Когда пасха в 1945 году. Праздник освобождения

Религиозный смысл праздника Победы

В 1945 году главный православный праздник - Пасха - был в день Георгия Победоносца 6 мая и непосредственно предшествовал дню Победы . Георгий Победоносец - воин-святой, победитель дракона, представляющего зло. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы Пасхи полководцем также с именем Георгий (Жуков).

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой.»

6 мая в штаб войск союзников прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Однако американский генерал Эйзенхауэр в жесткой форме отказался от принятия такой капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются и в случае попыток перемещения войск с востока на запад для сдачи в плен, его армии блокируют Западный фронт и не позволят такое перемещение.

Йодль связался с Деницем и сообщил ему об условиях союзников. В 1 час 30 минут ночи 7 мая Дениц радировал Йодлю о том, что тому предоставляются полномочия на подписание документа о безоговорочной капитуляции. Подписание акта планировалось на 2 часа 30 минут ночи 7 мая.

В штабе союзников в качестве постоянного представителя находился генерал-майор Иван Суслопаров. Он присутствовал на переговорах, но, по-видимому, не был готов к столь бурному развитию событий. После ультиматума Эйзенхауэра Суслопаров отправил текст акта о капитуляции в Москву и запросил полномочий на его подписание. Однако к назначенному сроку ответ так и не был получен. Генерал Суслопаров оказался в очень щекотливом положении. Сложно даже представить себе, как далось ему это решение, но он согласился на подписание документа, но, по некоторым источникам, с небольшим дополнением: Суслопаров настоял на включении в документ пункта о том, что церемония подписания может быть повторена еще раз по требованию любого из государств-союзников.

В небольшом красном здании колледжа в Реймсе (сейчас здесь находится Музей капитуляции Германии), где размещался штаб Эйзенхауэра, 7 мая в 2 часа 41 минуту был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров от СССР и генерал Франсуа Севез от Франции. От Германии свои подписи поставили адмирал Фридебург и генерал Йодль. В соответствии с этим документом все сухопутные, морские и воздушные силы Германии прекращают военные действия с 23 часов 1 минуты (по центральноевропейскому времени) 8 мая 1945 года. Когда генерал Суслопаров сообщил в Москву о подписании документа, он узнал о том, что ему было приказано никаких документов о капитуляции не подписывать.

Сталин был крайне раздосадован подписанием капитуляции в Реймсе. Вот как пишет в своих воспоминаниях Георгий Константинович Жуков: «7 мая мне в Берлин позвонил Верховный Главнокомандующий и сообщил: — Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны, — продолжал он, — на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск». Союзники согласились с требованием Сталина и договорились считать документ, подписанный в Реймсе, предварительным протоколом. Подписание главного протокола было назначено в Берлине на 0 часов 9 Мая.

Подписание капитуляции в Реймсе создало путаницу между союзниками. Изначально планировалось объявить о победе одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне. Предварительно называлась время 19 часов 00 минут (по Москве) 7 мая. Однако у советского командования возникли сомнения в том, что немецкие войска на Восточном фронте выполнят условия реймсской капитуляции (на Западном фронте сопротивление прекратилось, а на Восточном продолжалось). Сталин обратился к Черчиллю и Трумэну с предложением перенести объявление об окончании войны на 9 мая. Однако об окончании войны уже было объявлено по германскому радио и было известно средствам массовой информации в Великобритании и США. Лидеры союзников не могли позволить себе «выглядеть единственными, кто не знает о победе». 7 мая в 18-00 по Лондону Черчилль выступил с радиообращением и поздравил англичан с победой, тогда же о победе узнали и американцы. В Советском Союзе о капитуляции в Реймсе не было сообщено, а победа была провозглашения только после начала массовой капитуляции немецких войск и подписания пакта в Берлине – 9 мая 1945 года. Эта дата и стала для нас Днем Победы.

Пасхальное богослужение

День Святой Пасхи в тот год пришелся на день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В богослужении приняли участие сербы, греки и немногие русские. К тому времени в лагерь уже прибыли офицеры СМЕРШа, которые начали возводить новые загородки, отделяя советских узников от остальных заключенных. Впоследствии им предстояла репатриация, а многим - новые лагеря.

«За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году, - пишет Г. А. Рар. - Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные ризы, которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры - все пелось наизусть. Евангелие - «В начале было Слово» - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста - тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».

  • Свободная тема
  • Общество
  • Исторические факты
  • Социальная страница
  • Неизвестная Россия
  • Литературная страница
  • Рецепты
  • Наши контакты

    Помощь детям!

    Статьи дня

    5.05.2017

    5.05.2017

    Сегодня в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий

    к Советскому Союзу, без всякого объявления войны

    германские войска атаковали границы Советского Союза.

    Началась Великая Отечественная война

    советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

    Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!

    22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны попало не просто на воскресенье. В этот день праздновали память Всех святых, в земле Российской просиявших.

    26 июня 1941 года митрополит Сергий произнёс после молебна «О даровании победы» такие пророческие слова: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной…»


    С первых же дней войны, когда дела на фронтах складывались не в пользу СССР, и руководство страны пребывало в растерянности, наша Церковь сразу заняла патриотическую позицию, не помянув властям антирелигиозного погрома, учинённого Церкви. Личное участие духовенства в войне оказалось столь широким, что государство вынуждено было наградить почти 40 священнослужителей медалью «За оборону Москвы», более 50 - «За доблестный труд» и несколько десятков - медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

    Война сорвала планы «безбожной пятилетки», по которым руководство страны обещало ликвидировать все храмы и всё священство. Народ требовал открытия церквей для молитв о победе и о поминовении погибших воинов. К Пасхе 1945 года оказались открытыми более 10000 храмов. Все храмы были переполнены молящимся народом, священников не хватало. Правительство вынуждено было дать разрешение на открытие духовных семинарий и академий.


    Целью этой войны был не только коммунистический режим, не только захват новых земель, но прежде всего сокрушение Православной Руси...

    В сборнике поучений к воинам 1812 года были записаны такие строки: «Войны только начинают люди, а оканчивает их сам Бог, который, как правило, помогает правым. Победа и поражение в деснице господней».

    Гонимая в Советской стране Церковь, не колеблясь, встала на защиту Родины. Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонений на религию. Война стала тем взрывом национального сознания, который вернул народ в Храмы. Поддержка Русской Православной Церкви была значительной, её могущество оценили и большевики, поэтому в самый напряженный период войны атеистическое государство вдруг меняет курс своей религиозной политики, начиная сотрудничество с РПЦ.

    Конец 1943-1944 годов - время непрерывных побед русского оружия над войсками агрессора. Осенью 1943 года освобождена Восточная Украина. 6 ноября Красная Армия взяла Киев, 2 февраля 1944 года - Луцк. Весной 1944 года советские войска вышли на государственную границу; 27 июля от немцев очищен Львов. 23 августа Харьков был взят Красной Армией. Наши войска почти безостановочно продвигались на запад; исход войны был уже предрешён.


    Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры. Служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях за освобождение Венгрии, Австрии. Участник Сталинградской битвы.

    «После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать её и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя сокровище, такое утешение!..

    Собрал все листочки вместе, и оставалось то Евангелие со мною всё время. До того такое смущение было: почему война, почему воюем? Сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие, у меня просто глаза прозрели на всё окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление!»

    Было у Великой Отечественной войны существенное отличие от всех предшествующих войн, в которых участвовала Россия со времён принятия Христианства: впервые за много веков воины шли в бой не под Святыми образами и без молитвенных напутствий священников.


    Но этот факт совершенно не говорит о том, что самая тяжелая в истории России война шла без креста и молитвы. Во время войны открыли 22 тысячи храмов, были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. Вся Россия молилась.

    Многие офицеры, да и сам маршал Георгий Константинович Жуков, который всю войну возил с собой Казанскую икону Божией Матери, говорили перед боем: «С Богом!»

    Обратилось тогда к Богу и множество простых людей, военнослужащих, тех, кто в годы гонений отошёл от Бога. Их молитва была искренна и носила зачастую покаянный характер «благоразумного разбойника». Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти.

    Протоиерей Валентин Бирюков, участник обороны Ленинграда, участник боев под Кенигсбергом, закончил войну в Польше.

    «Икон у нас не было, но у каждого под рубашкой крестик. И у каждого горячая молитва и слёзы. И Господь нас спасал в самых страшных ситуациях. Дважды мне было предсказано, как бы прозвучало в груди: сейчас вот сюда прилетит снаряд, убери солдат, уходи…

    Победу мы встретили в Восточной Пруссии. Ну а когда победу объявили - тут мы от радости поплакали. Вот тут мы радовались! Этой радости не забудешь никогда. Такой радости в моей жизни больше никогда не было. Мы встали на колени, молились. Как мы молились, как Бога благодарили!»

    Светлая пасхальная седмица празднуется, как один день. Пасхальное воскресение в 1945 году совпало с днём памяти Великомученика Георгия Победоносца 6 мая. В этот день фактически закончилась война, фашистская Германия капитулировала. 9 мая, в середине Пасхальной седмицы, была подписана капитуляция. Весь православный люд советской страны ликовал: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Парад победы был назначен на 24 июня - День Святой Троицы.


    9 мая 1945 года во всех церквах зачитывалось послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I: «Слава и благодарение Богу!.. Пробил последний час фашистской Германии. Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния. Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня... и Православная Русь после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа... ныне предстоит Господу в молитве, благодарно взывая к самому источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани...

    Много ещё предстоит нам трудного дела; но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд - тяжкий, но созидательный...

    Святую же Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такой же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны...»

    Пасха - праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Символично было начало войны, символично и её окончание.

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!



    Пражская операция (1945). Началась Пражская стратегическая наступательная операция войск 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов, продолжавшаяся до 11 мая. В операции принимали участие 2-я армия Войска Польского, 1-я и 4-я румынские армии, 1-й чехословацкий армейский корпус. В рамках данной операции проведены: Дрезденско-Пражская, Судетская, Оломоуцкая, Йиглава-Бенешовская фронтовые наступательные операции (см. карту — Пражская наступательная операция. 6—11 мая 1945).

    6 мая передовые батальоны дивизий первого эшелона ударной группировки 1-го Украинского фронта Конева провели разведку боем. Вместе с ними действовали передовые бригады танковых корпусов 4-й и 3-й гвардейских танковых армий. Во второй половине дня после короткой артиллерийской подготовки перешли в наступление основные силы главной ударной группировки фронта, в том числе 3-я и 4-я гвардейские танковые армии, 25-й и 4-й гвардейский танковые корпуса. 13-я армия Пухова и 4-я гвардейская танковая армия Лелюшенко продвинулись на 23 километра. Вечером Конев приказал 13-й армии развернуть стремительное наступление на Прагу.

    В 18 часов командующий обороной Бреслау генерал Никгоф капитулировал с сорокатысячным гарнизоном. Город был сдан много недель осаждавшей его 6-й армии генерала Глуздовского.

    60-я армия Курочкина 4-го Украинского фронта Ерёменко 6 мая овладели пунктами обороны противника Крнов и Горни-Бенешов, достигнув северо-восточной окраины Оломоуца. 38-я армия Москаленко вела упорные бои на подступах к городу с северо-востока. 1-я гвардейская армия Гречко и 18-я армия Гастиловича вышли на рубеж юго-восточнее Оломоуца. 1-й Чехословацкий армейский корпус Клапалека 6 мая продвинулся на 20 километров.

    40-й армия Жмаченко 2-го Украинского фронта Малиновского наступала на Оломоуц с юга, навстречу частям правого крыла 4-го Украинского фронта. К концу дня расстояние между этими фронтами сократилось до 20 километров. Создалась угроза окружения немецких войск, действовавших восточнее Оломоуца.

    В 1945 году главный Православный праздник - Пасха - был в день Георгия Победоносца 6 мая и непосредственно предшествовал дню Победы. Георгий Победоносец - воин-святой, победитель дракона, представляющего зло. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы полководцем также с именем Григорий (Жуков).



    В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I6 мая 1945 года говорилось: "Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой. Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмныесилы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой."

    Орде н Славы I степени

    (учрежден Указом Президиума Верхов н ого

    Медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”

    (учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945)

    С 2005 года в России проводится акция "Георгиевская ленточка". В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает на лацкан одежды Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическо м прошлом нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне

    Девиз акции "Георгиевская ленточка" - "Я помню! Я горжусь!"



    Утром 22 июня 1941 года, во звращаясь домой с затянувшейся вечеринки, Володя Этуш увидел как мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. «Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди, » — вс поминает Владимир Этуш.

    Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь.
    В последних числах сентября 1941 во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» Владимир Этуш, насчитав в зале 13 человек, решил для себя, что его место не в театре. На следующий день он записался добровольцем на фронт.
    Но сначала Владимр Этуш был направлен не на фронт, а в шк олу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. Присвоено звание старшего лейтенанта. В 1943 под Запорожьем был тяжело ранен. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Щукина.
    В 1945 году Владимир Абрамович был принят актером в театр имени Е.Б. Вахтангова, а также начал преподавать в училище имени Щукина в качестве ассистента педагога по мастерству актера.

    Представляем вниманию читателей воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара, в годы войны попавшего в фашистский концлагерь Дахау.

    Глеб Рар рассказал о настоящем торжестве духа над предельными жизненными трудностями, о том, как чудом выжившие заключённые концлагеря, освобождённого союзниками, встречали Пасху 1945 года.

    Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора:

    «Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие - от тифа…

    28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты SS“ на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

    29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это - знак надежды, что SS“ скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря.

    Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.

    Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов SS“ передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…

    Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» - моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

    Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

    Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

    Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.

    В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) - который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.

    За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры - все пелось наизусть. Евангелие - «В начале было Слово» - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста - тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

    Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

    Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской Часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».

    Свято-Воскресенская часовня в Дахау, которая была построена отрядом Западной группы войск Российской Армии незадолго до ее вывода из Германии в августе 1994 года, являет собой точную реплику северно-русской шатровой церкви или часовни. За престолом часовни находится большая икона, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концентрационного лагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу.

    Сегодня я хотел бы воспользоваться случаем и попросить вас, православных христиан во всем мире, сообщить нам имена иных православных братьев и сестер, заключенных и погибших здесь, в Дахау, или в прочих нацистских концентрационных лагерях для того, чтобы мы смогли включить их в наши молитвы.

    А если вы сами когда-нибудь попадете в Германию, не премините посетить нашу русскую часовню на территории бывшего концлагеря Дахау и помолитесь за всех замученных «на месте сем и на иных местах мучения».

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! XPIΣTOΣ ANEΣTH! CHRIST HAS RISEN!

    «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (Стихира Пасхи)».

    Глеб Александрович Рар - известный церковный и общественный деятель старой русской эмиграции.

    Долгие годы Г.А. Рар состоял в Епархиальном Совете Германской епархии РПЦЗ, в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей «Православного Дела», служащего распространению веры в СССР, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире» (Glaube in der 2. Welt).

    В 1968 г. посвящен во иподиакона митрополитом Филаретом (Вознесенским). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, выступал с докладами о положении Церкви в СССР во многих странах мира. С 1983 года был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства - старейшего русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии.

    В 1995 году, когда Братство было вынуждено закрыть свой домовой храм в Гамбурге, Г.А. Рар по просьбе руководства Русской Православной Церкви передал хранившийся там «Мемельский иконостас», служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, в Россию. Иконостас был отреставрирован Российским Фондом Культуры (Москва) и установлен в храме «Нерукотворного Спаса» при новосооруженном соборе в Калининграде, посвященном, по предложению Г. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую мировую и Вторую мировую войны на территории нынешней Балтии.

    Когда с Тысячелетием Крещения Руси в 1988 году Церковь на Родине стала освобождаться из-под контроля властей, Г.А. Рар последовательно начал ратовать за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничного создания «зарубежных» приходов на территории самой России. В августе 1991 года Г.А. Рар участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении.

    На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв нацизма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

    По личному указанию Президента Российской Федерации В.В. Путина Г.А. Рар с супругой получили российское гражданство. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию.

    За его обширную деятельность Г.А. Рар был удостоен ряда почётных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом, в частности, в 2004 г. от Святейшего Патриарха Алексия II.

    Вконтакте

    Если спросить любого человека в нашей стране, хоть мало-мальски знакомого с историей, когда закончилась Вторая мировая война, то практически каждый ответит: «9 мая 1945 года». Именно так и написано в большинстве наших школьных учебников. Но другие страны антигитлеровской коалиции всегда праздновали День победы на день раньше, 8 мая. Виной такому расхождению события, случившиеся в мае 1945 года в Реймсе .

    С момента самоубийства Гитлера (30 апреля 1945) власть в Германии перешла к гросс-адмиралу Деницу. Понимая, что его страна более не в состоянии сопротивляться союзникам, Дениц с самого начала стал искать приемлемые условия для капитуляции. Немецкие войска по разному вели себя на территории оккупированных западноевропейских государств и на территории СССР. Например, общее количество погибших во Франции, которая вступила в войну на год раньше СССР, составили 200 тысяч человек, менее 1 процента потерь Советского Союза. Неудивительно, что руководство Германии опасалось возмездия со стороны Красной Армии. Поэтому Дениц хотел капитулировать только перед западными союзниками (т.е. таким образом, чтобы оружие, военнопленные и контроль над территорией страны перешел к англо-американским войскам).

    Приступая к реализации этого плана, начали капитулировать немецкие группировки на Западном фронте. 4 мая перед армией фельдмаршала Монтгомери капитулировали германские силы в Голландии, Дании и Северо-Западной Германии. 5 мая американцам сдались войска в Баварии и западной Австрии. Параллельно с этим Дениц активно вел переговоры с союзниками. Его представители еще 3 мая предлагали Монтгомери принять капитуляцию трех армий, сражающихся с Красной Армией на Восточном фронте.

    К чести наших союзников стоит отметить, что они отказались от такого предложения и уведомили о нем советское командование. 6 мая в штаб войск союзников прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Однако американский генерал Эйзенхауэр в жесткой форме отказался от принятия такой капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются и в случае попыток перемещения войск с востока на запад для сдачи в плен, его армии блокируют Западный фронт и не позволят такое перемещение.

    Йодль связался с Деницем и сообщил ему об условиях союзников. В 1 час 30 минут ночи 7 мая Дениц радировал Йодлю о том, что тому предоставляются полномочия на подписание документа о безоговорочной капитуляции. Подписание акта планировалось на 2 часа 30 минут ночи 7 мая.

    В штабе союзников в качестве постоянного представителя находился генерал-майор Иван Суслопаров. Он присутствовал на переговорах, но, по-видимому, не был готов к столь бурному развитию событий. После ультиматума Эйзенхауэра Суслопаров отправил текст акта о капитуляции в Москву и запросил полномочий на его подписание. Однако к назначенному сроку ответ так и не был получен. Генерал Суслопаров оказался в очень щекотливом положении. Сложно даже представить себе, как далось ему это решение, но он согласился на подписание документа, но, по некоторым источникам, с небольшим дополнением: Суслопаров настоял на включении в документ пункта о том, что церемония подписания может быть повторена еще раз по требованию любого из государств-союзников.

    В небольшом красном здании колледжа в Реймсе (сейчас здесь находится Музей капитуляции Германии), где размещался штаб Эйзенхауэра, 7 мая в 2 часа 41 минуту был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров от СССР и генерал Франсуа Севез от Франции. От Германии свои подписи поставили адмирал Фридебург и генерал Йодль. В соответствии с этим документом все сухопутные, морские и воздушные силы Германии прекращают военные действия с 23 часов 1 минуты (по центральноевропейскому времени) 8 мая 1945 года. Когда генерал Суслопаров сообщил в Москву о подписании документа, он узнал о том, что ему было приказано никаких документов о капитуляции не подписывать.

    Сталин был крайне раздосадован подписанием капитуляции в Реймсе. Вот как пишет в своих воспоминаниях Георгий Константинович Жуков: «7 мая мне в Берлин позвонил Верховный Главнокомандующий и сообщил: - Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны, - продолжал он, - на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск». Союзники согласились с требованием Сталина и договорились считать документ, подписанный в Реймсе, предварительным протоколом. Подписание главного протокола было назначено в Берлине на 0 часов 9 Мая.

    Подписание капитуляции в Реймсе создало путаницу между союзниками. Изначально планировалось объявить о победе одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне. Предварительно называлась время 19 часов 00 минут (по Москве) 7 мая. Однако у советского командования возникли сомнения в том, что немецкие войска на Восточном фронте выполнят условия реймсской капитуляции (на Западном фронте сопротивление прекратилось, а на Восточном продолжалось). Сталин обратился к Черчиллю и Трумэну с предложением перенести объявление об окончании войны на 9 мая. Однако об окончании войны уже было объявлено по германскому радио и было известно средствам массовой информации в Великобритании и США. Лидеры союзников не могли позволить себе «выглядеть единственными, кто не знает о победе». 7 мая в 18-00 по Лондону Черчилль выступил с радиообращением и поздравил англичан с победой, тогда же о победе узнали и американцы. В Советском Союзе о капитуляции в Реймсе не было сообщено, а победа была провозглашения только после начала массовой капитуляции немецких войск и подписания пакта в Берлине - 9 мая 1945 года. Эта дата и стала для нас Днем Победы.