Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село Комовский сергей дмитриевич

Часть 2.Отечество нам Царское Село.

...Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Парадная летняя императорская резиденция в Царском Селе с XVIII в. и на протяжении двух столетий была официальным загородным домом российских монархов, а зачастую царскосельские дворцы становилась излюбленным местом пребывания для членов императорской фамилии.

Император Александр I

Правление Александра I началось в 1801 году, когда ему было 24 года. Восхождение на престол Александра I связано с трагическими событиями во дворце. Его отец, Павел I, был задушен в результате заговора, о котором Александр был хорошо осведомлен. Всю свою последующую жизнь император будет мучиться угрызениями совести и во всех жизненных неурядицах видеть наказание за пособничество в убийстве Павла I.

Он часто бывал в Царском Селе и очень его любил. Здесь он разработал проекты многих гос реформ - учреждение министерств, Государственного совета, военную реформу.

29 августа 1808 г. Высочайше утвержден императором Александром I Указ «О соединении города Софии с Царским Селом». Уездные присутственные места переводятся в Царское Село. Утверждается штат городской полиции. Проводятся работы по разработке проекта планировки города Царское Село на новом месте архитектором В.И. Гесте.


В 1816 г. в парке была установлена скульптура «Девушка с кувшином», гранитная терраса (на месте катальной горки).


Мей А.И. Альбом «Виды Царского Села». Фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке. 1870-е

Архитектор Менелас строит в Александровском парке Ламский павильон (для привезенных из Южной Америки лам), Белую башню, Шапель, оранжереи, ферму. Шапель - капелла-часовня, возведена в готическом стиле с полуразрушенными, растрескавшимися стенами. Белая башня и детская земляная крепость предназначались для обучения и игр императорских сыновей. Здесь они изучали военное дело, артиллерию и фортификацию. На террасах занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, рисованием.

Георгий Львов. Белая башня в Александровском парке. 1870-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»

Еще больше расширился дворец в 1817 году при императоре Александре I. По его желанию архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Архитектор Стасов переделал часть интерьеров дворца в стиле ампир. Оформление всех помещений было полностью посвящено прославлению победы России в войне 1812 года.


Дворец Эрмитаж

С 1811 по 1843 гг. во флигеле Екатерининского дворца размещался Царскосельский лицей, в котором в 1811-1817 гг. учился А.С. Пушкин. Русская культура многим обязана первым лицеистам. Автор лицейского «проекта», реформатор Сперанский, задумывал не просто учебное заведение для подготовки чиновников высшего класса - он мечтал о новой системе воспитания гармоничного человека. В лицее сложилась особая атмосфера - о ней-то Пушкин и отозвался знаменитой строчкой «Отечество − нам Царское Село».

В Царском Селе сегодня отмечают 200-летие первого пушкинского выпуска в Императорском Царскосельском лицее!

Тон А.Лицей и Большой (Екатерининский) дворец. Литография 1822 год.

В 1820-е гг. царя стали преследовать утомление и депрессии. Гибель отца, смерть 16-летней дочери Софьи Нарышкиной, наводнение в Петербурге, пожар в дворцовой церкви Воскресения Христова - всё это негативно отразилось на психике императора. Он начинает видеть в этих бедствиях наказание за свои прегрешение - участие в заговоре против отца и его убийстве.

В 1825 г. для поддержания ухудшающегося здоровья супруги Елизаветы Алексеевны царственная чета решила совершить путешествие на юг России, в Таганрог, где по пути царь скончался. По другой версии царь постригся в монахи и удалился от власти и мира, закончив свои дни в Пермской губернии под именем сибирского старца Федора Кузьмича, прославившегося своим молитвенным подвижничеством. В церкви Екатерининского дворца состоялось прощание с телом императора.


Мартынов А.Е."Пейзаж с Большим озером", 1814 г., акварель.

Император Николай I.

В 1820 году Николая вызвал к себе император Александр и объявил: отныне он становится наследником престола. Император был бездетен, Константин Павлович отрекся от прав на престол, так как был разведен и тоже не имел детей. Николай не готовился к роли монарха и не желал ее для себя, но принял эту участь с покорностью солдата, которую в детские годы вбил в него генерал Ламздорф.

Деятельность императора Николая I в Царском Селе основывалась на продолжении градостроительных начинаний брата, императора Александра I. Окончание формирования Баболовского парка и создание нового Отдельного парка продолжалось до середины XIX в. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля в николаевское время достигла примерно тысячи гектаров.


Последним крупным мероприятием по осуществлению замысла Александра I и архитектора В.И. Гесте стало завершение ансамбля Соборной площади и строительство городского Екатерининского собора. Это первое здание в формах древнерусской архитектуры в Царском Селе, которое в 1835-1840 гг. возвел архитектор К.Л. Тон.



Так выглядел Собор до 5 июня 1939 года, в этот день он был взорван. По словам очевидца белой ночью 5 июня 1939 года "...внезапно раздался оглушительный взрыв. Собор...приподнялся над землей, словно могучий русский богатырь поднялся со своего насиженного места, увлекая облако пыли за собой, и так же внезапно рухнул, как подкошенный, точно съехал на землю".

Важнейшим достижением общегосударственного значения в царствование Николая I стало начало строительство железных дорог, первый опыт в устройстве которых был приобретён при постройке Царскосельской железной дороги. Первая в России железная дорога позволяла в 1837 г. преодолевать расстояние между Петербургом и Царским Селом всего за один час. С появлением железнодорожного сообщения из Санкт-Петербурга в Царское село, связаны дальнейший рост населения, и развитие Царского Села, превратившегося в популярное дачное место.

Вначале к двум частям города Александровского времени прибавилась 3-я часть, затем под обывательскую застройку отвели «Новые места» между бульваром и железнодорожной станцией, которые распланировал архитектор А.Л. Гильдебрандт. Планировку Софии, частично утраченную к этому времени, также упорядочили, и постоянно расквартировали несколько кавалерийских и стрелковых полков.


Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка .

Первый телеграф, действовавший в Александровском дворце с 1843 г., впоследствии был преобразован в самую мощную в стране Царскосельскую радиотелеграфную станцию. Здесь впервые появились уличное электрическое освещение, образцовое водоснабжение, канализация, охватывавшие всю территорию города. Также впервые в России здесь в 1904 г. соорудили городские очистные сооружения, на которых применялась раздельная система биологической очистки сточных вод и мусоросжигательная станция.


Николаю I умер 2 марта 1855 года. Кончина русского монарха породила в Европе слухи о его самоубийстве. На Западе считали довольно логичным, что гордый император, не вынеся позора поражения в Крымской войне, наложил на себя руки.

Однако официальная версия выглядит более правдоподобной — император, будучи уже сильно простуженным, в 23-градусный мороз без шинели присутствовал на смотре маршевых батальонов, где и заработал роковое воспаление легких. Это, конечно, тоже можно рассматривать как форму самоубийства, особенно если учесть, что все это происходило на фоне сообщений о военных неудачах в Крыму.

Император Александр II.

«Наконец я дома, Боже мой! Какое счастие видеть места и людей, сердцу милых, бывших свидетелей наших радостей!» — произнес одиннадцатилетний великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, при въезде в царскосельский парк, возвращаясь из заграничного путешествия. Это чувство к Царскому Селу он сохранил на всю жизнь.

Ко времени восшествия на престол Александра II (1855г.) Царское Село выполняло роль официальной летней резиденции российского монарха. К тому времени она уже сформировалась в грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский (архитектор Ф.Б.Растрелли; 1752-1756) и Александровский (архитектор Дж.Кваренги; 1792-1796) дворцы. При Александре II в Царском Селе оформлялись новые дворцовые интерьеры, приобретались предметы убранства, пополнялись коллекции живописи, графики, оружия, росла императорская библиотека. И на всем этом лежал отпечаток как веяний и настроений эпохи, так и личного вкуса и пристрастий самого императора.

Екатерининский дворец Л.Премацци.1889

Хроника жизни императора свидетельствует о том, что многие события как личного, так и государственного характера (а в жизни монарха трудно отделить одно от другого) происходили или были связаны с Царским Селом. Несомненно, Царское Село было для Александра II не только императорской резиденцией, связанной с официальной стороной жизни, но и любимым домом, стены которого помогали пережить трудные моменты и полнее ощутить радостные события в его судьбе.

Александровский дворец в Царском Селе, А. Горностаев, 1847

В Царском Селе Александр II пережил многие трагические события семейной жизни. Здесь он испытал горечь утраты самых дорогих и близких людей: 29 июня 1844 года в Александровском дворце умерла его младшая сестра, великая княгиня Александра Николаевна; 20 октября 1860 года там же скончалась его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император получил известие из Ниццы о смертельном заболевании наследника-цесаревича Николая Александровича и выехал к умирающему сыну.

Катание в коляске. Александр II с детьми

12 апреля 1865 года Александр II, императрица Мария Александровна, великий князь Александр Александрович и невеста наследника, датская принцесса Дагмара присутствовали при кончине великого князя Николая Александровича на вилле Бермон в Ницце. Из Ниццы император возвращается в Царское Село и здесь проводит скорбные дни до погребения сына в соборе Петропавловской крепости в Санкт — Петербурге.


В царскосельской резиденции в апрельские дни 1868 года прошли торжества, посвященные 50-летнему юбилею шефства Александра II над лейб — гвардии Гусарским полком. Любовь к армии и ко всему военному Александр II унаследовал от своего отца, императора Николая I. Александр Николаевич не пропускал ни одного полкового праздника, присутствовал на учениях, смотрах и парадах.

Он был шефом многих гвардейских полков, но шефство над лейб-гусарами имело для него особое значение. Шефом этого полка Александр Николаевич был назначен императором Александром I 27 апреля 1818 года, когда ему было 10 дней от роду. 50-летие императора совпадало с 50-летием его шефства над лейб-гусарами. Свой юбилей Александр II отпраздновал в тесном семейном кругу, а полвека его шефства над лейб-гвардии Гусарским полком было отмечено двухдневными торжествами в Царском Селе, в месте основного расположения лейб- гусар.


Пешие и конные офицеры лейб-гвардии Гусарского полка на плузе Александровского дворца. Худ. К. Пиратский. 1868 г.

6 мая 1868 года в Царском Селе произошло и радостное для Александра II событие — появление первого внука: в этот день у наследника — цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны родился сын Николай, будущий император Николай II.

Павильон Эрмитаж

До последних своих дней Александр II проводил часть года в Царском Селе. Он следил за состоянием своей любимой резиденции, с которой у него было связано столько воспоминаний. Даже в 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, которая потребовала от России огромных финансовых затрат, при назначении нового управляющего Царскосельским дворцовым правлением и городом Царским Селом генерал-адъютанта К.Г.Ребиндера, Александр II сказал ему: «Я знаю, что теперь не те средства, что прежде, и не претендую на то, чтобы все Царское Село содержалось, как прежде, но прошу тебя, чтобы мои любимые места, по крайней мере, были содержимы хорошо»

Мейер И.Вид на крестовый мостик и Большой царскосельский дворец. Акварель 1844

Царскому Селу Александр II доверил тайну своего второго брака. Здесь 6 июля 1880 года состоялось венчание Александра II и княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой (1849-1920) перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. Брачный союз императора с Е.М.Долгоруковой, заключенный через месяц с небольшим после смерти императрицы Марии Александровны, когда еще не истекло время официального траура, вызвал неодобрение у многих, но особенно обострило отношения между императором и семьей наследника — цесаревича. Брак с Е.М.Долгоруковой Александр II считал «долгом совести и чести», который должен был исправить совершенную им ошибку. Стареющего императора все более беспокоили настоящее положение и дальнейшая судьба Е.М.Долгоруковой, которая была моложе его на 31 год, и их троих маленьких детей — Георгия (1872-1913), Ольги (1873-1925) и Екатерины (1878-1959). После брака с императором Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а детям этот титул был присвоен ранее, в 1874 году. Однако счастье с молодой женой было для Александра II недолгим.

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной террористом И.И.Гриневицким на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге, и вскоре скончался.

Император Александр III

После смерти Александра II на российский престол взошел его сын, великий князь Александр Александрович, ставший императором Александром III. Смена императоров знаменовала собой смену эпох и в истории России, и в истории царскосельской императорской резиденции. В царствование Александра III двор мало жил в Царском Селе: император другим загородным резиденциям предпочитал Гатчину .

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе. Художник В.С. Садовников.

Во второй половине XIX и начале ХХ вв. проводились в основном работы по поддержанию дворцово-паркового ансамбля и благоустройству города. В 1899 г. в Царском Селе постоянно проживали 18 тысяч 200 человек вместе с войсками, временно- 6685 человек. На лето приезжало из Петербурга на дачи и из разных губерний на заработки до 8900 человек.

Император Николай II.

В начале XX в. в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев - 200-летия Царского Села и 300-летия Дома Романовых.

В 1905 году Александровский дворец стал основной резиденцией императора Николая II. Это еще одна из важных страниц города Пушкина. Комплекс парковых сооружений дополнили здания в формах древнерусской архитектуры: Государева Ратная палата и Федоровский собор с домами причта. Памятник А.С. Пушкину, по повелению государя возведённый на конкурсной основе в Лицейском саду, до настоящего времени служит одним из символов города.




Император Николай II проводит смотр лейб-гвардии Кирасирского полка. Царское Село 1911 год

В летописи города особое место занимает празднование 200-летнего юбилея Царского Села. Торжества начались 24 нюня 1910 г. богослужением в городском Екатерининском соборе и крестным ходом. Затем состоялись военный парад, юбилейный прием и народное гуляние в Екатерининском парке. В 1911 г. большим культурным событием в жизни города стала Царскосельская юбилейная выставка, посвященная двухсотлетию Царского Села и 300-летию Дома Романовых.


Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.

Императорский период истории города прервала Февральская революция 1917 г. Вскоре после нее в Царском Селе организовали художественно- историческую комиссию по учету культурных ценностей. Комиссия начала работу в то время, когда в Александровском дворце ещё томились в заточении августейшие узники.


Солдатское село... Детское село...Царское село... Пушкин.


Николай II с остальными Романовыми работают в саду в Царском Селе, 1917 г.

С марта по август 1917 года Николай Романов, его жена и дети жили под арестом в Александровском дворце Царского Села. После чего были перевезены сначала в Тобольск, а позже в Екатеринбург, где были убиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. С этого времени работа комиссии распространилась и на имущество Александровского дворца. В короткое время все должно было быть проверено, описано, проведено через научную экспертизу для подготовки музейной экспозиции. Многие вещи музейного характера перенесли из казенных квартир дворцовых служащих. В августе и сентябре 1917 г. отобрали самые ценные экспонаты музея, а также исторические военные реликвии из полковых царскосельских храмов для эвакуации в Москву, а Царское Село переименовывается в Солдатское Село.

Осенью 1918 г. музейная комиссия передала свои полномочия управлению имуществами республики. В 1918 г. царскосельское имущество Императорского Дома и других собственников национализировали. После революции город был отдан детям: открылось много детских домов, санаториев, детвора заполнила старинные парки. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село.

Уездный центр был перенесен в город Урицк - бывшую Гатчину. Детское Село превратилось в тихий провинциальный городок с большим количеством детских учреждений, санаториев и больниц, созданных на основе бывших благотворительных, медицинских, учебных заведений и в брошенных владельцами богатых особняках.

В 1937 г., в столетнюю годовщину смерти А.С. Пушкина, Детское Село переименовали в город Пушкин.

Название Детское Село впрочем, долгое время (до 2015 года) сохранялось в названии одноимённой железнодорожной станции, вводя в заблуждение приезжих.

И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.

«Воспоминания в Царском Селе» А.С Пушкин, 1814 г.

Если Пушкин - наше всё, то самому поэту пусть не всё, но очень многое дала его альма-матер - Царскосельский лицей. И не только ему - для всей России лицей стал маяком просвещения, колыбелью целого поколения образованных и свободомыслящих людей.

Как в Европе

Несмотря на все усилия власти и общества со времён Петра I , в начале XIX века дела с просвещением в России обстояли не слишком хорошо. Читать и писать умело всего 20% населения, и даже среди дворян имелись те, кто с трудом выводил на бумаге собственное имя. Во всей громадной империи насчитывалось 550 школ - меньше, чем в Германии, - и один университет, Московский, к которому в начале века добавилось ещё четыре. Это явилось заслугой императора Александра I и его советника, знаменитого реформатора Михаила Сперанского . Их стараниями было создано Министерство народного просвещения (в 1802 году) и принято положение, по которому в каждом городе и селе создавались школы, а в губернских центрах - гимназии.

Аристократы, по традиции, нанимали своим детям учителей-иностранцев или отправляли их учиться за рубеж. Однако в условиях, когда почти вся Европа под знамёнами Евросоюза, то есть наполеоновской империи, выступила против России, это стало считаться непатриотичным. Возникла нужда в собственном элитном училище для знати, дающем образование не хуже европейского. Пример решили взять с того же Наполеона , создавшего во Франции сеть лицеев - высших школ, где обучали не только гуманитарным, но и естественным наукам, причём за казённый счёт.

Правда, французский император велел принимать в свои лицеи людей «всякого звания», а русский - исключительно дворян. Зато первый лицей он разрешил устроить в собственном дворце; точнее, в дворцовом комплексе Царское Село, где жила его прославленная бабка Екатерина II и где в Александровском дворце прошло его детство. Под лицей отдали четырёхэтажный флигель другого дворца - Екатерининского, в котором прежде жили дочери Павла I . Положение обязывало: лицеисты должны были расти под бдительным надзором власти.

Класс

Слово «лицей» произошло от рощи Аполлона Ликейского (Волчьего) в Афинах, где когда-то основал свою школу Аристотель . Обучение в афинском лицее стоило немалых денег, а вот в Царскосельском было бесплатным, правда, принимались в него лишь те дети от 10 до 12 лет, что показали «примерные успехи и прилежание». Им предстояло учиться шесть лет, получая фактически университетское образование. Первые три года лицеисты проходили программу старших классов гимназии: древние и современные языки, математику, историю, географию, Закон Божий. Далее шла программа университета: та же математика с основами физики, словесность и «нравственно-политические науки». Не были забыты и обязательные для дворян танцы, фехтование, верховая езда. Как и ученики Аристотеля - перипатетики, что значит «гуляющие», лицеисты должны были общаться с природой, прогуливаясь в обширных парках Царского Села. Воплощая античную максиму «в здоровом теле - здоровый дух», их учили гимнастике и плаванию, музыке и рисованию. Стоит сказать, что лицей стал первым в России учебным заведением, свободным от телесных наказаний.

Проект лицея составил тот же Михаил Сперанский. Он хотел вырастить в нём образованных чиновников, способных воплотить в жизнь его реформаторские проекты. Он же рекомендовал на пост директора Василия Малиновского - дипломата, переводчика, поклонника идей Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта . Тот пригласил педагогов, в первую очередь молодых: правоведа Александра Куницына , математика Якова Карцова , латиниста Николая Кошанского . Впрочем, были среди приглашённых и седые ветераны, к примеру, преподаватель французского Давид де Будри - родной брат революционера Марата , сменивший фамилию, чтобы не иметь с ним ничего общего. Он строже всех вёл себя с учениками и единственный мог заставить их заниматься. Другие слишком либеральничали и держались с ними, скорее, по-товарищески, особенно учитель русской словесности Александр Галич (в его честь позже взял псевдоним известный бард-диссидент). Пушкин , больше всех любивший его, в стихах обращался к нему «мой добрый Галич».

Однако главным любимцем лицеистов являлся 27-летний Александр Куницын, которому выпала честь произносить приветственную речь на открытии лицея 19 октября 1811 года. В знаменитом стихотворении, посвящённом этому событию, поэт писал:

Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада зажжена.

Как можно заметить, всё перечисленное - масонские термины, и это неслучайно: по упорным слухам, Куницын (как и Малиновский ) принадлежал к «вольным каменщикам». В своей речи он прозрачно намекнул, что власть имущие, включая самого царя, должны соблюдать собственные законы и служить народу. Времена стояли либеральные, и эти слова не смутили Александра I и его близких, которые присутствовали на церемонии. Впрочем, недовольные нашлись и тогда: обер-прокурор Синода князь Александр Голицын назвал новорождённый лицей рассадником «французской заразы» - вольнодумства. Позже, став министром народного просвещения, Голицын первым делом разгромил «рассадник», уволив многих преподавателей, в том числе и Куницына. Ещё раньше лицей лишился Малиновского, ненадолго пережившего любимую жену. После него директором стал видный педагог Егор Энгельгардт . Он и проводил первых выпускников, вручив им на память чугунные кольца - знак верной дружбы (после этого они долго называли себя «чугунниками»).

Среди первых 30 лицеистов были очень разные люди, которых объединяло одно: их родители вовремя подали прошения об устройстве их детей на учёбу. К огорчению Сперанского, богачи-аристократы не проявили особого интереса к новому учебному заведению; это уменьшало не только его престиж, но и финансовые возможности. В итоге большинство лицеистов оказалось сыновьями небогатых дворян, в том числе Александр Пушкин, сын псковского помещика средней руки. Почти половину их составляли немцы, поляки, французы: будущий сановник Модест Корф , будущий же секундант Пушкина на роковой дуэли Константин Данзас или Сильверий де Броглио , потомок французских герцогов, «последний в учении, но первый по шалостям». Всего одного человека, племянника министра финансов Константина Гурьева , исключили (будто бы за воровство у товарищей), прочие окончили лицей и в большинстве сделали неплохую карьеру. Хотя как сказать: самые известные сегодня - после Пушкина - лицеисты Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер полжизни провели на каторге. Пропал «во глубине сибирских руд» и Алексей Илличевский , которого в лицее считали поэтом посильнее Пушкина.

Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?

Спрашивал Александр Сергеевич. Он не знал ещё, что это будет острослов и модник Александр Горчаков , многолетний министр иностранных дел России (он умер в 1883 году). Большинству лицеистов едва перевалило за пятьдесят, а миловидный лентяй Николай Ржевский умер в 17 лет - от «нервной горячки». Не только Пушкин - многие из них вспоминали лицей как лучшую страницу жизни и пытались воплотить в своей деятельности то, чему их там научили.

Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене

Вскоре после начала учёбы лицею вместе со всей Россией пришлось пережить Отечественную войну 1812 года. Конечно, военных действий в Царском Селе не велось, хотя общее смятение коснулось и его - занятия то и дело срывались, а обещанное финансирование задерживали. Лицеисты жили довольно скромно: в их комнатках размером 2 на 4 метра помещались узкая железная кровать, комод, стул и умывальник. Для стола места уже не хватало, поэтому уроки делали стоя, за конторкой. «Дядька» будил учеников в шесть утра, а в семь начинались занятия. В девять - лёгкий завтрак и прогулка, потом снова занятия. В полдень - новая прогулка и обед из трёх блюд, список которых вывешивался в столовой. Меню одного из дней: суп из перловой крупы с телятиной, жаркое из цыплёнка и яйца всмятку. После обеда занятия продолжались ещё три часа, затем второй раз гуляли, занимались гимнастикой, а в ненастную погоду рисовали или музицировали под надзором педагогов. Учились не больше семи часов ежедневно, за чем следило руководство. Заболевших отправляли в больницу, к доктору Францу Пешелю . Туда стремились многие, в том числе и потому, что врач «для укрепления» наливал юным пациентам полстакана красного вина в день. В остальном алкоголь в лицее строго запрещался: известная попытка Пушкина и его друзей распить самостоятельно сваренный ими «гогель-могель» едва не кончилась исключением.

Учёба не ограничивалась занятиями: педагоги поощряли чтение любой, пусть и идейно сомнительной литературы. Модест Корф вспоминал: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов». Кроме небольшой поначалу лицейской библиотеки ученики брали книги у педагогов, выписывали их из Петербурга и даже из-за границы. Знакомство с литературой было и личным: в лицей приезжали Гаврила Державин , Василий Жуковский , Константин Батюшков и другие модные писатели, в том числе дядя Пушкина Василий. Все знают про памятный визит Гаврилы Державина на экзамены в 1815 году. Приехав, глуховатый поэт громко спросил у лакея, где здесь нужник, а потом расхвалил читавшему ему стихи Пушкина, объявив его своим «победителем-учеником».

Стихотворство в лицее поощрялось: профессор словесности Кошанский на уроках предлагал всем написать стихи на заданную тему. Собираясь в своих комнатках-кельях, лицеисты рассказывали всякие истории, читали свои и чужие стихи, спорили и шутили. Возник обычай записывать рассказанное, сочинялись рукописные журналы, а с 1814 года произведения учеников стали появляться в печати, правда, под псевдонимами. Первое стихотворение Пушкина «К другу-стихотворцу» было опубликовано в «Вестнике Европы» за этот год с подписью-анаграммой «Н.К.Ш.П». На лицейские стихи его вдохновляло не только прочитанное, но и увиденное - отношения с товарищами и педагогами, не всегда ровные. Пущин в своих записках отмечал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Он иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в затруднительное положение, не умел потом из него выйти… Исковерканный домашним воспитанием… он был, конечно, тяжёлым человеком и для других, и для себя».

И всё же поэт сохранил о лицее самые светлые воспоминания - ещё и потому, что здесь испытал первую любовь. Это была фрейлина Екатерина Бакунина , часто навещавшая брата-лицеиста. Пушкин посвящал ей стихи, хотя ухаживал и за другими: юной графиней Натальей Кочубей , вдовой-француженкой Марией Смит , крепостной актрисой Натальей… Нередко влюблённый юноша самовольно покидал лицей, что запрещалось правилами, и получал за это взыскания. Впрочем, на результате это не сказалось - в июне 1817 года все лицеисты получили свидетельства об окончании учёбы и отправились в самостоятельное плавание по жизни. А их альма-матер продолжила работу - её окончило ещё немало выдающихся людей, включая писателя Михаила Салтыкова-Щедрина . Однако времена изменились, особенно после восстания декабристов, в котором приняло участие несколько выпускников лицея. Новый царь Николай I , посетив «рассадник вольнодумства», остался недоволен. Для начала он приказал закрыть пансион при лицее, а в 1831 году всё обучение там перевели на военный лад.

После этого слава учебного заведения померкла, а в 1843 году лицей переехал в Петербург, получив имя Александровского. В опустевшем царскосельском здании поселились отставные сановники. После революции Александровский лицей закрыли, зато дворцовый комплекс в Царском Селе (переименованном в Детское Село, а потом в Пушкин) превратили в музей. Возродившись после разрушений времён войны, бывший лицей стал составной частью Государственного музея Пушкина. Здесь восстановлены интерьеры пушкинской поры, и сотни тысяч посещающих музей туристов могут лично оценить правдивость строк поэта:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Вадим Эрлихман

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 г. – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами.

История Царского Села

Изначально, на месте Царского Села, в XVII – начале XVIII века существовала шведская усадьба (поместье) «Сарская мыза». После изгнания шведов и со своим развитием усадьба (мыза) превращается в село, а наименование «Сарское» в русском языке трансформируется в «Царское». В XVIII веке здесь происходит строительство церквей и дворцов, закладка парков и обустройство декоративных прудов. При императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I , Царское Село развивается и становится императорской резиденцией, центром политической и придворной жизни страны.

Пушкин в Царскосельском лицее

В возрасте двенадцати лет, в 1811 году, Пушкина привезли в Царское село для обучения в открывшемся по указанию императора Александра I привилегированном высшем учебном заведении для обучения дворянских детей – Императорском Царскосельском лицее. Именно в годы обучения в лицее открылся и был оценен поэтический талант Пушкина, в этот период Пушкин создал большое количество стихотворных произведений.

В 1817 году Пушкин был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря. Воспоминания о проведенных в лицее годах, о лицейских друзьях, навсегда остались в душе поэта.

Пушкин в Доме Китаевой

В 1831 году, после бракосочетания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, молодая семья переезжает в Петербург, а затем, на лето, в Царское Село. Здесь, в рабочем кабинете в Доме Китаевой, где остановились Пушкин с молодой женой, была написана «Сказка о царе Салтане» , Письмо Онегина к Татьяне , стихотворение «Чем чаще празднует лицей» и другие произведения.

Царское село на карте

Государственный музей-заповедник «Царское село» расположен по адресу: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, д.7.

Сопутствующие материалы:

Пушкин и Царское Село . Речь Иннокентия Анненского, произнесенная им на Пушкинском празднике в Императорском Китайском театре в Царском Селе.

Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года. Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому, считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения - 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

Процесс обучения лицеистов

В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Ежедневное расписание лицеистов выглядело так:

6.00 - подъем, сборы, молитва;
7.00 - 9.00 - уроки;
9.00 - 10.00 - чай, прогулка;
10.00 - 12.00 - уроки;
12.00 - 13.00 - прогулка;
13.00 - обед;
14.00 - 15.00 - чистописание или рисование;
15.00 - 17.00 - уроки;
17.00 - чай;
до 18.00 - прогулка;
18.00 - 20.30 - повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам - танцы или фехтование);
каждую субботу - баня;
20.30 - ужин;
до 22.00 - рекреация;
22.00 - молитва и сон.

В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.

В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании. Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

Исторические анекдоты о лицейской юности Пушкина (случаи из реальной жизни)

В Лицее выпускался рукописный журнал «Лицейский мудрец», куда Пушкин писал стихи. Однажды он написал: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд, но его успели спасти. Вскоре в «Лицейском мудреце» нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт тут же ответил:
- Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись.
Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал какую-то книгу. Сам граф С.лежал напротив, на диване, а на полу, около письменного стола, играли двое его детей.
- Саша, скажи что-нибудь экспромтом, - обратился граф к Пушкину.
Пушкин, ничуть не задумавшись, скороговоркой ответил:
- Детина полоумный лежит на диване.
Граф обиделся.
- Вы забываетесь, Александр Сергеевич, - строго проговорил он.
- Но вы, граф, кажется, не поняли меня... Я сказал:
- Дети на полу, умный лежит на диване.
Однажды у Пушкина собрались его близкие, друзья и знакомые. Выпито было изрядно. Разговор коснулся любовных похождений Пушкина, и Дельвиг, между прочим, сообщил вслух якобы правду, что Александр Сергеевич был в слишком интимных отношениях с одной молодой графиней, тогда как поэт относился к ней только с уважением. «Мой девиз - резать правду!», - громко закончил Дельвиг. Пушкин становится в позу и произносит следующее: «Бедная, несчастная правда! Скоро совершенно ее не будет существовать: ее окончательно зарежет Дельвиг».

Занимательные факты

Слово «лицей» происходит от древнегреческого «ликей» - так называлась одна из окраин Афин, где находился храм Аполлона с прекрасным садом, в котором Аристотель занимался с учениками в знаменитой «гимнасии». В XVIII веке учебные заведения с названием «лицей» появились во Франции, а затем распространились по всей Европе. Царскосельский Лицей - это первый лицей в России.
В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Антон Антонович Дельвиг (барон, русский поэт, издатель) был ближайшим лицейским другом Александра Сергеевича Пушкина.Александр Михайлович Горчаков (русский дипломат, государственный канцлер, одноклассник Пушкина) более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому Лицею.
***
Пушкин попал в Лицей «по блату». Набор был невелик (30 человек), но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским, основателем Лицея.
В Лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали Французом.

Около ограды Знаменской церкви существовал дерновый постамент, на котором была мраморная доска с надписью по-латыни: «Genio loci» (гению - покровителю здешних мест). Есть версия, что на постаменте изначально находился бюст Александра I, который затем бесследно исчез (может быть, во время сильного пожара в 1820 году). Как бы то ни было, постамент и доску с надписью лицейское предание прочно связало с именем Пушкина. Впоследствии доска последовала за Лицеем в Петербург, где была установлена в лицейском саду.
Одна из самых известных традиций в Лицее - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея. Несмотря на свое недолгое пребывание в должности директора, он во многом определил мировоззрение лицеистов. Согласно одной легенде, разгневанный за что-то император отказал директору Лицея в праве на строительство дачи в обеих царских резиденциях - Павловске и Царском Селе. Тогда Малиновский, не решаясь ослушаться и в то же время желая досадить императору, выстроил дачу на равном расстоянии от обоих царских дворцов, и серая лента шоссе из Пушкина в Павловск, раздваиваясь, обходила дом с обеих сторон. Эта дача была известна под именем Малиновки. Во время Великой Отечественной войны Малиновка была разрушена.Лицей в своё время также закончили следующие выдающиеся выпускники: министр юстиции России (1862-1867) Дмитрий Николаевич Замятнин, известный архивист и начальник архива департамента таможенных сборов Николай Иванович Кайданов, а также известный русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

История здания Царскосельского Лицея


Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789-1792 годах по проекту архитектора И. Неелова.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары - комнаты воспитанников.
Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.
Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.
В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.


1899 г. - в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан
* * *


Автор сценария: Александр Слонимский
Режиссёр: Абрам Народицкий
Ассистент режиссёра: Адольф Бергункер
Операторы: А. Сигаев, А. Дудко
Художники: И. Махлис, С. Мейнкин, П. Якимов
Звук: А. Гаврюшов
Композитор — Юрий Кочуров

Валентин Литовский (погиб летом 1941 года под Минском) — Пушкин
А. Мазин — Комовский
Анатолий Мурузин — Пущин
И. Парамонов — Кюхельбекер
Олег Липкин — Дельвиг
Чеслав Сушкевич — Горчаков
К. Смирнов — Яковлев
Владимир Гардин — Мейер, гувернёр лицея
Валентина Ивашёва — Наташа
Нина Шатерникова — княжна Эллен
А. Мгебров — Державин
Сергей Карнович-Валуа — Аракчеев
Георгий Кранерт — Александр I

Скоро 19 октября. Перенесёмся туда, где многое напоминает о юности Пушкина: стены царскосельского лицея, старинный парк, пруды и мосты, скамейки и аллеи.

И ещё та каморка - полтора в ширину и пять шагов в длину - доктуар «№ 14. Александр Пушкин». Пройдёмся по бесконечному коридору: высокие своды, неяркий свет и двери, двери... Их верхняя половина застеклена, задёрнута зелёной шторкой. Над каждой дверью - черная табличка: номер комнаты и фамилия жильца - Матюшкин, Дельвиг , Яковлев, Кюхельбекер, Данзас, Пущин, Пушкин...

Некоторые двери отворены. Узкие - шириною в пол-окна - комнатки-пеналы. Все одинаковые: конторка, белая железная кровать с белым шерстяным одеялом, комод, стол для умыванья, таз, кувшин, один стул, конторка, подсвечник, чернильница, гусиное перо, бумага. Ни малейшего отличия, ни единой приметы личности. Впрочем, нет. У Николая Корсакова на кровати - гитара, на конторке Матюшкина - его рисунок: крылатый парусный бриг - мечта будущего мореплавателя. У Пушкина - несколько потрепанных книг стопкой. Спаленку поэт сравнивал с «монастырской кельей»: солнце - редкий гость, так как напротив дворцовый флигель.

Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях...
Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый...

Из этого окна в 1812 году он будет смотреть за уходящей ратью, шедшей умирать за Отечество, и страшно завидовать тем, кто браво вышагивает или скачет на коне.

Я слышу топот, слышу ржанье.
Блеснув узорным чепраком,
Гусар промчался под окном...

Ежегодно в этот поздний осенний день, когда «роняет лес багряный свой убор», друзья-лицеисты сходились вместе за круговой чашей «день лицея торжествовать». Увы, не всегда Пушкин бывал там. Пять стихотворений посвятил он этому дню - и все полны раздумий о минувшем и пережитом. А самые пронзительные строки сложились в 1825-м...

Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придётся одному?

Последним оказался Горчаков, переживший Пушкина на сорок шесть лет. Он достигнет высочайшей ступени на государственной лестнице, станет дипломатом, министром иностранных дел, Государственным канцлером.

Пущин выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Его ждёт арест, тюрьма, 30 лет сибирской каторжной ссылки.

В день восстания, вечером, Горчаков придёт к Пущину в тот самый миг, когда тот кончит сжигать опасные бумаги. Горчаков предложит ему заграничный паспорт:

Беги! В Кронштадте тебя посадят на корабль...

Пущин улыбнётся, тронет железное кольцо на пальце:

Я должен разделить участь моих товарищей. А если хочешь мне помочь, сбереги этот портфель. Здесь письма и стихи Пушкина. Это я не мог сжечь.

В Лицее все они провели шесть лет безвыездно, не отлучаясь даже в праздники или по болезни. Для праздников - актовый зал, для болезней - лазарет. И многие стремились к доктору: не лечиться, а лакомиться пирожками с бульоном и пирожными со сливками, которые полагались больному.

А у здоровых режим суровый. Вставали в седьмом часу. За ночь высокие своды третьего этажа успевали остыть. К утреннему чаю подавались свежие булки. И всё. До чая - гимнастика, молитва, а после - уроки, уроки до самого обеда...

Зато как хороши были прогулки! Летом - в изумрудно-свежем колыхании кустов, трав, деревьев; осенью - под частым мелким дождиком или в ясной холодной тишине бронзово-алых аллей; зимою - в горностаевых снегах, заваливавших дворец, Лицей, дорогу...

Удивительной была эта школа - второй такой Россия не знает. Основатель школы - известный просветитель М. М. Сперанский - писал о ней: «Училище сие образовано, и устав его написан мною, но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».

Первый директор Лицея В. Ф. Малиновский стремился воспитать «новых людей», которые впоследствии стали бы преобразователями России, и потому основными в Лицее считались науки нравственные, которые строят личность, неповторимый характер, чувство чести стремление жить для Отечества.

Лицеистов учили не просто знанию языков, а - «сочинять правильно на немецком и французском, а преимущественно на российском языке». Их учили мыслить, творить.

Урок мог быть таким...

Профессор Александр Иванович Галич доставал принесённую с собой книгу и заставлял одного из них, скажем, Матюшкина, читать её вслух. Чаще всего это был какой-нибудь латинский классик, и чтение, разумеется, шло на латыни. Внезапно он останавливал чтеца и предлагал:

Ну что ж, потреплем лавры старика!

Начинался разбор. Мнения сыпались со всех сторон. Казалось, Гораций - не древний римлянин, а современный петербургский стихотворец.

Галич подначивал их и к соревнованию с живыми поэтами.

А ну, господа! (Господам - по 15 лет, но ведь это обращение - знак уважения, знак равенства.) Кто из вас опишет стихами розу?

Много лет спустя Иван Пущин вспоминал, что пока все остальные пыхтели над своими строфами, у Пушкина за 15 минут было готово стихотворение:

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость.
Не говори:
Вот жизни радость.
Цветку скажи:
Прости, жалею,
И на лилею
Нам укажи!

Все были поражены. Поражены и мы. Не только глубиной, грациозностью, изысканной музыкальностью стихов юноши Пушкина, но самой постановкой задания: весь класс пишет стихи. Никому и в голову не пришло отказаться. Это было нормой - вот что изумляет. Недаром в Лицее было столько поэтов: Илличевский, Дельвиг , Кюхельбекер, Пушкин...

А всего в классе - 29 человек.

Многие, и не только в классе на уроках, писали, переводили, издавали рукописные журналы - «Неопытное перо» и «Лицейский мудрец». Над изданием журналов трудились все. Очень далёкий от сочинительства Константин Данзас, обладатель замечательного почерка, каллиграфически переписывал все статьи и стихи. Староста Миша Яковлев имел потрясающий дар пародического перевоплощения, умел рисовать карикатуры. Саша Горчаков и Серёжа Ломоносов иллюстрировали серьёзные сюжеты. В рисовальном классе на специальных столах с пюпитрами создавались эти рисунки.

Всё в Лицее преподавали превосходно, глубоко, всерьёз. Но более всех любим и ценим воспитанниками был Александр Петрович Куницын. Пушкин «всегда вспоминал его с восхищением»,- писал впоследствии друг поэта П. А. Плетнёв.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.

Куницын первым провозгласил им, что «сохранение свободы есть общая цель всех людей... Каждый человек внутренне свободен и зависит от законов разума... Холопство есть действие противозаконное...»

Пущин и Горчаков ещё в детстве дали друг другу клятву жить и умереть за Отечество.

Едва открылся Лицей - грянула гроза 1812 года. В газетной комнате Дельвиг отмечал на карте продвижение Наполеона. Лицеистов готовили к эвакуации.

Как завидовали они старшим и ровесникам своим, ставшим в ряды воинов! Николенька Раевский, сын легендарного генерала, в 14 лет вступил в Париж в чине корнета, а в 1815 году вернулся в Царское Село в составе лейб-гвардии гусарского полка с орденским Георгиевским крестом на груди. Вот это была судьба!

Они стремительно вырастали из лицейских мундиров. Они рвались во взрослую жизнь. И вот настал этот день - в начале июня 1817 года.

Их выстроили шеренгой. Первый слева Иван Великий - Жанно Пущин, за ним Кюхельбекер - Кюхля, Виля. Как только не называли его ещё вчера! За ним - огромный Мясоедов. Дельвиг - рослый, румяный, совсем не похожий на того хрупкого очкарика Тосю, к которому пристало это почти девчоночье имя. На правом фланге замыкали строй Вольховский и Пушкин.

Лицейские дядьки приволокли на длинном шесте лицейский колокол, все эти годы скликавший их к обеду, классам, прогулкам. Истопник Фёдор поднял огромный колун - медный стон ударил в уши, сменился жалким, сыпучим звяканьем. Кое-кто стоял зажмурясь. Но Пущин и Пушкин видели, как разлетелся колокол на тысячу осколков.

Лицей кончился. Директор Егор Антонович Энгельгардт задумал это действие с колоколом, как новый ритуал, который потом будут повторять лицеисты всех выпусков. Он приказал собрать чугунные осколки.

Господа, в память Лицея я закажу выковать из них кольца. Звенья единой цепи братства, навеки вас соединившего.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой...

В центре чугунных колец, розданных лицеистам Энгельгардтом,- две руки, соединённые в пожатье. Но это был не столько знак прощанья, сколько символ верности.

Шестерых наградили медалями. Две золотые - Большую и Малую - следовало поделить между Александром Горчаковым и Владимиром Вольховским. Равно отличны были их успехи, и прилежание, и ревность к наукам.

Горчаков знатен, богат, у него большие связи. И красавец к тому же. Типичный удачник. Вольховский - сирота. Горд, беден, хрупок, душевно несгибаем. Недаром в Лицее звали его - Суворочка. Весь курс обратился к директору и совету профессоров: наградить Большой золотой медалью Вольховского. Педагоги учли эту просьбу.

Одну из четырех серебряных медалей получил Кюхельбекер. Он держал её на ладони, разглядывая с гордостью и печалью. Позади учёба. На его медали, чуть большей, чем золотая, тоже по верхней дуге был гравирован девиз: «Для общей пользы». Сова - мудрость, лира - поэзия, венки, лавровый и дубовый,- слава и сила. Эти символы красовались на лицевой стороне над свитком с фамилией награждённого.

С лучших учеников написал портреты художник О. Верне. Юноши - в чёрных фраках, в тугих ослепительных воротничках - смотрят радостно и гордо. Волосы их зачёсаны вверх, чуть припудрены. Жизнь кажется им сверкающим утренним парком, где дорожки мерцают брызгами кварца, а в цветниках белеют драгоценные мраморные боги.

Горчаков и Пушкин любят первенствовать. Любят быть лучшими. Пушкин - в гимнастике, в стихах, в языках. Горчаков - во всём. Тетради Горчакова безупречны. Конспекты первого ученика. Преподаватель чистописания Калинич утверждал, что почерк рисует личность воспитанника. Почерк Горчакова - чёткий, чистый, чуточку самодовольный. Он - каллиграф.

Не сравнить с острыми буквицами и кляксами Дельвига. Вот уж чей почерк до странности не походил на медлительного и круглого Тосю. Он был неровен, резок, сбивчив.

У Пушкина почерк напоминал стремительный след птицы, набирающей силы для перелёта через хребты и равнины.

Лицей создал их. Они его обессмертили. И мы повторяем за ними:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,-
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

  • Библиотека Библиотека
  • Классная комната Классная комната
  • Актовый зал Актовый зал
  • Комнаты лицеистов Комнаты лицеистов