Исследовательская работа "особенности чтения подростков". Дети и книги: почему важно читать

Стасюк Людмила Владимировна
МУК «Центральная библиотека Каменского городского округа»
библиотекарь Покровской сельской б
ибилиотеки

Особенности чтения подростков

Читательские интересы подростков

Последнее десятилетие в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Первым отказывается от чтения молодое поколение. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Мы будем опираться на результаты анализа чтения школьников 7-11 классов.

Согласно этим данным, большая часть тех, кто любит читать, это дети младшего школьного возраста. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Доля тех, кто читает много, в младшем подростковом возрасте составляет 43%, а к 11 классу она падает до 17%.

Результаты анализа читательских формуляров говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Если же проанализировать круг чтения подростков, то 67% в нем составляет литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше - 33%.

Подросток как читатель

Читательский портрет подростка во многом определяется в 10-11 лет. Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

Именно в этом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая - «пережить». Именно теперь можно в полную меру развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, журналы.

Для некоторых библиотекарей в качестве идеала выступают читатели, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к книге. 7 Именно в этом возрасте надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов. Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя в этом случае привлекает экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка: желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах.

Диапазон познавательных интересов у подростков 12-13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания.

Для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими.

В особом внимании библиотекарей нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Отношение к чтению меняется в корне. Не случайно одни становятся «самыми читающими», а другие - «самыми нечитающими».

Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге.

Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения.

Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в индивидуальном общении с библиотекарем. Залог успеха в паритетном характере общения. В библиотекаре 14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с библиотекарем только в случае полного доверия к нему.

Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами: «рассказали друзья», «услышал по телевизору». Их восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны отношения к книге как к «отжившему» средству информации.

Видеокультура и детское чтение

У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. В течение последнего десятилетия телевидение является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков - это и образование, и отдых, и развлечение.

Электронная культура, зачастую воспринимается как конкурент печатному слову. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. ТВ, интернет воздействуют на чтение детей и подростков. Это влияние проявляется в следующем:

Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым" (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно - повестях и романах);

Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на экране - детективам, триллерам, "фэнтези", "ужасам").

Предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

Происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).

Подростки видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации!

Таким образом, электронная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.

Итак, жизнь современного подростка значительно отличается от той, которая была еще 10-15 лет назад. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации. Подрастающее поколение живет в быстро меняющемся, сложном, противоречивом мире.

В селе библиотеки зачастую служат для школьников практически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетие проблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняется неравномерность в распределении книжных ресурсов. В то же время потребности школьников в новой, актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с изменениями школьной программы. В результате, запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.

Чему же отдают предпочтение современные молодые люди? Чем руководствуются при выборе той или иной книги? Как показывает практический опыт, при поиске «своей литературы» подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе». Хотя достоверную картину чтения создать сегодня трудно, мы все же постарались составить небольшой список наиболее востребованной литературы, которая, согласно различным «топам», интересна подросткам среднего и старшего школьного возраста: Мария Семенова «Волкодав», Жаклин Уилсон (повести и романы для девочек; сестры Воробей (романы для девочек), Джоан Роулинг - серия книг о Гарри Поттере...

В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно, что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов ("кинороманы").

Так, с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии "Детский детектив" и "Черный котенок"; Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений, "фэнтези", "ужастиков". Девочки-подростки и девушки стали читательницами сентиментальной литературы для женщин и "дамских" романов.

У подростков столько вопросов к этой жизни! Он охотно берут психологическую литературу или издания, посвященные межличностным взаимоотношениям. Это им интересно. Но у каждой возрастной группы свои вопросы. Подростки 12-14 лет просят что-то о животных и растениях. Их коронный источник информации - «Все обо всем», «Все обо всех», «Cоседи по планете», «Что есть что», «Мир животных» и т. д. Пятнадцатилетние сегодня повально увлечены фантастикой. Это достаточно увлекательная и легкая литература. Наиболее читаемые, конечно же, Толкиен и Роулинг. Большой популярностью у подростков пользуются Перумов, Лукьяненко, Хичкок, Кинг, Емец, спрашивают Зюскинда, Мураками, Коэльо.

Пользуются спросом такие серийные издания, как «100 великих...», «1000 вопросов и ответов», различные энциклопедии. В последние годы очень часто спрашивают различные психологические тесты, а также книги о психологии отношений. Большой популярностью пользуется книга серии «Практическая психология»

В нашей библиотеке самыми активными читателями подростками являются восьмиклассницы: Борисова Полина, Мехонцева Кристина, Арсентьевы Ирина и Кристина.

Среди читающих подростков особенно хочется выделить двух девочек - Воронину Елену и Фирюлину Алену.

Обе девочки переступили порог библиотеки еще в детсадовском возрасте. Читать начали рано, активно. Участницы всех заочных викторин. Обе закончили музыкальную школу по классу фортепьяно. Их увлечения разнообразны.

Лена начала читать еще до школы. Уже в возрасте 2 лет она знала наизусть сказки Чуковского. Ее мама, на вопрос: Как вы прививали любовь к чтению своим детям? - ответила: Никак, они воспитывались на примере окружающих». И действительно, в семье Лены читают все.

Каждая из них ценна для библиотеки по-своему: Лена наш помощник во многих мероприятиях, выступает как ведущий, как чтец, никогда не отказывает в помощи в подготовке мероприятий.

Литературные пристрастия и интересы подростков разные, главное, чтобы они всегда помнили: настоящая книга - это не просто стопка страниц в обложке. Это маленькая путеводная звезда.

В век современных технологий дети читают очень мало, но педагоги продолжают упорно настаивать на необходимости изучения и штудирования печатных книг. Роль книги в развитии ребёнка и в его воспитании — основная тема изучения данной статьи.

Роль книг в воспитании и обучении ребенка

Роль книги в развитии ребенка — тема диссертаций многих педагогов и психологов. Несмотря на то, что печатные издания все реже находят своего читателя, люди, работающие с детьми, продолжают настаивать на важности книг.

Все дело в том, что сказки и серьезные книжные издания не только учат чему-то ребенка, но еще и влияют на развитие его фантазии. Печатное слово помогает малышу мыслить за рамками обычного, создавая яркие образы в воображении.

Родителям следует с самого детства читать малышам сказки перед сном, вырабатывая у них интерес к печатному слову. Примерно с трех лет малыши начинают проявлять интерес к чтению, поэтому следует как можно чаще заниматься с ребенком, учить его алфавиту и составлению слогов. Обычно мир букв и слов настолько захватывает ребенка, что уже к пяти годам он начинает читать самостоятельно. Чтобы подкреплять интерес ребенка к литературе, стоит тщательно выбирать материал для чтения. В этом возрасте для малыша подойдут поучительные рассказы и необычные сказки.

Огромное достоинство книг — это содержащаяся в них мораль. Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать. Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки. Разъяснив ребенку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи. При помощи литературы ребенок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан. Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен.

Еще одно огромное достоинство книг — то, что они пробуждают глубокий интерес в ребенке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость. Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать свое внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения. Те детки, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут гораздо более усидчивыми.

Еще одно преимущество книг, о котором часто говорят педагоги и психологи — то, что печатные издания помогают развивать память. В возрасте до десяти лет память ребенка работает идеально, и малыш может фиксировать огромные потоки информации. Частое чтение помогает запоминать сюжет книг, имена героев и основные поворотные линии происходящего в литературном источнике. В результате, ребенок за счет активного чтения гораздо быстрее учится, отлично запоминает школьный материал.

Интеллектуальное развитие ребенка с книгами и без

Зачастую ребенок, изучая новую сказку или поэтическое произведение, узнает какие-то необычные слова, что пробуждает в нем интерес к их изучению. В результате, знакомство с книгой потворствует увеличению словарного запаса и развитию элементарной любознательности. Дети, которые часто читают, обычно задают много вопросов, любят придумывать свои сюжеты для книг.

В противовес этому, детки, отказывающиеся от чтения книг, зачастую страдают из-за скудного развития фантазии и творческих навыков. Словарный запас у таких малышей невелик и ограничивается стандартными фразами, используемыми в повседневной жизни.

Для того чтобы воспитать у ребенка стойкую любовь к чтению, родителям необходимо подавать малышу отличный пример. Так, взрослым следует почаще читать в присутствии ребенка, иногда делая это вслух. Также родителям нужно разбирать с малышами литературные произведения, рассказывать про мотивы тех или иных персонажей. Совместный разбор литературного произведения улучшит связь между ребенком и родителем, помогая малышу знакомиться с совершенно новым для него миром слов.

Также родителям следует внимательно отбирать литературный материал для своей крохи. На раннем этапе развития, когда малыш только начинает тянуться к книгам, для него стоит отбирать только самые интересные произведения, короткие сказки и притчи с яркими образами. В дальнейшем, кроха может перейти к изучению более серьезных и сложных произведений. Такой поступательный подход поможет малышу отыскать свой любимый жанр литературы и ознакомиться с богатым выбором детских произведений.

Несмотря на то, что методики обучения меняются и преобразуются чуть ли не ежегодно, книги остаются неизменным символом успешной учебы. Педагоги признают, что без частого чтения ребенку оказывается довольно сложно справиться с большим учебным материалом, ведь его память и воображение работают не на все 100%. К тому же, постоянное чтение книг делает внутренний мир малыша богаче. С раннего детства ребенок за счет литературных сюжетов знакомится с основами патриотизма, с важными моментами защиты окружающего мира. Хорошие детские книги учат ребенка добру, уважительному отношению к старшим, развивая его не только с интеллектуальной точки зрения, но и в психологическом плане.

Зачастую знакомство с литературными персонажами пробуждает в малыше интерес и к кинематографу (а конкретно к экранизациям его любимых книжек), и к театральным постановкам. При помощи интересной книги родители всегда могут успокоить слишком активного малыша, рассказав ему новую и очень необычную историю.

Конечно, далеко не все дети любят читать, и некоторые из них берутся за книги лишь по настоятельной просьбе учителей. Воспитывать уважение и любовь к литературе нужно с раннего детства, постепенно, уделяя внимание детским интересам и особенностям развития. Даже если ребенок не хочет читать ту или иную книгу, родителям следует попытаться заинтересовать малыша сюжетом, пробудив в нем элементарную любознательность.

В мире современных технологий учителя настаивают на том, чтобы родители покупатели детям именно бумажные книги, а не электронные носители. Простое печатное издание поможет ребенку отвлечься от компьютера, погрузив его в совершенно новый мир, где всегда есть место волшебству и справедливости.

Несмотря на то, что детские книги положительно влияют и на обучение, и на обогащение внутреннего мира, читать любят далеко не все детки. Положительный пример со стороны взрослых и систематические уроки чтения в школе и на дому помогут ребенку развить в себе любовь к силе печатного слова.

В этой статье мы раскроем еще одну важную тему, связанную с формирование здорового и полноценного ребенка. Речь пойдет о пользе чтения и о том, надо ли заставлять ребенка читать. А если надо, то с какого возраста следует начинать?

О пользе чтения для детей.

Здравствуйте, друзья.

Чтобы ваш ребенок был успешен в школе и в жизни, нужно подталкивать его к чтению и стараться сделать так, чтобы он полюбил читать. В большинстве своем, самые успешные в мире люди заядлые читатели. И это не удивительно, ведь чтение открывает двери, практически, ко всем знаниям. Более того, это путь к обучению на протяжении всей жизни человека. Пробуждать в ребенке любовь к чтению — одна из самых важных задач для родителей, и она стоит того, чтобы потратить свое время и энергию.

Для вдохновения самих себя при выполнении этой задачи, всегда помните о преимуществах тех детей, которые любят читать:

  • читая, ребенок зарождает в себе источник успеха во взрослой жизни. Для того, чтобы понять математику, физику, историю и другие науки, нужно много читать и быть дисциплинированным при чтении. Тренируя этот навык на раннем этапе, ребенок будет хорошо подготовлен для этих испытаний.
  • чтение — проводник к продуктивной, полноценной жизни, в которой ребенок сможет совершенствовать сложные навыки и развивать свои увлечения.
  • для читающего ребенка книги — это удовольствие, а процесс чтения постепенно превращается в привычку, которой он будет придерживаться на протяжении всей жизни.
  • читая, ребенок развивает в себе аппетит к знаниям. Чтение способствует расширению целых областей базовых знаний, включающих науки, историю, географию, математику и социальное обучение. Чем больше ребенок учится, тем больше ему хочется узнавать.
  • читая, дети, обычно, развивают в себе сочувствие к людям, потому что добрые истории всегда наполненны человеческими переживаниями и эмоциями. Хорошая литература воспевает человечность, силу духа людей и их потенциал.
  • чтение пробуждает в детях интерес к другим культурам, знакомит ребенка с образом жизни других народов.
  • чтение развивает словарный запас, грамматику и письменный навык ребенка.
  • чтение отлично подготавливает ребенка к школе.
  • книги положительно влияют на продолжительность жизни. Осознавая важность здоровья, ребенок будет стараться придерживаться здорового образа жизни.
  • чтение учит ребенка продуктивному мышлению и решению проблем. Это фундаментальные области развития, которые помогают во взрослой жизни. Человек, который умеет мыслить критически реже попадает в неловкие ситуации и его тяжелее оставить в дураках.
  • чтение отлично развивает чувство юмора, важнейшее качество для социального благополучия.
  • чтение развивает внимание.
  • читая книгу, ребенок постоянно задействует свое воображение и учится мыслить креативно.
  • по статистике, чтение в раннем возрасте положительно сказывается на литературном мышлении ребенка даже по прошествии 10 лет его жизни. Дети, которые начинают рано читать, обладают лучшей способностью понимать новостные статьи, фантастику и сложные тексты различных документов. Развитое литературное мышление позволяет ребенку обучаться по книгам и другим печатным материалам быстрее.

Слабо развитый литературный навык ведет к безработице, бедности и криминалу. По данным исследований, 43% людей с бедным литературным развитием живут в нищете. В местах лишения свободы преобладающее число заключенных очень мало читали в своей жизни.

Как зародить в ребенке любовь к чтению?

  • читайте для ребенка. Начинайте это делать как можно раньше. Чтение вслух для ребенка должно стать для вас ежедневной рутиной. Выделяйте время среди дня, дайте ребенку понять, что это очень важно. Проводя это время с вами, он будет ассоциировать чтение с чем-то приятным.
  • размещайте книги и другие материалы на видном и доступном для ребенка месте. По возможности, создайте для ребенка небольшую библиотеку, пусть даже в пару книжных полок.
  • внушите ребенку, что чтение — это часть его жизни. Позвольте ребенку наблюдать, как вы читаете книги или журналы. Если вы ходите в библиотеку, то берите ребенка с собой. Когда дети видят, что чтение для вас очень важно, они с большой долей вероятности будут считать его важным и для себя.
  • поощряйте. Если ваш ребенок потратил время на чтение книги, купите ему мороженое или позвольте немного поиграть в видео игры.
  • выбирайте книги, из чтения которых ребенок сможет извлечь максимум удовольствия. Книги должны быть наполненны яркими иллюстрациями. Они должны быть максимально интерактивны. Отлично подойдут детские сказки-раскраски, обзор которых вы можете найти в

Когда речь заходит о чтении среди подростков, чаще всего можно услышать вздох: "не читают". Но ведь желание читать зависит не от того, насколько ребенок ленив или увлечен компьютером. Любовь к чтению рождается из интереса к конкретным книгам. Какие книги интересны подросткам сегодня? На этот вопрос лучше всего отвечают они сами.

Сайт Папмамбук.ру посвящен детскому и подростковому чтению. Кроме статей современных писателей, издателей и литературных критиков здесь можно найти отзывы и юных читателей. В специальном разделе "Мне больше десяти, и я читаю это" публикуются читательские отзывы школьников о книгах — только тех, которые им действительно понравились.

На сайте уже второй раз проводится конкурс "Книжный эксперт XXI" века . Стартует он 1 ноября, с этого момента участники смогут присылать на конкурс эссе о прочитанных книгах. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, заполнить профиль и анкету и опубликовать свою работу.

Если вашему ребенку больше десяти, но еще нет пятнадцати, и он любит читать, расскажите ему о конкурсе. Здесь он сможет не только попробовать себя в написании эссе, но и пообщаться с читающими сверстниками. Генеральным спонсором конкурса является Интернет-магазин "Лабиринт". Победителю достанется главный приз — ноутбук; а участники, занявшие другие призовые места, получат книги и подарочные сертификаты в "Лабиринт".

Книги для подростков — одно из самых актуальных направлений в книгоиздательстве. Казалось бы, на полках в книжных магазинах можно найти самое разнообразное чтение — но современной художественной прозы, не являющейся коммерческим проектом, все же немного. Если приглядеться, в большинстве подросткам предлагают или переизданную классику, или коммерческую "серийную" литературу.

Еще десять-пятнадцать лет назад как таковой подростковой литературы практически не было. Выбор у подростков был небольшой: впитывать духовные ценности, читая классиков, либо поглощать "серийное" фэнтези. Но книги школьной программы, какие бы хорошие они ни были, равно как и приключенческие романы, написанные в прошлом веке, не настолько близки читателю-подростку. А однотипные фантастические романы, в свою очередь, не дают достаточно материала для размышления и роста.

Кризис подросткового чтения случился не потому, что игры или телевидение "перетягивают" внимание юного читателя. Уже выросшему из Носова ребенку неинтересна детская литература, неинтересны чистое морализаторство или классика, которую так навязывают взрослые. Подростки "ушли" от чтения — им не хватало выбора. Как и любой читатель, подросток нуждается в такой книге, в которой сможет увидеть отражение себя, своих проблем, мыслей, желаний. Долгое время таких книг просто не было.

Книжные издательства не сразу нашли подход к подростковой литературе. Первопроходцем оказался "Самокат", выпустив Ульфа Старка , Даниэля Пеннака, Мари-Од Мюрай и других современных зарубежных писателей. Первоочередной задачей стало показать подросткам (а также их родителям), что книги для детей двенадцати-четырнадцати лет могут быть о вещах непростых, острых, болезненных: в том числе о разводе родителей, болезни, смерти. Так завязался первый литературный диалог с современным подростком . Следом за "Самокатом" подтянулись и другие издательства, которые до этого делали упор в основном детскую литературу: "Розовый жираф", ИД Мещерякова, "КомпасГид".

В последние несколько лет вышло много переводов немецких, шведских, норвежских и других авторов. В целом, процент переводной литературы высок: в Европе с подростками раньше заговорили на прежде замалчиваемые темы. Многие из этих книг — прекрасные, глубокие и одновременно увлекательные романы и повести. В них находится место смеху и слезам, сложным жизненным ситуациям и оптимистическому взгляду в будущее. В них нет нравоучений, есть только живой пример героев и предложение читателям — как взрослым — сформировать свое мнение, свою позицию.

"Самокат" остается одним из лидеров в издании подростковой литературы. В сериях "Встречное движение" и "Лучшая новая книжка" выходят очень честные и "взрослые" книги о проблемах, с которыми легко столкнуться в обычной жизни. Это книги, учащие взаимопониманию между поколениями, сопереживанию, уважению и вниманию к другим. И в то же время, это книги очень разные. "Остров в море" Анники Тор посвящен осмыслению событий Второй мировой войны с точки зрения ребенка, пережившего смерть родителей и попавшего в чужую семью. "Мой внутренний Элвис" — роман о поиске себя, о сложном переходном периоде и попытках примириться с самим собой. А в серии книг о Цацики читатель знакомится с семьей, в которой главный герой и его мама общаются на равных. Основа их отношений — взаимопонимание и доверие, которые выдерживают проверку любыми сложностями и непростыми событиями: от скандалов в школе до смерти близких.

Екатерина Мурашова — один из немногих отчественных авторов, пытавшихся серьезно говорить с подростком на страницах своих книг еще в 1990-е. Ее "Класс коррекции" успешно переиздается и сейчас. В центре внимания — дети, отвергнутые обществом: умственно неполноценные, инвалиды, социально неустроенные. Казалось бы, сложно написать оптимистическое произведение — но Мурашовой это удается, и книга оказывается на удивление светлой.

"Розовый жираф" выпускает серию "Вот это книга!" — рекомендованный возраст читателя указан прямо на обложке, но на самом деле, как и любая хорошая литература, эти романы не имеют верхней планки. И взрослый немало узнает о подростке, если откроет одну из этих книг. Они тоже очень разные: в романе "С кем бы побегать" Давид Гроссман ведет очень взрослый разговор: об одиночестве, любви, опасных соблазнах, о том, что можно выбраться из любого безнадежного положения. А в книге "Привет, давай поговорим" девочка Мелоди с церебральным параличом пытается произнести первые свои слова в одиннадцать лет.

Серия "NET.NA.KARTE" ИД Мещерякова отражает новую книжную политику современных издательств: с ребенком нужно говорить обо всем, что он видит. В том числе о том, что не выглядит так уж "правильно" и "идеально". Некоторые ребята проводят большую часть жизни в больнице, кто-то — теряет семью и пытается привыкнуть к новой... А у кого-то неожиданно тюремное заключение забирает одного из родителей. Эти книги учат чувствовать и сопереживать, показывают самые разные трудности, с которыми можно столкнуться, и такое нравственное воспитание куда действенней любых лекций.

Это далеко не все издательства, активно выпускающие сейчас книги для читателей среднего и старшего школьного возраста. "Время" выпускает современных авторов в серии "Время — детство", в ней выходят романы Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, фантастические и одновременно психологически тонкие, герои которых — как раз школьники. Книги для подростков издаются в "Теревинфе", "ОГИ", ИД "КомпасГид" . Серьезной и хорошей литературы для подростков становится все больше и больше.

Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу. Из нашей статьи вы узнаете о пользе чтения книг для детей и значении чтения в разном возрасте.

Зачем читать детям книги

Дети обожают, когда им читают

Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга :

  • расширяет представление ребёнка о мире
  • знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
  • влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
  • развивает мышление - как логическое, так и образное
  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
  • учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

«Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  1. Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  3. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  4. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».

Книга – ключ к развитию ребёнка

Книга формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок:

  • знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира
  • учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему
  • развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
  • формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
  • знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту
  • формирует позитивное отношение к жизни
  • вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое отношение ко всему живому
  • учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

Круг чтения детей разного возраста

Книги должны соответствовать возрасту, интересам, взглядам на мир, запросам, душевным порывам ребёнка

Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге - ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей разного возраста - это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети, адекватно их воспринимая.

Какая литература интересна детям разного возраста

С 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения - стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, - динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.

С 6 до 8 лет. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

С 9 до 13 лет. В этом возрасте читатели интересуются историей и жизнедеятельности исторических лиц (завоевателей, учёных, путешественников, героев). У них появляется интерес к морально-этическим вопросам, размышлениям о дружбе, любви, счастье.

С 14 до 18 лет. У читателей определяется свой круг любимых тем и героев: у мальчиков - свой, у девочек - свой. Это зависит от склонностей, интересов, талантов, особенностей характера, окружения и пр.

Читаем и воспитываем

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

  1. Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
  2. Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.
  3. Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.
  4. Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.
  5. Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
  6. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
  7. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.
  8. Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.
  9. Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.
  10. Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.
  11. Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.
  12. Обсуждайте с ребёнком прочитанное.

Хорошо, когда доме царит атмосфера уважения к книге

Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?»

Какие же книги заинтересуют детей?

  • Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги, «проверенные временем», - те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности. Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы. Это значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые подойдут для чтения вашим детям.
  • Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
  • Дошколятам выбирайте иллюстрированные, тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире, взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.
  • Школьников заинтересует историческая и военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения, путешествия и пр.
  • Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро, справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать прочитанное, анализировать и делать выводы. Чтение должно развивать ум и душу ребёнка.

Это видео поможет учителям начальных классов привить ученикам любовь к чтению

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие. психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт. Помните, что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.