Определения всех геометрических фигур и их свойства. Геометрические фигуры

Определение - это первичное описание объекта.

Примеры определений

Смежные углы - это такие углы, которые дополняют друг друга на 180 0 .

Треугольник называется равнобедренным , если две его стороны равны.

Также встречаются и такие варианты этого определения:

Равнобедренный треугольник - это треугольник, в котором две стороны равны между собой.

Равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны.

Треугольник, у которого две стороны равны, называют равнобедренным .

Ключевые слова: это, называют.

У свойства особенность в том, что объект уже дан (например, мы его видим), его не нужно описывать, а нужно указать его свойства на основе увиденного.

Например «стол», его определение - предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. А, видя его, можно указать на его свойства (рис. 1): он имеет четыре ножки, прямоугольной формы и т. д. На рисунке 2 изображен также стол по определению, но свойства у него немного другие: круглая форма, цилиндрические ножки и т. д.

Рис. 1. Стол

Рис. 2. Стол

Свойства равнобедренного треугольника

Рис. 3. Равнобедренный треугольник

Мы знаем, что этот треугольник равнобедренный, исходя из рисунка 3, указываем на его свойства: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны, высота, проведенная к основанию, совпадает с медианой и биссектрисой.

Определение и свойство прямоугольника

Рис. 4. Прямоугольник

Определение: прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.

А когда прямоугольник дан (рис. 4), мы можем указать свойство - у прямоугольника диагонали равны.

Признак отличается от свойства тем, что в свойстве фигура дана и мы говорим о ней, а в признаке нам не дана фигура и мы ее распознаем.

Например:

Известен признак животного - хобот. Можно предположить, что это слон.

А если известно, что животное - слон, то свойством его будет наличие хобота. Так же и в геометрии.

Свойства и признак равнобедренного треугольника

Рис. 5. Равнобедренный треугольник

Свойство: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. В этом случае дан треугольник (рис. 5).

Признак: если в треугольнике углы при основании равны, то этот треугольник равнобедренный. В этом случае мы не знаем, что этот треугольник равнобедренный, но, зная, что углы при основании равны, делаем вывод, что треугольник равнобедренный.

В свойстве объект уже дан и мы определяем его характеристики, в признаке мы пытаемся определить объект с помощью каких-то характеристик, а определение дает первичное понимание, что это за объект.

Свойство: у слона есть хобот.

Признак: если у животного есть хобот, то это слон.

Признак: если в треугольнике углы при основании равны, то треугольник равнобедренный.

Свойство: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

Свойство: если треугольник равнобедренный, то высота, проведенная к основанию, совпадает с медианой и биссектрисой.

Признак: если в треугольнике высота совпала с медианой, то треугольник равнобедренный.

Не всегда пары признак-свойство выполняются на практике.

Рассмотрим это на геометрическом примере.

Рис. 6. Иллюстрация к примеру

Свойство: смежные углы в сумме дают 180 0

Аналогичный признак: если углы в сумме дают 180 0 , то они смежные. Это не верно! Можно доказать отложив в разных местах углы как на рисунке 7. Эти углы не будут смежными.

Рис. 7. Иллюстрация к примеру

Следует помнить, что свойства и признаки не всегда идут парами.

Рис. 8. Иллюстрация к примеру

Вопрос: почему в равнобедренном треугольнике две стороны равны между собой (рис. 8)?

Ответ: по определению.

Вопрос: почему в равнобедренном треугольнике углы при основании равны?

Ответ: по свойству. Потому что мы знаем, что это за треугольник.

Вопрос: почему если в треугольнике углы при основании равны, то этот треугольник равнобедренный?

Ответ: по признаку. В данном случае не дано, что треугольник равнобедренный.

Сегодня на уроке мы разобрали разницу между определениями, признаками и свойствами. Вспомним. Определение - это первичное понимание того, что за объект перед нами. Свойство - это когда дан объект и мы его изучаем. Признак состоит в том, что объект не дан и мы пытаемся его выделить из общей массы.

Список литературы

  1. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. и др. Геометрия 7. - М.: Просвещение.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7. - 5-е изд. - М.: Просвещение.
  3. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолова В.В. Геометрия 7 / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолова, под ред. Садовничего В.А. - М.: Просвещение, 2010.
  1. Slovo.ws ().
  2. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Определите четырехугольник по признаку. Его диагонали пересекаются под прямым углом и делятся точкой пересечения пополам.
  2. Какие признаки параллелограмма указывают на то, что он является прямоугольником?
  3. Изучите определения, свойства и признаки таких геометрически фигур как равнобокая трапеция, прямоугольник, ромб, параллелограмм.

Конспект урока математики

Тема «Признаки геометрических фигур »

2 класс

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Татаринова Наталья Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ»


ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата. ЗАДАЧИ УРОКА: -образовательные: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, познакомить с термином «геометрия», совершенствовать вычислительные навыки. -развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память. - воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность. Оборудование к уроку: интерактивная доска, ноутбуки, индивидуальные карточки помощницы, шаблоны фигур, раздаточный материал . Метод обучения : деятельностный, практический, наглядный Оборудование для учителя :
    учебник, интерактивная доска, документ камера,
для учеников:
    Карточка – помощница, ручка, простой карандаш, линейка, модель прямого угла, клей, лист белого картона, геометрические фигуры

Ход урока:

    Орг. момент. Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу,нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!” Дети проговаривают хором:Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы - отлично учимся! Все у нас получится!
    Актуализация опорных знаний
    Работа в парах
- Задание в карточке помощнице №1 ОЦЕНИВАНИЕ- Сегодня вы сами будете оценивать свою работу с помощью условных обозначений, которые находятся на полях карточки. Обратите внимание, что означают данные цветы:Цветок с пятью лепестками – Отлично! Цветок с четырьмя лепестками – Так держать! Цветок с тремя лепестками – Можно лучше. Оцените, как вы справились с первым заданием и раскрасьте один из цветочков.
    Повторение геометрических понятий
Тише, тише ….Работа с геометрическими фигурами. (Выставляю на доску) - Что изменилось?- Какая фигура лишняя? Почему?- Чтение загадки. Все углы мои прямы, Есть четыре стороны, Но не все они равны. Я четырехугольник Какой? ...(прямоугольник). (Открываю на доске) Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). (Открываю на доске) О каких фигурах идёт речь? (Прямоугольник, квадрат)Как вы думаете о чем будем говорить на уроке?Назовите тему нашего урока.Чему хотите научиться на уроке?
    Сообщение темы и цели урока.
    «Открытие» нового знания
1.Введение терминов «вершина», «ширина» , «длина».- Задание в карточке помощнице №2 (учебник с.111 №1) Выделите углы в каждой фигуре. Выделите стороны в каждой фигуре. Выделите вершины в каждой фигуре. ПРОВЕРКА по эталону на доске. ОЦЕНИВАНИЕ- Что общего у этих фигур?- В чём различие этих фигур?Скажите, пожалуйста, что же такое прямоугольник? Квадрат?- Можно ли сказать что квадрат это прямоугольник?2. Работа с правилом- Задание в карточке помощнице №3 (учебник с.111 №1) - Прочитайте правило в карточке и вставьте пропущенные слова. - ПРОВЕРКА в учебнике (Сравните правило которое мы с вами вывели с правилом в учебнике)ОЦЕНИВАНИЕФизминутка для глаз (музыкальная)
    Выпишите номера фигур.
Многоугольники – Четырёхугольники – Прямоугольники – Квадраты –ПРОВЕРКА ОЦЕНИВАНИЕ
    Включение нового содержания в систему знаний
    Нахождение площади прямоугольника и квадрата.
- Что можно определить у этих геометрических фигур? (Площадь)- Как определить площадь фигуры?(Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.)- Что нужно знать чтобы правильно определить площадь фигуры? (Таблицу умножения)
    Самостоятельное решение примеров на таблицу умножения Задание №4
ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ ДОКУМЕНТ КАМЕРЫ ОЦЕНИВАНИЕНОУТБУК ( первые работают на ноутбуке)
    Определение площади фигур (ДИСК)
ПРОВЕРКА4 см 2 3см 2 7см 2 8см 2 16см 2 (на доске) ОЦЕНИВАНИЕ
    Игра «Молекулы»
Вы знаете что такое молекулы? Это частички которые свободно двигаются.(Звучит музыка дети танцуют, музыка закончилась дети по сигналу учителя объединяются в группы по 3,4, 5 человек)
    Практическая работа в группах. (Не забудь правила дружной работы)
Из геометрических фигур составить аппликацию1 группа – домик2 группа – подъёмный край3 группа – машина4 группа – слоник5 группа – роботПоместите свои работы на доску. Какие геометрические фигуры использовали?Какой замечательный дворик у нас получился.- Кто им может воспользоваться?- Что нужно сделать, чтобы наша площадка была безопасной? (огородить забором) 6. Решение задачиДлина детской площадки 9 метров, ширина 7 метров. Чему равна длина всего забора? САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕПроверка - Что вы находили? -Что такое периметр
    Итог урока.
Подведём сейчас итогЧто пошло ребятам впрок.5 вопросов у меня,Отвечайте – ка, друзьяКаждый пальчик разомнём.Рефлексию проведём.М (МИЗИНЕЦ) – Какое открытие я сделал на уроке?Б (БЕЗЫМЯННЫЙ) – Чему я научился? С (СРЕДНИЙ) – Людям каких профессий пригодятся знания о геометрических фигурах?У (УКАЗАТЕЛЬНЫЙ) – Кто из одноклассников сегодня работал на отлично?Б (БОЛЬШОЙ) – Какое у меня настроение? (покажите)Цветочки На протяжении всего урока вы оценивали себя. Оцените свою работу на всём уроке.Возьмите, цветочек украсьте наш дворик цветами. СПАСИБО ЗА РАБОТУДополнительные задания.Сколько квадратов на рисунке… (с.112 у.4)Знаете ли вы… (что такое геометрия)Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» греческое, в переводе на русский язык означает «землемерие». Такое название этой науке было дано потому, что в древнее время главной целью геометрии было измерение расстояний и площадей на земной поверхности.Геометрия часто применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику. Одним словом, геометрию надо знать всем.
  • § 4. Математическое доказательство
  • 26. Схемы дедуктивных умозаключений.
  • §5. Текстовая задача и процесс ее решения
  • 29. Структура текстовой задачи
  • 30. Методы и способы решения текстовых задач
  • 31. Этапы решения задачи и приемы их выполнения
  • 2. Поиск и составление плана решения задачи
  • 3. Осуществление плана решения задачи
  • 4. Проверка решения задачи
  • 5. Моделирование в процессе решения текстовых задач
  • Упражнения
  • 32. Решение задач «на части»
  • Упражнения
  • 33. Решение задач на движение
  • Упражнения
  • 34. Основные выводы.
  • §6. Комбинаторные задачи и их решение
  • § 7. Алгоритмы и их свойства
  • Упражнения
  • Упражнения
  • Глава II. Элементы алгебры
  • § 8. Соответствия между двумя множествами
  • 41. Понятие соответствия. Способы задания соответствий
  • 2. Граф и график соответствия. Соответствие, обратное данному. Виды соответствий.
  • 3. Взаимно-однозначные соответствия
  • Упражнения
  • 42. Взаимно однозначные соответствия. Понятие взаимно однозначного отображения множества х на множество y
  • 2. Равномощные множества. Способы установления равномощности множеств. Счетные и несчетные множества.
  • Упражнения
  • 43. Основные выводы § 8
  • § 9. Числовые функции
  • 44. Понятие функции. Способы задания функций
  • 2. График функции. Свойство монотонности функции
  • Упражнения
  • 45. Прямая и обратная пропорциональности
  • Упражнения
  • 46. Основные выводы § 9
  • §10. Отношения на множестве
  • 47. Понятие отношения на множестве
  • Упражнения
  • 48. Свойства отношений
  • R рефлексивно на х ↔ х r х для любого х € X.
  • R симметрично на х ↔ (х r y →yRx).
  • 49. Отношения эквивалентности и порядка
  • Упражнения
  • 50. Основные выводы § 10
  • § 11. Алгебраические операции на множестве
  • 51. Понятие алгебраической операции
  • Упражнения
  • 52. Свойства алгебраических операций
  • Упражнения
  • 53. Основные выводы § 11
  • § 12. Выражения. Уравнения. Неравенства
  • 54. Выражения и их тождественные преобразования
  • Упражнения
  • 55. Числовые равенства и неравенства
  • Упражнения
  • 56. Уравнения с одной переменной
  • 2. Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности уравнений
  • 3. Решение уравнений с одной переменной
  • Упражнения
  • 57. Неравенства с одной переменной
  • 2. Равносильные неравенства. Теоремы о равносильности неравенств
  • 3. Решение неравенств с одной переменной
  • Упражнения
  • 58. Основные выводы § 12
  • Упражнения
  • Глава III. Натуральные числа и нуль
  • § 13. Из истории возникновения понятия натурального числа
  • § 14. Аксиоматическое построение системы натуральных чисел
  • 59. Об аксиоматическом способе построения теории
  • Упражнения
  • 60. Основные понятия и аксиомы. Определение натурального числа
  • Упражнения
  • 61. Сложение
  • 62. Умножение
  • 63. Упорядоченность множества натуральных чисел
  • Упражнения
  • 64. Вычитание
  • Упражнения
  • 65. Деление
  • 66. Множество целых неотрицательных чисел
  • Упражнения
  • 67. Метод математической индукции
  • Упражнения
  • 68. Количественные натуральные числа. Счет
  • Упражнения
  • 69. Основные выводы § 14
  • 70. Теоретико-множественный смысл натурального числа, нуля и отношения «меньше»
  • Упражнения
  • Лекция 36. Теоретико-множественный подход в построении множества целых неотрицательных чисел.
  • 71. Теоретико-множественный смысл суммы
  • Упражнения
  • 72. Теоретико-множественный смысл разности
  • Упражнения
  • 73. Теоретико-множественный смысл произведения
  • Упражнения
  • 74. Теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел
  • Упражнения
  • 75. Основные выводы § 15
  • §16. Натуральное число как мера величины
  • 76. Понятие положительной скалярной величины и ее измерения
  • Упражнения
  • 77. Смысл натурального числа, полученного в результате измерения величины. Смысл суммы и разности
  • Упражнения
  • 78. Смысл произведения и частного натуральных чисел, полученных в результате измерения величин
  • 79. Основные выводы § 16
  • 80. Позиционные и непозиционные системы счисления
  • 81. Запись числа в десятичной системе счисления
  • Упражнения
  • 82. Алгоритм сложения
  • Упражнения
  • 83. Алгоритм вычитания
  • Упражнения
  • 84. Алгоритм умножения
  • Упражнения
  • 85. Алгоритм деления
  • 86. Позиционные системы счисления, отличные от десятичной
  • 87. Основные выводы § 17
  • § 18. Делимость натуральных чисел
  • 88. Отношение делимости и его свойства
  • 89. Признаки делимости
  • 90. Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель
  • 2. Основные свойства наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя чисел
  • 3. Признак делимости на составное число
  • Упражнения
  • 91. Простые числа
  • 92. Способы нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел
  • 93. Основные выводы § 18
  • 3. Дистрибутивности:
  • § 19. О расширении множества натуральных чисел
  • 94. Понятие дроби
  • Упражнения
  • 95. Положительные рациональные числа
  • 96. Множество положительных рациональных чисел как расширение
  • 97. Запись положительных рациональных чисел в виде десятичных дробей
  • 98. Действительные числа
  • 99. Основные выводы § 19
  • Глава IV. Геометрические фигуры и величины
  • § 20. Из истории возникновения и развития геометрии
  • 1. Сущность аксиоматического метода в построении теории
  • 2. Возникновение геометрии. Геометрия Евклида и геометрия Лобачевского
  • 3. Система геометрических понятий, изучаемых в школе. Основные свойства принадлежности точек и прямых, взаимного расположения точек на плоскости и прямой.
  • § 21. Свойства геометрических фигур на плоскости
  • § 22. Построение геометрических фигур
  • 1. Элементарные задачи на построение
  • 2. Этапы решения задачи на построение
  • Упражнения
  • 3. Методы решения задач на построение: преобразования геометрических фигур на плоскости: центральная, осевая симметрии, гомотетия, движение.
  • Основные выводы
  • §24. Изображение пространственных фигур на плоскости
  • 1. Свойства параллельного проектирования
  • 2. Многогранники и их изображение
  • Тетраэдр Куб Октаэдр
  • Упражнения
  • 3. Шар, цилиндр, конус и их изображение
  • Основные выводы
  • § 25. Геометрические величины
  • 1. Длина отрезка и ее измерение
  • 1) Равные отрезки имеют равные длины;
  • 2) Если отрезок состоит из двух отрезков, то его длина равна сумме длин его частей.
  • Упражнения
  • 2. Величина угла и ее измерение Каждый угол имеет величину. Специального названия для нее в
  • 1) Равные углы имеют равные величины;
  • 2) Если угол состоит из двух углов, то его величина равна сумме величин его частей.
  • Упражнения
  • 1) Равные фигуры имеют равные площади;
  • 2) Если фигура состоит из двух частей, то ее площадь равна сумме площадей этих частей.
  • 4. Площадь многоугольника
  • 5. Площадь произвольной плоской фигуры и ее измерение
  • Упражнения
  • Основные выводы
  • 1. Понятие положительной скалярной величины и ее измерение
  • 1) Масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах;
  • 2) Масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, взятых вместе, равна сумме их масс.
  • За­ключение
  • Список литературы
  • § 21. Свойства геометрических фигур на плоскости

    Лекция 53. Свойства геометрических фигур на плоскости

    1. Геометрические фигуры на плоскости и их свойства

    2. Углы, параллельные и перпендикулярные прямые

    3. Параллельные и перпендикулярные прямые

    Геометрическую фигуру определяют как любое множество точек. Отрезок, прямая, круг, шар – геометрические фигуры.

    Если все точки геометрической фигуры принадлежат одной плоскости, она называется плоской. Например, отрезок, прямоугольник – это плоские фигуры. Существуют фигуры, не являющиеся плоскими. Это, например, куб, шар, пирамида.

    Так как понятие геометрической фигуры определено через понятие множества, то можно говорить о том, что одна фигура включена в другую (или содержится в другой), можно рассматривать объединение, пересечение и разность фигур.

    Например, объединением двух лучей АВ и МК является прямая КВ, а их пересечение есть отрезок АМ.

    Различают выпуклые и невыпуклые фигуры. Фигура называется выпуклой, если она вместе с любыми двумя своими точками содержит также соединяющий их отрезок.

    Фигуры F₁ выпуклая, а фигура F₂ - невыпуклая.

    Выпуклыми фигурами являются плоскость, прямая, луч, отрезок, точка, круг.

    Для многоугольников известно другое определение: многоугольник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, содержащей его сторону. Так как равносильность этого определения и данного выше для многоугольника доказана, то можно пользоваться и тем, и другим.

    Рассмотрим некоторые понятия, изучаемые в школьном курсе геометрии, их определения и свойства, принимая их без доказательства.

      Углы

    Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. Лучи называются сторонами угла, а их общее начало – его вершиной.

    Угол обозначают по-разному: указывают либо его вершину, либо его стороны, либо три точки: вершину и точки на сторонах угла: А,(k,l),АВС.

    Угол называется развернутым , если его стороны лежат на одной прямой.

    Угол, составляющий половину развернутого угла, называется прямым. Угол, меньший прямого, называетсяострым . Угол, больший прямого, но меньший развернутого, называетсятупым.

    Плоский угол – это часть плоскости, ограниченная двумя различными лучами, исходящими из одной точки.

    Существуют два плоских угла, образованных двумя лучами с общим началом. Они называются дополнительными.

    О

    Углы, которые рассматриваются в планиметрии, не превосходят развернутого.

    Два угла называются смежными , если у них одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми.

    Сумма смежных углов равна 180º. Справедливость этого свойства вытекает их определения смежных углов.

    Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми сторон другого.

    Вертикальные углы равны.

      Параллельные и перпендикулярные прямые

    Две прямые на плоскости называются параллельными , если они не пересекаются

    Если прямая aпараллельна прямойb, то пишутa║b.

    Рассмотрим некоторые свойства параллельных прямых, и прежде всего признаки параллельности.

    Признаками называют теоремы, в которых устанавливается наличие какого-либо свойства объекта, находящегося в определенной ситуации. В частности, необходимость рассмотрения признаков параллельности прямых вызвана тем, что нередко в практике требуется решить вопрос о взаимном расположении двух прямых, но в то же время нельзя непосредственно воспользоваться определением.

    Рассмотрим следующие признаки параллельности прямых :

    1. Две прямые, параллельные третьей, параллельны друг другу.

    2. Если внутренние накрест лежащие углы равны или сумма внутренних односторонних углов равна 180º, то прямые параллельны.

    Справедливо утверждение, обратное второму признаку параллельности прямых: если две параллельные прямые пересечены третьей, то внутренние накрест лежащие углы равны, а сумма односторонних углов равна 180º.

    Важное свойство параллельных прямых раскрываются в теореме, носящей имя древнегреческого математикаФалеса : если параллельные прямые, пересекающие стороны угла отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

    Две прямые называются перпендикулярными , если они пересекаются под прямым углом.

    Если прямая а перпендикулярна прямой b, то пишутab.

    Основные свойства перпендикулярных прямых нашли отражение в двух теоремах:

    1. Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную к ней прямую, и только одну.

    2. Из любой точки, не лежащей на данной прямой, можно опустить на эту прямую перпендикуляр, и только один.

    Перпендикуляром к данной прямой называется отрезок прямой, перпендикулярной данной, имеющей концом их точку пересечения. Конец этого отрезка называется основанием перпендикуляра.

    Длина перпендикуляра, опущенного из данной точки на прямую, называется расстоянием от точки до прямой.

    Расстоянием между параллельными прямыми называется расстояние от какой-нибудь точки одной прямой до другой.

    Лекция 54. Свойства геометрических фигур на плоскости

    4. Треугольники, четырехугольники, многоугольники. Формулы площадей треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции.

    5. Окружность, круг.

      Треугольники

    Треугольник – одна из простейших геометрических фигур. Но его изучение породило целую науку – тригонометрию, которая возникла из практических потребностей при измерении земельных участков, составлении карт местности, конструировании различных механизмов.

    Треугольником называется геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков.

    Любой треугольник разделяет плоскость на две части: внутреннюю и внешнюю. Фигуру, состоящую из треугольника и его внутренней области, также называют треугольником (или плоским треугольником).

    В любом треугольнике выделяют следующие элементы: стороны, углы, высоты, биссектрисы, медианы, средние линии.

    Углом треугольника АВС при вершине А называется угол, образованный полупрямыми АВ и АС.

    Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведенный из этой вершины к прямой, содержащей противоположную сторону.

    Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющей вершину с точкой на противоположной стороне.

    Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны.

    Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

    Треугольники называются равными, если у них соответствующие стороны и соответствующие углы равны. При этом соответствующие углы должны лежать против соответствующих сторон.

    На практике и в теоретических построениях часто пользуются признаками равенства треугольников, обеспечивающих более быстрое решение вопроса об отношениях ме5жду ними. Таких признаков три:

    1. Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

    2. Если сторона и прилежащие к ней углы одного треугольника равны соответственно стороне и прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

    3. Если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

    Треугольник называется равнобедренным , если у него две стороны равны. Эти равные стороны называются боковыми, а третья сторона называется основанием треугольника.

    Равнобедренные треугольники обладают рядом свойств, например:

    В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой.

    Отметим несколько свойств треугольников.

    1. Сумма углов треугольника равна 180º.

    Из этого свойства следует, что в любом треугольнике хотя бы два угла острые.

    2. Средняя линия треугольника, соединяющая середины двух сторон, параллельна третьей стороне и равна ее половине.

    3. В любом треугольнике каждая сторона меньше суммы двух других сторон.

    Для прямоугольного треугольника верна теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

      Четырехугольники

    Четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков, причем никакие три из данных точек не должны лежать на одной прямой, а соединяющие их отрезки не должны пересекаться. Данные точки называются вершинами четырехугольника, а соединяющие их отрезки – его сторонами.

    Любой четырехугольник разделяет плоскость на две части: внутреннюю и внешнюю. Фигуру, состоящую из четырехугольника и его внутренней области, также называется четырехугольником (или плоским четырехугольником).

    Вершины четырехугольника называют соседними, если они являются концами одной из его сторон. Вершины, не являющиеся соседними, называются противолежащими. Отрезки, соединяющие противолежащие вершины четырехугольника, называются диагоналями .

    Стороны четырехугольника, исходящие из одной вершины, называются соседними. Стороны, не имеющие общего конца, называются противолежащими. У четырехугольника АВСDвершины А и В – противолежащие, стороны АВ и ВС – соседние, ВС и АD– противолежащие; отрезки АС и ВD– диагонали данного четырехугольника.

    Четырехугольники бывают выпуклые и невыпуклые. Так, четырехугольник АВСD– выпуклый, а четырехугольник КРМТ – невыпуклый. Среди выпуклых четырехугольников выделяют параллелограммы и трапеции.

    Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.

    Пусть АВСD– параллелограмм. Из вершины В на прямую АDопустим перпендикуляр ВЕ. Тогда отрезок ВЕ называется высотой параллелограмма, соответствующей сторонам ВС и АD. Отрезок

    М

    СМ – высота параллелограмм, соответствующая сторонам СDи АВ.

    Чтобы упростить распознавание параллелограммов, рассматривают следующий признак: если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то данный четырехугольник – параллелограмм.

    Ряд свойств параллелограмма, которые не содержатся в его определении, формулируют в виде теорем и доказывают. Среди них:

    1. Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

    2. У параллелограмма противолежащие стороны и противолежащие углы равны.

    Рассмотрим теперь определение трапеции и ее основное свойство.

    Трапецией называется четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.

    Эти параллельные стороны называются основаниями трапеции. Две другие стороны называются боковыми.

    Отрезок, соединяющий середины боковых сторон, называется средней линией трапеции.

    Средняя линия трапеции обладает свойством: она параллельна основаниям и равна их полусумме.

    Из множества параллелограммов выделяют прямоугольники и ромбы.

    Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые.

    Исходя из этого определения, можно доказать, что диагонали прямоугольника равны.

    Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.

    Пользуясь этим определением, можно доказать, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом и являются биссектрисами его углов.

    Из множества прямоугольников выделяют квадраты.

    Квадратом называют прямоугольник, у которого все стороны равны.

    Так как стороны квадрата равны, то он является также ромбом. Следовательно, квадрат обладает свойствами прямоугольника и ромба.

      Многоугольники

    Обобщением понятия треугольника и четырехугольника является понятие многоугольника. Определяется оно через понятие ломаной.

    Ломаной А₁А₂А₃…Аnназывается фигура, которая состоит из точек А₁, А₂, А₃, …, Аnи соединяющих их отрезков А₁А₂, А₂А₃, …, Аn-₁Аn. Точки А₁, А₂, А₃, …, Аnназываются вершинами ломаной, а отрезки А₁А₂, А₂А₃, …, Аn-₁Аn– ее звеньями.

    Если ломаная не имеет самопересечений, то она называется простой. Если ее концы совпадают, то она называется замкнутой. О ломаных, изображенных на рисунке можно сказать: а) – простая; б) – простая замкнутая; в) – замкнутая ломаная, не являющаяся простой.

    а) б) в)

    Длиной ломаной называется сумма длин ее звеньев.

    Известно, что длина ломаной не меньше длины отрезка, соединяющего ее концы.

    Многоугольником называется простая замкнутая ломаная, если ее соседние звенья не лежат на одной прямой.

    Вершины ломаной называют вершинами многоугольника, а ее звенья – его сторонами. Отрезки, соединяющие несоседние вершины, называются диагоналями.

    Любой многоугольник разделяет плоскость на две части, одна из которых называется внутренней, а другая – внешней областью многоугольника (или плоским многоугольником).

    Различают выпуклые и невыпуклые многоугольники.

    Выпуклый многоугольник называется правильным, если у него все стороны и все углы равны.

    Правильным является равносторонний треугольник, правильным четырехугольником – квадрат.

    Углом выпуклого многоугольника при данной вершине называется угол, образуемый его сторонами, сходящимися в этой вершине.

    Известно, что сумма углов выпуклого n-угольника равна 180º (n– 2).

    В геометрии, кроме выпуклых и невыпуклых многоугольников, рассматривают еще многоугольные фигуры.

    Многоугольной фигурой называется объединение конечного множества многоугольников.

    а) б) в)

    Многоугольники, из которых состоит многоугольная фигура, могут не иметь общих внутренних точек, могут иметь общие внутренние точки.

    Говорят, что многоугольная фигура Fсостоит из многоугольных фигур, если она является их объединением, а сами фигуры не имеют общих внутренних точек. Например, о многоугольных фигурах, изображенных на рисунке а) и в), можно сказать, что они состоят из двух многоугольных фигур или что они разбиты на две многоугольные фигуры.

      Окружность и круг

    Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки, называемойцентром .

    Любой отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром, называется радиусом окружности. Радиусом называется также расстояние от любой точки окружности до ее центра.

    Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется хордой . Хорда, проходящая через центр, называетсядиаметром .

    Кругом называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, находящихся на расстоянии, не большем данного, от данной точки. Эта точка называется центром круга, а данное расстояние – радиусом круга.

    Границей круга является окружность с теми же центром и радиусом.

    Напомним некоторые свойства окружности и круга.

    Говорят, что прямая и окружность касаются, если они имеют единственную общую точку. Такую прямую называют касательной, а общую точку прямой и окружности – точкой касания. Доказано, что если прямая касается окружности, то она перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания. Справедливо и обратное утверждение (рис. а).

    Центральным углом в окружности называется плоский угол с вершиной в ее центре. Часть окружности, расположенная внутри плоского угла, называется дугой окружности, соответствующей этому центральному углу (рис.б).

    Угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают ее, называется вписанным в эту окружность (рис.в).

    Угол, вписанный в окружность, обладает следующим свойством: он равен половине соответствующего центрального угла. В частности, углы, опирающиеся на диаметр – прямые.

    Окружность называется описанной около треугольника, если она проходит через все его вершины.

    Чтобы описать окружность около треугольника, надо найти ее центр. Правило его нахождения обосновывается следующей теоремой:

    Центр окружности, описанной около треугольника, является точкой пересечения перпендикуляров к его сторонам, проведенных через середины этих сторон (рис.а).

    Окружность называется вписанной в треугольник, если она касается всех его сторон.

    Правило нахождения центра такой окружности обосновывается теоремой:

    Центр окружности, вписанной в треугольник, является точкой пересечения его биссектрис (рис.б)

    Таким образом, серединные перпендикуляры и биссектрисы пересекаются в одной точке соответственно. В геометрии доказано, что медианы треугольника пересекаются в одной точке. Эту точку называют центром тяжести треугольника, а точку пересечения высот – ортоцентром.

    Таким образом, во всяком треугольнике существует четыре замечательные точки: центр тяжести, центры вписанной и описанной окружностей и ортоцентр.

    Около всякого правильного многоугольника можно описать окружность и во всякий правильный многоугольник можно вписать окружность, причем центры описанной и вписанной окружностей совпадают.

    Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер. Такое развивающее занятие способствует более эффективному запоминанию геометрических фигур, так как здесь ребенок не только визуально их запоминает, но и с помощью логического мышления меняет их главные свойства, "обрабатывая" фигуры на волшебной фабрике.

    Для того, чтобы менять свойства геометрических фигур на нашей волшебной фабрике, сначала ознакомьтесь с инструкцией, скачайте бланки заданий, распечатайте их и подготовьте для игры простой карандаш, ластик и цветные карандаши трех цветов - зеленый, красный и синий. Затем взрослый объясняет ребенку правила игры.

    "Сейчас мы с тобой начинаем работать на фабрике. Здесь находятся специальные машины, которые меняют различные характеристики фигур: цвет, форму или размер. Каждая фигура, которая попадает в эту машину, проходит обработку по строгой инструкции и выходит уже измененной."

    После этого взрослый показывает пример, как работает машина на этой фабрике, изменяющая цвет фигур:

    Затем взрослый объясняет ребенку принцип работы такой машины: "Любая фигура зеленого цвета, попадающая в машину, меняет цвет на красный (от зеленого круга с буквой "З" стрелочка ведет к красному кругу), любая фигура красного цвета - меняется на синий, а синяя фигура меняется на зеленый цвет.

    На фабрике есть и другие машины, которые меняют другие свойства геометрических фигур - не цвет (как в рассмотренном примере), а форму или размер. Изменения с фигурами происходят по аналогичному принципу (следим за стрелочками, которые показывают, на какие фигуры должны поменяться заданные).

    Также в некоторых бланках встречаются машины, которые меняют не одно свойство фигуры, а сразу два - например, цвет и форму или форму и величину.

    Скачать задания - Свойства геометрических фигур - вы можете во вложениях внизу страницы

    В этих заданиях нужно поменять только одно свойство фигур - их цвет. Не забудьте раскрасить фигуры слева до того, как дать ребенку задание.


    В следующем задании нужно поменять другое свойство геометрических фигур - их форму. Овал меняется на прямоугольник, прямоугольник - на ромб, ромб - на овал. Будьте внимательны! Овалы и прямоугольники в задании разные - горизонтальные и вертикальные. Менять нужно именно такие, какие нарисованы в машине. Обязательно раскрасьте фигуры слева, прежде чем начинать работу.


    В данном задании заданная фигура сначала меняет свою форму (в первой машине), а затем и свой цвет (вторая машина).


    В следующем задании машины изменяют величину фигур: большие квадратики на маленькие, маленькие треугольники на большие.


    На следующих машинах мы меняем сначала форму фигур, а затем их величину.


    В этом задании фигуры меняют на первой машине свой цвет, а на второй машине - величину.


    Ну и последнее задание самое сложное. Здесь обработка свойств фигур проходит на трех машинах. Первая машина изменяет цвет входящих геометрических фигур, вторая машина изменяет размер некоторых фигур, а третья машина завершает обработку, меняя их форму.


    Группы геометрических фигур по их признакам

    В этом задании вы найдете группы геометрических фигур, каждая из которых объединяет в себе фигуры по какому-то определенному признаку. Например, по цвету, форме или размеру. Ребенок должен определить по какому именно признаку разбиты фигуры в каждой группе. Подобные занятия развивают логико-математические способности детей.

    Скачайте и распечатайте бланки с заданиями, дайте ребенку и объясните ему правила для выполнения упражнения: "Посмотри, здесь нарисованы геометрические фигуры, которые разбиты на несколько групп. В каждой группе фигуры объединяет какое-то одно свойство или признак. Например, в группе присутствуют все фигуры одного цвета (серый, белый или черный), одной формы (треугольник, квадрат или круг) или одного размера (маленькие, средние или большие).

    Если ребенку трудно выполнять данное упражнение самостоятельно, то помогите ему встречными вопросами: "Какие геометрические фигуры ты видишь на странице? Чем они отличаются между собой? Что у них общего?"

    Очень важно проводить такие занятия систематически, используя подручные материалы. Например, можно использовать пуговицы различной формы (квадратные, круглые, овальные, ромбовидные и другие), разных цветов, с разным количеством дырочек. Принцип выполнения задания тот же, что и в представленных бланках. Взрослый раскладывает на столе пуговицы, разделяя их на группы по определенному признаку. А ребенок должен определить, что общего в этих группах. Занятие будет более эффективным, если ребенок будет не только находить признаки групп, но и сам, по просьбе взрослого, будет объединять предметы в разные группы по заданным признакам.

    Скачать бланки заданий - Группы геометрических фигур - вы можете во вложениях внизу страницы.




    Свойства объемных геометрических фигур - Лестница превращений

    Здесь вы найдете занятие, с помощью которого ребенок научится различать свойства объемных геометрических фигур: цвет, форму и размер. Занятие представлено в двух вариантах сложности: легком (для детей от 4 лет) и усложненном (для детей от 5-6 лет). Легкий вариант задания - в бланке №1, а усложненный - в бланке №2. В бланках №3 и №4 вы можете посмотреть правильные ответы. Подготовьте цветные карандаши, распечатанные бланки с заданиями и объясните ребенку правила выполнения упражнений:

    "Посмотри внимательно на картинку. Здесь изображена лестница превращений геометрических фигур. Начиная с самой нижней ступеньки каждая фигура с переходом на следующую ступеньку меняет какое-либо одно свое свойство: цвет (белый, серый или черный), форму (куб, конус или шар) или величину (большую или маленькую). Например, вот этот большой белый шар (взрослый показывает пример превращений щара на бланке №1) на второй ступеньке меняет свой размер и становится маленьким, на третьей ступеньке меняет цвет с белого на черный, на четвертой - опять становится большим, на пятой ступеньке у него меняется форма и он превращается в конус."

    Пусть ребенок некоторое время проанализирует превращения белого шара на данном примере, чтобы понять логику превращений фигур в задании. В процессе выполнения задания ребенок должен комментировать и обосновывать свои решения и действия.

    Если ребенку понравилось занятие, то можно предложить ему самостоятельно нарисовать еще одну фигуру на нижней ступеньке и нарисовать цветным карандашом путь ее превращений. Аналогично можно нарисовать еще одну такую лестницу, а ребенок уже сам нарисует на ней заданные фигуры и попробует заполнить фигурами все ступеньки, руководствуясь теми же самими правилами, как в распечатанном задании.

    Скачать задание на свойства объемных фигур вы можете во вложениях внизу страницы

    Бланк №1 - Легкий вариант

    Бланк №2 - Усложненный вариант


    Бланк №3 - Правильные ответы на легкий вариант

    Бланк №4 - Правильные ответы на усложненный вариант


    Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур:

    Веселые и красочные задания для детей "Рисунки из геометрических фигур" являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм.

    Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках.

    Задания ознакомят ребенка с основными фигурами геометрии - кругом, овалом, квадратом, прямоугольником и треугольником. Только здесь не занудное зазубривание названий фигур, а своеобразная игра-раскраска.

    Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги.

    Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок.

    Наложение фигур друг на друга - это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры.

    Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.

    В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии

    Здесь мы подготовили для вас объемные геометрические фигуры из бумаги, которые нужно вырезать и склеить. Куб, пирамиды, ромб, конус, цилиндр, шестигранник, распечатать их на картоне (или цветной бумаге, а затем наклеить на картон), а затем дать ребенку для запоминания.

    Здесь мы подготовили для вас устный счет в пределах 10 в виде математических заданий в картинках. Данные задания формируют у детей навыки счета и способствуют более эффективному обучению простых математических действий.

    И еще можете поиграть в математические игры онлайн от лисенка Бибуши:

    В этой развивающей онлайн игре ребенку предстоит определить, что является лишним среди 4 картинок. При этом необходимо руководствоваться признаками геометрических форм.