Нато: расшифровка, история и современность.

Об этой межправительственной международной организации и крупнейшем в мире военно-политическом союзе сегодня слышал каждый. стран-участниц - вот основной принцип деятельности альянса под названием НАТО. Список стран, состоящих в него, насчитывает на сегодняшний день 28 государств. Все они расположены исключительно в двух частях мира - в Северной Америке и в Европе.

Цели, задачи и структура организации

НАТО (аббревиатура от английского "North Atlantic Treaty Organization") - международная организация стран Европы и Северной Америки. Основная цель военно-политического альянса - обеспечение свободы и всех стран-участниц союза. Вся деятельность этой структуры основывается на демократических ценностях и свободах, а также на принципах верховенства права.

В основу организации положен принцип коллективной безопасности государств. Другими словами, в случае проявления агрессии или военного вторжения в одну из стран-членов альянса, другие участники НАТО обязаны сообща отреагировать на эту военную угрозу. Также деятельность альянса проявляется в регулярном проведении совместных армий стран-участниц.

Структура организации представлена тремя основными органами. Это:

  • Североатлантический совет;
  • Комитет оборонного планирования;
  • Комитет ядерного планирования.

Сотрудничают не только в военной области, но и в других сферах жизнедеятельности общества, таких как экология, наука, чрезвычайные ситуации и так далее.

Неотъемлемой частью работы альянса являются консультации между его членами. Так, любое решение принимается лишь на основе консенсуса. То есть, каждая из стран-участниц должна проголосовать за то или иное решение организации. Иногда обсуждение тех или иных вопросов затягивается надолго, однако почти всегда НАТО удавалось достичь консенсуса.

История создания и расширения альянса

Формирование военно-политического альянса началось практически сразу после окончания Второй мировой войны. Историки называют две главные причины, которые заставили глав ведущих держав задуматься о новой системе безопасности. Первая - угроза реванша нацистских движений в послевоенной Германии, а вторая - активное распространение Советским Союзом своего влияния на страны Восточной и Центральной Европы.

Как результат, 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан так называемый Североатлантический договор, который и положил начало формированию нового союза под аббревиатурой НАТО. Список стран, подписавших этот документ, насчитывал 12 государств. Ими стали США, Канада, Франция, Португалия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия, Нидерланды и Люксембург. Именно они считаются основателями этого мощного военно-политического блока.

В последующие годы к блоку НАТО присоединялись другие государства. Самое крупное пополнение в альянсе произошло в 2004 году, когда новыми членами НАТО стали 7 восточноевропейских государств. В настоящее время география альянса продолжает двигаться на восток. Так, недавно, о своем намерении вступить в НАТО высказались главы таких стран, как Грузия, Молдова и Украина.

Следует отметить, что в годы холодной войны образ НАТО нарочно демонизировался советской пропагандой. СССР искусственно сделал альянс своим главным врагом. Этим объясняется довольно низкая поддержка политики блока в ряде постсоветских государств.

НАТО: список стран и география альянса

Какие же государства входят в состав этой международной организации сегодня? Так, все страны НАТО (на 2014 год) перечислены ниже в хронологическом порядке их вступления в альянс:

  1. Канада;
  2. Франция;
  3. Португалия;
  4. Королевство Норвегия;
  5. Королевство Бельгия;
  6. Великобритания;
  7. Королевство Дания;
  8. Италия;
  9. Исландия;
  10. Нидерланды;
  11. Герцогство Люксембург;
  12. Турция;
  13. Греческая Республика;
  14. Германия;
  15. Испания;
  16. Республика Польша;
  17. Чешская Республика;
  18. Венгрия;
  19. Республика Болгария;
  20. Румыния;
  21. Словакия;
  22. Словения;
  23. Эстония;
  24. Латвия;
  25. Литва;
  26. Хорватия;
  27. Республика Албания.

В состав военно-политического союза входят исключительно европейские страны, а также два государства Северной Америки. Ниже вы можете посмотреть, как расположены все страны НАТО на карте мира.

В заключение

4 апреля 1949 года - именно эту дату можно считать отправной точкой в истории международной организации под аббревиатурой НАТО. Список стран, которые в неё входят, медленно, но планомерно растет. По состоянию на 2015 год, членами альянса являются 28 государств. Вполне возможно, что в ближайшем будущем организация пополнится новыми странами-участницами.

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.

НАТО - это военный альянс стран Запада во главе с США. Аббревиатура NATO расшифровывается как North Atlantic Treaty Organisation (Организация Североатлантического договора). Этот военно-политический союз был создан 4 апреля 1949 года в столице США Вашингтоне для проведения военных операций против Советского Союза, а затем и против созданной в ответ на принятие в НАТО ФРГ Организации Варшавского договора, состоящей из стран Восточной Европы во главе с СССР.

Изначально альянс составили 12 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В дальнейшем блок неоднократно расширялся, в состав вошли:

1952 - Греция и Турция;

1955 - Германия (изначально ФРГ - Западная Германия, к которой в 1990 году присоединилась ГДР - Восточная Германия);

1980 - Испания;

1999 - Венгрия, Польша, Чехия (с присоединением к НАТО этих стран, были нарушены данные России обещания Запада о нераспространении НАТО на восток);

2004 - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония;

2009 - Албания, Хорватия.


Главной целью создания военного блока НАТО в 1949 году было помешать политическому и военному доминированию в Европе Советского Союза (который в ответ на создание НАТО сформировал в 1955 году блок стран «Варшавского договора», включающий собственно СССР, Румынию, Болгарию, Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, Венгрию, а также, в первые годы, Албанию). Изначальная цель существования НАТО по сдерживанию Восточного блока сохранялась в течение 50 лет и в целом была достигнута. Оборонные силы в Европе находились в равновесии и попытки развязать боевые действия противостоящими блоками не предпринимались. Всё это время НАТО поддерживала боевую готовность и ни разу не участвовало в военных операциях. Ещё одной целью создания НАТО была легализация размещения американского ядерного оружия в Европе.


Блок НАТО располагает значительными вооруженными силами, в общей совокупности – крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза – объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа – это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования. Блок обладает мощными военно-воздушными силами. Самолеты НАТО – это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока – 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе – авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц. Самая большая военная структура НАТО – это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО – более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей.


За свою историю Организация Североатлантического договора расширялась пять раз, в настоящее время она насчитывает 28 стран. К первоначальному списку присоединились Греция, Турция, Германия, Испания, Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, Албания и Хорватия. Теперь среди членов НАТО и бывшие участники Варшавского договора, который перестал существовать после распада СССР, и некоторые советские республики. Советский Союз тоже подавал заявку на вступление в альянс - до появления ОВД в 1954 году, но ее отклонили.

Тем не менее, Российская Федерация и Североатлантический альянс периодически предпринимали попытки сближения. В 1997 году был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО", в 2001-м в Москве открылось Информационное бюро НАТО, в 2002-м - военное представительство, начал работу Совет Россия-НАТО. Однако из-за того, что Россия не приветствует расширение блока на восток и применение военной силы при решении международных конфликтов, взаимодействие сторон периодически осложняется или вовсе прерывается.


Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США – было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше – только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %. Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США военной политики. Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон... окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...»

Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/i_obrazovanie_nato-a871.html

ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Зайчишка получил от Волка приглашенье

Пожаловать к нему с супругой на банкет.

Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

На зайцев не рычал, когда встречал,

Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

На их поклон поклоном отвечал…

Вот почему, польщённый приглашеньем,

Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

И, преисполненный почтенья,

Явился Заяц к Волку на приём.

Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

Да вы поправились!» -

«На целый килограмм!»

Пока в прихожей зайчики топтались,

Хозяин подмигнул зубастым поварам…

Я тот банкет описывать не буду.

Для полной ясности я лишь сказать могу,

Что повара к столу подали блюдо,

И это было… заячье рагу!

Сравнение моё, быть может, грубовато,

Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

С.Михалков. Волк-дипломат

http://pritchi.net/pritchi/basni/volkdiplomat-sergeja-mihalkova.html

После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции - в Берлинском кризисе и Корейской войне - сменилась некоторым потеплением.

В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе - заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. "Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что... у Сталина имелись какие-то скрытые намерения", - пишет Егорова.

Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о "скрытых намерениях" кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: "Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился "к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: "В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе". В этой связи авторы документа считали целесообразным внести "изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре".

Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте "прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно... вопрос об участии СССР" в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант - "ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении... не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора").

О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: "Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению... попытка оживления Комиссии... может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта".

После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

"Основной мыслью" новой ноты должно было стать обоснование "цели советских предложений - вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира". Предполагалось также "отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации "одинаково мыслящих стран", "показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира... государств с различным общественным строем". Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что "главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США". Вполне понятны и призывы, что "выступления в печати должны быть боевыми, наступательными". Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл "политики силы" США: "... во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами".

В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: "Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное".

Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.

- (NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2 й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в… … Политология. Словарь.

НАТО - (Организация Североатлантического договора) (NATO (North Atlantic Treaty Organization)), оборонительный союз зап. держав. Основан в 1949 г., предназначался прежде всего для противодействия возраставшей воен. угрозе со стороны СССР и его союзников … Всемирная история

НАТО - Новосибирская ассоциация туристических организаций с 1998 г. Новосибирск, организация Источник: http://www.regnum.ru/news/353410.html НАТО Организация Североатлантического договора англ.: NATO, North Atlantic Treaty Organization с 1949… … Словарь сокращений и аббревиатур

Юридический словарь

См. Организация Североатлантического договора … Большой Энциклопедический словарь

НАТО - ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА … Юридическая энциклопедия

Организация Североатлантического договора Карта стран членов Членство … Википедия

НАТО - (Организация Североатлантического договора, North Atlantic Treaty Organisation, NATO) международный военно политический союз, созданный для обеспечения американского военного преимущества в Евразии на основе Североатлантического договора,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Неизм.; ж. [прописными буквами] Военно политический союз некоторых европейских и североамериканских стран, созданный в 1949 г. для отражения внешней агрессии. ● Сокращение английских слов: North Atlantic Treaty Organization (Организация… … Энциклопедический словарь

НАТО - (Солтүстік Атлантика Шарты Ұйымы) капиталистік елдердің басты әскери саяси блогы. 1949 ж. АҚШ, Ұлыбритания, Франция, Италия, Канада, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия мемлекеттерінің келісім шарты негізінде құрылды. Барлығы 12 ел… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Книги

  • НАТО и Россия. Наш ответ на угрозы Запада , Рогозин, Дмитрий Олегович. Дмитрий Рогозин - российский политик и государственный деятель. До декабря 2011 года он являлся чрезвычайным и полномочным послом России при Организации Североатлантического договора (НАТО) в…
  • Нато Вачнадзе. Встречи и впечатления , Нато Вачнадзе. Москва, 1953 год. Госкиноиздат. С фотоиллюстрациями. Издательский переплет. Сохранность хорошая. За 29 лет работы в киноискусстве актрисой Нато Вачнадзе накоплен огромный опыт. Множество…