Лучше увидеть чем услышать. Не бойтесь демонстрировать очевидное

Наверное, это моя самая короткая заметка. Впрочем, и после неё будет уйма вопросов. Видео, которое расположено ниже, можно трактовать по-разному. Кто-то скажет что это конфликт двух политических течений ("за" Януковича и "против"), а я, например, вижу совсем всё по-другому. Есть одно протестное политическое течение, представляющее идеологию Бандеры и идеалы Европы, которое, к сожалению, оседлало социальный протест. Мне часто писали в комментариях, что я преувеличиваю проблему исчезновения русского этноса на юго-восточной Украине. Мужики, я рад в квадрате, если ошибаюсь!!


Когда я больше года назад начал замечать, что в городе Бердянске (Запорожская обл.), который основали русские по приказу графа М. Воронцова в 1827 году, доминируют в интернет-пространстве русскоязычные русофобы, я встрепенулся. Утешал себя мыслями, что, поскольку город потерял почти всю промышленность в 90-е и занялся курортным направлением, то легкие деньги способствовали росту либеральных хомячков. Всё равно погоду делает соседний полумиллионый пролетарский Мариуполь. Но, к большому моему огорчению, дерусификация сознания русскоязычных украинцев и русских коснулась также и больших городов, прежде всего тамошней среды студенчества, старшей школы и футбольных движений Восточной Украины.

Перед вами видео, от которого бросает в дрожь. Многие россияне, которые видят этот ролик на «Ютьюбе», думают поначалу, что бравые русскоязычные ребята дают пинка бандеровцам. Но всё совсем не так…

Молодые люди, которые принадлежат к Днепропетровскому футбольному движению "Ультрас" (ФК "Днепр) избивают вечером "титушек" - молодых парней, которые стояли для кого-то в поддержку Януковича, а по мнению других - в поддержку государственного строя. Их подловили на выходе из ОГА. До этого днем они успешно с милицией отбили штурм ОГА "евробандеровцев", и Днепропетровск не пал. Но кое-кому захотелось реванша.

Как вы поняли, события происходят в русскоязычном городе Днепропетровске, где делают ракеты и другую высокотехнологическую продукцию. На видео везде русская речь. Русские бьют русских (если смотреть глазами иностранца, знающего русский язык). Так и хочется сказать русскоязычным украинцам и русским, которые присягнули Бандере и Европе на футбольных стадионах Украины: переходите на украинский язык! Соблюдайте линию фронта! Интеграция должна быть до конца. Не позорьте настоящий русский народ. Мы не Египет и не Тунис, чтобы палками бить друг друга. Мы первые полетели в космос! (В Галиции ракет не делают.) Критики мне скажут, что это всё-таки политический конфликт, а не мировоззренческий. Но простите, мне тоже чертовски противен Янукович, так мне стать теперь плечом к плечу с бандеровцем?! Более того, официально протест проходит под соусом: "Украина - это Европа". Европейский выбор тоже оседлал социальный протест, как мы видим. Янукович таким образом оказался троянским конем для русского мира.

Апрель месяц принято считать месяцем распространения информации об аутизме. В апреле 2016 года родительская организация «АутМама» провела ряд лекций в Воронежском педуниверситете среди студентов (психологов и логопедов) очной и заочной форм обучения. В ходе этих встреч стало понятно, что важно не только рассказывать о признаках аутизма, причинах, растущей статистике, но и важно объяснить: что делать, если вы увидели маму с ребенком с аутизмом на улице или в магазине; как помочь адаптироваться такому ребенку среди сверстников; как построить индивидуальную работу и т.д.

В течение 2016-2017 учебного года была проведена большая работа со студентами 1-4 курсов нескольких кафедр психолого-педагогического факультета. Лекцию об основах прикладного анализа с удовольствием послушали не только студенты, но и некоторые преподаватели. Важно было не только рассказать теоретическую часть, но и показать применение поведенческих методик на реальных примерах. Спасибо всем родителям, которые смогли привести своих детей на практические занятия со студентами. Мы внесли большой вклад в подготовку будущих специалистов по работе с детьми с РАС. В свою очередь студенты оказывают помощь в проведении благотворительных акций и мероприятий и подготовке пособий для детей с аутизмом.

Большая благодарность руководству Психолого-педагогического факультета за предоставленную возможность проведения совместных занятий.

Отзывы студентов, присутствовавших на занятиях.

Алина

На занятиях мы научились взаимодействию с детками аутистами. Было очень интересно узнавать о методах работы с такими детьми. Мы смогли сами попробовать взаимодействовать с ними через игру. Так же многое узнали о том, как важно найти правильный подход к ребёнку. В целом была очень дружная обстановка.

Виктория

Хочу в первую очередь поблагодарить Вас за возможность поработать с детишками, которые хоть и имеют такой диагноз, однако они такие же дети, как и все остальные. Для себя, за эти три занятия, я поняла многое: мне интересна работа с детьми; любой диагноз - не приговор, с ним можно бороться и подавлять; я хотела бы попробовать работать с аутистами; осознала важность нашей будущей специальности. Многим девушкам из нашей группы тяжело было морально присутствовать на занятиях, я также испытывала некоторые неудобства, но считаю, что ко всему со временем человек привыкает, так и здесь. Наши занятия были информированными, полезными, поучительными и необходимыми для студентов. Понравился подход мамы особенного ребенка, организовавшей занятия, так как она смотрела на нас, как на специалистов, не считая нас за меленьких и неопытных. Наверное, на сегодняшний день, пройдя мимо ребёнка с заболеванием "аутизм" и его родителей, я пойму, насколько эти люди мужественные, насколько тяжела их жизнь, и, конечно же, с большим уважением отнесусь к ним. Спасибо за опыт и вектор дальнейших моих направлений.

Анастасия

Занятия мне помогли понять, что работа с детьми очень сложная, но выполнимая. Для такой работы нужна, в первую очередь, любовь к детям, внимательность, усидчивость, фантазия, высокая скорость когнитивных процессов. Также, лично для себя, поняла, что я не смогу перебороть себя эмоционально и начать работать по ABA. Сами занятия очень понравились тем, что приятно видеть и осознавать, что ребенок и его мама не стоят на месте, а стремятся к изучению нового, к развитию. Это самое важное. Я хочу отметить, что мамы большие молодцы, они проделывают огромную и непосильную работу. К сожалению, не каждая мама в нашем современном мире сможет уделять столько внимания и времени своему ребенку, от чего, конечно, исходят многие проблемы современного поколения детей. Также хочу выразить огромную благодарность мамам за то, что они приходили к нам на занятия, делилась своим опытом. Для меня эти занятия останутся на всю жизнь в памяти об университетской жизни.

В конце первого месяца нового года РУП «Черноморэнерго» сообщил населению республики пренеприятнейшую новость о временном введении ограничений на потребление электроэнергии. Веерные отключения света на 4 часа в сутки вызвали негодование общественности, которая не поверила, что данная мера вызвана природными катаклизмами, в результате которых уровень воды в Джварском водохранилище снизился до 17 метров, и повышением уровня потребления электроэнергии в Абхазии.

9 февраля представители всех СМИ Абхазии отправились на Джварское водохранилище, чтобы собственными глазами проверить то, о чем заявляют энергетики, и продемонстрировать «Лунтикам», что в то время, когда они отмывали деньги на амбициозные и не самые необходимые стране объекты, вывозили на металл дорогостоящее оборудование, энергетическая система страны приходила в негодность.

То, что уровень воды на Джварском водохранилище приблизился к минимальному, видно невооруженным взглядом.

Об этом говорят и приборы, фиксирующие уровень воды.
По мнению специалистов, с таким уровнем воды ИнгурГЭС сможет обеспечивать Абхазию электроэнергией в экономном режиме еще в течение месяца. После того как уровень упадет до отметки 420, турбины перестанут работать.

Это плотина, внутри которой 14 километров туннелей, дренажных проходов. Она была введена в эксплуатацию в 1978 году и на тот момент была самой крупной в мире. Ее высота 272 метра, ширина у основания – 90 метров, а по верхней линии – 12 метров.

Внутри платины находятся контрольно измерительные приборы и оборудование.

Деривационный тоннель, который нуждается в реконструкции.По нему вода из водохранилища подается на турбины.Из 22 кубов воды, поступающих в тоннель, около 10 кубов составляют потери. Для реконструкции тоннеля деятельность ИнгурГЭС необходимо остановить, а это значит, что Абхазии необходимо будет искать альтернативные источники электроэнергии.

Шлюзы, служащие для спуска лишней воды из Джварского водохранилища. Несмотря на требование экологов о необходимости сброса 11 кубов воды из водохранилища вода не сбрасывается. Это связано с тем, что за последние два года излишков воды в водохранилище не было.

Предельная мощность вырабатываемой на ИнгурГэс энергии 1300 мегаватт. Такую мощность, по утверждению специалистов можно набрать, только тогда, когда плотина почти полностью заполнена водой. В прошлом году 46% всей выработанной электроэнергии ушло в Абхазию, остальное в Грузию. Специалисты утверждают, что потребление энергии в Абхазии нынешней зимой достигло рекордной цифры и дошло до 8 млн. к.Вт в сутки. Еще пять лет назад оно составляло 6 млн. к.Вт. За несколько зимних месяцев использовано 1 млрд. кВт/ч, в то время, как предел потребления 800 млн. кВт/ч. Значительно снижается уровень потребления электроэнергии и в летнее время – 3-3,5 млн. к.Вт в сутки.
Грузинские энергетики предлагают Абхазии начать экспортировать недостающую энергию и повысить цены на электричество. По их утверждению, Грузия, которая сегодня является и экспортером и импортёром электроэнергии, смогла решить энергетические проблемы, повысив цены и создав строгую систему отчетности. «У вас очень низкая цена за электричество, но все равно люди не платят за свет, поэтому идут больше экономические потери. Государство должно решить этот вопрос и заставить людей платить», – говорит инженер ООО «Ингури ГЭС» и советует «срочно начать монтаж счетчиков». «Если будут счетчики потребление пойдет вниз, а так через 2 года в Абхазии не будет света. В день будут давать свет на 5-6 часов, не больше», – прогнозирует грузинский энергетик. Директор ООО «Ингури ГЭС» Мебония, считает, что веерные отключения света не решат существующую проблему. «Во-первых, это очень незначительная экономия, – говорит он. – Во-вторых, это губит оборудования. После отключения люди все включают, и потребление снова растет, провода резко нагреваются».

И еще. Об увеличении потребления электроэнергии населением Абхазии. Это утверждение на собственном примере может обосновать любой потребитель, который честно признается, что за последнее время в его доме появились кондиционеры, теплый пол, электроподогрев воды, посудомоечные машины, микроволновки, грильницы, мультиварки, второй, а может быть, и третий телевизор и т.д. Картину дополнят новые гостиницы, рестораны, жилые городки, стройки и т.д.

Одна из основных проблем большинства современных детей — отсутствие концентрации внимания и слабый интерес к тому, как что-либо получается или происходит. А интерес к результату пропадает сразу после его достижения.

Во многом этому способствуют возможности устройств, программ и всей «цифровой реальности», окружающей нас в современном мире.
Наши дети могут играть в компьютерные игры имея «бесконечное» количество жизней и патронов, смотреть только понравившиеся фрагменты из мультфильмов, фильмов или сразу узнать чем все закончилось, размышлять и делать выводы о том, чего ни разу «вживую» не наблюдали и не делали, а только видели в каком-то ролике и там сказали что «это так». Можно и дальше приводить подобные примеры, но все они сводятся к одной причине — отсутствие проживания ребенком личного опыта, личного участия (наблюдения/ управления/ повторения/ придумывания/ создания) и возможности дальнейшего применения полученного навыка в жизни — ведет к отсутствию интереса как к процессу, так и к результату.

И какой выход из этой ситуации? Что делать, если ребенку не интересно ничего, кроме мультиков и игр на планшете?

Чтобы заинтересовать ребенка что-то делать, нужно поступить так же, как «поступает» компьютерная игра. Дать ребенку возможность управлять процессом. Сделать это нужно так же как в игре — по определенным правилам, а бонусом будет то, что в отличие от «виртуального управления» такими же «виртуальными действиями» на экране, ребенок получит реальное управление процессами в настоящей жизни. А особенно ценно то, что вместе с этим он проживет и получит свой опыт, который сможет применить в дальнейшей жизни.

Многие родители задаются вопросом — как дать ребенку такую возможность самому что-то пробовать, экспериментировать да еще и ставить опыты, наблюдая за результатом. Обычно у родителей нет времени или возможностей на то, чтобы самому понять, разобраться и сделать что-то вместе с ребенком, а потом объяснить, как это получилось. А кроме этого, нужно организовать и проследить за безопасностью проведения этого «интереснейшего эксперимента», который так легко и просто показан в каком-то видеоролике.

Мы тоже искали ответ на этот вопрос, и поняли, что нашли, когда пришли в Киеве со старшим сыном Саввой на первое БЕСПЛАТНОЕ занятие в настоящую Лабораторию Опытов Увлекательной Науки, организованную участниками молодого проекта New Generation , который развивается динамично и самое главное, «в ногу», с тенденциями реальной жизни.

Здесь нет объяснений «только на пальцах» и «школьных» демонстраций опытов «только на учительском столе».
Здесь нет оценок и скучных домашних заданий.
Здесь дети сами (под наблюдением взрослого) проводят увлекательные эксперименты с водой, огнем, воздухом, звуком и т.д.
Здесь дают возможность совершить ошибку и не ставят за это плохую оценку.
Здесь относятся к каждому ребенку, как к «маленькому гению», поэтому возможны любые «антинаучные» гипотезы, которые тут же все вместе проверяют на опытах.
Здесь дети забывают про планшеты, игры и мультики и по окончанию занятия, трепетно сохраняя, уносят домой кусочки салфеток разукрашенные в разные цвета после опытов с индикаторами, желейную массу салатового цвета в стаканчике под названием «Лизун собственного творения», бумажные самолетики и много других ранее «неинтересных» вещей.

Но самое главное — это яркие впечатления о том, как много интересного есть в том, что окружает нас каждый день.
Вы можете сами заглянуть к ним на занятие, посмотрев вот этот короткий ролик.

Мы ходим в эту замечательную Лабораторию Опытов Увлекательной Науки проекта New Generation уже почти 2 месяца по воскресеньям, и Савва каждый раз увлеченно рассказывает, какие опыты он проводил и что ему было интересно.

А на ближайшее время организаторы подготовили еще более интересную и увлекательную программу под названием «Лето, полное открытий!», где будут не только «кабинетные» эксперименты? но и опыты на улице, на природе, в парках, на детских площадках. Ведь во всем, что нас окружает — от луча солнца до крутящейся карусели, есть много интересного…

И до встречи, мы обязательно будем!

======================================

Исследованиям зрения всегда уделялось больше внимания, чем исследованиям слуха. С самых давних времен многие знаменитые естествоиспытатели увлеченно изучали глаз, свойства человеческого зрения. И труды их редко пропадали даром, опыты со зрением подчас наталкивали на замечательные физические открытия, подсказывали идеи многих выдающихся изобретений. Знание свойств зрения и устройства глаза дало инженерам возможность изобрести линзу и очки, кинематографию, телевидение, цветную фотографию, сотни разнообразных оптических приборов.

Глазу, зрению посвящено несметное число статей и книг, заполненных многочисленными фактами, гипотезами и предположениями. Но как ни много известно о зрении, все же этого далеко не достаточно, чтобы создать полную теорию зрения.

И не исключено, что теория слуха будет создана раньше. И хотя слух - явление тоже необыкновенно сложное, однако он настолько же проще зрения, насколько природа звука проще природы света.

Мы часто говорим: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Много лет назад сочинил народ эту пословицу. И вот теперь оказалось, что она правильна не только в житейском смысле, но и отражает научную истину. Кибернетика придает этой пословице точный количественный смысл. По ее подсчетам, объем информации, поступающей в мозг через глаза, в 50-100 раз больше объема информации, поступающей через уши.

Известны многие примеры удивительной изобретательности природы, и нас уже не нужно убеждать в ее инженерном гении. И все-таки самое интересное впереди. Сейчас нам предстоит познакомиться еще с одним ее изобретением - глазом. Чем больше узнаешь об этом удивительном приборе, чем больше становится известно фактов о зрении, тем больше поражаешься совершенству сложнейшего кибернетического автомата, созданного природой, тем чаще ловишь себя на мысли, что, сотворив глаз человека, она, кажется, превзошла себя, достигла полного совершенства.

Зрение человека и животных изучает специальная наука - физиологическая оптика. До недавнего времени она в основном интересовалась оптическими свойствами глаза и зрения - способностью видеть при малой освещенности, различать цвета, воспринимать световые вспышки, различать источники света по яркости... Физиологическая оптика исследовала такие свойства зрения человека, как способность воспринимать глубину пространства, различать и распознавать предметы по форме, отыскивать среди множества однородных объектов (например, человеческих лиц) заданный, следить за движущимися объектами. Однако она не могла дать удовлетворительного объяснения этим свойствам. В сущности, она всегда была наукой фактов, потому что полную теорию зрения без помощи кибернетики и только зарождающейся квантовой биологии создать было нельзя. Конечно, и в физиологической оптике существуют проверенные опытом и практикой частные теории - например, теория цветового зрения, - основоположниками которой были английский физик Томас Юнг (1773- 1829) и уже известный вам Герман Гельмгольц. Заслуги физиологической оптики перед человечеством велики; она надежный советчик инженеров, помогает им строить дома и освещать улицы, красить ткани и печатать цветные репродукции, создавать цветные телевизоры и цветную кинопленку, тренировать космонавтов.

В последние годы перед инженерами возникла новая проблема - создание видящих автоматов. По привычке инженеры обратились за советом к физиологической оптике. И впервые за много лет она не сумела ответить на их вопросы. К счастью, примерно в это же время начались бионные исследования зрения.

Больше всего бионику интересуют свойства человеческого зрения. Но основное внимание она сейчас уделяет изучению зрительного аппарата животных - стрекозы, речного рака, осьминога, лягушки, голубя.

Хотя человек - единственное существо, способное рассказывать исследователю о том, что видит, изучать необыкновенно сложный по строению и организации зрительный аппарат человека трудно. Человека нельзя подвергать опытам, угрожающим его здоровью. Исследуя животных, ученый может пойти на риск очень сложной хирургической операции, ввести в мозг и в зрительный нерв электроды, изучать действие на зрение различных химических соединений. Кроме того, устройство зрительного аппарата у многих животных значительно проще, чем у человека. В данном случае чем проще, тем лучше. Можно даже сказать, что шансов открыть основные законы зрительного процесса больше у той группы ученых, которой удастся найти наиболее простой по устройству глаз и наиболее простые зрительные центры мозга.

Поняв и изучив простое, легче перейти к более сложному, к зрению человека. Ведь мы уже знаем: нет непроходимой пропасти между человеком и животным. И все, что известно науке о зрении животных и человека, подтверждает это правило. Факты указывают, что принцип действия зрительного аппарата всех позвоночных животных одинаков. Различие состоит только в том, что организация зрительного аппарата у одних видов животных проще, а у других сложнее.

Я намеренно говорил только о позвоночных животных. Глаза насекомых устроены совсем по-другому. Создавая насекомых, у которых нервная система неизмеримо проще, чем у самого примитивного позвоночного, природа была вынуждена наделить их и соответствующими органами зрения; одаривать насекомое таким совершенным прибором, как глаз позвоночного, еще более нелепо, чем ставить на старый тарантас турбореактивный двигатель. Однако нам известен и другой тип беспозвоночных животных - моллюски. У моллюсков класса головоногих - кальмара, осьминога - имеется весьма развитый мозг. Строение глаз кальмара и осьминога удивительно напоминает строение глаз позвоночных, хотя некоторые специалисты в области эволюции животных полагают, что глаза позвоночных и беспозвоночных имеют совершенно различное происхождение, что они развились из разных тканей. Если это так, то сходство глаза позвоночного и беспозвоночного животного, пожалуй, самая яркая иллюстрация принципов единства организации зрительных процессов и более общего принципа единства организации обработки информации в живых и неживых автоматах. Это сходство говорит и еще об одном: создав глаз, природа нашла наилучшую из всех возможных конструкцию прибора, предназначенного для зрения.

Изучая зрение животных, ученые хотят постигнуть, что и как они видят: как различают форму, цвета, яркость, хорошо ли видят в темноте. Ни насекомое, ни лягушка, ни птица не могут рассказывать исследователям о своих ощущениях. Но со времен Павлова, пользуясь методом условных рефлексов, исследователи научились выпытывать у них все, что требуется.

В последние десятилетия начали изучать непосредственно проводящие пути и сам мозг с помощью усиления и регистрации электрических процессов в нервных клетках. Эти исследования помогут разобраться в нервных процессах, происходящих в зрительном аппарате животных, и перейти к изучению зрительного аппарата человека.

В этой книге мы мало будем говорить о зрении животных. Мы расскажем о том, что известно сегодня о глазе и зрении человека. И когда нам станет ясно, как устроен глаз человека, каковы его свойства, поговорим о бионных зрительных автоматах.

И постараемся не забывать мудрой пословицы, с которой начиналась эта глава. Все, о чем бы ни зашла речь в рассказе о зрении, мы попытаемся увидеть хотя бы мысленным взором, чтобы ярче и полнее представить себе величие и сложность изобретений, которые в ближайшие десятилетия предстоит сделать инженерам.