Чем грозит магистратура и кем работает магистр. Плюсы и минусы магистратуры

В России полученное образование на базе магистратуры становится с каждым годом все более популярней. Диплом магистра присваивает высшую ученную степень по окончанию высшего учебного заведения. Документ такого образца признан работодателями в большинстве развитых стран мира, он ценится гораздо выше чем другие дипломные квалификации. Высокий уровень приобретенных знаний в магистратуре дает его обладателю большую вероятность самореализации.

За статистикой, направленный выбор студента со степенью «магистра», обосновывается:

  • Диплом магистра – это прежде всего, подтверждение полноценного высшего образования.
  • Более глубокое изучение теории выбранной специализации, что дает свои преимущества в научно – исследовательской деятельности, при дальнейшем поступлении в аспирантуру.
  • Имеет свои плюсы при переходе из ВУЗа в ВУЗ, даже если он находиться за рубежом;
  • Диплом магистра заслужил признания всего мира, что весомо, если будущие место работы находится за пределами России, тогда как диплом с квалификацией специалист там не котируется;
  • Обладатель магистерского диплома может свободно заниматься преподавательской деятельностью в любом ВУЗе.

В России поступление в магистратуру для получения дальнейшего высшего образования, происходит на базе диплома с квалификацией бакалавр или специалист. Срок такого обучения составляет два года. Форма обучения предусматривает изучение научной литературы, прослушивание лекций, участие в научно – исследовательской практике, семинарах, публикация своих научных работ. По окончанию образования в магистратуре, студент должен написать магистерскую диссертацию с дальнейшее ее защитой в присутствии экзаменационной комиссии.

Диссертация магистра имеет свои особенности, отличающие ее от дипломных работ бакалавра , специалиста.

  • Прежде всего, это научно – исследовательская деятельность с научными рассуждениями студента по его работе.
  • Магистерская работа по квалификации должна отвечать требованиям научных работ.
  • В работе студент – магистр, опираясь на тему работы, должен правильно поставить задачу, найти оптимальные пути ее решения, сделать правильные выводы.
  • Рассматриваемый научный материал, для выполнения работы, обязан соответствовать уровню актуальности и новизны.
  • Работа должна быть построена на своих собственных исследованиях, с целью решения поставленной задачи по теме.

По структуре, магистерская диссертация отличается лишь присутствующей перед содержанием анатоцией и большим объемом работы. Диссертация должна быть написана, не менее, из двух разделов. Первый раздел всегда посвящается обзору изученной научной литературы по теме диплома. Остальные разделы освещают проделанную научно – исследовательскую работу, ее детальный анализ, описание полученных результатов. Написанные выводы и предложения должны нести четкую и ясную информацию.

Правильно написанная магистерская работа, с докладным изучением и выполнением поставленных задач по ее темы, всегда будет хорошей основой для выполнения будущей кандидатской диссертации.

В отечественной высшей школе исследовательская работа студентов всегда была важной составляющей профессиональной подготовки. И для современного магистерского образования в вузах особенно актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.

Научно-исследовательская работа (НИРС) магистрантов, которая встраивается в учебный процесс . Важнейшей задачей НИРС этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид учебной работы включает: изучение литературы, подготовку научных рефератов, участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида - выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения, обеспечение непрерывности по оси «магистратура-аспирантура». Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях.

Научные исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя. Содержание работы магистрантов - участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов, как и студентов, представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.

Учебная исследовательская работа магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания, развивать творческое мышление студентов, помогает приобретению магистрантами исследовательских умений. Ее цель – развитие умений работать с учебной, научной, справочной литературой по выбранной теме исследования; обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала.

Научно-исследовательская работа магистрантов должна создавать условия для реализации исследовательских умений; развивать инициативу, научную интуицию, самостоятельность; обеспечивать возможность освоения магистрантами различных видов творческой деятельности, воспитывать умения работать в коллективе. Ее цель – развитие творческой активности магистранта через овладение им комплекса исследовательских знаний, умений, навыков. Учебная исследовательская и научно-исследовательская работа магистрантов составляют единое целое, но различаются степенью самостоятельности магистранта при выполнении исследования.

Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы магистрантов в вузе является обеспечение ее комплексности. Это предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования логики, методов и технологии выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты.

Практический опыт реализации магистерских программ по направлению «Педагогика» выявил ряд проблем:

Каким образом организовать научно-исследовательскую работу магистранта в семестре?

НИРС в магистратуре – это, прежде всего, система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов: 1) обучение студентов-магистрантов элементам творчества и привития ими навыков исследовательского труда; 2) собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
3) воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.

Студенты магистратуры должны знать, что их научно-исследовательская работа является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего магистра. Целью НИРС в магистратуре является обучение студентов методам ведения научных исследований, самостоятельной организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед студенческой аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

Студенты-магистранты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя - профессора, доценты. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель. Чаще всего - это научное направление, которое уже ведется в научной школе или лаборатории научного руководителя, на факультете института. Иногда магистрант приходит со своей научной идеей. Если она лежит в русле магистерского направления подготовки или основных научных направлений Института (факультета), то она также может вылиться в тему научного исследования. Очень часто научная работа, осуществляемая студентами-магистрантами, перерастает в их кандидатскую диссертацию.

Для сравнения рассмотрим магистерское образование Франции. С 2002 года магистерское образование во Франции реализуется в двух равнозначных направлениях: исследовательском и профессиональном. В начале обучения студент магистратуры должен выбрать либо профессиональное , либо исследовательское направление в магистерском образовании, при этом за ним сохраняется право изменить направление своей подготовки в ходе обучения. Исследовательская магистерская степень позволит выпускнику поступить напрямую в докторантуру, однако и у выпускника с профессиональной магистерской степенью также остается возможность поступить в докторантуру. В магистратуре кроме развития компетенций в специальной профессиональной области, развиваются компетенции исследователя в избранной сфере деятельности.

В магистратуре французских вузов, как и российских, особое внимание уделяется обучению методам исследования, написанию диссертационной работы. Французские магистранты выполняют различные исследовательские работы, которые отличаются по уровню сложности, объёму и содержанию. Можно выделить три вида таких исследований: учебное исследование на первом курсе магистратуры, научное исследование, профессиональное исследование на втором курсе магистратуры для исследовательского и профессионального направления.

Образовательные программы российской и французской магистратур по направлению «Педагогика» (в России) и «Науки об образовании» (во Франции) включают по два основных компонента - образовательный и исследовательский .

Структура организации магистратур исследовательского направления «Науки об образовании» во Франции является общей для всех аналогичных магистратур и включает четыре модуля:

1) модуль теоретических знаний по методологии исследования;

2) модуль специальных дисциплин;

3) модуль курсов по выбору студентов;

4) модуль подготовки магистерской диссертации.

Наблюдается тенденция организации межвузовской подготовки магистрантов во Франции: один модуль может изучаться в одном университете Франции, другой модуль – в другом университете или в исследовательском центре.

Со второго года обучения французские магистранты в исследовательском направлении магистратуры присоединяются к определенной докторской школе при кафедре «Науки об образовании». В их обязанности входит присутствие на междисциплинарных семинарах и участие во всех образовательных мероприятиях докторской школы.

Особенностью французской магистратуры исследовательского направления является то, что на второй год обучения могут поступить не все студенты первого курса, а лишь те, кто успешно защитит исследовательскую работу первого курса и «досье» которых (в этом досье отражены учебные достижения магистранта) пройдет отбор специальной комиссией. На втором году обучения магистранты начинают участвовать в работе исследовательской школы со своими научными руководителями.

Идеи французского опыта организации различных форм исследовательской работы магистрантов на первом и втором курсах магистратуры могут быть, на наш взгляд, успешно использованы в российских магистратурах.

Функционирование системы НИРС в вузе обеспечивается также ученым советом вуза, учеными советами факультетов (институтов), советом вуза по НИРС и НСО.

Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Является ли научно-исследовательская работа для всех

студентов/магистрантов обязательной?

2. Чем отличается НИРС от НИР во внеучебное время?

3. Как называется вид выпускной квалификационной работы магистров?

4. К какой (каким) организационной форме обучения относится научно-

исследовательская работа студентов: лекционной, семинарской,

лабораторной, практической, самостоятельной?

Магистр и магистратура — этими словами озадачены как нынешние первокурсники, так и те, кто только в этом году закончит обуч ение в бакалавриате. Поскольку бакалавра в противовес специалисту считают недоучкой, «недоспециалистом», студенты, пройдя четырехлетний курс подготовки, задумываются об обучении в магистратуре, чтобы обрести некую полноценность в образовании. В самом деле можно рассуждать так: если бакалавр — недоспециалист, то магистр — переспециалист. Третьего не дано, и так будет до тех пор, пока бакалавриат будут считать неполным высшим образованием.

На тему, кто такие бакалавры и откуда они появились мы писали в . Без отрыва от того разговора хотелось бы обсудить, кто такие магистры.

Поступить в магистратуру может выпускник с дипломом бакалавра или специалиста в любое время, не обязательно сразу после окончания первой ступени образования. Условия поступления — конкурсный отбор по результатам вступительных испытаний (экзаменов или собеседования — каждый вуз решает сам). При этом в некоторых случаях можно поступать не на то же самое направление, по которому обучались в магистратуре, а близкое или смежное с ним при условии досдачи некоторых экзаменов. Например, бакалаврам технологического образования в ИжГТУ им. Калашникова позволяют поступать на экономику и экологию. Эти правила также устанавливает вуз, и если вы действительно хотите поменять свою специализацию, то узнавайте уже сейчас, на какие направления и программы подготовки вас возьмут с бакалаврским дипломом.

Обучение в магистратуре длится 2 года. Как правило, оно не столь загружено, как обучение на специалитете или бакалавриате. Очень мало часов, основной упор — на самостоятельную работу, при этом самостоятельная работа носит научно-исследовательский характер.

Все дело в том, что обучение в магистратуре нацелено на появление узких специалистов, желательно по заказу предприятий, готовых к проведению научных исследований. Например, вы, будучи студентом, проходили преддипломную практику на заводе в своем городе и писали , связанную с реальной проблемой этого предприятия. Руководство завода, понимая, что своими «рабочими» силами не сможет решить эту проблему и видя в вас научный потенциал, направляет вас в магистратуру для ведения дальнейших разработок в этой теме. Через два года вы получаете нужный результат и, обладая всеми необходимыми знаниями, устраиваетесь на работу на данное предприятие, становясь тем самым узким специалистом.

Хотя, описанная история — идеальный вариант развития событий. В самом деле всё обстоит скорее наоборот.

Начав обучение в магистратуре, будьте готовы приступить к написанию магистерской диссертации с первых дней знакомства с научным руководителем. В то же время, поскольку занятий проводится мало, появится соблазн устроиться на работу (ведь высшее образование уже имеется). И в самом деле (в этом нет ничего плохого) многие устраиваются на предприятия, на которых проводят свои исследования, проходят практику (скорее — в магистратуре без этого не обойтись). Возраст и заработок уже позволяют обзавестись семьей, однако на эти удовольствия уходит много времени и сил, настройтесь на преодоление трудностей.

Обучение завершается защитой выпускной квалификационной работы, или магистерской диссертации — законченного научного труда, по уровню чуть выше ВКР бакалавра и дипломной работы специалиста, но ниже, чем кандидатская .

Этим и объясняется, почему магистр — совсем не ровня специалисту. Специалист — инженер, работающий на производстве, занимающий руководящие должности (не факт, конечно, но общепринято так полагать). Магистр — скорее научный работник, он владеет методами научного исследования и готов внедрять в производство свои разработки. После магистратуры прямой путь в науку. Это работа преподавателем в вузе, научным сотрудником в институтах, написание кандидатской диссертации, а затем и докторской. Поэтому для Европы обучение в магистратуре очень престижно, но не каждый считает, что это ему надо. Как, представьте, вы восхищаетесь своим другом, защитившим кандидатскую после обучения в аспирантуре, но сами на то не пойдете. Кстати, после магистратуры можно поступить в , еще года 3 посидеть за партой и раздувать мозги наукой.

Чем хорошо стремление стать магистром? Это продленная на 2 года беззаботная студенческая жизнь без работы и со стипендией, а также возможность получить громкий статус, о котором все знают столько же, сколько о статусе бакалавра.

Почему обучение в магистратуре может плохо для вас кончиться? Если душа не лежит к науке, то считайте 2 года потеряны, нервы расшатаны, психика свернута на недопонимании своего предназначения.

Получать образование магистра совсем не обязательно для продвижения по карьерной лестнице и в стремлении к большим заработкам. Да и не в образовании дело. Найди свое место в жизни и занимайся тем, что нравится. А еще поделись ссылкой на эту статью с друзьями.