Что такое тщеславие определение коротко. Губительность тщеславия

Произнося слово «тщеславный» люди обычно подразумевают человека, который всеми правдами и неправдами старается выглядеть успешно, пробирается вверх по карьерной лестнице, перед другими людьми всегда выглядит преуспевающим, постоянно стремиться занять более высокое положение в обществе и любых сферах жизни. Нередко у таких людей может наблюдаться выраженное тяготение к популярности, славе, признанию. Им больше всего хочется, чтобы о них говорили, ими восхищались, завидовали им. Хорошо это или плохо? Можно ли выйти за пределы тщеславия?

Что такое тщеславие?

Это слово включает в себя две составляющие – «тщета» и «слава». Что такое тщета? Это что-то пустое, ненужное, бесполезное. В общем, получается, что буквальное значение слова – пустая слава. Если перевести это на более понятный язык, то можно сказать, что тщеславие – это желание незаслуженной сиюминутной славы, популярности, признания. Зачастую не прикладывая к этому никаких усилий, человек жаждет обоготворения, требуя от окружающих восхваления и восхищения. Естественно, самооценка у таких людей чрезмерно завышена. Тщеславие можно сравнить с гордыней. И то и другое в религии считается смертным грехом.

Достоинствам такую черту характера назвать трудно, да и тщеславным людям в жизни не всегда приходится легко, потому как уважение и восхищение все-таки нужно чем-то заслужить. Раболепствовать перед человеком, у которого просто завышена самооценка, не станет никто.

Как оно проявляется?

Тщеславные люди редкостные хвастуны. Они любят с упоением рассказывать о своих достижениях слушателям, видеть их удивленные, полные уважения лица, выслушивать похвалы и лесть в свой адрес. Он будет добиваться отличной репутации любыми средствами, даже, если для этого придется переступать через чувства других людей или прибегнуть к обману и лицемерию. Вокруг них обычно собираются льстецы и эгоисты, также жаждущие собственной выгоды.

Вполне логично сделать вывод, что тщеславного человека сложно назвать счастливым. И уж тем более не стоит завидовать ему. Что бы ни делал такой человек, как бы ни пытался выделиться на фоне окружения, настоящего уважения и любви он все равно не добьется. Да, при удачном раскладе он получит то, чего хотел – ему будут льстить, завидовать, но на эмоциональном уровне он остается не востребованным.

Неудовлетворенное тщеславие

Возможно те, кому действительно удалось достичь высот, могут похвастаться тем, что вполне счастливы и довольны жизнью. Но так происходит далеко не во всех случаях. Чаще же люди только жаждут, но ничего не получают. От этого возникает чувство ущемленности, неудовлетворенностью судьбой (но не собой).


У таких людей развивается стойкое ощущение, что его не смогли оценить по достоинству. И вся его жизнь превращается в пустые мечты на тему «если бы, да кабы». Если бы сложилось по другому, если бы мне чуть больше повезло, а я бы мог.… Так может продолжаться до бесконечности.

В итоге оказывается, что тщеславных людей гораздо больше, чем кажется, просто эта черта характера маскируется под обреченностью и неудовлетворенностью своей жизнью.

Как узнать тщеславного человека?

Сделать это очень просто, нужно всего лишь обратить внимание на его манеру поведения в обществе.

  • Такие люди не выносят критики в свой адрес, несмотря на то, что она конструктивна, произносится не с целью посмеяться, а с побуждением указать на недостаток мягко и в корректной форме.
  • Зато вот лесть может слушать бесконечно, растекаясь от удовольствия, как масляный блин.
  • Они очень много говорят, часто появляются в местах скопления народа, всегда стремясь занять центральное место в компании. При этом его слова очень редко соответствуют делам и обещания исполняют они крайне редко.

Как направить тщеславие в правильное русло?

Однако, в некоторых случаях, это качество нельзя назвать таким уж негативным. Некоторые тщеславные люди, которые сумели правильно воспользоваться своими желаниями, добились очень многого и даже принесли пользу обществу. Если не пускать свои посылы к успехам впустую, то у человек может появиться стимул к учебе, изобретениям, открытиям.


То есть, тщеславие можно использовать как стимул для достижения своих целей. Правильно воспользовавшись посылами, человек не избавится от тщеславия, но может сделать его обоснованным. Гордится собой по праву гораздо приятнее, правда?

Если вы сами осознали, что тщеславны и это качество затрудняет вам жизнь, то можете попробовать обратиться к психологу. Никто не гарантирует, что он поможет вам избавиться от него, но вы получите ряд советов, в каком направлении работать над собой, чтобы наконец-то начать получать результаты, искоренять негативную сторону тщеславия и научиться получать удовлетворение от своей жизни.

церковнослав., от тъщь (тощь) в значении «пустой») – стремление к почету, к похвалам, к признанию мнимых своих заслуг, достоинств, в том числе совершение добра ради похвалы и почестей; хвастовство своими заслугами, богатством, высоким положением, происхождением. Типичная реакция на тщеславие – презрение, досада, подхалимство; может сочетаться с презрением к другим. Ср. в романе А. Дюма «Двадцать лет спустя» Портос мечтает о титуле барона и стремится получить его.

Честолюбие внешне всегда тщеславно, а тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство (Словарь Даля).

В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим (Ларошфуко).

Разве не веет от тщеславия мертвящим, все иссушающим дыханием? (О. Бальзак, Загородный бал).

Как природа в человеке могла высокое с низким тесно связать? Меж них ставит тщеславье она (В. Гете).

Переживает все наслаждения только одна утеха – тщеславие (О. Бальзак, Гобсек).

Признаться ли тебе, Полинька? Я люблю, когда ты другим нравишься. Меня даже приятно щекочет, когда я знаю, что несколько человек не шутя по тебе вздыхают. Это дурно, но это моя слабость, моя гордость (А. Дружинин, Полинька Сакс).

Любовь мужчины, который не нравится женщине, является для нее удовлетворением ее тщеславия, пробуждением долго дремавших в ней надежд. Ибо она заявляет притязание одновременно на всех мужчин мира (О. Вейнингер, Пол и характер).

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемля равнодушно…

(А. Пушкин, Памятник)

Тщеславие изображалось в виде женщины с перьями павлина и с летающими вокруг бабочками, смотрящейся в зеркало.

Бес тщеславия радуется, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия (Иоанн Лествичник).

Ср. честолюбие.

ТЩЕСЛАВИЕ

социально-психологическое свойство личности, в котором выражается высокомерие, переоценка своих возможностей, стремление к почитанию и славе. Т. – это и преувеличенное самолюбие, и желание казаться лучше др. людей. Тщеславный человек может совершать неблаговидные поступки ради получения незаслуженных наград и привлечения внимания к своей особе. В процессе взросления юноши и девушки задумываются над вопросом, как относятся к ним сверстники и взрослые, каким путем можно добиться их положительной оценки конкретных поступков. Учителя средних школ и преподаватели вузов могут им в этом серьезно помочь, подсказать учащимся, что самоутверждаться в жизни надо нравственно оправданными средствами и действительно полезными делами (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Т. часто приводит к межличностным и внутриличностным конфликтам. Глубинной психологической причиной Т. м. б. комплекс неполноценности. Тщеславный человек нуждается в регулярном внешнем подтверждении его ценности.

Бывает так, что тщеславия является двигателем многих достижений в жизни и даже иногда может запустить весьма полезные для жизни начинания. Например, благодаря честолюбивым посылам человек может начать учиться, осваивать профессию, защищать диссертации и т.д.


Однако есть в тщеславии несколько моментов, которые не позволяют позитивно о нем отзываться, несмотря даже на некоторые плюсы. Если человек делает что-то движимый тщеславием, то он старается в первую очередь для себя, все достижения нужны не как самоцель, а как средство. Чтобы гордиться собой, выделить себя среди окружающих, получить призвание. А значит само дело, затеянное с таким посылом, будет в лучшем случае бесполезным (ведь нет цели, чтобы принести кому-либо пользу) или даже вредным.


Далеко ходить не надо, пример Второй мировой войны показывает, как жажда превосходства может иметь разрушительные последствия. Но это пример глобальный, а каждый отдельный человек, имеющий тщеславие, по-разному реализуется в окружающем мире.


В этом смысле человек, скорее, бесполезен для общества, у него просто другая цель. Если он и делает что-то полезное, то, в конце концов, оборачивает это в свою личную пользу.


Однако также можно сказать, что тщеславный человек бесполезен и для себя самого. Увы, тщеславие, желание выделить себя и гордиться собой не приносит искренней любви окружающих. Люди могут восхищаться, максимум завидовать такому человеку, но живой эмоциональный отклик тщеславный человек снискать не в состоянии, поскольку его посыл не касается этой сферы изначально. В итоге наш гордец может получить вожделенные преимущества, успех, но не больше.

Как маскируется тщеславие

Далеко не каждый человек при всем своем стремлении достигает славы, известности и успеха. Таких . Гораздо больше тех, кто мечтает об этом, чаще всего даже не отдавая себе в этом отчет, но в реальной жизни не достигают задуманного.


Вот тогда у человека появляется противоположность тщеславия – чувство ущемленности. Появляется ощущение, что окружающие не оценили, что можно было бы достичь большего в жизни и чувство неудовлетворенности. Обычно такой человек часто мечтает, вот если бы сложилось по-другому, если бы мне повезло, я бы… И иногда чувство ущемленностью становится постоянным эмоциональным фоном. Что это, как не обратная сторона тщеславия? Ведь если бы не оно, то откуда бы взялось чувство ущемленности, не было бы планки, по отношению к которой она бы возникла.


Так что реально тщеславных людей намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Как выйти за границы тщеславия

Многих людей, мечтавших об известности и успехе в жизни, вполне удовлетворяет их судьба. Они добились, если не всего, о чем мечтали, то, по крайней мере, части желаемого, и не хотят ничего менять в своей жизни. На что, конечно, имеют полное право.


А как быть тем, кто понял, что в тщеславии есть свои минусы, возможно, пресытился, хочет выйти за его рамки и устанавливать другие отношения с людьми? Ведь есть и другие варианты взаимодействия с окружающими, основанные на большем уважении, искреннем участии и получения глубокого подлинного удовлетворения от своей деятельности.


К сожалению, здесь невозможно дать конкретный и однозначный совет. У каждого свой путь получения опыта в этом мире. Можно описать лишь общие направления, в которых меняется мышление человека. Во-первых, начинают признаваться не только собственная ценность и важность, но и также то, что любой человек также ценнен и важен. И второе, смещается акцент со своей личной выгоды, достижений и успеха на ту пользу, которую реально возможно принести окружающим.


Если мировоззрение человека меняется в этих направлениях, то тщеславие закономерно уменьшается.

Тщеславие – насущная потребность личности в почестях, почитании, похвалах и суетной, пустой славе; стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих.

Однажды одному воздушному шарику надоело, что его кто-то держит на ниточке, и захотелось ему отделиться от своего обладателя. Вырвался он из руки ребёнка и взмыл ввысь. Подхватил его ветер и понёс, а шарик смотрел вниз на своих друзей, что остались там колыхаться на ниточках, и загордился. - Вот, я - свободный шар, лечу, куда хочу. А вы - рабы своих хозяев. Посмотрите, какой я большой и как много во мне воздуха, не то, что вы. Вы по сравнению со мной - мелочь пузатая, - говорил он, раздувая щёки. Шарик поднимался всё выше и выше, и чем выше он поднимался, тем больше раздувался от гордости, а чем больше он раздувался, тем выше возносился, пока не лопнул от распиравшей его гордыни.

В умах людей существует три концепции счастья: благости, страсти и невежества . Человек в благости видит счастье в жизни для людей, ему хочется «сеять разумное, доброе, вечное», приносить пользу окружающим людям, то есть для него счастье в бескорыстной деятельности на благо всех. К сожалению, людей с такой концепцией счастья ничтожно мало. Виноват в этом эгоизм человека. Именно он управляет личностью, мотивирует ее мысли, действия и поступки, порождая жгучее желание жить для себя.

Концепция счастья в страсти означает: «Я хочу жить для себя, но я не желаю никому делать вреда, я хочу, чтобы все были тоже счастливы, но я в первую очередь. Они могут быть со мной счастливы, если я буду с ними счастлив. Я законопослушен, но если эти законы мешают мне быть счастливым, то я буду стараться их обойти. Я уважаю всех окружающих людей, но если они мне не дают быть счастливым, то я буду стараться делать так, чтобы счастье перетекло ко мне, а не к ним”. А дальше, внимание: «Я хочу быть удовлетворенным и достойным уважения. Все должны меня уважать. Я хочу славы, почета».

Когда разум человека полностью захвачен и полонен эгоизмом, он видит счастье в удовлетворении только своих потребностей. Концепция счастья в невежестве – рвать и тянуть все к себе, ни с кем и ни с чем не считаться, никого не уважать, быть жестоким, вести себя абсолютно независимо от общества, жить по «понятиям». «Все, кто считает, что я не правильно живу или все, кто мешает мне жить таким образом, — они за это поплатятся. То есть, я буду действовать так, как считаю нужным, используя законы и беззаконие в своих личных интересах».

Подавляющая часть людей живет в страсти и невежестве. Из эгоистических концепций счастья вытекает тщеславие, оно их детище, прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат. Можно «похоронить» тщеславие, не изменив концепции счастья людей? Безусловно, нет. Это утопия, благое пожелание, пустая мечта и фантазия. С тщеславием не сладить, если не поменять вкус к счастью. Может быть тщеславным человек с концепцией счастья в благости? Конечно, нет. Бескорыстное служение людям, искреннее желание всем счастья ни каким боком не соприкасается с тщеславием.

Люди на все явления жизни смотрят исходя из своей концепции счастья. Например, человеку в невежестве благостный человек кажется святошей, слюнтяем. Он смотрит на него, как на заморскую диковинку. Человек в страсти кажется ему простаком, работягой, ишаком, который пашет от зари до зари и радуется своей крошечной зарплате. Зачем столько вкалывать, если можно быстро кого-то ограбить, обнести квартиру или взять банк? Человек в невежестве кажется ему уважаемым, серьезным, умным и продвинутым. Девушка в невежестве кажется ему очень красивой, «своей в доску», а на девушку в благости он смотрит и думает: «Телка явно не в себе». Девушку под влиянием концепции страсти он воспринимает как излишне прямолинейную и простую, а женщину в невежестве он считает хорошей, она любому голову оторвет, кроме меня. Мощная, очень классная баба.

На качества личности люди смотрят точно также – через призму своей концепции счастья. Поэтому тщеславие с позиций благости – несомненно, порочное качество, с позиций страсти – если без фанатизма, то вполне приемлемое качество личности. С позиции невежества тщеславие одно из самых лучших качеств, каким должен обладать серьезный, реальный «перец» и продвинутая телка. Клево, если телка хочет славы, организуем в момент. И что мы видим, приходит этакий братан к продюсеру, сует ему пистолет в ухо и зловещим голосом говорит: «Тебя, скотина, вежливо спрашивают: «Будет моя Нинка через неделю звездой эстрады?»

Вполне понятно, что автор не предполагает учить своего читателя «плохому» и поэтому рассматривает все качества личности с позиции концепции счастья в благости, делая небольшие уступки господствующей в обществе концепции счастья в страсти.

Тщеславие рассматривает любого человека или ситуацию через призму: «А что я за это буду иметь?» При этом старается казаться кем-то, а не быть им реально. Казаться более значительным, нежели есть на самом деле – одно из его свойств. Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей. Самообманом, имитацией роста тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства. Это духовно порочное состояние личности на запущенных стадиях может перерасти в звездную болезнь, в манию величия, постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований становится ясно, что он Бог, царь и гениальность.

Самосовершенствование и самоутверждение по своей сути противоположны. Первое предполагает личностный рост, стремление развить свои способности, раскрыть свой духовный потенциал. Цель самосовершенствования будет максимально реализована, если человек сфокусирован исключительно на своем росте, а не на мыслях перед кем он сможет потом похвастать своими достижениями. Самоутверждение, присущее тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует желание личностного роста.

Когда человек идет ради людей к высокой бескорыстной цели, нужно быть крайне бдительным, чтобы не попасть в расставленные силки тщеславия. Зачастую, совершая благочестивый поступок или реализуя свое предназначение перед обществом, где-то в глубинах подсознания зашевелится «червячок» ожидания восхищения, суетных похвал, произведенного впечатления на родных и знакомых от реализованной цели. Тщеславный помысел – этого червячка надо давить решительно и сразу, иначе можно испоганить всю цель и испортить весь труд. Надо держать в уме слова В. Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь» и крайне осознанно понимать истину: творящий ради славы, получает награду здесь, а, следовательно, не получит ее из рук Бога. Тщеславие, как вор, похищает не только наш реализованный замысел, который мы посвящали Богу и людям, но и награду за него. Тот же эффект получается после хвастовства окружающим своими хорошими поступками.

Тщеславие, прилепившись к какой-либо добродетели, обесценивает ее перед Богом. «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Это касается не только милостыни, но и любого доброго дела. Удовлетворил свое тщеславие перед людьми? – уже получил награду свою. Ларошфуко подметил: «В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим».

Как бы окружающие не изощрялись в похвалах, тщеславие ненасытно требует новых похвальных доз и обижается, раздражается и конфликтует, когда иссякают хвалебные панегирики. Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь особу. Изнанка тщеславия – пустая показуха. На результат тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Не будем никого конкретно осуждать. Просто посмотрите в кого превращаются, пораженные этим недугом, некоторые «звезды» эстрады. Жуткое зрелище.

Есть три качества личности противоположные простоте – это тщеславие, лицемерие и зависть. Достаточно обладать одним из этих качеств, чтобы человек не мог быть простым. Кроме этого, тщеславие занимает третье место в числе качеств людей, наделенных демонической природой – это гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Тщеславие, отчетливо понимая, сколь много проигрывает, дистанцируясь от простых людей, маскируется под внешними признаками простоты. Как часто мы видим тщеславие ряженую в простоту – известные публичные личности внешне скромно одеты, неряшливо одеваются и пренебрегают своим внешним видом, и все это ради того, чтобы скрыть свою потребность в почестях и славе. Существует рассказ о том, как Сократ сказал некоему оратору, взошедшему на трибуну в старых и оборванных одеждах, следующее: «Юный афинянин, твое тщеславие смотрит из всех дыр твоей хламиды!»

Тщеславие падко на лесть и, как наркоман, зависимо от людских оценок. В его окружении всегда толкутся люди, которые охотно подпитывают данное качество личности. По словам В. Даля «тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство». Когда неуверенный в себе, пустой человек слышит сладкоречивые речи насчет своих сомнительных добродетелей, у него «сносит крышу» от тщеславия, и он полностью утрачивает мизерную способность критически относиться к своим словам, действиям и поступкам. «Подсев» на наркотике почестей и похвал, тщеславие прогибается и угодничает перед людьми, при этом их не уважая. Возникает противоречие: для того, чтобы меня уважали, мне нужно быть тем, кого люди уважают. А уважают люди того, кто их уважает. В этом порочный замкнутый круг тщеславия.

Поскольку тщеславие подразумевает лобовую атаку внешнего мира с целью достижения пустой и напрасной славы, оно неизбежно сталкивается со своими аналогами, расталкивающими локтями мир. Ф. Честерфилд пишет: «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга». Злоба, интриги, зависть и ненависть – результат столкновения разъяренных тщеславий. Ненасытное до почестей и славы тщеславие, оставляет после себя разоренную «смоленскую дорогу», подменяя здоровую соревновательность кознями, коварством и враждой, творческую деятельность – интригами и спекуляциями, истину – ложью и клеветой. Тщеславие заставило Герострата поджечь храм Артемиды в Эфесе с единственной целью - добиться славы, войти в историю. Тщеславие побудило князя Андрея – героя романа «Война и мир» думать:
«Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, как ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…».
Тщеславие, подобно лицемерию, обожает играть им же самим надуманную роль, но отсутствие непринужденности и естественности делает эту роль фальшивой и неинтересной. Оно работает «на публику», напоказ, а это отчетливо видно независимому взгляду.

Признаки тщеславия: стремление к известности и славе; нетерпимость к упрекам и критике; стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный); повышенное внимание к похвалам; стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление; постоянный взгляд на себя со стороны; оценка своих действий с позиций окружающих; стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).

Тщеславие, в конечном счете, показывает склонность человека увлекаться пустыми вещами. Мишель де Монтень писал: «У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума». Оно многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это ничего не даст. Лишь изменяя вкус счастья, встав на позиции концепции благости, человек способен воспитать в себе те качества личности, которые постепенно нивелируют тщеславие.

В этом контексте хочется привести вот эту интересную историю. В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной. Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали. Он спасал их от нищеты и голода.

Поскольку тщеславие в какой-то мере присуще любому человеку, надо бдительно следить, чтобы оно не приобрело отчетливой проявленной формы. На шкале «Скромность – Тщеславие» надо четко видеть свое местонахождение. Скромность — отсутствие стремления к почестям, а тщеславие – наоборот. В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к тщеславию. Помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “Все-таки тщеславие – мой любимый порок! ”. А ненавистный порок, скорее всего, скромность. Поэтому вслушаемся в слова Булата Окуджавы:

«Тщеславие нас всех подогревает.
Пока ж никто и не подозревает,
как мы полны тщеславием своим.
Давайте в скромных позах постоим».

Петр Ковалев 2013 год

Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к . На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога.

В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Кто такой тщеславный человек?

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.