Могилы романовых в петропавловской крепости. Петропавловская крепость великокняжеская усыпальница

Усыпальница некоронованных членов российского императорского дома расположена в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором. Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1897-1906 гг. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объём парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведёт в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утверждён 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

Пространство парадного двора перед вестибюлем отделено решёткой, сооруженной в 1905 г. По воле Николая II Бенуа спроектировал её по образцу решётки Летнего сада.

Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. Пластичны фасады с чётко прорисованными деталями. Купол покрыт тёмным шифером из аспидного сланца, главка и крест - сусальным золотом. Внутри стены облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором. Колонны выполнены из темного лабрадора.
В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Н. А. Бруни. По его же эскизу Г. И. Кузик в 1906 г. в Дармштадте выполнил алтарный витраж «Воскресение Христово». В том же году в мозаичной мастерской В. А. Фролова созданы четыре иконы по картонам худ. Н. Н. Харламова: для фасадов - изображения Иверской, Казанской и Фёдоровской икон Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль.

Под полом усыпальницы устроили 60 двухкамерных бетонных склепов, каждый глубиной 2,2 м.

Храм св. благоверного князя Александра Невского был освящён 5 ноября 1908 г. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь. Служили в нём лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи. В ноябре 1908 г. в усыпальнице был похоронен великий князь Алексей Александрович, оформление его могилы определило решение последующих надгробий. К 1917 г. было произведено тринадцать захоронений.

После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.
В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту архитектора И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.

Петропавловская крепость - усыпальница Русских царей. February 6th, 2014

Сегодня, как и всякий раз при своем посещении Санкт-Петербурга, побывал в Петропавловском соборе, месте упокоения членов династии Романовых.
Считаю, что это святое место для каждого русского человека, ибо тут находится прах тех, кто построил нашу страну, ее города, порты, дороги, создал основу ее промышленности. Прах тех, кто создал Россию в привычном для каждого понимании и представлении. Тех, кто столетиями защищал христианство и православные народы от иноземного порабощения.
Существующая русская смута началась ровно в тот момент, как не стало Российской монархии, а до столетней годовщины этого события осталось ждать совсем немного.
Православные Русские цари веками строили и оберегали наше государство, собирали новые земли, сделав Российскую империю или просто Россию, самой большой страной на свете. В конце концов именно монархическая форма государства, существовала в нашей истории на порядок больше всех иных форм Российской государственности

Гимн Российской империи.

Ворота в крепость.

Петропавловский собор. До позапрошлого года самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Окончательно построен к 1733 году.

Внутренне убранство храма.
Неприятно было то, что при посещении экскурсионных групп, экскурсоводы и смотрители не делают замечания мужчинам не снимающим головной убор, а были и такие, особенно среди иностранцев. К сожалению многие воспринимают собор не как священный храм, а как музейный экспонат.

Екатерининский придел, где покоятся останки семьи последнего Русского царя, которая была зверски убита большевиками в Екатеринбурге в 1918 году.

Русская православная церковь уже в наше время их канонизировала.

Захоронение основателя Российской империи и города Санкт-Петербурга Петра Великого.

Захоронение величайшей Российской императрицы Екатерины Второй, благодаря деяниям которой, в том числе и нынешнее государство Украина владеет третью своей территории.

Фотографии других членов династии, которые жили на рубеже 19 и 20 веков.

Победитель Наполеона Бонапарта царь Александр Первый.

Николай Первый, успешно подавивший первый в истории Российского государства либеральный мятеж - восстание декабристов.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать последнего императора Николая Второго, избежавшая гибели только потому, что в 1917 году находилась в Киеве.
Умерла в Западной Европе, в 2006 году была перезахоронена тут.
В Киеве в ее честь, в 1916 году, был назван в том числе и нынешний Петровский жд мост. Она вообще много полезного сделала для нашего города, искренне любила его и всегда подолгу в нем находилась.
Позже, в Советской России, ее память конечно же была предана забвению.

Ее муж, император Александр Третий, который скоропостижно скончался в Крыму от болезни в 1894 году. После него власть перешла к их сыну Николаю, которому суждено было стать последним Русским царем.

Строитель Киева - государь император Николай Первый. Именно благодаря его личному участию, Киев из города монастырей и паломников, стал превращаться в крупный губернский центр с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой. При нем были заложены большинство улиц центра Киева, какими мы их можем видеть и поныне.

Александр Второй - царь освободитель. Освободил крестьянство от крепостничества и Балканские народы от турецкого ига.
Был убит в 1881 году в Санкт-Петербурге террористами народовольцами. Так в те годы называли себя предшественники нынешних врагов Российского государства, от прозападных либералов до троцкистов и исламских боевиков.

Семья последнего Русского царя.

Троицкий мост Санкт-Петербурга, построенный в 1903 году к 200 летию Санкт-Петербурга. При СССР назывался Кировским.

И замерзшая Нева.

Вид на Петропавловский собор с Троицкого моста.

В Петропавловском соборе с момента его основания хоронили венценосных особ и членов императорской фамилии, но к концу 19-го века места для погребений закончились. В связи с этим архитектору Д. Гримму было поручено возвести рядом с собором Великокняжескую усыпальницу.

Строительство началось в 1897 году. Архитекторы соединили усыпальницу с Петропавловским собором с помощью крытой галереи. В 1898 году Д. Гримм умер, и завершение проекта было доверено Л. Бенуа. Архитектор изменил силуэт здания и увеличил его высоту до 48 м. В черновом варианте усыпальница была готова к 1906 году.

Дворик перед парадным входом в здание был окружен решеткой, которую, по просьбе императора Николая II, Бенуа сделал похожей на решетку Летнего сада.

Фасад Великокняжеской усыпальницы богато украшен лепниной, портиками, декоративными вазонами. Декор здания Бенуа выполнил, комбинируя стили: поздний ренессанс с французским классицизмом. Высокий прямоугольный купол накрыт сланцевым шифером. На купол водружена башня с позолоченными главкой и крестом.

Внутреннее пространство поражает объемом и высотой. Такого эффекта Бенуа смог добиться за счет использования белого мрамора для стен и темных колонн из редчайшего минерала лабрадора.

Иконостас с образами работы Н. Бруни установлен у восточного крыла здания. На фасад усыпальницы поместили иконы-мозаики работы В. Фролова.

Пространства здания хватило для оборудования 60 бетонных склепов. Глубина каждой могилы – 3,2 м. Освящение усыпальницы состоялось в 1908 году. Постоянное богослужение в некрополе не планировалось, только панихиды по усопшим членам императорской фамилии.

В ноябре 1908 году в Великокняжеской усыпальнице прошли первые похороны – князя Алексея Александровича. До 1917-го года в здании успели похоронить 30 человек.

В революционные годы все склепы были разрушены, бронзовые детали интерьера здания отправили на переплавку. Усыпальница была передана Музею Революции, затем в ней находилась Книжная палата и библиотека. В конце концов, строение стали использовать как склад целлюлозной продукции.

В 1954 году новым хозяином здания стал Музей истории Ленинграда. По проекту И. Бенуа началась реставрация усыпальницы, по завершению которой в главном зале разместили выставку о Петропавловской крепости.

В 1992 году, после почти векового перерыва, в усыпальнице прошли похороны главы дома Романовых, великого князя Владимира Кирилловича.

В наше время Великокняжеская усыпальница – полностью отреставрированный объект культурного наследия страны, один из важнейших архитектурных памятников Петербурга.

Великокняжеская усыпальница

Памятник архитектуры. Построена в 1896-1908 (архитектор Д. И. Гримм, при участии архитекторов А. И. Томишко, Л. Н. Бенуа) на территории Петропавловской крепости как место погребения лиц императорской фамилии (великих князей и княгинь; отсюда название). В. у. соединена закрытой галереей с Петропавловским собором. В 1908-15 в В. у. захоронены 13 членов императорской фамилии (надписи на надгробных плитах не сохранились). Благодаря умело найденным пропорциям здание В. у., завершённое куполом и луковичной главкой, воспринимается как единое целое с собором. Мозаики на фасадах выполнены в мастерской В. А. Фролова по эскизам художника Н. Н. Харламова, во внутренней отделке широко применены мраморная облицовка и золочёная бронза. Ограда перед западным фасадом создана в 1904-06 (архитектор Л. Н. Бенуа) по образцу решётки Летнего сада. С 1967 в здании В. у. экспозиция Музея истории Ленинграда «История строительства Петропавловской крепости».

  • - Склеп для захоронения лиц, объединенных родством. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Успенский собор в Старицком Успенском монастыре Тверской области. Справа от собора белокаменная генерал-аншефа И. Ф. Стершнева...

    Словарь храмового зодчества

  • - на Руси. Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного...
  • - Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Р....
  • - Тв. усыпа/льницей...

    Орфографический словарь русского языка

  • - мече/ть-усыпа/льница, мече/ти...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - УСЫПА́ЛЬНИЦА, -ы, жен. . Склеп, помещение для погребения, обычно членов одного рода, одной семьи. У. фараона...

    Толковый словарь Ожегова

  • - УСЫПА́ЛЬНИЦА, усыпальницы, жен. . Склеп для погребения членов одной семьи, одного рода. Фамильная усыпальница...

    Толковый словарь Ушакова

  • - усыпа́льница ж. Склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - усып"...

    Русский орфографический словарь

  • - семейная - склеп Ср. Cimetière - кладбище. Ср. Coemeiterium. Ср. Κοιμητήριον - спальня, место успокоения, кладбище...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - семейная - склепъ. Ср. Cimetière - кладбище. Ср. Coemeterium. Ср. Κοιμητήριον спальня, мѣсто успокоенія, кладбище...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - гробница, гроб, тюрбе, склеп,...

    Словарь синонимов

"Великокняжеская усыпальница" в книгах

Часть 1 «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова

Из книги Русская книжная культура на рубеже XIX‑XX веков автора Аксенова Галина Владимировна

Часть 1 «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси» Н. И.

Царская усыпальница

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Царская усыпальница Рассказывая о строительстве пирамид, Геродот утверждает, что «Хеопс повелел Филитису воздвигнуть для него усыпальницу». Сирийский автор, живший в IX столетии, писал: «Пирамиды – это вовсе не житницы Иосифа, как многие полагают, а мавзолеи, возведенные

«Великокняжеская оппозиция»

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

«Великокняжеская оппозиция» К 1915-1916 годам относится усиление так называемой «великокняжеской оппозиции». Еще в 1886 году Александр III пересмотрел «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года. Дело в том, что императорская фамилия за истекшие сто лет увеличилась в

2.8. Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей

Из книги Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля? автора Носовский Глеб Владимирович

2.8. Ярославль как великокняжеская вотчина старых русских царей В Средние века старые столицы обычно служили местопребыванием вторых сыновей государя. И действительно, как писал в XVI веке барон Сигизмунд Герберштейн, «город и крепость Ярославль на берегу Волги отстоит от

Усыпальница героев

Из книги Особый отряд 731 автора Хироси Акияма

Усыпальница героев Усыпальница героев находилась как раз перед входом в общий отдел. Еще с того времени, когда наш отряд носил название Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии, там хранились таблички с именами более трехсот человек, погибших

Великокняжеская власть

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Великокняжеская власть По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся характер власти, ее организация и идеология.Власть Великого князя Московского стала приобретать общенациональный характер. Иван III уже не делился ею с другими

Глава IX. Усыпальница

Из книги Потерянная пирамида автора Гонейм Мохаммед Закария

Глава IX. Усыпальница Следом за мной сполз вниз Хофни. Когда мы опомнились и включили свои фонари, перед нами предстало великолепное зрелище: в середине грубо высеченной комнаты, словно приветствуя нас, сиял бледно-золотистый полупрозрачный алебастровый саркофаг.Мы

ГЛАВА II. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ МОСКВА

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

ГЛАВА II. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ МОСКВА КНЯЖЕНИЕ ЮРИЯ ДАНИЛОВИЧА Даниил Александрович умер рано, всего 40 с лишним лет от роду. Московские князья XIV в. вообще были недолговечны и обычно умирали в цветущем возрасте. Юрий Данилович умер 45 лет. Семен Гордый, Иван Иванович и Дмитрий

Из книги Благородство в генеральском мундире автора Шитков Александр Владимирович

Усыпальница полководца

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Усыпальница полководца Святой князь Александр Невский, которого недавно в результате телевизионного опроса признали «Именем России», был похоронен во Владимире. В дошедшем до нас летописном сказании о его подвигах говорилось, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он

Часть II. Великокняжеская оппозиция 1915–1917 гг.

Из книги автора

Часть II. Великокняжеская оппозиция 1915–1917 гг. Великокняжеская оппозиция в России 1915–1917 гг. явилась значимой составной частью структурного предреволюционного кризиса и ярким показателем разложения правящей элиты.К началу Февральской революции 1917 г. положение великих

Виндзор - дворец и усыпальница

Из книги Тюдоры автора Вроньский Павел

Виндзор - дворец и усыпальница Среди прочих главных резиденций Тюдоров сохранился только замок в Виндзоре. Его часто посещали Генрих VIII, а затем и Елизавета I. Оба они ценили прекрасные охотничьи угодья, окружавшие дворец: устраивали там различные праздники, такие как

Усыпальница святого Андрея

Из книги Прогулки по Европе с любовью к жизни. От Лондона до Иерусалима автора Мортон Генри Воллам

Усыпальница святого Андрея Молодой человек свалился на мою голову в тот самый момент, когда я уютно устроился на веранде отеля с бутылочкой белого «Орвието». Вид отсюда открывался самый великолепный: длинные ряды зеленеющих виноградников тянулись вдоль склона холма и

Великокняжеская власть

Из книги автора

Великокняжеская власть По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся характер власти, её организация и идеология.Власть великого князя московского стала приобретать общенациональный характер. Иван III уже не делился ею с другими

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ Первоначально на месте Архангельского собора Кремля, на южной стороне Боровицкого холма, была поставлена деревянная церковь в честь архангела Михаила - небесного покровителя русских князей в их ратных делах. Свидетельств о

Координаты : 59°57′02″ с. ш. 30°19′02″ в. д.  /  59.9506417° с. ш. 30.3173278° в. д.  / 59.9506417; 30.3173278 (G) (Я)

Великокняжеская усыпальница - усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором . Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне , имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

С 1954 года входит в музейный комплекс, ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга .

История

Здание Великокняжеской усыпальницы было возведено по проекту, составленному архитектором Д. И. Гриммом в 1896 году . Реализация проекта осуществлена в -1908 годах архитекторами А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа . С 1908 по 1916 год в ней были погребены тринадцать членов императорской фамилии (восемь захоронений перенесены из Петропавловского собора).

В 1992 году в усыпальнице был похоронен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 2010 году - его жена Леонида Георгиевна, а в 1995 году здесь были перезахоронены останки его родителей.

Перечень захоронений

Захоронения особ, умерших до 1908 года (номера с 2 по 9) перенесены из Петропавловского собора . Останки Кирилла Владимировича и Виктории Фёдоровны (15 и 16) перенесены в 1995 г. из Кобурга .

  1. Вел. кн. Алексей Александрович (1850-1908)
  2. Вел. кн. Александр Владимирович (1875-1877), сын Владимира Александровича
  3. Вел. кн. Константин Николаевич (1827-1892)
  4. Вел. кн. Вячеслав Константинович (1862-1879)
  5. Вел. кн. Александра Николаевна (1825-1844)
  6. Княжна кр. имп. Наталия Константиновна (1905), дочь Константина Константиновича
  7. Вел. кн. Мария Николаевна (1819-1876)
  8. Князь Сергей Максимилианович Романовский, Герцог Лейхтенбергский (1849-1877)
  9. Герцогиня Александра Максимилиановна Лейхтенбергская (1840-1843), дочь Марии Николаевны
  10. Вел. кн. Владимир Александрович (1847-1909)
  11. Вел. кн. Александра Иосифовна (1830-1911)
  12. Князь Георгий Максимилианович Романовский, Герцог Лейхтенбергский (1852-1912)
  13. Вел. кн. Константин Константинович (1858-1915)
  14. Кн. Владимир Кириллович (1917-1992)
  15. Вел. кн. Кирилл Владимирович (1876-1938)
  16. Вел. кн. Виктория Фёдоровна (1876-1936)
  17. Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская (1914-2010)

Сохранность и реставрация

Внутреннее убранство Великокняжеской Усыпальницы было уничтожено в годы Советского режима, иконостас не сохранился, алтарный витраж, созданный по эскизу художника Бруни Н. А. выбит взрывной волной во время Великой Отечественной войны.

Работы по капитальному ремонту и реставрации проводились неоднократно: в -1960-х годах и в 1980-х годах .

В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж с изображением Воскресшего Спасителя. Работы проведены в мастерской А. И. Яковлева .

В 2008 году проводится реставрация фасада и кровли, планируемый срок окончания работ - конец 2008 года. По состоянию на май 2008 года проектная часть всех работ уже завершена.

По состоянию на август 2015 года Великокняжеская усыпальница открыта для посещения.

Напишите отзыв о статье "Великокняжеская усыпальница"

Литература

  • Андреева Ю. П. , Трубинов Ю. В. История строительства Великокняжеской усыпальницы // Краеведческие записки. - СПб., 1994. - Вып. 2. - С. 219-263.

Примечания

Отрывок, характеризующий Великокняжеская усыпальница

– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.
– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях?