Терпимость терпимый. Как развить в себе терпимость и какая у неё может быть грань

11 Билет. Русский.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Слово «этикет» - французское, впервые было употреблено при дворе Людовика XIV, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля.

Речевой этикет - широкая область стереотипов общения.

Функции речевого этикета:

1). помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.

2) показывает уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим: «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».

3) устанавливает социальные рамки между людьми, разделяясь на официальный речевой этикет и неофициальный, с официальным этикетом соотносятся фразы «Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!», с неофициальным «Здравствуй!» или «Здорово!».

Истоки речевого этикета лежат в древнейшем периоде истории языка. В архаическом социуме речевой этикет имеет ритуальную подоплеку. Слову придается особое значение, связанное с магическими и обрядовыми представлениями, взаимоотношениями человека и космических сил. Поэтому речевая деятельность человека может оказывать воздействие на людей, животных и окружающий мир; регламентация этой деятельности связана со стремлением вызвать те или иные события. Реликты этого состояния сохраняются в различных единицах речевого этикета; например, многие устойчивые формулы представляют собой ритуальные пожелания, некогда воспринимавшиеся как действенные: Здравствуйте (также Будьте здоровы ); Спасибо (от Спаси Бог ). Аналогично многие запреты на употребление слов и конструкций, которые в современном языке рассматриваются как бранные, восходят к архаическим запретам - табу.

На древнейшие представления накладываются поздние пласты. Сложна система речевого этикета в иерархических социумах, где правила речевого общения вписываются в общественную иерархию. Примером может служить двор абсолютного монарха (средневековый Восток, Европа на рубеже Нового времени). Этикетные нормы становились предметом обучения и кодификации и играли двоякую роль: позволяли говорящему выразить уважение к собеседнику и одновременно подчеркнуть изысканность своего собственного воспитания. Хорошо известна роль в формировании новой, европеизированной элиты, которую сыграли в Петровскую эпоху и последующие десятилетия пособия по этикету.

В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты; устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах. Осмысление речевого этикета его носителями проходит несколько стадий. Для замкнутой традиционной культуры характерна абсолютизация этикетных требований к поведению. Носитель другого речевого этикета воспринимается здесь как плохо воспитанный или безнравственный человек. В более открытых социумах развито представление о различии речевого этикета у разных народов.

В современной городской культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. Подвергаются трансформации традиционные основы явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии. Речевой этикет теперь рассматривается в прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.

Речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. В каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, а соответствующее ему русское Дорогой употребляется в неформальных ситуациях. Или другой пример - во многих культурах Запада на вопрос Как дела ? следует отвечать: Хорошо . Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего ; Помаленьку . Различия в речевых этикетах и вообще в системах правил речевого поведения относятся к компетенции особой дисциплины - лингвострановедения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность - умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость - спокойное отношение к возможным расхождениям во мнениях, избежание резкой критики взглядов собеседника.

Выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Обращение - самый массовый и самый яркий этикетный признак.

В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между Ты и Вы. Вы вместо Ты в обращении к одному у нас появилось в XVIII веке, закрепилось среди образованных дворян. До этого Ты само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с Вы оно приобрело значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.

Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично». Например, когда человек поправляет собеседника: «Говорите мне «вы», «Не тычьте, пожалуйста», он выражает недовольство по поводу направленного к нему «неуважительного» местоимения. Обычно «ты» применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное; «вы» - в вежливом обращении, в официальной обстановке, в обращении к незнакомому, малознакомому.

В русском языке не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству), если уж приходится при нем и за него говорить. Я и Ты, Мы и Вы - это включающие местоимения, которые выделяют собеседников из всех остальных, а Он, Она, Они - местоимения исключающие, указывающие не на того, с кем в данное время общаются, а на нечто третье. Между тем этикет многих стран не запрещает такого речевого действия - «исключения» присутствующего.

Речевой этикет со временем претерпевает свои изменения. Некоторые выражения и фразы речевого этикета, принятые во времена Пушкина, безвозвратно канули в лету. Например, выражения «Покорнейше благодарю», «Нижайше кланяюсь», «Благодарствую», «Ваш покорный слуга». В наше время они звучат странно и нелепо, а Александр Сергеевич очень любил подписывать свои письма последней фразой из этого списка.

Некоторые общепринятые в нашем обществе формулы речевого этикета.

При необходимости познакомиться с совершенно незнакомым человеком принято говорить «Разрешите познакомиться» , «Позвольте познакомиться», «Будем знакомы». Приветствия, подчеркивающие радость встречи: «Рад вас видеть!», «Добро пожаловать!», «Рад приветствовать!». Слова соболезнования: «Я вам искренне сочувствую», «Приношу свои глубокие соболезнования», «Разделяю ваше горе». Поздравляем словами: «Разрешите поздравить», «Примите искренние поздравления», «Сердечно поздравляю».

В одних языках есть только не обязательные этикетные средства, а в других языках - и обязательные. Почти все глаголы японского языка могут иметь вежливое по отношению к адресату речи форму и форму фамильярную.

О чем бы мы не говорили по-японски (пусть даже не об адресате речи!), приходится выбирать либо вежливую, либо фамильярную форму глагола, т.е., хотим мы этого или не хотим, - показывать свое отношению к адресату. А вот в русском языке нет грамматических предписаний, когда и каким именно способом непременно должно быть выражено этикетное содержание. Значит, этикетные средства русского языка факультативны.

Способов передавать в речи этикетные значения - много. Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем то, с кем и в какой обстановке говорим. Поэтому речи, не имеющие никакого отношения к этикету, не бывает.

В речевом этикете большое значение имеет язык жестов. У каждой нации существует своя специфика жеста:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Не зная национальных особенностей жестов, можно попасть в неловкое положение. Например, в Болгарии жестовые знаки "да" и "нет" противоположны общеевропейской форме.

Что должен думать японец, если европеец, вступая в деловую беседу, не пожимает ему руку? Он может считать, что собеседник уважает его национальные обычаи - в Японии не принято здороваться за руку.

Даже сходные жесты могут в разных национальных культурах применяться по-разному. Например, в Венгрии мужчина при приветствии всегда приподнимает шляпу, а в нашей стране это делать не обязательно и свойственно людям старшего поколения.

В Японии в разговорах люди всячески избегают слов "нет", "не могу", "не знаю", словно это какие-то ругательства. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо "нет, спасибо" употребляет "мне уже и так прекрасно".

Если токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой", - то не следует думать, что он поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слова "нет".

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по - разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Речь колеблется в такт человеческим отношениям - это и есть этикетная модуляция речи.

О ТЕРПИМОСТИ

Терпимость (или, говоря современным языком, толерантность), соответствует принципам СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В Преамбуле Устава ООН провозглашена готовность наций «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Принципы толерантности находят своё развитие в соответствующей Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

О „БЫТОВОЙ” ТЕРПИМОСТИ

Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право
поступать как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим!
Особенно когда знаешь, как лучше…
Вероника Иванова

Терпимость на национальном и международном уровне является отражением великого принципа терпимости, которому может следовать каждый из нас. Ведь, как указывал Николай Рерих, "понятия терпимости или нетерпимости выражаются именно в обиходе каждодневности". То есть именно на бытовом уровне может выразить себя и выражает себя наша сущность - именно в каждодневном общении с другими людьми мы покажем себя такими, какие мы есть.

По сути, терпимость находит свое отражение в тех же областях, в которых мы склонны проявлять НЕТЕРПИМОСТЬ.

Например, место национализма и расовой нетерпимости занимает толерантность - способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей какой-либо национальности на всех других ее представителей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" (Михиал Мацковский). Мы перестаем мерить людей аршином наших предрассудков.

В сфере сексуальных предпочтений мы можем спокойно принять тот факт, что кто-то хочет вступать в однополые браки. И не будем возмущаться, если люди хотят заявить о своих правах - пусть даже на какой-нибудь демонстрации. Мы не будем бояться, что наши дети после такой демонстрации сами станут гомосексуалистами, потому что наша непредвзятость может помочь нам понять, что гомосексуалистами становятся не вследствие избытка соответствующей рекламы.

Уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным вполне естественно - как к людям, какими мы сами когда-то были, какими мы когда-нибудь станем или на чьем месте мы тоже запросто можем очутиться (от сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются).

Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.

Мы не позволяем себе вмешиваться в свободу наших ближних. В свободу мнений, выбора и принятия решений. Единственно правильной позицией будет взгляд стороннего наблюдателя.

Людмила Улицкая считает, что „если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома".

Но если мы будем с малых лет приучать наших детей жить по принципам справедливости и любви, то, быть может сбудется предвосхищение Николая Рериха: "Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано!"

Михиал Мацковский подчеркивает, что личность выигрывает от выбора позиции толерантности, что связано:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Поэтому мы стерпим и примем все, что касается поступков и убеждений наших ближних - даже если нам оно и не очень по душе. Точнее, мы стерпим почти все. Но именно это "почти" содержит то, что принципиально.

Могут подумать, что принципиальным будет, например, склонить человека к переходу на определенные позиции - скажем, касающиеся христианского или мусульманского вероучения. Ведь, казалось бы, это так важно, чтобы ближний наш тоже смог познать радость общения с Богом из "правильной" перспективы. Но нет, это как раз не принципиально (хотя для каждого отдельного человека и может оказаться очень важным).

Принципиальным будет именно нарушение или соблюдение нами и другими людьми принципов справедливости, уважение или ущемление свобод других людей. Николай Рерих недаром напоминает нам, что "терпимость вовсе не означает терпимость зла и преступности".

Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной и даже преступной. Злом с этой точки зрения мы считаем преднамеренное ущемление интересов другого человека, нанесение ему заведомой обиды. Терпимости в отношении таких поступков не может быть места.

Но мы должны быть уверены, что человек, совершающий такой поступок, поступает именно осознанно и во вред нам или другим людям. Что мы конкретно предпримем в той или иной ситуации, зависит от каждого конкретного случая - и нам предстоит каждый раз принимать взвешенное и ответственное решение (как, впрочем, и в любых других обстоятельствах).

ТЕРПИМОСТЬ КО ВСЕМ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ТЕРПИМОСТИ?

Терпимость - очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма…
Наш первый порыв и даже последующий -
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Жорж Леметр

Терпимость как в поведении отдельного человека, так и группы людей (вплоть до общества на уровне отдельного государства или всего человечества) проявляется в отказе от преследования тех, чьи убеждения или действия не совпадают с общепринятыми (или принятыми отдельным человеком).

При этом мы вовсе не должны одобрять поведение этих людей или оправдывать то, что они делают. Но даже если нам очень сильно не нравится то, что делают или думают эти люди, мы сознательно принимаем решение, „терпеть их с их убеждениями и практиками. Терпимость лежит, таким образом, в основе гарантий социального разнообразия.

Но необходимо учитывать, что с точки зрения справедливости терпение не должно быть безграничным. Джон Ролз отмечал, что те, кто принимает принцип справедливости, должны проявлять терпимость к нетерпимым, насколько это позволяет безопасность свободных институтов. Религиозная нетерпимость и расовая дискриминация несправедливы. Группы, которые ставят под угрозу принципы справедливости и угрожают тем самым свободе других членов общества, могут быть ограничены в их свободах.

Прие этом, как отмечает Джон Ролз, „свободы одних подавляются не просто ради большей свободы других. Справедливость запрещает подобные рассуждения относительно свободы, так же как и относительно суммы преимуществ. Ограничиваться должна лишь свобода нетерпимых, и это делается во имя равной свободы при справедливой конституции, принципы которой сами нетерпимые признали бы в исходном положении. Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований. Вопрос, таким образом, заключается в том, является ли чья-либо нетерпимость к другим достаточным основанием для ограничения чьей-либо свободы… Но даже тогда, когда свобода нетерпимых ограничивается ради защиты справедливой конституции, это делается во имя максимизации свободы“.

Джон Ролз обращает наше внимание особо на то, что, „когда сама конституция в безопасности, нет оснований лишать нетерпимых свободы“.

Джон Ролз считает, что свободы для нетерпимых могут склонить их к вере в свободу, ведь, по его убеждению, „люди, чьи права защищены справедливой конституцией, получающие от нее выгоду, с течением времени станут, при прочих равных условиях, к ней лояльны…“.

Терпимость является производным свободы. „Проблема свободы заключается в выборе принципа, посредством которого будут регулироваться притязания людей друг к другу во имя своей религии, - пишет Джон Ролз, - Из того факта, что с намерениями Бога необходимо соглашаться, не следует что один человек или институт имеет полномочия вмешиваться в интерпретацию другим человеком своих религиозных обязательств“.

Вот что пишет Джон Ролз: „Ни одна конкретная интерпретация религиозной истины не может быть признана обязывающей для всех граждан; нельзя согласиться и с тем, будто должен существовать какой-то один авторитет с правом решать вопросы теологической доктрины. Каждый индивид должен настаивать на равном праве для всех решать, каковы его религиозные обязательства. Он не может передать это право другому индивиду или авторитетной инстанции… Индивид пользуется своей свободой, принимая решение считать кого-то другого в качестве авторитета, даже если он считает этот авторитет непогрешимым, так как поступая таким образом, он ни в коем случае не отказывается от своей равной свободы совести как части конституционного закона. Ведь эта свобода, гарантированная справедливостью, неотторжима от человека: индивид всегда свободен изменить свою веру, и это его право не зависит от того, как часто он использовал свои возможности выбора и в какой степени разумно“.

ТЕРПИМОСТЬ КАК АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

„Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх,
а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны,
то в вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость“
Далай-Лама

В толковом словаре „Политика“ (авторы Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.) терпимость (толерантность) определяется как „готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной отрицательной реакции, даже если для вмешательства имеется возможность (или властные полномочия)“.

Словарь Ушакова (1935-1940): Свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь (религиозная терпимость; терпимость к чужим мнениям…). Интересно отметить, что автор словаря также относил сюда терпимость к врагам. Но в силу господствующей тогда идеологии это положение дано было в следующей редакции: „преступная терпимость к врагам“.

Но иак или иначе, видно, что одной из основ терпимости является терпение. Другим ее основанием является свобода.

Эрнест Радлов (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.): „Идея личности заключает в себе понятие свободы внутреннего мира, без коего личность немыслима; из идеи личности, как ее следствие, вытекает свобода совести и свобода слова; свобода преподавания есть лишь один из видов свободы слова. Объективной оценке подлежат действия, но отнюдь не мотивы, мнения и верования. Т. есть признак высокой культуры ума, результат борьбы и сомнений; она выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям“.

И терпение, и стремление к равной для всех свободе – это требующие решимости про´явления человеческого духа, в основе которого лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.

Михиал Мацковский отмечает, что толерантность является системой ценностей, к которым относятся, в частности, следующие:

Презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

Презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

ТЕРПИМОСТЬ КАК ЛЮБОВЬ

Любовь неотделима от терпимости,
которая и придает ей силу.
Марк Леви

Справедливость невозможна без чувства привязанности, без теплого отношения к своему ближнему. Поэтому и толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия любви к тем, кто подобен нам, а потому имеет (как и мы) свои собственные убеждения, интересы и устремления.

Ненависть к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне (неважно в каком её проявлении). Терпение же и терпимость показывают другим людям, что в них ма видим и уважаем такую же личность как и мы сами. „Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен и не знает доверия“, - заявляет Николай Рерих.

Легко поддаться гневу на другого, не похожего на нас. Для вспышки гнева и ненависти достаточно порой именно одной такой непохожести. Для этого не надо ни много ума, ни много сил, ни даже сколько-нибудь много мужества. Всё проишодит как бы автоматически: прорывается каскад эмоций, захлестывающих разум.

Если же мы выбираем для себя активно за основу принципы справедливости, то нам потребуется немало мужества, чтобы относиться к ближнему, как к самому себе, чтобы непредвзято относиться к его особенностям, чтобы терпеть его инакость, чтобы научиться смотреть на ситуацию и на мир глазами «другого».

Но после того, как мы совладали с собой, приняли другого со всем его своеобразием, тут-то у нас и появляются немалые силы, которые есть силы любви к ближнему, столь похожему на нас, и столь от нас отличному.

Истинная любовь всегда в той или иной мере взаимна – по меньшей мере в стремлении не делать другому того, что не хочешь пережить сам. А для этого не обойтись без снисходительности. Поэтому этот раздел мне хотелось бы закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева: „Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения. А кто может сказать, что он в снисхождении не нуждается?“

Из love journal: Устала я от этого слова толерантность, однако хочу проявить терпение, быть терпимой к нему и даже проявить терпеливость к подруге, которая двадцать раз повторила мне это слово 16 ноября в Международный день толерантности.

Сценка в троллейбусе: На передних местах сидят две молодые женщины (не европейского облика), входит пожилой человек в костылем, свободных мест нет. Одна женщина указывает двум молодухам на объявление о принадлежности передних мест пожилым и инвалидам и требует освободить место. Те не соглашаются и при этом грубят. На следующей остановке вся троица покидает троллейбус. Оставшиеся счастливо вздыхают и удовлетворенно молчат. В головах проносится (потом признались): «Как хорошо, что нам удалось сохранить терпение и промолчать. Легко мог создаться конфликт, даже национальный».

Кто же ответственен за нашу терпимость друг к другу, за способность, сдержав себя, выслушать другого.

Ответ, лежащий на поверхности, - семья, традиции, переданные бабушкой. Никто с этим не спорит, однако вне стен дома, а иногда и в доме, неспокойно, неблагополучно, нетолерантно.

Большой город – сгусток проблем

Урбанизация несет в себе и положительное, и отрицательное. Города вбирают и сельское население, и множество мигрантов из разных стран. Соединяются для «общежития» люди разных культур, обычаев, верований. Этот общемировой процесс делает города местами напряженности.

Многие считают, что проблема лежит в глубине сознания каждого из нас. Но, возможно, большинство людей по-прежнему кивают на государство. Свое решение этой проблемы берет на себя и власть. В Петербурге принята программа «Толерантность». Среди множества направлений программа выделяет первое место общих встреч «разных» людей – школу, откуда и начинается долгий путь к взаимопониманию.

В четвертый раз в Петербурге по программе «Толерантность» проводится школьный фестиваль «Культурной столице – культуру мира». Его организаторы поставили цель – «активизировать гражданскую позицию подрастающего поколения: дать знания и пробудить желание создать свои проекты».

В первом фестивале было 5 тысяч участников, в нынешнем – 90. Организаторы его говорят, что «это не просто фестиваль, а долгая кропотливая работа». Действительно, уже почти 200 дней ребята из всех районов города знакомятся с разными культурами, соревнуются, готовят программы для итогового конкурса под названием «Время действия». Ребята из 18 команд – победителей считают: «Пора действовать, хватит говорить». Каков же результат? Опытные участники прошлого фестиваля говорят: «Фестиваль – это действие, обучение, праздник. Отношения, заложенные в ходе общих дел, остаются!»

Например, плакаты, посвященные толерантности, созданные школьниками в прошлом году, станут появляться в общественных местах. В 2009 году победил плакат школы № 129 «Не рвите мир на части!»

Карине Хачатурова, координатор проекта от школы говорит: «Толерантность – это терпеливость, выросшая из взаимопонимания. Учителя предоставили свободу творчества ребятам, сделать самим, и они победили».

На вопрос – Что дало вам участие в конкурсе, от группы победителей ответили Кристина и Жанна. Кристина: «Ценность в том, что это всегда работа в команде. Выявляется каждый. Мы научились ценить достоинства и недостатки друг друга не по национальности, а по личным качествам. Толерантность – путь познания другого человека». Жанна: «Открывая другого – обогащаешься сам. Стараюсь меняться, замечать, не за другими, а за собой. Впервые по-настоящему задумались, как важна толерантность обществу».

Пенталог (в отличие от диалога, разговор пяти собеседников) за диалог. В Петербурге существует не менее 30 конфессий и много приверженцев новых духовных учений. Поэтому важно узнать мнение религиозных служителей, призванных поддерживать в человеке терпимость. В агентстве "Интерфакс Северо-Запад" на круглый стол: «Роль религиозных конфессий Петербурга в воспитании толерантности» собрались представители ведущих конфессий.

В Петербурге с его основания проживают представители разных национальностей, культур и религий.

Профессор Духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов напомнил, что «богоборческий интернационализм подверг гонениям представителей всех религий. И теперь, когда есть свобода вероисповедания, нужно сделать так, чтобы конфликты между конфессиями не имели места».

Председатель Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг полагает, что если «у людей естественные расхождения, но необходимо сосуществовать. Для этого раскрыть сердце, душу, ворота». Он сказал: «Бог поручил человеку особую миссию – диалог с ним. Этот диалог следует продолжить».

Ректор Теологической семинарии Антон Тихомиров отметил: «В обществе до сих пор присутствуют почти первобытные страхи и сомнения. Выход – диалог. Толерантность – это взаимоуважение и Любовь».

Представители всех религиозных учений сошлись во мнении, что главное оружие в борьбе с религиозной нетерпимостью – это знание друг о друге, которое ведет к взаимопониманию. «Нужно создавать больше программ, рассказывающих о культуре народов, населяющих наш город, страну, - считает настоятель дацана «Гунгзэчоймэй Гуда Бадмаев. - Разделяет неосведомленность. Противоядие ему – просвещение».

Декан римско-католической епархии Иакинф Дестивель настаивает: «Толерантность – светский термин. Нужен диалог. Диалог разных культур, верований, мировоззрений. Петербург – лаборатория для диалога».На вопрос о роли нетрадиционных верований, Г. Митрофанов отвечает, что нетрадиционные верования не страшны. Знание основ любой традиции несет уважение к людям. Подавление же иных, иноверцев – безнравственно. Особенно, он подчеркнул роль семьи, воспитывающей в добрых семейных традициях.

Терпимость в древнем Китае

Взаимная терпимость обеспечивает гармоничные отношения между людьми. Понятие толерантности пришло из далеких времен. Один из источников ведет нас к древней китайской культуре. Умение терпеть и соизмерять свои действия с другими людьми рассматривались с древних времен китайской культурой как традиционные добродетели. Это основы таких восточных учений как конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство проповедует внутреннюю чистоту, даосизм настаивает на поддержании добрых чувств, а буддизм говорит о сострадании. Внутреннее содержание всех трех учений содержит понятие толерантности.

«Отойдя на два шага, открываешь обширность океана и бесконечность неба. Проявляя толерантность, добьешься полного совершенства».

В «Беседах и суждениях» (Лунь Юй) Конфуций сказал одному из своих учеников: «Легко сломать зубы, потому что они твердые. Язык хорошо защищен, так как он гибок. Мягкость, безусловно, победит жесткость, а слабость также может победить силу. Важнейшее свойство, которое требуется проявлять во всем, - это терпеливость, оно самое лучшее».

В буддийских писаниях рассказывается. Один человек славил Будду Сиддхарту, называя его человеком счастливым и очень добродетельным. Некто, услышав это, впал в сильный гнев и сказал: «Он потерял мать, когда ему исполнилось всего семь дней. Как можно говорить, что он человек, которому везет и, почему это он так добродетелен?» Хваливший Будду ответил: «Когда его били, он не впадал в гнев, когда его ругали, он не отвечал грубостью. Как же можно говорить, что нельзя его считать человеком счастливым и очень добродетельным?» Этот гневливый человек был покорен.

Лао-цзы, основатель даосизма, говорил: «Тот, кто живет в согласии с принципами Небес, не борется с другими, а побеждает естественно. Без лишних слов он прекрасно справляется с любым делом».

Император Шен Ван наставлял чиновников: «Только став поистине терпеливым, можно приступить к выполнению своих дел, а прощая, можно достичь всепобеждающей добродетели».

Китайский иероглиф «толерантность» означает также терпение, выносливость, выдержка, так как, чтобы быть толерантным, надо быть терпеливым и в спокойствии души выносить испытания.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Терпимость - это очень нужное качество человека на сегодняшний день. Иногда складывается такое ощущение, будто бы все жизненные ситуации и обстоятельства, в один миг возжелали испытать его на прочность.

Конечно же, только мы знаем, как правильно решать проблемы, за кого голосовать на выборах и как эффективно воспитывать детей . А если вдруг, кто-то выскажет или начнет отстаивать другую точку зрения, то в бой с собеседником могут пойти убойные аргументы, словесные перипетии и даже кулаки.

Так по какой причине мы столь нетерпимы к другим виденьям картины? Как воспитать в себе толерантность и уважение к мыслям людей? Прежде чем дать ответы на столь глубинные вопросы , пожалуй, нужно определиться с терминологией и отличием.

Толерантность - это отнюдь не явление, а уважительное отношение к позиции других сородичей. То бишь, вы можете категорически и полностью не разделять мнение особи, но не станете навязывать свое с пеной у рта.

А вот другое слово, требующее объяснений: терпение - это неестественное состояние личности, когда ей не комфортно и не уютно, а она вынуждена находить в себе силы и стиснув зубы, продолжать экзекуцию над собственным запасом энергии.

Иными словами терпение может обозначаться, как перерасход усилий и эту разницу в понятиях очень важно уяснить в контексте сегодняшней статьи. Следовательно, надобность терпеть что-либо, носит временный характер. Например, нужно терпеть, чтобы добежать в туалет, или выдержать прием стоматолога , а некоторые умудряются терпеть своего мужа-тирана по неизведанным мне причинам.

А вот толерантность определена к группе положительных качеств человека и означает принятие и понимание разнообразия культур нашего мира, способов самовыражения и конечно же проявления индивидуальности, что априори не может быть идентичной для всех.

Главное в воспитании терпимости - это приумножение чувства уважения не в зависимости от уровня человеческого интеллекта.

Откуда берется нетерпимость?

На самом деле, ответ на этот вопрос достаточно банален. Нетерпимость к другому человеку зарождается еще в детстве и взрослея, мы тащим это богатство во взрослую жизнь, увеличивая обороты и аллергическую реакцию к чужим мнениям.

Как происходит процесс становления? Я попрошу вспомнить, как ваше окружение близких и совершенно не близких людей, могло позволить себе навесить ярлык на личность или вывалить за спиной порцию осуждения.

Это могло происходить не по причине злого умысла. Даже старушки на скамейке у подъезда не переживают о том, что их изречения могут ранить тонкую душевную организацию людей, ведь они убеждены том, что это нормально!

«О, посмотрите, да они же не по средствам живут! », «Слишком толстый! », «Содержанка », «Слишком молодая мама », «Не ест мяса! » и т. д. Все это подсознательное стремление ощутить примитивное и низменное превосходство над окружающими и демонстрация нулевой толерантности.

Однако, прежде чем так ярко пропагандировать собственную нетерпимость к людям, не стоит забывать о том, что дети впитывают поступающий информационный вброс, как губка.

А значит, будущее поколение обязательно применит столь некорректный способ самовыражения. Как избежать негативных последствий и постараться более лояльно относиться к другому образу жизни, что вам неприемлем?

Как развить толерантность

1. Откажитесь от суждений, оценок и шаблонного мышления

Поэтому, старайтесь понять глубинные мотивы сородичей, а не рассматривать верхушку айсберга. Только в таком случае человек обучается искусству терпимости.

2. Умейте слушать и слышать собеседника

Я подготовила в этом блоке замечательный совет: только в том случае, когда вы позволите себе выслушать собеседника, вы сможете понять его особую точку зрения. И только в том случае, когда вы ее поймете - вы сможете ее принять или хотя бы дать право на существование.

Желание постоянно доказывать правоту граничит с комплексом завышенной самооценки. А это означает нулевой уровень терпимости. Будьте услышаны и не прекращайте слушать !

3. Воспитайте в своем сердце чуткость!

Искренне уважая все живое на планете Земля, стараясь поступать по совести, справедливости и без намерения обидеть, человек становится ближе к науке по названием толерантность.

4. Принятие

Конечно же, я могла посоветовать вам медитационные практики или техники, но все же считаю, что лучше прибегнуть к наиболее действенному методу адаптации - встречи со своим страхом для преодоления.

Столкнитесь лицом к лицу с той группой людей, которые категорично вам не понятны! Пожалуй, это одна из самых лучших практик! При общении вы сможете заметить, что люди с убеждениями, отличительными от ваших, по-прежнему остаются людьми: с такими же чувствами, страхами и проблемами, как и у вас.

Всему есть предел!

Друзья, на этом я закончу.

До встречи на блоге, пока-пока!