Анализ стихотворения Маяковского «Трус.

1 531 0

Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он считает трусость. Маяковский убежден, что в эпоху построения нового общества культивировать эту черту характера недопустимо, так как защита революционных достижений требует стойкости духа, целеустремленности и силы воли. Именно эти мысли поэт высказывает в своем стихотворении , написанном в 1928 году и ставшем своеобразным поэтическим гимном для целого поколения людей.

С учетом того, что по законам революционного времени к расстрелу могли приговорить даже за незначительную провинность, страх стал синонимом безопасности для многих советских граждан. Именно это чувство заменяло людям инстинкт самосохранения в далеких 20-х годах. Маяковский, никогда не сталкивавшийся лично с мощной репрессивной машиной государства, с трудом мог себе представить, как можно бояться открыто выражать свои мысли и чувства. Однако он хорошо был знаком с теми, кого новая власть лишила такой возможности. Тем не менее, такие люди не вызывали у поэта сострадание. Наоборот, он считал, что такое поведение, когда «опускает глазки трус и уходит в воротник», для советского человека является недопустимым.

Высмеивая трусость как порок, в своем стихотворении отмечает, что люди с подобными личностными качествами никогда не имеют собственного мнения, и готовы согласиться с любым, кто наделен властью или же занимает более высокую ступень на социальной лестнице. При этом трусость толкает даже вполне здравомыслящих людей на совершение глупых и непредсказуемых поступков. Этому качеству сопутствуют желание угодить другим, идолопоклонничество, самоуничижение и стремление превратиться в бесполое существу, незаметное для окружающих. Поэтому Маяковский задается вполне закономерным вопросом о том, нужны ли современному обществу такие люди. Правда, автор не учитывает тот факт, то именно общество с его исковерканными догмами и породило целую армию трусов, которые предпочитают оставаться в стороне при решении жизненно важных вопросов, тем самым отводят от себя удар и, возможно, сохраняя собственную жизнь, которая благодаря революции уже ничего не стоит. Впрочем, поэт придерживается иного мнения и утверждает: «Революция требует, чтобы имелась смелость». Однако при этом не уточняет, что данное качество является привилегией избранных.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна уже во времена др. греков.Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об - ва, будь то суды,политические партии, . В основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующем. В этом плане сатирическое тв - во Маяковского очень похоже на пр - ия др. гречеких авторов. Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру М. можно разделить на 2 периода: доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв - ва дорев. периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате» .В стихотворениях М. использует большое кол - во худ. приемов: метафоры

Страх орет и в сердце

Мечется по лицу,безнадежен и скучен...

Седце в исступлении

Рвет и мечет...

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

сравнения

Два аршина безлицего розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита...

А я вам открыл столько стихов - шкатулок,

Я - бкзценных слов мот и транжир,

олицетворение

Истомившимися по ласке губами

Тысячью поцелуев покрою

Умную морду трамвая...

Толпа озвереет,будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь,

гиперболы

Брошусь на землю камня корою,

В кровь лицо изотру,

Слезами асфальт омывая,

худ. образы

Все вы на бабочка поэтиного сердца,

Толпа - стоглавая вошь,

Я - грубый гунн.

Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении, кроме как «поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого об - ва.

В этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей, она для него остается единой массой.

Но вот приходит революция,и всё меняется.Меняется и сатира Маяковского.Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей мещан,просто людей не соответствующих идеалам революции. В стихотворении «Прозаседавшиеся» М. обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день чиновника, который целиком занят заседаниями. Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы заседаний М. исп. в качестве худ. приема гиперболу.

Они на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам

Поневоле приходится раздвояться

До пояса здесь,

а остальное там...

Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы,если:

«О хотя бы

одно заседание

Относительно искоренения всех заседаний!»

Но мир бюрократов не единственный мир, «мешающий установлению власти пролетариата» . Поэтому М. использует своё «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма, но и против мещанства.

В стихотворении «О дряни» М. так рисует засилье мещанства:

Стеклись они

наскоро оперенья переменив

и засели во все учреждения

На мозолях от пятилетнего сидения зады,

Крепкие как умывальники,

Живути поныне тише воды...

Для обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы:

несовместимость понятий, олицетворение.

И мне с эмблемами платья

Без серпа и молота не покажешься в свете!

На балу в реввоенсовете!? ...

Маркс со стенки смотрел,смотрел...

разинул рот,

да как заорет...

Надо отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве случаев дается в конце; так и здесь.Его мнение выражается словами Маркса:

Опутали революцию обывальщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните

Чтоб коммунизм

канарейками не был побит!

Но это (мещанство, бюрократия) - всё внешний враг.Но ведь и «существуют люди внутри партии живущие её соками» .В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» М. показывает именно такой сорт людей. В сихотворении «Трус» М. рисует чиновника, который боится всего:

Каждый зав для труса туз

от его родни

опускает глазки трус

В воротник.

М. показывает как прходит день у труса

День - деньской

Сплетает тонко

Самых странных свадеб -

увязать бы

льва с ягненком,

мышь согласовать бы.

И опять - таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение:

чего вы дрожите?

собственно,

В аквариум,

чтоли сажать вас?

Революция требует,

чобы имелась

смелость,

смелость,

и еще раз -

с - м - е - л - о - с - т - ь

В стихотв. «Нагрузка по макушку» М. выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина, показывает его чудовищную занятость.

Пообедав, бодрой рысью

мчит на культкомиссию

После Петю видели у радиолюбителей

Не прошел мимо и Осовиахима...

И результате В.М. показывает полнейший хаос, царящий в голове у Пети. Свое стих. М. заканчивает след. ироничными строчками:

работать мне поспеть

при такой нагрузке?

Обьекты сатирич. тв - ва М. очень разнообр. Во - первых - это люди, принадлежащие разным эпохам: дорев. и постревол. , во - вторых - люди, принадлежащие разным соц. классам: мещанство и купечество, в - третьих - это просто люди, чьи недостатки высмеивает М. Для док - ва сатиричечн. этих образов М. применяет большое кол - во худ. приемов: гипербола,метафора,сравнение,несовместимость или упоминаемых вещей, особый лекс. строй языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв - ва М. , так и худ. образов,им используемых. Служит док - вом многогранности и гениальности тв - ва М.

1. А.П.Чехов "Человек в футляре". Беликов, учитель греческого языка, боится мира, жизни. Он носит калоши, длинное пальто, ходит с зонтом, постоянно опасается, "как бы чего не вышло". "Пугливость" героя обернулась в шпионство и в доносы. Итогом становится рабский страх жителей города. Беликов угнетал окружающих, они стали бояться громко говорить, знакомится с кем-то, помогать бедным и писать друг другу письма.

2. В.Железняков "Чучело". Димка Сомов - трус. Он боится сознаться ребятам в том, что он предатель. Он рассказал учительнице, что класс сбежал в кино, а Лена Бессольцева взяла всю вину на себя. Сомов предаёт лену, её дружбу, её любовь и участвует в сожжении чучела.

3. М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита".

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, будучи смелым и доблестным воином, оказался трусом, когда ему нужно было принять решение о судьбе бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор знал, что, несмотря на дерзкие речи о кесаре, Иешуа не преступник, и не желал ему смерти. Но страх пойти против власти, страх потерять своё место заставили Пилата поступить наперекор своей совести и вынести смертный приговор.

4. Л.Н.Толстой "Война и мир". Николай Ростов струсил во время своего первого сражения: вместо того чтобы выстрелить в нападающих французов, он кинул в пистолет в их сторону и побежал прочь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

(360 слов) Детство не только награждает человека приятными воспоминаниями, но и может служить источником различных фобий. Многих людей впечатляли пугающие сны или реальные события, из-за которых страх плотно оседал в голове. Со временем боязнь может забыться, но, бывает, что жизнь напоминает об этом. Некоторые стыдятся признавать, что они чего-то боятся, но испытывать страх – абсолютно нормально и свойственно каждому человеку.

Обращаясь к произведению Всеволода Гаршина «Трус», мы увидим, что страх – естественное явление для человека. Главный герой небольшого рассказа записан в ополчение, но идти на войну ему, конечно, не хочется. Так же наблюдая болезнь Кузьмы, он рассуждает о том, что боится не самой смерти, а именно бессмысленности своей жертвы. Страшась из-за этого войны, он мысленно протестует против нее и размышляет о том, можно ли назвать его за это трусом. Читателям сложно осудить персонажа, который просто боится того, что его гибель ничего не решит. Тем более, «барин» все-таки записывается добровольцем, считая это своим непосредственным долгом, и умирает. Переступая через себя и свои страхи, он стремится помочь народу, надеясь на то, что его жертва будет не напрасной.

Тему страха поднимает в своем рассказе и русский драматург Антон Павлович Чехов. В произведении «Человек в футляре» он показывает, что бояться – иногда все же стыдно, и нужно побороть свои фобии не только ради себя, но и ради остальных. Главный герой Беликов боялся раскрыться обществу. Весь окружающий мир держал его в некой тревоге, поэтому девиз учителя древних языков: «Как бы чего не вышло». Своим страхом он влиял не только на гимназию, но и на весь город, поэтому от скуки все решили, что было бы хорошо женить Беликова на Вареньке. Однако его слишком потрясло и возмутило, что Варенька ехала на велосипеде, и когда Беликов пришел к ее брату, тот вытолкнул его из квартиры, после чего герой заболел и через месяц умер. В гробу Беликов, словно был рад тому, что нашел свой футляр, и мы понимаем, что ему так и не удалось преодолеть страх. Более того, после его похорон жизнь продолжалась так же утомительно и сурово, будто боязни героя распространились на весь город.

Стыдиться своих страхов глупо только тогда, когда не стараешься их побороть. Каждого из нас что-то пугает, но необходимо стать хозяином собственных фобий. В таком случае даже окружающие перестанут бояться.

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Трус» Владимир Маяковский

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, —
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса —
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
«Схорониться б
за приказ…
Спрятаться б
за циркуляр…»
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли —
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
«Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать…»
Ухо в метр
— никак не менее —
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
— Мненье —
это не именье,
потерять его
не страшно. —
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
«Наше дело
маленькое —
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я».
Трус
оброс
бумаг
корою.
«Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?»
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб —
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета —
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело…
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз —
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Анализ стихотворения Маяковского «Трус»

Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он считает трусость. Маяковский убежден, что в эпоху построения нового общества культивировать эту черту характера недопустимо, так как защита революционных достижений требует стойкости духа, целеустремленности и силы воли. Именно эти мысли поэт высказывает в своем стихотворении «Трус», написанном в 1928 году и ставшем своеобразным поэтическим гимном для целого поколения людей.

С учетом того, что по законам революционного времени к расстрелу могли приговорить даже за незначительную провинность, страх стал синонимом безопасности для многих советских граждан. Именно это чувство заменяло людям инстинкт самосохранения в далеких 20-х годах. Маяковский, никогда не сталкивавшийся лично с мощной репрессивной машиной государства, с трудом мог себе представить, как можно бояться открыто выражать свои мысли и чувства. Однако он хорошо был знаком с теми, кого новая власть лишила такой возможности. Тем не менее, такие люди не вызывали у поэта сострадание. Наоборот, он считал, что такое поведение, когда «опускает глазки трус и уходит в воротник», для советского человека является недопустимым.

Высмеивая трусость как порок, Маяковский в своем стихотворении отмечает, что люди с подобными личностными качествами никогда не имеют собственного мнения, и готовы согласиться с любым, кто наделен властью или же занимает более высокую ступень на социальной лестнице. При этом трусость толкает даже вполне здравомыслящих людей на совершение глупых и непредсказуемых поступков . Этому качеству сопутствуют желание угодить другим, идолопоклонничество, самоуничижение и стремление превратиться в бесполое существу, незаметное для окружающих. Поэтому Маяковский задается вполне закономерным вопросом о том, нужны ли современному обществу такие люди. Правда, автор не учитывает тот факт, то именно общество с его исковерканными догмами и породило целую армию трусов, которые предпочитают оставаться в стороне при решении жизненно важных вопросов, тем самым отводят от себя удар и, возможно, сохраняя собственную жизнь, которая благодаря революции уже ничего не стоит. Впрочем, поэт придерживается иного мнения и утверждает: «Революция требует, чтобы имелась смелость». Однако при этом не уточняет, что данное качество является привилегией избранных.