Чем современная география связана с другими науками. Физика и география: связь между науками

Герграфия как система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные комплексы и их компоненты.

География

(от гео... и...графия), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Система географических наук и их связь со смежными науками. Система географических наук сформировалась в ходе развития и дифференциации первоначально не расчленённой географии, которая была энциклопедическим сводом знаний о природе, населении и хозяйстве разных территорий. Процесс дифференциации привёл, с одной стороны, к специализации на изучении отдельных компонентов природной среды (рельеф, климат, почва и др.) или хозяйства (промышленность, сельское хозяйство и др.), а также населения, с другой стороны - к необходимости синтетического исследования территориальных сочетаний этих компонентов, т. е. природных и производственных комплексов.

В системе географии выделяются: а) естественные, или физико-географические, науки, к которым относятся физическая география в собственном смысле слова (включая общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, география почв и биогеография, б) общественные географические науки - общая и региональная экономическая география, география отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), география населения, политическая география; в) картография, являющаяся технической наукой, но в то же время входящая в систему географических наук в силу исторических причин и общности основных целей и задач с др. географическими науками. Кроме того, к географии относятся: страноведение, задачей которого является объединение сведений о природе, населении и хозяйстве по отдельным странам и районам, и дисциплины в основном прикладного характера - медицинская география и военная география. Многие географические дисциплины одновременно в той или иной степени принадлежат к системам других наук (биологических, геологических, экономических и т.п.), поскольку резких граней между этими науками не существует.

При общности целей у каждой науки, входящей в географию, есть собственный объект исследования, который изучается различными методами, какие необходимы для глубокого и всестороннего его познания; у каждой есть свои общетеоретическая, региональная части и прикладные разделы. Иногда прикладные отрасли и разделы географических наук объединяют под названием прикладной географии, которая, однако, не образует самостоятельной науки.

Каждая географическая дисциплина в своих теоретических выводах опирается на материалы территориальных исследований, проводимых экспедиционными и стационарными методами и сопровождаемых картографированием. В качестве специфического способа систематизации географического материала и выявления закономерностей наряду с типологическим анализом большую роль играет районирование. Развитие работ по физико-географическому и экономическому районированию составляет одну из важных задач современной географии. Математические методы широко применяются в климатологии, океанологии, гидрологии и постепенно внедряются в другие географические науки. Для физической географии особое значение имеет использование данных и методов смежных отраслей естествознания - геологии, геофизики, геохимии, биологии и др. Экономическая география тесно связана как с физической географией, так и с общественными науками - политической экономией, демографией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социологией и др.

В сфере географических исследований лежат различные источники энергии и виды естественных ресурсов. Чем острее потребность в естественных ресурсах, тем большее народнохозяйственное значение приобретают географические исследования. География разрабатывает научные основы для всестороннего и рационального использования природных условий и ресурсов, развития производительных сил и планомерного размещения производства, а также для охраны, восстановления и преобразования природы.

Основные этапы развития географической мысли.

Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами рабовладельческого Востока. Низкий уровень развития производительных сил и слабая связь между отдельными культурами 4-1-го тыс. до н. э. определяли ограниченность географического кругозора; истолкование природы было главным образом религиозно-мифологическим (мифы о сотворении мира, всемирном потопе и т.д.).

Первоначальные, ещё чисто умозрительные попытки естественнонаучного объяснения географических явлений (смены суши и моря, землетрясений, разливов Нила и пр.) принадлежат философам ионийской школы 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр). Одновременно в Древней Греции развитие мореплавания и торговли вызвало необходимость в описаниях суши и морских берегов. Гекатей Милетский составил описание всех известных в то время стран. Т. о., уже в науке 6 в. до н. э. наметились два самостоятельных географических направления: общеземлеведческое, или физико-географическое, существовавшее в рамках нерасчленённой ионийской науки и непосредственно связанное с натурфилософскими концепциями, и страноведческое, имевшее описательно-эмпирический характер. В эпоху "классической Греции" (5-4 вв. до н. э.) крупнейшим представителем первого направления был Аристотель (в его "Метеорологии" содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек и круговорота воды и воздуха), а второго - Геродот. К этому времени уже возникли идеи о шарообразности Земли и о пяти тепловых зонах. К эллинистическому периоду (3-2 вв. до н. э.) относится разработка учёными александрийской школы (Дикеарх, Эратосфен, Гиппарх) математической географии (определение размеров земного шара и положения пунктов на его поверхности, картографические проекции). Эратосфен попытался объединить все направления в одном труде под названием "География" (он же впервые довольно точно определил окружность земного шара).

Античная география получила своё завершение в 1-2 вв. н. э. в трудах Страбона и Птолемея. Первый представлял страноведческое направление. В "Географии" Страбона с её описательным характером и преобладанием номенклатурно-топографического, этнографического, политико-исторического материала видны черты будущей хорологической концепции, базирующейся исключительно на развёртывании явлений в пространстве. "Руководство по географии" Птолемея - это перечень пунктов с указанием их географических координат, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций, т. е. материал для составления карты Земли, в чём он и видел задачу географии.

Физико-географическое направление после Аристотеля и Эратосфена не получило заметного развития в античной науке. Последним его видным представителем является Посидоний (1 в. до н. э.).

Географические представления раннего европейского средневековья складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки, очищенных от всего "языческого" (в т. ч. от учения о шарообразности Земли). Согласно "Христианской топографии" Космы Индикоплова (6 в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном, солнце ночью скрывается за горой, а все большие реки берут начало в раю и протекают под океаном. В странах феодального Востока наука в это время стояла на относительно более высоком уровне. Китайцы, арабы, персы и народы Средней Азии дали множество страноведческих сочинений (правда, в основном номенклатурного и историко-политического содержания); значительное развитие получили математическая география и составление карт. С середины 13 в. пространственный кругозор европейцев стал расширяться, но это мало повлияло на их географические воззрения.

В 15 в. итальянские гуманисты перевели труды некоторых античных географов, под влиянием которых (в особенности Птолемея) формировались представления эпохи, предшествовавшей Великим географическим открытиям. Географическая мысль постепенно освобождалась от церковных догм. Возродилась идея шарообразности Земли, а вместе с ней концепция Птолемея о близости западных берегов Европы и восточной окраины Азии, которая отвечала стремлению достичь морским путём Индии и Китая (социально-экономические предпосылки для осуществления этого стремления вполне созрели к концу 15 в.). После Великих географических открытий география выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знания. Она обеспечивала потребности молодого капитализма в подробных сведениях о разных странах, торговых путях, рынках, природных богатствах и выполняла главным образом справочные функции. В европейских государствах многократно издавались "География" Птолемея (с дополнениями) и различные "космографии". Научный уровень этих изданий невысок: новые сведения в них часто перемежались со старыми, большое внимание уделялось всяческим курьёзам и небылицам. Особой популярностью пользовались карты, а с конца 16 в. - атласы. Стали появляться и подробные описания отдельных стран с преимущественным вниманием к экономике и политике (среди них образцовое для своего времени "Описание Нидерландов" Л. Гвиччардини, 1567). В процессе географических открытий было установлено единство Мирового океана, опровергнуто представление о необитаемости жаркого пояса, обнаружены пояса постоянных ветров, морские течения, но природа материков оставалась мало изученной. В 16-17 вв. большие успехи делают механика и астрономия. Однако физика ещё не могла создать достаточных предпосылок для объяснения географических явлений. Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер: оно было подчинено главным образом интересам навигации (Земля как планета, географические координаты, морские течения, приливы, ветры).

Крупнейшим географическим трудом, подводящим научные итоги периода Великих географических открытий, явилась "Geographia generalis¼" Б. Варениуса (1650), в которой рассмотрены основные особенности твёрдой земной поверхности, гидросферы и атмосферы. География, по Варениусу, - наука о "земноводном шаре", который, по его мнению, должен изучаться в целом и по частям.

2-я половина 17 в. и 1-я половина 18 в. выделяются главным образом успехами в картографировании Земли. Заметно возрос также интерес к изучению природных условий разных стран и усилилось стремление к объяснению природы Земли и её процессов (Г. Лейбниц в Германии, Ж. Бюффон во Франции, М. В. Ломоносов в России). Природа стала объектом монографического регионального исследования (например, "Описание земли Камчатки" С. П. Крашенинникова, 1756). Однако оригинальных общеземлеведческих обобщений почти не появлялось, а в популярных "космографиях" и учебниках по географии природе отводилось ничтожное место.

Крупный вклад в зарождавшуюся экономическую географию внесли М. В. Ломоносов и его предшественники И. К. Кирилов и В. Н. Татищев.

Следующий заметный рубеж в истории географии относится к 60-м гг. 18 в., когда началась организация больших естественнонаучных экспедиций (например, Академические экспедиции в России). Отдельные натуралисты (русский учёный П. С. Паллас, немецкий учёные Форстер, позднее А. Гумбольдт) ставят своей целью изучение взаимосвязей между явлениями. Вместе с тем усугубляется разрыв между географическими исследованиями путешественников-естествоиспытателей, основанными на строго научном анализе фактов, и географическими руководствами и учебниками, в которых давался набор не всегда достоверных сведений о государствах (политический строй, города, религия и пр.). Правда, известны первые попытки построить географическое описание по естественному территориальному делению (орографическое или гидрографическое, а в России - по трём широтным полосам - северной, средней и южной). В области физической географии конец 18 - начало 19 вв. не дали крупных обобщений. Лекции по физической географии немецкого философа И. Канта, опубликованные в 1801-02, вносят мало нового в познание географических закономерностей, но представляют идейную основу взгляда на географию как на хорологическую (пространственную) науку.

В 1-й половине 19 в. выдающиеся достижения естествознания позволили отказаться от натурфилософских догадок, объяснить основные процессы природы и свести их к естественным причинам. А. Гумбольдту ("Космос", 1845-62) принадлежит новая попытка синтезирования данных о природе Земли, накопленных наукой. Он поставил перед физической географией задачу исследовать общие законы и внутренние связи земных явлений (прежде всего - между живой и неживой природой). Но его синтез ещё не мог быть полным, он ограничивался главным образом фито-климатическими соотношениями. В это же время немецкий географ К. Рнттер развивал совершенно иной взгляд на географию. Его интересовала не объективно существующая природа, а лишь её влияние на человека, которое он трактовал в духе вульгарного географизма. Главный его труд, посвященный землеведению ("Die Erdkunde im Verhältnis zur Natur und zur Geschichte des Menschen¼", Bd 1-19, 1822-59), представляет своего рода инвентарную опись вещественного заполнения "земных пространств". География, по Гумбольдту и по Риттеру, - это в сущности две разные науки: первая - естественная дисциплина, вторая - гуманитарное страноведение. В трудах этих учёных лишний раз был подчёркнут двойственный характер географии, наметившийся ещё в античную эпоху. Наряду со стремлением использовать страноведение как вспомогательный материал для объяснения исторических процессов, своё первоначальное выражение получает и прикладная экономическая география в форме т. н. камеральной статистики. Это - собрание систематизированных (в государственноведческом порядке) сведений о населении, хозяйстве, административно-политическом устройстве территории, финансах, торговле, военном потенциале и т.п.

В России в 1-й половине 19 в. произошло чёткое размежевание между экономической географией ("статистикой") и физической, которая разрабатывалась физиками (Э. Х. Ленц и др.) и даже рассматривалась как часть физики. Начавшаяся бурная дифференциация естествознания (ещё в 18 в. возникает геология, позднее начинают формироваться климатология, фитогеография, океанография), казалось, лишала географию собственного предмета исследования. В действительности же этот процесс был необходимым условием для последующего перехода к географическому синтезу на новом уровне.

После Гумбольдта первые элементы синтеза встречаются у выдающихся русских путешественников-натуралистов 40-60-х гг. 19 в., в частности у А. Ф. Миддендорфа, Э. А. Эверсмана, И. Г. Борщова, Н. А. Северцова (последнему принадлежит опыт выделения "родов местности" - прообраза географического комплекса в его современном понимании). Что касается "статистики", то уже в дореформенной России она всё более отходит от традиционного государствоведения и приобретает географический характер благодаря широкому интересу передовой общественной мысли к различиям в экономике разных территорий и экономическому районированию.

В период перехода от эпохи свободной конкуренции к эпохе монополистического капитализма (с 70-х гг. 19 в.) резко возросла потребность капиталистического хозяйства в различных видах естественных ресурсов, что стимулировало развитие специализированных географических исследований (гидрологических, почвенных и др.) и способствовало обособлению отраслевых географических дисциплин. С другой стороны, сохранился разрыв между общей Г. (землеведением), имевшей естественно-научную направленность [например, труд Э. Реклю (Франция) "Земля", 1868-1869], и частной, или региональной, Г., где на передний план выдвигался человек (например, "Всемирная география" того же Э. Реклю, 1876-94). Некоторые географы (П. П. Семенов, Д. Н. Анучин, Г. Вагнер) признавали, что Г. уже не представляет собой единой науки. Всё же преобладало мнение, что Г. - наука естественная (О. Пешель, А. Кирхгоф, Ф. Рихтгофен в Германии; П. П. Семенов и др. в России; Р. Хинмен в США). В 1887 Г. Герланд попытался обосновать представление о Г. как самостоятельной естественной науке о Земле, но свёл её к геофизике. Однако уже в 1880-х гг. зарубежная география отходит от естественно-научной концепции. Немецкий географ Ф. Ратцель положил начало антропогеографическому направлению, идейными основами которого являются социальный дарвинизм и географический детерминизм; дальнейшее развитие этого учения увело многих географов в область реакционных социологических идей и лженаучной геополитики. Представители другого, хорологического направления, восходящего к Канту, старались обосновать самостоятельность географии, исходя из особого, пространственного подхода. Хорологический взгляд на географию наиболее подробно развил в начале 20 в. немецкий географ А. Гетнер. По его мысли, география охватывает и природные и общественные явления, но рассматривает их не по их собственным свойствам, а только как "предметное заполнение земных пространств"; она не должна изучать развитие предметов и явлений во времени, заниматься обобщениями и устанавливать законы, её интересуют лишь индивидуальные особенности отдельных мест, т. е., в конечном счёте, она сводится к страноведению.

Стремление ограничить сферу географии изучением региональных сочетаний предметов и явлений в рамках отдельных стран и местностей весьма характерно для начала 20 в. Французская географическая школа, основанная П. Видаль де ла Блашем, считала своей задачей описание "гармонического единства" природной среды и образа жизни человека в пределах отдельных местностей. Труды этой школы отличаются мастерством региональных характеристик, но в то же время для них показательны описательность и эмпиризм, пейзажный подход к природе и отсутствие глубокого анализа социально-экономических условий. Уже в 10-х гг. 20 в. французская школа приобрела односторонне гуманитарное направление ("география человека").

В России в конце 19 в. В. В. Докучаев, опираясь на разработанное им учение о почве и прогрессивные идеи русской биогеографии, положил начало комплексным физико-географическим исследованиям, задачи которых он тесно связывал с решением народно-хозяйственных проблем. Большой вклад в познание географических взаимосвязей внёс А. И. Воейков. Ему же принадлежат выдающиеся исследования в области воздействия человека на природу (в 60-х гг. 19 в. к этой проблеме привлек внимание американский учёный Дж. П. Марш).

В 1898 В. В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить "расплывающейся во все стороны географии" новую науку о соотношениях и взаимодействиях между всеми элементами живой и мёртвой природы. Введением к этой науке послужило его учение о зонах природы. В. В. Докучаев создал школу географов-натуралистов и практиков, которые как в теоретических, так и в прикладных исследованиях руководствовались идеей географического комплекса. Конкретизация этой идеи в начале 20 в. привела к формулировке понятия о ландшафте как природном территориальном единстве, составляющем основной объект географических исследований (Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, А. А. Борзов, Р. И. Аболин). Л. С. Берг в 1913 показал, что каждая природная (ландшафтная) зона слагается из ландшафтов определённого типа. В области общего землеведения работали А. Н. Краснов, П. И. Броунов, А. А. Крубер, однако им, как и их зарубежным коллегам, не удалось поднять эту отрасль географии на уровень самостоятельной научной теории; за ней в то время сохранялась функция учебного предмета.

Английскому географу Э. Дж. Гербертсону принадлежит первая схема природного районирования всей суши (1905), построенная главным образом с учётом широтных и долготных изменений климата, а также орографии и растительного покрова. В Германии З. Пассарге выдвинул в 1913 идею естественного ландшафта и разрабатывал её в последующие годы; он предложил классификацию ландшафтов и схему их морфологического расчленения, однако недооценил роль внутренних взаимосвязей между компонентами ландшафта и необходимость генетического подхода к изучению природных явлений.

Для состояния зарубежной географической мысли в период между двумя мировыми войнами характерно господство хорологической концепции (после А. Гетнера особенно настойчивым её защитником выступил американский учёный Р. Хартшорн в 1939) и всё больший отход от природы в сторону "культурно-географических" явлений. Школа "культурного ландшафта" (немецкий учёный О. Шлютер, американский учёный К. Зауэр и др.) сосредоточивала своё внимание на изучении внешних результатов деятельности человека на Земле (населённые пункты, жилища, дороги и т.п.). При этом некоторые географы подробно рассматривали антропогенность многих черт географической среды, однако при изучении результатов хозяйственной деятельности человека не учитывали объективные закономерности развития общества, поэтому отдельные экономико-географические экскурсы были недостаточно научны. В то же время в зарубежной географии усилился интерес к прикладным географическим исследованиям. Так, в некоторых районах США предпринимались полевые исследования земель для нужд сельского хозяйства и для целей районных планировок; однородные территориальные единицы (unit area) выделялись на основе аэроснимков путём картографирования отдельных природных элементов (крутизна склона, почва и др.) и хозяйственных типов земель и их механического наложения.

Развитие географии советского периода.

В Советской России внимание географов уже с 1918 было направлено на изучение естественных производительных сил. В 20-30-е годы АН СССР организовала большие комплексные экспедиции, имевшие важное значение для изучения производительных сил Советского Союза. Для исследования растительных ресурсов СССР и зарубежных стран немаловажную роль сыграли экспедиции Н. И. Вавилова.

Наряду с теоретической разработкой вопросов климатологии, гидрологии, геоморфологии, гляциологии, почвоведения, геоботаники, мерзлотоведения, палеогеографии быстро возрастал интерес к комплексным физико-географическим и экономико-географическим проблемам, в том числе районированию. С этим, в свою очередь, связаны исследования закономерностей территориальной физико-географической дифференциации (Л. И. Прасолов, С. С. Неуструев, Б. А. Келлер и др.). К 20-30-м гг. относятся и первые полевые ландшафтные съёмки и начало разработки ландшафтных карт (Б. Б. Полынов, И. В. Ларин, Р. И. Аболин). Большое теоретическое значение для физической Г. имело учение о биосфере, разработанное В. И. Вернадским (1926).

В 30-е гг. теоретическая разработка советской физической географии шла по двум направлениям - общеземлеведческому и ландшафтоведческому. Первое представлял А. А. Григорьев, который ввёл понятия о географической оболочке и физико-географическом процессе, а также настаивал на применении точных количественных методов в физической географии. Труды Л. С. Берга создали основу для учения о ландшафте, которое далее развивали М. А. Первухин, Л. Г. Раменский, С. В. Калесник.

Важной составной частью исследований по физической географии явились также труды Ю. М. Шокальского, Н. Н. Зубова и др. по изучению океанов и морей. Идейная борьба в этой науке в начале шла между т. н. отраслево-статистическим направлением, в котором ещё сохранялись традиции буржуазной школы, и марксистским (районным) направлением. Острая методологическая дискуссия, протекавшая в СССР на рубеже 20-30-х гг., закончилась победой марксистского направления, но вместе с тем показала, что противопоставление отраслевого направления районному неправомерно, поскольку и отраслевой и районный разрезы могут быть и буржуазными и марксистскими. Борьбу с буржуазными взглядами, а также с левацкими тенденциями, направленными на отрыв экономической Г. от физической, возглавил Н. Н. Баранский.

Практический опыт и теоретические дискуссии последующих десятилетий подтвердили факт объективно сложившегося разделения географии на две группы наук - естественную и общественную - и показали необоснованность попыток возродить т. н. единую географию. Наличие собственных задач у отдельных географических дисциплин не исключает, однако, существования комплексных межотраслевых географических проблем, таких, например, как проблема теплового и водного баланса земной поверхности и его преобразования, научное обоснование крупных региональных народнохозяйственных проектов, связанных с комплексным освоением естественных ресурсов, и др. Важные теоретические результаты, полученные в отраслевых географических дисциплинах, способствуют развитию синтетического подхода к изучению как природных, так и производственных территориальных комплексов, а также к познанию взаимоотношений между теми и другими.

Успехи в изучении радиационного и теплового баланса (М. И. Будыко), циркуляции воздушных масс (Б. П. Алисов, Е. С. Рубинштейн, С. П. Хромов и др.), влагооборота в атмосфере (О. А. Дроздов) и др. имеют значение не только для климатологии, но и для общей теории физической географии, в частности для разработки учения о географической зональности. Исследования планетарного круговорота влаги (Г. П. Калинин, М. И. Львович), теплообмена в системе атмосфера - суша - океаны (В. В. Шулейкин), многолетней изменчивости теплового режима, увлажнения, оледенения (Б. Л. Дзердзеевский, М. В. Тронов, А. В. Шнитников и др.) выходят за рамки отдельных географических наук (гидрологии, климатологии, океанологии, гляциологии) и вносят существенный вклад в познание структуры и динамики географической оболочки земного шара. Решение этой важнейшей физико-географической проблемы в большой степени связано также с синтетическими исследованиями рельефа суши (И. П. Герасимов, К. К. Марков, Ю. А. Мещеряков, И. С. Щукин, Б. А. Федорович), изучением океанического дна и береговой зоны морей и океанов (В. П. Зенкович, О. К. Леонтьев, Г. Б. Удинцев и др.). В исследованиях по генезису, классификации почв и их картографированию (И. П. Герасимов, В. А. Ковда, Н. Н. Розов и др.), по их водному режиму (А. А. Роде) и геохимии (М. А. Глазовекая) ярко проявляется географическое направление в почвоведении и тесная связь последнего с другими географическими дисциплинами. Проблема биологической продуктивности суши и Мирового океана также относится к географии; её решение предполагает анализ всесторонних взаимосвязей между биоценозами и их географической средой и в значительной мере опирается на успехи в познании географических закономерностей растительного покрова (Е. М. Лавренко, В. Б. Сочава, В. Н. Сукачев и др.) и животного населения суши (А. Г. Воронов, А. Н. Формозов и др.), так же как и органического мира океанов (В. Г. Богоров, Л. А. Зенкевич и др.). Комплексный характер проблем, стоящих перед современной географией, неизбежно ведёт к формированию новых, "пограничных" (в т. ч. прикладных) дисциплин, стоящих на стыке между географией и смежными науками, таких, как биогеоценология (В. Н. Сукачёв), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская), медицинская география. (Е. Н. Павловский, А. А. Шошин и др.), и вызывает необходимость в применении новейших математических и др. методов для решения различных географических проблем.

Синтетический подход к исследованию природных явлений на Земле находит наиболее полное выражение в собственно физической географии как науке о природных географических комплексах (геосистемах). Одна из ветвей этой науки - общая физическая география (общее землеведение) - занимается исследованием общих закономерностей строения и развития географической оболочки в целом, включая присущие ей круговороты вещества и связанной с ним энергии, зональную и азональную структуру, поступательные и ритмические изменения и т.д. (А. А. Григорьев, С. В. Калесник, К. К. Марков и др.). Другая ветвь - ландшафтоведение - имеет дело с изучением территории дифференциации географической оболочки и закономерностей строения, развития и размещения географических комплексов разного порядка (зон, ландшафтов, фаций и т.д.); основные работы ведутся в области морфологии, динамики, систематики ландшафтов и физико-географического (ландшафтного) районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, К. И. Геренчук, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.), а также в сфере прикладного ландшафтоведения (сельскохозяйственного, инженерного, медицинского и др.). Важное познавательное и практическое значение имеют региональные физико-географические монографии по СССР и зарубежным странам. Среди них - 15-томная серия "Природные условия и естественные ресурсы СССР" института географии АН СССР, работы Б. Ф. Добрынина, Э. М. Мурзаева, Е. Н. Лукашовой, М. П. Петрова, А. М. Рябчикова, Т. В. Власовой и др. по физической географии зарубежных стран.

Общественно-географические науки опираются на закономерности социально-экономических наук, с которыми тесно взаимодействуют. Так, география промышленности в целом и отдельных промышленных отраслей тесно связаны с экономикой промышленности и экономикой других отраслей. Большое значение приобрело использование экономико-географического анализа в практических работах по территориальному планированию. Наряду с разработкой общей теории экономической географии, и в частности вопросов формирования интегральных экономических районов (Н. Н. Баранский, П. М. Алампиев, В. Ф. Васютин, Л. Я. Зиман, Н. Н. Колосовский, А. М. Колотпевский, О. А. Константинов, В. В. Покшишевский, Ю. Г. Саушкин, Б. Н. Семевский, Я. Г. Фейгин и др.), советские географы вели научные исследования в районном и в отраслевом планах.

Региональные экономико-географические работы выразились, в частности, в создании обширной серии порайонных монографий-характеристик, выпускавшихся институтом географии АН СССР (И. В. Комар, Г. С. Невельштейн. М. И. Помус, С. Н. Рязанцев и др.). Из отраслевых исследований выделяются монографии по Г. промышленности (М. Б. Вольф, А. Е. Пробст, П. Н. Степанов, А. Т. Хрущев и др.), сельского хозяйства (А. Н. Ракитников и др.), транспорта (М. И. Галицкий, И. В. Никольский и др.). Проблемы Г. населения и городов разрабатывали Р. М. Кабо, С. А. Ковалев, Н. И. Ляликов, В. В. Покшишевский, В. Г. Давидович и др.

Возрастающие масштабы потребления естественных ресурсов и чрезвычайная актуальность проблемы повышения экономической эффективности их использования дали толчок исследованиям в области хозяйственной оценки природных условий и естественных ресурсов (И. В. Комар, Д. А. Минци др.). Это направление в науке формируется в особую отрасль, лежащую на стыке экономической географии с физико-географическими дисциплинами.

Одна из новых тенденций в развитии советской экономической географии выражается в стремлении применить математические методы (включая моделирование) к изучению производственных территориальных комплексов, расселения, межрайонных связей и т.д.

Важное место в советской экономической географии занимают исследования зарубежных стран (И. А. Витвер, А. С. Добров, Г. Д. Кулагин, С. Б. Лавров, И. М. Маергойз, К. М. Попов и др.); в качестве особого направления можно выделить изучение ресурсов развивающихся стран (В. В. Вольский, Ю. Д. Дмитревский, М. С. Розин).

География в своём развитии всегда была тесно связана с картографией. В пограничных областях между географическими науками и картографией образовались соответствующие ветви тематического картографирования - геоморфологическое, почвенное, ландшафтное, экономическое и т.д. Общая тенденция современного развития системы географических наук - создание комплекса из отдельных отраслей географии - нашла отражение и в картографии. Практически это выражается в создании за 60-е гг. 20 в. ряда крупных комплексных атласов (Физико-географический атлас мира, 1964; Атлас Антарктики, 1966; многочисленные атласы союзных и автономных республик, краев и областей), а также серий карт. В теоретических и методических исследованиях по картографии на передний план выдвигаются общие вопросы комплексного картографирования (К. А. Салищев), принципы и методы картографирования природы (И. П. Заруцкая, А. Г. Исаченко, В. Б. Сочава), населения и хозяйства (Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский и др.).

Современная география всё более превращается в науку экспериментально-преобразовательного, или конструктивного, характера. Ей принадлежит важная роль в разработке крупнейшей общенаучной проблемы взаимоотношения природы и общества. Научно-техническая революция, вызвавшая резкое усиление воздействия человека на природные и производственные процессы, настоятельно требует взять это воздействие под строгий научный контроль, что означает прежде всего умение предвидеть поведение геосистем, а в конечном счёте - способность управлять ими на всех уровнях, начиная с локального (например, территории больших городов и их пригородов) и регионального (например, Западная Сибирь), кончая планетарным, т. е. географической оболочкой в целом. Эти цели определяют необходимость дальнейшей разработки теории природных и производственных территориальных комплексов и их взаимодействия с привлечением новейших достижений и методов математики, физики и других наук, как естественных, так и общественных, структурно-системного подхода и моделирования, наряду с картографическими и другими традиционными методами географии.

Состояние зарубежной географии.

Образование мировой социалистической системы после 2-й мировой войны 1939-45 открыло широкие перспективы перед географами социалистических стран, где география стала на путь решения комплексных проблем, имеющих непосредственное отношение к задачам социалистического строительства (физико-географическое и экономическое районирование, производственная оценка естественных ресурсов, создание комплексных национальных атласов и др.). В зарубежных социалистических странах появились ценные исследования, написанные с позиций марксизма, по актуальным экономико-географическим проблемам.

В развивающихся странах, в частности в Индии, Бразилии, Мексике, стали формироваться национальные географические школы, и деятельность географов нередко связывается с решением задач экономического развития.

В развитых капиталистических странах бурный рост городов, диспропорции в экономическом развитии отдельных районов, угроза истощения ряда естественных ресурсов, загрязнение природной среды отходами производства заставляют государственные органы и монополии вмешиваться в стихийные процессы экономического развития и использования земель. В США, Канаде, Великобритании, ФРГ, Японии и некоторых др. странах правительственные учреждения и частные фирмы привлекают географов для участия в научном обосновании градостроительных проектов, районных планировок, для изучения рынков и т.п. Географические исследования всё чаще приобретают прикладной характер, но эта тенденция нередко оказывается в противоречии с теоретической отсталостью географии. Во многих странах, особенно в США, продолжает господствовать хорологическая концепция. Её идеологи (Р. Хартшорн, П. Джеймс, Д. Уиглси и др.) отрицают наличие у географии собственного предмета исследования, считают деление на физическую географию и экономическую географию неприемлемым и вредным, не допускают возможности теоретических обобщений и прогнозов, исходя из признания уникальности каждой отдельной территории. Единство географии основывается якобы на региональном методе, но объективная реальность района отвергается, "район" трактуется как некое условное, субъективное понятие, как "интеллектуальная концепция", единственными критериями которой являются удобство и целесообразность. Эти взгляды разделяют также многие географы в Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии и др. странах. "Региональный синтез", который теоретически должен объединять природу и человека, на деле в лучшем случае ограничивается некоторыми социально-экономическими элементами. Многие считают, что концепция природного района уже устарела и не представляет ценности для географии (Э. Аккерман в США, Э. Жюйяр, Ж. Шабо во Франции и др.), и даже пытаются теоретически обосновать устарелость и ненужность физической географии вообще. Т. о., мнимое единство географии достигается за счёт отказа от её физико-географической части.

Представители т. н. теоретической географии (Э. Ульман, У. Бунге и др.) пришли к заключению, что распространение разных явлений (например, ледников и методов земледелия) может быть представлено в виде сходных математических моделей, и в этом усматривают основу "единства" географии. Пытаясь с помощью математических моделей решать вопросы размещения производства, они отвлекаются от способа производства и характера производственных отношений, превращая тем самым свои теории в абстрактную схему, оторванную от реальных социально-экономических условий.

Некоторые западногерманские, австрийские, швейцарские географы считают предметом географии "земную оболочку", или "геосферу" (Г. Бобек, Э. Винклер, Г. Кароль и др.), или же ландшафт (Э. Винклер. Э. Обет, К. Тролль), причём в обоих случаях предполагаются единства, охватывающие и природу, и человека с его культурой. Тем не менее ландшафт нередко практически исследуется исключительно как естественнонаучный объект (К. Тролль, И. Шмитхюзен, К. Паффен). В западноевропейском ландшафтоведении наметилось два главных направления исследований: а) экология ландшафта - изучение внутренних взаимосвязей преимущественно на уровне элементарных геосистем, соответствующих фациям и урочищам, и б) ландшафтное районирование.

В ряде капиталистических стран комплексные исследования природной среды осуществляются в чисто прикладных целях. Так, в Австралии с 1946 ведутся исследования неосвоенных земель, по своему характеру близкие к ландшафтной съёмке. Некоторые работы почвоведов и геоботаников (например, в США) по классификации земель до известной степени также приближаются к ландшафтным исследованиям. Лесоводы Канады и многих других стран руководствуются принципами учения об экосистемах и биогеоценозах, во многом совпадающими с основными положениями ландшафтоведения. Т. о., важнейшие категории современной географии (геосистема, ландшафт) на Западе изучаются преимущественно прикладными дисциплинами, имеющими на практике дело с реальными объектами, подлежащими географическому исследованию.

Русская Цивилизация

География представляет собой целую систему наук, в которые входят, как и естественные науки, так и общественные.

Понятие географии как науки

Совокупностью наук о планете Земля называют географию. Трудным является вопрос о разграничении географии с геологией, так как последняя наука находится в области физической географии и порой становится на ее место.

Но исторические данные говорят о том, что именно география начала раньше исследовать физико-географические вопросы. Сложность определения географии, как конкретной науки, подтверждается географическими конгрессами, которые географы проводят совместно с этнографами, геологами, физиками и астрономами. Все больше появляются проектов, которые раскрывают географию, как науку, в более полном объеме.

География: система наук

О географии принято говорить, как о целой системе наук, каждая из которых изучает природные, территориальные и производственные комплексы и компоненты, которые в них входят. География подразумевает комплексное и детальное изучение природы, населения и хозяйства, и объединение различных дисциплин в одной систему продиктовано их тесной взаимосвязью.

Изучение таких объектов происходит с целью наиболее эффективного применения всех природных ресурсов, создания благоприятной среды для проживания населения и размещения производства в рациональных параметрах. Система географических наук сформировалась в процессе дифференциации и развития самой географии, как науки знаний о хозяйстве, природе и населении разных территорий Земли.

Сам процесс развития науки привел к изучению отдельных компонентов природной среды – таких, как почва, климат и рельеф, или компонентов хозяйства, например, промышленность и сельское хозяйство. Со временем появилась надобность синтетического исследования территориальных сочетаний компонентов.

В системе науки география выделяют:

Естественные науки – физическая география, геоморфология, океанология, география почв, климатология, геокрилогия, биогеография, гидрология суши и другие;

Общественные науки географии, к которым относится общая экономическая и региональная география, география различных отраслей хозяйства (например, промышленности или транспорта), география сельского хозяйства, география населения или политическая география;

Страноведение;

Картография, специальная техническая наука, которая входит в систему современных наук географии по причине общности главных задач с иными географическими науками.

География - древняя и вместе с тем вечно молодая наука. В ней сочетаются романтика дальних странствий и научный подход к проблемам взаимодействия природы и человека. Немного найдётся таких дисциплин, которые одинаково изучали бы рельеф земли, атмосферу, природу, химию почвы и организацию жизни людей. Она систематизирует знания о природных явлениях и процессах социально-культурного развития общества.

Общие тенденции развития

Современная географическая наука сложилась постепенно , в течение многих веков. Её развитие шло вместе с развитием цивилизации и неразрывно с ней связано. Древний путешественник описывал такой мир, какой он видел: ночное небо, горы, леса, моря, людей, их нравы и способы ведения хозяйства. Эти сведения давали толчок к развитию других наук.

Медицина, физика, астрономия, экономика, история обогатились новыми знаниями. Постепенно накапливались знания, всё меньше становилось белых пятен. И когда прошла эпоха Великих открытий, появились такие науки, связанные с географией:

  1. Геоморфология. Учение о формообразовании земной поверхности.
  2. Гляциология. Наука, изучающая формирование и развитие различных форм льда (ледники, вечная мерзлота и т. п.).
  3. Климатология. Наука о природе воздушных масс и их взаимодействии с другими компонентами, формирующими погоду.
  4. Почвоведение. Наука о почве как проявлении взаимодействия всех элементов земной оболочки.

В общем виде прикладные темы ставят вопросы естествознания исследующим природные процессы. Сама география долгое время изучала вопросы, связанные непосредственно с природными процессами и воздействием человека на природу. Но с течением времени получило развитие изучение и другой стороны медали - влияние природы на человека и на развитие социальных отношений.

Постепенно получила развитие теория природно-социальных комплексов . Рассматривая в совокупности процессы взаимодействия природы и социальных групп населения, развилась экономическая география. Таким образом, связь современной географии с другими дисциплинами нашла непосредственное отражение в развитии экономической науки. В рамках социально-экономической географии выделяют:

  1. Экономическую.
  2. Демографическую.
  3. Политическую и военную.

Медицина дополнилась таким важным предметом, как медицинская география. Она изучает очаги возникновения эпидемий и эпизоотий, пути распространения болезней, регионы с преобладанием различных форм заболеваний. Многие опасные пандемии в прошлом удавалось нивелировать благодаря знаниям о других странах света.

Историческая и палеогеография - науки о прошлом Земли в её геологическом природно-социальном аспекте развития культуры и социальных отношений. Связь географии и истории отчётливо просматривается в страноведении. Это научное направление, изучающее государство как единую систему с характерными чертами развития, политической ориентацией, экономико-географическим потенциалом, особенностями исторического и культурного развития.

Эпоха НТР

Научно-техническая революция придала новый импульс развитию многих отраслей знания. Более описательное направление науки о земле постепенно переходит к количественным методам. Математика явилась структурным началом географии нового времени. Все процессы в природе смогли перевести на язык формул и цифр благодаря развитию компьютерных технологий. В наше время немыслимо представить себе метеорологию или сейсмологию без вычислительной техники. Эра новых технологий вывела картографию на совершенно новый уровень. Серьёзное развитие получили гидрология, гляциология и климатология. Эти примеры дают чёткий ответ на вопрос «как география связана с другими науками».

Изучение космоса

Выход в космос открыл новое направление - космическое землеведение. Снимки из космоса стали ценнейшим источником информации. Геоподготовка занимает видное место в системе тренировок космонавтов. Оказалось, что из космоса морское дно просматривается через сотни метров водной толщи. Спутники фиксируют зарождение тайфунов и пыльных бурь, извержения вулканов, движение морских течений и многое другое.

Межнаучные связи и узкая специализация

Насколько тесно связана современная география с другими науками? Сообщения об этом можно увидеть в любом научном журнале, причём из многих отраслей знаний:

Это неполный перечень тем, где находят применения знания из древней науки о Земле. Современная география - это сложная, разветвлённая система знаний, настоящий сплав естественных, гуманитарных и точных наук. Её преподавание входит в перечень обязательных дисциплин не только в средней школе и специализированных институтах, но и в других заведениях высшей школы. Взаимодействуя, в смежных аспектах учёные выводят знания о земной поверхности в область фундаментальных. Именно поэтому их роль со временем будет только возрастать.

География для меня всегда казалась одной из первых наук на уровне с математикой и той же физикой. Её значимость ни чем не ниже и в жизни вполне может пригодиться. Но как география выделяется среди других наук и какие имеет с ними связи?

География среди наук

Известно, что любая наука связана с остальными. География - не исключение. Если углубиться в её изучение, то можно понять, что она связана с:

  • физикой;
  • медициной;
  • математикой;
  • биологией;
  • историей;
  • экологией;
  • картографией;
  • социологией и другими.

Интересно, что соотношение географии и некоторых других наук могут вызвать формирование совершенно новой дисциплины. Например, геохимии, геофизики и даже медицинской географии.


География с физикой и биологией

Можно сказать, что физика и есть искомая наука про природу. Без знаний в области физики тяжело объяснить принцип зарождения ветра, пояснить сущность давления в атмосфере или даже как происходит формирование рельефных форм ледника.

Перейду к биологии. Связь этих двух наук самая очевидная. Ведь они занимаются изучением природы. Разницей является то, что биология включает в себя изучение всего живого мира, а география занимается её абиотическими компонентами. Совокупность географии и биологии называется биогеографией. По сути, это все науки про природу, но с разными направлениями.

Географическая связь с науками

Начну с математики, она имеет очень близкие отношения с географией. Ведь никто не сможет научиться пользованию картой без простейших знаний в математике. Проявление связи этих наук заключается в расчете масштаба, определении какого-либо расстояния на карте или же рассмотрении демографических показателей и т. д.

Теперь хочу обратиться к истории. Она связана с географией экономической, а также социальной. Для изучения экономики и населения какой-то страны нельзя обойтись без истории.

Раз зашла речь об экономике, то разберу её связь с нашей наукой. Даже существует выделенная дисциплина под названием экономическая география. Она разбирает различные проблемы с размещением сил производства и также вопросы урбанизации.

МБОУСОШ№10

с углубленным изучением предметов

г. Сургут

Внеклассное мероприятие по географии.

«География. Связь с другими науками.»

Берсенёва Елена Борисовна

География. Связь с другими науками.

Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.

Задачи:

    Повторить, закрепить и расширить знания учащихся.

    Развивать мыслительную деятельность, научить грамотно, формулировать свои мысли, делать выводы из прочитанного и услышанного, пользоваться предметным языком.

    Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

    Развивать умение согласованно работать в коллективе.

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия:

Ведущий.

Географию называют наукой 21 века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - прогнозирование изменений в природе, сохранение природных ресурсов, проблемы экологии. Именно поэтому от успеха обучения географии, от ее качества во многом зависит наше будущее. В каком направлении будет идти вся мировая наука.

В нашем мероприятии мы постараемся показать связь географии с другими науками. Узнаем, как в других предметах используются географические понятия и явления.

И так мы начинаем.

Отправимся в путь без сомнений и муки

Чтоб тайны освоить великой науки

Ее изучали до нас очень многие,

Но все же она молода, как всегда,

Красавица в мире наук – География.

И начнем с царицы всех наук – МАТЕМАТИКИ,

Роль математики в географии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого созерцания к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установление связей между явлениями помогают открывать законы природы.

Вопросы из области математики.

ФИЗИКА,

Следующая наука, в которой необходимо найти связь с географией – ФИЗИКА.

Физика - это наука, изучающая разнообразные явления природы.Со многими из этих явлений мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга... Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Попробуем ответить на вопросы из области физики.

ХИМИЯ.

Химия – наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль - всё это примеры веществ. Их сейчас известно очень много - несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Попробуем ответить на вопросы из области химии.

Биология

Биология – наука о жизни. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа - бактерии, простейшие, грибы, растения, животные - заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами - часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Вопросы из биологии.

Астрономия .

Название этой науки происходит от греческих слов «астрон» - «звезда», «номос» - «закон». Астрономия - это наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далёкое, завораживающее звёздное небо, чувствовал себя, всех людей и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира - Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Отвечаем на вопросы из области астрономии.

ЛИТЕРАТУРА

Процессы, происходящие в природе, можно изучать, не только используя географические средства обучения, но и литературные знания творчества поэтов и писателей.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык природы переводят для нас поэты: живые голоса птиц, шорох леса, шелест сада, шепот ручьев, гул морского прибоя…

Поэзия пытается проникнуть в тот смысл, который природа таит в себе. В русской литературе природа-храм и природа – мастерская не противопоставлены друг другу, молитва и работа – не антиподы. Изображение и воспевание природы в русской поэзии имеет большую историю. Ответим на литературные вопросы.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Алексей Толстой писал: « Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, значит, и мыслить кое-как.

Свободное владение родным языком – надежная опора каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Как красиво написаны слова о природе в различных произведениях.

Для вас вопросы, связывающие знания русского языка и биологию.

ИСТОРИЯ.

Есть две науки обо всем на свете,

И им подвластна вся огромная Земля.

Своя история у каждого открытия, у каждого материка – история своя.

Науки древние, объединившись,

Придут к тебе на помощь сквозь века.

В одно мгновенье ты увидишь вечность

И небо в чашечке цветка.

И, вечно молоды, стремятся к истине познанья бытия

Науки древние – история и биология!

Вопросы из области истории.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Что связывает такие разные предметы? Конечно латинский язык. Латинские названия имеют животные и растения – латинские буквы лежат в основе немецкого алфавита.

В настоящее время при изучении иностранного языка, кроме владения фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, большое внимание уделяется формированию толерантной личности. Формирование личности в немалой степени зависит от экологической культуры человека, от его отношения к природе. Без знаний этих реалий невозможно воспитать полноценного гражданина своей страны.

А теперь вопросы.

ТЕХНОЛОГИЯ

Образовательная облать « Технология» предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем, в способах художественной обработке материалов, моделирования и пошива одежды. Даже здесь необходимы знания из географии.

Вопросы по технологии.

МУЗЫКА

На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки.

Музыка часто в нашем воображении вызывает разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом.

Ответим на музыкальные вопросы.

ФИЗКУЛЬТУРА

Дети, как известно, любят играть. И не только маленькие. А вы любите играть? Значит я права. Играя, мы лучше осваиваем различного рода физические, а в какой-то мере и нравственные навыки. Играя, мы учимся жить. Проживая различные роли, изображая животных и птиц, создаются представления о движении.

Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,

Пусть примет наш добрый совет-

Получше, надежней дружить

С физкультурой

В ней юности вечной секрет!

Спортивные вопросы.

Подведение итогов. Награждение победителей.