Понятие и основные признаки государства.

Тестирование по теме: «Типология экономических систем»

Вариант 1

Задания части А

1. Какой признак отличает традиционную экономику?

1) процветание фабричного производства
2) централизованное ценообразование
3) регулирование производства при помощи обычаев
4) преобладание частной собственности на средства производства

2. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

1) государственное регулирование ценообразования
2) диктат хозяйственного опыта предков
3) плановая организация производства
4) многообразие форм собственности

3. Что из перечисленного характеризует командную экономику?

1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства

4. В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твердый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции

5. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

1) командному
2) рыночному
3) плановому
4) традиционному

6. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Между предприятиями отсутствуют договорные отношения.
2) В стране гарантировано равенство различных форм собственности.
3) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.
4) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.

7. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной
2) рыночной
3) командной
4) смешанной

8. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

1) традиционной
2) командной
3) кризисной
4) рыночной

9. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?

1) рыночная
2) смешанная
3) традиционная
4) командная

10. В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?

1) рыночной
2) смешанной
3) традиционной
4) командной

11. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

12. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.

Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задания части В

1. Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) решение проблемы ограниченности ресурсов;

2) многообразие форм собственности, в том числе частная собственность;

3) одним из факторов производства выступает труд;

4) что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство.

2. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) осуществляет сбор налогов;

2) устанавливает цены на основные виды сырья;

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет;

4) создает правовую базу для развития конкуренции.

3. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Вариант № 74326

При вы­пол­не­нии заданий 1-20 вы­бе­ри­те один из четырёх пред­ла­га­е­мых вариантов ответа. Ответом на задания 21-25 яв­ля­ет­ся число, по­сле­до­ва­тель­ность букв или цифр. Ответ сле­ду­ет записывать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы мо­же­те вписать от­ве­ты на за­да­ния части С или за­гру­зить их в си­сте­му в одном из гра­фи­че­ских форматов. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Какие из пе­ре­чис­лен­ных терминов ис­поль­зу­ют­ся в первую очередь при опи­са­нии экономической сферы общества?

1) религия, мораль

2) производство, обмен

3) выборы, власть

4) нация, стратификация

Ответ:

Что относится к видам искусства?

1) живопись

2) литературоведение

3) история

4) искусствознание

Ответ:

Ярослав - высокий, ат­ле­ти­че­ско­го те­ло­сло­же­ния юноша, с пра­виль­ны­ми чер­та­ми лица, го­лу­бы­ми глазами, светловолосый. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет его как

1) граж­да­ни­на

2) личность

3) индивидуальность

4) патриота

Ответ:

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Вмешательство главы правительства в конфликт рядовых акционеров и совета директоров крупной компании отражает связь экономической и духовной сфер общества.

Б. Введение запрета на ввоз товаров из иностранного государства характеризует взаимосвязь политической и экономической сфер общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

Ответ:

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Какое из приведённых по­ня­тий обобщает, объ­еди­ня­ет все остальные?

1) транспортная инфраструктура

2) капитал

3) конвейер

4) заводской корпус

Ответ:

Что отличает предпринимательскую деятельность?

1) регулирование законодательством

2) обязательное использование труда наёмных работников

3) требование профессиональной подготовки участников

Ответ:

Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?

1) рыночная

2) смешанная

3) традиционная

4) командная

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о безработице?

А. По­ня­тие «полная за­ня­тость населения» озна­ча­ет пол­ное от­сут­ствие безработицы.

Б. Без­ра­бо­ти­ца яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной чер­той ры­ноч­ной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Социальный слой (группа), член­ством в ко­то­рой че­ло­век обя­зан ис­клю­чи­тель­но своим рождением, называется

1) классом

2) сословием

3) стратой

Ответ:

Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) эмоциональную

2) воспитательную

3) досуговую

4) репродуктивную

Ответ:

Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Характерным при­зна­ком лю­бо­го го­су­дар­ства является

1) разделение властей

2) суверенитет

3) наличие еди­но­лич­но­го главы государства

4) ответственность пра­ви­тель­ства перед народом

Ответ:

В государстве Н. существуют президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н. ответственно перед парламентом. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) конституционной монархии

2) парламентской республики

3) абсолютной монархии

4) президентской республики

Ответ:

Верны ли суж­де­ния об уча­стии граж­дан в политике?

А. Референдум - один из спо­со­бов уча­стия граж­дан в при­ня­тии ре­ше­ний по важ­ней­шим во­про­сам об­ще­ствен­но­го устройства.

Б. Ми­тин­ги и де­мон­стра­ции яв­ля­ют­ся фор­мой вли­я­ния граж­дан на власть.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Правонарушение - это

1) противоправное, виновное, об­ще­ствен­но опас­ное деяние, при­чи­ня­ю­щее вред обществу

2) поведение, на­ру­ша­ю­щее при­ня­тые в дан­ном об­ще­стве эти­че­ские правила

3) деяние, на­ка­за­ни­ем за ко­то­рое яв­ля­ет­ся ли­ше­ние свободы

4) общественное отношение, участ­ни­ки ко­то­ро­го имеют определённые права и юри­ди­че­ские обязанности

Ответ:

Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является

1) Председатель Совета Безопасности

2) министр обороны

3) Начальник Генерального штаба

4) Президент РФ

Ответ:

В приведенном списке уголовным преступлением является

1) изготовление, хранение и сбыт наркотиков

2) нарушение правил дорожного движения

3) опоздание на работу

4) нарушение тишины в ночное время

Ответ:

Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских организациях. Срав­ни­те два типа по­ли­ти­че­ских организаций: по­ли­ти­че­ские пар­тии и общественно-политические движения. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - порядковые но­ме­ра черт от­ли­чия

1) Выражают ин­те­ре­сы определённых со­ци­аль­ных групп.

2) Стремятся к за­во­е­ва­нию вла­сти и к уча­стию в её осуществлении.

3) Не имеют фик­си­ро­ван­но­го членства.

4) Выступают с граж­дан­ски­ми ини­ци­а­ти­ва­ми по во­про­сам по­ли­ти­че­ской жизни.

Ответ:

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

(А) Мария изу­ча­ет аст­ро­но­мию в университете. (Б) Учёба за­ни­ма­ет много сил и времени, Мария часто по­се­ща­ет биб­лио­те­ку и до­пол­ни­тель­ные занятия. (В) Толь­ко такой усерд­ный под­ход к изу­че­нию аст­ро­но­мии поз­во­ля­ет Марии, по на­ше­му убеждению, быть от­лич­ни­цей в своих лю­би­мых дисциплинах.

Определите, какие по­ло­же­ния текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

В стра­не Z в 2004, 2006 и 2010 годах были про­ве­де­ны опро­сы об­ще­ствен­но­го мнения, в ходе ко­то­ро­го ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос «Как вы оце­ни­ва­е­те ма­те­ри­аль­ное со­сто­я­ние своей семьи?». Ре­зуль­та­ты опро­сов (в про­цен­тах от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ной яв­ля­ет­ся ка­те­го­рия граждан, ко­то­рые в со­сто­я­нии ре­гу­ляр­но осу­ществ­лять до­ро­го­сто­я­щие покупки.

2) Ко­ли­че­ство респондентов, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ют серьёзные эко­но­ми­че­ские затруднения, со­кра­ти­лось с 2004 по 2010 годы.

3) Почти по­ло­ви­на опро­шен­ных в 2010 году может поз­во­лить себе сво­бод­ное при­об­ре­те­ние про­дук­тов и одежды, но при­об­ре­те­ние то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния для них затруднено.

4) В 2009 году каж­дый пятый опро­шен­ный ис­пы­ты­вал за­труд­не­ния с по­куп­кой одежды.

5) Ко­ли­че­ство респондентов, ко­то­рые чув­ству­ют себя сво­бод­ны­ми в по­куп­ке то­ва­ров любой це­но­вой категории, кроме очень до­ро­гих вещей, возросло.

Ответ:

В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но социологическое исследование. Со­вер­шен­но­лет­ним гражданам за­да­ва­ли вопрос: «Как вы думаете, зачем в наше время люди уез­жа­ют из своей стра­ны за гра­ни­цу на дли­тель­ный срок?» Ре­зуль­та­ты опроса (в про­цен­тах от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в таблице.

Результаты опроса, от­ра­жен­ные в таблице, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов непосредственно сле­ду­ют из ре­зуль­та­тов опроса? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В стра­не Z нет усло­вий профессионального роста специалиста.

2) В стра­не Z огра­ни­че­ны возможности заработка.

3) Граждане стре­мят­ся увидеть мир, по­се­тить другие страны.

4) В стра­не Z ста­биль­ная ситуация, го­су­дар­ство обеспечивает об­ще­ствен­ный порядок.

5) Граждане низко оце­ни­ва­ют систему об­ра­зо­ва­ния страны Z.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?


Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...


Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить? Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства.

Цель работы рассмотреть экономические свободы и роль государства в их защите.

Объектом исследования является государство.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:

Рассмотреть понятие и основные признаки государства;

Рассмотреть экономические функции государства;

Рассмотреть роль государства в экономике;

Рассмотреть государственное регулирование экономики.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Понятие и основные признаки государства

Государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становиться его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Государство - исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. Аблизова Ю.П. Функции современного государства. -М.: Инфра-М, 2008.

Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Немецкий юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости».

Аксиомой общественного процесса является то, что государство - не вечная категория, оно возникло на определенном историческом этапе развития общества и с тех пор само развивается как относительно самостоятельное явление, имеющие собственные этапы и закономерности существования и деятельности.

Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает возможность обеспечить основные ценности общественного развития - народовластие, экономическую свободу и свободу личности. Именно для того, чтобы понять процесс внедрения цивилизации в государственно организованное общество, необходимо знать, как возникло само государство и как оно способствует развитию общества.

Хотя опыт многих народов доказывает, что государство возникает как результат, прежде всего классовых противоречий, это не единственная причина становления государственной организации. Возможно возникновение государства под влиянием национальных, религиозных, региональных и других противоречий, а также известны случаи перехода от доклассовой формации непосредственно к государству при отсутствии классов (так называемый «азиатский способ производства»). Это означает, что возникновение государства отнюдь не всегда сопровождается процессом возникновения классов.

Само существование государства далеко не всегда связанно с классовой борьбой и ее непримиримостью. Не только на ранних этапах, но и в современный период все больше проявляются коллективные потребности всего общества, предполагающие не борьбу за власть, а сотрудничество различных, в том числе противоречивых, социальных сил. Поэтому концепция государства только как орудия классового господства, органа осуществления классовой диктатуры не отражает всей сложности явления, а потому страдает узостью подходов. Игнатьев К.Е. Государство в рыночной экономике. - М.:Инфра-М, 2008.

Говоря о государстве, следует рассматривать его как особую форму организации человеческого общества, всеобщую ассоциацию его членов, так и аппарат власти и управления, через который проводиться господствующая государственная воля. Сведение государства только к аппарату концентрации силы, систематического применения насилия и подчинения людей насилию недиалектично. В данной связи иногда говорят, что необходимо рассматривать два значения термина «государство»: как страны и как организации политической власти. Это не вполне правильно с чисто научной точки зрения, хотя в определенной мере отвечает обыденному представлению о государстве как явлении общественной жизни. Прежде всего, понятие страны не имеет какого-либо юридического смысла, оно в лучшем случае означает политико-географический комплекс, сложившийся в государственных границах. Что же касается организационного аспекта понимания государства, то он в равной мере относится как к форме организации общества, так и к форме правовой организации политической власти.

Возникает вопрос, какая из этих форм доминирует в понятии государства-ассоциации, что становиться во главу угла и выражает самый глубинный признак государства - его сущность. Длительное время отечественная наука исповедовала марксистско-лениниский тезис о сущности государства как машины угнетения, аппарата классового подавления, не учитывая второй стороны государственной организации - как ассоциации всего общества, где аппарат выступает лишь как рабочий орган. Если же исходить из этого, то любое государство есть та организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме. В этой формуле, объединяющей обе стороны государства, и заключается его сущность.

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны только с точки зрения исторической науки. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершневич и Кокошкин. Хвостов писал, что государство - «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти».

Гумплович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охранения определенного правопорядка».

Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое». «Так как право - существенный элемент государства, - пишет Еллинек, - то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом..., должно занимать определенное место в самом праве, - должно существовать правовое понятие о государстве». Государство он определяет как целевое единство индивидов, нацеленное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н. М. Коркунов.

Основные признаки государства можно классифицировать на несколько групп. Определяя особенности первой группы названных отличий, Ф. Энгельс писал: «по сравнению со старой родовой организацией государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям, вторая отличительная черта - учреждение публичной власти

Здесь мы видим выделение двух важнейших отличительных признаков государства, которые характеризуют сам процесс становления государственности, обусловливают ее историческую необходимость при переходе от бесклассового к государственно организованному обществу. Но вместе с тем особо подчеркивается применимость этих признаков к любому государству. Поэтому они выражают историческую необходимость и современных типов государства, однако с учетом всех корректив, которые характеризуют их особенности.

Оба признака как раз и определяются воздействием на государство отмеченных выше двух видов материального производства. Причем появление особой публичной власти происходи под влиянием частной собственности и разделение общества на классы или иные противоборства (сотрудничающие) социальные силы. Следует признать, что этот признак играет приоритетную роль как главный, определяющий фактор возникновения и существования любого государства, публичная власть в котором принадлежит экономической господствующей силе либо приобретает функции арбитража в целях управления делами всего общества на основе компромиссов и согласования противоречий между различными группами и личностями. Сам термин «публичная власть» является синонимом русского термина «общественная власть», «социальная власть». Такая власть присуща любому организованному обществу, она была и в условиях родового строя. Но государству присуща не вообще публичная (общественная) власть, а лишь власть особого характера, отделенная от всей совокупности постоянно входящих в состав государства лиц, стоящая над обществом. Эта власть является политической или, иначе говоря, государственной властью, она организуется с помощью специального аппарата властвования. Государственная власть сохраняется и в условиях демократического государства, но в нем полностью меняется характер власти. Из стоящей над народом и угнетающей его она становится властью, принадлежащей народу и ему подчиненной. Аблизова Ю.П. Функции современного государства. -М.: Инфра-М, 2008.

Другой признак, который отличает государство от родовой организации общества, состоит в разделении жителей не по родовому, а по территориальному принципу. Он возникает под влиянием второй стороны материального производства - воспроизводства самого человека.

В числе других организаций общества государство характеризуется рядом признаков, отличающих его от любой из них:

Государство является всеохватывающей организацией данного общества. Ни одна другая организация общества не отличается признаком универсальности, свойственной государству. Универсальность государственной организации состоит в предельном (для данных исторических условий) объединении общества в рамках государства-ассоциации и подчиненности этой организации всех остальных общественных структур.

Для государства характерно наличие специального аппарата власти, который не совпадает со всем обществом. Аппарат власти - это тот самый государственный механизм, который обладает государственно-властными полномочиями и в котором концентрируется принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организации. Причем государство применяет в первую очередь так называемые «легализованное принуждение», т.е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организации. Такие меры применяются через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции. Правда, принуждение может носить и нелегализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразностью, скажем, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от цели такого принуждения (в интересах общества или вопреки им) оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения (легитимировано).

Государственный аппарат, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, специально предназначенных для политического управления другими людьми. Такое политическое управление является их профессией. Это профессионалы в сфере государственного управления. Для государства характерна организация взаимоотношений в процессе построения своего аппарата в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины входящих в него должностных лиц.

Государство обладает особыми материальными предпосылками, «вещественными придатками» властвования, составляющими специфические средства для осуществления политического принуждения. Такими придатками являются тюрьмы, карательные органы, полиция, армия и т.д., которые специально предназначены для осуществления систематического государственного принуждения. Любая иная организация общества лишена подобных специфических средств властвования.

Однако характер и роль названных институтов неодинаковы в условиях существования различных государств. В обществах с неразвитой демократией они приобретают самодовлеющее значение и выступают в роли «силовых» структур, используемых в политической борьбе, например для обеспечения политических репрессий. В условиях демократического общества они играют вспомогательную роль в отношении институтов народного представительства, правосудия, защиты прав и свобод человека. В этих случаях «вещественные придатки» властвования обеспечивают именно легализованное принуждение.

Государство обладает монополией противотворческой деятельности. Только оно может издавать такие предписания, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. Эти предписания содержатся в правовых актах и выражают волю господствующего класса, правящей группировки или всего народа. В системе правовых актов выделяются законы, которые, в силу своей всеобщности, не только являются средством осуществления государственной власти, но и устанавливают рамки ее осуществления путем упорядочения и ограничения деятельности органов государства. Связанность государства велением закона составляет один из признаков правового государства. Говоря наиболее обобщенно, государство является именно правовой организацией, т.е. оно действует авторитетом права и выполняет служебную роль по охране права, обеспечению его обязательности и проведению в жизнь.

Из всех организаций общества только государство обладает таким свойством, как государственный суверенитет. Данное свойство обеспечивает государству верховенство и полновластие внутри его границ и независимость на международной арене в процессе проведения в жизнь соответствующей господствующей воли. Государство представляет собой верховную организацию властвующего слоя, веления которой общеобязательны для всех остальных государственных и общественных организаций, органов, должностных лиц и граждан. Все остальные организации действуют в сфере государственной власти, которая в целом обладает верховенством, является единственно суверенной. Игнатьев К.Е. Государство в рыночной экономике. - М.:Инфра-М, 2008.

Таковы наиболее важные, можно сказать, классические признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетических систем и т.д., но они не в равной степени присущи каждому данному государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.

ОГЭ Экономическая система/Типы обществ

Какой признак отличает традиционную экономику?

1) процветание фабричного производства

2) централизованное ценообразование

3) регулирование производства при помощи обычаев

4) преобладание частной собственности на средства производства

Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

1) государственное регулирование ценообразования

2) диктат хозяйственного опыта предков

3) плановая организация производства

4) многообразие форм собственности

3.

В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2) устанавливается твердый курс официальной валюты

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции

4.

Какой признак характеризует рыночную экономику?

1) централизованное ценообразование

2) значительная роль промышленного производства

3) многообразие форм собственности

4) уравнительное распределение производимых благ

5.

Что из перечисленного характеризует командную экономику?

1) следование в процессе производства вековым традициям предков

2) частная собственность на средства производства

3) нерегулируемые цены

4) централизованное планирование производства

6.

Какой признак характеризует командную экономическую систему?

1) свободное ценообразование

2) многообразие форм собственности

3) свобода хозяйственной деятельности

4) централизованное планирование

7.

Отличительным признаком рыночной экономики является

1) решение основных вопросов экономики

2) государственная собственность на средства производства

3) конкуренция производителей

4) натуральный характер хозяйства

8.

Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

9.

В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

1) командному

2) рыночному

3) плановому

4) традиционному

10.

В стране Z производители продукции свободно конкурируют между собой. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

1) рыночному

2) плановому

3) командному

4) традиционному

11.

1) Между предприятиями отсутствуют договорные отношения.

2) В стране гарантировано равенство различных форм собственности.

3) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.

4) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.

12.

В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной

2) рыночной

3) командной

4) смешанной

13.

Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) конкурентной

14.

Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?

1) рыночная

2) смешанная

3) традиционная

4) командная

15.

В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?

1) рыночной

2) административной

3) традиционной

4) командной

16.

В государстве Я. господствует натуральное хозяйство, преобладает ручной труд. Это характерные черты экономической системы

1) государственной

2) смешанной

3) традиционной

4) рыночной

17.

В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?

1) рыночная

2) традиционная

3) смешанная

4) административно-командная

18.

Большинство жителей страны А заняты выращиванием хлопка, урожаи которого отправляются за границу для переработки. Община выделяет каждой семье участок земли, на котором сообща трудятся все родственники. Какой тип экономической системы в государстве А?

1) рыночная

2) традиционная

3) смешанная

4) административно-командная

19.

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

20.

В стране Z производство товаров координируется правительством - предприятия получают директивные указания, что и в каком количестве производить. Данный признак характерен для экономики

1) традиционной

2) плановой

3) рыночной

4) конкурентной

21.

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.

2) В стране гарантирована свобода предпринимательской деятельности.

3) Между предприятиями существуют договорные отношения.

4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.

22.

Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?

1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.

2) Развитие ручного ремесленного промысла - изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.

3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.

4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями.

23.

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

2) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

3) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную предприятиями прибыль.

4) Государственный комитет по строительству определяет, что и где строить для развития производства.

24.

Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

1) конкуренция товаропроизводителей

2) господство государственной собственности

3) решение проблемы ограниченности ресурсов

4) производство товаров и услуг

25.

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.

Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26.

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.

Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27 . Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

28.

В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному