Влияние окружения на психику человека. Скажи мне кто твой друг, и я скажу – кто ты

Влияние окружения на каждого из нас гораздо значительнее, чем можно себе представить. Именно от окружения часто зависит то, как состоялась жизнь человека. Стоит изменить окружение, и в жизни человека происходят удивительные изменения – меняется его судьба.

Мы не выбираем, какими родиться: рождаемся с заданными природой векторами (желаниями и психическими свойствами для их реализации, скрытыми в бессознательном). Не выбираем родителей, место рождения, обстоятельства и многое другое. Единственный способ, благодаря которому мы можем повлиять на себя и свою жизнь – через окружение.

Окружение влияет на мировоззрение человека, на его цели, привычки, поступки, душевное состояние, стремления, приоритеты, на его представления о себе, реализацию, уровень дохода и даже на состояние его здоровья!

Каждому из нас кажется, что он решает всё сам, однако это иллюзия. Учёные провели множество опытов, которые наглядно демонстрируют абсолютную, часто необъяснимую зависимость человека от его окружения. Многие из этих экспериментов провели Джеймс Фаулер и Николас Кристакис и описали их в книге «Связанные одной сетью».

Результаты экспериментов поистине удивительны! Они показывают, что окружение радикально влияет практически на все сферы жизнедеятельности человека!

Самый простой и показательный пример – это то, как влияет среда, состоящая из закоренелых преступников (зеков) на новых, пока ещё «неиспорченных» заключённых, попавших в тюрьму впервые. Исправительные колонии, по иронии, никого не исправляют, а наоборот, окончательно портят. Молодой человек, попавший в места заключения, выходит оттуда преступником. Человек и его окружение не просто связаны, человек – это продукт своего окружения.

Другой пример, описанный в книге «Связанные одной цепью»: у людей, страдающих ожирением, в окружении обязательно есть люди с лишним весом. И, напротив, у тех людей, которые ведут здоровый способ жизни, не переедает и имеет нормальный вес, окружение более спортивное и здоровое.

Мы бессознательно копируем тех людей, с которыми общаемся. Они как бы задают для нас рамки приемлемости. В первом случае формируется убеждение «потреблять слишком много пищи и быть толстым – это допустимо», во втором – «не допустимо».

Если наше окружение курящее – нам трудно бросить курить (или не начать). Если наши друзья злоупотребляют спиртным или наркотиками – и для нас это становится приемлемо, начинает казаться, что «ничего страшного в этом нет».

Любой врач-нарколог знает, что человеку, который пытается выйти из-под власти наркотической или алкогольной зависимости, необходимо сменить окружение. Прошлое окружение гарантированно вернёт его к употреблению алкоголя или наркотиков.

Тенденции, которые происходят в нашем окружении, удивительным образом влияют и на нас. Об этом свидетельствуют эксперименты Дж. Фаулера и Н. Кристакиса. К примеру, если среди близких знакомых покатилась волна разводов, вероятность того, что это может случиться и с вашей семьёй, существенно возрастает.

Кстати, о разводах. В прошлом поколении разводов было гораздо меньше, потому что общество осуждало разводящихся.

«О, смотри, разведёнка пошла», — презрительно говорили бабушки на лавочках.

«А этот, ты глянь, семью бросил – жену и двух детей!»

Общественное мнение держало людей в браках даже в сложных ситуациях.

Время изменилось, и теперь развод – это нормально, приемлемо для общества. Развод не осуждается, и именно поэтому люди разводятся во много раз чаще, не желая страдать в брачных отношениях. Общественное мнение, общество, окружение, среда обитания – это влияет на наши решения гораздо больше, чем мы осознаём.

Если в вашем окружении принято ныть и жаловаться, то и вы незаметно для себя можете стать нытиком и вечной жертвой обстоятельств.

Если в ближайшем окружении принято выражать неприязнь, враждебность, осуждение, язвительность, недоброжелательность – это может стать и вашим стилем общения. «Среди волков жить – по-волчьи выть», — говорит пословица.

То, что принято в вашем окружении, становится приемлемо и для вас.

Плохие состояния, вредные привычки, тенденции, настроения и манера поведения – всё это «инфицирует» окружающих людей. Все зависят от всех, но особенно мы зависим от близкого круга общения.

Случайно попав в то или иное окружение, вы, совершенно не осознавая и сами того не замечая, можете приобрести вредные привычки (закурить, начать выпивать), растолстеть, обеднеть, впасть в депрессию, начать нарушать закон, стать агрессивным, развестись или что-то ещё.

К счастью, всё может случиться и наоборот – благодаря благоприятному окружению, вы можете похудеть, бросить курить (пить), разбогатеть, быть счастливым, любимым, любящим, добрым и наслаждаться жизнью на все 100%.

Нужно тщательно выбирать людей, с которыми мы проводим время и обмениваемся мнениями. Выбор окружения – это то, к чему стоит относиться максимально осознанно. Окружение может подталкивать вас к развитию, к правильной реализации, формировать правильное, позитивное мироощущение.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу – кто ты

Как формируется окружение человека? Чаще всего неосознанно. Оно состоит из родственников, друзей и знакомых, с которыми на каком-то этапе свела судьба, соседей, коллег по работе. Словом, людей, которые по причинам близкого географического расположения и сплетения обстоятельств, вошли в вашу жизнь.

Друзей мы чаще всего выбираем по равенству свойств – с ними есть о чем поговорить, они векторально такие же, как мы, и находятся приблизительно на таком же уровне развития и реализации. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты», — говорит известная поговорка. Посмотрите на людей, с которыми проводите время, на их проблемы, желания и настроения, и, возможно, осознаете причины происхождения собственных проблем, желаний и настроений.

Например, подруги со зрительным вектором могут суеверить вместе, ходить к гадалкам, читать гороскопы, увлекаться фен-шуй. Звуковые друзья могут сидеть вместе в депрессиях, говорить о несовершенном мире, бренности бытия или даже увлечься наркотиками.

С любимыми друзьями можно, например, осуждать баб (мужиков), жалуясь на противоположный пол, раз за разом переживая разочарования в личной жизни… И закрепляясь всё больше в этих разрушительных убеждениях, плохих сценариях.

Как же изменить круг общения, изменяя параллельно свою судьбу? Как сформировать его осознанно?

Без осознания себя и других людей это сделать невозможно.

Что мне мешает быть счастливым? Кто я и чего хочу? Моё ли это желание, или позаимствованное у соседа по лестничной клетке? Как узнать человека, который желает того же, что и я? Где найти таких людей? На эти вопросы поможет ответить системный психоанализ.

Все наши преграды, все негативные сценарии, которые заставляют нас двигаться по замкнутому кругу повторяющихся событий, находятся в нашем бессознательном. Точно так же и наши настоящие желания, которые обязательно обеспечены свойствами для их реализации, тоже скрыты в бессознательном. Осознать себя, свои желания и потребности можно только с помощью системно-векторной психологии. Более того, в процессе системного психоанализа, мы научаемся невероятно глубоко понимать, различать, идентифицировать других людей. Понимать причины всех событий, которые с нами происходят. И этот навык остаётся с нами навсегда.

С осознанием дела очень просто «настроить» своё окружение на правильный лад, оградить себя от той части, которая оказывает разрушающее влияние, и дополнить его теми людьми, которых в нём недостаёт.

К примеру, человеку со звуковым вектором (обладателю абстрактного мышления и философского ума, искателю смысла жизни), необходимо особое окружение. Это окружение таких же звуковиков, которые реализуют свою природу – занимаются духовным развитием и самопознанием, работают над собой. Почему? Не потому, что иначе ему не с кем водить философские разговоры. А потому, что иначе он не реализует свою природу, а значит, так и будет всю жизнь страдать в тяжелых состояниях.

Человек – существо социальное, и не может оградить себя от других людей. Окружение – это необходимость. Оно влияет на человека. Как влияет – зависит от «состава» этого окружения. Как повлиять на себя через окружение? Создать его осознанно.

Как и где искать людей для своего окружения? Хотя бы с помощью Интернета.

Влияние окружения на ребёнка

«Был золотой ребёнок. Попал в плохую компанию и теперь его не узнать…» Знакомо?

На детей окружение имеет ещё более мощное влияние, чем на взрослых. Подражая окружающим сверстникам, дети ранжируются – учатся жить среди других людей. «Подражая» и «ранжируются» – ключевые слова в этом контексте.

В американских школах принято употреблять наркотики, и это настоящая проблема, которую нельзя решить даже на государственном уровне. Не употреблять наркотики в этой среде – значит не ранжироваться. Значит быть «синим чулком», ботаном, хлюпиком, словом, никем не уважаемым, непризнанным. Это — яркий пример того, как дети влияют друг на друга.

Попав под плохое влияние, ребёнок может выйти из-под контроля родителей и серьезно навредить себе.

Однако пытаясь полностью оградить ребёнка от влияния улицы, родители совершают другую ошибку – создают ему плотный график, заполненный интеллектуальным обучением (репетиторы, музыкальная школа, другие кружки). Всё это на самом деле развивает интеллект, и всё идёт «как надо» до определённого момента, после которого начинаются проблемы (подробнее в статье «Интеллектуальное развитие ребёнка»). Развивая только интеллект (т.е. верхние вектора, по определению системно-векторной психологии), можно получить обратный эффект – в пубертате такой ребёнок «притянется» в плохую компанию. Это о нем будут говорить: «Какой золотой был ребёнок!»

Ребёнку необходимо ранжироваться среди других детей. Не просто сидеть за партой или в одной комнате. Не быть изгоем, а находить своё место, адаптироваться. Это ранжирование развивает нижние вектора, то есть ту часть психического, которая должна быть опорой для верхних векторов. Если нижние вектора у подростка не развиты, он вынужден будет ранжироваться среди таких же детей (т.е. детей с неразвитыми нижними векторами). Это всегда архетипичные «стайки», члены которых не могут адаптироваться в современном мире.

Родитель должен понимать, как происходит развитие ребёнка, видеть системно (а не через себя) его потребности и помогать ему в выборе окружения.

Но самое важное для пап и мам – это самим не стать разрушающим окружением для своего ребёнка. Ведь многие из нас получили максимальное количество психологических травм и якорей именно от родителей. Самые большие и горькие обиды у многих – на родителей. На родителей, которые всегда хотели только самого лучшего, как мы для своих детей…

Сила влияния окружения на человека велика. Можно стать жертвой своего окружения. Можно изменить свою жизнь, сознательно изменив окружение. А можно и самому стать окружением для многих…

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.[ ...]

Среда социальная - культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами), гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.), степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения, бандитским нападением, воровством, неизбежным хроническим или неожиданным заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. д. и т. п.); моральные нормы общения, свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания); возможность свободного общения с лицами сходного этнического и культурного уровня, т. е. создания и вхождения в эталонную для человека социальную группу (с общностью интересов, жизненных идеалов, поведения и т. п.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками, товарами и т. д.) или сознание обеспеченности такой возможности; доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной (временной) перемены типа жилища (вплоть до туристской палатки); обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса от перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); комфорт сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).[ ...]

Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. - СПб., 1997.[ ...]

Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек обладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и сохраняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными особенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказывает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.[ ...]

Известно, что особую важность в определении поведения имеет нервная система. Несомненно также значение гормональной системы, ибо у высших животных, включая человека, гормоны принимают участие не только в репродукции, но и-в детерминировании индивидуального темперамента, реакций ца стресс. Животные, половое поведение которых является «осознанным», к гормонам чувствительны только в определенное время (сезон), в другое время гормональный стимул не вызывает у них никакого ответа. Напротив, у человека способность к репродукции не зависит от сезона, поэтому гормональное влияние в половом поведении является меньшим. Как нервная, так и гормональная системы в конечном итоге находятся под генетическим контролем (природы). Поэтому поведенческий потенциал человека, вероятно, детерминируется генетически, но этот потенциал может быть реализован только в условиях определенной среды (воспитания).[ ...]

В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фактор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ориентировочной деятельности (получение удовольствия при решении неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).[ ...]

Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый индивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Существует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с некоторой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем достижения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в прошлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возможность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуации, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается проблем поведения его в среде социальной.[ ...]

Химические вещества, попадающие в организм из внешней среды, могут изменять ход подобных нейрохимических процессов, влияя на количество вещества в каком-либо звене процесса или изменяя уровень активности энзима в каком-либо звене процесса. Возможно также влияние на процесс проникновения трансмиттера или на его возвращение в пресинаптическую мембрану. При исследовании связи биохимических процессов и поведения человека химические вещества, влияющие на изменение биохимических процессов, оценивают также по происходящему вследствие этого изменению поведения.[ ...]

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие стороны жизни.[ ...]

Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля.[ ...]

В последнее время стало понятно, что одна только медицина не может справиться с растущей патологией у населения. Доля влияния здравоохранения на здоровье человека составляет 10-15%, в то время как условия и образ жизни составляет более 50% этого влияния. В связи с этим возрос интерес к здоровому образу жизни, как среди специалистов, так и широких кругов населения. Происходит осознание тезиса: искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать ее. Становится ясно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Здоровый образ жизни необходимо рассматривать как основу профилактики заболеваний.[ ...]

Агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачева (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков человека. Вместе с тем хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений - хулиганства, пьянства, сквернословия. В Москве криминогенная обстановка ухудшается от центра к периферии, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей.[ ...]

Думается, что данный проект является одной из эффективных форм работы по изучению природы родного края и его экологического состояния. В ходе работы происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного исследования, развиваются наблюдательность и интерес к исследовательской работе в различных областях знаний. Учащиеся также могут видеть отрицательные последствия влияния человека на природную и окружающую среду, что побуждает их в дальнейшем к правильному экологическому подходу в своей будущей профессиональной деятельности и приучает к правилам поведения в природе.

Влияние окружающей среды на поведение

Некоторые формы поведения проявляются только на определенных стадиях развития. Иногда такое поведение развивается, по-видимому, без какой бы то ни


было заметной тренировки. Например, голуби в определенном возрасте начинают махать крыльями и неуверенно летать, но с практикой их летательные способности улучшаются. Однако Громан (Grohmann, 1939) в ставшем теперь классическим эксперименте выращивал группу голубей в трубах, в которых они не могли двигать крыльями. Другая группа такого же возраста развивалась без ограничений. Когда эти развивавшиеся на свободе голуби достигли стадии, на которой они могли удовлетворительно летать, были освобождены голуби из труб. Оказалось, что они также способны летать сразу же после освобождения. У мутантных цыплят, лишенных оперения, развиваются нормальные вестибулярные рефлексы, проявляющиеся в движениях крыльев, хотя эти рефлексы совершенно бесполезны (Provine, 1981). На первый взгляд кажется очевидным, что поведение не зависит от средовых факторов, но не следует считать, что способность к полету развивается независимо от онтогенетических возможностей. Вероятнее все же, способность к полету зависит от некоторых существенных условий, хотя наши знания о них фрагментарны (Ham, Veomett, 1980). Сходный пример - вокализация у голубей и домашних кур, которая весьма стереотипна и проявляется на определенных стадиях развития. Она зависит не от слухового опыта, а от определенного гормонального состояния, являющегося частью общего созревания.

Многие типы движений развиваются при очевидном отсутствии тренировок или примера (Hinde, 1970). Однако результаты изучения некоторых форм поведения в эмбриогенезе позволили предположить, что в них фрагментарно и неполно включены движения, которые, возможно, влияют на процесс развития (например, Кио, 1932, 1967; Kraijt, 1964; Anthoney, 1968). В качестве примера мы рассмотрим работу Куо (Кио, 1932) по развитию поведения у куриных зародышей. Куо делал окна в скорлупе яйца и непосредственно наблюдал за поведением зародыша (рис. 3.2). Он обнаружил, что зародыш постоянно подвергается воздействию различных сигналов, возникающих как внутри яйца в результате его собственной активности, так и поступающих снаружи. Можно было наблюдать различные движения, в том числе начальные пассивные движения головы, вызванные сокращениями сердца. Активные движения головы развиваются в течение нескольких дней и сопровождаются открыванием и закрыванием клюва. К семнадцатому дню наблюдаются движения, похожие на клевание. Некоторые исследователи полагают, что таким образом цыпленок учится клевать (например, Lehrman, 1953; Schneirla, 1965). Другие (например, Thorpe, 1963; Lorenz, 1965) поднимают эту идею на смех. Независимо от того, имеет место научение или нет, не приходится сомневаться в том, что развивающийся зародыш отвечает на различные сигналы, поступающие как изнутри яйца, так и из внешней среды, и что эти сигналы влияют на эмбриональное развитие. Так, Маргарет Винс (Margaret Vince, 1969) показала, что сигналы, исходящие от зародыша, могут влиять на развитие других яиц в гнезде, синхронизируя вылупление. Готтлиб (Gottlieb, 1971) обнаружил, что утиные зародыши начинают реагировать на сигналы матери за пять дней до вылупления и что такой опыт может влиять на последующее поведение утят. Однако другие исследователи (например, Hamburger, 1963) получили данные, свидетельствующие о том, что движения у куриных за-


родышей развиваются при отсутствии сенсорной стимуляции, и что на типы движений, которые проявляются позднее в онтогенезе, не обязательно оказывают влияние движения раннего зародыша (см. Gottlieb, 1970).

Читатели, должно быть, помнят, что потомство разных видов развивается разными путями. Если утята и козлята способны бегать сразу же после появления на свет, то птенцы черного дрозда и котята в этом возрасте беспомощны. Нас не удивляет утверждение о том, что на постна-тальное развитие последних влияет опыт. Так должны ли мы удивляться тому, что животное, находящееся в яйце или в утробе матери и проходящее такие же стадии общего развития, подвергается воздействию определенных сигналов. По-видимому, нет принципиальной разницы между защитными приспособлениями, окружающими утенка в яйце, и защитой молодых черных дроздов в гнезде. Точно так же, по-видимому, невелики принципиальные различия между влиянием среды в том и в другом случае. Для нормального развития потомства каждого вида важны определенные типы жизненного опыта. Например, взрослая кошка не будет обладать нормальным зрением, если в течение первых месяцев жизни у нее возникают какие-либо нарушения в координации зрения двумя глазами, например, при искусственном косоглазии или при выключении каждого глаза поочередно (через день), так чтобы оба глаза не функционировали вместе (Hubel, Wiesel, 1965). Опыт, который необходим для нормального развития животного, различен у разных видов.

Начало 20 в. - Г.Зиммель использовал для описания города термин «перенасыщенная среда », отмечая, что городская среда затрудняет восприятие людьми новых импульсов, поскольку они растрачивают свою энергию на решение мелких, частных проблем среды.

Теоретические концепции жизни в городе

n Город с позиции теории «места поведения» Р.Баркера (эффекты сверхукомплектования / перенаселенности)

n Город с позиции теории ограничения поведения (эффекты выученной беспомощности) (Прохански и соавт., 1970)

n Город с позиции теории перегрузки (С.Милграм)

n Город как источник стресса

n Эклектическая модель городской среды (П.Бэлл и соавт., 2001):

Психологические механизмы , позволяющие адаптироваться к перегрузкам в городской среде (Милграм):

  1. Каждой входящей единице информации отводится меньше времени, в результате чего контакты с окружающими минимизируются или же пресекаются.
  2. Пренебрежение информацией, не являющейся первоочередной. При этом «несущественность» информации оценивается априорно, в результате чего может быть пропущена и релевантная информация.
  3. При социальных операциях ответственность может перекладываться на других участников. Латане и Дарли (1969) экспериментально подтвердили – чем больше число наблюдателей, тем меньше вероятность, что кто-то из них вмешается в происходящее.
  4. Система блокирует доступ информации на самом входе. В качестве системы выступает сам субъект, поведение которого затрудняет для окружающих взаимодействие с ним.
  5. Интенсивность входной информации снижается с помощью фильтрующих устройств (допускаются поверхностные формы участия во взаимодействиях).

Милграм обращает внимание на еще два момента:

1) в городе больше уважения к праву других на уединение – в силу того, что добиться физического уединения трудно,

2) потребность в оказании помощи в большом городе возникает слишком часто, поэтому неучастие становится нормой.

Исследование, проведенное Альтманом с соавторами, показало, что в маленьких городках незнакомцам разрешают зайти в дом позвонить гораздо чаще, чем в большом городе (в одном городке – в 5 раз чаще, в трех других – более чем в 2 раза). При этом везде женщин пускали более часто, чем мужчин. Объяснение, которое дает Виллена таким результатам, опирается на феномен социальной идентичности, в данном случае – городской идентичности. Для жителя большого города преступление в его собственном городе – более частое явление, чем для жителя маленького городка, то есть дело не в расстоянии, на котором произошел инцидент, а в принадлежности к одной социальной группе с пострадавшими.

Город представляет собой саморазвивающуюся систему, относительно стабильное функционирование которой обеспечивается действием социальных норм. Наряду с юридически оформленными и закрепленными нормами жизнь горожанина регулируется так называемыми «резидуальными правилами » (Шефф, 1960). Это нормы, регулирующие рутинную жизнь человека, но остающиеся некодифицированными и неэксплицированными. При этом:

1) большинство людей согласны с этими правилами,

2) правила незаметны, пока не происходит их нарушение.

Отталкиваясь от последнего положения, Гарфинкель предложил методический прием для изучения резидуальных норм – через их нарушение. Этот прием был успешно реализован в ряде исследований, в частности – Милграмом для анализа норм поведения в метро, Манном и Тэйлором для исследования такого социально-психологического феномена, как очередь.

В ходе естественного эксперимента, проведенного в вагонах метро, экспериментаторы-студенты просили сидящих пассажиров уступить им свое место. Результаты оказались неожиданными – более чем в половине случаев место уступали без всяких возражений. Даже когда обращение звучало следующим образом: "Извините, не уступите ли мне местечко, мне неудобно читать стоя" – почти в 42% случаев просьба выполнялась. Наибольшее сопротивление в ходе эксперимента возникало у самих экспериментаторов – им было до такой степени сложно обращаться к сидящим людям с необоснованной просьбой, что у них возникали вегетативные расстройства: головокружения, тошнота, слабость и т.п.

Аналогичные затруднения испытывали люди, получившие задание вторгнуться в очередь (иногда им требовалось около получаса на «моральную подготовку»), хотя в самой очереди на такое вторжение реагировали фактически один-два человека из тех, перед которыми «внедрялся» в очередь экспериментатор, и происходило это реже, чем в половине случаев. Реакции «пострадавших» редко включали физическое воздействие (в 10% ситуаций вторжения), в основном это было словесное или мимическое выражение недовольства.

Таким образом, резидуальные нормы регулируют пространственное поведение горожан, обеспечивая их «естественные права» в пределах публичных территорий.

Образ города.

Автором одной из первых работ, анализирующих пространственные представления о городе и те процессы, через которые человек познает среду и ориентируется в ней, был С. Троубридж (1913). Его исследование показало, что плохая ориентация некоторых людей в окружающем их городском пространстве связана с грубыми нарушениями локализации объектов в “умственных образных картах”. Тем самым было доказано безусловное влияние пространственных представлений на повседневное поведение человека.

Исследование структурной организации образа города впервые было предпринято американским архитектором К.Линчем в 1960 г. Для того, чтобы экстериоризовать ментальный образ города, вывести его из сферы субъективного опыта, Линч использовал рисуночный метод. Своих респондентов он просил нарисовать город, так, чтобы этот рисунок мог помочь другому человеку составить себе представление: о городе в целом – в одном случае, об отдельных маршрутах – в другом.

В результате проведенного исследования Линч выявил основные элементы образа города :

  • Пути – коммуникации, по которым осуществляется перемещение из одной точки городского пространства в другую. Это линейные элементы, примером которых служат улицы, тропинки, переходы, линии метрополитена, речные пути, фуникулеры и т.п.
  • Узлы – локальные элементы, пересечения путей; места, в которых происходит изменение направления движения. Это перекрестки, транспортные развязки, станции пересадки в метрополитене, станции метро при переходе от наземного к подземному транспорту и наоборот и т.д.
  • Районы – протяженные пространственные элементы образа города; места, имеющие однородную структуру, отличающую их от окружения. Районы могут различаться по своим размерам, значению, степени структурированности. Районы как элементы образа города не совпадают с административным районированием, поскольку задаются не формальными, а субъективными критериями.
  • Границы – линейные элементы, основная функция которых – ограничение одних районов от других. В качестве границ могут выступать улицы, реки, ограждения и т.д.

· Ориентиры – точечные элементы образа города, позволяющие субъекту определить свое местонахождение. Линч рассматривает два вида ориентиров: локальные – позволяют сориентироваться в рамках незначительного замкнутого пространства, дистантные – заметные на значительном расстоянии. К локальным ориентирам могут быть отнесены небольшие строения, вывески и т.п., к дистантным – преимущественно высотные сооружения, такие как колокольни, маяки, телебашни и др.

Исследования К.Линча показали, что первейшим условием комфортабельной и приятной для жизни городской среды является высокая степень ее представимости. В основном это обеспечивается наличием безошибочно узнаваемых опорных пунктов.

С. Милграм провел исследование психологических карт Парижа, Бостона, Нью-Йорка. При изучении визуального образа Нью-Йорка Милграм демонстрировал респондентам фотографии, сделанные в разных точках города, и просил опознать точный район, точный микрорайон, дать точное название улицы. Оказалось, что ядром наглядно-визуально образа Нью-Йорка является Манхэттен – он чаще других районов правильно идентифицировался (даже в сравнении с районом проживания респондентов), редко путался с другими районами. Милграм отмечает, что возведение в микрорайонах легко узнаваемых монументов, украшение зданий запоминающимися декоративными элементами, использование различной окраски домов – все эти приемы помогают улучшить узнаваемость городской среды и, тем самым, повысить степень ее комфортабельности.

Теория защищающего пространства (О.Ньюман и соавт.)
Защищающее пространство:

n должно иметь четко обозначенные и ясно опознаваемые границы

n не должно быть проходной зоной

n должно предоставлять владельцам возможность вести неформальное наблюдение за происходящими в нем событиями

n будет способствовать формированию локальных социальных связей среди жителей

Территориальные признаки защищающего пространства (Р.Тэйлор и соавт., 1980)

n Признаки защиты (символические и реальные барьеры)

n Признаки принадлежности (территориальные маркеры, сообщающие о «занятости» места)

n Признаки децивилизации (физические и социальные признаки ухудшения состояния места)


Опорный конспект к лекции 8-9. Экосберегающее поведение

n Психология экосохранения: основные задачи и проблемы/направления исследований

n Понятие экологически значимого поведения

n Теории экологически значимого поведения

Основные практические задачи психологии экосохранения:

n Способствовать поддержанию психологической связи человека с природным окружением

n Продвигать идеи экологически устойчивого развития

n Продвигать экосберегающее поведение



Экологический след человечества - отражает потребление человечеством ресурсов биосферы.

Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов

Несущая способность экосистемы –

предельная численность популяции, которая может поддерживаться в рамках данной экосистемы на протяжении неопределено большого числа поколений (У. Каттон)

Экологический след субъекта – мера воздействия субъекта на среду обитания ,

Экологически значимое поведение – термины-синонимы:

n экологически значимое поведение (environmentally significant behavior)

n экологически дружественное поведение (environmentally friendly behavior)

n экологически ответственное поведение (environmentally responsible behavior) или экологически ответственные действия (responsible environmental action)

n проэкологическое поведение (proenvironmental behavior)

n поведение сохранения(conservation behavior)

n экологически устойчивое (жизнеспособное) поведение (environmentally sustainable behavior)

n экологически ориентированные формы поведения

n экологически целесообразное поведение

n экологически релевантное поведение

П.Стерн с коллегами (P. C. Stern, T. Dietz, T. Abel, G. A. Guagnano, L. Kalof)

Критерии экологически значимого поведения:

объективный (объективные последствия: «степень, в которой оно изменяет доступность сырья или энергии, получаемых из окружающей среды, или изменяет структуру и динамику экосистем или биосферы как таковой»)

субъективный (проэкологические намерения субъекта)

Личность и среда. Личность -- это сочетание стабильных характеристик человека. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его: поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде.

Традиционно психологи описывали поведение отдельного чело-; века с точки зрения отдельных свойств личности, таких, как агрессивность, честность, уверенность в собственных силах, открытость или замкнутость, решительность или нерешительность. Но теперь многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Например, многие честны в одних ситуациях и нечестны в других. Личностные факторы и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, причем часто ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства личности.

Эти выводы имеют очень большое значение, потому что они указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для организации.

Руководители должны совершенствовать свои способности направлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Рабочая среда -- это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации. В число этих факторов входят бесчисленные потенциальные вариации каждого, при этом все факторы взаимосвязаны и меняются во времени, что делает рабочую среду в организации чрезвычайно сложной. Исследователи в области управления и психологии еще очень далеки от того, чтобы полностью объяснить и попытаться точно спрогнозировать влияние рабочей среды на отдельных работников, их поведение.

Группы и управленческое лидерство. Группы могут оказывать влияние на поведение конкретных людей. Благодаря многочисленным возможностям социального взаимодействия, группы формируются спонтанно. Сама по себе организация и ее подразделения по определению тоже являются группами. Члены группы формируют разделяемые ими установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы.

Нормой называются стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях. Чем в большей степени человек цент свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами, которые могут способствовать или противодействовать достижению формальных целей организации. Примером нормы, способствующей достижению целей формальной организации, является высокая ценность коллективизма внутри группы, если цели группы устремлены в направлении достижения целей организации.

Лидерство. Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть эффективным лидером. Лидерство -- это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. В условиях организации важен стиль лидерства, стиль руководства, который отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, самооценку и личность. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации, определяемой содержанием работ и индивидуальными характеристиками подчиненных.

Системная модель внутренних факторов -- это модель взаимоотношения внутренних факторов: целей, структуры, задач, технологии и людей.

Социотехничсские подсистемы в совокупности и взаимодействии составляют внутреннюю среду организации. Внутренние факторы обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент -- людей и технический компонент -- другие внутренние факторы. При подготовке управленческих решений необходимо рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической структурой, а также учитывать индивидуальное и групповое поведение; только так можно достичь поставленных целей.