Анализ "дума" лермонтова. люди пожалста!!! Анализ стихотворения дума лермонтов

Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.

Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…

Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет

…без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:

"К добру и злу постыдно равнодушны…" и "Перед опасностью позорно малодушны…"

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Лингвистический анализ стихотворения.

Автор стихотворения "Дума" - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума", "Пророк", "И скучно и грустно"; поэма "Мцыри"). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.

Заглавие стихотворения - "Дума". В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение.

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.

Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

«Дума» — стихотворение, в котором проблема поколений, проблема человека в идеологическом контексте конкретной исторической эпохи стала одной из центральных. Однако у Лермонтова человек и время предстают не как введение новой темы. Они неразрывно связаны с проблематикой ранней лирики.

Проводя анализ стихотворения «Дума» Лермонтова, мы сразу замечаем отличие этого произведения от более ранних; в нем передан другой тип сознания, следовательно, мы вправе говорить и о новом герое. Сознанию лирического героя Лермонтова, охватывающему и осмысляющему добро и зло как предельные проявления жизни, тяготеющему к действию, борьбе, противопоставлено иное отношение к жизни:

В начале поприща мы вязнем без борьбы...

Предметом анализа и самоанализа теперь становится именно этот тип личности, прежде не останавливавший на себе внимания поэта. В «Думе» аналитическому осмыслению подвергнуто сознание, которое пребывает в сугубо земной плоскости, не помышляет о небе, не ищет «чудесного», сознание, в значительной степени обусловленное социально-историческими условиями.

В «Думе» с первой строки Лермонтов заявляет, что главное в его произведении не индивидуум, а люди определенной эпохи — его современники.

«Печально я гляжу на наше поколенье!» — первая строчка стихотворения. «Я» по-прежнему на первом плане; мнение, оценка лирического героя первостепенна и подается как бесспорная; и все же словосочетание «наше поколенье» свидетельствует, что герой действительно ощутил себя его органической частицей. А далее «я» практически уходит из текста, оно заменено другим местоимением — «мы». Оказывается, что в тот момент, когда человек выходит за пределы собственного «я», начинает осознавать вне его находящуюся жизнь, ему приоткрывается, становясь предметом диалектического анализа, и его собственная духовная жизнь. Лишь ощутив себя внутри своего времени, перенеся центр внимания с «я» на «мы», можно в полной мере осмыслить трагическую природу человеческого бытия. Совмещение философского и исторического взглядов дает особое зрение. Взгляд на природу человеческой личности с учетом исторического момента, особенностей социального бытия позволяет разглядеть двойственную природу философских категорий, оспорить те ценности, которые казались незыблемыми и достаточно долго таковыми оставались.

Дума лирического героя охватывает все аспекты жизни и сознания: прошлое — настоящее — будущее (исторический опыт «отцов» и настоящее «детей»), природу познания и действия, праздник жизни и бессилие перед ней, науку и «создания искусства», любовь и ненависть. Все эти ключевые для жизни понятия поэт подвергает своеобразному как историческому, так и духовно-нравственному испытанию. Создается впечатление, что все аспекты жизни этого испытания не выдержали. Беспощадно обнаженные пустота грядущего, бремя познания, бесплодность науки, тайный холод души рождают чувство богооставленности, бессмысленности жизненного бытия.

Лермонтов оспорил и ценности, которые на самом деле были спасительны для эпохи 1830-х годов. В пору политической реакции, несвободы слова именно «духовная жажда», философские занятия, самоуглубление помогли поддержать активность духовной жизни. «Величайшее заблуждение,— полагал П. Я. Чаадаев, — видеть в свободе необходимое условие для развития умов». Декабрист Г. С. Батеньков, проведший в одиночном заключении 20 лет, был убежден: «Дух человеческий подобен воздуху — чем более он утесняется, тем сильнее». «Можно избавиться от людей,— говорил другой декабрист, А. В. Поджио,— но не от идей». В ту эпоху рождалось немало глубоких, философски насыщенных идей. «Познание и сомнение» — доминанты духовной жизни 1830-х годов; они поддерживали внутреннюю жизнь, сохраняли человеческую индивидуальность. Лермонтовский герой, знающий и жажду действия, и демонический скепсис, в безграничной преданности своего поколения мысли, сомнению усмотрел немалую опасность для человеческой личности: это возможность утраты действенной жизни, то есть жизни как таковой, и опасность потери морального критерия.

...Под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно

(поколение.— Е.А.).

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Не состоя в философских кружках второй половины 30-х годов (они были характерным явлением той поры), Лермонтов угадал двойственность отвлеченного знания. Излишнее самоуглубление и самообнажение души грозили замкнутостью, гипертрофией «я», равнодушием к жизни и, следовательно, бесплодностью интеллектуальных усилий.

Лермонтов отмечает в своем поколении возросшую до невыносимости противоречивость внутренней жизни. В груди — не более чем «остаток чувства», но он «жадно» бережется, а вместе с тем осознается как «бесполезный клад». «Огонь» и «холод тайный» сошлись в одной груди. «Лед и пламень» героев пушкинского романа совместились в душе лермонтовского современника. Он сознает двойственность этих состояний, но и не может, и не хочет пожертвовать ни тем ни другим. Напряжение духовной жизни не только обернулось разладом сознания, но и позволило понять его неодолимость, неразделенность с душой. Лермонтовское поколение духовная жажда лишила праздника жизни, но она исключила и духовное насыщение. В этот момент герой «Думы» сознает, что избранность, прежде казавшаяся бесспорной, — лишь иллюзия. «Я» — внутри мира, оно впитало в себя духовную изнеженность времени и (как следствие) подчинилось историческому моменту («Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы»). Оказывается, избранность и духовная гордость не предопределяют подлинной свободы и духовной независимости: исторического испытания гордый дух не выдержал. Лермонтов не только уловил односторонность исторически определенных форм духовного сознания, но разглядел опасность односторонности, нецельности в самой природе рефлективности: гипертрофия духовного оборачивается аморальностью мышления.

Тезис о бесплодности целого поколения в «Думе» развернут, поддержан множеством фактов и пояснений. Лирический герой раннего Лермонтова, который прежде мог сказать: «Я — или Бог — или никто»,— теперь признает себя не только частью поколения, бесплодно проживающего жизнь, но и «толпы, угрюмой и скоро позабытой». Можно сказать, что «демон», «зла избранник» не выдержал давления исторического времени. Но стихотворение «Дума» Лермонтова, анализ которого нас интересует, обнаруживает и иные потенциальные смыслы.

От строфы к строфе движется, углубляясь, аналитическая мысль, порожденная земною духовною жаждой. Напряженность исканий, степень самоосмысления личности столь велики, беспощадность самооценки так беспредельна, что все это приходит в противоречие с логическим выводом стихотворения о бесплодности жизни героя и поколения. Неосуществленность, бесплодность жизни трагически осознается самим поколением, но подобный духовный опыт не может быть бесплодным для жизни в целом; само напряжение аналитической мысли становится животворным; нет сомнения, что оно будет востребовано и оценено последующими поколениями. На этом завершим анализ стихотворения «Дума» Лермонтова.

Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.

Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».

Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры . Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.

Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций - духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы» , «нас» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь» , «старость души» ) и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный» , «рабы презренные» , «насмешкой горькою» ). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» ).

Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.

Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами , подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.

В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

ХIХ век, а точнее его первая половина славится появлением огромного количество литературных творений, которые были созданы великими мастерами и поэтами.

Именно в это время на арену славы выходят стихотворения и произведения таких известных авторов, как Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Сколько же интересного мы узнаем из их произведений, сколько в них жизни и реальности.

Одной из таких работ является «Дума», написанная М.Ю. Лермонтовым. Его кумиром и учителем был всеми любимый Пушкин. Но, как не странно, Лермонтов не стал подражать ему. Он не использовал тех радостных, красочных приемов, которыми апеллировал Пушкин.

В стихотворениях Лермонтова мы можем проследить некую отчаянность, разочарование во всем окружающем, ненужность чувств, а точнее их невостребованность.

Все это связано не только с тонким, особенным, своеобразным внутренним миром поэта. Тогдашняя обстановка в обществе, в стране, после разгрома декабристов, привела ко всему этому. В то время запрещенным стало практически все. Поэтому, Лермонтов и впал в такие унылые раздумья. На их основе и была создана великая «Дума».

Главная идея стихотворения пытается раскрыть жизнь того общества, которое утратило всякую духовность и внутренние человеческие качества. Мир поглотило безразличие. Об этом нам говорят вот такие сроки:

«Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Мы видим, что обращение автора идет именно к молодым поколениям, которые совершенно не задумываются над своим будущим. Что же их тогда может ожидать впереди? Поэта просто задевает чувство равнодушия. Оно заполонило все пространство. Люди, соседи, сверстники поэта не различают ни плохое, ни хорошее:

«К добру и злу постыдно равнодушны
В начале поприща мы вянем без борьбы
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы».

Великий автор просто ошеломлен той бесполезностью, которая исходит от окружающих. Они ничего не создают, после них не останется ни следа. Наши последователи не смогут воспользоваться ничем полезным после такой бездеятельности. А как же несамостоятельно нынешнее общество, насколько все наиграно и придумано – и действия, и эмоции:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем ни жертвуя ни злобе, ни любви, …»

Если провести аналогию и сделать анализ главного героя романа «Герой нашего времени», то мы увидим все–то, о чем написано выше.

Печорин – основной персонаж сюжета – умен, силен, наблюдателен. Но, внутри он пуст, он не может использовать свои эмоции и чувства. Его душа опорожнена. Вот о чем пишет Лермонтов, вот что он хочет донести до каждого из нас. Эту же идею мы улавливаем, изучая и «Думу». Молодежь 30-х годов проживает жизнь бесследно:

«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа, …»

В данном творении автора, особый оттенок словам и выражениям придают специальные эпитеты, которые наполняют глубоким смыслом строки четверостиший. Примером являются такие фразы: «наукою бесплодной», «насмешкой горькою», «презренные рабы». Для повышения эмоционального влияния на читателей, Лермонтов использует слова «высокого значения»: «прах», «грядущее», «поприща».

Все эти приемы позволяют создателю действительно произвести впечатление на окружающих, донести ту идею, которая так бурлит в нем, открыть глаза на происходящее. Именно его деятельность позволила оставить в нашей памяти 30–е годы. Именно его работы стали памятными и значимыми для последующих поколений.

Стихотворение "Дума" было написано за два года до смерти поэта и опубликовано в одном из январских номеров "Отечественных записок" за 1839 год. Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.
Основная мысль стихотворения - размышление о судьбах молодого поколения России той поры. Время написания "Думы" - одно из наиболее мрачных в истории страны.
После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Даже лучшие представители молодежи не знали, куда можно приложить свои силы, становились безразличными ко всему, превращались в "лишних людей".
"Дума" - это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль.
Поэта огорчает, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом". Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет "поздним их умом". Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.
Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти - приглушенно. Слово часто используется в переносном значении: "состариться" означает не только физическую, но и духовную старость, "ровный путь без цели" - знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры ("старость души", "жизнь - путь"). Яркие эпитеты обнажают эмоцию ("тощий плод", "пришелец осиротелый", "холод тайный").
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского и общественно-политического значения ("познанья", "сомненья", "рабы"). Во второй части отсутствуют слова ораторского стиля, их заменяют слова стиля элегического.
Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин" и т.п.
Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. "Дума" - это и сатира и элегия. В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию. В "Думе" нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". "Дума" заканчивается выводом, предсказанием, пророчеством. Романтика сменяется реквиемом.
Тон "Думы", потрясшей современников, воспроизводил эмоцию "социального отчаяния". 11 сентября 1842 года Герцен запишет в своем дневнике "Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования... Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть..."