Что не должен делать хороший слушатель. Как быть хорошим слушателем

Большое количество сайтов, которые находятся в рунете, очень однообразны, а всегда необходимо создавать что-то новое, необычное, привлекающее внимание. На этот раз я решил написать статью не просто об очередном эффекте на сайте, а показать как данные эффекты можно объединить в рамках одного большого проекта. Это очень важно, чтобы Ваш сайт не смотрел как набор бессмысленно появляющейся из разных сторон анимации. Вашему вниманию я хочу представить подборку из 10 лучших интерактивных Landing Page, на которые стоит обратить внимание.

О том с чего начать при изучении создания сайтов, а в частности лендингов, я рассказал в небольшом мини-курсе: .

Итак, вот подборка из 9 лендингов где стоит черпать вдохновение:

Подборка — лучшие интерактивные Landing Page

1 Fixed Group

Отличный вариант сайта, на котором нельзя даже мышку сместить, как сразу увидите искажение блока с контентом в ответ. Сзади медленно "плывет" космос. Переходы также не могут оставить равнодушным, ведь они все происходят с интересным эффектом, и создается впечатление, что каждый из блоков "разрезан" на две половинки.

2 Fubiz

На данном сайте ничего не появляется при прокрутке, но здесь очень на элементы: раскрывающиеся списки, смена цвета, появление дополнительных элементов и описания. Никаких резких эффектов, всё выполнено в едином стиле. Рекомендую обратить внимание на эффекты, некоторые из них можно применить и на своих проектах.

3 Vimeo

Этот проект должен быть Вам уже знаком — это профессиональный видео-хостинг. Но данная страница рассказывает о возможности редактирования видео прямо из мобильного устройства. Но я хочу заострить внимание на эффектах, которые происходят при прокрутке страницы. Сначала происходит уменьшение фонового изображения в шапке, а затем появляется в телефон. Очень привлекает внимание, не правда ли?

4 Black Negative

Отличительной особенностью данного сайта перед всеми остальными является его нестандартная прокрутка. Как Вы могли заметить — она горизонтальная. Также перемещение происходит при помощи перетаскивания контента влево. Но что еще больше впечатляет — это количество эффектов в каждом блоках: , , а также вертикальная прокрутка блоков. Видео на фоне немного сбивает, но всё же выполнено всё достаточно оригинально и необычно.

5 Super Top Secret

Здесь хочу обратить Ваше внимание не на эффекты при наведении, а на фон. После полной загрузки сайта при перемещении курсора мыши на фоне появляются разводы, как на воде. Также по клику создаются разводы, и такой эффект производит отличное впечатление. Не на каждом сайте увидишь такое.

6 WE AIN’T PLASTIC

В процессе прокрутки на странице появляются (рисуются) различные иконки и заголовки. Не осознавая начинаешь смотреть на процесс рисования и ждать что же там появится в конце, тем самым читая текст, который нарисовался. Если Вам интересно как же создается данный эффект и Вы хотите создать такой же эффект на своем сайте или лендинге, тогда изучите данные статьи: и .

7 ANTON & IRENE

8 BLITZ

Что привлекло меня данном сайте, так это эффекты при наведении. Хоть сайт и создан в современном стиле минимализма, но здесь очень красиво сочетаются 3D объекты: раскрывающиеся открытки, движение объектов на открытке. Также обратите внимание на

Бог дал человеку два уха и один рот, очевидно, чтобы он меньше болтал и больше слушал.

Любая успешная коммуникация основывается на умении человека слушать собеседника. Как часто вместо этого мы обдумываем собственные ответы? Как часто мы действительно слышим то, о чем нам говорят? А сколько раз мы желали быть услышанными, но вместо этого наталкивались на стену непонимания?

На самом же деле практика осознанного слушания выходит далеко за пределы этикета и дружелюбия. У нее есть следующие безусловные преимущества, она:

  • Развивает эмпатию, сочувствие, сострадание
  • Заряжает энергией
  • Облегчает взаимопонимание
  • Увеличивает продуктивность
  • Вдохновляет и побуждает к творчеству
  • Внушает чувство безопасности
  • Замедляет, помогает оставаться здесь и сейчас
  • Дает возможность проявить уважение к другому человеку

Ну и конечно, если вы научитесь слышать других, вы научитесь слышать себя. Если в момент разговора вы будете проявлять искреннее участие, вы сможете легче выражать свои мысли – здесь действует закон обратного действия: мы всегда получаем то, что отдаем. Так что вы можете быть уверены в том, что усилия будут оправданы.

Вот пять способов как научиться действительно слышать.

1. Находитесь в настоящем моменте

Слушание – отличный способ концентрировать внимание. В какой-то степени, это своеобразная медитация, только здесь фокус смещается с себя на другого человека. Дышите спокойно, не перебивайте и не суетитесь. Как только вы начнете развивать воображаемые сценарии встречи или отвлекаться на какие-то внешние факторы, верните себя в настоящий момент. Возможно, сначала вам будет трудно удаваться, но, как и любой навык, – это лишь дело практики.

2. Будьте любопытны

Попытайтесь проникнуть в суть того, что рассказывает вам человек. Каковы мотивы его действий, что у него на душе, чего бы он хотел от вас как от собеседника: поддержки, критики, возможности выговориться или свежего взгляда на ситуацию. Задавайте наводящие вопросы, следите за мимикой и жестами, расценивайте каждого собеседника как возможность услышать его и собрать определенный багаж знаний.

3. Будьте открыты

Помните, что каждый человек в нашей жизни – урок, который нам необходимо выучить, поэтому будьте открыты и податливы к позитивным изменениям.

Не судите, кого бы вы ни встретили на своем пути. Не наклеиваете на людей ярлыки и не относитесь к ним предвзято. Большинство людей заслуживает самой бескорыстной любви и беспричинного понимания, какими бы сварливыми, угрюмыми или саркастичными они ни казались.

Конечно не забывайте про язык тела. Скрещивания рук, ног, установление преград между людьми (даже салфетница на столике) вызывают отторжение и недоверие. Напротив, расслабьтесь, подайтесь слегка вперед к собеседнику, развернитесь в его сторону, смягчите взгляд, настройтесь на его дыхание и будьте готовы предложить свое тепло и свою помощь, если они понадобятся.

4. Выражайте внимание

Есть люди, которые чистосердечно выслушивают все, что им говорится, но по их виду это сложно предсказать. Поэтому не стесняйтесь проявлять заинтересованность и внимание – это всегда приятно. Переспрашивайте, уточняйте, установите зрительный контакт, проявляйте эмоции, спрашивайте совета – дайте понять, что вам не безразлично то, что происходит в жизни говорящего. Конечно не нужно усердствовать, но одобрительный кивок или дружеское прикосновение еще никому не мешали.

5. Принимайте критику

Настоящим мастерством в общении является правильное поведение в сложных, конфликтных ситуациях. Научитесь себя вести, когда вот-вот готовы выйти из себя и провалиться в пучину гнева. Споры, ссоры – неотъемлемая часть нашего общения, особенно между близкими людьми, но это совсем не значит, что можно говорить и вести себя самым непотребным образом. Не забывайте сохранять относительное спокойствие и здравомыслие. Не убегайте от выяснения отношений, но и не провоцируйте человека, неготового к этому. Старайтесь сохранять баланс словно вы стоите в Ширшасане на коврике для йоги.

Следует упомянуть, что проявлять участие в жизни другого человека – не означает, что вы обязаны опускаться до сплетен или лезть не в свои дела. Не опуститесь в крайность потребительского отношения к людям – не стоит рассматривать людей исключительно как тренажер для оттачивания своего дружелюбия. Будьте тактичны, будьте готовы безвозмездно предложить свою помощь и проявить участие – однажды кому-то это поможет и принесет счастье.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

Умение слушать является одним из самых важных и недооцененных. То, насколько эффективно вы умеете слышать человека и воспринимать информацию, может повлиять на успех в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Сегодня таким навыком обладает небольшой процент человечества, потому что каждому кажется, что его точка зрения незыблема и основана на личном опыте и фактах. На самом деле это далеко не так, а правда зачастую бывает с разными оттенками. К тому же слушать намного важнее, потому что так вы сможете узнать больше, нежели просто потратить час своей жизни и высказать точку зрения, которую и так знаете.

Зачем нужно слушать и слышать? Например:

  • Получить информацию.
  • Понять информацию или точку зрения.
  • Для наслаждения.
  • Для обучения.

Особого секрета здесь нет: для того, чтобы научиться слушать, нужно практиковать это каждый день. Вам нужно проявлять сознательные усилия для того, чтобы не только слушать, но и слышать собеседника.

Помните, что вам совсем необязательно соглашаться с человеком для того, чтобы прослыть хорошим слушателем. Этот навык означает понять точку зрения человека без осуждения и прерываний.

Исследования подтверждают, что в любом диалоге человек обращает на 25% сказанного. Эта гнетущая цифра только подтверждает то, что мы не умеем слушать. При этом эти цифры даже не учитывают то, что мы не умеем или не хотим считывать язык тела собеседника, а ведь эта информация подчас даже важнее слов. Иногда нам даже кажется, что мы поняли главную мысль и перестаем слушать. А что если не поняли? Словом, изучайте навыки активного слушателя и получайте от диалогов максимум.

Есть пять ключевых техник для приобретения умения активно слушать.

Обратите свое внимание

Чтобы вы не просто воспринимали информацию, а воспринимали ее осознанно и активно, заставьте себя обратить внимание на человека:

  • Посмотрите прямо на собеседника.
  • Уберите отвлекающие мысли.
  • Не опровергайте умственно информацию.
  • Избегайте внешних раздражителей.
  • Считывайте собеседника.

Покажите, что слушаете

Это важно, потому что в этом случае собеседник воодушевится и сможет стать более откровенным. У всех людей есть внутренние барьеры и опасения, поэтому если человек видит, что его слушают, он доверяет, раскрывается и предоставляет больше информации.

Используйте свой язык тела для того, чтобы показать собеседнику, что слушаете его:

  • Кивайте время от времени.
  • Улыбайтесь и используйте другую мимику.
  • Сделайте свою осанку более открытой, уберите угрожающие моменты.
  • Поощряйте собеседника продолжать беседу.

Обеспечьте обратную связь

Наши персональные фильтры, суждения и убеждения могут исказить информацию. Ваша роль как слушателя - максимально объективно понять то, что он говорит. Размышляйте над тем, что было сказано без эмоций и задавайте вопросы.

  • Вопросы должны прояснять ситуацию, а не запутывать: «Что вы имеете в виду, когда говорите…», «Это то, что вы сказали?».
  • Периодически вслух подводите итог сказанному.

Избегайте суждений

Как только вы начинаете судить, то моментально перестаете слышать и воспринимать информацию. Все, что скажет человек в этот момент, будет отфильтровано вашим мозгом и вы начнете искать в его дальнейших словах подтверждения своих суждений и предположений. К тому же вы можете начать перебивать человека, что не укрепит ваши доверительные отношения.

  • Позвольте собеседнику закончить речь прежде чем задавать вопросы.
  • Не прерывайте собеседника контраргументами.

Реагируйте соответствующе

Активный слушатель уважает собеседника и старается понять его точку зрения.

  • Будьте искренним, открытым и честным при ответе.
  • Высказывайте свою точку зрения с уважением к чужой точке зрения.

Для того, чтобы стать активным слушателем вам потребуется максимальная . Поэтому хотя бы на время диалога отложите телефон в сторону и сосредоточьтесь. Помните, что умение слушать - это навык, который развивается так же, как и все другие. Вам нужна и искреннее желание понять собеседника.

Желаем вам удачи!

Это звучит банально просто: чтобы стать идеальным слушателем, стоит прекратить думать о том, что вам нужно говорить.

Когда вы будете в следующий раз на крупном совещании, обратите внимание на аудиторию. Многие даже видимости не создают, что слушают выступающего: одни просто ерзают по креслам, другие просматривают почту или пишут сообщения. Мало кто из присутствующих на самом деле слушает выступающего.

Развитый навык активного слушания поможет вам добиться искреннего уважения коллег и стать эффективным лидером. Если люди знают, что они были услышаны, то их доверие у вас в руках. Кроме того, активное слушание помогает в устранении недопонимания между людьми, которое часто возникает не столько из-за того, что кто-то нечетко выразил свои мысли, сколько из-за того, что кто-то невнимательно их выслушал. А ведь сколько проблем можно было бы избежать, просто внимательно выслушав коллегу, друга, начальника? Знакомо?

Проблемы крупных совещаний

Большинство проблем, связанных с навыком слушания, проявляются во время совещаний. Их структура кажется очевидной. Один человек высказывает свое мнение, другой пытается его оспорить или высказать замечание, остальные комментируют или вносят свои предложения.

Исходя из этого представления складывается ошибочная модель: во время дискуссии вы все время ждете момента, когда нужно будет высказаться. Здесь можно столкнуться с рядом проблем.

Во-первых, скорее всего, вы не дадите человеку полностью закончить свою мысль. Вполне вероятно, что то, о чем оратор скажет в последний момент, изменит смысл его речи или раскроет заинтересовавший вас вопрос.

Во-вторых, сосредоточив свое внимание на том, что вы должны будете сказать, вы невольно вносите субъективность в дискуссию. Понять другого человека всегда очень сложно, для этого нужно учитывать контекст и мелкие детали. Поэтому придется сконцентрировать свое внимание.

Осмысление против делания

Помните — когда мы слушаем другого человека, мы его изучаем. Социальный психолог, эксперт в области мотивации Арье Круглански (Arie Kruglanski) совместно со своими коллегами из университета Мэриленд выделил два абсолютно разных типа мышления: осмысливающее и делающее. Когда вы слушаете, то у вас преобладает осмысливающее мышление (thinking mindset ).

То же самое происходит всегда, когда вы оцениваете окружающую действительность. А вот когда вы планируете свою следующую реплику или стараетесь сформулировать вопрос, то кардинально меняете превалирующий процесс — ваше мышление принимает делающий характер (doing mindset ).

Многим перестроиться в режим осмысливающего мышления будет трудно. В рабочей обстановке коллеги обычно приходят с какой-либо проблемой, и первой реакцией всегда бывает попытка максимально быстрого поиска ее решения. Тем не менее, людям не всегда требуется ваша помощь в решении этой конкретной проблемы. Если вы слишком рьяно будете спасать положение, то скорее всего никогда не узнаете реальную суть ситуации, а остановитесь на лечении симптомов “болезни”. Не пренебрегайте старой мудростью: «семь раз отмерить, один раз отрезать». Выслушайте.

Когда вы сосредоточены на ответной реакции, то скорее всего упустите из виду одну важную составляющую коммуникации — эмоциональную. Общение — это всегда намного больше, чем просто слова. Важно эмоционально прочувствовать тон голоса, позу, жестикуляцию и мимику собеседника. В конце концов, даже обычное «Молодец!» может быть как похвалой, так и оскорблением.

Важно, чтобы во время беседы создавалось ощущение значимости всех поднимаемых вопросов и незамедлительности их решения. Часто вопросы, которые ничего не стоят для вас, могут быть крайне важны для кого-то другого. Неумение это видеть и понимать может очень быстро подорвать ваш авторитет в среде коллег.

Самый простой способ научиться слушать

Возьмите себе в привычку повторять или переспрашивать самые важные моменты и вопросы дискуссии. Всегда делайте небольшое резюме перед тем, как начать высказывать свои мысли или замечания. Есть минимум три причины, подтверждающие полезность этого правила.

Конечно же, вы должны внимательно выслушать своего собеседника, чтобы иметь возможность пересказать его основные мысли и доводы. Когда вы это делаете, люди видят, что вы реально вникли в изложенную информацию. В итоге, уровень доверия к вашим словам будет намного выше. Повторив основные идеи, вы также удостоверитесь, что на 100% правильно поняли сказанное собеседником. Если вы что-то упустили, то сможете это уточнить или попросить разъяснить какую-то непонятную информацию. Кроме того, краткое резюме позволит другим участникам разговора уточнить свою точку зрения или исправить допущенную ошибку.

Если вы хороший слушатель, то вы можете смотреть на мир глазами других людей. Умение слушать обогащает процесс познания и увеличивает склонность к сопереживанию. Это также увеличивает ваш контакт с внешним миром, помогая вам улучшить ваши навыки общения. Хороший слушатель глубже вникает в ситуацию и знает, какие слова можно использовать, а какие нельзя. Процесс слушания и понимания может казаться простым, но эти навыки требуют подлинного интереса и практики, особенно в конфликтной ситуации.

Шаги

Часть 1

Правильное слушание

    Поставьте себя на место другого человека. Активное слушание блокируется вашими внутренними размышлениями. Поэтому постарайтесь посмотреть на проблему с точки зрения другого человека и подумайте о том, что в этом случае вы найдете выход из положения гораздо быстрее. Будучи хорошим слушателем, вы также можете стать лучшими друзьями с вашим собеседником.

    • Помните, что у вас есть два уха и один рот. Поэтому слушайте больше, а говорите меньше. Более выгодно слушать, чем говорить. Слушая собеседника, смотрите ему в глаза, чтобы показать вашу заинтересованность (даже если вам не интересно, делайте это из вежливости). Люди, которые умеют слушать, более наблюдательны и, следовательно, имеют склонность к размышлению и лучшему пониманию вещей. Убедитесь, что вы действительно слушаете, а не делаете что-то еще. Сосредоточьтесь на вашем собеседнике и не отвлекайтесь.
    • Вместо того чтобы сразу судить вашего собеседника или моментально предлагать решение проблемы, внимательно выслушайте собеседника и посмотрите на ситуацию с его точки зрения. Это поможет вам по-настоящему услышать человека, а не формулировать собственное мнение преждевременно.
  1. Не сравнивайте переживания вашего собеседника со своими. Не думайте, что сравнение переживаний – это прекрасная методика слушать другого человека. Если собеседник рассказывает вам, как он справлялся со смертью близкого человека, не говорите ему: «Это именно то, что было со мной». Так вы можете показаться грубым или бесчувственным, особенно если вы сравниваете что-то действительно серьезное со своими менее сильными впечатлениями, например, развод вашего собеседника и ваши трехмесячные отношения с девушкой.

    • Не думайте, что это лучший способ быть полезным вашему собеседнику и правильно оценивать ситуацию. На самом деле это весьма упрощенный способ мышления, демонстрирующий вашему собеседнику, что вы вообще его не слушаете.
    • Не говорите много «я» или «мне». Так вы даете понять собеседнику, что фокусируетесь не на его ситуации, а на самом себе.
    • Конечно, если человек знает, что вы испытывали аналогичные переживания, то он может спросить о вашем мнении. В этом случае выскажите его, но аккуратно, помня о том, что ваши переживания не совсем похожи на переживания вашего собеседника (в противном случае он решит, что вы просто пытаетесь казаться полезным).
  2. Не пытайтесь оказать моментальную помощь. Некоторые люди полагают, что во время слушания собеседника они должны моментально придумать способы решения его проблем. Вместо этого внимательно выслушайте собеседника, а затем подумайте над решением проблемы и озвучьте его, но только если ваш собеседник действительно нуждается в вашем совете. Если вы начинаете лихорадочно думать о возможных решениях проблем вашего собеседника, то на самом деле вы не слушаете его.

    • Сконцентрируйтесь на словах вашего собеседника. Только после этого вы можете попытаться помочь ему.
  3. Сопереживайте собеседнику и кивайте головой, чтобы показать, что внимательно слушаете его. Если человек ждет вашего одобрения (это можно понять по его голосу), скажите: «Да», а если вам рассказывают о трагических событиях, вы можете сказать: «Боже мой!». Произнося эти слова, вы демонстрируете собеседнику, что внимательно слушаете его. Говорите эти слова в нужное время и тихо, чтобы не перебивать собеседника. Попробуйте утешить человека, если у него случилась беда. С другой стороны, большинство людей не хотят, чтобы их жалели, поэтому попытайтесь просто успокоить вашего собеседника (но без всякого рода назиданий).

  4. Запоминайте то, что говорит собеседник. Например, если собеседник рассказывает вам о проблемах во взаимоотношениях с его лучшим другом Владимиром, а вы не знаете этого человека, постарайтесь запомнить его имя. Упомянув это имя позже, вы продемонстрируете собеседнику, что внимательно слушали его и пытаетесь вникнуть в ситуацию. Если вы не помните имен, деталей или важных событий, то вы не слушали вашего собеседника.

    • Конечно, у вас нет феноменальной памяти. Но если вы постоянно перебиваете собеседника, требуя разъяснений, потому что забыли важные детали или имена, то вы плохой слушатель. Не нужно запоминать каждую мелочь, но и не заставляйте вашего собеседника повторять уже сказанное по многу раз.
  5. Проявляйте последующий интерес. Хороший слушатель – это не тот, кто выслушал историю собеседника и моментально ее забыл. Если вы действительно хотите продемонстрировать вашу заботу, спросите у собеседника о его ситуации, когда очередной раз вы останетесь вдвоем, или просто позвоните ему или отправьте сообщение. Если человек попал в трудное положение (например, он разводится, ищет работу или даже заболел), то ему будет приятно узнать, что вы думаете о нем. Однако, не стоит этого делать, если собеседнику это не нужно; в этом случае просто скажите ему, что вы всегда рядом и готовы помочь.

    • Ваш собеседник будет тронут тем, что вы помните и думаете о нем даже после вашего разговора. Это разовьет ваши навыки слушания.
    • Помните, что существует тонкая грань между последующим интересом и давлением. Например, если собеседник рассказывал вам о его желании уволиться, не нужно постоянно отправлять ему сообщения с вопросом уволился он или нет. Так вы оказываете давление на человека и создаете стрессовую ситуацию (а не помогаете).
  6. Знайте, чего делать нельзя. Это так же полезно, как знать, что нужно делать. Если вы хотите, чтобы собеседник принимал вас всерьез и думал, что вы уважаете его, не делайте следующего:

    • Не перебивайте собеседника.
    • Не допрашивайте собеседника. Вместо этого мягко задавайте вопросы в нужное время (когда собеседник делает паузы).
    • Не пытайтесь поменять тему разговора.
    • Не говорите: «Это не конец света» или «Вы будете чувствовать себя лучше утром». Так вы минимизируете проблему человека, что только ухудшит его состояние. Смотрите на собеседника, что показать ему, что вы слушаете и вам интересно.

    Часть 2

    Правильные слова
    1. Молчите. Это основная черта хорошего слушателя, так как большинству людей просто не терпится высказаться. Кроме того, многие люди выражают ложное сочувствие, делясь своими переживаниями.

      • Хороший слушатель на время забывает о собственных желаниях и терпеливо ждет, когда собеседник изложит свои мысли в свойственной ему манере.
    2. Заверьте собеседника в вашей надежности. Если человек рассказывает вам что-то очень личное или важное, дайте ему понять, что вы надежный человек, умеющий держать рот на замке. Скажите собеседнику, что он может доверять вам и все сказанное останется между вами. Если человек не уверен, стоит ли на самом деле доверять вам, то он не откроется вам. Не заставляйте собеседника быть откровенным с вами – так вы поставите его в неловкое положение или разозлите его.

      • Конечно, если вы заявляете, что услышанное вами останется тайной, так и сделайте (только если что-то не воспрепятствует этому, например, слова собеседника о намерении совершить самоубийство). Если вы не являетесь надежным человеком, которому можно доверять, то вы никогда не будете хорошим слушателем.
    3. Отвечайте на реплики собеседника с пониманием. Во время пауз в разговоре нужно использовать два приема: «повторить и поощрить» или «обобщить и перефразировать». Так вы придадите разговору плавный ход и снимите напряжение с собеседника.

      • Повторение и поощрение. Повторите некоторые моменты из сказанного и одновременно используйте положительную оценку в качестве поощрения. Например, вы можете сказать: «Я понимаю, что вам не нравится брать всю вину на себя. Мне бы тоже это не понравилось». С этим приемом нужно обращаться осторожно. Время от времени используйте технику сопереживания как толчок к действию. Если вы будете слишком часто сочувствовать вашему собеседнику, вас будут воспринимать как снисходительного человека.
      • Обобщение и перефразирование. Очень полезно обобщить услышанное вами и перефразировать слова вашего собеседника на свой манер. Так вы сможете убедить собеседника в том, что вы действительно слушали его и поняли смысл сказанного. Также вы даете собеседнику возможность исправить ложные предположения и недопонимание между вами.
      • Убедитесь в том, что дали шанс собеседнику исправиться. Используйте следующие высказывания: «Я могу ошибаться, но...» или «Возразите, если я не прав». Это очень ценный прием в том случае, если вы разочаровались в разговоре или ощущаете, что больше не в состоянии сконцентрироваться на слушании.
    4. Задавайте осмысленные и дельные вопросы. Воздержитесь от расспросов, иначе ваш собеседник займет оборонительную позицию. Используйте вопросы для того, чтобы подтолкнуть собеседника к самостоятельному нахождению решения его проблемы. Так вы поможете собеседнику сделать свои собственные выводы, не будучи субъективным и не давя на него.

      • После того, как вы внимательно выслушали человека, пришло время активных действий: перефразируйте свои вопросы. Например: «Вам не нравится брать вину на себя. Но я не могу понять, почему вас гложет чувство вины. Вы можете просто попросить человека больше так не делать».
      • Такое построение вопроса подтолкнет собеседника прямо ответить на ваше недопонимание ситуации. Отвечая на вашу реплику, собеседник постепенно перейдет от эмоционального ответа к логичному и конструктивному выводу.
    5. Подождите, пока собеседник откроется вам. В процессе поощрения конструктивного ответа активный слушатель должен проявить максимум терпения и позволить собеседнику выплеснуть свои мысли, чувства и представления. Как правило, подобная беседа начинается вяло, и собеседнику требуется много времени, чтобы выговориться. Если вы начнете задавать наводящие вопросы личного характера слишком рано, то человек закроется и не будет делиться с вами информацией.

      • Сохраняйте спокойствие и представьте себя на месте говорящего. Иногда это помогает понять, как собеседник попал в такую ситуацию.
    6. Не перебивайте собеседника вашими комментариями по поводу сказанного. Дождитесь момента, когда собеседник сам поинтересуется вашим мнением. Активное слушание требует от слушателя на некоторое время забыть о своем мнении и терпеливо ждать подходящего момента в разговоре. Когда беседа прерывается, подведите итог или осторожно выразите свое несогласие.

      • Если вы прервете собеседника, то он будет разочарован и не поймет то, что вы скажете ему. Собеседник всегда хочет закончить свою мысль, а перебивая его, вы ставите собеседника в неудобное положение и отвлекаете его.
      • Воздержитесь от раздачи советов. Вместо этого дайте человеку шанс изменить свое мнение и найти выход из сложившейся ситуации самостоятельно. Такое поведение делает честь вам и вашему собеседнику. Подобное общение, как правило, заканчивается результативным решением, которое дает возможность обоим участникам разговора понять свои намерения.
    7. Убедите собеседника в том, что вы были рады поговорить с ним (независимо от исхода вашей беседы). Дайте ему понять, что вы готовы к дальнейшему обсуждению этой темы без давления с вашей стороны. Кроме того, заверьте собеседника, что все сказанное останется между вами. Даже если собеседник находится в ужасном положении, не говорите ему: «Все будет в порядке» – просто успокойте его, предложив вашу помощь.

      • Вы можете погладить собеседника по руке или колену, приобнять его или сделать что-то другое, чтобы обнадежить его. Делайте все, что уместно в данной ситуации (но не переходите границ).
      • Предложите собеседнику вашу помощь, если у вас есть возможности и время. Но не давайте человеку ложную надежду. Если единственной помощью, которую вы готовы оказать, является ваша готовность выслушать человека, прямо заявите об этом. На самом деле, это очень ценная помощь.
    8. Давая советы, будьте объективным и не опирайтесь на ваш собственный опыт и чувства. Подумайте о том, что лучше для человека в этой ситуации, а не о том, что делали вы в подобной ситуации.

      Часть 3

      Правильный язык тела
      1. Смотрите на собеседника, слушая его. Если собеседник заподозрит, что вам не интересно и что вы не слушаете его, он больше никогда не откроется вам. Смотрите в глаза собеседника, чтобы продемонстрировать, что вы впитываете каждое слово. Даже если тема разговора вас мало интересует, постарайтесь относиться с уважением к тому, что говорит ваш собеседник, и вслушиваться в смысл сказанного.

        • Сконцентрируйте взгляд и помыслы на собеседнике и станьте хорошим слушателем. Не думайте о том, что вы скажите, но сфокусируйтесь на словах вашего собеседника (помните, что речь идет о другом человеке, а не о вас).
      2. Создайте благоприятное физическое и духовное пространство. Устраните все отвлекающие предметы и посвятите разговору все ваше внимание. Выключите все мобильные устройства (в том числе телефон) и назначьте встречу там, где вас никто не будет отвлекать. Когда вы находитесь с человеком наедине, нужно успокоиться и настроиться на слушание вашего собеседника.

        • Выберите место, в котором мало отвлекающих вас факторов. Например, если вы разговариваете в кафе, сосредоточьтесь на вашем собеседнике и не отвлекайтесь на людей, заходящих и выходящих из кафе.
        • Если вы разговариваете в публичном месте, например, в ресторане или кафе, не садитесь возле включенного телевизора. Даже если вы решили полностью сфокусироваться на собеседнике, у вас может возникнуть соблазн быстро взглянуть на экран телевизора.
      3. Подбадривайте собеседника языком жестов. Кивок головой сигнализирует о том, что вы слышите то, что вам говорят, и хотите, чтобы разговор продолжался. Перенимание позы и движений собеседника (отражение) поможет ему расслабиться и еще больше раскрыться в процессе разговора. Попробуйте смотреть в глаза собеседника, чтобы продемонстрировать ваш интерес к разговору.

        • Наклонитесь в сторону собеседника; в противном случае он решит, что вам не терпится уйти. Или, например, если вы скрестили ноги, вытяните их в сторону собеседника (так вы покажите, что вам интересно).
        • Но не скрещивайте руки на груди. Это говорит о вашей закрытости и скептицизме, даже если на самом деле вы заинтересованы.
      4. Слушайте активно, чтобы демонстрировать ваш интерес. Активное слушание подразумевает использование мимики и языка тела; это касается и вас, и вашего собеседника.

        • Ваши слова. Не стоит каждые пять секунд говорить «хм…», «понятно», «конечно», чтобы не раздражать собеседника. Просто комментируйте сказанное в подходящие моменты, чтобы убедить собеседника, что вы внимательно слушаете его. Если ваш собеседник действительно что-то значит для вас, то вы, несомненно, сконцентрируете ваше внимание и поможете собеседнику разобраться в его проблемах.
        • Выражение вашего лица. Старайтесь проявлять интерес и время от времени встречайтесь взглядом с собеседником. Не нужно смущать его своим пристальным взглядом, но старайтесь выражать дружелюбие и расположенность к разговору.
        • Чтение между строк. Будьте начеку, ведь некоторые вещи не говорят вслух. Старайтесь заметить те реплики, которые помогут оценить настоящие чувства собеседника. Наблюдайте за его языком тела и мимикой, чтобы собрать необходимую информацию. Нельзя обращать внимание только на слова. Постарайтесь представить, какие эмоции привели к такому выражению лица, жестам и тону голоса.
        • Если кто-то рассказывает вам о своих проблемах, он не обязательно хочет, чтобы вы их решили. Иногда человеку просто нужно выговориться.
        • Не нужно повторять сказанное как попугай. Это очень раздражает.
        • Если вы думаете над тем, что бы сказать, когда говорит ваш собеседник, вы не слушаете его. Вы уменьшаете свои шансы дать дельный совет.
        • Отложите важный разговор на потом, если вы не в настроении слушать. Если вы не готовы к разговору, лучше вообще его не начинать. Если вас переполняют эмоции, переживания или внутренние порывы, которые мешают течению разговора, ваше состояние может привести к отрицательному исходу беседы.
        • Не нужно банальностей. Избегайте подобных комментариев: «Такая проблема есть у многих людей, так что не волнуйтесь по этому поводу».
        • Воздержитесь от раздачи советов.
        • Внимательно слушайте, что говорит ваш собеседник.
        • Не грубите – всегда будьте вежливы.
        • Даже если вам не интересно, о чем говорит ваш собеседник, слушайте его!

        Предупреждения

        • Если вы обнаружили, что сформулировали ответ еще до того, как ваш собеседник окончил говорить, вы его не слушали. Постарайтесь подождать, пока собеседник не сделает паузу, и только потом делайте комментарии
        • Очистите свои помыслы: выбросите все из головы и начните сначала.
        • Смотрите собеседнику в глаза – в противном случае он решит, что вы не слушаете его.
        • Даже если история, которую рассказывает собеседник, такая длинная, что вам уже не интересно ее слушать, попытайтесь дослушать ее до конца. В этом случае собеседник будет очень благодарен вам.
        • Не говорите просто «да» и не кивайте головой – собеседник подумает, что вы невнимательно его слушаете.
        • Старайтесь не говорить очень много, особенно когда человек рассказывает вам то, что крайне важно для него. Ваш собеседник проникся к вам доверием, но если вы показываете свое неуважение или слушаете его невнимательно, собеседник решит, что рассказывать вам что-либо больше не стоит; это может привести к разрыву отношений или помешать установлению дружеских связей. Если тема крайне важна для собеседника, обязательно комментируйте сказанное им.