Кто такой янка купала. Янка Купала — интересные факты из жизни

Народный поэт Беларуси

Первый и самый народный поэт белорусской земли, заступник народных интересов, трибун национального Возрождения, он стал для белорусов литературным классиком и настоящим символом нации.

Творческая биография

Родился Янка Купала (Иван Луцевич) 25 июня (7 июля) 1882 года в фольварке Вязанка Вилейского уезда (теперь - Молодечненский район) в семье арендатора. Закончил Белорусское народное училище. После смерти отца в 1902 году занимался хозяйством, был учителем и писарем, приказчиком, практикантом и даже помощником винокура на частной пивоварне… Все это позволило ему изучить жизнь и обычаи земляков, народное творчество и фольклор.

К 26 годам среди его творческих наработок уже были первые стихи. На протяжении 1908-1913 годов один за другим в Петербургском издательстве «Загляне сонца і ў наша ваконца» выходят его поэтические сборники: «Жалейка», «Гусляр», «Шляхам жыцця». Параллельно Янка Купала работает в «Нашей ниве» - первой белорусской национальной еженедельной газете, где печатает стихи и заметки, критические статьи и передовицы. В 1914 году основатели газеты Александр Власов и братья Иван и Антон Луцкевичи предложили Янке Купале должность главного редактора, и он с охотой согласился, отдав этой работе два года.

К этому времени им уже были созданы произведения, которые станут бессмертными: поэмы «Адвечная песня» и «Сон на кургане», пьеса «Паўлінка».

В 1919 году он переезжает в Минск, и здесь из-под его пера выходят такие произведения, как «Раскіданае гняздо» и «Прымакі», «Магіла льва» и «Курган». Была среди этих произведений и «Тутэйшыя» - пьеса, которая принесет Янке Купале честь и славу, правда, через десятилетия. Он тонко и точно чувствовал глубинную сущность перемен в обществе и национальном сознании. Именно отражение этих перемен, показ процесса пробуждения белорусского народа и привели к тому, что трагикомедия «Тутэйшыя» почти 60 лет была под запретом для постановки и опубликования.

Жизнь поэта была наполнена не только творчеством, но и активной общественно-политической деятельностью, стычками с «сильными мира сего». Являясь кандидатом в члены и членом Центрального исполнительного комитета БССР, депутатом Верховного Совета республики, академиком Академии наук Беларуси и Украины, будучи награжден званием народного поэта БССР, тем не менее он всегда был «под прицелом» ОГПУ (потом - НКВД). Его пробовали склонить к сотрудничеству, заставить согласиться с ролью руководителя мифического Союза освобождения Беларуси, который якобы существовал в республике. В 1930 году Янка Купала предпринял попытку самоубийства, однако жена спасла его от гибели.

28 июня 1942 года, за несколько дней до своего 60-летия, поэт трагически погиб в Москве. Обстоятельства этой трагедии не выяснены до сих пор. В 1962 году урна с прахом белорусского классика перевезена в Минск и торжественно перезахоронена на Военном кладбище.

Музеи, улицы, чтения

О жизни и творчестве поэта сегодня рассказывают в Литературном музее Янки Купалы в Минске, в его филиалах в Вязанке, Левках, Хоруженцах, Яхимовщине. Именем поэта назван Институт языка и литературы Национальной Академии Наук Беларуси, Гродненский государственный университет, улица, парк и станция метро в Минске, проспект в Гродно, мемориальные заповедники в Вязанке и Левках, ландшафтный заказник в Окопах.

С 1959 года присуждается Литературная премия имени Янки Купалы (с 1965-го она имеет статус государственной).

Рассказать о жизни и творчестве первого народного поэта Беларуси призваны Купаловские чтения, которые со временем стали профессиональным форумом для обсуждения научных достижений и проблем купаловедения.

Памятники поэту установлены на его родине, в Вязанке, на Военном кладбище, в Минском парке имени поэта, в Левках, Радошковичах, Москве и Монро (США), существует мемориальная доска в Риге.

Настоящее имя: Луцевич Иван Доминиквич.
Псевдоним: Янка Купала - белорусский народный поэт.

Родился он 7 июля 1882 года в фольварке Вязынка (теперь Молодечненский район Минской области). Отец будущего поэта был мелким арендатором из безземельных крестьян. Учился будущий классик белорусской литературы в Белорусском народном училище (1898), в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 - 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915).

В поисках куска хлеба перепробовал множество занятий. После смерти отца (1902) был домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика на Сенненщине (1904), практикантом и помощником винокура на пивоварнях (1905-1908).

Первое стихотворение поэта - «Мужик» - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Я. Купала стал регулярно печататься в газете «Наша нива», а после стал её сотрудником. В 1914-1915 годах поэт занимал должность редактора самой прогрессивной газеты Беларуси того времени.

Вместе с Я. Коласом (их жизненные пути удивительно совпадают, даже год рождения у титанов белорусской литературы одинаковый, не говоря уже совпадении инициалов и т.д.) Купала стал основоположником новой белорусской литературы. Большую роль в его идейном и творческом развитии сыграл Максим Горький. Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубликованы 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе - 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919).

В советскую эпоху творчество Купалы, вдохновляемое борьбой за построение социализма, отразило коренные изменения в жизни белорусского народа. В это время выходят сборники стихотворений Купалы «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. За сборник «От сердца» (1940) поэт был награждён Государственной премией СССР в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны большой популярностью пользовались патриотическая публицистика Купалы и его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. В 1942 году в Москве поэт скончался.

Поэзия Купалы развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни. Кроме того, в ней отражены и достижения русской художественной культуры.

Кроме создания огромного количества собственных произведений, Я. Купала перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран.

Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы. Сейчас созданы также мемориальные заповедники «Вязынка», «Левки», «Акопы» - в местах, с которыми были связаны жизнь и творчество поэта. Его имя присвоено Национальному академическому театру в Минске (старейшему в Беларуси), Институту литературы Национальной Академии Наук РБ, Гродненскому государственному университету, ряду школ, библиотек, улиц в городах и посёлках Беларуси. В 1959 году была установлена премия имени Янки Купалы в области литературы, искусства и исполнительского мастерства.

- 116.50 Кб

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка». В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора - привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашай Нівы», Купала прекращает работу в редакции. Тем не менее, петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 10-х годов Якубом Коласом и Э.Пашкевич, которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня», а 13 марта 1910 года - сборник «Гусьляр». В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года - драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедственного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911-1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней - поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Раскіданае гняздо» (1913), опубликованная в Вильно в 1919.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы - «Шляхам жыцця», в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашай Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.

ПЕРИПЕТИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны) выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Спадчына» (1922), «Безназоўнае» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «Ад сэрца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

СТИЛЬ ТВОРЧЕСТВА ЯНКИ КУПАЛЫ

Купала в своем творчестве отображал настроение крестьянства. Этим обусловлен и художественный стиль первых стихов, собранных в сборнике «Жалейка». Мысль, что на пиру жизни есть обделенные - крестьяне, которым приходится и голодать и терпеть обиды от высокомерно относящихся к ним панов, - проходит красной нитью в первом сборнике Купалы, где находит еще весьма непритязательное выражение; автор даже не считает себя достойным звания поэта. Еще довольно неискусный в версификации, Янка Купала руководствуется главным образом чувством ритма. Ритм стихов, часто сбивчивый и лишенный выразительности, отличается большим разнообразием. Уже в этой первой книге проявляется характерное для будущего стиха Купалы частое пользование внутренними рифмами, придающими его поэзии особую певучесть и ритмическую рельефность. В следующих сборниках особенно заметно влияние Шевченко и Кольцова. Заимствуя у Кольцова его приемы в изображении жизни и труда крестьянина, Купала не забывает, что это - труд человека, жестоко эксплуатируемого. Взяв известную некрасовскую пародию на лермонтовскую колыбельную песню, Купала пишет стихотворение в том же сатирическом плане, но наполняет образами, взятыми из знакомой поэту белорусской действительности. Горечь, вызываемая окружающей поэта действительностью, мечты о светлом будущем, ожесточенность, призывы к борьбе, всегда проникнутые сильным чувством - таковы основные лирические мотивы Купалы.

Значение отмеченных выше литературных традиций нужно, однако, признать небольшим в сравнении с тем, что дало Янки Купалы белорусское народное творчество и прежде всего народная песня. С народной песнью связано не только музыкальное строение его стиха, но и отдельные черты стиля: частое применение как тематических, так и синтаксических параллелизмов, традиционные эпитеты, постоянные обращения к своим думам, к своим песням, насыщающие его лирику живым и подчас глубоко драматическим диалогизмом. Характерны для Янки Купалы концовки, являющиеся не простым повторением, но предстающие перед нами каждый раз в новой вариации. Отметим, что ритмы подчас непосредственно определены ритмом самого труда, например, в стихах, изображающих косьбу, где ритм и инструментовка стихотворения передают движения косы в руках косца.

После имеющего переходное значение сборника «Гусьляр» Купала издает сборник «Шляхам жыцця», наиболее значительный из его сборников не только по размерам, но и по качеству. Богатством размеров и разнообразием строфики с Купалой соперничал в белорусской литературе один лишь Максим Богданович. Но Богданович стремился пересадить на еще невозделанную в его время почву белорусской литературы достижения европейской поэзии. Богданович явился продолжателем буржуазных традиций европейской литературы, Купала - ритмически и эмоционально высокоодаренный наследник белорусского устного творчества.

Янка Купала по преимуществу лирик. К эпическому творчеству он подошел через разработку народной баллады, предания, легенды, сказки. В период, когда поэт под влиянием нашенивства был склонен к националистической идеализации прошлого Белоруссии, у него часты образы белорусского баяна, гусляра, лирника.

За время революции Купала выпустил два сборника: «Спадчына» и «Безназоўе». В этих сборниках намечается перелом в его творчестве. Изредка появляющиеся стихи, относящиеся главным образом к области политической лирики, свидетельствуют о том, что поэт, определившийся как художник в 10-х гг. XX века, может дать образцы нового, более скупого на слова, но четкого и строгого мастерства.

Менее уверенными были выступления Купалы в области драматического творчества. Его пьеса «Паўлінка» написана в реалистичном стиле, в драме «Раскіданае гняздо» критика отметила элементы романтики, комедия «Тутэйшыя», политически представляя собой апологию национал-демократической идеологии, разработана в манере гротеска.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Я адплаціў народу,

Чы м моц мая магла:

Зв аў з путаў на свабоду,

Зв аў з цемры да святла.

В чем же все-таки выражается специфичность исторической роли Янки Купалы?

Как правило, даже незаурядные поэты выражали и идеи, и устремления уже сформировавшихся наций, имевших свою историю, язык и литературу, соответственно сложившиеся национальные традиции, защищали интересы народов, обладавших определенным багажом, если так можно выразиться, экономических и культурных накоплений.

Миссия Янки Купалы оказалась намного сложней.

Во-первых, белорусскому поэту выпало на долю формировать национальное самосознание народа, которого фактически не признавали за нацию. «Доброжелатели» утверждали, что такой нации, как белорусы, нет и в помине. Русские шовинисты надоедливо твердили, что те, кто в западных районах России придерживается православия, являются русскими. Польские вторили, что те, кто придерживается католичества, – бесспорно, поляки. И, разумеется, и одни, и другие пытались как можно большее количество белорусов перетянуть в свое вероисповедание. Таким образом, если следовать религиозным канонам, их ухищренным требованиям, целая нация исчезала с лица земли, так как ей было отказано в праве на самостоятельное существование, на полноценное самоутверждение.

Кроме того, сами белорусы по причинам экономической отсталости, социального бесправия и постоянного национального унижения, когда душились любые проявления белорускости, еще не поднялись до национального самоопределения, называя себя то «палешукамі» (по географическому названию – Полесье), то «тутэйшымі» («здешними» – людьми, обитающими в данной местности).

Во-вторых, язык, на котором говорили белорусы, официально не признавался как самостоятельное лингвистическое явление. Иногда его называли «простым», а чаще презрительно именовали «мужицким», а то и «хамским», осмеивали людей, изъясняющихся на нем, высокомерно обзывая их «быдлом».

На долю Янки Купалы выпала грандиозная общественная миссия. Ему предстояло пробудить самосознание своего народа, по сути дела практически способствовать формированию белорусов в нацию, вызвать их к исторической деятельности, пробудить желание людьми зваться, отстаивать свои национальные интересы и законное право на существование. Для того чтобы заставить задавленных непомерным гнетом людей поверить в самих себя, в осуществление извечной мечты о свободе, требовалась громадная эмоциональная сила воздействия на них, требовалось мужественное служение жизненной правде для формирования общественного сознания.

Янке Купале приходилось решать и другую не менее важную проблему – создание общенационального литературного белорусского языка, обосновать его жизнеспособность, его возможность передавать человеческие мысли, действия, оттенки человеческих чувств и абстрактных философских понятий.

Наконец, в-третьих, не менее трудную задачу необходимо было решить и в области сугубо литературной. Янке Купале предстояло, опираясь на фольклорные источники и скромные творческие достижения предшественников, создать высокохудожественную литературу, не уступающую по гуманистической насыщенности и художественной выразительности другим, уже признанным миром, литературам. Молодому писателю пришлось сталкиваться с еще не решенными до него сложными вопросами художественного творчества, выступая в роли первооткрывателя. К тому времени другие славянские литературы, такие, как русская, украинская, польская, чешская, уже заняли прочное место в литературном пространстве, а белорусской словесности еще понадобилось доказывать свое право стоять в одном ряду с ними. Исторические обстоятельства диктовали Янке Купале роль основоположника новой оригинальной литературы.

ПОЭТ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА

Деятельность Янки Купалы, его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценена наследниками.

Произведения поэта неоднократно переиздавались отдельными изданиями. Сборники произведений выходили в 1925-1932 гг. (в 6 томах, первый сборник произведений в истории белорусской литературы), 1928-1940 гг. (в 4 томах), 1952-1954 гг. (в 6 томах), 1961-1963 гг. (в 6 томах), 1972-1976 гг. (в 7 томах), 1995-2003 (в 9 томах).

Многие стихи и поэмы включены в школьные программы.

В 1959-1965 гг. присуждалась Литературная премия имени Купалы, с 1965 года – Государственная премия Беларуси имени Купалы.

В Минске работают Государственный литературный музей Янки Купалы и четыре его филиала: “Акопы” в Логойском районе, “Яхімоўшчына” в Молодечненском районе, Купаловские мемориальные заповедники “Вязынка” в Молодечненском районе (где ежегодно проводятся купаловские дни поэзии) и “Ляўкі” Оршанском районе.

Именем поэта названы Институт литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный академический театр в Минске, Гродненский университет, поселок в Глусском, деревня в Пуховичском районах, колхозы, библиотеки, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси.

Описание

Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
Изучить стиль творчества Купалы;
Определить историческую роль поэта.

1.Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
2.Творчество..……………………………………………………………………7
3.Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
4.Историческая роль……………………………………………..……………...16
5.Поэт международного масштаба…………………………………..…............18
Заключение………………………………………………………………………...20

Список источников………………………………………………………………..21


Не так давно мы закончили публикацию серии материалов о всех . И сейчас начинаем рассказывать о Народных поэтах Беларуси. Всего их 8 – Янка Купала, Якуб Колас, Петрусь Бровка, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Пимен Панченко, Нил Гилевич, Рыгор Бородулин. А начнем мы рассказ с одного из самых известных поэтов Беларуси – Янки Купалы . Статус Народного он получил в 1925 году.

Биография. Янка Купала (настоящее имя Иван Доминикович Луцевич ) родился 7 июля 1882 года в небольшом фольварке Вязынка в семье арендаторов земли. Как отец так и мать происходили из семей обедневшей шляхты. Род Луцевичей упоминается еще в документах 17 века. Его дед арендовал землю у Радзивиллов, но те изгнали его с родных земель. Этот факт даже лег в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» .

В детстве будущий поэт много работал с землей, помогал отцу. Часто их семья переезжала с место на место, это повлияло и на образование будущего поэта.

В 1898 году Купала закончил Белорусское народное училище. А в 1902 у него умирает отец и на его плечи ложится содержание семьи. Он работает по хозяйству, домашним учителем, писарем, приказчиком, чернорабочим, на других работах. Все это время будущий поэт активно занимается самообразованием.

В 1908-1909 годах живет в Вильне и работает в редакции газеты «Наша Ніва» . Там он заводит множество полезных знакомств, в том числе и со своей будущей женой Владиславой Станкевич, а также с актрисой Павлиной Мядёлкой , в честь которой назвал главную героиню своей пьесы “Паўлінка” .

В 1909-1913 живет и учится в Санкт-Петербурге. Работает в публичной библиотеке. Позже, в 1913 возвращается в Вильню, где работает секретарем Белорусского издательского товарищества, а затем возвращается в газету «Наша Ніва». С 7 апреля 1914 года он становится главным редактором издания.

Позже, в 1915 году, из-за приближения фронта, эвакуируется в город Орел. Переезжает в Москву, где учится в Московском городском народном университете им.Шанявского. Но доучиться ему не удалось – в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны началась всеобщая мобилизация, призвали в войска и Купалу. Он служил в дорожно-строительном отряде вплоть до Октябрьской революции. Служба проходила в Минске, Полоцке, Смоленске.

Революция застала поэта в Смоленске. После ее окончания он поселился в Минске. Там же он находился во время польской оккупации и жил в белорусской столице вплоть до начала Великой отечественной войны. Работал библиотекарем, редактором журналов “Рунь” и “Вольны сцяг” .

Был одним из инициаторов создания Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (1922). Участвовал в конференции по реформе белоруссокго правописа и азбуки (1926).

В 1920-1922 годы тяжело болел и практически ничего не писал.

В Советском Союзе к писателю относились настороженно. С одной стороны в его раннем творчестве было много стихов, прославлявших обычного рабочего и обличавшего помещиков-эксплуататоров. С другой стороны, Купала писал исключительно на белорусском языке, чем вызывал подозрения у властей.

С 1920 вплоть до 30-х годов на Купалу началась травля. В 1921 году у него конфисковали все рукописи, в 1930 – раскулачили его сестру и мать. Его обвинили в неблагонадежности и начали повсеместную травлю в прессе. Главное обвинение заключалось в националистических взглядах поэта. Якобы он до революции состоял в рядах Организации Национального освобождения Беларуси, чем “запятнал” свою репутацию. Была запрещена за национализм пьеса “Тутэйшыя” (заново напечатана лишь в 1989 году). Причем не только в СССР. Ее перевод на польский вызвал резкий протест поляков, которые посчитали ее антипольской.

Поэта начали часто вызывать на многочасовые допросу в ГПУ. После одного из них он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он даже написал письмо председателю правительства БССР Александру Червякову с такими словами: Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога” .

Итогом этих испытаний стало “Открытое письмо” поэта, в котором он вынужден был покаяться во всех грехах и пообещать в дальнейшем не допускать подобных идеологических промашек. Эти события серьезно пошатнули здоровье и моральный дух поэта. Но на этом от него не отстали. Новая угроза ареста нависла над ним в 1937 году. Но беда миновала. Многие сходятся во мнение, что это произошло лишь благодаря народной любви к Купале.

После начала войны, которая застала его в Каунасе, поэт поселяется в небольшом поселке Печище, который находится недалеко от Казани. Но он не остался в стороне от войны, а вел антифашистскую публицистическую деятельность.

28 июня 1942 года поэт приезжает в Москву и селится в одноименной гостинице. И в тот же день погибает. Обстоятельства смерти до сих пор неизвестны. Писатель упал в лестничный пролет между 9 и 10 этажом. Умер мгновенно. Выдвигалось несколько причин происшествия – алкогольное опьянение, самоубийство, убийство спецслужбами, случайность. Свидетелей происшествия не было.

Версия с алкогольным опьянением отпала сразу же. Во-первых, ее не подтвердила экспертиза. Во-вторых, сам Купала из-за проблем со здоровьем алкоголь практически не употреблял.

Версия самоубийства тоже в скорости отпала. За несколько часов до происшествия он встречался со своими друзьями, был веселый, угощал всех сладостями и приглашал на свое 60-летие (7 июля).

Что касается убийства – то это самая загадочная версия. Открытых причин убийства у спецслужб не было – открытого неповиновения Купала не выказывал. С другой стороны, многие говорят, что незадолго до происшествия его видели в компании Павлины Медёлки, подруги его молодости, первая исполнительница роли Павлинки в одноименной пьесе, а в те годы служившей в ГПУ.

Что касается версии о случайности, то она маловероятна. У лестницы были высокие перила и перекулиться через них случайно было очень сложно. Возможно, поэту просто стало плохо.

Из-за того, что Минск в 1942 году еще был оккупирован, поэта похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище, но в 1962 году его останки были перевезены в Минск и захоронены на Военном кладбище , рядом с могилой матери. На могиле установлен мемориал.

Интересный факт – мать поэта умерла спустя день после своего сына. Но о гибели Купалы так и не узнала, поскольку находилась в оккупированном Минске.

Творчество. Первые лирические произведения Купала написал в 1903-1904 годах на польском языке. Они были опубликованы в журнале «Ziarno» . Он тогда работал под псевдонимом “К-а” .

А в 1904 году в газете “Северо-Западный край” появилось его первое стихотворение на белорусском языке – “Мая доля” . В этом же году появилось его знаковое стихотворение “Мужык” , которое считают знаковым в его творчестве. Поэт начинает активно печататься в газетах.

В начале творчества Купала написал поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем», «У Піліпаўку», «Адвечная песьня» и «За што?».

Следующий период творчества поэта – виленский, который начался в 1908 году. В это время поэт пишет множество своих известных произведений: “Маладая Беларусь”, “Заклятая кветка” и прочие. Они публикуются в газете «Наша Ніва».

Жалейка – первый сборник стихов Янки Купалы

Также в 1908 году в Петербурге вышел первый сборник поэта – «Жалейка» . Правда Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД признал сборник антигосударственным и решил конфисковать его, а автора привлечь к уголовной ответственности. Запрет был снят, но в 1909 году тираж был вновь конфискован. На этот раз по приказу Виленского генерал-губернатора.

Это событие стало поворотным в судьбе поэта. Чтобы не порочить репутацию «Нашай Нівы» он увольняется из редакции. Наступает следующий период его творчества – питерский.

В этот период Купала заводит множество полезных знакомств с творческой интеллигенцией – Элоизой Пашкевич , Якубом Колосом , Валерием Брюсовым . Кстати, Брюсов был одним из немногих российских деятелей, который обратил внимание на творчество Купалы. Они сдружились и именно Брюсов стал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Янка Купала переезжает в Петербург. Здесь в марте 1910 года выходит его второй сборник – “Гусляр” . Он печатается латинкой. А летом этого года отдельной книгой выходит его поэма «Адвечная песьня».

В 1910 поэт также завершает написание поэмы “Курган” и драмы “Сон на кургане” .

В этот же период Купала пишет такие известные поэмы, как «Бандароўна», «Магіла льва», «Яна і я», пьесы «Прымакі», “Тутэйшыя”, “Паўлінка”, «Раскіданае гняздо».

Шляхам жыцця – третий сборник стихов Янки Купалы

В конце 1913 года выходит третий сборник поэта – «Шляхам жыцця» . Он считается лучшим не только у поэта, но и вообще одним из лучших поэтических сборников в белорусской литературе. В этом сборнике поэт обратился к теме национального самосознания. Многие стихотворения из него при СССР были запрещены и нигде не перепечатывались вплоть до 1980-х годов.

Во время Первой мировой войны и революций Купала практически ничего не создает. А потом наступает следующий период его творчества – советский.

В этот период изменилось настроение творчества поэта. Оно стало гораздо более оптимистичным. Вплоть до начала Великой отечественной Купала усиленно создает новые произведения, несмотря на все воздвигаемые на его пути препоны. Выходят поэтические сборники “Спадчына” (1922), “Безназоўнае” (1925), “Адцьвітаньне” (1930), “Песня будаўніцтву” (1936) и другие.

Сборник “Спадчына” тогда уже советская критика приняла очень прохладно. Ведь главная тема, которая в нем затрагивается – это размышления о будущем Родины. А от поэта ожидали прославления революции.

Также активно занимается переводом с русского, украинского, немецкого и польского языков. Впервые им было переведено на белорусский язык “Слово о полку Игореве” в 1919 году. Переводил произведения Пушкина, Шевченко, Некрасова, Крылова, Мицкевича, Сырокомли и других поэтов.

Также с польского перевел пьесы Дунина-Марцинкевича “Ідылія” и “Залёты”.

После начала войны творческий талант писателя был направлен на создание публицистических антифашистских произведений. Писал он и стихи на военную тематику, но большим успехом они не пользовались. Главное стихотворение военного периода – Беларускім партызанам” . А вот публицистические произведения Купалы печатались в газетах “Красная звезда”, “Известия”, “Правда” и других.

В 2003 году завершено издание полного собрания сочинений Я.Купалы в 9 томах.

Что почитать? Если вы до сих пор не читали пьесу “Тутэйшыя” , то срочно кидайте все и беритесь за ее чтение. Также обязательными для прочтения являются “Паўлінка”, “Раскіданае гняздо”, «Бандароўна», «Магіла льва», “Курган”, «Адвечная песьня» .

Что касается стихов, то предпочтение лучше отдавать ранним произведениям, написанным до 1930-х годов. А особенно обратить внимание на дореволюционное творчество поэта и в первые годы после революции. Так можно провести анализ – чего же поэт хотел от революции, и принесла ли она ожидаемый результат.

Награды и память. В Беларуси множество географических объектов и учреждений носят имя Янки Купалы: улицы, парки, театр, библиотеки, институт и др.

Во многих городах нашей страны установлены памятники поэту. А в Минской области есть даже поселок, который называется Янка Купала.

Также памятнику поэту установлены и за границей – в Москве и в Монро (США, штат Нью-Йорк).

Также улицы Янки Купалы есть в крупных городах России (Волгоград, Казань, Нижний Новгород и т.д.) и Украины (Киев, Львов, Луцк и др.).

В 1982 году в серии книг “ЖЗЛ” выпущена и биография Янки Купалы под авторством Олега Лойки .

На текст стихотворения Купалы “Не быць скотам” одноименную песню написала белорусская группа Ляпис Трубецкой.

Некоторые из произведений Купалы были экранизированы: “Паўлінка”(1952, 1972), “Магіла ільва”(1971), “Раскіданае гняздо” (1981).

Писатель награжден Сталинской премией (1941) за сборник стихов “Ад сэрца” , а также Орденом Ленина.

В 1982 году в Беларуси, а по решению ЮНЕСКО и во всем мире, отмечалось 100-летие Янки Купалы.

Произведения Янки Купалы переведены на 117 языков мира.

Достоин? Сложно назвать более народного и более известного белорусского поэта, чем Янка Купала. Однозначно – достоин!

Литературные легенды и истории. 1. На народного поэта Беларуси постоянно писались доносы, причем не только “чужими”, но и своими же писателями, завистниками. Его не раз вызывали на допросы, пытали. И однажды он этого не выдержал. 22 ноября 1930 года Янка Купала совершил попытку самоубийства. Причем сделал он это очень необычным способом – харакири. По одним сведениям вместо меча он использовал обычный кухонный нож, по другим – кавказский кинжал. Спасло его лишь то, что жена, которая находилась в соседнем помещении, услышала стон. Позже Купала никак не мог простить себе, что не выдержал боль и застонал. Жена, увидев окровавленное тело мужа кинулась в соседнюю квартиру, где жил брат поэта, военный врач Стефан Луцкевич. Он оказал первую помощь, а затем Купалу доставили в больницу. Но поэт не выздоравливал, рана постоянно гноилась. Там возле его двери постоянно дежурил военный и однажды он зашел в палату с большим подносом, на котором стояли дорогие угощения, фрукты. Он сказал: “Иван Доминикович, с Вас сняли обвинение” . Болезнь поэта пошла на спад и в скором времени его перевезли домой.

2. Эта история непосредственно связана с первой. Янка Купала уже находился дома, когда к нему в гости пришел его друг, президент Академии наук Всеволод Игнатовский. Он сказал: “Янка, ты должен жить, ты у нас один” . А уже на следующий день Игнатовский покончил жизнь самоубийством. Оказалось, что НКВД попросту перекинула все обвинения, которые предъявляла Купале на Игнатовского. И тот не выдержал этого.

Спустя несколько месяцев после этих событий в “Звязде” появился покаянный лист Янки Купалы, в котором он полностью признавал свою вину. Многие исследователи его творчества считают, что это письмо, или скорее даже попытка самоубийства, разделило творчество поэта на “до” и “после”.

3. Нередко причиной ненависти советской власти к народному песняру становилась и случайность. Так, во время советско-польской войны, когда армия Пилсудского захватила Минск в газете “Звон” появилось стихотворение Купалы “Паўстань”, а под ним новость о том, что польская армия в Минске. Поэта обвинили в том, что он приветствует польскую интервенцию и захват Минска. Особенно злорадствовал сталинский прихвостень, поэт Демьян Бедный (в честь которого сегодня называются улицы в Беларуси), который посвятил белорусу такие строки: “Голос Янки соловьиный превратился в шип змеиный” .

4. Эта легенда общая для Купалы и Коласа. Известно, что хотя в жизни они и были друзьями, в профессиональной считались непримиримыми конкурентами. Такими же конкурентами они были и за шахматной доской. Янка Купала играл в шахматы лучше, и поэтому очень расстраивался, если Коласу удавалось выиграть. И вот, во время одной из партий, когда Купала явно проигрывал, он после очередного удачного хода своего оппонента воскликнул: “Ах ты мужик!”. Колас не остался в долгу и ответил: “А ты - шляхтюк!” Завязалась потасовка, в процессе которой все фигуры были сметены с шахматной доски. Так Янка Купала смог спастись от поражения.