подражать и служить Отечеству.

    · Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

    Предварительная работа: знакомство детей с репродукцией В.Васнецова «Три богатыря», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;

    разучивание танцевальной композиции с группой мальчиков «Богатырская наша сила» муз. ;

    разучивание песни «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве;

    разучивание народных пословиц и стихотворения В.Берестова «Богатыри», "Богатырь - он вот каков".

    Активизация словаря: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава. Чтение отрывков о былинных богатырях.

    Приёмы руководства деятельностью детей: беседа, игра.

    Виды детской музыкальной деятельности на занятии:

    Пение.

    Музыкально-ритмическое движение.

    Игра в оркестре.

    Ожидаемые результаты:

    Проявление эмоциональной отзывчивости;

    Развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

    Критерии оценки:

    Активность.

    Эмоциональность.

    Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

    «Речевое развитие».

    Ход занятия:

    Дети под музыку входят в зал.

    Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

    Дети исполняют песню «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве.

    Музыкальный руководитель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

    Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

    Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

    Музыкальный руководитель: Правильно! Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?

    Дети: Богатыри.

    Музыкальный руководитель: Кто такие богатыри?

    Дети: Силачи, воины, борцы.

    Музыкальный руководитель: А какие они были?

    Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные

    Ребёнок: Богатырь, он вот каков:

    Он силён, он здоров,

    Он из лука стрелял,

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко, зорко наблюдал!

    Русь-матушку защищал.

    Музыкальный руководитель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

    Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

    Музыкальный руководитель: Правильно. Вот они, посмотрите(обращает внимание детей на репродукцию "Три богатыря" В.Васнецова и читает стихотворение)

    Гремели славой в сказках и былинах

    Три друга, три товарища старинных.

    Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

    Алеша, и Добрыня, и Илья.

    Прошло веков немало. Но доныне

    Мы знаем эти лица по картине…

    И память вечную хранит о вас родимая земля:

    Алеша, и Добрыня, и Илья.

    Художник картины "Три богатыря" В.Васнецов утверждает, что богатыри земли Русской всегда готовы "стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову".

    Музыкальный руководитель: А откуда вы знаете о богатырях?

    Дети: Из былин, русских народных сказок.

    Музыкальный руководитель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

    Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

    Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

    Игра «Собери богатыря в дорогу»

    На столе из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, дети выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (фон- вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)

    Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»

    На лбу бывали шишки,
    Под глазом - фонари.
    Уж если мы - мальчишки,
    То мы - богатыри.
    Царапины. Занозы,
    Нам страшен только йод.
    Тут, не стесняясь, слезы
    Сам полководец льет.
    Пусть голова в зеленке
    М в пластырях нога.
    Но есть еще силенки,
    Чтоб разгромить врага.
    Упрямые, с утра мы
    Опять на бой, в дозор...
    От тех сражений шрамы
    Остались до сих пор.

    Музыкальный руководитель: Мальчики, покажите свою силу богатырскую.

    Танец «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

    Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

    Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

    С родной земли - умри, не сходи!

    За правое дело стой смело!

    Жить - Родине служить.

    Не тот герой, кто награду ждет - а тот герой, кто за народ идет!

    Один в поле не воин.

    Тяжело в учении - легко в бою.
    Где смелость, там и победа.

    Военному делу учиться, всегда пригодится.
    Умелый боец везде молодец.
    Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
    Крепка рука у нашего богатыря.
    Воюют не числом, а уменьем.

    Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

    Рубашку такую не вяжут, не шьют,

    Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)

    Железная шапка с острым концом,

    А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

    Оружие это не просто поднять,

    Не просто поднять и в руке удержать.

    Снести им легко было голову с плеч…

    Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

    Чтоб грудь защитить от ударов врага,

    Уж вы это знаете наверняка,

    На левой руке у героя висит

    Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

    Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята,правильно отгадали все загадки. После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

    Обр. Г.Короткова "Русская плясовая"в исполнении детского оркестра.

    Музыкальный руководитель: Берегите Россию - нет России другой.
    Берегите её тишину и покой,
    Это небо и солнце, этот хлеб на столе
    И родное оконце в позабытом селе…
    Берегите Россию, без неё нам не жить.
    Берегите её, чтобы вечно ей быть
    Нашей правдой и силой,
    Всею нашей судьбой.
    Берегите Россию - нет России другой!

    Стадия проекта:

    Проект реализован

    Цель проекта:

    Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

    Задачи проекта:

    Образовательные:
    Познакомить детей с литературными и музыкальными произведениями, воспевающими подвиги русских богатырей.
    Расширять кругозор детей, дать представление об оружии, снаряжении и их использовании.
    Познакомить детей с Государственной Третьяковской галереей, с картинами В.М. Васнецова.
    Развивающие:
    Развитие у детей чувства патриотизма через знакомство с былинами и легендами о русских богатырях, защитниках земли русской.
    Приобщать детей к прикладному творчеству по изготовлению и изображению элементов и эпизодов жизни и быта русских богатырей.
    Активизировать детей и родителей на создание мини-музея «Сказка в творчестве русских художников».
    Продолжать развивать у детей двигательную активность.
    Воспитательные:
    Приобщать детей к русской национальной культуре.
    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

    Достигнутые результаты:

    Дети приобрели первичные знания и представления о выдающихся личностях отечественной истории:
    - о героях былин и об их подвигах,
    - об оружии и снаряжении богатырей и их использовании.
    Дети виртуально познакомились с Третьяковской галереей, в частности с художником В.М. Васнецовым и его творчеством.
    Создан мини - музей «Былинные богатыри – защитники земли русской».

    Социальная значимость проекта:

    В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако, анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
    Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших защитников Родины, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу страну от иноплеменных захватчиков.
    В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

    Мероприятия, проведенные в рамках проекта:


    п/п 1 неделя

    1. Беседа «В.М. Васнецов – русский художник».
    2. Чтение русской былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
    3. Рисование «Богатыри земли русской»
    4. Слушание записи отрывка 2-ой симфонии А. Бородина «Богатырская».
    2 неделя
    5. Чтение русской былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
    6. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
    7. Лепка «Змей Горыныч и богатыри».
    8. Прогулка. Строительство снежной крепости для богатырей.
    9. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
    3 неделя
    10. Чтение русской былины «Добрыня и Змей».
    11. Беседа по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье».
    12. Аппликация «Богатырская застава».
    13. Совместный спортивный досуг «Не перевелись еще богатыри на Руси».
    4 неделя
    14. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатырский скок».
    15. Выставка сотворчества родителей и детей «Былинные богатыри – защитники земли русской».
    16. Выставка костюмов «Богатыри».
    17. Выставка картин В.М. Васнецова с изображением богатырей.
    18. Открытие мини – музея «Былинные богатыри – защитники земли русской».
    19. Подведение итогов работы над проектом. Определение перспективы дальнейшей деятельности.