Философские мотивы в лирике а ахматовой. Философские мотивы лирики анны ахматовой

Творчество Анны Ахматовой значительно разносторонней, чем это представляется некоторым читателям, сужающим ее поэзию лишь к одной теме. Безусловно, изображение любовного чувства было одной из главных тем лирики Ахматовой. И все же ее творчество - шире и глубже тех неправомерных представлений о нем, которые издавна сложились у ее читателей:

И женщина какая-то

Единственное место заняла,

Мое законнейшее имя носит,

Оставивши мне кличку, из которой,

Я сделала, пожалуй, все, что можно.

Я не в свою, увы, могилу лягу…

Анна Андреевна - великий поэт с трагическим мироощущением, большой и глубокий проницательный художник. Она застала великую эпоху «смены времен». События взрывной, апокалипсически грандиозной эпохи с масштабными революционными потрясениями, мировыми войнами и чрезвычайно убыстрившимся ритмом жизни окрашивали ее лирику, в том числе и ее «любовный роман», преимущественно в трагедийные и в чем-то пророческие тона. Ахматова прошла большой творческий путь. Человек сильной воли и непреклонного мужества, с развитым чувством собственного достоинства и бескомпромиссной совестью, она перенесла тяжкие невзгоды, отразившиеся как в «Реквиеме», так и в некоторых стихах послевоенных лет.

В послевоенные годы она многое вспоминала - это и была дань возрасту. Но ее воспоминания менее всего походили на мемуары, созданные на досуге. В своих поздних произведениях она бескомпромиссно и сурово судила прежнюю, некогда воспетую и уже ранее запечатленную нею эпоху. Блуждания памяти и совести по кромешным далям давно отзвучавших времен неизменно приводили ее в день сегодняшний. Историзм мышления является в поздних стихах главным героем поэтического рассуждения:

Суровая эпоха повернула.

Мне подменили жизнь. В другое русло,

Мимо другого потекла она,

И я своих не знаю берегов.

Поздние стихи Ахматовой, по-пушкински просветленные и мудрые, более гармоничны и музыкальны, чем прежние. В них вошла несвойственная раньше напевность, встречаются даже внутренние рифмы, делающие стих легким. В стихотворении «Летний сад» она пишет:

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

Так же таинственно скрыт источник света и в некоторых поздних стихах Ахматовой. Они живописны и музыкальны, они мягко и ровно освещены доброй и всезнающей улыбкой, благодарно прощающейся с вечно прекрасным и нетленным миром:

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе.

Философская сторона лирики Ахматовой представляет собой несомненный интерес. Ее взгляд на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка, в свой ранний период она была противницей растворения живого, вещно-телесного и материального мира в тех мистических категориях, которые были свойственны символистам. Ахматова признавала мир реально и объективно существующим. Он был для нее конкретным и многоцветным, его следовало переносить в строчки стихов, стараясь быть при этом точным и правдивым. Поэтому она считала пригодным для художественного изображения буквально все, что составляет повседневную жизнь и окружает человека: полночный свод, крохотная былинка, ромашка или лопух. То же и в чувстве - любая из человеческих эмоций может быть художественно исследована, закреплена в слове и передана будущим столетиям. Власть и могущество искусства представлялись ей огромными и вряд ли даже обозримыми. Ахматова любила передавать это удивление читателю, когда имела возможность еще раз убедиться в фантастической нетленности человеческой культуры, в особенности такого хрупкого и невечного материала, каким является слово.

В ее поздней поэзии наиболее устойчивый мотив - прощание со всем прошлым, даже не с жизнью, а именно с прошлым: «На прошлом я черный поставила крест…». Он звучит не только в лирике позднего периода, начиная с тридцатых годов, но, разросшись, этот мотив образовал собой масштабную «Поэму без героя». Характерной особенностью военной и послевоенной лирики Ахматовой является удивительное своей неожиданной естественно стью совмещение двух поэтических масштабов: это, с одной стороны, обостренное внимание к мельчайшим проявлениям окружающей поэта повседневной жизни (красочные мелочи, выразительные детали, штрихи), а с другой - огромное небо над головой и древняя земля под ногами, ощущение вечности:

Из перламутра и агата,

Из задымленного стекла,

Так неожиданно покато

И так торжественно плыла,-

Как будто «Лунная соната»

Нам сразу путь пересекла.

Незыблемость вечных основ жизни, живительным и прочным элементом входившая в ахматовский стих, не могла упрочить и сохранить уникальное в своем единичном существовании человеческое сердце, но к нему-то, прежде всего, и должна быть обращена поэзия:

Наш век на земле быстротечен,

И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен -

Поэта неведомый друг.

Среди множества стихов военных и послевоенных лет есть такие, которые являются как бы спутниками создававшейся одновременно с ними «Поэмы без героя». В них Ахматова уходит по дорогам памяти - в молодость, в 1913 год, вспоминает, взвешивает, судит, сравнивает. Глобальное понятие Времени властно входит в ее лирику и окрашивает ее в своеобразные тона:

А все, кого я на земле застала, Вы, века прошлого дряхлеющий посев!..

В стихотворении «На Смоленском кладбище» она как бы подытоживает прошедшую эпоху. Здесь главное - ощущение великого водораздела, пролегшего между двумя веками: прошлым и нынешним. Ахматова видит себя стоящей на этом берегу, на берегу жизни, а не смерти:

Вот здесь кончалось все: обеды у Данона,

Интриги и чины, балет, текущий счет…

В этих строках речь идет о мнимом человеческом существовании, ограниченном пустой быстротекущей минутой. В одной этой фразе схвачена суть мнимой, а не подлинной человеческой жизни. Эта «жизнь», утверждает Ахматова, равна смерти. Подлинная жизнь появляется у нее, как правило, тогда, когда в стих входит ощущение истории страны, народа. Когда-то в молодости в «Эпических мотивах» она писала о том, что в старости, в нищете, в болезнях, на грани смерти она, возможно, вспомнит мягкий зимний снег, медленно поднимающийся кверху:

И я подумала: не может быть,

Чтоб я когда-нибудь забыла это.

И если трудный путь мне предстоит,

Вот легкий груз, который мне под силу

С собою взять, чтоб в старости, в болезни,

Быть может, в нищете - припоминать:

Закат неистовый, и полноту

Душевных сил, и прелесть милой жизни.

Прелесть «милой жизни» постоянно преодолевала мрак ее последних стихов. Возможно, на краю жизни она взяла с собой именно легкий груз, живые очертания царскосельских садов, и заснеженный Тучков переулок, и комаровские сосны… А нам она оставила поэзию, где есть все: и мрак жизни, и жестокие удары судьбы, и отчаяние, и благодарность солнцу, и «прелесть милой жизни».

Трудным и сложным был путь Анны Андреевны Ахматовой. Самосознание Серебряного века, отраженное в ее творчестве, несло в себе ощущение катастрофизма, острое предчув-ствие утраты прежней целостности. Каждое десятилетие ощущалось как откат от прежней гармонии, от золотого века русской поэзии. Но, вместе с тем, приносило постижение но-вых глубинных связей со своей культурой, историей, вело к продолжению классического наследия русской литературы.
Одной из важнейших традиций ушедшего века была пророческая линия поэта, чрезвы-чайная значимость

Поэтического слова, откровения. Отсюда почти религиозное служение Истине, Абсолюту. В широком смысле слова поэт словно лишался своей собственной судьбы, становясь медиумом, соединяющим разные миры.
На протяжении всего творческого пути Ахматова была поэтом, глубоко вбиравшим в себя судьбу своей страны. Ее гражданственность не публицистична, она естественно присуща внутреннему облику лирической героини, той “персоне”, которая то сливается с лично-стью автора, то отдаляется от нее, подобно действующему лицу драмы. В динамично и необычайно напряженном мире души ахматовской героини сочетаются артистизм и на-блюдательность, суровая самоаналитичность, искренность и огромное обаяние непосред-ственности.
В ряде стихотворений Ахматовой удалось передать “простонародное” чувство беды. Масштабы обрушившихся несчастий столь значительны, что ее лирической героине жизнь немила, смерть манит ее возможностью забыть потрясения земных бед. Устрем-ленность к мирам иным в ахматовском поэтическом мире настолько велика, что, кажется, этот поэт ближе символистам, нежели к акмеистам.
В стихах Ахматовой особенно пристальное внимание уделяется страданию. Ее лирическая героиня не утратила веры в Бога, у нее нет греха сомнения в высшей сути бытия. Лириче-скую героиню отличает “философский” подход к пониманию бытия и своего предназна-чения. С ней почти всегда рядом присутствие Божьего лица или светлого лика посла неба – ангела. Показательно в этом отношении стихотворение “Помолись о нищей, о потерян-ной…” из сборника “Четки”.
Ахматова запечатлела трагическую высоту духа своего поколения. Голод, смерть, утраты, разбитая жизнь, разрушенный быт – все эти испытания не имеют власти над душой, чут-кой к божественно совершенным, благодатным началам жизни. Звездное небо, красота природы, чарующие запахи лета напоминают о том, что устранимо даже в страшные вре-мена предательств и голодной тоски. Способность расслышать вешнее дыхание жизни, созерцать в прозрачных июльских небесах – настоящая благодать и радость.
Величие эпохи подчеркнуто и в названии песни “Anno Domimi”, что означает “в год Бо-га”. Ахматовское “мы” представляет здесь поколение свидетелей военного коммунизма. Заметить, как “подходит чудесное к развалившимся грязным домам”, было дано далеко не всем, но желание чуда присутствует хотя бы тайно в душе каждого. Это расширяет ахма-товское “мы”, включая в них чуть ли не целое человечество:
И мнится мне, что уцелела
Под эти небом я одна –
За то, что первая хотела
Испить смертельного вина.
В поэзии Ахматовой собственная безысходность связана с общенациональной, с извеч-ным трагизмом русской земли, теряющей и растрачивающей жизненные силы с удручаю-щей щедростью. История России растворена во всем внешнем и внутреннем, во всем, что составляет жизнь и судьбу современности.
Простонародное, суровое, жестокое, заявленное уже в постоктябрьских стихотворениях, становится последовательным импульсом стиховой речи поэта, ее естеством. А. Ахматова жила и творила с ощущением трагизма, излома титанических плит времен, острой смены эпох.
Пронизывающая ее поэзию идея духовной связи с родиной выражается в готовности по-жертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми (“Молитва”), что впоследствии так трагически сбылось в жизни Ахматовой. До библейских высот под-нимается она в описании матери, обреченной видеть крестные муки своего сына (“Рекви-ем”).
В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны – истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которое звучит в стихах Анны Ахматовой (“А я молюсь не о себе одной…”). Таким образом, ее поэзия становится не только исповедью влюблен-ной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.
Интимная лирика поэта не ограничена лишь изображением отношений влюбленных. В ней всегда – неиссякаемый интерес к внутреннему миру человека. Могучие страсти, бу-шующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и философичностью.
В своем творчестве А. А. Ахматова отстаивала свою позицию, суть которой в служении. Это проявляется в любви, в общественном положении, в понимании исторического изло-ма:
Не с теми я, что бросят землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Где найти слова, которые не приземлили бы поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного “прозаического” содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения, с чем и связаны философские мотивы лирики Анны Ахматовой. Какова же философия Ахматовой? Посмотрим на это, опираясь на Read More ......
  2. Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая Read More ......
  3. Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода. В своем творчестве Заболоцкий обращается Read More ......
  4. В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные Read More ......
  5. Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как понятно, во всем стремился “дойти до самой сути” и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да Read More ......
  6. Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, “ходит по мукам” сама русская душа. Исповедальность, “обескура-живающая” откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью. Начиная с Read More ......
  7. Сколько строк посвящено любви? Их не пересчитать. Каждое новое стихотворение о любви – еще одна попытка человека найти истоки этого волшебного чувства, попытка объяснить его. Анна Ахматова не старалась дать определение любви, она перекладывала на бумагу свои мысли, чувства, которые Read More ......
  8. Я несу букет левкоев белых. Для того в них тайный скрыт огонь, Кто, беря цветы из рук несмелых, Тронет теплую ладонь. А. Ахматова Творчество А. Ахматовой сегодня настолько известно и имеет такое множество почитателей, что сложно уже представить русскую литературу Read More ......
Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова является художником истинно философского склада, так как именно философские мотивы составляют идейно-содержательное ядро всей её поэзии. Какой бы темы ни касалась поэтесса, какую бы форму не использовала в создании своих поэтических образов, на всем лежит отпечаток глубоких авторских размышлений.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что термин «философская» применительно к поэзии Ахматовой литературоведами вводится весьма осторожно. Так, анализируя категорию памяти, Е. С. Добин замечает: «Память стала у Ахматовой, я бы сказал, философской величиной. Если бы это слово не было обесценено критиками, усматривающими подчас «философию» в самой немудреной сентенции» . В то же время в ученом мире настойчиво поддерживается представление о несомненной важности исследования данного лирического пласта. А. И. Павловский по этому поводу утверждает: «О философской стороне лирики Ахматовой... всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес» . При этом нередко философской объявляют только позднюю ахматовскую поэзию, исключая мыслеобразующие факторы более раннего периода. Такова позиция В. Озерова. «Но, отдавая должное этим действительно новым и проникновенным стихам, - подчеркивал критик, - невозможно выделить или - тем более - противопоставить их поздней философской лирике А. Ахматовой» .

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что обозначенный пласт лирики А. Ахматовой до сих пор остается «белым пятном» в ахматоведении, поэтому считаем необходимым остановится на анализе основных философских мотивов поэтессы.

Ее взгляд на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка, в свой ранний период она была противницей растворения живого, вещно-телесного и материального мира в тех мистических категориях, которые были свойственны символистам. Ахматова признавала мир реально и объективно существующим. Он был для нее конкретным и многоцветным, его следовало переносить в строчки стихов, стараясь быть при этом точным и правдивым. Поэтому она считала пригодным для художественного изображения буквально все, что составляет повседневную жизнь и окружает человека: полночный свод, крохотная былинка, ромашка или лопух. То же и в чувстве - любая из человеческих эмоций может быть художественно исследована, закреплена в слове и передана будущим столетиям. Власть и могущество искусства представлялись ей огромными и вряд ли даже обозримыми. Ахматова любила передавать это удивление читателю, когда имела возможность еще раз убедиться в фантастической нетленности человеческой культуры, в особенности такого хрупкого и невечного материала, каким является слово.

Конечно, в большей степени ранняя любовная лирика глубоко интимная. Однако уже в ней намечаются тенденции погружения и углубления в мир размышлении об основах человеческого бытия. Впервые мы слышим их в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…»:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу .

Лирическая героиня размышляет о тленности и скоротечности жизни. В этом стихотворении Ахматова использует прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу. Умильно мурлыкающий пушистый кот, огонь, загоревшийся на башне лесопильни, отражают ясное и «мудрое» мировосприятие героини, а приметы осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) - светлую меланхолию и печаль, связанную с осознанием тленности всего сущего. Все стихотворение - это как бы ответ на вопрос: как должен жить человек? Можно даже вывести формулу: природа, вера и уединение.

Переломным в творчестве А. А. Ахматовой можно назвать стихотворение «Все расхищено, предано, продано». Оно свидетельствует об окончательном переходе автора от психологии любовного «романа в стихах» к философским и гражданским мотивам. Личная боль и трагедия израненной души А. Ахматовой сливаются с судьбой всего русского народа. Видя озлобленность и несправедливость эпохи, автор пытается указать выход, путь к возрождению духовности. Так появляются мотивы веры в бессмертие и в высшую справедливость, мотив христианского всепрощения, а также надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью.

В более поздний период творчества в центр своего художественного миропонимания А. Ахматова помещает мысль о необходимости гармонии между миром и человеком, обществом и человеком, человеком и временем. При этом поэтесса «не абстрагируется от предметной реальности, а выходит на новый уровень художественной изобразительности, концентрирует действие, наслаивает на него диалоги со своими оппонентами, монологи-обращениея к миру, времени, народу» .

Все чаще и чаше А. Ахматова задумывается над проблемами современности. Трагедия современности, по мнению поэтессы, заключается в прерванной связи времен, в забвении предшествующей эпохи:

Когда погребают эпоху

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит...

И матери сын не узнает,

И внук отвернется в тоске .

В этих условиях задача поэта - не только констатировать роковой разрыв времен, но и «своею кровью» склеить «двух столетий позвонки» .

Основой для связи прошлого и настоящего у Ахматовой становится память не только как нечто в человеке, позволяющее соотнести его с историей, но и как глубоко нравственное начало, противопоставленное забвению, беспамятству и хаосу. Так мотив памяти становится своего рода призмой, сквозь которую преломляются ключевые идеи и образы ее поэзии.

Недаром фигурирует это слово в названиях многих стихотворений: «Память о солнце в сердце слабеет...»; «Голос памяти»; «Тяжела ты, любовная память...»; «Из памяти твоей я выну этот день...»; «Памяти друга»; «И в памяти, словно в узорной укладке...»; «И в памяти черной, пошарив, найдешь...»; «Подвал памяти».

Подчеркнем, что в поэзии Ахматовой семантика «памяти» охватывает широкое смысловое пространство, все проявления памяти: от памяти, как индивидуального, «психофизиологического» дара, до памяти, как исторической и нравственной категории. Не случайно К. Чуковский, Ю. Левин, В. Топоров, считали мотив памяти основополагающим для творчества Ахматовой .

В ранней лирике память реализуется как естественное, органичное свойство человеческого сознания, позволяющее поэту художественно запечатлевать мир («Я вижу все. Я все запоминаю»), воплощать прошлое, как длящееся и эмоционально переживаемое бытие, - в настоящем. Ее «механизмы» служат сюжетным каркасом «лирических новелл».

У поздней Ахматовой мотив памяти становится той семантической основой, которая скрепляет и разрозненные эпизоды одной человеческой судьбы, и эпизоды судьбы народа, которая воссоединяет распавшуюся связь времен, то есть служит цели «собирания» мира воедино.

Охарактеризуем основные тенденции реализации мотива памяти в стихотворениях А. А. Ахматовой.

В стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям» поэтесса говорит о Пушкине и о его времени, при этом смыслообразующим концептом является мотив памяти. Для Ахматовой память - это то, что противостоит распаду, смерти, забвению. Память синонимична верности.

В стихотворении «Смеркается, и в небе темно-синем…» память выступает катализатором радостей бытия.

И если трудный путь мне предстоит,

Вот легкий груз, который мне под силу

С собою взять, чтоб в старости, в болезни,

Быть может, в нищете -- припоминать

Закат неистовый, и полноту

Душевных сил, и прелесть милой жизни .

Стихотворение помечено 1914-1916 годами. В то время Ахматовой не было и тридцати лет. Легким утешительным грузом представлялось то, что будет сохранено в памяти. Хотелось, чтоб память обернулась лишь благодетельной стороной. Лишь хранительницей безоблачного, отрадного, что можно почерпнуть из бытия. Память - верный спутник, «ангел-хранитель» существования.

Но память не только хранительница. Она открывает вещи по-новому, переоценивает. Память - мудрая сестра жизни, делящая ее ношу.

Как белый камень в глубине колодца,

Лежит во мне одно воспоминанье.

Я не могу и не хочу бороться:

Оно - веселье и оно - страданье .

И поэт дорожит этой двойственностью. В отдалении времени печаль очищается, и хочется ее сохранить: «Чтоб вечно жили дивные печали, ты превращен в мое воспоминанье» .

Память становится утешительницей всех скорбящих и своего рода «законом сохранения явлений» , но только явлений пережитых, прошедших сквозь чувство.

Как будто все, с чем я внутри себя

Всю жизнь боролась, получило жизнь

Отдельную и воплотилось в эти

Слепые стены, в этот черный сад...

Е. С. Добин назвал ахматовскую категорию памяти «аналогом народно-сказочной «живой воды» . Это дар возвращения жизни явлениям, событиям, чувствам, отошедшим в прошлое.

Память осмыслена Ахматовой как некая обобщающая образная категория. Это - непрерывная жизнь души. Ее можно назвать стихийно творящей стороной духа, ежеминутно оживляющей прошедшее. Но помимо этого у памяти есть и вторая сторона - драматическая. Не так уж, оказывается, легок груз памяти. И не только «полноту душевных сил и прелесть милой жизни» он в себя включает. По мысли Ахматовой, память разнолика и довольно часто следы прошлого остаются, как рубцы от ран.

О, кто бы мне тогда сказал,

Что я наследую все это:

Фелицу, лебедя, мосты,

И все китайские затеи,

Дворца сквозные галереи

И липы дивной красоты.

И даже собственную тень,

Всю искаженную от страха,

И покаянную рубаху,

И замогильную сирень .

Однако еще трагичнее, когда «опустился железный занавес смены времен и преградил дорогу животворящей памяти о прошлом».

И, раз проснувшись, видим, что забыли

Мы даже путь в тот дом уединенный,

И, задыхаясь от стыда и гнева,

Бежим туда, но (как во сне бывает)

Там все другое: люди, вещи, стены,

И нас никто не знает - мы чужие.

Мы не туда попали...

Для Ахматовой здесь память - зеркало бытия, освещает трагедийную сторону необратимого течения жизни, но при этом потери усиливают ощущение ценностей пережитого, ценностей бессмертных.

Таким образом, память становится как бы сквозной нитью бытия. В ней проецируются бесконечные связи со временем и окружением. Непрерывной линией соединяются ступени восхождения и нисхождения человека. Фиксируется добытое и утерянное, достигнутое и исчезнувшее. Е. С. Добин отмечает, что «ахматовская память - не лента кадров, на которых просто запечатлены куски прошлого. Это синтетическая деятельность души, анализирующая, сопоставляющая, оценивающая, которая в равной мере она находится в сфере чувств и в сфере мыслей. Память - аккумулятор опыта и переживаний» .

Стоит отметить, что мотив памяти, являясь в творческой концепции А. А. Ахматовой ведущим, тем не менее приближен к таким вечным категориям, как жизнь, смерть, любовь, я и мир, я и мы.

Наиболее ярко в позднем творчестве поэтессы раскрывается мотив смерти, так или иначе присутствующий во многих её стихотворениях: похороны, могилы, самоубийства, смерть сероглазого короля, умирание природы, погребение всей эпохи.

Смерть трактуется у Ахматовой в христианских и пушкинских традициях. В христианских - как закономерный акт бытия, в пушкинских - как заключительный акт творчества. Творчество для Ахматовой - это ощущение единства с творцами прошлого и современности, с Россией, с ее историей и судьбой народа. Поэтому в стихотворении «Поздний ответ», посвященном Марине Цветаевой, звучит:

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идем,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет,

А вокруг погребальные звоны

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след .

В некоторых произведениях Ахматовой, посвященных мотиву смерти, возникает образ лестницы:

Будто там впереди не могила

А таинственной лестницы взлет .

Так в произведениях поэтессы намечается тема бессмертия. Этот мотив появляется в стихах о победе и в дальнейшем усиливается. Показательно, например, стихотворение «И комната, в которой я болею», заканчивающееся строчками:

Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,

И смертный уничтожит сон.

В поздних стихах мотив бессмертия раскрывается в стихах о музыке:

И слушатель тогда в своем бессмертье

Вдруг начинает верить безусловно .

Но особенно ярко этот мотив раскрыт в стихотворении о собственном болезненном состоянии на исходе жизни:

Недуг томит три месяца в постели,

И смерти я как будто не боюсь.

Случайной гостьей в этом страшном теле

Я, как сквозь сон, сама себе кажусь .

При этом стоит отметить, что в поздней лирике Ахматовой наиболее устойчивый мотив - прощание со всем прошлым, даже не с жизнью, а именно с прошлым: «На прошлом я черный поставила крест…». В стихотворении «На Смоленском кладбище» она как бы подытоживает прошедшую эпоху. Здесь главное - ощущение великого водораздела, пролегшего между двумя веками: прошлым и нынешним. Ахматова видит себя стоящей на этом берегу, на берегу жизни, а не смерти:

Вот здесь кончалось все: обеды у Данона,

Интриги и чины, балет, текущий счет…

В этих строках речь идет о мнимом человеческом существовании, ограниченном пустой быстротекущей минутой. В одной этой фразе схвачена суть мнимой, а не подлинной человеческой жизни. Эта «жизнь», утверждает Ахматова, равна смерти. Подлинная жизнь появляется у неё, как правило, тогда, когда в стих входит ощущение истории страны, народа.

Одними из лучших произведений периода 1950-60-х годов является стихотворение «Приморский сонет», в котором, по мнению исследователей, «классическая прозрачность формы, «легкость», ощутимая в словесной фактуре почти физически, свидетельствует о побежденном страдании, о постижении высшей гармонии природного и человеческого бытия» .

«Приморский сонет» - это произведение о смерти, в котором Ахматова подводит итог жизни. Лирическая героиня воспринимает смерть без трагического надрыва: не в качестве избавления от нестерпимых жизненных мук (ср. с «Реквиемом»), а как «зов вечности», «нетрудную дорогу», напоминающую одно из самых дорогих ей на земле мест - «аллею у царскосельского пруда»и . Близость смерти («Здесь все меня переживет, / Все, даже ветхие скворешни» ) создает у нее особое экзистенциальное настроение, при котором мир - в самых будничных проявлениях - воспринимается как «Богом данный дворец», а каждый прожитый миг - как подарок.

Подводя итоги, считаем важным заметить, что лирику Ахматовой, несомненно, можно считать философской. Поэтессе свойственно не перечисление общеизвестных истин, а тяга к глубокому действенному познанию человеческой сути и мирозданья. В ее творчестве «сплавлены разрозненные крупицы материального и душевного, разнокалиберные явления выстроены вместе, в слитности и созвучии» . Мотив памяти, являясь сквозным, смыслообразующим, а также мотивы жизни и смерти позволяют Ахматовой «выйти далеко за пределы непосредственно видимого горизонта и охватить обширные пространства переживаний, заглянув в неведомые края чувств и мыслей» .

Трудным и сложным был путь Анны Андреевны Ахматовой. Самосознание Серебряного века, отраженное в её творчестве, несло в себе ощущение катастрофизма, острое предчув-ствие утраты прежней целостности. Каждое десятилетие ощущалось как откат от прежней гармонии, от золотого века русской поэзии. Но, вместе с тем, приносило постижение но-вых глубинных связей со своей культурой, историей, вело к продолжению классического наследия русской литературы.

Одной из важнейших традиций ушедшего века была пророческая линия поэта, чрезвы-чайная значимость поэтического слова, откровения. Отсюда почти религиозное служение Истине, Абсолюту. В широком смысле слова поэт словно лишался своей собственной судьбы, становясь медиумом, соединяющим разные миры.

На протяжении всего творческого пути Ахматова была поэтом, глубоко вбиравшим в себя судьбу своей страны. Её гражданственность не публицистична, она естественно присуща внутреннему облику лирической героини, той «персоне», которая то сливается с лично-стью автора, то отдаляется от неё, подобно действующему лицу драмы. В динамично и необычайно напряженном мире души ахматовской героини сочетаются артистизм и на-блюдательность, суровая самоаналитичность, искренность и огромное обаяние непосред-ственности.

В ряде стихотворений Ахматовой удалось передать «простонародное» чувство беды. Масштабы обрушившихся несчастий столь значительны, что её лирической героине жизнь немила, смерть манит её возможностью забыть потрясения земных бед. Устрем-ленность к мирам иным в ахматовском поэтическом мире настолько велика, что, кажется, этот поэт ближе символистам, нежели к акмеистам.

В стихах Ахматовой особенно пристальное внимание уделяется страданию. Её лирическая героиня не утратила веры в Бога, у неё нет греха сомнения в высшей сути бытия. Лириче-скую героиню отличает «философский» подход к пониманию бытия и своего предназна-чения. С ней почти всегда рядом присутствие Божьего лица или светлого лика посла неба – ангела. Показательно в этом отношении стихотворение «Помолись о нищей, о потерян-ной…» из сборника «Чётки».

Ахматова запечатлела трагическую высоту духа своего поколения. Голод, смерть, утраты, разбитая жизнь, разрушенный быт – все эти испытания не имеют власти над душой, чут-кой к божественно совершенным, благодатным началам жизни. Звёздное небо, красота природы, чарующие запахи лета напоминают о том, что устранимо даже в страшные вре-мена предательств и голодной тоски. Способность расслышать вешнее дыхание жизни, созерцать в прозрачных июльских небесах – настоящая благодать и радость.

Величие эпохи подчеркнуто и в названии песни «Anno Domimi», что означает «в год Бо-га». Ахматовское «мы» представляет здесь поколение свидетелей военного коммунизма. Заметить, как «подходит чудесное к развалившимся грязным домам», было дано далеко не всем, но желание чуда присутствует хотя бы тайно в душе каждого. Это расширяет ахма-товское «мы», включая в них чуть ли не целое человечество:

И мнится мне, что уцелела

Под эти небом я одна –

За то, что первая хотела

Испить смертельного вина.

В поэзии Ахматовой собственная безысходность связана с общенациональной, с извеч-ным трагизмом русской земли, теряющей и растрачивающей жизненные силы с удручаю-щей щедростью. История России растворена во всём внешнем и внутреннем, во всём, что составляет жизнь и судьбу современности.

Простонародное, суровое, жестокое, заявленное уже в постоктябрьских стихотворениях, становится последовательным импульсом стиховой речи поэта, её естеством. А. Ахматова жила и творила с ощущением трагизма, излома титанических плит времён, острой смены эпох.

Пронизывающая её поэзию идея духовной связи с родиной выражается в готовности по-жертвовать ради неё даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми («Молитва»), что впоследствии так трагически сбылось в жизни Ахматовой. До библейских высот под-нимается она в описании матери, обречённой видеть крёстные муки своего сына («Рекви-ем»).

В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны – истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которое звучит в стихах Анны Ахматовой («А я молюсь не о себе одной…»). Таким образом, ее поэзия становится не только исповедью влюблен-ной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

Интимная лирика поэта не ограничена лишь изображением отношений влюблённых. В ней всегда – неиссякаемый интерес к внутреннему миру человека. Могучие страсти, бу-шующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и философичностью.

В своём творчестве А.А. Ахматова отстаивала свою позицию, суть которой в служении. Это проявляется в любви, в общественном положении, в понимании исторического изло-ма:

Не с теми я, что бросят землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине философия

«Философия в творчестве Анны Ахматовой»

Введение

1.2 Жизнь и творчество

Заключение

Введение

В настоящее время самой актуальной является проблема теоретического осмысления сложнейшего явления, как русская литература 20 века. В своём реферате я рассмотрела поэзию Анны Андреевны Ахматовой.

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети.

А. Ахматова 1913г.

Объектом данной работы является образ творческой личности Анны Андреевны Ахматовой. Представляется, что образный мир и поэтическая мысль Анны Ахматовой могут служить параллелью и иллюстрацией философской мысли той группы философов, которых теперь принято объединять под общим названием неоидеалистов. Уже отмечалось, что более или менее очевидно, что творчество Ахматовой принадлежит к экзистенциалистской струе духовной культуры ХХ в. В литературном плане было бы, по-видимому, плодотворны сопоставления ее с такими фигурами как Хемингуэй, Камю, Ануй; в философском - с таким как Бердяев или Ясперс.»

Предметом нашего реферата является тема «Философия в творчестве Анны Ахматовой». Интерес к данной теме продиктован тем, что, на наш взгляд, взаимосвязь Анны Ахматовой философией недостаточно изучены современными литературоведами. В нашей работе мы попытались собрать и осмыслить разрозненный материал, связанный с развитием философии в творчестве Ахматовой.

Целью нашей работы является изучение философии в творчестве Анны Андреевны Ахматовой.

В наши задачи входит:

1.Выяснить что такое философия в общем.

2.Рассмотреть биографию Анны Андреевны Ахматовой.

3.Познакомиться со стихами А.А. Ахматовой.

4.Выяснить взаимосвязь творчества Ахматовой с философией.

ахматова философия стих творчество

1. Характерные черты русской философии

1.1 Знакомство с Анной Андреевной Ахматовой

Одна из характерных черт русской философии - это ее потребность в своих онтологических и гносеологических поисках и мировоззренческих построениях опираться на литературные образцы, прибегать к примерам литературных героев, сюжетов, оперировать литературными моделями, чтобы продемонстрировать определенный философский тезис. По мнению Н.Бердяева: «Философы и ученые очень мало дали для учения о человеке. Антропологии мы должны учиться у великих художников, у мистиков и у очень немногих одиноких и малопризнанных мыслителей. Шекспир, Достоевский, Л.Толстой, Стендаль, Пруст гораздо больше дают для понимания человеческой природы, чем академические философы и ученые - психологи и социологи.» .

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи А. А. Горенко. Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова.

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Представляется, что образный мир и поэтическая мысль Анны Ахматовой могут служить параллелью и иллюстрацией философской мысли той группы философов, которых теперь принято объединять под общим названием неоидеалистов. Уже отмечалось, что более или менее очевидно, что творчество Ахматовой принадлежит к экзистенциалистской струе духовной культуры ХХ в. В литературном плане было бы, по-видимому, плодотворны сопоставления ее с такими фигурами как Хемингуэй, Камю, Ануй; в философском - с таким как Бердяев или Ясперс.»

1.2 Жизнь и творчество

Образ творческой личности, созданный в поэзии Ахматовой лучше всего может быть описан словами из ранней статьи Н.В.Недоброво, которую сама поэтесса признавала пророческой, угадавшей все ее поэтическое развитие на жизнь вперед. Недоброво отмечает «дар геройского освещения человека»: силу, свободу, высокое напряжение чувств: «переживание очень яркой и очень напряженной жизни. .

Говоря об Ахматовой, с особым вниманием останавливается на проблеме соотнесения женского и мужского начала в творческом акте и в рецепции творчества, а также на онтологической проблеме создания такого типа ценностей, которые могут религиозно обновить и возвысить человека (общество). Но это личночеловеческое начало само по себе, оторванное от женского начала, бессильно и беспомощно, отвлеченно и не может утвердить идеальный образ человека. Человек призван к героизму во всех сферах жизни. Это есть самое универсальное качество человеческого образа.».

В ряде стихотворений Ахматовой удалось передать «простонародное» чувство беды. Масштабы обрушившихся несчастий столь значительны, что её лирической героине жизнь немила, смерть манит её возможностью забыть потрясения земных бед. Устремленность к мирам иным в ахматовском поэтическом мире настолько велика, что, кажется, этот поэт ближе символистам, нежели к акмеистам.

В стихах Ахматовой особенно пристальное внимание уделяется страданию. Её лирическая героиня не утратила веры в Бога, у неё нет греха сомнения в высшей сути бытия. Лирическую героиню отличает «философский» подход к пониманию бытия и своего предназначения. С ней почти всегда рядом присутствие Божьего лица или светлого лика посла неба - ангела. Показательно в этом отношении стихотворение «Помолись о нищей, о потерянной…» из сборника «Чётки».

Ахматова запечатлела трагическую высоту духа своего поколения. Голод, смерть, утраты, разбитая жизнь, разрушенный быт - все эти испытания не имеют власти над душой, чуткой к божественно совершенным, благодатным началам жизни. Звёздное небо, красота природы, чарующие запахи лета напоминают о том, что устранимо даже в страшные времена предательств и голодной тоски. Способность расслышать вешнее дыхание жизни, созерцать в прозрачных июльских небесах - настоящая благодать и радость.

Величие эпохи подчеркнуто и в названии песни «Anno Domimi», что означает «в год Бога». Ахматовское «мы» представляет здесь поколение свидетелей военного коммунизма. Заметить, как «подходит чудесное к развалившимся грязным домам», было дано далеко не всем, но желание чуда присутствует хотя бы тайно в душе каждого. Это расширяет ахматовское «мы», включая в них чуть ли не целое человечество:

И мнится мне, что уцелела

Под эти небом я одна -

За то, что первая хотела

Испить смертельного вина.

Интимная лирика поэта не ограничена лишь изображением отношений влюблённых. В ней всегда - неиссякаемый интерес к внутреннему миру человека. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и философичностью.

В своём творчестве А.А. Ахматова отстаивала свою позицию, суть которой в служении. Это проявляется в любви, в общественном положении, в понимании исторического излома:

Не с теми я, что бросят землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

2. Философия в творчестве А. А. Ахматовой

2.1 Восприятия жизни А. А. Ахматовой

Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия.

Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением. Тема дороги и одиночества в первом катрене стихотворения напоминает подобные мотивы в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Основной прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу также заимствован у Лермонтова. Отличие от философской лирики поэта здесь в том, что все-таки подоплекой переживаний лирической героини является не размышления о смысле жизни и смерти, а любовное чувство. Это мы понимаем из последней фразы стихотворения: «И если в дверь мою ты постучишь, // Мне кажется, я даже не услышу», в которой появляется еще один герой - «ты», и, скорее всего, это мужчина. Но все-таки именно в «Я научилась просто, мудро жить…» впервые мы можем говорить о философской тематике: лирическая героиня сочиняет «веселые стихи //О жизни тленной, тленной, тленной и прекрасной». В произведении она как бы задает себе вопрос: «А стоит ли жить?» И отвечает на него положительно.

Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» можно рассматривать как одно из переломных в творчестве Ахматовой. Оно свидетельствует о конкретном переходе от психологического любовного «романа в стихах» к философско-гражданской лирике. Здесь личная боль и трагедия израненной души сливаются с судьбой и трагедией всего народа и эпохи в целом. Но здесь указан и выход, путь к возрождению - это вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью. Начальные строки звучат трагически как на смысловом (благодаря градации «расхищено, предано, продано»), так и на звуковом уровне из-за рыдающих, разрывающих душу («Все расхищено, предано, продано, черной смерти…»). За общими словами «Все расхищено, предано, продано…» стоят миллионы искореженных судеб, море крови и слез. Как же начать снова жить, где взять силы, на что опереться? Нужно увидеть то светлое, то чудесное, которое подходит уже «так близко». Для лирической героини это уже произошло, уже «стало светло». Она видит и призывает других увидеть чудесное в оживающей природе, в «вишневых дыханьях леса», в «созвездьях новых».

В основе ахматовского восприятия жизни и ее веры в чудесное лежит христианство, а не вера в утопическое светлое будущее. Об этом говорит усиленное повтором отрицание - «никому, никому не известное…».

В философской лирике Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и бренного, жизни, непрерывно текущей вперёд. В «Приморском сонете» дорога в иной мир не кажется страшной. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.

Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания: «Дорога не скажу куда...» Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду. Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение к Пушкину в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» состоит из трех строф, из которых вторая стала хрестоматийной формулой ахматовской поэзии. Основная мысль, которую хотела выразить поэтесса с помощью системы метафор, - она не может жить в холодной, безвоздушной среде, создавая торжественные «одические рати», или в мире отвлеченных ценностей, творя прекрасные, «чистые» элегии. Для творчества ей необходимо чувство земли, воздуха, родной природы. Именно «сор» ежедневности, обыденности всегда питал ее поэзию. В этом стихотворении чувствуется глубина мысли и высота мастерства, за которыми скрывается неразгаданная тайна. Тайна происхождения, тайна тех почвенных соков, которые существуют под видимым, внешним «сором» и питают возникающее чудо подлинного произведения искусства.

Ее стихи могут вырасти из мелочей будничной жизни, в которой переплетаются противоречивые чувства, сосуществуют красота и неприглядность, розы и лебеда, песни любви и «сердитый окрик». Но ведь это редкий дар художника - умение зачерпнуть поэзию из обиходности, придать бренной прозе жизни поэтический блеск.

Заключение

Здесь мы поневоле ограничиваемся лишь некоторыми аспектами сходства поэзии Ахматовой и русской религиозно-философской мысли. Такую работу можно продолжить и углубить, но, кажется, нет сомнений в том, что эта область совпадений очень широка. Подобное сходство естественно объясняется прежде всего интеллектуальным климатом эпохи и тем, что Ахматова входила в тот же круг идей и общений, что и вышеназванные мыслители - «Тем же воздухом так же над бездной я дышала когда-то в ночи». Однако, более важным представляется личный духовный выбор и особенности поэтической личности Ахматовой, а именно, ориентация на высшие духовные христианские ценности и открытый характер ее дара - людям, истории, вечности. Отсюда свойство ее поэзии вбирать в себя мир не только в его телесной и эмоциональной ипостаси, но также в интеллектуальной и духовной и, философски осмысляя, выражать его в своей поэзии. Можно сказать, что поэт Анна Ахматова воплотила ту идею личности и творчества, которую описали русские мыслители - ее современники.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...

Список использованных источников

2 Н.А.Бердяев, О назначении человека, Москва, 1993,с.57.

3 С.Л.Франк, Духовные основа общества, Москва, 1992,с.474.

4. А.Е. Аникин "О литературных истоках "детских" мотивов в поэзии Анны Ахматовой" // "Русская речь" - 1991 г. - № 1

5. И.Ф. Анненский "Стихотворения и трагедии", Л., 1979 г.

6. Благой Д.Д., Тимофеев Л.И., Леонтьев А.А. детская энциклопедия том 11 язык и литература, 1976г..

7. А.И. Павловский. "Анна Ахматова, жизнь и творчество". Москва, "Просвещение" 1991 г.

8. Л.Н. Малюкова. "А. Ахматова: Эпоха, Личность, Творчество". изд. "Таганрогская правда". 1996 г.

9. Л.Франк, Из истории русской философской мысли конца 19-го начала 20-го века, 1965,с.269.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.02.2013

    Философские смыслы творчества в эпохах античности, Средневековья, Возрождения, Нового Времени. Дионисийское начало как основа понятия творчества в философии Ф. Ницше. Свойства сверхчеловека и специфика его творчества. Суть концепции "вечного возвращения".

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Возникновение русской философии как самостоятельного направления. Предфилософия и философия как самостоятельные периоды в истории русской философии. Проблема духовного наследия в русской философии, ее антропоцентризм и социальная направленность.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Русская философия и ее особенности. Роль православия в русской культуре и философии. Русская философия и причины духовного кризиса в России. Основные проблемы отечественной философии - нравственности, совести, счастья, смысла жизни.

    реферат , добавлен 04.04.2002

    Характеристика и особенности эллинистического периода в античной философии. Школы, их выдающиеся представители. Источники эпикуреизма. Биографический очерк жизни и творчества Эпикура, анализ его произведений и оценка вклада в развитие мировой философии.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2010

    Анализ жизненного пути и философского становления В. Соловьева - выдающегося русского мыслителя. Воздействие его творчества на развитие русской религиозной философии конца XIX–начала ХХ вв. Изучение философии "всеединства", идеи вечного Богочеловечества.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Основные черты, своеобразие, этапы и направления русской философии XIX века. Вера как непосредственное восприятие бытия. Особое понимание в русской философии отношения между бытием и сознанием. Важнейшие представители русской философии XIX века.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Философские смыслы творчества в эпохах, предшествующих Ницше. Особенности взаимосвязи понятия "сверхчеловек" с понятием "творчество". Основные философские смыслы творчества по Ницше. Влияние концепции "вечного возвращения" на понимание творчества.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2013

    Панморализм как одна из характерных черт русской философии. Оптимизм, гуманизм и аисторизм моральных доктрин. Поиск вечных ценностей - правды, истины и добра как смысл религиозного мировоззрения. Проблема добра и зла в убеждениях Толстого и Достоевского.

    реферат , добавлен 20.07.2011

    Возникновение философии. Философия и мифология. Предмет философии. Философия и наука. Состав философского знания. Периодизация истории философии. Различия между философией, религией и мифологией.