Тибетская железная дорога. Трудности самой высокой железной дороги

Это самая высокогорная железная дорога в мире. «Дорога на крышу мира» — Train to the roof of the world. Соединяет административный центр Тибета — город Лхасу через Голмуд и Синин со всей остальной железнодорожной сетью страны.

Железная дорога в Тибет планировалась давно. Еще в 1958 году Мао Дзе Дун поручил рассмотреть возможность строительства железной дороги в Тибетский автономный район, несмотря на то, что опыта строительства железных дорог в таких, без преувеличения, экстремальных условиях тогда не было ни у кого.

Работы по первой очереди строительства Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали начались в 1960 году. К 1962 году была полностью разработана и утверждена документация. Строительство велось силами заключённых — таким образом выполнялась задача максимально сократить расходы. В 1979 году в Голмуд пришла железнодорожная колея. Строительство дороги дальше в горы хоть и было утверждено, но осложнений здоровья заключённых-строителей, связанных с кислородным голоданием, а так же тот факт, что значительная часть дороги будет проложена в условиях вечной мерзлоты, заставили остановить строительство.

В первые годы, участок Синин-Голмуд использовался исключительно военными, и лишь в 1984 году, он открылся для пассажирского движения. На этом строительство железной дороги к столице Тибета остановилось более, чем на 10 лет…

В второй половине 90-х, правительство страны дало поручение скорректировать трассу проектируемой линии, а так же провести новые исследования в плане экономической целесообразности её возведения. Результатом этого стал тот факт, что в феврале 2001 года, китайский госстрой одобрил продолжение строительства магистрали, объявив его завершение одним из государственных приоритетов.

29 июля 2001 года из двух концов, из Лхасы и из Голмуда отряды строителей выдвинулись навстречу друг-другу. В это же время, участок первой очереди, Синин-Голмуд подвергся серьёзной модернизации: был проведён капитальный ремонт некоторых инженерных сооружений, обновлена сигнализация, что позволило существенно увеличить пропускную способность участка.

15 октября 2005 года, строительство железной дороги было завершено. Несмотря на то, что данное событие весьма широко освещалось в прессе, в том числе и в мировой, для Тибета это еще не означало наличия прямой связи по рельсам со всем остальным миром: строители запросили еще несколько месяцев для обкатки и отладки работы линии. Это продолжалось еще 15 месяцев.

И наконец 1 июля 2006 года открылось регулярное пассажирское движение на всей Цинхай-Тибетской магистрали. Весь путь от Пекина до Лхасы занимает 48 часов.

С технической точки зрения, строительство второй очереди дороги было крайне сложно. 80% дороги проходит на высоте более 4000 метров над уровнем моря, из них, 160 километров на высотах 4000 — 4500 метров, 780 километров на высотах 4500 — 5000 метров и 20 километров линии проходит на высоте более 5000 метров.

Высочайшая станция железной дороги — Тангула-Пасс. Она расположена на высоте 5068 метров над уровнем моря. Это — самая высоко расположенная железнодорожная станция в мире. Недалеко от неё поезда проходят высочайшую точку маршрута — 5072 метра.

Высочайшая станция железной дороги - Тангула-Пасс

Рядом со станцией нет ни города, ни посёлка. Поезда здесь останавливаются нечасто, при этом пассажирские вагоны всегда остаются закрытыми — выходить на платформу пассажирам запрещено: ведь на такой высоте процент кислорода в воздухе составляет от 60% до 40% по сравнению с уровнем моря. А человек без специальной акклиматизации и подготовки может почувствовать себя плохо на такой высоте. Когда проходила торжественная церемония открытия магистрали, многим журналистам потребовалась медицинская помощь. Медицинские работники сопровождают пассажирские поезда и сегодня.

Другая серьезная проблема, с которой столкнулось строители, была вечная мерзлота. В таких условиях расположено 640 километров линии. При этом, стоит отметить, что вечная мерзлота в Тибете особенная, высокогорная. Она имеет некоторые отличия, от столь привычной нам вечной мерзлоты в северных широтах. Тем не менее, для решения проблем, возникавших при строительстве, были приглашены российские инженеры, ведь у нашей страны есть немало опыта по сооружению железных дорог в схожих геологических условиях, прежде всего, во время строительства Байкало-Амурской магистрали. Пригодился и опыт наших инженеров во время прокладки тоннелей. На Цинхай-Тибетской магистрали расположен самый высокогорный тоннель в мире, на высоте 4905 метров, а самый длинный тоннель — более 3300 метров на высоте 4264 метра за 80 километров от конечного пункта — Лхасы.

Часто в здешних местах происходят и бури. В некоторых случаях, скорость ветра может достигать 150 километров в час. Половина магистрали расположена в сейсмоопасной зоне: тут наблюдаются землетрясения, силой 8 и более баллов.

Технические характеристики линии: протяжённость 1142 километра, 965 километров на высоте более 4000 метров, максимальные уклоны 20 тысячных, минимальные радиусы кривых 600 метров, вертикальных — 800 метров. Расчётная скорость движения 100 километров в час. 7 тоннелей и 675 мостов, общей протяжённостью почти 160 километров. Линия однопутная с разъездами, не электрифицированная. Но при этом, сделаны заделы под возможную электрификацию линии в будущем, а так же под увеличение скоростей.

Отдельной строкой реализации проекта была экология. Значительная часть мостов, расположенных на линии сделана для беспрепятственного прохода под ними животных. Так же использованы и технологии шумопоглащения.

Пассажирские вагоны были специально разработаны фирмой «Бомбардье» по заказу Китайских железных дорог. Вагоны полностью герметичны, рассчитаны на скорость движения до 120 км/ч. В вагонах три класса: сидячий, плацкарт и люкс. Надписи везде продублированы на тибетском, китайском и английском языках. Под каждым пассажирским местом расположен разъём для подключения кислородной трубки и пульт управления кислородом. При внезапной разгерметизации автоматически откидываются индивидуальные кислородные маски. Дизельный локомотивы для линии произведены в Пенсильвании на заводах концерна General Electric.

Источник статьи: http://chek-pipinda.livejournal.com/15065.html?thread=24281

Цинхай-Тибетская железная дорога (ЦТЖД) - самая высокогорная железная дорога в мире. Дорога открылась 1 июля 2006. Весь путь от Западного вокзала Пекина до Лхасы занимает 48 часов. Дорога поднимается вблизи станции Тангла до высоты 5072 метра над уровнем моря, и включает в себя 7 тоннелей и 675 мостов. Рядом со станцией Тангла нет ни города, ни посёлка. Поезда здесь останавливаются нечасто, при этом пассажирские вагоны всегда остаются закрытыми - выходить на платформу пассажирам запрещено: ведь на такой высоте процент кислорода в воздухе составляет 40-60 %. Когда проходила торжественная церемония открытия магистрали, многим журналистам потребовалась медицинская помощь. Медицинские работники сопровождают пассажирские поезда и сегодня.

Длина дороги, соединяющей административные центры провинции Цинхай и Тибетского автономного района - города Синин и Лхаса - составляет 1956 километров. Цинхай-Тибетская железная дорога проходит через горы Куньлунь, Тангла.

80% дороги проходит на высоте более 4000 метров над уровнем моря, из них, 160 километров на высотах 4000 - 4500 метров, 780 километров на высотах 4500 - 5000 метров и 20 километров линии проходит на высоте более 5000 метров.

Пассажирские вагоны были специально разработаны фирмой «Бомбардье» по заказу Китайских железных дорог. Вагоны полностью герметичны, рассчитаны на скорость движения до 120 км/ч., так как на такой высоте совершенно отчетливо проявляется горная болезнь. В вагонах три класса: сидячий, плацкарт и люкс. Под каждым пассажирским местом расположен разъём для подключения кислородной трубки и пульт управления кислородом. При внезапной разгерметизации автоматически откидываются индивидуальные кислородные маски. Дизельные локомотивы произведены в Пенсильвании на заводах концерна General Electric.

На Цинхай-Тибетской железной дороге расположен самый высокогорный в мире железнодорожный тоннель Фэнхошань. Он расположен на высоте 4900 метров над уровнем моря. Его протяженность 1338 метров. Кроме этого на дороге также располагается самый длинный в мире Куньлуньский. Тоннель располагается на высоте 4600 м, а длина составляет 1686 м.

Задумка о строительстве дороги возникла еще в 1958 году. Тогда Мао Цзэдун поручил рассмотреть возможность строительства железной дороги в Тибетский автономный район, хотя на то время опыта строительства железных дорог в таких условиях тогда не было ни у кого. Работы по первой очереди строительства магистрали начались в 1960 году. Уже к 1962 году была разработана и и утверждена документация. Строительство велось силами заключённых, что позволило максимально сократить расходы. Строительство дороги дальше в горы из-за осложнений здоровья заключённых, связанных с кислородным голоданием, а так же тот факт, что значительная часть дороги будет проложена в условиях вечной мерзлоты, заставили остановить строительство. Для решения проблем, возникавших при строительстве, были приглашены российские инженеры, у которых был опыт по сооружению железных дорог в схожих геологических условиях, прежде всего, во время строительства Байкало-Амурской магистрали.

В первые годы, участок Синин - Голмуд использовался исключительно военными, а в 1984 году, он открылся для пассажирского движения. Его протяженность составляла 814 км. В феврале 2001 года, госстрой одобрил продолжение строительства магистрали, объявив его завершение одним из государственных приоритетов. Второй участок Голмуд - Лхаса протяженностью 1142 км строился на протяженни пяти лет, 2001-2006 гг.

29 июля 2001 года из двух концов, из Лхасы и из Голмуда отряды строителей двинулись навстречу друг к другу. В это же время, участок первой очереди, Синин - Голмуд подвергся серьёзной модернизации: был проведён капитальный ремонт некоторых инженерных сооружений, обновлена сигнализация, что позволило существенно увеличить пропускную способность участка.

Это самая высокогорная железная дорога в мире. "Дорога на крышу мира" - Train to the roof of the world. Соединяет административный центр Тибета - город Лхасу через Голмуд и Синин со всей остальной железнодорожной сетью страны.



Железная дорога в Тибет планировалась давно. Еще в 1958 Мао Дзе Дун поручил рассмотреть возможность строитества железной дороги в Тибетсткий автономный район, несмотря на то, что опыта строительства железных дорог в таких, без преувеличения, экстримальных условиях тогда не было ни у кого.


Работы по первой очереди строительства Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали начались в 1960 году. К 1962 году была полностью разработана и утверждена документация. Строительство велось силами заключённых - таким образом выполнялась задача максимально сократить расходы. В 1979 году в Голмуд пришла железнодорожная колея. Строительство дороги дальше в горы хоть и было утверждено, но осложнений здоровья заключённых-строителей, связанных с кислородным голоданием, а так же тот факт, что значительная часть дороги будет проложена в условиях вычной мерзлоты, заставили остановить строительство.

В первые годы, участок Синин - Голмуд использовался исключитено военными, и лишь в 1984 году, он открылся для пассажирского движения. На этом строительство железной дороги к столице Тибета остановилось более чем на 10 лет...

В второй половине 90-х, правительство страны дало поручение скорректировать трассу проектируемой линии, а так же провести новые исследования в плане экономической целесообразности её возведения. Результатом этого стал тот факт, что в феврале 2001 года, китайский госстрой одобрил продолжение строительства магистрали, объявив его завершение одним из государственных приорететов.

29 июля 2001 года из двух концов, из Лхасы и из Голмуда отряды строителей двинулись навстречу друг-другу. В это же время, участок первой очереди, Синин - Голмуд подвергся серьёзной модернизации: был проведён капитальный ремонт некоторых инженерных сооружений, обновлена сигнализация, что позволило существенно увеличить пропускную способность участка.


15 октября 2005 года, строительство железнодой дороги было завершено. Несмотря на то, что данное событие весьма широко освещалось в прессе, в том числе и в мировой, для Тибета это еще не означало наличия прямой связи по рельсам со всем остальным миром: строители запросили еще несколько месяцев для обкатки и отладки работы линии. Это продолжалось еще 15 месяцев.

И наконец 1 июля 2006 года открылось регулярное пассажирское движение на всей Цинхай-Тибетской магистрали. Весь путь от Пекина до Лхасы занимает 48 часов.




С технической точки зрения, строительство второй очереди дороги было крайне сложно. 80% дороги проходит на высоте более 4000 метров над уровнем моря, из них, 160 километров на высотах 4000 - 4500 метров, 780 километров на высотах 4500 - 5000 метров и 20 километров линии проходит на высоте более 5000 метров.

Высочайшая станция железной дороги - Тангула-пасс. Она расположена на высоте 5068 метров над уровнем моря. Это - самая высоко расположенная железнодорожная станция в мире. Недалеко от неё поезда проходят высочайшую точку маршрута - 5072 метра.




Рядом со станцией нету ни города, ни посёлка. Поезда здесь останавливаются нечасто, при этом пассажирские вагоны всегда остаются закрытыми - выходить на платформу пассажирам запрещено: ведь на такой высоте процент кислорода в воздухе составлет от 60% до 40% по сравнению с уровнем моря. Когда проходила торжественная церемония открытия магистрали, многим журналистам потребовалась медицинская помощь. Мединицнские работники сопровождают пассажирские поезда и сегодня.


Другая серьезная проблема, с котрой столкнулось строители, была вечная мерзлота. В таких условиях расположено 640 километров линии. При этом, стоит отметить, что вечная мерзлота в Тибете особенная, высокогорная. Она имеет некоторые отличия, от столь привычной нам вечной мерзлоты в северных широтах. Тем не менее, для решения проблем, возникавших при строительстве, были приглашены российские инженеры, ведь у нашей страны есть немало опыта по сооружению железных дорог в схожих геологических условиях, прежде всего, во время строительства Байкало-Амурской магистрали. Пригодился и опыт наших инженеров во время прокладки тоннелей. На Цинхай-Тибетской магистрали расположен самый высокогорный тоннель в мире, на высоте 4905 метров, а самый длинный тоннель - более 3300 метров на высоте 4264 метра за 80 километров от конечного пункта - Лхасы.


Часто в здешних местах происходят и бури. В некоторых случаях, скорость ветра может достигать 150 километров в час. Половина магистрали распожена в сейсмоопасной зоне: тут наблюдаются землятрясения, силой 8 и более баллов.

Технические характеристики линии: протяжённость 1142 километра, 965 киметров на высоте более 4000 метров, максимальные уклоны 20 тысячных, минимальные радиусы кривых 600 метров, вертикальных - 800 метров. Рассчётная скорость движения 100 километров в час. 7 тоннелей и 675 мостов, общей протяжённостью почти 160 километров. Линия однопутная с разъездами, неэлектрофицированная. Но при этом, сделаны заделы под возможную электрофикацию линии в будущем, а так же под увеличение скоростей.


Отдельной строкой реализации проекта была экология. Значительная часть мостов, расположенных на линии сделана для беспрепятственного прохода под ними животных. Так же использованы и технологии шумопоглащения.


Пассажирские вагоны были специально разработаны фирмой "Бомбардье" по заказу Китайских железных дорог. Вагоны полностью гермитичны, рассчитаны на скорость движения до 120 км/ч. В вагонах три класса: сидячий, плацкарт и люкс. Надписи везде продублированы на тибетском, китайском и английском языках. Под каждым пассажирским метом расположен разъём для подключения кислородной трубки и пульт управления кислородом. При внезапной разгермитизации автоматически откидываются индивидуальные кислородные маски. Дизельный локомотивы для линии произведены в Пенсильвании на заводах концерна General Electric.








Вагон-ресторан.