Краткая история исследований мирового океана. Современное состояние проблемы изучения и освоения мирового океана в рамках Федеральной целевой программы «Мировой океан

В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже - описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Север­ного морского пути.

Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVII -XVIII в.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра I . Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773-1837) на парус­ных судах «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. начались круго­светные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.

В результате проведенных исследований уточ­нена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший на­учный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана .

В 1815-1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788-1846) на шлюпе «Рюрик» , открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива - залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.

Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882. Фёдор Петрович Литке (1797- 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Бе­лое моря. Совершил два кругосветных плавания - в 1817-1819 и 1826-1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукот­ку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и опи­сание своих путешествий, Ф. П. Литке - один из создателей Рус­ского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

В 1819-1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов - «Вос­ток» под командованием Фаддея Фаддееевич Беллинсгаузена (1779-1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788-1851). Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные труд­ности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде . 10 января 1821 г. моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра I .

29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды ; ему дали название Берег Александра I . Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка — Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным об­разом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарк­тики.

Наши отечественные экспедиции XIX в., совершаемые на па­русных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.

В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осу­ществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпас­сатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океаноло­гии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвест­ных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправ­лений внесено в карты других океанов и морей.

За рубежом летопись современной океанологии ведется со времени трехлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872-1876 гг . Организа­тором специальной научноисследовательной экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон. Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в те­чение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биоло­гических явлениях и процессах, происходящих в океане.

Из замечательной плеяды русских океанографов конца XIX в. и начала XX в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848- 1904) - океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море - значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии . В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. В 1886-1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Ма­карова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.

За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г . и из­вестной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.

Степан Осипович Макаров был также полярным исследователем. С первого в мире мощного ледокола «Ермак», построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюде­ния. На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Ма­карова «Ермак» во льдах» - настольная книга каждого совре­менного океанолога.

В начале XX в. развернулись работы по всестороннему океано­графическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана. Важное место среди них занимают работы руччкого зоолога Николая Михайловича Книповича (1862-1939} в Баренцевом море , положившие начало систе­матическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.

Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185 G -1940) «Океанография», изданном в 1917 г.

10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об органи­зации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило все­стороннее и планомерное исследование северных морей, их ост­ровов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслу­живало институт первое советское научно-исследовательское суд­но «Персей» - небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими науч­ными лабораториями,

В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.

Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.

Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледоколь­ном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Се­верному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.

Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочис­ленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 -1956), по широте научных программ, важ­ности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они прово­дились, практически не имели себе равных. Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937-1938 гг., которую позднее стали назы­вать «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937-1940 гг.

К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о ха­рактере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было све­дений о природных явлениях в Центральной Аркти­ке, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе стан­ции работали полярники - Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Север­ного полюса , на разных горизонтах измеряли температуру, тече­ния , изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метео­рологические, магнитометрические, биологические и другие на­блюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления ученых мира об Арк­тике.

Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть . Установлены совершенно новые закономерности в погодных яв­лениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Ученых существовало мнение, что в течение всего года над поляр­ным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением - так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.

В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов» . Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море . Простому ледокольному па­роходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледово­го дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме. Фритьоф Нансен (1893-1896 гг.)- норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» про­был вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова » под ко­мандованием капитана К. С. Бадигина удалось преодолеть труд­ности ледового дрейфа.

Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» науч­ные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.

Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был со­здан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов организо­вал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследова­тельское судно этого института «Витязь»- флагманом советского науч­но-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Миро­вого океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.

На первом «Витязе» плавал знаменитый русский уче­ный Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы).

На втором «Витязе» исследовал Ти­хий океан С. О. Макаров. Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем » связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции об­наружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоко­водные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой послед­ний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.

В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь » - самое сов­ременное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитае­мые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоко­водная техника, позволяющая исследователям опускаться в глу­бины океана.

Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют мно­гие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вер­надский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров» и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.

Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климати­ческие условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,- все это затрудняет исследования. Не окон­чена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно откры­вают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глу­бин пришла космическая техника .

Какие науки изучают Мировой океан!

Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них - — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смеж­ные дисциплины.

Физика океана - наука, изучающая за­кономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоак­тивности и электромагнитного поля в нем).

Химия океана - наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформа­ции химического вещества в океане и формирование его стабиль­ности.

Биология океана - наука, выясняющая закономер­ности формирования и оценки биомассы и годовой продуктив­ности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океа­на - наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторож­дений полезных ископаемых.

Океанография - наука, изучающая и описывающая фи­зические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.

Один из разделов океанологии - морская гидрогра­фия . Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрогрвфических работ создаются морские плинглциониые карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навига­ционных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.

Страница 5 из 7

ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

Исследование, вернее недостаток его - одна из проблем Мирового океана. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод.

Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 - 323 годы до н.э.) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э.). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.

В 1620 году Корнелиус Ван Дреббель построил первую подводную лодку, приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине 5 метров. С 60-х годов нашего века подводные суда стали применяться для наблюдений и строительства; с 1973 года используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ. Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года Жак Пиккар и Дональд Уолш в батискафе “ Триест" достигли глубины 10917 метров на дне впадины Челленджер в Марианском желобе.

Несмотря на то, что мореплавание имеет почти такую же длинную историю, как и сам человек, настоящие разносторонние исследования Океана начались только двести лет назад. Большой вклад внесли в океанографию тех времён Беринг, Лисянский, Беллинсгаузен, Крузенштерн, Лазарев, Литке, которые кроме чисто географических открытий, проводили также биологические изыскания, собирая научные коллекции, изучая растительный и животный мир Океана. В 1872-1876 годах английское судно «Челленджер» осуществило первую океанографическую экспедицию, которая принесла такое количество новых сведений, что над их обработкой пришлось потрудиться 70 ученым в течение 20 лет. Поистине этапным для мировой океанографии стало путешествие адмирала Макарова в 1886-1889 годах на корабле «Витязь». На фронтоне океанографического института в Монако «Витязь» назван среди десяти самых известных океанографических кораблей мира.

В ХХ веке, веке техники и электроники, подводные экспедиции получили новый импульс. Ведутся акустические, гидрологические, гидрохимические, геофизические, метеорологические и биологические наблюдения и исследования. Появились специальные научно-исследовательские суда, автономные буйковые станции, подводные лаборатории, разнообразнейшие батискафы и подлодки. Океан изучается как изнутри - на больших и малых глубинах, так и из космоса. Одной из самых известных программ изучения океана в ХХ веке были экспедиции Тура Хейердала. Эти международные экипажи построили по рисункам, найденным в Древнем Египте суда из тростника и папируса. Связав их особым способом, они совершили длительные морские переходы на кораблях" Ра-1 " и " Ра-2 ", доказав, что древние египтяне могли плавать на большие расстояния. Жак Ив Кусто со своей командой вносит огромный вклад в дело изучения океана. Его отчеты мы можем видеть по телевизору, а ученые пользуются его пробами и лабораторными исследованиями.

Интересы естествознания, использование минеральных ресурсов, прогноз стихийных бедствий, да и просто погоды, проблема искусственного регулирования биологической продуктивности требуют постоянного и обширного изучения Океана. Чтобы беречь этот резервуар жизни на планете, также и даже более чем необходимо его знать.

Как люди открывали свою землю Томилин Анатолий Николаевич

Этапы изучения мирового океана

С каждым плаванием по неизвестным морям, с каждой экспедицией человечество все больше и больше узнавало о водных просторах Мирового океана. Ни один из мореплавателей не оставил без внимания течения и ветры, глубины и острова. Можно назвать много имен тех, кто подарил людям первые сведения об океане: Колумб и Васко да Гама, Магеллан, пират Фрэнсис Дрейк, Кук, Беринг, Дежнев, Лаперуз… Список длинный. Как тут не вспомнить о замечательных русских кругосветных экспедициях Крузенштерна и Лисянского, Головина и Коцебу, Васильева и Шишмарева, Беллинсгаузена и Лазарева. На борту корабля Коцебу знаменитый русский физик Ленц разработал немало приборов для исследования океана. А сколько нового подарило людям плавание Чарлза Дарвина на корабле «Бигль»!

В изучение океанов вносили свою лепту не только профессиональные моряки. Достаточно добавить в качестве примера работу Франклина по созданию первой карты Гольфстрима и труд Ньютона по теории приливов… Наконец, в конце 40-х годов прошлого столетия американский ученый Мори, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук, обобщил большинство добытых наукой сведений и написал первую «Физическую географию океанов». Первую по той полноте сведений, которые в ней содержались.

Все это время - от самых древних времен до работ первой океанографической экспедиции на специальном английском судне «Челленджер» - обычно объединяется в первый этап изучения океана.

Специально для тех, кто, может быть, не слыхал об этом плавании, сообщаю, что за три с лишним года (с декабря 1872 по май 1876-го) «Челленджер» покрыл расстояние в 68 890 миль по Атлантике, Тихому и Индийскому океанам, а также по водам южных морей. Под руководством Чарлза Уайвилла Томсона и Джона Меррея экспедиция нанесла на карту 140 миллионов квадратных миль океанического дна. Ученые открыли 4417 новых видов живых организмов и установили 715 новых их родов. А сколько было остановок за время рейса? На них измеряли глубины с помощью лота, брали образцы донных пород. Зато, когда вернулись, ученые смогли составить самую первую карту распределения отложений дна.

С 1880 до 1895 года один за другим из печати вышли 50 томов отчета экспедиции с описанием собранных материалов. 70 ученых участвовали в создании этого труда. 40 томов были посвящены только описанию животного мира океана и 2 тома - миру растений.

Результаты этой экспедиции легли в основу всех современных океанологических исследований и до наших дней не утратили своего значения.

От плавания «Челленджера» до начала второй мировой войны идет второй этап изучения океана.

В 1921 году Владимир Ильич Ленин подписал декрет о создании плавучего морского научного института - ПлавморНИИ, которому передали небольшую деревянную парусно-паровую шхуну «Персей». На борту «Персея» оборудовали 4 лаборатории, и сначала в них работали только 16 человек. Несмотря на такие скромные возможности первенца советского исследовательского флота, его экспедиции стали прекрасной школой для советских океанологов.

В этот период был сделан первый подводный фотоснимок и создан первый подводный кинофильм, рассказывающий о жизни коралловых рифов в районе Багамских островов. Специалисты немагнитного судна «Карнеги» разработали новые методы исследования магнитного поля. А голландский ученый Мейнес проделал первые опыты по измерению силы тяготения с подводной лодки.

Во время второго этапа ученые разбились на несколько групп, объединявших сторонников разных взглядов на происхождение океанов. Действительно, образовались ли они вместе с сушей или позже? Это были очень важные вопросы, от решения которых зависели дальнейшие направления развития теории всей планеты. Некоторые английские ученые защищали даже такое предположение, что когда-то очень давно от Земли оторвался кусок и на месте образовавшейся впадины заплескались волны Тихого океана. А оторвавшаяся часть пошла на «изготовление» Луны…

В 1912 году немецкий ученый Альфред Лотар Вегенер высказал мысль о том, что материки, как огромные льдины, плавают на подстилающем земную кору слое вязкой массы. Что когда-то все материки вместе составляли единый континент - Пангею, а остальная часть земного шара была покрыта водой. Потом Пангея раскололась, куски ее расплылись в разные стороны и образовали современные материки, разделенные современными океанами. С мнением Вегенера согласились далеко не все. В спорах приняли участие ученые многих стран. Но ни одна гипотеза, выдвинутая в то довоенное время, не могла достаточно убедительно объяснить происхождение океанических впадин.

Зато в других вопросах, связанных с океанами, был достигнут определенный прогресс. Так, например, в 30-х и 40-х годах большинство ученых поддерживало гипотезу советского академика А. И. Опарина о возникновении жизни в океанах Земли.

Третий этап развития океанологии начался с первого крупного послевоенного плавания в 1947–1948 годах. Океанографическая экспедиция на шведском судне «Альбатрос» исследовала глубоководные желобы на дне океана. Они оказались полнейшей неожиданностью для ученых. До 40-х годов о таких образованиях в подводном рельефе никто и не подозревал. Весь ученый мир с напряженным вниманием следил за исследованиями, за тем, как этот уникальный феномен, скрытый от человеческих глаз, разрастался и отдельные желобы складывались в сложную систему. Большую роль в изучении глубоководных желобов сыграл новый советский экспедиционный корабль «Витязь». Он начал свою работу в Тихом океане в 1949 году и по праву считался тогда одним из самых больших и хорошо оборудованных океанологических кораблей. Ученые, работавшие на борту «Витязя», открыли самые большие глубины на земном шаре, отыскали в океане не только новые виды животных, но и обнаружили новый их тип - погонофоры.

Примерно в то же время занималась исследованием глубоководных желобов и датская экспедиция на судне «Галатея». Опуская свою драгу в вечную тьму глубин, датские ученые обнаружили там животных, похожих на тех, которые водились на нашей планете миллионы лет назад.

Откуда на Земле вода? Этот вопрос, вроде бы такой простой и очевидный, долгие годы не давал покоя ученым. В древности почти у всех народов мира существовали мифы о потопах.

Но мифы и сказки не могут служить основанием для научного знания. Так откуда же все-таки взялась вода, заполнившая впадины земного рельефа? Много было высказано гипотез. В 1951 году американский ученый В. Руби выдвинул предположение об образовании гидросферы в результате разделения, расслоения - дифференциации мантии Земли.

Вода, до того входившая в состав вещества, из которого образовалась наша планета, теперь как бы «выжималась» из него. Капли сливались в лужицы. Из лужиц образовывались озера и моря, сливались океаны.

Эта идея была развита и обоснована советским ученым А. П. Виноградовым, и сегодня ее разделяет большинство геологов и исследователей океана.

С 1957 года, когда вошли в силу программы Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества, начался четвертый этап в изучении океана. Важнейшим событием в международных исследованиях явилось открытие единой планетарной системы срединных океанических хребтов - настоящих горных систем, расположенных на дне океанов и скрытых под поверхностью вод. Известный советский ученый М. А. Лаврентьев установил, что вдоль этих подводных хребтов распространяются страшные волны цунами, несущие разрушения и гибель людям, живущим на побережьях.

В 1961 году начались работы по проекту «Молох». Геологи задумали пробурить толщу земной коры на морском дне, где она не такая толстая, как на суше, и достигнуть границы верхней мантии, чтобы узнать наконец, что она из себя представляет. В США было построено специальное буровое судно «Гломар Челленджер». И первая скважина была заложена у острова Гваделупа…

Добраться до мантии не удалось и по сей день, но сверхглубокое бурение принесло ученым немало интересного. Например, почему-то все породы, пройденные буром, оказались сравнительно молодыми. А куда же девались старые осадки? И таких загадок оказалось хоть отбавляй…

Третий и четвертый этапы изучения Мирового океана явились настоящей эпохой Великих Океанографических Открытий. Сегодня океан, конечно, уже не тот непостижимо загадочный мир, каким он был еще всего полвека назад. И все равно он полон тайн. Чтобы изучить, чтобы обжить его просторы, уже недостаточно одних лишь исследовательских судов-лабораторий и судов - научно-исследовательских институтов. Сегодня в едином комплексе работают автоматические и обитаемые буи-лаборатории, подводные аппараты, искусственные спутники Земли и пока еще не очень многочисленные подводные исследовательские группы акванавтов, живущих и работающих в подводных домах-лабораториях.

Из книги 100 великих географических открытий автора

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

автора

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

52. На грани мирового пожара Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови! А. Блок Корниловцы, марковцы, дроздовцы, алексеевцы. Ядро Добровольческой армии. Эти части, названные по именам погибших военачальников, были особыми,

Из книги Тайны Космоса автора Прокопенко Игорь Станиславович

Глава 3 Тайна Мирового океана Вначале было море! Соленое, густое и теплое, как остывающий суп. В нем, как считает официальная наука, и зародилась земная жизнь. Из одноклеточных организмов через миллионы лет получились кольчатые черви, потом подслеповатые моллюски, потом –

Из книги Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение автора Ефимов Виктор Алексеевич

Глава 8. Истоки мирового финансово-экономического кризиса и методологические основы обеспечения устойчивого функционирования мирового хозяйства Не во всякой игре тузы выигрывают. К. Прутков Экономический кризис в отсутствие природных катаклизмов регионального

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции СТАНОВЛЕНИЕ АНТИКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ Изучение истории Древнего мира было начато еще историками Древней Греции и Древнего Рима. Начало этому положили знаменитый ученый V в. до н. э. Геродот, основатель исторической

Из книги Теоретическая география автора Вотяков Анатолий Александрович

автора Лобанов Михаил Петрович

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

НА ПРОСТОРАХ МИРОВОГО ОКЕАНА

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем На карте 1622–1634 годов, нарисованной картографом Hessel Gerritsz, Тихий Океан

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Сталин против мирового господства и нового мирового порядка Вопрос. Как вы расцениваете последнюю речь Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории: 1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;2) хронологически-проблемный –

Из книги Разные человечества автора Буровский Андрей Михайлович

Лидеры мирового развития Прошли времена, когда неандертальцев изображали обезьяноподобными дикарями, которые ходили голыми, жили в пещерах и поедали сырое мясо. Неандертальцы жили в среде, которую невозможно населять без орудий труда, жилищ, одежды.По археологическим

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Периферия мирового капитализма Давление на периферийные страны в эпоху неолиберальной глобализации усилилось по сравнению с предыдущим периодом кейнсианского капитализма. Если в 1960-е годы по отношению к станам «третьего мира» можно было говорить о «догоняющем

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

6. Система мирового террора Общепринятая классификация определяет три основных видатерроризма: политический; духовный (религиозный); экономический.Однако такая классификация терроризма является неполной. При этом важно, рассматривая специфику современных

Вспоминаем: Что такое Мировой океан? На какие части он подразделяется? Каковы основные формы океанического дна? Как изменяется температура океанских вод? Каковы виды движения вод в океане? Под воздействием каких причин образуются морские волны, цунами, океанские течения, приливы и отливы? В чем особенности морских растений и животных и как они распределяются в океане? Какие богатства Мирового океана используются человеком? Каково отрицательное воздействие человека на океан? Как бороться с загрязнением вод Мирового океана?

Ключевые слова: экспедиционные суда, дрейфующие станции, подводные аппараты, искусственные спутники и космические корабли.

1. Изучение океана в прошлом. Океан всегда поражал человека своими просторами, мощью, загадочными далями. Древние люди пытались по-своему объяснить непонятные явления в океане. В их воображении возникали не природные процессы, а морские духи, а затем и божества. У древних греков это были Посейдон, а у римлян – Нептун.

В настоящее время моряки всех стран не забывают о своем покровителе Нептуне и устраивают в честь его праздник.

Если на суше осталось не так уж много неизведанных территорий, то в глубинах океана и сейчас немало неизведанного и даже загадочного. Раньше всего люди познакомились с тем, что происходит на поверхности океана и в прибрежных, неглубоких его частях.

Первыми исследователями океана были ныряльщики за жемчугом и морскими губками. Ныряли они безо всяких приспособлений и могли находиться под водой всего несколько минут.

2. Современные исследования Мирового океана. Прошло немало времени, прежде чем у исследователей появились тяжелые жесткие костюмы - скафандры, соединенные шлангом и тросом с кораблем. В сороковые годы XX века Ж.И.Кусто изобрел акваланг. Это открыло дорогу для исследования морских глубин широкому кругу людей: археологам, геологам, океанологам, спортсменам-подводникам (рис. 110).

Несмотря на опасности, подстерегающие исследователей в океане, изучение его не прекращается.

Исследование океана осуществляется с помощью специальных экспедиционных судов, дрейфующих станций, искусственных спутников Земли, подводных аппаратов. Один из них – батискаф – называют подводным дирижаблем (рис. 111).

Рис. 111. Батискаф

На батискафе "Триест" в 1960 году швейцарский ученый Жак Пикар с помощником спустились в Марианский желоб на глубину около 10 500 м. Иногда на глубине 10-20 метров устанавливают подводные дома - лаборатории.

Важная роль в изучении океанов и морей принадлежит искусственным спутникам Земли и космическим кораблям. Со спутников, например, изучают морские течения, ведут наблюдения за теплым течением Гольфстрим, морскими волнами и льдами.

Океан изучается всесторонне. Выясняются свойства воды, ее движение на разных глубинах, особенности морских организмов и их распространение, измеряются глубины, берутся и исследуются образцы донных осадков.

При необходимости изучения больших участков океана ученые разных стран объединяют свои усилия. В таких исследованиях участвуют десятки специальных судов, самолеты, подводные аппараты, искусственные спутники Земли.

Результаты исследований имеют большое значение для судоходства, рыболовства, поисков полезных ископаемых и их добычи.

    1. Как изучают Мировой океан? 2. Какую роль в исследовании океанов играют искусственные спутники Земли и космические корабли? 3. Почему необходимо изучать океан? 4* Знаете ли вы, когда проводится праздник Нептуна и каким ритуалом он сопровождается?