Что такое мерить на свой аршин. Почему понять другого человека так трудно

Сейчас значение фразеологизма «мерить на свой аршин» указывает на различия между людьми, которые формируются особенным опытом человека, и это понятно. Проблема только в том, что каждый консервируется в своих переживаниях и не видит потребностей, целей и ценностей другого человека. Именно этому явлению и посвящено устойчивое словосочетание, разберем его.

Иноземная гипотеза возникновения

Сегодня у нас используется метрическая система мер, особых проблем с определением длины нет. Но так было не всегда. Кстати, в этом году исполняется ровно сто лет с того момента, когда Россия стала частью мирового сообщества. В 1918 году была введена единая метрическая система, которая положила конец разночтениям. А последние имеют непосредственное отношение к объекту исследования.

Источники не находят согласия друг с другом. Поэтому расскажем последовательно о двух версиях. Первая утверждает, что словом «аршин» мы обязаны тюркским языкам, где «арш» - это локоть. Таким образом, аршин - это примерно 0,71 метра. Борьба точек зрения возникала оттого, что руки у всех разные, а значит, разное расстояние от кончиков пальцев до сгиба локтя. Как вы догадались, это и есть аршин.

Славянская гипотеза

Есть и другая гипотеза, которая утверждает, что аршин - это шаг среднего взрослого человека, и он тоже равен примерно 0,7 метра. Объясняется это тем, что корень «ар» в древнерусском языке переводится как «земля».

Как бы там ни было, а разночтения возникали, потому что не было единой метрической системы, как сейчас. А шаги мы берем или локти - это все меры индивидуальные. На ярмарке, когда надо было отмерить покупателю ткани, купцы пользовались своим аршином (специальной линейкой), а покупатели своим, чтобы их не обманули. Кстати, у купцов инструмент был меньше положенного, а у покупателей больше. Поэтому важное место в подобных собраниях занимали торги. Однако мы уже вполне готовы к тому, чтобы раскрыть значение фразеологизма «мерить на свой аршин».

Смысл

Держа в памяти линейки, скажем, что так говорят о принципиально разных точках зрения, когда люди не могут понять друг друга. Возможно, поэтому друзей с возрастом становится все меньше, а счастливые браки по пальцам можно посчитать. Конечно, слово «диалог» очень модно сейчас, но подлинного понимания как не было, так и нет. Только любовь или искреннее сочувствие приоткрывают двери в мир другого человека, но даже в этом случае подобные акты эмпатии носят кратковременный характер, при ухудшении отношений волшебство исчезает.

Поэтому если у вас есть друзья или любимые, отношения с ними нужно беречь и не мерить на свой аршин. Фразеологизм этот не подходит в качестве ключевого принципа взаимоотношений с другим человеком.

07.11.2017 18.02.2019 Александр Фирцев


Каждый человек в обыденных разговорах довольно часто использует устойчивые словосочетания, например – «мерить на свой аршин », которые украшают нашу речь и делают ее образной, наполненной особым смыслом.

Устойчивые (не подлежащие изменению) словосочетания принято называть фразеологизмами или, говоря проще — фразами, «крылатыми выражениями».

Чем человек образованнее, тем чаще он использует в своей речи образное выражение своих мыслей. Фразеологизмы принято считать сокровищницей народной мудрости, начинать пользоваться которой необходимо с детства.

Фразеологизмы рождались не на пустом месте, а в результате тех или иных житейских ситуаций или трудовой деятельности. Так фраза «мерить на свой аршин» родилась более трех столетий назад в торговой среде и использовалась в прямом смысле.

Ткани, ленты, кружево, веревки и прочие заморские товары, привозимые на продажу, в древности измерялись локтями. Купец, чтобы отмерить товар покупателю, наматывал круговыми движениями веревку, ленту или кусок ткани на согнутую в локте руку. Два локтя составляли примерно 70 сантиметров.

Эта мера легла в основу старинного аршина, который был равен 70,9 см. А так как длина локтя у древних купцов зависела от роста человека, то у каждого получалась своя мера длины.

Позже купцы стали использовать при измерении тканей аршин. У кого-то он был равен 70 см, у кого-то 71 см, а у кого-то мог отличаться на 2, 3 и даже 5 см. За одну и ту же цену у разных купцов можно было купить больше или меньше ткани.

Отсюда и пошло выражение – «каждый купец меряет на свой аршин». В настоящее время 1 аршин равен 71,12 см. Это средняя величина от разных аршинов древних купцов.

В современной речи фраза «мерить на свой аршин», как правило, используется не в прямом, а в переносном смысле.

Образностью этого фразеологизма пользуются в тех случаях, когда хотят убедить собеседника в необъективности его суждений о предмете спора или разговора, уличить в поверхностном представлении о том или ином явлении, узости кругозора, ограниченности мышления.

Когда мы хотим сказать, что человек судит о других по собственным поступкам, мы говорим, что он всех мерит на свой аршин. Значение этого выражения кроется в известном историческом факте, который объясняет, почему именно аршин, а не фут, сажень или пядь. Что такого особенного в этой старинной русской мере?

Есть два суждения - мое и неправильное

Фраза "мерить на свой аршин" значение до 1918 года имела вполне конкретное. В процессе измерения аршинами участвовали деревянная линейка, продавец и покупатель.

Сейчас, когда давно перестала быть частью общей метрической системы, сложно найти причину, побудившую сравнивать человека с деревяшкой.

Если говорят, что кто-то привык все мерить на свой аршин, то значение этим словам придается пренебрежительное. Так судят о том, кто не желает прислушиваться к чужому мнению, оценивает жизненные ситуации с высоты своей колокольни, стремится придать событиям окрас собственного восприятия. Как бы ни были очевидны аргументы оппонентов, этот человек достает из-за пазухи собственный аршин, и убедить его, что он неправ, невозможно.

"Беспечно женским ласкам верил/И на аршин предлинный свой/Людскую честь и совесть мерил..." - так правильно охарактеризовал Михаил Юрьевич Лермонтов эгоизм своего героя, использующего личное восприятие по отношению ко всем окружающим.

Восточный локоть: чем он отличался от русского

До начала XVI века аршин был для простого русского человека диковинкой, и звучало это интересное заграничное слово исключительно в купеческом сленге. Привозимые из Персии, Туркмении, Азербайджана тонкие, расцвеченные блестящей нитью ткани, на русский локоть мерить не годилось, а вот словечко из тюркского наречия "аршин" (по сути, тот же локоть) как нельзя больше пришлось ко двору.

Впрочем, и выговаривать иноземное словцо народ научился не сразу, потому как не к чему было. Простые отрезы холста и ситца торговцы по-прежнему отрезали, отмеряя величину от собственного локтевого сустава до кончиков пальцев. Другое дело - дорогие шелка востока. Тут уж купец удивлял покупателя невиданным доселе деревянным приспособлением, которым орудовал с ловкостью. Первые линейки были резными, со множеством украшений, но, как увидим далее, в качестве мерила они помогали неважно.

Аршин для продажи, аршин для покупок

Нетрудно представить, что творилось в лавках красного товара, когда каждый из торговцев текстилем обзавелся собственным аршином, длина которого не была регламентирована никакими стандартами.

Вырезались мерила в деревнях, где единственным образцом была рука мастера, да и честных заказов было мало... Каждому держателю лавки, заинтересованному в том, чтобы продать поменьше, а получить побольше, выгода была именно в такой линейке, чтобы каждый десятый аршин уходил в пользу заведения.

"Всяк купец мерил на свой аршин" - значение этого выражения проявлялось в недовольстве покупателей. Каким образом честные покупатели и обманутые скупщики научились восстанавливать справедливость - поговорим далее.

Свой локоть ближе

Настоящий удар по карману лавочников государство нанесло тогда, когда за ходовой мерой длины установилось официальное значение. Выражение "мерить на свой аршин" приобрело новый оттенок, так как теперь любой желающий мог отовариться тканью, кружевами или прочей фурнитурой, потребовав у приказчиков использование собственной линейки. Никакого права препятствовать этому ни у хозяина лавки, ни у приказчиков не было. Только и оставалось им, кряхтя, следить, чтобы покупательский аршин ненамного был длиннее их собственных.

У простого человека или оптовых закупщиков стало нормой, заходя в лавку купца, доставать из-за пазухи обыкновенное гладко обструганное мерило либо шаблонную, поделенную на вершки линейку - главное, чтобы и то, и другое было 71 см. Привыкшие к вольготным условиям торговли купцы этот факт встретили напряженно, но стерпели.

Волею царя

Крах великому аршинному своеволию пришел ближе к 1648 году, когда указом Алексея Романова, уставшего от паломничеств обманутых людей, было постановлено - узаконить аршинную меру. Стали выпускаться специальные, четко вымеренные аршины в виде клейменных железных изделий либо деревянных, но с обязательными железными скобами по обе стороны отрезка, на которых также проставлялись клейма. Стоимость государственного отреза о 16 вершках устанавливалась в 60 копеек. Цена была по тем временам немалая и обязывала к регулярному контролю торговых заведений на проверку наличия государственной линейки.

Некоторые историки склонны полагать, что известный купеческий бунт обозначенного года произошел именно по причине несогласия с такими "крутыми" мерами. Купцы настоятельно требовали возможность продолжать мерить на свой аршин. Значение фразы, однако, настолько ушло в народ, что возвращение к подобной несуразице стало невозможным.

Из народной мудрости

Подводя итог, скажем, что аршинное равнение на человеческий характер не ново. Лексическое то есть переносить собственное видение на ситуацию или на окружающих, не считаясь с их мнением, ощутимо перекликается с другими русскими поговорками. Например:

  • "Под одну гребенку равнять" - означает максимальное обезличивание людских или прочих факторов, относительно ситуации.
  • "Всяк по-своему норовит" - у этой пословицы есть два значения, одно из которых - подстраивание ситуации под удобную себе позицию, не считаясь с мнением окружающих.

И что примечательно: даже по прошествии нескольких веков смысл лексического значения "мерить на свой аршин" не потерялся, хотя оно применяется все реже и реже.

Сейчас, когда люди безостановочно говорят о своем личном, субъективном мнении, уже не кажется странным, что все мы уникальные (почему-то вспомнился фильм «Двухсотлетний человек»), но раньше своя мерка у каждого - это была отнюдь не метафора. Рассмотрим значение «мерить на свой аршин».

История

Когда-то, а точнее до 1918 года, на Руси не было метрической системы, поэтому каждый мерил действительно на свой аршин - это и мера длины, равная 0,711 м, и инструмент для измерения той же самой величины.

Это сейчас мы точно знаем, каков аршин в метрах, а раньше каждый делал примерно, ориентируясь на свой локоть, ведь «арш» с тюркских языков переводится как «локоть», поэтому и возникали разночтения: у людей ведь руки разной длины до локтя. Особенно это было заметно в торговле, когда продавали ткань: у купца, разумеется, аршин был меньше, чем положено, а у покупателя - больше. Вот они и торговались. Вообще, торговля на ярмарках - это отдельная история и отдельный вид искусства.

В любом случае, сейчас у нас главенствует метрическая система, и споров не возникает, правда, пословица «мерить на свой аршин», значение которой мы разбираем, все равно остается в языке и прекрасно себя в нем чувствует.

Смысл

Истина объекта исследования сводится к тому, что все люди различны и почти никто не может подлинно понять другого. Потому что люди привыкли судить, находясь на своей точке зрения. Это касается почти всего на свете: политические партии, футбольные клубы, мужчины, женщины, религии мира, хорошие и плохие книги и т.д. Этот список мог быть в перспективе бесконечным, но мы решаем остановиться здесь, ведь основная мысль ясна.

Кстати, именно с этим явлением связано то, что многие до сих пор воспринимают подлинное понимание как событие знаковое, ибо каждый втайне уверен, оно невозможно.

Почему понять другого человека так трудно?

Люди формируются долго, детство проходит в полусне, мы себя толком не осознаем, хотя история знала разные примеры. Потом человек растет, у него появляются мысли, за ними следуют убеждения, ценности, хотя они могут быть и эмоциональной природы, а не рациональной, но все равно непотопляемые. И вот когда кто-то живет вразрез нашим накопленным, выстраданным ценностям, нас это жутко коробит. Мы тут же лезем наставлять на путь истинный. Так как подобных «проповедников» большинство, то люди, которые могут просто не высказывать своего мнения, ценятся на вес золота.

Причем убеждения, «аршин» нельзя просто так отбросить, ведь наши стереотипы систематизируют информацию о мире, в это прокрустово ложе попадают и люди, с которыми мы встречаемся, и вольно или невольно формируются те или иные ожидания по отношению к ним, а они их по традиции не оправдывают. Потому что, как говорил Андрей Аршавин: «Ваши ожидания - это ваши проблемы». Лучше всего не судить со своей колокольни никого и не мерить на свой аршин (значение фразеологизма уже не нуждается в комментарии), но на такое способны только исключительные люди. Если идеалом нельзя стать, то к нему надо стремиться.