Некрасов школьник о чем. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник

Текст стихотворения Некрасова «Школьник» был создан в 1856 году, когда его автор находился на родине Ломоносова под Ораниенбаумом. Эти места невольно ассоциируются с Ломоносовым, который по своему рождению был обычным простым русским мужиком. Однако благодаря своему стремлению к знаниям сумел выбиться в люди и стал великим ученым. Именно эту идею и заложил в свое стихотворение Некрасов. Для того, чтобы ученикам в классе было интересно читать стих «Школьник» Некрасова Николая Алексеевича, а потом и учить произведение наизусть, необходимо раскрыть тему.

Поэта очень глубоко волновали вопросы образования простых крестьянских детей, когда далеко не каждая семья могла позволить себе выучить своего отпрыска в школе. Композиция стихотворения состоит из трех частей. В начале произведения автор описывает встречу лирического героя с бедно одетым крестьянским мальчиком. У него в котомке лежит книга, поэтому поэт предполагает, что тот идет учиться в школу. Автору интересно происхождение мальчика, из каких крестьян он, из дворовых или из отпускных. Далее он начинает рассуждать о том, какие преимущество дает образование, что если приложить труд, то можно выбиться в большие люди, как это получилось у Ломоносова. Если стихотворение задали на уроке по литературе, то его скачать онлайн можно на нашем сайте.

– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Много путешествовал по стране и видел разные картины из жизни крестьян, которые навевали на писателя грусть. Писатель вопреки всему верил в силу духа народа, а значит верил и в то, что крестьяне станут хозяевами своей жизни. Эта вера в лучшее видна и в стихотворении Н.А. Некрасова Школьник, что стало напутствием для людей, которые решили испытать судьбу и выбиться в люди. Написал его поэт в 1856 году, а чтобы познакомиться с сюжетом, предлагаем работу Некрасова Школьник и его .

Стихотворение Школьник представлено в виде монолога, где лирический герой рассуждает о судьбе крестьянского мальчика, что отправился в город, дабы сесть за школьную парту.

Итак, извозчик на дороге встречает бедно одетого ребенка с босыми ногами. Он предлагает будущему школьнику сесть к нему в телегу. Мальчик робко соглашается, стыдясь за свой внешний вид. Но в его глазах читается и гордость. Ведь в сумке находится книга, которую отец купил на последние деньги. Купил, чтобы сын смог пойти учиться и в последствии выбиться в люди. Это и восхитило извозчика, который увидел стремление мальчика изменить жизнь. Он решил подбодрить ребенка и приводил в пример архангельского мужика, Ломоносова, что был также из глуши, но это не помешало ему стать великим математиком и ученым.

Извозчик говорит, что мир не без добрых людей и кто-то обязательно повезет его в столицу, где он сможет закончить после школы университет. А дальше открываются широкие возможности, где главное трудиться и за труд твой воздастся.

Далее Некрасов в стихотворении Школьник, признается в любви к своей стране, за ее таланты. Любит поэт свой край и за то, что из народа выходят славные люди, которые выделяются среди холодной и напыщенной толпы.

Главные герои

Познакомившись с работой Некрасова Школьник мы можем выделить двух героев. Центральным персонажем в стихотворении является школьник — крестьянский мальчик, который несмотря на бедность, имеет цель и к ней идет. Цель — получить знания и выбиться в люди.

Второй герой — извозчик. Это человек, который дарит мальчику надежду на светлое будущее. Он поддерживает его и дает верные наставления, утверждая, что знания — это путь, который поможет выбраться из нищеты.

Главная мысль

В основу сюжета писатель положил свои размышления о нелегкой судьбе крестьян и о том, что и среди них очень много талантов. Делясь своими мыслями Некрасов в стихотворении выводит и главную мысль, где призывает детей не стыдиться своего положения и вопреки всему не изменять своему стремлению учиться, утверждая всем известную истину: любой труд всегда вознаграждается.

* Это только моя версия,
не претендующая на историческую достоверность.
-----

Нам всегда твердили в школе,
Что архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Наш Михайло Ломоносов
Родом был из Холмогор,
Но, свою деревню бросив,
Он в Москву пешком попёр.

Прикипел пацан к науке,
Тесно в рамках Букваря!
Чьи заботливые руки
Помогали втихаря?

Кто теперь об этом знает,
Отчего да почему?
Но судьба была иная
Уготована ему...

Между тем ходили слухи
(А молва бывает зла),
Что у Первого Петрухи
Там любовница была.

Приезжал-де царь на место
Посмотреть, как строят флот,
И рыбачке неизвестной
Невзначай надул живот.

Признавал ли он сыночка
Или думал, что обман...
Но малютку с мамой в бочке
Не бросали в океан.

Как портреты их похожи...
Может ляпнуто не зря?
Одинаковые рожи,
Миша – копия царя!

В Холмогорах вдруг отрыли
Царской ветви чей-то прах...
И наследники прямые
Может, жили в тех краях?

Совпаденье – что за штука?
(...Ей же ей, одно лицо!)
Пусть генетика-наука
Скажет веское словцо.

--------------
* Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765г.)
Похоронен на Лазаревском кладбище
Александро-Невской лавры в Петербурге.

* Романов Пётр Алексеевич – Пётр 1 Великий (1672-1725г.)
Похоронен в Петропавловском соборе
Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

* 13 сент. 2010г. в Холмогорах
предположительно найдены останки
Императора Иоанна Четвёртого – Грозного (1530-1584г.)

* Комментарии к "Архангельскому мужику":

Рецензии

Нет, гораздо слабее Ильи. Царя назвать Первый Петруха - плохо, попёр -
слово не из этого ряда, чуждое. Насчёт бочки --плохо! Да и вообще концовка слабая. Жаль! Думаю, что и переделывать не стоит. Всего доброго!

Спасибо за визит, Володя! Ну кто ж, как не Вы, меня покритикует!
Бочка приплыла от царя Салтана: "И царицу, и приплод царь велел в пучину вод..." Конечно, переделывать не стоит. Узнала об археологическо-историческом открытии в Холмлгорах и накатала под впечатлением. Зато событие зафиксировано!
Хорошего Вам настроения!)))
Наташа.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися...Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа , край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова