История России: Россия во второй половине ХХ века. Культурное развитие ссср во второй половине xx века

  • полный контроль за жизнью общества;
  • преобладание роли коммунистической партии(КПСС);
  • преобладание роли вождя-И.В.Сталина;
  • всеобщее недоверие и цензура;
  • волны репрессий;
  • карательные органы власти;
  • отсутствие реальных прав и свобод граждан;

Плановая экономика восстановительного периода

Волны репрессий после 2МВ:

«Дело репатриированных»- возвращенные узников концлагерей фашизма в СССР. Около 10 тыс.бывшим заключенным не разрешили вернуться домой,подвергали допросам и ссылали в советские лагеря ГУЛАГа.

Дело «авиаторов»-16 маршалов авиации попали под суд за некачественные самолеты 44 и 45гг. В т.ч.Маршалавиации,Герой СССР Н.Кузнецов.

«Ленинградское дело»-в 1950г. Под подозрение в антисоветской и шпионской деятельности порали в застенки НКВД 64 членв коммунистической партии г.Ленинграда и Ленинградской обл.,а также члены их семьи-145 человек. Под опалу попали А.Ахматова и П.Зощенко.

Слайд 3

«Дело Г.К.Жукова»1946г.

И.В.Сталин не мог простить Г.К.Жукову высокого авторитета среди населения СССР.Жуковбыл»МаршаломПобеда»,которого нельзя было просто так ликвидировать(расстрелять или заточить в тюрьме).

В 1946г. «Дело Жукова» было заведено по обвинению в нецелевой растрате денежных средств фронта и вывозе раритетных ценностей с Запада.Этим действительно занималась жена Жукова, имущество было арестовано и конфисковано. Сам Жуков был отправлен в г.Одессу бороться с преступностью(кинофильм «Ликцидация»). По «делу Жукова» было арестовано и разжаловано,лишено регалий и почестей около 72 маршалов и генералов. Это окончательно привело к снижению доверия к власти, падению авторитета армии. Немногие критично относились к партии и решениям И.В.Сталина.

«Дело врачей»-заведено в ноябре 1952г. По заговору врачей против больных,а конкретно против И.В.сталина.Дело развалилось в связи со смертью вожля 5 марта 1953г. По делу проходили лучшие врачи Кремля и профессора московсой кафедры во главе с Виноградовым.

Фото с маршалом Г.К.Жуковым. И.В.Сталин ушел, его вмонтировали в центр фото позже.

Слайд 4

«Хрущевская оттепель»

Борьбу за власть после смерти Сталина в марте 1953г. вели Молотов, Маленков, Микоян, Каганович,Хрущев и др.

Л.Берия держал страну в страхе, находился у власти 3 месяца, был арестован силами МВД во главе с Г.К.Жуковым.

Г.Маленков был перспективным лидером для страны, но был отстранен.

В сентябре 1953г. По ноябрь 1964г.Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Н.С.Хрущев.

XX Съезд партии в 1956г.-доклад Н.С.Хрущева

«О культе личности и его последствиях»:

Возврат репрессированных (частично), их имени, заслуг перед обществом;

Ликвидация ГУЛАГа(сталинских лагерей);

Относительная свобода в культуре, науке, социальной сфере;

Промышленность: относительная самостоятельность; за две пятилетки 1951-58гг. введено в эксплуатацию более 5000 крупных предприятий, гидро-электростанций.

Аграрный сектор: ликвидация МТС(моторно-технических станций); сокращены зерновые площади (кукурузная эпопея), распахана целина(степь изначально не плодородна)

«Оттепель»- период относительной демократизации общества

Слайд 5

Культура и общество

Во время периода десталинизациизаметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности.

Писатели и поэты: В.Дудинцев, А.Солженицин,В.Астафьев, В.Тендряков, Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е. Евтушенко

В 1955-1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция.

Распространение знаний и открытий в мире через журналы «Нева», «Юность», «Новый мир».

Космические достижения:1957-первый спутник;1962-первй человек, первые исследовательские станции на Венеру, Луну, Марс.

Диссидентство-культурная оппозиция 60-70гг.творческой и технической интеллигенции.

1964г.арестован И.Бродский, что побудило к возникновению правозащитного движения в СССР.

В 1957г.преследования Б.Пастернака за публикацию романа в Италии и принуждение его отказаться от Нобелевской премии.

Массовые беспорядки на фоне повышения цен на продукты питания:мясо,молоко,масло.

1961 годав г.Муроме, Краснодаре, Бийске, Грозном, 1962г.-в Новочеркасске, 1963г.Кривом Роге. Все массовые выступления разогнаны силой, сопровождались массовыми арестами и осуждениями.

В обществе был введен запрет на валютные операции. Статья в УК РСФСР до 15 лет лишения свободы.

Массовые беспорядки в В.Европе:

1956г.расстрел рабочих в Венгрии,Польше,1968г.подавлена «Пражская весна»

Обострение отношений с США в 1962г.Карибский кризис-в связи с размещением ядерных ракет на о.Куба.

Слайд 6

Эпоха Л.И.Брежнева с 1964г.по 1982гг.

1.Недостаток товаров категории Б-продуктов питания, текстильной промышленности, предметов быта. (

2.Рост теневой экономики до 35%, в результате не только капиталы, но и товары уходят в «тень».

3.Создание ТЭК(топливного энергетического комплекса)для экспорта нефти и газа за рубеж. Полученная валюта частично компенсировала недостаток промышленного производства и продуктов питания.

4.В политике-новый культ личности-Брежнева. Отсутствие возможности демократизации власти.

5. Рост номенклатуры-партийных чиновников, борющихся за блага власти и ее привилегии.

6.Отсутствие реального контроля и эффективности административного управления.

Несправедливо называют эти десятилетия «застоем».

Показатели промышленности:

В 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 - уже более 80 %.

Но сельское хозяйство не давало результатов, несмотря на материальное стимулирование и оснащенность колхозов техникой.

Социальные показатели:

  • Обеспеченность жильем до 80 % населения страны.
  • Уровень рождаемости до 1,5% в год.
  • Оплата коммунальных услуг до 3% от зарплаты.
  • Бесплатное и доступное среднее и высшее образование.
  • До 30% возможности сбережений.

1965г.Попытки реформ Косыгина по повышению самостоятельности предприятий и стимулирование инициативности.

Слайд 7

На похоронах Брежнева собралось 35 лидеров мира,вт.ч. американский политик-Дж.Буш Старший, хотя дипломатические отношения с США были разорваны с 1979г.Также на похороны приехал руководитель воюющего Афганистана (СССР впервые в лице Ю.Андропова сели за стол переговоров).

Слайд 8

Андропов, Устинов, Черненко в 1982-85гг.

Уровень промышленного производства за 1983-85гг. Характеризовался 20%.

Рост теневой экономики-борьба с золотовалютчиками

Борьба с трудовыми тунеядцами

Запрет употребления алкоголя

Ужесточение идеологического курса

Партийные чистки и возвращение цензуры по сталинизму

Реставрация «старого» политического мышления

  • Ю.Андропов
  • К.Черненко
  • Слайд 9

    Эпоха М.С.Горбачева 1985-91

    Демократический социализм:

    Перестройка-комплекс мероприятий по демократизации общества, -гласность-смягчение цензуры в СМИ -Новое политическое мышление-разрядка, договоры о разоружении

    Реформы в экономике:

    Легализуется частная собственность, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, одновременно начинают закрываться государственные предприятия, фабрики, заводы, комбинаты, фермы, пионерские лагеря. Появляются такие социальные явления, как массовая нищета и безработица.

    Экономические реформы приводят к необходимости политических преобразований.

    Резкое ухудшение уровня жизни населения на фоне ожиданий и возвращения к частной собственности и демократии.

    Рост сепаратизма и регионального национализма после отмены 6ст.Конституции РСФСР и развитии многопартийности.

    Смена политических элит

    А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов.

    Создание Совета народных депутатов.

    Причины распада СССР:

    1. Отсутствие политических реформ и несостоятельность системы

    2. Экстенсивная экономика

    3.Отрицание проблем социального и культурного развития

    4.Рост национальных настроений к суверенитету и выход из состава СССР.

    Посмотреть все слайды

    В 1964 году Хрущев был смещен с должности, а пост генерального секретаря занял Леонид Брежнев. В 1965 году произошел серьезный пересмотр советской системы планирования и управления экономикой - «Косыгинские реформы». Стали активно внедряться методы экономического стимулирования, а предприятия получили большую самостоятельность.

    С 1966 года было введено всеобщее среднее образование, а по числу специалистов
    с высшим образованием Советский Союз оказался на первом месте. В годы Брежнева развернулось масштабное строительство жилья и дорог, в восьми городах появился метрополитен, а более 160 миллионов советских граждан получили бесплатное жилье. Была создана единая энергетическая и транспортная сеть, которая используется до сих пор.

    В начале 80-х СССР вышел на второе место после США по развитию промышленности
    и сельского хозяйства, а в некоторых направлениях занял первое место.
    Однако в экономике уже наметилась стагнация. Началось отставание от западных стран в наукоемких технологиях, особенно в вычислительной технике. Несмотря
    на развитое сельское хозяйство, появились первые признаки товарного дефицита.

    В декабре 1979 года, для защиты южных границ, правительство СССР осуществляет смену власти в Афганистане и вводит туда войска. Однако страны НАТО начали масштабную поддержку афганской оппозиции (моджахедов), снабжая их оружием
    и боеприпасами. Это сильно осложнило действия советских войск, и операция в Афганистане продолжалась до 1989 года.

    В 1982 году, после смерти Брежнева, страну возглавил Юрий Владимирович Андропов. Пытаясь вывести советскую экономику из кризиса, он берет курс на укрепление трудовой дисциплины и порядка на предприятиях, проводит масштабную борьбу с коррупцией и устраивает «чистки» партийного аппарата. Экономические показатели начинают улучшаться, но в 1984 году Андропов умирает. Занявший его место Константин Устинович Черненко сворачивает начинания Андропова и возвращается к привычной брежневской системе.

    В марте 1985 года Черненко умирает. Страну возглавил представитель молодой партийной элиты - Михаил Горбачев. В апреле он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития СССР и модернизацию производства. Также произошла замена руководителей брежневской эпохи - вместо них в правительство вошли Яковлев, Рыжков, Ельцин и другие молодые политики. В том же году в стране началась масштабная антиалкогольная компания.

    В феврале и марте 1986 года прошел XVII съезд партии. Он принял новую программу развития СССР, в которой говорилось уже не о построении коммунизма, а об усовершенствовании социализма.

    В апреле 1986 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории - авария на Чернобыльской АЭС. В том же году на мировых рынках резко упали цены на нефть, что негативно отразилось на советской экономике.

    В 1987 году правительство Горбачева решает изменить «административно-командную систему» на «демократический социализм» и начинает экономические реформы. Предприятия перешли на хозрасчет и получили самостоятельность, появились первые ростки частного предпринимательства - кооперативы и совместные предприятия. В результате государство потеряло рычаги управления экономикой: выросли цены, и появился дефицит товаров первой необходимости.

    Изменения затронули и глубинные основы советского строя: был взят курс на демократизации общества, свободу слова и новое мышление. В стране появились новые общественно-политические организации и партии, альтернативные КПСС. В 1989 году прошли первые свободные выборы депутатов Верховного Совета СССР.

    Изменилась и внешняя политика. Улучшились отношения с США и другими западными странами, а по многим конфликтным вопросам советское правительство пошло на уступки: вывело войска из Афганистана и способствовало объединению Восточной и Западной Германии. В это время по Восточной Европе прокатилась волна антикоммунистических революций.

    Краткое содержание истории России.

    Часть 8 (1964-2014 гг.)

    Краткая история России. Истории России в картинках и фото. Краткое содержание истории России. Основные даты и события истории России. История России для детей. СССР во второй половине 20-го века. Современная история России (1991-2014 гг.).

    СССР во второй половине 20-го века. Кратко

    (в оформлении)

    Л. Брежнев. Развитие и рост экономики. Ввод войск в Афганистан.

    М. Горбачев, экономические реформы.

    СССР во второй половине 20-го века. Современная история России.

    СССР во второй половине 20-го века.
    Современная история России (1991-2014 гг.).

    1300-1613 гг.

    1613-1762 гг.

    1762-1825 гг.

    9-13 века

    1825-1917 гг.

    1917-1941 гг.

    1941-1964 гг

    1964-2014 гг

    Распад СССР. ГКЧП. Экономический кризис. Расстрел Белого дома. Война в

    Чечне. Дефолт 1998 г. Война с Грузией. Присоединение Крыма к России.

    Современная история России. Кратко

    (в оформлении)

    Постепенно в республиках СССР усилились центробежные силы: появились националистические и сепаратистские движения, начались межнациональные конфликты. В 90-м году сразу несколько республик объявили о выходе из Советского Союза. 12 июня российские депутаты приняли постановление о суверенитете РСФСР. А еще через год был учрежден пост президента РСФСР, который в июле 1991 года занял Борис Ельцин.

    В марте 91-го года прошел референдум, во время которого 76% жителей СССР проголосовали за его сохранение. 18 августа представители правительства во главе
    с Геннадием Янаевым предприняли попытку сохранить Советский Союз и объявили чрезвычайное положение. Они создали государсвенный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались сместить Горбачева с должности. Попытка
    оказалась неудачной и члены КГЧП были арестованы.

    8 декабря в Беловежской пуще президенты России, Белоруссии и Украины подписали договор об образовании Союза Независимых Государств (СНГ). 12 декабря подавляющим числом голосов этот договор ратифицирован Верховным Советом. Советский Союз прекратил свое существование - его правопреемницей стала Россия.

    В 1992 году Борис Ельцин начал экономические реформы, получившие известность как «шоковая терапия» или «гайдаровские реформы», по фамилии председателя правительства Егора Гайдара. В январе государство перестало регулировать цены и разрешило свободную торговлю. Также стартовала масштабная приватизация, и большая часть государственных предприятий перешло в частную собственность.

    Прилавки в магазинах наполнились товарами, однако цены подскочили в несколько раз. В стране началось расслоение общества, появились богатые («новые русские»)
    и бедные. Рост преступности привел к слиянию бизнеса и криминального капитала. Ухудшилась и демографическая ситуация - смертность превысила рождаемость.

    Эти изменения вызвали недовольство Верховного Совета. В сентябре 1993 года президент распускает Верховный Совет, что приводит к обострению конфликта между депутатами и Ельциным. Конституционный кризис перерос в вооруженное столкновение между сторонниками парламента и российскими силовиками, и по распоряжению президента в Москву были введены войска. После обстрела из
    танков Дома Советов, сторонники Верховного Совета были вынуждены сдаться.

    В декабре на всероссийском референдуме принята новая российская конституция. Она расширила полномочия президента и заменила Верховный Совет двухпалатным парламентом - Государственной Думой и Советом Федераций. РСФСР сменила название на Российскую Федерацию.

    К 94-му году Чеченская республика фактически обрела независимость и превратилась в криминальный центр страны. Для восстановления порядка на ее территорию вводятся российские войска. Кампания сопровождалась большим числом жертв среди военнослужащих и гражданского населения. В следующие два года террористы атаки на соседние регионы - самыми громкими стали захват заложников в Буденновске и Кизляре.

    31 августа 96-го года подписаны Хасавюртовские соглашения. В результате российские подразделения были выведены из Чечни, однако из нее по-прежнему исходила угроза терроризма.

    В 1996 году проходят очередные выборы президента. Ельцин благодаря масштабной избирательной кампании победил своего основного соперника - коммуниста Геннадия Зюганова.

    В 98-м году, из-за огромного внешнего долга и обесценивания государственных облигаций, в России произошел технический дефолт. Курс рубля обвалился, и начался экономический кризис.

    В августе 1999 года новым председателем правительства был назначен директор
    ФСБ Владимир Путин, подполковник КГБ в отставке. Назначение совпало с масштабным вторжением чеченских боевиков в Дагестан. Путин возглавил антитеррористическую операцию, и к середине сентября боевики оказались вытеснены с территории Дагестана.

    Началась контртеррористическая операция в Чечне. Ее активная фаза закончилась летом 2000-го года после взятия под контроль всей территории Чеченской республики, а окончательно режим контртеррористической операции был отменен
    в 2009 году.

    В самом конце 1999 года Ельцин ушел в отставку, передав свои полномочия
    Путину. В марте 2000 года Путин побеждает на президентских выборах. В 2000-х годах проводятся социально-экономические реформы: изменилось налоговое и
    пенсионное законодательство, были монетизированы льготы, приняты новый
    трудовой и земельный кодексы.

    Путин укрепляет вертикаль исполнительной власти и создает правительственную партию - «Единую Россию», которая трижды получала большинство мест в Думе
    и обеспечивала поддержку начинаниям правительства. В стране наблюдается значительный рост ВВП, промышленности и доходов населения.

    В 2000-х годах было совершено несколько резонансных террористических актов.
    В 2002 году террористы захватили московский театр на Дубровке, что привело
    к гибели 130 человек. В 2004 году террористы захватили школу в Беслане
    (Северная Осетия) - погибло 330 человек, в том числе 172 ребенка.

    В 2008 году на выборах президента победил Дмитрий Анатольевич Медведев, а
    Путин занял должность председателя правительства. 8 августа 2008 года войска Грузии обстреляли город Цхинвал в Южной Осетии, что привело к гибели мирного населения и российских миротворцев. Россия вступает в конфликт на стороне
    Осетии и вытесняет грузинские войска с ее территории.

    В 2012 году В. Путин снова победил на президентских выборах, а правительство возглавил Д. Медведев.

    В 2014 году, во время общественно-политического кризиса на Украине, в Крымской автономии прошел референдум о присоединении к Российской Федерации. По его результатам, в марте республика Крым и город Севастополь вошли в состав России.

    Главным итогом IIмировой войны стал разгром гитлеровской коалиции. Либеральная система ценностей окончательно победила тоталитарную. Миллионы людей избавились от геноцида и рабства. Возросло экономическое и культурное влияние Соединенных Штатов. Около 20 тыс. европейских ученых эмигрировали в США. Война во многом способствовала ускорению научно-технического прогресса. Создание ядерного оружия, ракет дальнего радиуса действия, атомных электростанций, компьютеров, открытие двойной спирали ДНК, качественно меняло мир.

    После окончания войны вновь обострились отношения СССР с внешним миром. Лидеры Кремля по-прежнему отвергали либеральные ценности и стремились к экспансии. К исходу IIмировой войны СССР обладал огромными вооруженными силами – свыше 11 млн. человек. После мобилизации армия сократилась более чем в три раза. Однако уже в 1948 г. под ружьем было 2874 тыс. человек, а еще спустя семь лет армия удвоилась. Прямые военные расходы накануне смерти И. Джугашвили составили почти четверть бюджета 200 . Опасаясь разложения коммунизма, И. Джугашвили максимально ограничил культурные и экономические контакты с индустриальными странами Запада. Расширение советской зоны влияния носило искусственный характер и требовало огромных затрат от СССР. В Болгарии, Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Албании, Югославии Москва проводила коммунистические преобразования, активно насаждала советский опыт. В странах с традиционно сильным частным сектором, огосударствление экономики встречало упорное сопротивление. Католическая церковь объединяла миллионы верующих в их неприятии теории и практики коммунизма. Используя борьбу против гитлеровского фашизма, И. Джугашвили продвинул коммунизм в Европу дальше, чем В. Ульянов. Через Югославию, Албанию и Болгарию СССР поддерживал партизанское движение в Греции. Москва оказывала давление на Турцию с целью изменить режим пользования проливами. США, Англия и Франция осудили действия Советского Союза и сосредоточили в Средиземном море ударные силы военного флота. Доктрина Г. Трумена 201 отрыто призывала к военному сдерживанию СССР в отношении Турции и Греции. В 1947 г. для этих стран конгресс США выделил 400 млн. долларов. В 1947 г. начал осуществляться план Дж. Маршала 202 . По идеологическим соображениям И. Джугашвили отказался от американской помощи. Был упущен реальный шанс ускорить восстановление разрушенных городов и сел, облегчить тяготы россиян. На план Маршала,к которому присоединились 16 государств, конгресс США ассигновал 12,5 млрд. долларов. Из-за океана в европейские страны направлялись кредиты, американское оборудование, продовольственные товары, товары широкого потребления.

    Послевоенная конфронтация коммунистического лагеря и Запада получила название «холодной войны». Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вновь стали врагами. Раскол Германии, создание Североатлантического союза (НАТО) и Варшавского договора усилили вооруженное противостояние в Европе. В 1949 г. ученые СССР испытали атомную, а в 1953 г. – водородную. Теперь оба блока обладали ядерным оружием. В создании атомной бомбы советским ученым существенную помощь оказала разведка. Отдельные физики Запада сознательно передали ядерные секреты СССР чтобы избежать монополии одной страны на обладание ядерным оружием.

    Не менее активная политика проводилась коммунистами в Азии. И. Джугашвили, Мао Цзедун и Ким Ир Сен решили военным путем объединить Кореию. В корейской войне сражались друг против друга русские и американские летчики. 30 ноября 1950 г. американский президент Трумэн пригрозил применить атомную бомбу в Корее. Помощь США позволила Южной Корее сохранить свою независимость. В этом конфликте было убито 33 тыс. и тяжело ранено 130 тыс. американцев. Материальные издержки составляли 15 млрд. долларов 203 . Можно предположить, что материальные затраты СССР были аналогичными.

    В 1949 г. при помощи СССР, в Китае победили коммунисты. Произошло объединение Китая. Мао Цзедун и И. Джугашвили подписали в Москве договор о взаимопомощи сроком на 30 лет. Москва отказалась от всех своих прав в Маньчжурии и возвращала Дайрен и Порт-Артур, предоставляла Китаю заем в 300 млн. долларов на 5 лет 204 . С 1950 по 1962 гг. в Китае побывало 11 тыс. советских специалистов. Китайские студенты обучались в СССР, в том числе и в ТПУ.

    Созданный И. Джугашвили коммунистический союз не отличался особой прочностью. В 1948-1953 гг. коммунистический лагерь сотрясал конфликт между СССР и Югославией. И. Тито, вождь югославских коммунистов, не желал слепо следовать указаниям «старшего брата». И. Джугашвили пытался сместить И. Тито. Марионеточные режимы ГДР, Болгарии, Венгрии не имели прочной национальной поддержки. В июле 1953 г. вспыхнуло восстание в Восточной Германии. Погибло более 500 человек. В Польше помнили завоевательные походы Суворова, Паскевича, Тухачевского. Венгры не забыли карательную экспедицию русских 1848 г. Не долгой оказалась дружба с Китаем и Албанией. Социализм в европейских странах поддерживался вооруженной силой СССР, льготными кредитами, поставками сырья и продовольствия. Сложились как бы две империи: одна в границах СССР, а вторая - в рамках Варшавского договора. Экспансионистская политика Москвы привела к обнищанию россиян. Русские с трудом «тянули» Кавказ, Среднюю Азию; теперь еще предстояло помогать Восточной Европе, Китаю. Уместно вспомнить, что высокое благосостояние американцев закладывалось политикой изоляционизма. Экономика СССР в основном обслуживала армию и флот.

    И. Джугашвили пришлось отказаться от строительства авианосцев. Через две недели после смерти Сталина новое руководство Кремля прекратило все работы по кораблям проекта «Сталинград», хотя на их постройку было затрачено 452 млн. рублей. Затем отказались от строительства семи крейсеров. Бремя гигантских военных расходов оказалось непосильным для разоренной страны. Торговый флот СССР в 1952 г. уступал даже датскому. В 1958 г. на металлолом сдали еще 240 устаревших военных кораблей. Наследники И. Джугашвили не отказались от гонки вооружений, а лишь сменили ее приоритеты. 28 июля 1953 г. правительство приняло постановление о форсировании строительства подводных лодок В 1955 г. на Северном флоте произвели первый пуск баллистической ракеты с подводной лодки 205 .

    Еще больше средств поглотила программа создания ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет. Неудачи преследовали конструкторское бюро Лавочкина. Несколько ракет взорвались при пуске. Правительство сняло финансирование. В 1960 г. Семен Лавочкин покончил с собой. Лучше дела шли у С. Королева, который вывез из Германии ракеты и специалистов вместе с семьями. Ракета С. Королева поднимала в два раза больше «полезного» груза, чем у Лавачкина. Многолетняя работа конструкторов, инженеров, рабочих 4 октября 1957 г. увенчалась успехом. На орбиту Земли удалось вывести первый искусственный спутник. Теперь СССР не только обладал атомной бомбой, но и мог перебросить ее через океан.

    Н. Хрущев отказался от автаркии. Советское общество открывалось для мира. Лидер СССР немало сделал для смягчения «холодной войны». Советское руководство поддержало инициативу выдающихся ученых мира А. Энштейна и Б. Рассела, руководителей Движения неприсоединения о необходимости отказа от войны и о мирном сосуществовании как основе межгосударственных отношений в ядерную эпоху. Н. Хрущев выезжала границу 40 раз, причем дважды побывал в США 206 .

    Однако политика мирного сосуществования, в понимании коммунистов, не означала отказа от применения силы, от так называемой идеологической борьбы. Средства массовой информации СССР ежедневно резко критиковали США и другие демократические страны, создавали образ врага 207 . В год провозглашения политики мирного сосуществования в Будапеште вспыхнуло народное антикоммунистическое восстание. 1 ноября 1956 г. три тысячи советских танков вторглись в Венгрию. Венгерское правительство объявило о выходе из Варшавского пакта. 4 ноября советская артиллерия обрушила свой огонь на Будапешт. Восстание было подавлено.

    Осенью 1960 г. Н. Хрущев прибыл в США как глава делегации СССР на сессию ООН 208 . Ракетно-ядерная мощь страны придавала уверенности нашему лидеру. 1 мая 1960 г. в районе Свердловска противовоздушная оборона страны сбила американский разведывательный самолет. Подобные полеты американцы, англичане совершали и раньше, но нечем было их достать. Н. Хрущев требовал от американцев извинений. Сессия ООН отвергла предложения советского лидера о переносе штаб-квартиры ООН из США в Европу, о замене генерального секретаря и так далее. В ответ Н. Хрущев устроил обструкцию. Во время выступления британского премьер-министра, Никита Сергеевич снял туфель и стал стучать по столу к радости многочисленных журналистов. Летом 1961 г. в Вене состоялась встреча Н. Хрущева с Д. Кеннеди 209 . Генеральный секретарь ЦК КПСС пытался давить на молодого президента. Советский лидер требовал, чтобы американцы, англичане и французы освободили Западный Берлин. Встреча закончилась безрезультатно. В августе 1961 г. началось возведение знаменитой Берлинской стены. По одну сторону стояли американские танки, а по другую – советские. И те, и другие не выключали двигатели. Западные державы намеривались воспрепятствовать возведению стены, но уступили. Войны удалось избежать. За время существования ГДР в ФРГ убежало около 3 млн. человек. Многие были убиты пограничниками ГДР.

    Н. Хрущев 210 продолжал курс Ленина и Сталина на разжигание мировой коммунистической революции. Защита далекой Кубы открывала заманчивую перспективу внедрения коммунизма в непосредственной близости от границ США. По распоряжению советского руководства на Кубу направили 100 военных кораблей, 42 ракеты среднего радиуса действия, 42 бомбардировщика. В зоне досягаемости этого оружия оказалось около 80 миллионов населения США. Никогда еще Америка не испытывала такой опасности. Правительство США предприняло морскую блокаду Кубы, угрожало топить суда СССР. В Карибском море сосредоточилось 180 военных кораблей США. 26 октября Н. Хрущев просил Д. Кеннеди о благоразумии. По инициативе американского президента Д. Кеннеди была достигнута договоренность с советским руководством о выводе российского вооружения с Кубы, а американского - с территории Турции. Карибский кризис показал высокую вероятность ядерного конфликта.

    Гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на бюджеты всех стран, в ней участвовавших.

    В 1963 г. США и СССР подписали договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Однако подземные испытания продолжались. Д. Кеннеди, 35-й президент США поставил задачу перегнать СССР в области ракетно-ядерного оружия. В 1962 г. в космос поднялся американский космонавт Д. Геллен, а в 1969 г. Н. Армстронг побывал на луне. Космическая программа не сопровождалась понижением их жизненного уровня. Минимальная заработная плата в США составляла около 300 долларов в месяц 211 .

    Несмотря на щедрую помощь СССР, коммунистические режимы в Восточной Европе оставались непрочными. Нарастало сопротивление коммунизму поляков, немцев, венгров. Антикоммунистическая оппозиция широко использовала либеральные идеи. Чехи, например, стали пропагандировать гуманный, демократический социализм «с человеческим лицом». Тем самым реальный социализм признавался казарменным, жестоким. Против этих идей коммунистам трудно было что-либо возразить. В 1968 г. войска Варшавского договора подавили движение чехов за независимость. В Праге был восстановлен ортодоксальный коммунистический режим Г. Гусака.

    В 1960-1964 гг. строился нефтепровод из СССР в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. Социалистические страны стали получать дешевые энергоносители и ценное химическое сырье. Здесь политика определяла экономику. Отношения между социалистическими странами коммунисты пытались строить на началах «братской дружбы и взаимопомощи». Иначе говоря, друзья не должны считать деньги. На деле же Советский Союз явно переплачивал своим союзникам. Это касалось не только нефти. Венгерский автобус стоил в 6 раз дороже львовского. Не было экономической необходимости для СССР в импорте болгарских томатов и зубной пасты, польского картофеля и т.д. Во что обходился завоз кубинского сахара в Сибирь?

    В 1955 г. Советское правительство отпустило домой пленных немцев. Однако мирного договора с ФРГ заключено не было. СССР признавал только ГДР. Однако потребность в торговле с Западной Германией была велика. В 1970 г. Москва наконец -то подписала договор с Бонном. В 1973 г. в строй вступила вторая нитка нефтепровода «Дружба». Российский газ пришел в ФРГ, Францию и другие страны. СССР стал получать стабильную прибыль. Отныне Советский Союз снабжал сырьем как социалистические так и капиталистические страны. СССР полнее включился в международное разделение труда.

    Тем не менее, высокопоставленные чиновники военно-промышленного комплекса постоянно подталкивали кремлевских лидеров к активному участию в многочисленных локальных конфликтах того времени. Крупные партии оружия СССР поставлял даже в долг 212 .

    Время боевых действий

    Долг страны Советскому Союзу в млрд. дол.

    Северная Корея

    1960 – 1963 гг.

    1962–1964 гг.

    Камбоджа

    Бангладеш

    ноябрь 1975 г. – 1979 г.

    Мозамбик

    Афганистан

    апрель 1978 г. – май 1991 г.

    Никарагуа

    Советские войска вмешивались во внутренние дела многих стран, поддерживали прокоммунистические режимы. Попытки расширить социалистический лагерь за счет развивающихся стран не увенчались успехом. Начался распад коммунистического блока в Европе. Несмотря на огромную помощь со стороны Москвы, польскому режиму не удалось ликвидировать антикоммунистическое рабочее движение. Расстрел рабочих Гданьской судоверфи в 1970 г. только усилил сопротивление диктатуре. Рабочее движение объединилось с католической церковью и стало теснить коммунистов. Антикоммунистическая оппозиция росла в ГДР, Венгрии, Болгарии.

    В 60-е годы сохранялась двойственность внешней политики СССР. Зависимые от западных стран в импорте продовольствия, промышленного оборудования, потребительских товаров, вожди Кремля вынуждены были идти на компромиссы, которые называли «разрядкой международной напряженности». СССР использовал «разрядку» для приобретения новейших технологий на Западе. Практически все крупнейшие предприятия страны закупали импортное оборудование. К 1974 г. социалистические страны получили кредитов на сумму 13 млрд. долларов, а к 1978 – на 50 млрд. В 1978 г. Советский Союз выплачивал 28% своих доходов за полученные кредиты 213 .

    Огромные усилия, потраченные на создание коммунистического лагеря в Европе оказались напрасными. Просуществовав полвека, соцлагерь распался. В результате Советский Союз понес такие убытки, которые сопоставимы с потерями от Второй мировой войны. Еще более неудачной попыткой было стремление внести коммунизм в развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Частые перевороты в этих странах сводили на нет усилия Кремля по созданию коммунистических режимов. Локальные конфликты представляли серьезную попытку дестабилизации мира. Ядерное оружие выступало как сдерживающий фактор. С семидесятых годов возобладал более умеренный курс в отношении Запада. Нормализация отношений с Францией, Германией и другими странами благоприятно сказалась на развитии экономических и культурных контактов.

    Общеевропейское совещание в Хельсинки 214 в 1975 г. подтвердило незыблемость послевоенных границ, провозгласило программу расширения экономических связей и защиты прав человека. Л. Брежнев подписал хельсинский протокол, но не всегда следовал ему. В 1979 г. СССР разместил в Восточной Европе такие ракеты, ядерные боеголовки которых могли поражать территорию Англии, ФРГ, Франции. Подлетное время этих ракет составляло всего 5 минут 215 . В ответ страны Западной Европы разместили на своей территории аналогичные американские ракеты.

    В 1979 г. войска СССР вошли в Афганистан. Теперь только Пакистан отделял Л. Брежнева от Аравийского моря. Миллионы афганцев бежали в Пакистан. Началась партизанская война моджахедов против СА. Руководство СССР замалчивало потери. Тела убитых россиян торжественно не встречали, а тихо развозили по домам. США поставляли оружие моджахедам. За 10 лет войны Афганистан прошли не менее 3 млн человек, из них 800 тыс. участвовали в боевых действиях. Наши общие потери составили не менее 460 тыс. человек, из них – 50 тыс. убитыми, 180 тыс. ранеными (в том числе 100 тыс. подорвались на минах) 216 . Республиканец Р. Рейган назвал нашу страну «империей зла» и с 1983 г. инициировал программу создания нового поколения противоракетного оружия. Очередной виток гонки вооружения оказался уже не под силу советской экономике.

    Комбинация контекстов обуславливала характер реформ и их эффективность. Учет (или недоучет) контекстных особенностей реформируемого объекта со стороны реформаторов обуславливал выбор темпов реформ, две модели которых в обобщенном виде получили названия «шоковой терапии» или «градуалистской модели».

    Реформы в мире во второй половине ХХ века осуществлялись в форме двух крупных проектов.

    Первый - капиталистический проект - формировался на основе кейнсианских представлений о «государственном контроле во имя полной занятости», доминировавших в правительственных кругах Запада с начала 1930-х до середины 1970-х гг. Эти представления были стержнем экономической политики англоязычных стран (Великобритании, Канады, Австралии), а также ряда малых стран Западной Европы. Различные модификации кейнсианства (в Японии, в скандинавских странах) исходили из централизованного правительственного регулирования хозяйственных процессов.

    Капиталистический реформаторский проект обеспечил быстрый рост экономик стран Запада, общий подъем жизненного уровня населения, формирование самодостаточных общественных отношений, восприимчивость к НТП и широкое вовлечение его результатов в производство. При этом в США реализовывался более радикальный вариант рыночной модели, т.е. минимальная степень социальности государства (американская либеральная модель). В Западной Европе рыночная модель выступала в виде демократического корпоративистского и социально-рыночного вариантов. В целом, с точки зрения осуществления реформ, между ними не было большой разницы.

    Лидером реформаторства выступали США, которые через план Маршалла осуществили реформу европейского капитализма путем внедрения в него американских стандартов, практик и норм, этики производственных отношений, научной организации труда, использования новых технологий. Например, реформы «чудес» Японии (программа «обратного курса» американской администрации Дж. Доджа и К. Шоупома), ФРГ (хозяйственные реформы Л. Эрхарда) и др.

    С середины 1970-х гг. кейсианская модель развития стран рыночной экономики исчерпала себя и была заменена на монетаристскую модель , в основе которой лежали идеи ухода государства из экономики, свертывание социальных программ, массовая приватизация собственности, расчет на универсальность регулятивных способностей рынка.

    Реформированию подлежало все капиталистическое пространство, о чем свидетельствовал рост количества международных организаций (с 1945 по 1982 гг. их численность увеличилась с 50 до 300). Национальные истории экономического и политического развития стран рыночной экономики продемонстрировали эффективность реформ, их конструктивный характер, обеспечивший модернизацию «снизу», органичную и соответствовавшую институциональным, общеэкономическим, национально-культурным контекстным условиям.

    Второй – социалистический проект - базировался на марксистской концепции бестоварного производства и развития во имя конечной цели – построения бесклассового коммунистического общества с принципами коллективистской морали. Эта концепция, интерпретированная И. Сталиным и принявшая форму государственной политики в СССР, стала стержневой для стран ЦВЕ, а более радикальные ее интерпретации – для ряда стран Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Камбоджа) и Латинской Америки (Куба).

    В первые послевоенные два с половиной десятилетия Советский Союз реализовывал сталинскую модель развития, в результате, достиг высоких показателей в машиностроении, приборостроении, химической, добывающей отраслях, ВПК, космонавтике. Жизненный уровень населения возрастал, особенно высокого качества достигли советское образование и наука.

    С середины 1970-х гг. СССР, также как и Запад, исчерпал возможности прежней модели развития, вступил в стадию активного сотрудничества с Западом, особенно по линии торговли нефтью и другими ресурсами после мирового экономического кризиса 1973-1974 гг. Достаточно четкой идеи преобразований, адекватной монетаристской западной модели в СССР разработано не было. В странах социализма поиски обновления моделей социализма шли по линии ревизии марксизма и ленинизма-сталинизма, разработки концепций рыночного социализма, социализма с «человеческим лицом». Были предприняты попытки их реализации (Пражская весна 1968 г.). Но советские идеологии, выступая главными хранителями «истинного марксизма», пресекали эти поиски, хотя также шли по пути ревизии наиболее устаревших идеологических догм.

    Советские реформы принципиально отличались от реформ в странах рыночной экономики, поскольку сама социалистическая модель представляла собой конструкцию, изначально созданную из теоретической схемы марксизма, априори признанной совершенной. Неадекватности реальностей социализма рассматривались как отклонения от идеальной марксистской схемы, которые можно устранить путем структурных реформ. Компенсационный характер такого реформирования предопределял и модернизацию «сверху».

    Реформы как инструмент реализации обоих проектов выполняли функцию механизма конструирования социального, экономического и культурного пространства. При этом мировая история продемонстрировала, что в мире не было ни одной крупной реформы, проведенной с одинаковыми целями, способами и результатами.

    Мировым контекстом как капиталистических, так и советских реформ стало идеологическое противостояние между США и СССР, зафиксированное в формуле «холодная война». Поэтому реформы были не только средством преобразований послевоенного мира, но и необходимостью в условиях конфронтационного соревнования двух макросистем обеспечивать управляемость мировым развитием.

    Мотивы разработки реформ были тесно увязаны с военным потенциалом США и СССР и их союзников. И в США и в СССР наиболее крупные научные и организационные достижения могли быть обеспечены только при наличии динамических преобразований целенаправленного свойства. Именно ВПК обеих стран были основными генераторами технических идей, которые затем в США широко применялись в гражданских секторах экономики, а в СССР часто оставались закрытыми научными наработками. Вопрос «кто-кого», таким образом, решался политическими элитами в режиме эффективного реформаторства.
    Перед Советским Союзом после окончания Второй мировой войны встала задача не просто восстановления разрушенной советской экономики, но ее перестройки . Перестройка была подчинена задачам развития военной промышленности. «Не боясь преувеличения, можно сказать, - писал российский историк В. Лельчук,- что в это время все основные силы науки были сконцентрированы на тех направлениях, от которых зависел оборонный потенциал СССР» .

    Перестройка уже в первые послевоенные годы сопровождалась трансформацией элиты, вызванной не только фактом борьбы за власть между несколькими группами партийных и государственных чиновников высшего ранга, но и приоритетами дальнейшего развития страны (Программы Л. Берии, Г. Маленкова).

    «Коридор» возможностей в советском реформаторстве был чрезвычайно узким: реформаторству не подлежали ни формы собственности (государственная и переходная – колхозно-кооперативная), ни формы власти (Советы). Единственной сферой возможных реформ была система управления . Именно в этой сфере и происходили основные перемены.

    При Сталине, в силу расширения производственной базы, освоения восточных регионов страны и появления новых субъектов социалистической экономики в лице новых просоветских государств, значительно расширилась «география» управленческих структур. Хрущев прореформировал этот процесс, пытаясь перейти к системе территориального управления на основе совнархозов в 1957 г. Возвратившись к системе министерств, брежневское руководство реформировало систему управления средствами количественного наращивания министерств, объединений среднего и первичного звеньев и пр.

    Одновременно с реформами в области управления на протяжении всей второй половины ХХ века в СССР шел процесс реформирования идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма, который сама КПСС рассматривала как недопустимый ревизионизм, но совершала, ибо иначе просто не могла двигаться по пути реформ.

    К началу 1950-х гг. в СССР как и в Европе были преодолены экономические последствия Второй мировой войны. Мировая западная экономика вступила в полосу быстрого развития. В последующие десятилетия мировое промышленное производства удваивалось каждые 10 лет. Следствием этого была «экономизация» мышления населения стран западного мира и переключение внимания с вопросов военной политики на задачи обеспечения экономического благосостояния.

    Советский Союз в 1950-е гг. также демонстрировал успехи экономического развития. Об этом обстоятельно пишет российский исследователь Г. Ханин. Сталин, как известно, осуществил крупную идеологическую реформу, соединив национальное и интернациональное в послевоенной культурной и политической жизни страны. Это был сталинский «ответ» на «вызовы» Запада.

    В 1960-е гг. происходило структурное оформление огромной американской зоны влияния в мире. США нарастили военный потенциал и укрепили НАТО, американо-японский договор, в Западной Европе помогали восстанавливать свои позиции Западной Германии - самой мощной индустриальной силе региона. Под американским влиянием оказался Южный Вьетнам, в зону притяжения США попали Пакистан, Таиланд, Лаос. Благодаря послевоенному реформаторству американской администрации начался бурный рост Японии, что объективно укрепляло позиции Америки в Азии.

    Лозунги Н.С. Хрущеву «догнать и перегнать» по жизненным показателям США были реакцией на «экономизацию» мышления Запада. Заявление о построении коммунизма в СССР в ближайшие 20 лет было не только мобилизационным лозунгом для населения страны, но и «ответом» Н.С. Хрущева на военное усиление США. Ответом, сделанным в типичном духе революционизма, доставшемся в наследство советским идеологам от российских социал-демократов.

    Сохраняя установки на нерыночный характер социалистической экономики, незыблемость форм социалистической собственности и советской власти, Хрущев своим противоречивым антисталинским дискурсом заложил логику альтернативности партийного мышления, без которого невозможно развитие реформаторской мысли. Это был еще один шаг на пути ревизии советской идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма. Именно тогда наука была переведена из статуса «надстройки» (по Марксу и Ленину) в статус «непосредственной производительной силы», что позволило власти привнести в экономико-политическую лексику антимарксистские понятия вроде «прибыли» при социализме и осуществить попытку реформы в 1965 г. (Косыгинская). Эта реформа заложила основы для будущего реформирования социалистической собственности, преодоления табу на пересмотр основы всего социализма как социально-экономической системы.

    Важно и другое. Реформа придала динамизм процессу самостоятельности предприятий, обретшей очевидную форму уже в период перестройки второй половины 1980-х гг. Реформа была свернута, хотя и обеспечила высокие темпы роста (до 7 % в год). Как известно, этот момент советского реформаторства повлек цепную реакцию реформ в странах социализма.

    В 1970-е гг. начался новый виток НТП. Научные открытия и принципиально новые технологии открыли новые возможности для изменения условий труда и производства (микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнологии, сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез).

    Эти изменения побудили западные страны к перестройке всей системы международных отношений, в первую очередь в сфере экономики и торговли.Значительно расширилась деятельность международных организаций. Если в первый период они еще были сравнительно маломощными, занимавшимися восстановлением Западной Европы или регуляторами режимов в странах третьего мира, то в 1970-1980-е гг. они превратились в мощные центры принятия обязательных решений по формированию институционально-правового неолиберального реформаторского процесса. Деятельность их все более взаимоувязывалась, идеологическо-пропагандистское обеспечение осуществлялось высококонцентрировнными международными группами средств массовой информации.

    В это время в новую фазу конструктивных либеральных реформ вступили так называемые неоиндустриальные страны (НИС). Эти страны также как Япония, демонстрировали органичное соединение современных форм организации производства с социальными институтами, основанными на национальных традициях.

    В 1970-х гг. в новых исторических условиях стратегия реформаторства в СССР осуществлялась в форме социальной стабильности . Советское общество переживало качественно новый этап урбанизации и роста духовных и материальных потребностей.

    Вторая половина 1970-х гг. (с легкой руки реформаторов позднесоветского периода) была обозначена в российской исторической мысли как «застой».

    Статистические показатели не подтверждают это утверждение.

    • Рост ВВП в 1970-е -начале 1980-х гг. более, чем в 3 раза;
    • Рост золотовалютных резервов более чем в 5 раз;
    • Продовольственная корзина 1980 г. Общегодовое потребление 1 чел.:

    Мяса – 68 кг (в 2006 г. - 37 кг);

    Молока -280 кг (в 2006 г. – 237 кг);
    - рыбы – 19 кг. (в 2006 г.- 16 кг).

    • Ежегодный рост дорожного строительства на 20% в год (напр. Москва-Рига -780 км, Ленинград-Мурманск – 1147 км). (За 2000-2008 гг. – построено 30 тыс. 151 км новых дорог).
    • Рост количества чиновников на 20,2%, что составило 1, 755 млн. чел по СССР (15 республик); (за 2000-2008 гг. рост числа чиновников на 47,7 % что составляет по РФ 1,675 млн. чел.).

    Добавим к этому колоссальное развитее ТЭК, строительство нефтепроводов (к 1982 г.– 70 тыс. км магистралей), нефтеперерабатывающих заводов и пр. Вся совокупность этого гигантского производства, потреблявшего более 30% валютных поступлений в год на модернизацию и продолжавшая расти на протяжении 1970-х - начала 1980-х гг. составила тот индустриально-технологичный багаж, который эксплуатирует современная Россия сегодня.

    В это время экономика СССР уже вросла в мировой рынок, как экспортер ресурсов и импортер зерна, оборудования, технологий.

    В 1972 г. Советский Союз достиг военно-стратегического паритета с США, заключил договор об ограничении системы противоракетной обороны, в 1973 г. подписал документ о предотвращении ядерной войны между двумя сверхдержавами.

    Одновременно в СССР именно с середины 1970-х гг., т.е. практически с перемены парадигмы развития западного капитализма, происходила «тихая реформа идеологии». Она включала в себя переход советского общества и советской власти на либеральные ценности западного общества, что нашло отражение в Хельсинских соглашениях 1975 г., когда СССР «вписался» (с определенными оговорками) в мировой процесс демократизации.

    Несмотря на противоречия между СССР и Западом по ряду позиций, акт признания Хельсинки со стороны социалистических стран кардинально изменил идеологическую атмосферу внутри мирового социалистического содружества государств, поставив на повестку дня вопросы о гарантиях прав человека, способствуя развитию конституционной тематики, содействуя формированию идей конституционных изменений.

    Думается, что это сказалось на концепции Конституции СССР 1977 г. Она была одним из крупнейших проектов брежневского времени и определенным образом подвела основные итоги в реформаторских «наработках» идеологии предшествовавшего периода. В Конституции было констатировано, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата» советское государство стало общенародным, Коммунистическая партия объявлялась авангардом всего советского народа, а не отдельного класса.

    В ареале политических представлений официального характера появились новые идеи, закрепленные конституционально: право на охрану здоровья и право на жилище. В нее были введены новые для советской политической мысли термины и положения, более соответствовавшие либеральной идеологии Запада, нежели сталинским понятиям Конституции 1936 г., В Конституции по существу оформлялась новая политическая система государства.

    Конституция СССР 1977 г. и последовавшие за ней Конституции республик (1978 г.) стали рубежами в развитии Советского Союза. Политическая система окончательно обрела черты государства-партии, в котором любой реформаторский проект теперь уже официально мог рождаться только в рамках партийной идеологии.

    В этот период произошла смена коллективистской идеологии марксизма на индивидуалистические ценности западного либерализма. Власть дезавуировала наиболее одиозные фигуры предшествовавшей эпохи (например, Т.Лысенко), значительно расширила свободу мысли в научном сообществе, позволила разного рода общественные неформальные движения (Всероссийской общество охраны памятников истории и культуры и др.).

    Намерением лучше знать своего идеологического противника – Запад – диктовалось беспрецедентное в истории СССР разрастание сети научно-исследовательских институтов, центров в системе АН СССР и ведомственных научно-исследовательских институтов, издательств. Одни выполняли функции сбора информации (Всероссийский институт научной и технической информации – ВИНИТИ, Институт научной информации по общественным наукам – ИНИОН), другие – функции аналитических центров (ИМЭМО, ИСКАН, ИЭМСС), третьи – пропагандистского обеспечения (Агентство печати Новости (АПН), Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский комитет солидарности со странами Азии и Африки и др.). Они "конкурировали за влияние на высшее партийное руководство, объединяясь в коалиции". Участие советских ученых в международных конференциях, деятелей искусства - в культурных программах (кинофестивали), спортсменов – в спортивных мировых мероприятиях стало чертой брежневского «застоя».

    В брежневское время получила развитие экологическая политика государства (1970-е начале 1980-х гг. в СССР было принято более 50 законов по охране окружающей среды), улучшено правовое и экономическое положение колхозников (введены паспорта и пенсии), введена пятидневная неделя для промышленных рабочих, ослаблено гонение на РПЦ. К 1976 г., по мнению канадского исследователя Калтона, брежневская модель развития режима достигла своего апогея.

    Лозунги - интернациональный долг, КПСС - авангард всего прогрессивного человечества и пр. – носили скорее пропагандистский характер. Сохраняя внешне основные атрибуты марксистко-ленинской идеологии, Советский Союз, по-существу, уже не был социалистическим государством в марксистско-ленинско-сталинском его понимании.

    ***
    Исходя из краткого обзора советских реформ, можно вывести некоторые «правила» советского реформаторства и проследить деятельность последнего советского реформатора - Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева - в рамках этих правил.

    1) Проведение реформ в опорных социально-экономических точках (индустриальные стройки 1930-х гг., отраслевое реформирование 1960-1970-х гг. – ВПК, БАМ, ТЭК и др.) ;

    • М.С. Горбачев. Курс на ускорение социально-экономического развития, затем на совершенствование социализма, наконец, его обновление уже на первом этапе экономических реформ привел реформаторов к идее о самостоятельности предприятия, как субъекта экономического пространства (Закон о предприятии (объединении), вступивший в силу в начале 1988 г.). Была проигнорирована практика советского реформирования опираться на территориальные или отраслевые производственные опорные единицы, в которых идеи реформ возможно было реализовать, затем распространять по всему экономическому пространству. Начав реформы в низшем звене (на уровне предприятия), реформаторы «распылили» усилия перемен, не достигнув позитивных результатов. К тому же разрушили «вертикаль» административной власти и контроля (ослабив функции центральных органов управления – министерств).

    2)Концентрация власти в Политбюро, ЦК КПСС, Совмине СССР, министерствах (вертикаль принятия решений и управления);

    • М.С. Горбачев . Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции была одобрена реформа политической системы СССР. Поправки к Конституции СССР 1977 г, внесенные в декабре 1988 г. изменили структуру власти. Помимо власти КПСС часть верховной власти была передана съездам народных депутатов СССР, которые начали свою работу в 1989 г. Возникло политическое двоевластие: Кремль - Белый дом и политическое многовластье - Кремль - республиканские съезды народных депутатов. Далее – учреждение поста Президента СССР и ему подобных президентов республик. Растекание власти лишило реформаторский процесс единства в принятии решений и контроля над их исполнением.

    3)Риторика несменяемости идеологии (верность марксизму-ленинизму) и медленная реформа в идеологической сфере.

    • М.С. Горбачев . С начала 1987 г. началась публичная и спешная смена идеологии. Это выразилось с переосмысления советской истории, затем продолжилось в дискуссиях о социализме и завершилось отказом от позитивного опыт строительства социализма в СССР. Сам М.С. Горбачева только в конце 1989 г. заявил о своей приверженности к социал-демократическим ценностям (статья «Социалистическая идея и революционная перестройка», опубликованная в ноябре 1989 году в газете «Правда») следовательно, к политическому плюрализму и признанию множественности формам собственности. Но социал-демократия – это отрицательный для советского общественного сознания контекстный вариант, ибо советская идеология ставила социал-демократию на одну доску с буржуазной идеологией еще со времен В.И. Ленина. Поэтому возник идеологический вакуум, который стал быстро заполняться антикоммунистическими установками диссидентсвующей интеллигенции, авторитет которой реформаторы сами поднимали на волне критики «застоя» (А.Д.Сахаров), что в условиях реформ привело к острейшему политическому коллапсу и лишению реформ всяких перспектив.

    4)Управленческая дисциплина, обусловленная партийной ответственностью на всех уровнях.

    • М.С.Горбачев . Кадровая политика времен реформ 1985-1990 гг. была сориентирована на масштабные чистки, поиск «механизма торможения», обновления, борьбы с коррупцией, наконец, на открытую оппозицию внутри КПСС как «слева» (Б.Н. Ельцын), так и «справа» (Е.К. Лигачев). Это лишало КПСС реальной ответственности за выполнение решений, привело к нарушению главного партийного принципа – дисциплины в исполнении своих управленческих функций (даже в условиях их сокращения). К этому следует добавить, что и на предприятиях идея выборности руководителей не способствовала исполнительской дисциплине.

    5)Признание, что в ходе реформ и модернизаций есть социально проигравшие группы, которые нуждаются в компенсации.

    • В советский период реформ в силу идеологических установок цели реформ пропагандистски связывались с успехами государства-общества. Поэтому даже в трудные времена послевоенного развития население не оказывалось сильно дифференцированным по материальным признакам.В период перестройки принцип «равных возможностей» был нарушен, например, в результате кооперативного движения, начавшегося после введения в действие Закона о кооперации в СССР (1988 г.), создание СП с преимуществами работы в них номенклатурных работников и т.д.

    Таким образом, вся программа реформ М.С. Горбачева шла в разрез с правилами советского реформаторства. Конечно, реформы в СССР и их результаты были в жизни гораздо более сложными и по замыслам, и по исполнению. Тем не менее, очевиден, на наш взгляд, факт того, что «законы реформаторства» - учет контекстов - в случае с реформами М.С. Горбачева не были соблюдены. В первую очередь это касается национально-культурного контекста. При всей сложности его определения и имманентных дискуссиях о «русском характере» и «особом пути», о соборности и патернализме российского общественного сознания, трудно отрицать, что огромную роль в этом контексте играли советские ценности.

    Ведь советское общество было в течение нескольких десятилетий воспитано на идеях Октября, социализма, социальной справедливости, солидарности и пр. Дискредитация советской истории, завершившаяся к концу 1988 г. снятием позитива с последнего слоя советской истории – ленинского периода - низвергла и саму советскую идеологию, разрушив советский сегмент национально-культурной составляющей общественного сознания.

    Ревизия, как практика советского реформаторства была осуществлена реформаторами-горбачевцами слишком поспешно и в слишком короткий исторический период. За несколько лет реформ страна пережила три волны переоценок: эпоху Брежнева, новую волну десталинизации, и антиленинизм, и, по меньшей мере, столько же идеологических шоков - переход на социал-демократические позиции самой власти, переход на антикоммунизм оппозиции этой власти, открытое возрождение национализма, как протест против первых двух идеологий. Идеологический кризис стал внутренним фактором кризиса советского реформаторства.

    К этому следует добавить, что к середине 1980-х гг. Ялтинско-потсдамский порядок, в основе которого лежали регулируемое противостояние СССР и США, стал разрушаться. Обе державы – по противоположным причинам – перешли к его ревизии. Это было внешним фактором кризиса советского реформаторства. В повестке дня возник вопрос согласованного реформирования. Но к этому времени участники этого процесса - США и СССР - не были равны между собой по мощи и влиянию.

    Отвечая на вопрос об уроках советского реформаторства, можно заключить, что есть общие основания для успешной модернизации, они основаны на понимании реформ как инструмента, способного совершенствовать систему, не разрушая ее, как способа замены устаревших элементов системы путем продуманных и эволюционных мер (градуалистские реформы). Пожалуй, в современном мире примером такого реформаторства может служить история современного Китая, хотя это заключение небесспорно и оценивается в исследовательской литературе с диаметрально противоположных позиций.