Систематическое положение человека в царстве животных. Происхождение человека

ВВЕДЕНИЕ

Цели выполнения данной контрольной работы - это выявление значения происхождения человека, особенности этой проблемы.

В связи с поставленными целями были обозначены следующие задачи: определение положения человека в системе животного мира, рассмотрение эволюции приматов, стадии и современный этап эволюции человека.

Актуальность проблемы естествознания происхождения человека связанна с важнейшей ролью в мировоззрение людей, в наших представлениях и пониманиях мира. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.

Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека имеются уже в трудах античных философов. В ХVIII в. К. Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.

Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Эта работа нанесла сокрушительный удар по представлениям о человеке как продукте божественного творения.

Положение человека в системе животного мира

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые: это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение, как правило, одного детеныша определяют положение человека в отряде приматов.

Редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основные группы крови (А, В, О, АВ), развитие мимической мускулатуры и ряд других признаков - все это позволяет отнести человека к подотряду человекообразных обезьян.

Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эволюции позвоночных.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных придатков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем превращается в копчик.

Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих, отряде Приматов, подотряде человекообразных обезьян.

Однако человек имеет специфические (то есть присущие только ему) особенности: прямохождение, сильно развитую мускулатуру нижних конечностей, стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 о к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180 о, и некоторые другие. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.

Вспомните!

Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.

Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют четко определить, что по критериям зоологической систематики вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды (рис. 144).


Рис. 144. Систематическое положение человека в отряде приматов

Рассмотрим те свойства и признаки, на основании которых мы занимаем это положение в системе органического мира.

Данные сравнительной анатомии. Вряд ли кто-то будет оспаривать нашу принадлежность к определенному царству и подцарству. Мы двусторонне-симметричные многоклеточные животные и по этим признакам подобны всем червям, членистоногим и хордовым.

Для человека, как и для всех представителей типа Хордовые, характерны общие черты организации, не встречающиеся у других типов.

У зародыша человека есть нерасчлененный на сегменты внутренний осевой скелет – хорда. Наши нервная и пищеварительная системы закладываются в виде двух трубок, лежащих с разных сторон от хорды. На ранней эмбриональной стадии развития передний отдел пищеварительной системы человека – глотка – пронизан жаберными щелями, которые в дальнейшем исчезают, причем одна из них дает начало слуховому проходу и евстахиевой трубе. Кровеносная система человека замкнутая, и сердце находится на брюшной стороне тела.

Тип хордовых делят на три подтипа, а подтип позвоночных, в свою очередь, объединяет шесть классов. Перечислим признаки, которые роднят нас с другими представителями класса Млекопитающие: костный позвоночник, замещающий хорду; семь шейных позвонков; две пары конечностей рычажного типа; наличие костного мозга (у птиц кости полые); волосяной покров; потовые и сальные железы кожи; молочные железы; хорошо развитые губы и мускулистые щеки; диафрагма; три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна); ушная раковина; четырехкамерное сердце, два круга кровообращения и одна левая дуга аорты; безъядерные эритроциты (у всех остальных классов позвоночных – ядерные); альвеолярные легкие. Кроме этих морфологических признаков следует отметить, что для всех млекопитающих, и в том числе человека, характерны такие прогрессивные черты организации, как высокое развитие центральной нервной системы, особенно коры больших полушарий; многообразные приспособительные реакции и сложное поведение; интенсивный обмен веществ и совершенная терморегуляция. Внутриутробное развитие и питание зародыша через плаценту характеризует нас как представителей подкласса Плацентарные. Необходимо отметить, что все перечисленные морфологические признаки, общие для человека и остальных млекопитающих, являются гомологичными, т. е. имеют одинаковое происхождение.

Общими признаками человека и остальных представителей отряда Приматы являются следующие: конечность хватательного типа (первый палец кисти противопоставлен остальным); наличие ключицы, что обеспечивает высокую подвижность руки; расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями; зубы трех типов – резцы, клыки, коренные; высокое развитие полушарий головного мозга; размножение в течение всего года; наличие одной пары молочных желез; рождение обычно одного детеныша и длительный уход за ним; сложная организация отношений между особями и высокий уровень развития высшей нервной деятельности.

О родстве человека с животными свидетельствуют также многочисленные рудименты и атавизмы, которые известны практически для всех систем органов. Рудименты – это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции. Их наличие указывает на родство человека с более низкоорганизованными позвоночными животными. Примерами таких рудиментов являются мышцы ушной раковины, хвостовые позвонки (копчик), остатки мигательной перепонки глаза, червеобразный отросток слепой кишки. Атавизмы – это признаки, которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, еще сохраняются и при определенных условиях вызывают образование этих древних признаков. Яркими примерами атавизмов являются волосяной покров на лице, наружный хвост, лишние пары молочных желез, перепонки между пальцами (рис. 145).


Рис. 145. Атавизмы человека

Данные сравнительной эмбриологии. Кроме данных сравнительной анатомии весомыми доказательствами происхождения человека от животных являются результаты сравнительного изучения онтогенеза человека и животных.

Индивидуальное развитие человека, как и остальных животных, размножающихся половым путем, начинается с образования зиготы. В двухнедельном возрасте у эмбриона человека прослеживаются признаки рыбообразных предков: двухкамерное сердце, жаберные щели, хвостовая артерия. Позже в строении эмбриона можно наблюдать черты, унаследованные от земноводных: мигательная перепонка во внутреннем углу глаза, плавательные перепонки между пальцами. У шестинедельного зародыша есть несколько пар молочных желез, закладывается хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Гладкая поверхность больших полушарий и сплошной волосяной покров у плода человека указывают на родство с примитивными млекопитающими. Таким образом, основные черты эмбрионального развития человека четко определяют его животное происхождение.


Рис. 146. Человекообразные обезьяны

Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян. С человекообразными обезьянами люди имеют много общих признаков, например таких, как большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры и сходная структура черепа (рис. 146). Шимпанзе, гориллы, орангутаны имеют хорошо развитый головной мозг, особенно его лобные доли, большое число извилин в коре больших полушарий. Кроме морфологических признаков о нашем близком родстве свидетельствуют и другие данные: мы похожи по резус-фактору и группам крови (АВ0), мы болеем одними и теми же «человеческими» болезнями. Беременность и гориллы, и человека составляет около 280 дней.

Эволюционное родство организмов можно определить, сравнивая их хромосомы . Чем больше сходство между нуклеотидными последовательностями ДНК, тем ближе родство между видами. Человек и шимпанзе имеют более 95 % схожих генов.

У человекообразных обезьян, как и у людей, высокий уровень развития высшей нервной деятельности, они легко обучаются, у них прекрасная память и богатая эмоциональная жизнь.

В то же время между человеком и высшими приматами существуют коренные отличия. Только человеку свойственно настоящее прямохождение (рис. 147). Благодаря этому человек имеет длинные и мощные ноги, сводчатую стопу, широкий таз, S-образный позвоночник. Гибкая кисть и подвижные пальцы обеспечивают точные и разнообразные движения.


Рис. 147. Скелеты обезьяны и человека

Человек имеет очень сложно устроенный головной мозг, средний объем которого составляет 1350 см 3 (у гориллы 400 см 3). Благодаря развитию структур гортани человек способен к членораздельной речи.

Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.

Вопросы для повторения и задания

1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объема мозга?

<<< Назад
Вперед >>>

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера гласит, что в эмбриональном развитии организма происходит краткое и быстрое повторение филогенетических стадий формирования вида, к которому данная особь относится. Таким образом, изучение стадий эмбриогенеза позволяет нам проследить историю возникновения и определить систематическое положение нашего вида.

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые : это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные шели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу Позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильноразвитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса Плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение, как правило, одного детеныша определяют положение человека в отряде Приматов.

Более частные признаки - редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основные группы крови (А, В , 0, АВ), развитие мимической мускулатуры и ряд других - позволяют отнести человека к подотряду Человекообразных обезьян. Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эволюции позвоночных.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до пяти лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих , отряде Приматов , подотряде Человекоподобных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильноразвитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой и объемистый мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180°, и некоторые другие. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.

Опорные точки

  • Наблюдения за эмбриональным развитием человека показывают его родство с примитивными хордовыми животными, рыбами, амфибиями.
  • Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают множество сходных черт у человека с другими представителями класса Млекопитающих.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.
  • 2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.
  • 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
  • 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

А с ней и положение человека в системе животного мира, не обязательно окунаться в прошлое, потому что эволюция - это процесс, который происходит всегда и везде вокруг нас. Например, бактерии, которые легко уничтожались пенициллином раньше, приобрели новую, стойкую к антибиотикам, форму.

Естественный отбор

Природа распорядилась следующим образом: чем лучше животное приспособлено к условиям ареала, в котором оно живет, тем больше его шансы выжить и иметь потомство. Его дети могут унаследовать отклонения, которые сделали отцовское животное таким успешным в своем местном окружении. Виды животных меняются со временем, лучше приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Возникают новые виды, живут тысячи или миллионы лет, а потом исчезают. Эволюции нужно время и счастливые случаи для того, чтобы происходили изменения.

Черты, которые могут помочь выжить виду, например, - лучшие зубы или больше мозг, - могут появиться в новорожденных особей как случайные отклонения. Если новые черты действительно помогают выживать, и животные могут дольше прожить, или выжить в условиях, при которых обычный представитель вида умирает, значит, эти черты будут передаваться из поколения в поколение. Когда эти способности действительно полезны, животные, которые их имеют, постепенно вытеснят тех, которые их не имеют.

Теория Дарвина

Согласно теории Дарвина, любое живое существо не производит в ходе своей жизни тождественную копию самого себя. Дитя не похоже на мать, котенок не похож на маму-кошку, даже зерна пшеницы отличаются друг от друга. Если рассмотреть их под микроскопом или провести химический анализ, то можно заметить их непохожесть. Изменчивость является материалом для естественного отбора. Если эти свойства необходимы для жизни нового существа, то оно будет жить и приведет потомство, если - нет, то беспощадный естественный отбор уберет его из биологической сферы, и оно умрет, как сотни и тысячи неприспособленных особей. Каково положение человека в системе животного мира? Самым загадочным отбором природы, а также ее венцом, конечно, выступает человек.

Положение человека в системе животного мира

Люди причисляются к приматам, которых насчитывается более 100 видов, включая человекоподобных обезьян, горилл и шимпанзе. Если указывать положение человека в системе животного мира, - приматы, а именно шимпанзе имеют с человеком самые близкие родственные связи, 98,4% генов у них совпадают. Доказано, что 2,6 млн. лет назад произошло разделение приматов на 2 ветки. 1- в австралопитека, впоследствии вымершего, а 2 положение человека в системе животного мира, - в человека умелого. Известно, что первые человекообразные существовали на Земле еще 3-5 млн. лет назад.

Множество исследований, измерений, раскопок и, сделанных на их основе, научных доказательств, свидетельствует, что положение человека в системе животного мира причисляется к виду приматов. У всех приматов есть общие признаки.

  1. У всех есть руки и ноги с пятью пальцами на каждой.
  2. Есть зубы, которые приспособлены разжевывать много различной пищи.
  3. Все рожают в основном по одному детенышу, реже - по несколько детей.

Признаки положения человека в системе животного мира

Но между ними существуют и значительные различия.

  1. Лишь человеку свойственно прямохождение на двух ногах и, соответственно, особенное строение хребта, таза, ног, рук, мышц и других органов.
  2. Человеческая рука умеет осуществлять множество различных и точных движений. Человеческий череп более высокий и круглый;
  3. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой, имеет высокий лоб, слабые челюсти с небольшими клыками, подбородок четко очерчен.
  4. Человеческий мозг занимает объем - 1800 см3, что в 3 раза больше мозга приматов. У человека отлично развиты части мозга, где находятся важнейшие психические и речевые центры.

Первый человек среди приматов

Самый первый человеческий предок - австралопитек, уже мог передвигаться в вертикальном положении. Благодаря этому он мог держать в руках орудия труда и примитивное оружие.

По научной теории появление человека разумного не произошло внезапно, оно стало итогом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет. Ученые присвоили название «гомо сапиенс» человеку, умеющему изготавливать элементарные орудия, а также погребать своих соплеменников. Самым примитивным орудием труда были обточенные камни. 500 тысяч лет назад люди уже обрабатывали деревянные палки, делая из них копья. И лишь 250 тысяч лет назад появился

50 тысяч лет назад научились делать лампы, высеченные из камня, в которых вместо горючего был жир животных, спустя еще 20 тысяч лет появились первые лук и стрелы. От первоначального вида предков до вида «гомо сапиенс» скачки развития происходили в течение 14-20 миллионов лет. Дальнейшая эволюция привела к появлению австралопитека, умеющего применять окружающие предметы в качестве орудий, и даже подвергать их элементарной обработке.

Развитие человека

Когда приматы разделились на две ветви: первый подвид в ходе эволюции превратился в человека умелого, а второй - в австралопитека африканского, позже вымершего. Эволюция сделала скачок, когда возник вид «человек умелый». Он владел элементарным мышлением и речью, главными носителями информации, которая передавалась затем следующим поколениям. Вид «человек прямостоящий» возник 100 тыс. лет назад. С его появлением существенно увеличилось количество информации, что способствовало созданию нового типа наследия - не генетически, а через материальный и духовный опыт. У такого равнялся 1250 см3, но его эволюция на этом не остановилась. На этой стадии развития отмечался ускоренный прогресс биологических изменений.

Рассматривая положение человека в системе животного мира, кратко можно описать так.

Древнейшие люди занимались собиранием и охотой. Они вели кочевую жизнь, поедали растения и мясо животных, которые попадались им на пути. Для жилья они использовали пещеры, но древние находки подтверждают, что в этой период сооружались первые жилища из веток. В какой-то момент племена осознали, что постоянное жилище имеет ряд достоинств. В надежном месте можно спрятать съестные запасы для голодных периодов, защитить себя от непогоды и хищников. В таких селениях удобнее уживаться друг с другом, а также проще отбиваться от врага. В процессе эволюции человеческий мозг увеличился непропорционально телу. Но самое важное достижение: люди стали коллективной деятельной сущностью, основными составляющими которой выступает труд, разум и речь, и это главное отличие людей от животных.

Человек и животный мир

Положение человека в системе животного мира имеет мощное воздействие на этот мир. Человек времен палеолита уже охотился, истребляя вымерших нынче существ. Животные, птицы и рыбы давали людям еду, шкуры служили первой одеждой, обувью и предметами обихода. С тех пор как люди начали употреблять мясо, они научились добывать огонь и приручать животных. По мере улучшения орудий охоты и приручения животный мир возрастало.

Эволюция в в наше время уже не имеет значения для человека, скорее наоборот, он оказывает глобальное влияние на окружающую среду. Положение человека в современной системе животного мира несет опасность для биологического многообразия видов. Она исходит из деятельности человека, и связана с изменением среды обитания животных, глобальным изменением климата, выведением экзотических видов и распространении болезней. Независимо от цвета кожи, форм и размеров, все человечество принадлежит к одному виду - "человек разумный". Поведение человека отображает то, как запрограммировала действовать эволюция, например, искать пару, наполнять желудок или убегать от опасности.

Эволюция или внешнее вмешательство?

Все вроде бы просто и понятно в эволюционной теории происхождения человека. Но тем не менее ученые до сих не пришли к единому и неоспоримому утверждению, что именно стало толчком к переходу от приматов до человека разумного.

Согласно различным теориям могло быть внешнее вмешательство, такое как скрещивание представителей внеземных цивилизаций с предками людей или управление эволюцией силами внеземного сверхразума.

Благодаря интеллекту человек сделал огромный прорыв: он может позаботиться о себе, сделать выбор или пойти на риск. Умеет писать, сочинять музыку, рисовать красками. А также строить самолеты и корабли для исследования всей планеты, а также космические корабли, чтобы познавать космос.