Благословляю вас леса какие вызывает чувства. "Благословляю вас, леса…" во Всемирный День Поэзии

Удивительно нынешнее многообразие различных пород собак: от самых маленьких, умещающихся на ладони, до самых больших, чуть ли не с теленка; от самых лохматых до совсем голых; от кипельно-белых до угольно-черных, и так далее по всяким другим признакам. В Европе, включая Россию, в 2013 году официально регистрировалось 339 пород собак. В странах Америки, Австралии есть ещё и другие породы, так что общее их число приближается, наверно, к четыремстам. На каждую породу имеется стандарт, и клубы собаководства внимательно следят за подбором брачных пар и их потомством, поддерживая параметры стандартов: дефектным щенкам документов, удостоверяющих породу, не выдают.

У моего Ярви (вы, наверно, читали одноименный рассказ) были нормальные документы с родословной, но знатоки, глядя на его фотографию, могут сразу заметить один небольшой дефект: у него уши стоячие, как у немецкой овчарки, а по стандату у колли кончики ушей должны быть как бы немного отмороженные, загибаясь вниз. Чтобы исправить положение, многие владельцы колли, имевших стоячие уши, надевали на их кончикибельевые прищепки, особенно перед выставками. Но бывают дефекты и посерьезней. В домах, где я тогда жил, была одна леди-колли, у которой белый воротник с одной стороны не замыкался. Казалось бы, нет ей пути на выставки и для разведения, но её хозяин постоянно вертелся в клубе, а на выводке всегда плотно прижимал дефектную сторону к своему бедру, чтобы не заметили конкуренты. Но это был, конечно, редкий случай.

Почему же вообще у щенков от обоих чистопородных родителей могут возникать какие-то дефекты? Дело в том, что несмотря на всё внешнее разнообразие собак, все они имеют один и тот же биологический паспорт:

Класс – млекопитающие

Отряд – хищные

Семейство – псовые

Род – волки

Вид – волк

Подвид – собака

И тогда сразу становится ясно, что все породы собак были в те или иные времена искусственно выведены человеком. Продолжается этот процесс и сегодня, и используются для этого известные приемы: скрещивание и отбор. У некоторых щенков желаемые признаки выходят наружу, в фенотип, и их оставляют для дальнейшего разведения, но нежелательные признаки при этом всё равно остаются в генотипе в скрытом от нас виде, и нет-нет, а в каком-то поколении вылезают наружу.

Если после первого скрещивания среди щенков есть подходящие, то для закрепления желаемого признака при дальнейшем скрещивании надо подобрать óсоби, уже имеющие такой признак, и их очень трудно найти среди неродственников. Поэтому собаководы используют так называемый инбридинг - скрещивание с близкми родственниками, например, братьев с сестрами, или родителей с детьми. Результат достигается значительно быстрее, но и количество брака в потомстве сильно возрастает, причем существенного брака, в виде различных пороков. Причиной этому является повышенная вероятность встречи дефектных генов.

У людей скрещивание с близкми родственниками, называемое кровосмешением, или инцестом, по этой причине запрещено, потому что если от дефектных щенков избавиться нетрудно, то дефективные дети, как мы знаем, представляют собой тяжелую проблему.

Ну, а откуда вообще взялись собаки, или волки, их предшественники? Для ответа пришлось бы углубиться в густые дебри палеонтологии и теории эволюции, в двух-трех словах не расскажешь. Но есть и друглй источник, дающий короткие, ясные и определенные ответы, как раз то, что нам сейчас надо. Вот нужная строка из первой же главы:

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Узнали, да? Это Библия, шестой день творения. Сколько именно собак было сотворено, здесь не сказано, так что сделать какие-либо выволы о их размножении невозможно. Но очень скоро, уже в главе седьмой, Господь разозлился на людей и утопил их всех и всех животных в Великом потопе, всех, кроме Ноя с семьёй, которому велел построить ковчег и взять с собой, как говорят, всякой твари по паре. Точнее эта строка выглядит так:

2. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

Собака к «чистому» скоту никогда не относилась, так что действительно после потопа выжила только одна пара собак: кобель и сука. Дали они первое потомство, а дальше что? Других-то не было, так что начался самый настоящий инбридинг, который, как мы видим, есть изобретение не человека, а самого Создателя.

Припоминая заголовок этого рассказа, вы, наверно, недоумеваете: к чему все эти разговоры о собаках, когда тема-то совсем другая? Но сейчас, я думаю, вы начинаете о чем-то догадываться, и мы возвращаемся к шестому дню творения, который был завершен созданием человека. В Главе 2 разъясняется, как именно он был создан:

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

21. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

Это ключевой момент: Господь не стал сотворять женщину заново, как мужчину, из праха земного, он воспользовался готовым живым генетическим материалом мужчины, и что ему только нужно было сделать, это, как мы сегодня знаем, поменять все Y-хромосомы (которые есть только у мужчин) на Х-хромосомы, которые тут же рядом имелись в наличии и их надо было просто продублировать. Но что же получилось? Генетически Адам и Ева оказались братом и сестрой, и первое же их потомство – Авель и Каин – было результатом инцеста. Трудно отделаться от мысли, что именно поэтому один из мальчиков оказался с червоточиной, и едва возмужавши, тут же неспровоцированно убил своего единственного брата.

Вскоре после этого «познал Каин жену свою», и где же он её взял? Есть только один вариант: она была его сестрой. Инцест продолжался, и к чему это привело, читаем в Главе 6:

1. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.

4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

6. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

И как раз здесь Господь и решил устроить Всемирный потоп. Но прочитаем еще раз эти удивительные строки: у Бога, оказывается, были сыны еще до рождения Христа. Кто они такие, никто за много веков так и не сумел толком объяснить – ни еврейские мудрецы, предки которых это написали, ни отцы христианской церкви. Но за все эти века ни те, ни другие так и не посмели вычистить эти смутительные строки из Священного писания, хотя сыны божьи вели себя, мягко сказать, предосудительно. Из текста следует, что детьми их от земных женщин были исполины - сильные и славные люди, но Господь и их не пощадил, утопив вместе с остальными.

7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

По окончании потопа они же и вышли на сушу (Глава 8), и все началось с начала, опять инцест, так как других людей не было. Интересна концовка истории со Всемирным потопом, когда благодарственный Ной устроил жертвенник из мяса и птицы:

21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого--зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, ...

Здесь впервые появляется намек на первородный грех, но Господь выражается очень аккуратно, он не применяет понятия «грех», он не винит никого лично. Он говорит: ну что поделаешь, молодое человечество, и этим фактически признает свою неудачу в создании совершенных людей. Но, как видим, он не понимал, в чем дело, потому что второй раз наступил на те же грабли: начал разводить новых людей из ограниченного пула. Результаты опять были плачевными, что хорошо видно из всей дальнейшей библейской истории.

Евреи, а спустя много веков и мусульмане, не замечали, или делали вид, что не замечают кардинального божьего промаха. Христиане же решили раскрыть проблему и освободить Господа от всяких подозрений. Блаженный Августин в конце IVвека изобрел понятие первородного греха, переведя всю вину - на кого же? На Адама и Еву, самых невинных существ, которые едва раскрыли глаза на этот мир, еще ничего в нем не понимая. Откусили бы они от запретного плода, или нет, с открытыми глазами, или наощупь, но они вскоре заметили бы интересные детали на своем теле и догадались бы, что с ними делать. Тем более что Господь велел им плодиться и размножаться. Так вот, оказывается, ослушавшись Господа Бога, они совершили такой ужасный грех, что он стабильно передается всем последующим поколениям, вплоть до наших дней. Воистину, Адам и Ева - злодеи на все времена!? И этим церковь объснила все безобразия истории и обеспечила себя огромной и постоянной клиентурой, ибо любой встречный – грешник. Молись и проси прощения.

Мы же с вами теперь знаем настоящего виновника; однако не будем судить его строго, тем более, что он открыто покаялся. Похоже, Господь сам был еще молод, и это был его первый опыт создания вселенной, планеты и живых существ на ней, а дело это непростое. Так что поможем сами себе улучшить нашу греховную природу. Дело это тоже непростое, но если просмотреть путь от первобытных людей до наших дней, то прогресс, все-таки есть, а значит и есть надежда на лучшее будущее.

Иосиф Бененсон

Сегодня на уроке

1- Проверим домашнее задание.

2_Мы познакомимся с художниками пейзажистами и

заполним таблицу

3 -Выполним небольшую самостоятельную работу

4- Послушаем сообщения

5-Проверим память и внимание

6- подведём итог и выставим оценки.


Проверка домашнего задания

художник

Картина

А. Куинджи

буква

Название

А. К. Саврасов

балл

И. Левитан

И. Шишкин

В.Д.Поле́нов


Какая картина не принадлежит кисти А.КУИНДЖИ



Проверка домашнего задания

художник

Картина

А. Куинджи

буква

Название

балл

  • Ночь на Днепре
  • Эльбрус. Лунная ночь.

Берёзовая роща »

Притихло »

И. Левитан

Грачи прилетели

И. Шишкин

Тихая обитель,

В.Д.Поле́нов

Заросший пруд ,



Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

А.К.Толстой



Шишкин Иван Иванович –

один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 января в Елабуге в 1832


АКВАФОРТИСТ-гравер на меди крепкой водкой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.



Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева – Марлинского “Фрегат “Надежда”:

“ Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана…”



Биография.

Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художник-маринист, мастер русского классического пейзажа. Родился 17 июля 1817 года в Феодосии.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического настроения в русской живописи. Умер 19 апреля 1900 года.



Последний период творчества Айвазовского.

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина ["Прощание Пушкина с Черным морем" (1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, "Пушкин у Гурзуфских скал" (1899)], в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.

вернуться на главную


Исаак Левитан

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (3 (16) октября или 18 (30) августа 1860 - 22 июля (4 августа) 1900) - русский художник, еврей по национальности, мастер «пейзажа настроения».


Над вечным покоем

Золотая осень


Над картиной Левитана

« художника «Осенний

день в Сокольниках »

работало два художника.

Фигуру женщины

написал - Н. Чехов.»



Цымбало Роман Михайлович

Художник – живописец.

В 1969г. Окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института.

С 1972г. живет и работает в Чите.

Участвует в выставках с 1967г.

Награды: «Заслуженный деятель культуры и искусства Читинской области» (1997). Лауреат премии президиума читинской областной конфедерации профессиональных творческих союзов «Чита-триумф-95»




Чарские горы

Озеро в горах



Алханай

Успенская церковь


(А)«Утро в сосновом бору.»»

(Д)Николай Орлов

(Ч)-Иван Айвазовский

(У)Владимир Форов

(Е)Успенская церковь

(Ы)Исаак Левитан

(Ж) Золотая осень

(Й) Иван Шишкин

(Й) Чарские горы

(Н) РОМАН ЦЫМБАЛО

( П) “Девятый вал ”,


( П ) “Девятый вал ”,

)-Иван Айвазовский

)Успенская церковь

)Владимир Форов

(Й) Чарские горы

)Николай Орлов

) РОМАН ЦЫМБАЛО

)Исаак Левитан

(А)«Утро в сосновом бору.»

(Ж) Золотая осень

(Й) Иван Шишкин


Оцениваем нашу работу

1- домашнее задание 16

2- заполнение таблицы 6

3 -самостоятельная работа 5- 10

4- Послушаем сообщения 5-10

5-Проверим память и внимание 12

6- подведём итог и выставим оценки 56б .

5 -40-54 ; 4 -40-25; 3 -10-24



Спасибо за урок. жду с нетерпением следующий

Спасибо за урок. жду с нетерпением следующий

«Биогеоценоз леса» - Сосна. Комары. Одноцветка. Грушанка. Глухарь. Ящерицы. Обитатели биогеоценоза хвойного леса. Медведь. Бурундук. Рябчик. Мхи. Организмы гетеротрофы. Лось. Организмы автотрофы. Тетерев. Жуки-короеды. Гадюка. Дятел. Уж. Клест. Жуки-древоточцы. Кислица. Ель.

«Пожар в лесу» - Классификация лесных и торфяных пожаров: Скорость распространения от 5-70 км/ч. Основные понятия: Температура от 900 °C до 1200 °C. Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин. Сил уж нету, Подмоги тоже не видать... - Постойте, братцы! Подземный. Для тушения таких пожаров необходима предварительная разведка.

«Правила в лесу» - Ведь теперь цветов таких Очень мало на земле… Не бейте стекло в лесу. А вы знаете, как вести себя в природе? Без взрослых с огнём развлекаться опасно – Закончиться может забава ужасно. Без насекомых лес, друг мой И одинокий, и пустой… Пусть себе летают, Землю украшают… Если разведу костер, А тушить не буду? (нет).

«Деревья в лесу» - Лиственный. Какое хвойное дерево осенью теряет иголки? Домашнее задание: - нарисовать лесного жителя. Не сыпьте на землю всякую гадость, Содержание: Хвойный. И высок я, и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой Стоит под горой. Окружающий мир 4 класс. Рефлексия: Продолжите предложенную фразу: На уроке я узнал, что….

«Лес» - Географический обзор леса. Поэтому в зоне смешанных лесов почва плодороднее, чем в тайге. Любите природу! Здесь активно протекают биологические процессы с участием дождевых червей и бактерий. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Например, северные склоны или котлованы с холодным воздухом.

«Лес» - Тропические леса: Тропические леса: Находятся примерно 10 градусов на север и юг от экватора. Пирамидки. Климат. Смешанные и тропические леса. 2/3 всех видов планеты собраны именно здесь. Животный и растительный мир. Третий ярус - кустарники. Первый ярус - хвойные высокие деревья. Смешанные леса: Также выражена ярусность, хоть не так ярко.


Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой

На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства. Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… - хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!

Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.

Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. - жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях - в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».

Примечания

1 Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?

Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!

На это Б. Щукин не без юмора ответил:

Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!

2 Иоанн Дамаскин (около 675 - около 749) - византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» - энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».

3 Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.

Текст: Александр Майкапар

Время создания: в 1880 году.
Текст: А. К. Толстого. Из поэмы «Иоанн Дамаскин» 2
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой 3

На создание романса П. Чайковского вдохновило произведение поэта, которогокомпозитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но личноони не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенногоблагоговейногочувства.

Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу. См. http://klin.newmail.ru/tchk/image08.htm

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать , и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… - хотя и это достойно воспевания и тысячи развоспевалось!),но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!

Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.

Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. -жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осеннейпесней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях - в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano , он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo , захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальныхидей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал егоначала.Романс завершается все более спокойным проведениемфразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первыеслова романса: «Благословляю вас, леса…».

Примечания

1 Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть всеромансы П. Чайковского и спросил, не слишком ли этосамонадеянно? Щукин горячоподдержал эту идею, нопоинтересовался, чтопевца в этом смущает?

Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!

На это Б. Щукин не безюмора ответил:

Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательнобасом? Можноблагословлятьихитенором!

2 Иоанн Дамаскин (около 675 - около 749) - византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» - энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».

3 Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Многовыступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.

© Александр МАЙКАПАР