Изменение существенных по падежам называется. Решение проблемной ситуации

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Шесть падежей

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.

Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.

Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.

Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.

Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.

Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.

В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Употребление предлогов

В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .

В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Чистописание. Актуализация знаний

Ч Ч Ч ч ч ч чт что

К К К к к к кт кто

Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы

— Выпишите только имена существительные.

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

— Как изменяются имена существительные?

— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.

И ван рубил дрова, Василиса топила печь.

— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.

3. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

4. Работа по теме урока

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)

Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.

— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.

Чтение правила на с. 58.

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

5. Закрепление изученного материала

— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.

Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.

Т. с. 20-21, упр. 1,2.

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)

Выставление отметок.

— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

7. Домашнее задание

С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.

Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


  1. Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
  2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

  1. Приветствие учителя.
  2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
  3. Упражнение на дыхание:

2. Минутка чистописания.

Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее …

Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.

3. Словарно - орфографическая работа. (Слайд 2)

Подберите родовое понятие к слову телефон.

Телефон – это аппарат.

В каких целях он используется людьми?

Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

Многие учёные предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.

Запишите слово. Поставьте ударение. Подчеркните две непроверяемые безударные гласные. Запомните написание слова.

4. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Изменим существительное телефон по вопросам. (Слайд 3)

Что менялось в существительном телефон ? (окончания)

Почему менялись окончания в существительном телефон? (менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.

5. Работа по теме урока.

В русском языке 6 падежей. (Слайд 4)

Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.

Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

Рассмотрите таблицу. (Слайд 5)

Вспомогательное

Падежный

Предлоги

Именительный

лес, заяц

Родительный

кого? чего?

От, до, из, без, у, для, с, около

леса, зайца

Дательный

кому? чему?

лесу, зайцу

Винительный

кого? что?

в, на, за, про, через

лес, зайца

Творительный

над, под, с, между, перед, за

лесом, зайцем

Предложный

об, о, на, в, при, во

На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?

К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам - что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

  • Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
  • С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
  • Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Обобщите наши рассуждения по плану:

Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?

Что такое склонение?

Какие падежи имеются в русском языке?

На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.

6. Физкульт. пауза. (Слайд 6)

Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
- Девочки! Мальчики!

В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.

Определите падеж этих имён существительных.

Определите, каким членом предложений они являются.

Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим . Форма именительного падежа единственного числа называется начальной формой слова.

7. Закрепление.

  • Упражнение (снятие зрительного напряжения). (Слайд 8)

Упражнение 1. (Слайд 9)

И.п. кому? отцу чему? дружбе
  • Упражнение 2. (Слайд 10)

Прочитайте слова. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

  • Упражнение 3. (Слайд 11)

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее.

Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.

Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.

Ж..л в г..роде, полз по..дежде, подошёл к ферме.

Срубили б..рёзу, выпил ч..ю, л..жал на печке.

8. Самостоятельная работа. (Слайд 12)

Определите, в каком падеже стоят имена существительные?

На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.

В каком числе можно склонять имена существительные?(и во множественном, и в единственном ). Проверка.

9. Итоги урока. (Слайд 13)

Что мы называем склонением? (слайд 3)

Сколько падежей в русском языке? (слайд 4)

К какому падежу относится существительное в начальной форме?

Чем является начальная форма имени существительного? (слайд 7)

Назовите вопросы косвенных падежей. (слайд 5)

Какие предлоги употребляются с косвенными падежами? (слайд 5)

У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

  • Оцените по шкале следующие критерии: (Слайд 14)

10. Домашнее задание (Слайд 14).

Цель: дать понятие о склонении имен существительных как об их изменении по падежам; разъяснить сущность из­менения имен существительных по падежам; дать представ­ление об именительном падеже как начальной форме имени существительного.

Организационный момент

Создание проблемной ситуации

Прочитайте название раздела. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонение.) Подберите к нему однокоренные слова. (Склонять­ся, поклон, склоненный.)

Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит?

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу над формами слова. Вы по­знакомитесь с очень интересным явлением в русском языке - изменением имен существительных по падежам.

Орфографическая разминка

Загадка:


Кто по мш..стой

Мокрой тропке,

Словно мячик,

Скачет ло..кий?

Тихо, тихо!

Ближ.. встанем, -

Прош..птала Вера Тане.

У б..лотной мягкой коч..ки,

Под з..лененьким л..сточ..ком,

Прит..илась попрыгушка

Пучеглазая... лягушка.


Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите словарные слова.

Определите род, число, падеж имен существительных.

Минутка чистописания

_______________________________________

лягушка г..л..вастик в..доём

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подберите к словам однокоренные слова.

Г..л..вастики сп..шат превратиться (в) л..гушат.

Б. Заходер

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Беседа учителя о пользе, приносимой лягушками и жабами по уничтожению вредных насекомых

Игра «10 ква»


Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд...

Пусть они заговорят.

Вы слова не раз встречали,

2) К_ВА_ _ _ _ _

Этот - стремительно атаковать.

Этот жажду в жару утолять.

4) К _ _ _ ВА _

Этот в пустыне степенно шагает.

5) _ _ _ К _ ВА

Без этого конь лихой спотыкается.

6)_КВА_ _ _ _

Плавает в этом рыбка-красавица.

Этот, звук означая, молчит.
8) К _ _ _ ВА

Этот дает молоко и мычит.

9) КВА _ _ _ _

Это растёт в огороде на грядке.

В. Волина


(Ответ: букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква.)

6. Работа с учебником

Наблюдение над изменением окончаний имен существительных; понятие о склонении.

Упр. 88, с. 55 - устно .

Упр. 89, с. 55.

Прочитайте. Когда так говорят? (Как с гуся вода - ни­какого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти су­хим из воды - остаться безнаказанным; вилами по воде писано - не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду - разоблачить, уличить в чем-либо; как в воду глядеть - предсказать, предполагать ре­альный ход событий; не разлить водой - о тех, кто очень дружны, неразлучны, всегда вместе; ловить рыбку в мут­ной воде - хитрить, совершать бесчестные поступки).

Вывод: имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но из­меняет грамматическую форму - употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.

Чтение вывода (упр. 89).

Ответы на вопросы:

¾ Что на­зывается склонением имен существительных?

¾ Что проис­ходит с именем существительным при склонении?

¾ Сколько падежей есть в русском языке?

¾ Прочитайте названия падежей.

Учитель говорит, что их нужно за­помнить, и знакомит со старым стишком, который поможет это сделать: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»:

Иван - именительный,

Рубил - родительный,

Дрова - дательный,

Варвара - винительный,

Топила - творительный,

Печь - предложный.

Физкультминутка

Актуализация знаний о падежах.

Наблюдение за склонением имен существительных (упр. 90)

Какими вспомогательными словами можно пользоваться, чтобы оп­ределить падеж имен существительных?

Просклоняйте (устно) имена существительные корень, трава, стекло.

Какая часть в слове изменяется при изменении по вопросам? (Окон­чание.)

Работа с правилом (с. 91).

Какой падеж является начальной формой имени существительного?

Формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж имен существительных.

Спишите словосочетания, изменяя имена существительные в скоб­ках. Обозначьте падеж имен существительных, выделите окончания.

Работа с деформированным текстом:

1) Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до - у него начнут расти за..ние и передние лапки. 2) Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков - лягушачьей икры. 3) Потом исчезнет хвост. 4) Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до - появляются ротик г.ловка и хвостик. 5) В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений. 6) Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей темной ст..роной. 7) Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик. 8) И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связ­ный текст.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Назовите предложения с однородными членами.

7. Рефлексия

Как называется изменение имен существительных по падежам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежные вопросы.

Какую пользу приносят лягушки, жабы?

Правильно ли поступают опытные садоводы и огородники, устраи­вая для лягушек и жаб укромные места в своих садах и огородах?

Можно ли уничтожать жаб и лягушек?

8. Домашнее задание: упр. 92


Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до - у него начнут расти за..ние и передние лапки.


Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков - лягушачьей икры.


Потом исчезнет хвост.


Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до - появляются ротик г.ловка и хвостик.


В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений.


Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей тёмной ст..роной.


Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик.


И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

РУССКИЙ ЯЗЫК


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31