70 е годы фотографии. «Для меня быть фотографом — значит молниеносно осознавать, в долю секунды, важность события и точную организацию тех форм, которые придали этому событию настоящее значение»

И частной коллекции в России соответственно.

История и создание

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи - другой. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют» . На этот раз он пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко . Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова , «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем» . Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина , к которому он делал декорации, и увлёкся ею . В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца , тридцати лет, так и сыплющую перлами - типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины . После премьеры, состоявшейся 3 декабря, Кустодиев зашёл в актёрскую гримёрку, и на скромную просьбу позировать ему Шевченко ответила согласием. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула - «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского . Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли .

Карандашный набросок Кустодиева «Одеяло», этюд к «Красавице» «Натурщица. Правая нога, левая ступня»

В Москве Кустодиев сначала сделал карандашный рисунок с натуры, а уже по возвращении домой в Петербурге приступил к написанию основного полотна . Сын художника, Кирилл Кустодиев, вспоминал :

В апреле 1915 года мы переехали на Введенскую улицу (дом 7, квартира 50), где была мастерская с двумя большими окнами, выходящими на улицу. На другой стороне улицы - сквер, окружавший Введенскую церковь . Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной „Красавица“, явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых ещё в 1912 году. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной , сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш.). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения. Он работал над картиной ежедневно, начинал в шесть-семь часов утра и работал весь день. В десятых числах мая мои мать и сестра уехали в „Терем“ , и мы остались вдвоём. Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовых фигурки, купленных на Сытном рынке . Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу - на чёрном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался этим мотивом для узоров на сундуке, хотя цвет и изменил.

По словам сына, «в начале августа он [Кустодиев] закончил „Красавицу“. Позднее я слышал от отца, что в этой картине он наконец-то нашёл свой стиль, так долго ему не дававшийся. Вспоминая П. А. Федотова , малых голландцев , которые его восхищали, он стремился, как и они, увлечь зрителя, заставить его остановить внимание на красноречивых деталях. Но основой картины служил русский лубок , вывески, игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы» . Картина отличается от карандашного наброска разницей в чертах лица, а также ироничностью и утрированием женского образа, теперь уже не имевшим ничего общего с реальной Шевченко .

Композиция

Оригинал 1915 года - 141 × 185,5 см , масло на холсте ; справа внизу подпись : «Б. Кустодиевъ/1915» . Вариант 1918 года - 81 × 93 см , масло на холсте; слева внизу подпись: «Б. Кустодиевъ/1918» . Вариант 1919 года - 75,5 × 102 см , масло на холсте; подписан . Вариант 1921 года - 72 × 89 см , масло на холсте; справа внизу подпись: «Б. Кустодиевъ/1921» .

В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса . Идя вразрез с господствующим в то время модернизмом , но учитывая новые художественные веяния, он противопоставил вальяжность своих пышнотелых и полнокровных красавиц анемичным и рафинированным жеманницам с полотен представителей декаданса .

В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры - роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину; наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик , можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской » Тициана - алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело - как «кровь с молоком». В народных представлениях это и есть женская красота, она сродни пуховым розовым подушкам и расшитому кружевами одеялу в чехле зефирного цвета, округлостью форм и складками так похожему на свою хозяйку .

Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами - красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Она смотрит на зрителя с загадочным выражением лица, нисколько не смущаясь своей наготы, с некоторой безмятежностью, но одновременно и сладостным ожиданием кого-то или чего-то. В картине каждая деталь является метафорой, а красавица как бы стала плодом взгляда наивного художника и утончённого эстетизма Серебряного века русской культуры .

Критика и судьба

«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве , организованных Константином Кандауровым . Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу» - в 4 тысячи рублей; четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи . На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова; модель заметила - «Очень толстая!», художник ответил - «Какая есть» - и поцеловал её руку . Отзывы о картине были разнообразными и противоречивыми : одни критики называли её «печальным недоразумением», а некоторые нашли, что образ Красавицы пропитан «тонкой иронией»; между тем коллекционер живописи Степан Крачковский в письме Кустодиеву признался, что «ваша „Красавица“ - гвоздь всех выставок» . Она просто с ума свела одного митрополита , который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои» . «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову , которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым , созданную в 1922 году и названную соответственно - «Купчиха и домовой» .

Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве . Одну он подарил Максиму Горькому , а другую написал специально для Фёдора Шаляпина , изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым) . Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж , в эмиграцию . Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука») , в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине , где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу - Данаей Ярославской . Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sotheby"s в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов) .

«Красавица» 1918 года
(Тульский музей изобразительных искусств)
«Красавица» 1919 года
(частная коллекция)
«Красавица» 1921 года
(Государственная Третьяковская галерея)

Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее . До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года . Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств , является гордостью коллекции отдела русского искусства , куда был передан в качестве дара от Г. П. Маликова в 1959 году . В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года .

Возможная подделка

В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christie’s была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 × 50 см ), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1,5 млн фунтов стерлингов (2,9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз . Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг , а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях . По данным аукционного дома Christie’s, картина находилась в частной коллекции российского эмигранта Лео Масковского до 1989 года, когда она была выставлена его вдовой на аукцион, продана, а затем пропала из виду до новой продажи, то есть до 2005 года . В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка!», будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи , Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря . Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы» . Сразу после ознакомления с экспертизой Вексельберг отослал картину обратно и потребовал возвращения своих денег, чего, однако, не случилось, после чего в 2010 году он подал иск в Высокий суд Лондона на аукционный дом Christie’s, инициировавший собственное расследование и заказавший новую экспертизу в Великобритании . Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году : спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева, и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christie’s и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги .

В искусстве

Комментарии

Примечания

  1. Юон К. Поэт живописец . - Журнал «Огонёк ». - Издательство «Правда», 25 мая 1952. - № 22 (1303). - С. 24. - 33 с.
  2. , с. 163.
  3. Красавица (неопр.) . Государственная Третьяковская галерея
  4. , с. 191.
  5. , с. 62.
  6. , с. 254.
  7. Кустодиевские красавицы (неопр.) . Музеи России (28 декабря 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  8. Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева (неопр.) . Kulturologia.ru. Дата обращения 17 апреля 2017.
  9. Мария Чеховская. Кустодиев: "Все хотят жить, даже тараканы" (неопр.) . Правда.Ру (7 марта 2013). Дата обращения 17 апреля 2017.
  10. Ксения Ларина, Ксения Басилашвили, Анна Бенидовская. Художник Борис Кустодиев и его картина «Красавица» (неопр.) . Эхо Москвы (24 февраля 2008). Дата обращения 17 апреля 2017.
  11. Мария Микулина. Предстал в новом цвете. Кустодиев: когда созидательное важнее физического (неопр.) . Частный корреспондент (23 сентября 2015). Дата обращения 30 апреля 2017.
  12. В семейном кругу. Из коллекции «открытых писем» (неопр.) . Российская государственная библиотека . Дата обращения 17 апреля 2017. (недоступная ссылка)
  13. , с. 22.
  14. Фаина Васильевна Шевченко (неопр.) . Московский Художественный театр . Дата обращения 17 апреля 2017.
  15. "Красавица" Кустодиева (неопр.) . Журнал «Культурная столица» (19 апреля 2016). Дата обращения 17 апреля 2017.
  16. Радостные полотна Бориса Кустодиева (неопр.) . Новости культуры (27 мая 2005). Дата обращения 17 апреля 2017.
  17. Надежда Дунаева. Как Фаина Шевченко разбила сердце Федору Шаляпину (неопр.) . Вечерняя Москва (7 ноября 2012). Дата обращения 17 апреля 2017. (недоступная ссылка)
  18. , с. 149.
  19. Антон Беляков. Красавицы и музы: великие и прекрасные (неопр.) . Glamour (15 декабря 2015). Дата обращения 17 апреля 2017.
  20. , с. 289.
  21. , с. 290.
  22. , с. 215.
  23. , с. 192.
  24. , с. 94.
  25. Belle (Krasavitca). Kustodiev, 1919 (неопр.) . Sotheby"s (21 мая 2003). Дата обращения 29 июня 2017.
  26. , с. 217.
  27. «Красавица» Кустодиева (неопр.)
  28. , с. 154.
  29. Б. М. Кустодиев. Красавица. 1915 (неопр.) . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . Дата обращения 17 апреля 2017.
  30. , с. 150-152.
  31. , с. 26.
  32. , с. 21-22.
  33. , с. 164.
  34. , с. 164-165.
  35. , с. 150.
  36. Биография Кустодиева (1878-1927) (неопр.) . Kustodiev-Art.ru. Дата обращения 17 апреля 2017.
  37. , с. 301.
  38. , с. 239.
  39. Татьяна Маркина. Новый миллионер русского искусства (неопр.) . Коммерсантъ (26 мая 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  40. Александр Кан. На Sotheby"s продают архив Шаляпина (неопр.) . BBC Russian (20 мая 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  41. , с. 210.
  42. Г. К. Лукомский . Кустодиев и Грабарь. (Выставка на Унтер-ден-Линден). // Накануне . - 3 ноября 1922. - № 176. - С. 5. - 8 с.
  43. Жар-птица . - 1922. - № 9. - 36 с.
  44. "Красавица" Кустодиева продана за рекордную сумму - 1 млн 200 тыс. долларов (неопр.) . NEWSru.com (21 мая 2003). Дата обращения 17 апреля 2017.
  45. Екатерина Дранкина. Музей частных амбиций (неопр.) . Коммерсантъ (19 апреля 2004). Дата обращения 20 апреля 2017.
  46. Красавица (1915) (неопр.) .
  47. Красавица (1918) (неопр.) . Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации . Дата обращения 21 марта 2018.
  48. Отдел русского искусства (неопр.) . Тульский музей изобразительных искусств . Дата обращения 17 апреля 2017.
  49. Красавица. 1921 (неопр.) . Art-Catalog.ru. Дата обращения 17 апреля 2017.
  50. Русская "Одалиска" продана в Лондоне за 2,5 миллиона долларов (неопр.) . Lenta.ru
  51. "Одалиска" Кустодиева ушла с молотка за 2,7 млн долларов (неопр.) . NEWSru.com (1 декабря 2005). Дата обращения 3 августа 2017.
  52. «Одалиска» предстанет перед британским судом (неопр.) . Сноб (20 сентября 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  53. Роман Соболь. Международно-художественный скандал (неопр.) . НТВ
  54. Роман Должанский, Татьяна Маркина. Виктору Вексельбергу изменила "Одалиска" (неопр.) . Коммерсантъ (19 июля 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  55. Вексельберг судится с Christie"s из-за картины-подделки (неопр.) . РИА Новости (19 июля 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  56. Odalisque (Kustodiev) (неопр.) . Christie’s . Дата обращения 3 августа 2017.
  57. Валерий Игуменов. Почему фонд Виктора Вексельберга судится с Christie’s? (неопр.) . Forbes (29 октября 2010). Дата обращения 3 августа 2017.
  58. Картина Бориса Кустодиева, проданная на Christie’s за 3 миллиона долларов, вошла в «Каталог подделок» (неопр.) . ArtInvestment.ru (9 мая 2009). Дата обращения 3 августа 2017.
  59. Плохие экспертизы ослабили русский арт-рынок (неопр.) . Lenta.ru (23 апреля 2009). Дата обращения 3 августа 2017.
  60. Полина Ольденбург. Мир живописи снова потряс скандал (неопр.) .

"Красавица" Кустодиева.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу...
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.
Фаина Васильевна Шевченко родилась 17 (5) апреля 1893 г. в Воронеже в зажиточной крестьянской семье. Свой неповторимый голос она унаследовала от отца, певшего в хоре Митрофановского монастыря. Окончив Мариинскую гимназию, Фаина отправилась в Москву учиться на актрису. Блистала на сцене МХАТа до начала 60-х годов, переиграв великое множество ролей. Умерла 10 мая 1971 г.

В театральных энциклопедиях ошибочно указано, что Шевченко похоронена в Воронеже. На самом деле актриса покоится на Введенском кладбище в Москве.

В августе 1914 года Борис Кустодиев впервые увидел ее в Художественном театре. Фаина выскочила ему навстречу, чем-то взволнованная и озадаченная. Юная, румяная, пышнотелая. Такой родной и близкий образ из детства. Астраханские купчихи были очень похожи на эту полную девушку. Художнику представили молодую актрису, заметив, что она безумно талантлива. Фаина улыбнулась своей широкой улыбкой и сообщила, что репетирует в спектакле "Смерть Пазухина". После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать, она согласилась. Но в мастерской, узнав, что должна снять с себя всю одежду, Шевченко возмутилась:- Ну что вы! - воскликнула она. - Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!

Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку:
- Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради.
Работалось ему легко. Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие об опухоли позвоночника. Но были вдохновение и влюбленность, отодвигавшие физические страдания на второй план. Фаина видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась...
Вновь встретились они в Петрограде на выставке "Мир искусства", где была выставлена "Красавица".
- Очень толстая! - недовольно поморщилась Фаина.
- Какая есть, - улыбнулся он и поцеловал ее пухлую ручку.

Скандал.
Появление картины вызвало поначалу настоящий шок. В эпоху модерна идеалами женской красоты выступали хрупкие, анемичные девицы. А тут вдруг здоровая, дебелая тетка! Посетивший выставку церковный иерарх воскликнул:
- Видимо, дьявол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, ибо смутил он мой покой.
В театре тоже разгорелся скандал. Станиславский кричал на Шевченко так, что стены тряслись, почему она, ведущая актриса, ведет себя как дворовая девка, голышом по перинам скачет.
- Прочь с глаз моих, - вопил Константин Сергеевич, - распутница!!!


Над Фаиной нависла реальная угроза увольнения. Подружки намекали Фаине, что ей надо худеть. Известная актриса Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".

Брошенная.
Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли. В эту пору ею увлекся мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь". А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой.

Григорий Хмара в фильме "Гедда Габлер". Германия, 1924 год.

Правда, Хмара погуливал на стороне. Причем любовницами его были противоположные по комплекции супруги женщины: стройные балерины и танцовщицы. В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. Заграничная жизнь закрутила Григория. Посыпались предложения от именитых режиссеров, и он остался сниматься в фильме Роберта Вине "Раскольников". Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен. О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Правда, союз продлился всего семь лет. Хмара написал Фаине, умолял его простить и похлопотать, чтобы ему разрешили вернуться в Советскую Россию. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Они так больше никогда и не увиделись. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. Умер в феврале 1970 года.
Фаина пережила его всего на год. Что выпало на ее долю? Она много играла во МХАТе. Как вспоминал Виталий Вульф, сама Раневская взирала на нее с восторгом. Но последние годы жизни Шевченко провела в нищете, забытая всеми.

Родни на похоронах не было. Писатель Михаил Шевченко, родственник Фаины Васильевны, признался, что сама актриса была не очень-то приветлива с родными. Она жила сценой, там был ее дом.

Четыре "Красавицы"

Борис Кустодиев. Красавица. 1915 г.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.
Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу.

Борис Кустодиев Красавица. 1918 г.

"Красавица" вскоре была выставлена в Петрограде на выставке "Мир искусства". Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Впрочем, худеть она и не думала.

Борис Кустодиев. Красавица. 1919 г.

Актриса МХАТ Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".
И правильно делала! Ее любили и такой.

Борис Кустодиев. Красавица. 1921 г.

П редлагаем тебе прокатиться с нами по беспробочным 70-м - тому застойному десятилетию, когда космос уже лежал у наших ног, валюта ассоциировалась с 88-й статьей УК, идеологическая романтика БАМа гнала комсомол в тайгу, а автомобили считались роскошью. Сегодня эти янгтаймеры советской эпохи при хорошем раскладе экспонируются в музеях, при плохом - заполняют раритетными автозапчастями заброшенные гаражи на окраине. А тогда каждый из них был поводом для гордости!

ЗАЗ 968

Прототипом модели называют немецкий NSU Prinz IV - действительно крайне похожий на 968-й внешне и конструктивно субкомпакт. Вследствие относительной доступности ЗАЗ считали «первой ступенью в становлении автомобилиста», которая на деле нередко превращалась в последнюю. Очереди за ним были, конечно, не столь многолетними, как за теми же ВАЗами, но все равно растягивались на годы. Воробей в руке всяко казался выгодней, потому бегали зазики по просторам страны в несметных количествах. За раздутые воздухозаборники в задних крыльях «запорожец», в чьем подкапотном пространстве ездило запасное колесо, а багажник занимал карбюраторный V4 воздушного охлаждения, дразнили «ушастым». Передвигался автомобиль на 76-м бензине, запаса мощности для обгонов при 40 л. с. катастрофически не хватало и активная работа четырехступенчатой механикой становилась для владельца нормой. Зато пространству в передней части салона запорожской модели втихаря завидовали пассажиры и «москвичей», и «жигулей», которым возможность вытянуть ноги только снилась.

Москвич 412

Многие советские автомобили представляли собой довольно очевидные копии зарубежных аналогов. «Москвич 412», который до 1976 года сходил с конвейера АЗЛК в качестве люксовой версии 408-й модели, был на их фоне приятным исключением. Без оглядки на забугорный автопром тут наверняка не обошлось - мелких стилистических параллелей можно нафантазировать множество. Да и полуторалитровому москвичевскому двигателю (72 л. с.), спаренному с четырехступенчатой механикой, злые языки приписывают чуть ли не родство с мотором M10 от компактного BMW 1500 (архитектура действительно однотипна). Но разработку все равно считают самостоятельной, а все возможные сходства - коварными наветами. Автомобиль неоднократно участвовал в различных ралли, зарабатывая бренду имидж на международной арене: приличная часть машин шла на экспорт.

ВАЗ 2106

FIAT 124 - ВАЗ 2101 - ВАЗ 2103 - ВАЗ 2106… Основой для «шестерки» продолжал служить все тот же итальянский седан, с которого началась летопись волжского автозавода. Люксовая версия «трешки» в 1975 году помимо заметных стилистических изменений в дизайне экстерьера и интерьера получила довольно мощный по тогдашним меркам 1,6-литровый 80-сильный двигатель. Эффектная внешность, завидная динамика и высокий уровень комфорта взвинтили престиж ВАЗ 2106 до невиданных высот, сделав его одним из самых популярных и массовых отечественных автомобилей. Модель продержалась на конвейере добрых три десятка лет, претерпев лишь несколько модернизаций в конструкции и лишь в 2005-м уйдя на заслуженный покой.

ГАЗ 24

«Это, ты знаешь, это малогабаритная квартира!» - непутевый товарищ Новосельцев из «Служебного романа» своим искренним удивлением размерами салона «Волги» очень четко позиционировал модель в автомобильной иерархии того времени. Репутация самой дорогой и престижной машины среди тех, что теоретически мог приобрести обычный человек при деньгах, сопровождала «двадцатьчетверку» все годы производства - с 1967-го по 1985-й. За это время была проведена, по сути, только одна серьезная модернизация, которую сегодня называют сменой поколений. Радикальных визуальных изменений не произошло - все внимание в обновленном ГАЗ-24 уделили безопасности. В базовой версии «Волга» оснащалась рядной «четверкой» в 2,5 литра мощностью 95 сил, на более редкие «машины сопровождения» (ГАЗ-24-24) для спецслужб ставили 5,5-литровый V8 от «чайки» (195 л. с.).

ГАЗ-13 «ЧАЙКА»

Кольца на крыше, куклы, пришпиленные к решетке радиатора, ондатровые шапки партийных функционеров или лица знаменитостей в аквариуме салона… Модель представительского класса, запущенная в производство еще в конце пятидесятых, в свободную продажу никогда не поступала. Семиместная «чайка» преданно служила идеалам партии либо альтернативно сдавалась внаем. Автомобиль, в котором четко прослеживались мотивы американских дредноутов тех лет, собирали гомеопатическими партиями на Горьковском автозаводе до 1981 года. Естественно, номенклатурный вариант по своим характеристикам превосходил все советские легковушки, оснащаясь 5,5-литровым мотором мощностью 195 или 215 л. с. и трехступенчатым автоматом.

________________________________________ ________________________

Да, золотое время было... Вспомнил стихи неизвестного автора:

На окнах - решётки, железные двери.
Сидим по квартирам, как дикие звери.
В руках - телефоны, везде - домофоны.
И правят - то нами чужие законы!

Ещё не истёрлось из памяти время,
когда населяло страну наше племя:
Где не было столько высоких заборов
и хитрых, с сиреной, надёжных запоров.

Где жили все просто и всем доверяли,
лишь временем дружбу свою проверяли.
Совсем, как родные, с соседями были,
по праздникам весело пели и пили.

Делили и радость и боль пополам,
и всё по плечу в те года было нам!
Учились, работали, строили, жили -
где старшие люди примером служили.

Доллар да рубль там не правил законом,
Народ не прельщался серебряным звоном
монет и шуршащих в карманах бумаг.
Там все помогали стране "просто так"!

Великие стройки, мосты и заводы,
и космос, и флот - всё подвластно народу!
Мир, равенство, братство - не просто слова.
О завтрашнем дне не болит голова.

Никто не боялся ходить по ночам!
И там доверяли здоровье врачам!
Там слово "учитель" - само уваженье,
к милиции там относились с почтеньем.

Там в Армии служба считалась за честь!
Ну, кто теперь скажет, где всё это есть?
Где чистая пища, где воздух, вода,
которой гордился народ наш всегда?

Мы сами от нынешней жизни устали...
Так всё изменилось - другими мы стали!
И лишь ностальгия по тем временам...
И грустно, и страшно становится нам...