Как был сбит Рудольф Мюллер.

Давным давно уже закончилась Великая Отечественная война. Несметное множество жизней она унесла, огромное количество судеб покалечила. Многие люди так и не нашли своих родных после того, как их разбросало в разные стороны от их домов.

Сегодня Блог Рыбалыч расскажет вам историю двух судеб, которые переплелись воедино в сумасшедшем военном танце смерти. Никто из этих людей не выжил в Великой Отечественной, но их истории из тех, которые запоминаются и учат.

И если в основном мы рассказываем о просто интересных фактах и военных историях, как в нашей статье о , то сегодня, в честь великого Дня Победы мы поделимся с вами невероятным рассказом о людях, которые находились по разные стороны баррикад, никогда не были знакомы, но истории которых которых стали примером того, что война не щадит никого - она отбирает жизни вне зависимости от национальности, навыков и возраста.

Начнем мы свой рассказ о фашистском летчике Рудольфе Мюллере, чтобы в очередной раз напомнить, что мы победили очень сильного противника и цена победы была очень высокой.

На момент начала войны у нас были только устаревшие модели самолетов, которым было очень трудно соперничать даже с самыми простыми немецкими бомбардировщиками. Немцы очень уважали и ценили умения своих пилотов, их подготовка была очень высокой по сравнению с нашими летчиками. Рудольф Мюллер, о котором пойдет речь, тоже проходил обучение в авиашколе "Люфтваффе" и до того, как приступить к боевым действиям, он не одну сотню раз взлетал и садился под контролем опытнейших инструкторов.

Инструкторы выучили хорошего пилота со своей уникальной тактикой - Мюллер занимался так называемой "свободной охотой", которая заключалась в неожиданной атаке с солнечной стороны, получая при этом превосходство в скорости и высоте. Также этот летчик имел мудрость уклоняться от боя, в случае, если противник превосходил его численно. Мюллер не нападал на один самолет два раза - он был осведомлен, что наши пилоты могут пойти и на таран, если случай будет исключительным.

Мюллер - второй справа

Только с апреля по ноябрь 1942-го этот летчик уничтожил более семидесяти наших самолетов. Не смотря на то, что Мюллер был вражеским пилотом, мы не можем не признать, что он был мастером своего дела. Дважды он использовал тактику, которая грозила ему попаданием под прямой огонь, и при этом сбил два самолета всего за две минуты, разбив оборонительный круг "Харрикейнов", которые он в основном и уничтожал. Мюллер наверняка был из таких везунчиков, каким был герой-счастливчик одной нашей статьи под названием .

В феврале 1943-го года под огонь виртуозного фашистского пилота попал "Харрикейн" советского летчика-сержанта Бориса Александровича Лазарева. Он был сбит и погрузился в глубокие болота Карелии. Сержант не успел покинуть самолет и погиб в результате падения на землю.

Этого летчика нашли спустя 55 лет после того, как закончилась война, практически в том же виде, в котором он и погиб. Это невероятно, ведь даже в прошлые времена, чтобы тело усопшего хорошо сохранилось, его пропитывали воском и другими специальными растворами - вы можете убедиться в этом, прочитав нашу статью о невероятной в одной Китайской провинции. А тут мы видим Бориса Александровича, который невероятно хорошо сохранился, единственные повреждения - лицо пилота было разбито от удара, а стопы ног оторваны.

Также при летчике нашли пистолет ТТ, документы, письма и самодельный ножик с дарственной надписью. Родственников погибшего так и не нашли, поэтому сержанта похоронили, как и подобает - со всеми почестями на военном кладбище.

В то время, как Борис Лазарев упокоился в болотах, Мюллеру, который его сбил, оставалось летать уже недолго. После того, как он выписался из больницы, в которую попал из-за аварии в марте 1943-го, ему предоставили возможность испытать новый для него истребитель - "Мессершмитт". Испытал он его первый и последний раз.

Мюллера с другими истребителями отправили на прикрытие бомбардировки аэропорта Ваенга. На северо-западе Мурманска советская разведка обнаружила три группы вражеских самолетов. На их перехват отправили нашу военную технику. Фашисты сбили один из наших самолетов, его пилот погиб. Наши же сбили пять истребителей противника и подбитому Мюллеру пришлось вынуждено приземлится недалеко от озера Мальярви.

Вражеского пилота, который пытался уйти на лыжах к своим, увидел командир полка Сбигнев. Из-за того, что у Сбигнева заканчивался боеприпас и не было горючего, ему не удалось тогда добить Мюллера. Но позже его нашли по следам лыжни - боец даже не стал сопротивляться нашим военным, так как был очень уставшим после долгого пути (за ночь он прошел более 90 км).

Самолет Мюллера

Уже позже, на допросах, удалось узнать, что Мюллер был более спортсмен, чем боец. Он не питал ненависти к врагам, он сбивал самолеты из спортивного интереса, он просто был азартным охотником. Во время допросов летчик рассказал все, что знал о новых истребителях, тактике ведения боя и промахах, которые допускали советские пилоты. А жизнь этого талантливого фашистского пилота закончилась в лагере для военнопленных.

Вот такую историю сегодня вам поведал Блог Рыбалыч, дабы напомнить, какими усилиями и потерями отвоевали наши бойцы мирное небо для своих детей и внуков. День Победы - это не просто очередной повод напиться и дебоширить в сопровождении пьяных песен. Это день, который увековечил память о тех, кто подарил нам победу над нашими врагами.

Юрий РЫБИН, Мурманск

Прошло уже пять десятилетий после начала Великой Отечественной войны, но не ослабевает интерес к тем далеким годам. Много книг и статей посвящено летчикам Северного Флота. И это вполне понятно. В воздушных боях они проявили образцы мужества и самоотверженности. Но, чтобы до конца оценить их подвиг в этой жестокой и кровопролитной войне, нужно знать, какого опытного. организованного и хорошо вооруженного противника они победили.

В нашей литературе на протяжении всех послевоенных лет не давался обьективный анализ тактики фашистских летчиков, немецкой военной техники, а некоторые факты о противнике искажались или просто замалчивались. Если, прочитывая мемуары, пренебречь идеологическими штампами типа "хваленые птенцы Геринга", "воздушные пираты", "фашистские стервятники" и попытаться разобраться в обстоятельствах тех событий. то окажется, что в первой половине войны – пробел, а во второй – сразу "враг разгромлен наголову". И что интересно – финал Второй Мировой подтверждает этот "разгром наголову". Мы же зададимся вопросом – как? какой ценой? какой кровью была достигнута победа?

Итак, один из наших тогдашних противников – летчик-ас Люфтваффе Рудольф Мюллер, сбивший за время своей боевой деятельности с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г.. т.е. за неполные два года, 94 самолета и награжденный высшей наградой фашистской Германии – Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Чем же объяснить такую результативность Мюллера, да и других немецких летчиков? Попробуем разобраться.

Не секрет, что в начале войны ВВС Северного Флота и армейские подразделения. защищавшие небо над Мурманском. имели на вооружении самолеты устаревших образцов. В основном это были истребители И-153 "Чайка", И- 156ис и И-16. которые по прямой не могли соперничать в скорости даже с немецким бомбардировщиком "Юнкерс" Ju 88. А поступавшие в первых партиях ленд-лиза английские истребители "Харрикейн" и американские Р-40С "Томагаук" не всегда могли на равных вести воздушные бои с Me 109.

Летные кадры ВВС РККА, имевшие за плечами опыт боев в Испании, в зимней войне с Финляндией, на Халхин-Голе, были сильно прорежены репрессиями, а новое пополнение не имело не то что боевого, а порой и достаточного летного опыта, плохо знало технику и тактику авиации противника. Немцы же до вступления в войну с Советским Союзом уже имели опыт применения авиации в небе Польши, Великобритании и Сев.Норвегии. Они очень высоко ценили своих пилотов. Летная подготовка в начале войны в авишколах "Люфтваффе" была намного выше, чем в наших учебных подразделениях. Тот же Мюллер перед тем, как сделать свой первый самостоятельный полет, совершил около сотни взлетов и посадок вместе с опытнейшими инструкторами. После окончания авиашколы немецкие летчики, как правило, зачислялись в учебные подразделения при авиационных частях, в которых оттачивали свое мастерство и только после этого направлялись в действующие части.

У немцев и у нас был разный подход к действиям истребительное авиации. Перед немецкими летчиками-истребителями стояла основная задача – уничтожение самолетов противника, а не прикрытие сухопутных войск и боевых кораблей, которые должны были полагаться на собственные, вполне достаточные, средства противовоздушной обороны. При таком подходе немецкие летчики чаще использовали тактику "свободной охоты" и выбирали в качестве целей самолеты – бомбардировщики и штурмовики, которые у нас в начале войны летали практически без прикрытия.

В то же время для наших летчиков основной задачей было прикрытие военных обьектов Северного Флота и морского порта, в котором постоянно шла разгрузка союзных конвоев. Такая привязка к месту конечно же сковывала действия нашей истребительной авиации. Вышесказанное, наверное, и объясняет то. что на протяжении почти всей войны на Севере мы имели истребителей больше, чем противник, но долгое время инициатива воздушного боя находилась у летчиков "Люфтваффе". Что касается тактики воадушных боев, то нашим летчикам при встрече с "Мессершмиттами" чаще приходилось применять "оборонительный круг". Самолеты вставали в круг, прикрывая друг другу "хвосты", меняя положение, вытягивались в нужную сторону, огрызались пулеметными очередями от наседавших "Мессеров", которые стремительно пикировали на наши истребители. стараясь расчленить боевой порядок.

Но вернемся к герою нашего очерка. Рудольф Мюллер обучался в "военной авиашколе с 1 июня 1940 г. по 1 июня 1941 г.. после чего был направлен в учебный отряд 77 истребительной эскадры. Боевую деятельность он начал в сентябре 1941 г. на аэродроме Лоустари (Финляндия), где за один месяц сбил 8 советских самолетов (3 – Пе-2. 1 – ДБ-Зф, 1 – И-153, 2 – И-16 и 1 – "Харрикейн"). Мюллер придерживался тактики "свободной охоты", применяя внезапную атаку со стороны солнца с превосходством в высоте и скорости. Он был привержен к ведению боя в вертикальной плоскости. Не считал зазорным порой уклониться от боя при численном превосходстве самолетов противника.

В октябре 1941 г. отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер (юг Норвегии) для воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков и торпедоносцев. где ас сбил два бомбардировщика.

В апреле 1942 г. отряд был возвращен на аэродром Луостари, где и находился до ноября 1942 г. За это время Мюллер сбил 71 самолет, в большинстве это были истребители "Харрикейн".

Вообще, обер-фельдфебель Мюллер в своем окружении считался "специалистом" по сбиванию "Харрикейнов". Большинство сбитых им самолетов было именно этого типа. Он довольно хорошо изучил слабые стороны этого самолета и, зная его плохую вертикальную маневренность, старался атаковать его сзади снизу, заставляя нашего летчика по спирали набирать высоту и терять при этом скорость, после чего Мюллер шел на хитрость, провоцируя противника на крутой вираж. "Харрикейн", имеющий уже малую скорость, при таком маневре опрокидывался в штопор, и, пока его летчик был целиком занят выходом из штопора, Мюллеру оставалось лишь добить падающий самолет. Обычно немецкий ас не атаковал дважды одну и ту же машину, чтобы не подвергать себя опасности. Он знал, что наши летчики в исключительных случаях могли пойти и на таран.


Рудольф Мюллер


Пожалуй, Мюллер был единственным летчиком в Заполярье, который в воздушных боях с истребителями типа "Харрикейн" приобрел навыки разбивать "оборонительные круги" и был убежден, что этот тактический прием для "Харрикейнов" губителен. На большой скорости он летал вдоль направления виража "оборонительного круга" и ждал удобного случая, чтобы пересечь его, открывая при этом огонь из всех видов оружия. В большинстве случаев ему удавалось этим маневром расстроить боевой порядок "Харрикейнов", после чего он атаковал одиночные самолеты. Дважды Мюллеру удавалось, разбив "оборонительный круг", сбить сразу два "Харрикейна" всего за две минуты. Тактика, надо сказать, рискованная, требующая отличной реакции и виртуозного владения машиной, ибо, входя в круг самолетов противника, Мюллер оказывался под огнем следующего за ним истребителя.

В ноябре 1942 г. отряд снова был перебазирован на другой аэродром – Ала- куртти, т.е. на Кандалакшское направление – где Мюллер сбил два истребителя ЛаГГ-3.

В декабре 1942 г. во время лыжной прогулки Мюллер сломал ногу. После выздоровления ему был предоставлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах февраля в эскадру Рудольф сразу включился в боевую деятельность. сбив еще 10 самолетов. 8 марта 1943 г. при взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был выписан из лазарета и направлен в г.Пори за новым самолетом. Как раз в это время началось перевооружение истребительной эскадры на новые Me 109G-2. 6-я эскадрилья начала получать новые истребители одной из первых, в связи с чем в апреле она не принимала участия в боевых действиях.

19 апреля 1943 г. в 11.30 Мюллер вылетел первый и последний раз на новом "Мессершмитте" на боевое задание, которое заключалось в прикрытии группы истребителей-бомбардировщиков FW 190 из 14 отряда скоростных бомбардировщиков 5 эскадры, посланных на бомбардировку аэродрома Ваенга. В 11.50 по данным советской радиоразведки и радиолокационным наблюдениям северо-западнее Мурманска на высоте 4000- 6000 м были обнаружены три группы самолетов противника. Для их перехвата в воздухе были подняты четыре "Харрикейна" из 2 гв.иап им.Б.Ф.Сафонова, (ведущий старший сержант А.Назаров) и шесть "Аэрокобр" (ведущие пар были капитан З.Сорокин и младшие лейтенанты П.Романов и Н.Бокий). Вскоре на командный пункт поступило сообщение о приближении к аэродрому на высоте около 8000 м двух групп вражеских самолетов. "Аэрокобрам" было приказано с набором высоты идти на перехват, а "Харрикейнам" – прикрывать аэродром. Через несколько минут на бреющем полете аэродрому подошли три Me 109. В воздух поднялись еще две пары "Аэрокобр"(ведущий пары капитан П.Климов), которые начали барражирование над аэродромом.

Возвращавшиеся с задания на истребителях "Аэрокобра" капитан П.Сгибнев и старшина В.Юдин были направлены в район встречи с вражескими самолетами. В 12.23 наши истребители обнаружили на высоте 5000 м две группы истребителей из двух и шести "Мессеров". Через пару минут из облачности вывалились еще две группы – четыре "Мессершмитта" и два "Фокке-Вульфа", которые с высоты 6000 м произвели бомбометание по аэродрому. В результате бомбардировки аэродрома был сожжен один "Харрикейн".

Во время сближения наших истребителей с шестеркой "Мессеров" два вражеских самолета, имея преимущество в высоте, сзади сверху со стороны солнца стали заходить в атаку по паре Романова. Это своевременно заметил Бокий. Под прикрытием своего ведомого – Титова он вышел истребителям противника в хвост и с дистанции 200 м открыл по ним огонь. "Мессершмитты" прекратили атаку, ведущий, а им был Мюллер, попытался уйти со снижением, ведомый его отвернул в сторону солнца. Бокий стал преследовать уходящий вниз истребитель, открыл по нему огонь и на высоте 1500 м подбил его. Титов тоже атаковал "Мессер", вывалившийся из облаков, и сбил его.

Самолет капитана Сорокина в начале боя пытались атаковать два истребителя, но он резким разворотом влево уклонился от удара. Истребители разошлись, ведущий "Мессер" взмыл вверх, ведомый начал резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолет и двумя очередями сбил его.

Капитан Сгибнев при подходе к району аэродрома увидел бой четырех наших истребителей с шестью "Мессершмиттами" и немедленно пошел на помощь. Имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил один вражеский самолет.

В воздушном бою было уничтожено пять истребителей противника. Фашистам удалось сбить одну нашу "Аэрркобру", летчик которой погиб.

Что касается взятия Мюллера в плен, то об этом также подробно писали многие авторы. Заслуживает внимания интересная подробность о том, что брал в полет зимой каждый немецкий летчик-истребитель. В спинном лацкане парашюта находился маскировочный халат, теплые носки, шоколад, спички и папиросы. А также в вещевом мешке были мясные консервы, шоколад, кекс, папиросы, перевязочный пакет. Кроме того брались в полет складные лыжи и палки, ракетница с запасом ракет и пистолет.

После вынужденной посадки в 8 км восточнее озера Мальярви Мюллер пытался на лыжах уйти к своим. Место его посадки заметил командир полка П.Сгибнев и хотел добить немецкого пилота, но у него к тому времени кончился боезапас, да и горючее находилось на исходе. Тогда по рации, находясь еще в воздухе, он приказал подготовить самолет По-2. Вернувшись на аэродром; Сгибнев вместе с техником Соболевским сразу же вылетел к месту посадки вражеского самолета. Еще не замер винт По-2, как они с пистолетами в руках направились к "Мессершмитту". В кабине сбитого истребителя летчика не оказалось, а рядом был обнаружен глубокий след лыжни. В пустой кабине нашли парашют с табличкой, на которой готическим шрифтом была написана фамилия немца – "Мюллер". Сгибнев по рации из По-2 доложил обстановку на командный пункт и свое решение организовать поиски немецкого аса. К ним присоединились разведчики с собакой. Преследователи пошли по лыжному следу. По пути были найдены ракетница и ракеты, меховая куртка, брошенные немцем. Вскоре настигнули и его самого. Причем, завидя наших бойцов, он сразу же бросил оружие, даже не пытаясь сопротивляться…

Допросы Рудольфа Мюллера вел наш военный разведчик П.Сутягин.

Пленник подробнр рассказал о подготовке немецких молодых летчиков в учебных подразделениях и частях, о летчиках своего отряда, каждому дал краткую характеристику. Рассказал он и о тактике, применяемой их летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов, о новом истребителе Me 109G-2. Немецкий ас указал на некоторые ошибки, допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и на схемах, нарисованных им самим, показал, как избежать их.

Из ответов Мюллера на допросах вырисовывается вполне определенный образ этого человека: спортсмен, для которого сбивать самолеты было азартной охотой, рискованной игрой. Впрочем, от войны уже накопилась усталость. И вот он, в этот раз проиграв, сдается на милость победителя, все рассказывает, объясняет. И надеется, что к нему, как к военнопленному, будет должное отношение.

По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для военнопленных, где в 1944 г. окончил свой жизненный путь.

В музее Кразнознаменного Северного Флота, рядом со снимком "Мессершмитта", сбитого под Ваенгой, есть фотография молодого человека в форме гитлеровского пилота и его талисман – иконка. Мюллер надеялся, что она убережет его от неудачи. Да, он не погиб в бою…


Мессершмитт Me 109G-2 обер-фельдфебеля Р.Мюллера 6 эскадрилья 5 истребительной эскадры. Аэродром Алакуртти, апрель 1943 г.


В статье использованы документы

ЦВМА, ф.2452, оп.0040584, д.2, лл.43-55


Автор статьи ищет единомышленников по вопросам истории авиации Северного флота в годы Великой Отечественной войны, а также тех, кто располагает интересной информацией по этой теме письма направлять по адресу: 183008 Мурманск, ул.Зои Космодемьянской, д.30 кв.29 Рыбину Юрию Валентиновичу



– Это как положительный и отрицательный полюса в батарейке, и когда они соединятся, фонарь загорается. Разнонаправленные энергии преобразуются в один световой поток. Это планеты, которые притягивают друг друга до полного слияния. Это влюбленные, что встречаются после очень долгой разлуки. Большой Алеф тоже открывается внезапно, когда два человека, которым судьбой уготована одна миссия, встречаются в определенной точке во времени и пространстве.

Так и есть, но мне важно удостовериться, что Хиляль верно все поняла.

– Что значит в определенной точке? – спрашиваю я.

– Эти люди могут прожить всю жизнь бок о бок или вместе работать, или встретиться лишь однажды, чтобы навсегда расстаться, если им не довелось пройти через эту физическую точку, в которой только и может случиться то, для чего они встретились. И они расстаются, сами не понимая, почему так произошло, для чего они встретились. Но если на то будет Господня воля, те, в чьих сердцах однажды вспыхнула любовь, снова найдут друг друга.

– Не обязательно любовь, эти люди могут быть духовно близки, как мы с моим наставником...

– ...в прошлой жизни, – снова подхватывает Хиляль. – А если двое встретятся, скажем, на вечеринке, как в вашем примере, и попадут в малый Алеф, они немедленно влюбятся друг в друга. Это и есть любовь с первого взгляда.

Я решаю развить эту тему.

– Хотя на самом деле она вовсе не с "первого взгляда", ибо это чувство связано с целым рядом вещей, произошедших в прошлом. Это вовсе не значит, что любая такая встреча порождает романтическую любовь. Как правило, это происходит оттого, что в прежних воплощениях остались нерастраченные чувства, и необходима новая инкарнация, чтобы довести до конца остававшееся незавершенным. Мы видим то, чего в реальности не существует.

– Я люблю вас.

– Но я ведь говорю совсем не о том! – восклицаю я в отчаянии. – Я уже встретил женщину, которая необходима мне в этой инкарнации. Мне довелось трижды жениться, прежде чем я нашел ее, и я, конечно же, не собираюсь оставлять ее ради кого бы то ни было. Мы соединились много веков назад и будем вместе еще много веков.

Но Хиляль не желает слушать то, что я ей говорю. Как тогда в Москве, она запечатлевает на моих губах мимолетный поцелуй и исчезает в ледяной екатеринбургской ночи.

МЕЧТАТЕЛЯ СИНИЦЕЙ НЕ ПРЕЛЬСТИТЬ

Ж изнь – это поезд, не вокзал. Проведя в дороге почти двое суток, каждый из нас испытывал слабость, апатию, тоску по двум безмятежным дням, проведенным в Екатеринбурге, и нарастающее раздражение по отношению к остальным попутчикам.

Перед отправлением Яо оставил мне в лобби записку, в которой предлагал немного поупражняться в айкидо. Я ему не ответил. Мне нужно было хоть немного побыть одному.

Утро я посвятил доступным физическим нагрузкам, то есть бегу и ходьбе. В мои планы входило утомить себя настолько, чтобы, оказавшись в поезде, можно было спокойно заснуть. Я наконец дозвонился жене – в дороге мой телефон не работал – и признался ей, что уже сомневаюсь в том, сколь необходимо это путешествие, и что хотя пока поездка приносит свои плоды, я все же подумываю о том, чтобы ее прервать.

Жена сказала, что любое мое решение будет верным, и велела ни о чем не беспокоиться. Она была поглощена своими занятиями живописью, но между прочим рассказала мне свой странный сон. В ее сне я сидел на берегу моря, а из воды вышел некто, сообщил, что я уже завершаю свою миссию, и исчез.

Я спросил, мужчина то был или женщина. Жена ответила, что не смогла разглядеть, поскольку лицо незнакомца скрывал капюшон. На прощание она благословила меня и в который раз попросила не беспокоиться. Еще она сказала, что, пока я мерзну в Сибири, Рио превратился в раскаленную печь. Она посоветовала мне следовать интуиции и поменьше обращать внимание на то, что говорят окружающие.

– В том сне с тобой на берегу была какая-то девушка...

– С нами едет одна молодая женщина. Не знаю, сколько ей лет, но определенно меньше тридцати.

– Верь ей.

Днем я встречался с издателями и раздавал интервью, потом мы поужинали в роскошном ресторане, а к одиннадцати отправились на вокзал. Уральские горы – хребет, что отделяет Европу от Азии, – мы пересекли в полной темноте. Разглядеть хоть что-нибудь было решительно невозможно.

В поезде все пошло по-старому. Наутро следующего дня, словно повинуясь какому-то неслышному сигналу, мы собрались за столом. Ночью никому не удалось сомкнуть глаз, даже Яо, кажется, привычному к подобным переездам. Он и выглядел каким-то особенно усталым и подавленным.

Само собой, Хиляль была тут как тут, и, само собой, она-то как раз выспалась. После завтрака, за которым мы сетовали на бесконечную тряску, я отправился к себе, хоть немного поспать, а через несколько часов вернулся в гостиную, где нашел всю компанию в сборе, и все вместе мы горевали о том, что нам предстоят еще тысячи километров таких мучений. Мы молча пялились в окно и курили под раздражающую музыку, которую транслировали вагонные динамики.

Хиляль была непривычно тиха. Она всегда садилась в одном и том же углу, открывала книгу и углублялась в чтение, словно отгораживаясь от остальных. Никого, кроме меня, это, по всей видимости, не волновало, мне же такое поведение представлялось невежливым. Впрочем, тут же вспомнив о прежней Хиляль, встревавшей в разговор с неуместными замечаниями, я счел за благо промолчать.

После трапезы я обычно возвращался в свое купе, чтобы поспать или поработать. Словно сговорившись, вскоре все мы потеряли счет времени. Мы перестали различать день и ночь; наши дни проходили от одного приема пищи до другого, как, видимо, бывает в тюрьмах у заключенных.

По вечерам в гостиной нас ждал ужин. Мы пили больше водки, чем минеральной воды, и больше молчали, чем разговаривали. Мой издатель рассказал мне, что пока меня нет, Хиляль репетирует, играя на воображаемой скрипке. Я слышал, что шахматисты поступают точно так же, играя в голове целые партии.

– Да, Хиляль играет неслышную музыку для невидимых существ. Возможно, им того и надо.

Еще один завтрак. Впрочем, сегодня все не такое, как обычно. Кажется, все мы начинаем привыкать к новому образу жизни. Мой издатель жалуется, что у него плохо работает мобильный телефон (мой вообще не работает). Его жена одета как одалиска, что кажется мне одновременно забавным и нелепым. Она не говорит по-английски, но мы прекрасно понимаем друг друга с помощью языка взглядов и жестов. Хиляль вдруг решает принять участие в общем разговоре и рассказывает, как трудно живется оркестрантам. Это престижная профессия, только многие музыканты зарабатывают меньше, чем водители такси.

– Сколько вам лет? – спрашивает редакторша.

– Двадцать один.

– Никогда бы не подумала.

– В Екатеринбурге я познакомилась с директором консерватории, – говорит редакторша. – Он сказал, что вы одна из самых талантливых скрипачек, которых ему доводилось встречать, и что вы внезапно утратили к музыке всякий интерес.

– Это все Алеф, – говорит Хиляль, стараясь не смотреть на меня.

Все смотрят на нее с удивлением. Я делаю вид, будто ничего не слышал.

– Да, Алеф. Я не смогла найти его, и моя энергия иссякла. Что-то в моем прошлом заблокировало ее.

Обычный разговор прямо на глазах превращается в сюрреалистический. Я отмалчиваюсь, а мой издатель пытается разрядить обстановку:

– Так называлась одна книга по математике, которую я издал. На языке специалистов этот термин означает число, содержащее все числа. Книга была посвящена Каббале и математике. Насколько я понимаю, в математике этот термин используется для обозначения бесконечного ряда множеств...

Увидев, что его никто не слушает, издатель замолкает на полуслове.

– А еще в Апокалипсисе, – подхватываю я, словно только что уловив тему беседы. – Агнец есть воплощение конца и начала, вещь вне времени. Кроме того, Алеф – первая буква еврейского, арабского и арамейского алфавитов.

Редакторша начинает жалеть, что сделала Хиляль объектом всеобщего внимания, и решает сбить с нее спесь.

– Тем не менее для девушки в двадцать один год, к тому же выпускницы консерватории со столь блестящим будущим, вполне достаточно было проехать с нами из Москвы в Екатеринбург.

– Особенно если она spalla, – охотно соглашается Хиляль.

Она заметила, какое впечатление произвело на всех упоминание Алефа, и решила смутить редакторшу еще одним загадочным термином.

На этот раз положение спасает Яо.

– Так вы уже spalla? Поздравляю. – И обернувшись к остальным, поясняет: – Как вы, конечно, знаете, spalla – это первая скрипка в оркестре, музыкант, который поднимается на сцену последним, перед дирижером, и сидит впереди, по левую руку от него. Его скрипка задает тон остальным инструментам оркестра. Кстати, я знаю одну весьма примечательную историю на эту тему. Она случилась в Новосибирске, где будет наша следующая остановка. Хотите послушать?

Все соглашаются с важным видом, словно давая этим понять, что они и в самом деле знали, что означает слово spalla.

История Яо оказывается не такой уж примечательной, но благодаря его рассказу ссора, так и не вспыхнув, затухает. После скучнейшей лекции о достопримечательностях Новосибирска все окончательно успокаиваются и начинают расходиться по своим купе, а я в очередной раз жалею о том, что мне когда-то пришла в голову мысль проехать чуть ли не через весь континент по железной дороге.

– Чуть было не забыл записать изречение на сегодня, – спохватывается Яо.

Страна : Германия
Даты жизни : 21.11.1920 г. -
Звание : Обер-фельдфебель (Obfw.)
Авиачасть : JG5 Люфтваффе
Воздушные победы : 92
Награды : Рыцарский Крест (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold).

Родился 21.11.1920 г. в г. Франкфурт-на-Майне. Военную карьеру Рудольф Мюллер начал в Вермахте в качестве связиста, но затем перешел в Люфтваффе. После окончания летной подготовки он в звании унтер-офицера в августе 1941 г. прибыл в 1 ./ЮН, участвовавшую в боях в Советском Заполярье. Первую победу он одержал 12 сентября, сбив И-16. Затем до конца года он сбил еще семь самолетов, в том числе 17 сентября — ДБ-3 и И-153, а 2 ноября — два СБ-2. 16.02.1942 г. Мюллер одержал десятую победу, сбив «Хадсон». В марте его эскадрилью переименовали в 6./JG5.

Весной его счет начал быстро расти. Так, 23 — 29 апреля немецкий летчик сбил двенадцать «Харрикейнов», СБ-2, Пе-2 и И-153, а 18 — 30 мая - еще двенадцать «Харрикейнов» и Р-40. 27 мая фельдфебеля Мюллера после 35-ти побед наградили Германским Крестом в Золоте . Затем 2 июня, сбив в районе г. Мурманск очередные два «Харрикейна», он достиг рубежа в 40 побед. Потом 13 июня и 17 июня на его счету было еще по три самолета. 19 июня Мюллер получил Рыцарский Крест , и ему предоставили отпуск. Обратно в эскадрилью он вернулся в начале августа и до конца месяца одержал еще 16 побед, преодолев планку в 60 побед. 9 сентября он сбил четыре самолета, достигнув рубежа в 70 побед, а 27 сентября, записав на счет семь самолетов, превысил рубеж в 80 побед. Затем Мюллер, катаясь на лыжах, сломал ногу и вернулся в 6./JG5 лишь в начале февраля 1943 г. В течение месяца немецкий ас одержал еще десять побед. 8 марта при взлете с аэродрома Алакурти двигатель его Bf-109G-2 W.Nr. 13919 неожиданно заглох. Обер-фельдфебель Мюллер сел «на живот», но при этом получил сотрясение мозга. 13 марта он сбил «Аэрокобру» — это была его 92-я и последняя победа.

19 апреля его Bf-109G-2/R6 W.Nr. 14810 был сбит в бою в районе аэродрома Ваенга, в 16 км северо-восточнее г. Мурманск. Совершив вынужденную посадку на замерзшее Ваенгское озеро, Мюллер попал в плен, и дальнейшая его судьба точно неизвестна. По некоторым данным, 21 октября того же года он был убит «при попытке к бегству» из лагеря для военнопленных № 58, располагавшегося около г. Темников, Мордовия.