Задания олимпиада по истории муниципальный этап. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории - документ

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу

в бланке работы.

1. Какому средневековому историку принадлежит единственное сохранившееся описание внешности киевского князя Святослава Игоревича?

1) Прокопию Кесарийскому 3) Льву Диакону

2) Григорию Турскому 4) Жану Фруассару

2. В каком году произошло описанное ниже событие?

«По Москве разнеслась весть, что удельный князь Димитрий среди бела дня зарезан в Угличе и что убийцы были тут же перебиты поднявшимися горожанами… Следственная комиссия, посланная в Углич, …вела дело бестолково или недобросовестно, тщательно расспрашивала о побочных …мелочах и позабыла разведать важнейшие обстоятельства…»

1) 1584 год 3) 1591 год 2) 1589 год 4) 1598 год

3. Вывоз какого из приведённых ниже товаров составлял значительную часть экспорта России в XVII веке?

1) чугун 3) рыба

2) пшеница 4) поташ

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Муниципальный этап. 9 класс В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.



Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

4. Укажите, кто из представленных князей был современником Дмитрия Донского.

1) Михаил Ярославич Тверской

2) Дмитрий Константинович Нижегородский

3) Дмитрий Юрьевич Шемяка

4) Олег Иванович Рязанский

5) Владимир Андреевич Серпуховской (Храбрый)

6) Мстислав Владимирович Великий

5. Какие из приведённых образовательных учреждений были основаны в XVIII веке?

1) Славяно-греко-латинская академия

2) Московский университет

3) Смольный институт благородных девиц

4) Киевский университет Святого Владимира

5) Сухопутный шляхетный корпус

6) Народный университет имени А.Л. Шанявского

6. Какие из приведённых городов были центрами первых губерний, основанных в 1708 году?

1) Тобольск 4) Белгород

2) Ярославль 5) Астрахань

3) Казань 6) Архангельск

Ответ:

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или п

–  –  –

7. В приведённом ниже перечне представлены должности, появившиеся при различных правителях России в XVIII–XIX вв. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы имена правителей, а в нижнюю – порядковые номера должностей, появившихся при соответствующем правителе.

1) земский гласный

3) обер-прокурор

4) капитан-исправник

5) судебный следователь

6) предводитель дворянства

7) асессор

8) мировой посредник

9) городничий

Ответ:

Пётр I Екатерина II Александр II По 1 баллу за указание имени правителя. (Если имя указано неправильно, ответ в данном столбце не принимается). 2 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 9 баллов.

8. В приведённом ниже перечне представлены личности, занимавшие министерские должности в России XIX – начала XX века. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы названия министерств, а в нижнюю – порядковые номера, которыми обозначены имена исторических деятелей, возглавлявших соответствующие министерства.

1) С.Д. Сазонов

2) А.А. Абаза

3) А.П. Извольский

4) А.В. Головнин

5) В.Н. Коковцов

6) И.Д. Делянов

7) А.Е. Чарторыйский

8) Н.Х. Бунге

9) Н.П. Боголепов

–  –  –

9. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

9.1. 1583 г., 1617 г., 1661г., 1743 г.

9.2. В.И. Беринг, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Литке, Ф.Ф. Беллинсгаузен

Ответ:

Русско-шведские мирные договоры.

Русские исследователи-мореплаватели.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

10. Расположите в хронологической последовательности события русскояпонской войны 1904–1905 гг. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) Сдача Порт-Артура

Б) Мукденское сражение

В) Бой у Чемульпо

Г) Сражение на р. Шахэ

Д) Сражение при Ляояне

Е) Цусимское сражение

Ответ:

В Д Г А Б Е

Всего 4 балла.

–  –  –

11. Расположите представленных ниже исторических деятелей в хронологической последовательности пребывания их в положении фаворитов российских монархов. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) А.Д. Меншиков

Б) А.Г. Разумовский

В) Э.-И. Бирон

Г) Г.А. Потёмкин

Д) И.А. Долгоруков

Е) Г.Г. Орлов

Ответ:

А Д В Б Е Г

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

–  –  –

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 4 балла.

14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу в бланке работы.

Правление московского князя Ивана III, вошедшего в историю под именем (1 – почётная приставка), стало переломным для судеб будущей России.

Вошедший на престол в (2) году, после смерти своего отца Василия (3 – отчество), Иван с утроенной силой продолжил строительство единого государства. Первый удар нового князя пришёлся на Великий Новгород, войска которого были разгромлены Даниилом (4 – фамилия) в битве у реки Шелони в (5) году. Окончательно вечевая республика была повержена в 1478 году, когда московский князь, используя в качестве предлога обращение к нему новгородского посольства как к (6 – титул), взял город. Возглавлявшую сопротивление новгородцев (7 – имя и фамилия), сослали и постригли в монашество. А символ независимости Новгорода – вечевой (8 – предмет) был вывезен в Москву. Следующей целью Ивана Третьего стал старинный противник Москвы ещё с начала XIV века – (9 – название) княжество.

Опасаясь военной помощи Михаилу Борисовичу со стороны (10 – государство), московский князь долгое время занимал выжидательную позицию. Только в 1485 году Иван решает захватить земли противника и посадить на них своего старшего сына Ивана Ивановича по прозвищу (11 – прозвище). Последним крупным присоединением русских земель к Москве времен Ивана III стала (12 – название) республика, прекратившая своё существование в 1489 году. Остатки своей независимости сохранили © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 6 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс только (13 – город) – ближайший сосед Великого Новгорода – и (14 – название) княжество, охранявшее Москву от набегов татар с юга. Новое положение московского князя отразило принятие титула «государя (15 – формула титула)». Иван III также окончательно сбросил с русских земель ордынское иго, перестав вначале выплачивать «выход» в (16) году, а позже отразив натиск хана (17 – название) Орды Ахмата.

Ответ:

Великого/Государь всея Руси Литвы (Великого княжества Литовского) 1462 Молодого Васильевича Вятская Холмским Псков 1471 Рязанское государю всея Руси Марфа Борецкая 1476 колокол Большой Тверское 16–17 верных вставок – 8 баллов.

14–15 верных вставок – 7 баллов.

12–13 верных вставок – 6 баллов.

10–11 верных вставок – 5 баллов.

8–9 верных вставок – 4 балла.

6–7 верных вставок – 3 балла.

4–5 верных вставок – 2 балла.

2–3 верные вставки – 1 балл.

1 верная вставка – 0 баллов.

Всего 8 баллов.

–  –  –

15. На карте цифрами обозначены города России, которые не раз меняли своё название. В таблице в бланке работы напротив современного названия города запишите название, которое он носил в 1916 году, и укажите номер, которым этот город обозначен на карте.

–  –  –

16. Выпуск монет, посвящённых юбилеям важных исторических событий, стал традицией в России. Перед Вами несколько таких монет. Расставьте их в хронологическом порядке и объясните Ваше решение, произведя необходимый расчёт. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

–  –  –

17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами ярлык хана Узбека, данный митрополиту Петру в 1313 году. Напишите на его основе небольшую работу «Взаимоотношения ханов Золотой Орды и Русской церкви».

«А се Ярлык Язбяка Царя, Петру Митрополиту, всея Руссии чюдотворцу.

Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и милостию его многою. Язбяково слово. …Да никто же обидит на Руси соборную церковь Митрополита Петра, и его людей и церковных его; да никто же взимает ни стяжаний, ни имений, ни людей. А знает Пётр Митрополит в правду, и право судит, и управляет люди своя в правду… Да вси покорюятся и повинуются Митрополиту, вся его церковныя причты, по первым изначала законом их, и по первым грамотам нашим… Да не вступаются в церковное и Митрополиче никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступится… от нас казнь ему будет © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 10 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс смертная. А Митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и спешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяши и управляти.

А нам в то не вступатися ни во что, ни детям нашим, ни всем нашим Князем нашего царства и всех наших стран, и всех наших улусов; да не вступаются никто же, ни чем...

И мы бо такоже управляем и жалуем, якоже и прежние Цари Ярлыки им давали и жаловали их; а мы, по томуж пути, темиж Ярлыки жалуем их, да Бог нас пожалует, заступит; а мы Божия брежем, и даннаго Богу не взимаем: а кто взимает Божия, и тот будет Богу повинен; а гнев Божий на него же будет, а от нас будет казнен смертною казнью; да то видя, и иныя в боязни будут.

А поедут наши Баскаки, и Таможники, Данщики, Поборщики, Писцы, – по сим нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные церкви Митрополичи, ни кем, ни от кого не изобижены вся его люди и вся его стяжания, как ярлык имеет… …А что закон их, и в законе их церкви, и монастыри, и часовни их, ничем да не вредят их, ни хулят; а кто учнет веру хулити или осуждати, и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию. А что Попы и Дьяконы их, един хлеб ядят, и во едином дому живут, у кого брат или сын, и тем, по томуж пути, наше жалованье; ож кто будет от них не выступил, а Митрополиту не служит, а живет тот себе именем поповским, да отыимается, но дает дань… Так слово наше учинило, и дали есмя Петру Митрополиту грамоту сию крепости ему для, да сию грамоту видяще и слышаще вси людие, и все церкви, и все монастыри, и все причты церковные, да не преслушают его ни в чем, но послушни ему будут, по их закону и по старине, как у них изстари идёт…»

План работы:

Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, 1.

фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.

Характеристика представленного источника и оценка его возможностей 2.

для раскрытия темы. Приведите не менее трёх положений.

Анализ взаимоотношений ордынской власти и русской митрополии.

Приведите не менее трёх положений.

Выводы: взаимоотношения ордынских ханов и русской церкви на основе 4.

источника.

–  –  –

Ответ:

В эпоху монгольского владычества над Русью церковь пользовалась 1.

определенными привилегиями, предоставленными ханской властью. Ханы, стремясь не сделать церковь своим врагом, предоставили церковным людям освобождение от дани и неподсудность светской администрации. В свою очередь, церковь также была заинтересована в построении доверительных отношений с ханской администрацией. (По 2 балла за каждое положение.

Всего 6 баллов) Ярлык Узбека митрополиту Петру, данный в 1313 г., – один из целого 2.

ряда подобных грамот (на что имеется прямая ссылка в документе), фактически это средневековый актовый источник. В данном случае хан как верховный сюзерен своей грамотой регламентирует отношения между татарской администрацией и русским обществом, а также внутри самого русского общества. Важно отметить, что перед нами – русский перевод, выполненный в церковной среде, заинтересованной в расширении своих привилегий и неподсудности князьям. (По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов)

Могут быть отмечены следующие моменты:

Узбек не подчеркивает разницу в исповедании: грамота дана «во имя Вышняго и бессмертного Бога» (хотя, возможно, это особенность перевода), имущество церкви признается «божиим». Вообще, монгольская элита XIII–XIV вв. отличалась значительной веротерпимостью (хотя от приезжавших в Орду русских князей требовали выполнения монгольских религиозных ритуалов).

Грамота закрепляет единоличную власть митрополита над церковными людьми и тем способствует укреплению его влияния внутри церковной организации. Митрополит, по грамоте, совершенно независим от светских властей, причём, видимо, речь идёт не только о татарских чиновниках, но и о русских князьях.

Устанавливаются крайне жестокие наказания за поругание веры и грабёж церковного имущества – вплоть до смертной казни. Это могло быть предупреждением для русских князей, стремившихся перенести часть ордынского «выхода» в том числе и на плечи церкви. (По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов) Участником должен быть сделан вывод о благожелательном отношении 4.

ханов Орды по отношению к церкви, что было вызвано как традицией веротерпимости, так и вполне прагматичной заинтересованностью в опоре на авторитет церкви. В свою очередь, митрополичья кафедра видела в Орде возможность поддержания независимости от произвола князей. Таким образом, отношения церкви и Орды можно охарактеризовать как вполне союзнические. (2 балла) Всего 20 баллов.

–  –  –

18. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1) ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

2) можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

3) располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

4) владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Темы:

1. «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией» (А.Н. Сахаров).

2. «Во второй половине 30-х годов XII в. Новгород пережил настоящую революцию, в результате которой явились новые формы политического строя, уцелевшие… до самого конца самостоятельности Новгорода, и новое положение общественных классов» (Б.Д. Греков).

3. «Попытка отразить от Руси ордынское владычество, увенчанное Куликовской победой, не усилила великокняжеской власти, а… её ослабила.

Только обновление ордынской зависимости восстановило нарушенное равновесие сил. Наследие Калиты и Донского вступало… в период затяжного кризиса» (А.Е. Пресняков).

4. «Теократическая идеология "единого вселенского православного царя всех христиан" толкала московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва… не пускала своих царей на вселенское поприще. Отсюда и вышел старообрядческий раскол».

(А.В. Карташёв).

5. «Последовавшие после смерти Петра Великого события не были вызваны только указом о престолонаследии. Перевороты XVIII века были сложным социально-политическим явлением, прямо связанным не с одним указом 1722 г., а с развитием общественного сознания как следствия петровских реформ» (А.Б. Каменский).

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 13 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс 6. «Александр сам принимал решения и не был одурачен Наполеоном… Тильзитские соглашения создали грубое разделение Европы на сферы русских и французских интересов» (Д. Макензи).

7. «Освобождение крестьян и движение России пусть и не по американскому, фермерскому пути развития, но хотя бы по прусской модели капитализма – огромное прогрессивное событие» (Н.Я. Эйдельман).

Критерии оценивания сочинения-эссе Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые 1.

ставит перед собой в своей работе участник);

Творческий характер восприятия темы, её осмысления;

Грамотность использования исторических фактов и терминов;

Чёткость и доказательность основных положений работы;

Знание различных точек зрения по рассматриваемой теме.

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

–  –  –

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2009/2010. 11 КЛАСС

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории

2010-2011 учебный год

11 класс

Задания и ключи

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

    Андрей Курбский.

    Алексей Адашев.

    Иван Висковатый.

    Иван Пересветов.

Ответ (максимально 1 балл): 4

Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

    1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

    1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Даты, связанные с деятельностью Ивана Калиты. 1325 г., 1327 г., 1328 г., 1340 г. -СМЕРТЬ ИВАНА КАЛИТЫ.

Б) Художественные направления в искусстве. Классицизм, сентиментализм, романтизм, РЕАЛИЗМ.

В) Российские императрицы XVIII века. Екатерина I, Анна Ивановна, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, Екатерина II.

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

__________________________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

__________________________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Мурома (финно-угорское племя). Остальные - славянские племена.

Б) Крестьяне (непривилегированное сословие). Остальные - привилегированные и полупривилегированные сословия в России конца XVIII в.

В) В.И. Беринг (мореплаватель первой половины XVIII в.). Мореплаватели, принимавшие участие в экспедициях XIX в.

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижни-ков?

    В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

    И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

    И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

    К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Ответ (максимально 1 балл): 2

Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

«Русская правда» П.И. Пестеля; «Конституция» Н. Муравьева; ___________________________ П.Я. Чаадаева; «Катехизис революционера» С.Г. Нечаева.

Ответ (максимально 1 балл):

«Философические письма»

Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

    Б…г…дельня - _____________________________________________________________;

    Л…ств…чное право - _______________________________________________________;

    Ф…л…грань - _____________________________________________________________;

    Ф…льк…нет - _____________________________________________________________;

    Ш…ст…пер - ______________________________________________________________.

    Богадельня - благотворительный приют для престарелых и инвалидов.

    Лествичное право - от слова «лествица», т.е. лестница – обычай княжеского наследования.

    Филигрань - (от латинского нитка, зерно) один из видов ювелирной техники.

    Фальконет - артиллерийское орудие.

    Шестопер - одна из разновидностей булавы. Шесть пластин, выступающих из шаровидного набалдашника, дали название.

Задание 8. К какому периоду истории СССР относится приведенный документ, чем вызвано его принятие? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«…Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 4 месяцев.

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие… предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок от 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%…»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 2 балла):

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года - «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий, учреждений». Его появление вызвано обострением международной обстановки.

Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

А) Царь…, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ … прибегли ныне к покрову нашему и, не пред­видя иного спасения от конечной гибели покорения врагам их, просили чрез присланных полномочных о принятии областей … царству подвластных в непосредственное подданство императорскому Всероссийскому престолу. Внимая прошению сему по сродному нам ко всем единоверцам нашим милосердию и по всегдашнему нашему о пользах … народа попечению, определили мы исполнить царя … и … народа желание, и для того повелели, сколько для удержания внутреннего в земле устройства, столько для ограждения оной от внешних нападений, ввести войска наши в области...

Б) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 2 балла):

А) Манифест «О присоединении Грузинского царства к России», 18 января 1801 г. Манифест 1801 г. окончательно подтверждал Георгиевский трактат о переходе Грузии под покровительство России, подписанный еще в 1783 г.

Б) Договор, подписанный в Бухаресте, завершил русско-турецкую войну 1806–1812 гг.

Задание 10. О каком князе говорится в документе?

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины».

  1. Владимир Мономах.

    Святослав.

    Ярослав Мудрый.

Ответ (максимально 1 балл): 3

Задание 11. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Записки из дневника командующего группой армий «Центр»

генерал-фельдмаршала фон Бока

«...Я направил главному командованию сухопутных войск нижеследующую телеграмму.

«На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухо­путных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление сле­дует продолжать даже при наличии опасности, что войска полнос­тью сгорят. Однако ведущееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью охвата против­ника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности и большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выигрыш террито­рии, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздей­ствие оно вряд ли окажет.

Представление, будто противник перед фронтом группы армии был "разгромлен", как показывают бои за последние 14 дней, - галлюцинация… ».

    Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке. ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

    Используя текст, укажите особенности этой битвы. _________________________________

_________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 2 балла):

1. Московская битва, 1941 г.; 2. Войска Красной Армии перешли в контрнаступление, и отбросили противника от столицы. Это было первое крупное поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 4 балла):

А) Посольский приказ.

Б) Оружейной Приказ.

В) Ямской Приказ.

Г) Поместной Приказ.

Задание 13. Перед вами текст новгородской берестяной грамоты, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного документа, обстоятельства его появления. Для этого:

1. Переведите данный документ на современный русский язык.

2.1. Чем расплачивались новгородцы за покупки? __________________________________

2.2. Бывали ли новгородцы в других городах? ______________________________________

__________________________________________________________________________________

2.3. Кем был Жизномир ? _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2.4. Как называли людей, которых можно было продавать? __________________________

__________________________________________________________________________________

2.5. Что в Новгороде стоило дороже – раб или конь? _________________________________

__________________________________________________________________________________

«Грамота от Жизномира къ Микуле. Коупил еси робоу Плескове. А ныне мя въ томъ яла кънягыни. А ныне ся дружина по мя поручила. А ныне ка посъли к томоу моужеви грамотоу, е ли оу него роба. А се ти хочоу, коне коупив, княж моуж въсадивъ, та на съводы. А ты, атче еси не възялъ коунъ техъ, а не емли ничътоже оу него».

Ответ (максимально 5 баллов):

1. Жизномир сообщает Микуле (очевидно, слуге), что он купил рабу в Пскове, а теперь его привлекает к ответственности княгиня (считая рабу беглой или краденой и предъявляя на нее свои права). За Жизномира поручается дружина, и он приказывает Микуле послать грамоту к продавцу раба и узнать, есть ли у него другая раба (что бы отдать ее княгине взамен на то время, пока при помощи купленной рабы будет вестись расследование – свод с целью розыска того, кто похитил ее у княгини). Жизномир покупает коня (для княжа мужа, который будет вести расследование), и, поскольку расследование началось, предостерегает Микулу от получения денег от продавца, если тот будет предлагать, желая таким путем прекратить дело.

2. Попробуйте ответить на вопросы.

2.1. Новгородцы расплачивались за покупки (коунами) – деньгами

2.2. Новгородец Жизномир купил раба в (Плескове) – Пскове.

2.3. Жизномир был дружинником, так как (дружина по мя поручила) за него поручилась.

2.4 Людей, которых можно было продавать, называли ( робоу ) рабами.

2.5 В Новгороде раб стоил дороже коня, так как коня Жизномир покупает для расследования этого дела.

Задание 14. Перед вами отрывок из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, в котором говорится об одной из операций Великой Отечественной войны.

1. Заполните пропуски в текстах. Дайте название операции.

2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

Г.К. Жуков о ________________________________________

1. Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных ______________ должны были внезапно ______________ позиции противника и объекты атаки.

2. В воздух взвились тысячи _____________________. По этому сигналу _______________ 140 _______________, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов ________________ поле боя, _____________противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

3.Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море ________ и _________. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные ________ зенитных ____________ не могли ее пробить.

4.Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько _____________ очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного _________ ________ противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5. Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч ___________, _____________ и наших легендарных «_________» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов _____________, мин и авиационных ______. В воздухе нарастал несмолкаемый гул ____________.

6. Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением ______________.

_______-->_______-->_______-->_______-->_______-->_______

Ответ (максимально 6 баллов):

Г.К. Жуков о Берлинской операции.

1-6 Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов.

2-1 Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных прожекторов должны были внезапно осветить позиции противника и объекты атаки.

3-5 Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч орудий, минометов и наших легендарных «катюш» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. В воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков.

4-4 Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько пулеметных очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного артиллерийского огня противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5-2 В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

6-3 Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971. C. 602, 612–613.

15. Система советских органов власти по Конституции РСФСР 1918 г. Найдите на схеме: а) ВЦИК, б) Всероссийский съезд Советов, в) избирателей, г) местные съезды Советов, д) Совет Народных Комиссаров,

Избрание, назначение.

Ответ (максимально 5 баллов): 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-д.

16. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Власть, судебная, носитель, верховная, исполнительная, и, законодательная

    Император, при, орган, законосовещательный

    Вопросы, самостоятельность, в, некоторые, самоуправление

1. ________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

    Император - носитель верховной законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Государственный совет - законосовещательный орган при императоре.

    Автономия - самостоятельность в некоторых вопросах, самоуправления.

Задание 17. Выберите правильный ответ.

А) О каком из перечисленных ниже русских историков это сказано?

Петра соратник, дипломат,

Любитель старины…

Одним из первых написал

Историю страны.

    С.Ф. Платонов.

    Н.М. Карамзин.

    В.О. Ключевский.

    С.М. Соловьёв.

    В.Н. Татищев.

Ответ (максимально 1 балл): 5

Б) Среди событий этой эпохи: освоение целины, начало мирного использования атома, первые полеты в космос. Назовите её.

____________________________________________________________________________

Ответ (максимально 1 балл): «Оттепель» или период правления Н.С. Хрущева

Задание 18. Краеведение. Выберите правильный ответ.

А) На территории Московской области полностью или частично находится:

    Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

    Национальный природный парк Мещера.

    Национальный парк Угра.

    Государственный комплекс Завидово.

Ответ (максимально 1 балл): 1.

Б) В Московской битве 1941-1942 гг. фашистам не удалось захватить:

Ответ (максимально 1 балл): 4.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

    «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

    Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

    «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

    «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

    «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

    «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

    «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

    «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

    «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

    «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

    «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

    «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)

Сочинение-эссе оценивается на основе следующих критериев (максимально 40 баллов; каждая позиция - максимально 8 баллов):

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

    этап олимпиады по ... пор существовавших обществ была историей борьбы классов » 1 2 3 ...
  1. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году 1

    Методические рекомендации

    ... , №3, 2010 , С. 48-52. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии...

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Е.В.Колесова, Е.В.Титов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009 /2010 учебном...

  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам

    Методические рекомендации

    И муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010 /2011 ... этапе олимпиады школьников по ОБЖ В 2009 г. (в старшей возрастной группе 10-11 классы ... военные реформы в истории российского государства, ...

Муниципальный этап олимпиады по истории 6 класс
I. Выберите правильный ответ:
1. Восточнославянский племенной союз
а)Печенеги б)Половцы в)Уличи г)Неря
2. Какое произведение принадлежит перу Владимира Мономаха
а) «Житие Феодосия Печерского» б) «Поучение детям»
в) «Слово о погибели земли русской» г) «Повесть временных лет»
3. Укажите правильную хронологическую последовательность
а) Битва на реке Сити б) битва при Калке в) оборона Рязани г) оборона Киева
а) абвг б) авгб в) бваг
4. Что такое вира?
а) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку
б) выкуп, даваемый женихом семье невесты
в) судебный поединок
г) вид денег
5. Что такое боярская дума
а) совещательный орган при князе б) судебный орган при князе
в) правительственный орган в Новгороде г) законодательный орган Древней Руси
6. Что построили архитекторы Барма и Посник
а) стены Китай – города б) стены Смоленского кремля
в) Гранатовую палату г) собор Покрова на Рву
7. В 1408 году произошло:
а) набег Едисея на Русь б) набег Тохтамыша на Москву в) стояние на реке Угре
8. Что изучает геральдика
а) печати б) монеты в) гербы г) старые рукописи
9. В каком веке Олег совершил свой поход на Царьгород и подписал договор с греками?
а) VIII в. б) IX в. в) X в. г) XI в.
10. Кто такой смерд?
а) холоп
б) крестьянин
в) человек низкого рода
г) княжеский слуга
II . Установите соответствие между историческими деятелями и событиями
а) Мамай 1) захват Москвы
б) Дмитрий Донской 2) основание династии московских князей
в) Иван Калита 3) поединок перед Куликовской битвой
г) Даниил 4) право сбора дани на Руси
д) Сергий Радонежский 5) победа на Куликовом поле
е) Тохтамыш 6) поражение на Куликовом поле
ж) Пересвет 7) благословение Дмитрия на борьбу с Ордой

Решите кроссворд:
III
1) состояние Руси после распада единого государства; 2) глава новгородского правительства;
3) новгородский архиепископ; 4) герой новгородских былин; 5) прозвище князя, неоднократно
захватывавшего Киев; 6) название формы правления в Новгороде; 7) Столкновение князей; 8) орган
власти в русских городах; 9) имя мальчика­новгородца, тетради которого найдены археологами;

2
7
9

IV
. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия
«Один из предводителей монгольских племен (1) _______________ в начале (2) ________в.
объединил их и принял имя (3) ___________________. С огромным войском он покорил Китай и
Среднюю Азию, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к
русским князьям. В (4)_________г. на реке Калке произошла битва, где русско­половецкое войско
потерпело поражение. В 1237 г. внук (5)_______________ хан (6) ___________________ двинулся
на Русь. Первым пал город (7) ___________________. Затем наступила очередь Владимира. В битве
на р. (8) ___________________ в 1238г. погиб князь (9) ___________________. Не дойдя 100 верст до
(10) _____________________, хан (11) _____________________ повернул назад. На пути в степи он в
течение 7 недель осаждал город (12) _____________________. Через два года в _________ г.
монголами был взят Киев»

Ответ муниципального этапа олимпиады по истории 6 класс
I . Выберите правильный ответ: ­ 20 баллов (по 2 балла за прав ответ)
­ в
1.
­ б
2.
3.
­ в
4. – а
5. – а
6.
­ г
­ а
7.
­ в
8.
9.
­ в
10. – б
II . Установите соответствие между историческими деятелями и событиями – 14 баллов
а) ­ 6
б) ­ 5
в) ­ 4
г) ­ 2
д) ­ 7
е) ­ 1
ж) – 3
. Решите кроссворд: 9 баллов
III
1) раздробленность; 2) посадник; 3) владыка; 4) Садко; 5) Долгорукий; 6) республика;
7) усобица; 8) вече; 9) Всеволод;
IV
. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия ­ 13 баллов
Темучин
(1)

(2) 13 в.
(3) Чингисхан.
(4)1223 г.
(5)Чингисхана
(6) Батый.
(7) Рязань.
(8) Сити
(9) Юрий Долгорукий.
(10) Новгорода, хан
(11) Батый
(12) Козельск.
13) 1240 г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

9 КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (1 балл за каждый правильный ответ, всего 3 балла)

    Князь, посадник, тысяцкий, боярский совет, вече, владыка

    А.И. Желябов, Н.И. Рысаков, Т.М. Михайлов, Н.И. Кибальчич, С.Л. Перовская

___________________________________________________________________

    1774, 1791, 1812, 1829, 1833

____________________________________________________________________

Задание 2. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (2 балла за правильно выстроенную последовательность, любая ошибка – 0 баллов. Всего – 6 баллов).

    «Жалованная грамота городам»

    Указ о единонаследии

    «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства»

    «Табель о рангах»

    Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

    Царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

    Образование партии социалистов-революционеров

    Подавление Московского декабрьского вооруженного восстания

    Роспуск II Государственной Думы

    Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, выделите ее. Ответ запишите в таблице. (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

3.1 (3 балла)

Мирный договор

Достигнутая договоренность

1. Абосский

А. Россия получила устье Дуная, все Черноморское побережье Кавказа до Аджарии, крепости Ахалкалакии Ахалцих

Б. Присоединение к России Бессарабии, граница с Турцией по реке Прут

3. Кючук-Кайнарджийский

В. Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани. Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром

4. Адрианопольский

Г. Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, право свободной торговли в Турции.

Д. Россия получает юго-восточную часть Финляндии

3.2 (3 балла)

Политический деятель

Реформы, преобразования

1. М.М. Сперанский

А. Подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг.

2. М.Т. Лорис-Меликов

Б. Основание военных поселений

3. Н.А. Милютин

В. Разработка проекта о созыве выборных от земств

4. А.А. Аракчеев

Г. Разработка реформы управления государственными крестьянами

Д. Проект созыва представительного органа – Государственной думы

3.3 (3 балла)

Определения

1.Тенденция

А. Распространение своего влияния на другие страны, расширение сферы господства

2.Узурпация

Б. Партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения

3.Оппозиция

В. Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя

4.Экспансия

Г. Стремление, склонность к чему-либо; направление, в котором совершается развитие какого-либо явления

Д. Захват власти незаконным, насильственным путем; присвоение власти

Задание 4. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (5 баллов).

А) Поляне, вятичи, мурома, кривичи

_____________________________________________________________________

Б) Челобитный, Посольский, Поместный, Крестьянский

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

В) М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Г) Верховный тайный совет, Конференция при высочайшем дворе, Государственный совет, Кабинет министров, Императорский совет

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Д) «Уран», «Искра», «Тайфун», «Сатурн», «Кольцо»

____________________________________________________________________

Задание 5. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

___(1)___ года в Петербурге была расстреляна демонстрация рабочих, которые шли к царю с петицией. Это событие, получившее название __(2)____, послужило толчком к началу __(3)_____. События развивались стремительно. Рабочих поддержали крестьяне. ______(4)_________ произошло восстание на броненосце ____________(5)_________ . В ходе стачек и демонстраций протеста в разных городах страны появились новые органы рабочего движения - ____(6)__________. В октябре ___________(7)_____ года в стране прошла ______(8)______, участниками которой стали около 2 млн. рабочих и служащих. В результате давления демократических и либеральных сил на власть царь пошел на уступки обществу и издал ________(9)_______. Император ___________(10)____ даровал российским подданным основные гражданские свободы - _________(11)______ и объявил о созыве ________(12)____ с ________(13)____ функциями. Председателем Совета министров был назначен прогрессивный _______(14)____ . В России начали активно создаваться политические партии. Монаршая воля означала изменение государственного устройства Российской империи от феодальной к ________(15)_____ .

вопроса

Вставка

Задание 6. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

    их фамилии

    сферу их деятельности

    примерное время их деятельности.

Ответ оформите в таблице.

(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).

Фамилия

Сфера деятельности

Время

Задание 7. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название,

    художника,

    время создания (с точностью до половины столетия).

Ответ оформите в таблице.

Название

Художник

Время

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

Задание 8. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите :

    его название,

    место расположения (город),

    архитектора,

    время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

Ответ оформите в таблице.

Название

Место расположения

Архитектор

Время

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

Задание 9. Выполните задания по карте (1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл – 6)

Перед вами изображение карты «Русско-японская война». Рассмотрите её и выполните задания:

    Под цифрой 1 на карте указано место, где японский флот нанёс первый удар в ходе войны. Напишите название крепости и дату нападения на русскую эскадру.

    Под цифрой 2 на карте указано место, где произошло крупнейшее сухопутное сражение русско-японской войны, в ходе которого русские войска потерпели поражение. Напишите название населённого пункта, где произошло это сражение.

    Под цифрой 3 на карте обозначено место гибели Второй Тихоокеанской эскадры. Напишите название этого места.

    Напишите фамилию адмирала, который командовал Второй Тихоокеанской эскадрой.

    Укажите название мирного договора по итогам русско-японской войны.

    Укажите фамилию главы русской делегации на заключении мирного договора с Японией.

Задание 10. Прочитайте отрывок из документа. Ответы на вопросы внесите в таблицу (9 баллов).

Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития.

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс.

Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата.

        Укажите название документа и датируйте его (3 балла)

        Охарактеризуйте основные идеи документа, на что он был нацелен? (3 балла)

        Объясните, к каким историческим событиям в России привело появление этого документа? (3 балла)

вопроса

Ответ

Задание 11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 6 баллов)

Письмо атамана Ивана Грязнова помощнику воеводы Свербееву и жителям Челябинска.

Высокоблагородный и высокопочтенный господин коллежский ассесор и пример-майор Василей Иванович Свербеев. Я во удивление прихожу, что так напрасно закоснели сердца человеческие и не приходят в чуство, а паче не иное что, как делают раззорение православным християном и проливают кровь неповинно, а паче называют премилосердощедраго государя и отца отечества великаго императора Петра Федоровича бродягою донским казаком…. Поверь, любезной, ошиблись! Да и ошибаются многие, не зная, конечно, ни силы, ни писания. Естли б мы нашего премилосердаго отца отечества великаго государя были не самовидцы, то б и мы в сумнении были. Верь, душа моя, безсумнено, что верно и действительно наш государь-батюшка сам истенной а не самозванец. Пожалуй, зделай себя счасливым, прикажи чтобы без всякаго кровопролития зделать и крови напрасно не проливать. Если же после сего последняго до вас увещания в склонность не придете, то, обещаюсь богом, подвигну мои, вверенные от его императорскаго величества, войска и уже тогда никаковой пощады ждать вам надеяться не предвижу от мала и до велика

    С событиями какого периода российской истории связан данный текст. Укажите его хронологические рамки. (2 балла)

    Выберите из приведенного ниже списка имена людей, связанных событиями этого периода. (4 балла)

1. Екатерина Великая

2. В.Н. Татищев

3. Е. Пугачев

4. А.П. Веревкин

5. С. Юлаев

Задание 12. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –25 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

    Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

    Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

Н.М. Карамзин

2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

В.О. Ключевский

3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

С.М. Соловьев

4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

А.А. Корнилов

5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции…

Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов