Что такое школьная форма определение. Из истории школьной формы


Вы помните темно-коричневые суконные платья, полушерстяные брюки, галстуки и кипенно-белые банты в тон фартука по праздникам? Или вы немного моложе, чем мы думаем, и помните только попытки вашего директора ввести дресс-код в собственной школе? А может, вы, вообще, никогда не сталкивались с любым видом униформы и считаете, что попытка заставить разных людей выглядеть абсолютно одинаково ущемляет права?

В действительности, у школьной формы на протяжении мировой истории было два предназначения: она либо возвышала учеников элитарных школ над «простыми смертными» и, в таких случаях, делалась из изысканных дорогих материалов, либо вводилась на государственном уровне, выполняла роль «уравниловки» и шилась из дешевого сукна.

Прототипы школьной формы появлялись задолго до того, как это явление настигло Россию. В школах писцов в городах Междуречья, в первой пифагорейской школе в Греции, в школах Древней Индии ученики должны были появляться на занятиях в особой одежде, отличной от повседневной.


Шумерская школа писцов (Междуречье, III тысячелетие до н. э.)


Ученики пифагорейской школы

Униформа для европейских школьников впервые появилась в 1522 году в Англии. В школе Christ’s Hospital для учеников был введен костюм из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’s Hospital уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.


Первая английская школьная форма Christ’s Hospital

На Руси с момента появления первых упоминаний об организованном образовании речи о какой-либо форме не идет вообще. Первое свидетельство появления школьной униформы датируется 1834 годом. Тогда Николай I издал указ, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.



Образец школьной формы, утвержденной Николаем I

Форму носили везде и всюду: в школе, на улице, во время праздников. Она была предметом гордости и отличала гимназистов от других подростков. Форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Первая девичья школьная форма появилась в 1764 году в Смольном институте благородных девиц, основанном императрицей Екатериной II.

Выпускница Смольного института благородных девиц



Ученицы Смольного института благородных девиц

За следующие сто лет Российская империя наполнилась разного рода школами и гимназиями для девочек, но каждое образовательное учреждение стремилось отличить своих воспитанниц и вводило собственную униформу.






Гимназистки в России XVIII века


Гимназисты в России XIX века

После революции 1917 года ВЦИК решил, что все атрибуты образования в дореволюционной России - пережиток буржуазного прошлого, ввел декрет «О единой трудовой школе» и отменил разделение школ на училища и гимназии. Вместе с градацией школ в прошлое канула и буржуйская школьная форма, а поскольку денег на пошив новой для всех государственных учреждений образования у власти не было, родители стали сами одевать своих чад - кто во что горазд.


Выпускники школы в 1917 году


Ученики после революции 1917 года

С 1949 года семилетнее образование стало обязательным, а вместе с этим появилась и общая для всех школьная форма. Мальчики носили серо-синие гимнастерки с лакированным черным ремнем, брюки в цвет гимнастерок и фуражки. Девочки одевались в темно-коричневые платья и фартуки: в обычные дни - черные, в праздничные - белые. Обязательными стали косы, а банты должны были выбираться под цвет фартука.


Школа в 1950-х


Школьница в 1956 году


Школьники 1950-х годов


Парадная школьная форма 1950-х годов


Школьники 1950-х годов в объективе французского ученого Жака Дюпакье


Школьники 1950-х годов

В связи с демилитаризацией в 1962 году гимнастерки у мальчиков уступили место пиджакам. А вот для девочек практически ничего не изменилось.


Вполне возможно, что кому-то общая демилитаризованная форма пришлась не по вкусу


Полушерстяной серый школьный костюм


Пионерская форма 1970-х годов

После развала Советского Союза общая школьная форма канула в Лету. С 1992 года школы сами вольны вводить униформу для своих учеников. Все, что для этого требуется, - зафиксировать положение о дресс-коде в локальном нормативном акте учебного заведения.

У школьной формы в России богатая история. В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.

До 1917 года форма была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств. Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.

Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.

Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.

Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи»

Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.


В 1970 году в уставе средней образовательной школы школьная форма существовала как обязательная.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

Школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника».

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.


Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»


Проходят годы, и в 1991 году школьная форма еще существует. Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной.

Школьная форма была отменена лишь в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании.

На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей. Никаких официальных документов, приказов, распоряжений на счет обязательности школьной формы нет.

Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.


Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма - эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. В Польше – до 1988 г.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах ученики могут участвовать в разработке школьной одежды. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.

У школьной формы есть противники и сторонники. Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против. Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, уповая на то, что школьная форма:

дисциплинирует учеников (деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности) сглаживает социальные различия между учениками, помогает держать дистанцию между учениками и учителем. позволяет отследить в школе "чужаков" не позволяет подросткам одеваться вызывающе.

Школьная форма появилась не вчера. После периода хаоса в школьной одежде, все возвращается на свои круги: простота, практичность, целесообразность. Вот те доминанты и факторы, которым подчинена школьная форма сегодня. Раньше мы носили свою школьную форму с гордостью и для нас не было проблемой, что она у всех одинаковая. Мы ценили знания, а не внешний лоск. Кто знает, может быть, это было правильно...


Сегодня,глядя на первоклассников,спешащих со своими букетами в школу,на свои первый в жизни урок,я обратила внимание,какая сейчас удивительная форма.

И сразу вспомнила свой первый класс,свои банты и белый фартук...

Нет,моя форма была лучше,роднее,ближе..

Как менялась школьная форма

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году.

Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров.

К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.


Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Форма девочек

Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.

В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».


Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения:

мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних - почти цвет морской волны, а у выпускниц - коричневый. А Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой:

»Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.


Дожила она до конца 1962 учебного года.


Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась

Коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.


Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.


Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди. роме того, в 1944 году было введено раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались.

Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - "модельные стрижки" до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».


Оттепель

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»)

У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки ()). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы.

На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.

1980-е: Перестройка в действии


В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.

В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.


Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.


Поскольку все ученики младших классов поголовно были октябрятами, практически все (за редчайшими исключениями в виде отпетых хулиганов и двоечников) - пионерами и большинство старшеклассников - комсомольцами, значки и пионерский галстук были практически обязательным дополнением к школьной форме. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» (форма младших классов с красной нашивкой), «Школьный вальс» и «Плюмбум, или Опасная игра» (форма старшеклассников с синей нашивкой).

В конце 1980-х годов школьная форма, особенно мужская больших размеров, в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Одной из причин этого было то, что школьная форма традиционно была очень дешева, по сравнению с близкими по качеству обычными брюками, пиджаками и куртками, материал же её был весьма качественным и прочным. Поэтому в условиях всё ухудшающегося материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной и рабочей одежды. Плановые объёмы выпуска формы не были рассчитаны на это, форма стала дефицитом, и её, как и многое другое, начали продавать по талонам, которые выписывались школьнику по месту учёбы.

Современная Россия

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок

Нужна ли школьная форма или нет — вопрос спорный. Некоторые считают, что это пережиток, тормозящий развитие личности, а другие убеждены, что она фокусирует внимание учеников именно на уроках, а не на внешнем виде. А как обстояли дела в прошлом — всегда ли учебные заведения требовали, чтобы дети носили особую одежду?

Первая школьная форма в России

Изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834 года, а для гимназисток лишь с 1896 года, когда было введено общее обучение для всех детей. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой. Старшеклассники вместо гимнастерок носили куртки со стоячим воротником. Каждый гимназист был обязан надевать всегда чистую и наглаженную форму - за этим следили надзиратели.

Повседневную форму полагалось носить и на улице. Интересно, что каждому ученику строго-настрого запрещалось афишировать номер своей гимназии. Так руководство учебного заведения старалось защитить свою репутацию, ведь их воспитанник мог попасть в драку или другую неприятную историю.

Платья для девочек шили из грубой хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Повседневный вариант – коричневое платье, черный фартук, а праздничный – то же платье, но белый фартук и кружевной воротничок. В теплое время года образ дополнялся соломенной шляпкой. В такой форме гимназистки ходили в театр, церковь и на торжественные вечера.

У учениц Смольного института благородных девиц, первого в России женского учебного заведения, было несколько вариантов формы. Девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 лет голубые или синие, от 11 до 13 лет - серые, от 14 до 18 лет – белые.

Школьная форма после революции

В 1918 гимназическую форму приравняли к буржуазному пережитку и отменили ее вообще, впрочем, как и гимназии. Совет народных комиссаров РСФСР приказал организовать учебные заведения для крестьян и рабочих. На уроки детям разрешили ходить в чем есть - на внешний вид школьников вообще перестали обращать внимание, ведь в стране после революции царила бедность и разруха.

СССР: из прошлого в настоящее

В 1948 году форма вновь вернулась, она была очень похожа на гимназическую – те же строгие коричневые платья, фартуки, манжеты и воротнички у девочек, гимнастерки, фуражки и шинели у мальчиков. Из аксессуаров в девичий образ добавились черные, коричневые и белые банты.

Следующее видоизменение формы произошло в 1962 году - уже 1 сентября мальчики шли в школу в новом одеянии: в серых полушерстяных брюках и пиджаке на трех пуговицах, белой рубашке, вместо фуражек появился темно-синий берет. Младшим школьникам поверх пиджачного воротника нашивали белый воротничок. Форма девочек осталась без изменений.

Оттепель

Во время хрущевской оттепели фасон школьной формы вновь переделали, правда опять это коснулось только одежды для мальчиков. В 70-е годы серые шерстяные костюмы заменили на синие из полушерстяной ткани. На рукава младших и средних школьников нашивали специальную эмблему с изображением открытой книги и восходящего солнца – символ просвещения.

Перестройка

В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен. Также для учениц начали выпускать костюм-тройку синего цвета, он состоял из юбки, пиджака и жилетки. В Ленинграде и некоторых районах Сибири и Крайнего Севера разрешали даже надевать синие брюки зимой.

Современная Россия

Форму отменили в 1994 году - ученики начали ходить в школу в том, в чем хотели. С одной стороны, стало проще, но в классах стало больше проявляться социальное расслоение: некоторые дети донашивали одежду старших братьев и сестер, а некоторых родители одевали по последней моде.

Обсуждение

Любительщина какая-то(((
Вторая статья, которую не ленюсь открыть, но почему все так на коленке-то(((
Даты, фотографии, информация- хоть немного времени на поиск информации потратил бы человек(((
Считаю подобные любительские опусы неуважением к читателю

У "Редакции", видимо, отношение к прошлому ребенка-подростка. До моего рождения - значит страаашно давно, доисторические времена, пару десятков лет туда-сюда - неважно.
И Хрущевская оттепель у них - в 1975 г.
И какая-то фантастическая "В 80-е годы ввели стандартную форму для старшеклассников, ее носили с 8-го класса. Платья девочек по дизайну остались такими же, только немного выше колен." - появилась.
Хотелось бы знать, что они напутали в части, описывающей то, что я сама лично-точно не знаю.

пропущена синяя девичья форма конца 80-х. А в остальном интересно, спасибо.

Надо же, в первый раз с интересом почитала редакционную статью и посмотрела фотографии до конца.

Комментировать статью "Школьная форма в России: когда появилась и как менялась"

В рационе российских детей появятся каши из основных видов злаков в упаковках с изображениями любимых принцесс и супергероев. Креативная ко-брендинговая концепция каши, разработанная компанией Desan под Торговой Маркой «Чистая крупа» в партнерстве с компанией Disney, призвана повысить популярность здоровой еды среди детей и подростков. По мнению производителя, высококачественные злаки и креативная упаковка с изображениями героев из любимых фильмов и сериалов – именно то, что нужно детям для...

Вредные советы: мой грудь перед кормлением с мылом! Очень часто бабушки настаивают на том, чтобы кормящая мама мыла грудь перед каждым кормлением. Ведь в их молодости так рекомендовали врачи. Однако на сегодняшний день рекомендации изменились. Частым мытьем груди стерильности не добьешься, да она и не нужна, а вот спровоцировать проблемы в виде трещин сосков можно. Нельзя мыть грудь с мылом перед каждым кормлением – это пересушивает нежную кожу и способствует образованию трещин. Достаточно...

Французский бренд модной одежды для всей семьи KIABI представляет коллекцию школьной формы, созданную специально для России. В августе во всех магазинах KIABI в Москве, Самаре, Краснодаре и Уфе в рамках запуска коллекции одежды для школьников BACK TO SCHOOL стартуют продажи школьной формы для девочек и мальчиков. Специально для России дизайнеры KIABI разработали модную и удобную форму для школьников от 6 до 14 лет. Линейка включает в себя: платья, юбки и блузки для девочек, брюки и рубашки...

Философия осознанного потребления – одна из главных характеристик современного общества. Натуральные ткани, эко-косметика, предметы из переработанных материалов и eco-friendly подход – основные тренды современной моды. Сеть торговых центров "МЕГА" полностью поддерживает идею осознанного потребления и призывает своих посетителей следовать этому тренду. Идею осознанного потребления и акцию "Меняйся" поддержали эксперт моды и телеведущий Влад Лисовец, который и открыл Академию Перемен вместе с...

Здравствуйте! На телеканале « Россия » в программе «О самом главном» с доктором Александром Мясниковым запускается новый лечение, пишите по адресу: [email protected] В письме подробно расскажите о своей проблеме: как давно она появилась, какие симптомы, у...

Обсуждение

Но это основное условие участия... Все обследования остаются за кадром. Но момент, когда вы обсуждаете свой диагноз с врачами - это конечно, будет в эфире. Я понимаю, что не хочется выставлять свои проблемы на показ... Но в консилиуме участвуют действительно одни из лучших врачей, которые готовы разбираться в сложных случаях.

К началу нового учебного года компания Button Blue выпустила первую коллекцию школьной формы. Размерный ряд включает модели для детей ростом от 122 до 158 см. Коллекция появится в продаже уже в начале июня и будет представлена как в фирменных магазинах, так и различных специализированных торговых точках и интернет-магазинах. Школьная форма от Button Blue – оптимальный гардероб школьника на каждый день! В зависимости от требований учебных заведений и предпочтений ученика, ассортимент одежды...

Группа компаний «ГУД-ФУД» расширяет ассортимент кондитерских изделий и представляет вафельный десерт «Ореховый рожок». Уникальность продукта состоит в оригинальной рецептуре, не имеющей аналогов на российском рынке – это неповторимое сочетание хрустящей сахарной вафли с изысканной начинкой из натуральных дробленых орехов. Новый продукт сочетает в себе отменный вкус и необычную форму. Ассортимент продукции представлен двумя вкусами: - «Ореховый рожок с миндалем» - бархатистый темный шоколад...

Крепостное право в России вернут буднично. Скорее всего в пятницу. Ровно в полночь на сайте газеты «Известия» появится эксклюзив со ссылкой на достоверный источник в администрации президента.

Обсуждение

Ребят... вот какое крепостное право, смешно просто.Вот то, что гос-во (а судя по рассказам участниц из США их гос-во значительно более в этом преуспело) может следить и следит за каждым, что каждая паспортистка будет иметь возможный доступ к вашей же медицинской карте (если взломать доступ), что при приеме на работу работодатель сможет получить такое множество сведений о Вас только по одному электронному документу (подозреваю, что создано человеком, всегда может разрушить другой человек, так что и что закодировано одним, сможет раскодировать другой)... вот это значительно "интереснее". Предполагаемые отработки на чьих-то участках покажутся раем.

эхо? Сноб - ф топку не читая.

А в России это было сделано в 1993 году, когда горел Парламент. Главная стратегическая экономическая, финансово-политическая цель: не дать ввести в России и на Украине "законы Каддафи" и ввести оккупационный режим 07.05.2014 11:30:32, Финанса.

Обсуждение

За это же страдает Берлускони бедняжка, кстати:(

Вам же не пишут, какая у него социальная и политическая программа? Вы думали за что на него "наехали"? За то, что он был за народ. Успокоил и удовлетворил "народные массы" - до него Италию (а значит и Европу) лихорадило и правительства менялось по пять раз в году... Но это вашингтонскому обкому не нужно.

А если бы писали, за что борется Берлускони, то европейцы бы вышвырнули МВФ из Европы и своих "дермократических" правителей заодно на помойку...

Пункт №6 + "принял решение вывести Ливию из мировой банковской системы и его примеру хотели последовать ещё 12 арабских стран.". И чего бы он не сделал, этого достаточно.

Впервые режиссеры рекламы и кино, рекламное агентство, благотворительный фонд и кинотеатры объединились для уникального социального проекта. Чтобы привлечь внимание общества к проблемам усыновления, российские режиссеры создали 10 короткометражных фильмов о воспитанниках детских домов. С 9 апреля их можно увидеть онлайн и в московских кинозалах "35мм", "Иллюзион" и "Фитиль". Сейчас в федеральном банке данных содержится информация о 105 000 детей, оставшихся без попечения родителей. Как...

Вечером в 18 часов собрался митинг за Россию, референдум и т.п. Потом из спрятанных по задворкам автобусов появились майданутые. Началась потасовка. Надо отдать должное - наши не дали себя спровоцировать.

Обсуждение

Вот из другого форума, тоже не политического в основном, жительница Донецка пишет: "Только оттуда, в смысле с площади Ленина. [другая форумчанка] вам уже рассказала и показала. Вечером в 18 часов собрался митинг за Россию, референдум и т.п. Потом из спрятанных по задворкам автобусов появились майданутые. Началась потасовка. Надо отдать должное - наши не дали себя спровоцировать. Пострадавшие есть. Извините, инет очень плохой, к тому же с телефона.
Какой у нас в стране сейчас правовой беспредел - ни в сказке сказать, ни в страшном сне не увидеть!!! Просто жуть!"
Дальше уже разные участники форума рассказывали, что местные победили напавших и поставили их на колени.

По-моему вы время теряете.

Еще надо бы выяснить, куда делись несколько подразделений ГРУ, задержанные СБУ и внешнем разведуправленим украины - ну раз уж вы решили искать истину.

Думаю, нет смысла описывать что же из себя представляют ботфорты, потому что они более чем известны и популярны у современных модниц. Если же возвращаться к истории их возникновения, то надо сказать появились они довольно давно - в XVII, XVIII, в Европе и происхождение их имело практическое значение и диктовалась необходимостью длительного пребывания всадников в седле. В те времена такие сапоги были довольно твердыми и практически не гнулись в щиколотках и коленях, их ценили за прочность и...

В 2005 году в Берлине был основан брэнд Escentric Molecules (Эксцентрик Молекула), успешности которого могла бы позавидовать даже Шанель.В чем же причина столь стремительного взлета популярности немецкого дизайнера Geza Schoen?Всё гениальное просто-феромоны(Феромоны, биологически активные вещества, выделяемые животными в окружающую среду и специфически влияющие на поведение, физиологического и эмоциональное состояние или метаболизм др. особей того же вида). Однако работы по созданию первой...

Зачем нужна школьная форма и какой она должна быть? Эти вопросы обсуждаются столько, сколько существует система образования. И в разные века он решался по-разному. Например, форму для учеников лицеев ввели еще в 1834 году, а женскую – только на 63 года позже. Обязательную советскую школьную форму отменили в 1992, а чуть позже каждая школа стала выбирать свою. Переосмыслению места школьной формы в процессе образования мы в «Школе Сотрудничества» посвятили грандиозный праздник, свой 20-летий...

У нас тоже возникали мысли что-то предпринять, чтобы появилась возможность приобретать его в России.Муж в инете нашёл, что Сабрил не хотят использовать в России из-за его негативного воздействия на зрение. Ну что тут предпримешь? 10.10.2007 19:08:18, Мишаня.

Обсуждение

Света, здравствуйте!!!Я снова вам приведу то, что рассказал Айвазян нам.Сабрил в России был разрешён лет 5 назад.Но потом кто-то с кем-то что-то не поделил и препарат запретили.
У нас тоже возникали мысли что-то предпринять, чтобы появилась возможность приобретать его в России.Муж в инете нашёл, что Сабрил не хотят использовать в России из-за его негативного воздействия на зрение. Ну что тут предпримешь?

такое ощущение, что автомат отвечал, а не человек.

Но когда появляются дети, как им объяснить ситуацию? получать ответы на E-mail. показывать ссылки на изображения в виде картинок. Россия. Многоженство. Право жены на поло >.

Обсуждение

Если это действительно семья то против. Одно дело когда люди просто живут втроем, вчетвером и т.д. Одна моя подруга вообще с тремя сразу жила. Видели бы вы размеры её кастрюль и объемы стирки. Хотя в материально и физическом плане - идеальный вариант. Но когда появляются дети, как им объяснить ситуацию? Да и оформить это документально затруднительно, наше законодательство это не предуматривает. Все равно жена будет одна, а вторая просто сожительница. Если уж у мужика столько денег что он может обеспечивать две семьи, то не проще иметь людимую жену и помощницу по хозяйству. Если жена не будет затюкана бытом, то и в интимном плане её будет более чем достаточно.

Очень интересная тема, не могу прийти мимо8-). Если не секрет, а где вы живете? Неужели в СНГ где-то официально разрешили многоженство???
Я родилась и выросла в Казахстане, для своей семьи такой вариант не приемлю. Касательно высказываний о том, что "Мусульманских женщин к мысли о многоженстве с рождения приучают", не знаю такого не встречала. Сложно говорить о мусульманских республиках в целом, все таки не маленький регион, да и в пределах одной республики вариации огромные, кроме того разделение город/деревня, север/юг страны, насколько "обрусела" семья, как строго именно в данной семье придерживаются традиций - огромное множество факторов...
По многоженству могу сказать, что знаю семью где у мужа 2 жены, это дальние родственники со стороны мужа. Но они люди не нашего поколения, ровесники свекров. У них вроде все нормально, по словам моей свекрови жены дом работу не делили, только мл жена делала (токал называется), а за детьми ее ухаживала 1 жена. Они уже старики, дети называют 1 жену "большая/старшая" мама, кровную маму "белая" мама, она светлая казашка, скорее на татрку похожа.
И еще, насколько я знаю в Коране говориться, что нужно соблюдать определенные правила, те должна быть веская причина для 2 брака, согласие 1 жены, мужчина должен обеспечивать (!!!) всех своих жен и детей, никто из жен не должен быть обделен. Кроме того есть трактовки Корана где учат как истинный мусулманин должен относиться к своим родителям, жене/ам, детям...

Мне когда-то из инюрколлегии (я им посылала вопрос на эту тему) написали сначала то же самое (что нет у России с США договора, и что сделать ничего нельзя), а потом (через уже год, а то и больше - я и думать об этом забыла) вдруг прислали письмо, что вроде бы появляются у дела...

Обсуждение

Я тут делаю кое-какие исследования на сайте МИДа США, где говорится в частности и про алименты с лиц, уехавших за границу. Так вот, там написано, что США не имеет договора ни с одной страной, касающихся неплательщиков алиментов. Причина - многие страны не согласны с жесткостью американских законов. (хм, интересно...) К тому же, неплата алиментов не является криминалом, поэтому не может расследоваться Интерполом и международными правоохранительными органами. Единственное, что советуют делать - обращаться в местные органы, подавать иск в суд, и записывать, сколько недоплачено алиментов. А потом их взыскивать по возвращении неплательщика в страну. :(

В общем, ничего хорошего.

Ален, искать его надо. Хоть бы и по инету просто. Как правило, люди, живущие там, перечислены в телефонных книгах (или доплачивают за то, чтобы их не включали). Через знакомых. По какой визе он уехал? Если это студенческая (F, J) или рабочая (Н), что есть самые распространенные варианты легального перемещения, то все не проблема. Надо отыскать работодателя или университет и начать слать письма. Имея на руках, естессно, судебное решение о взыскании алиментов. То есть бить на сложности с визой. В посольство-консульство обращались? Они должны, думаю, помочь с выяснением, как именно он уехал. В розыск подали? На запрос милиции (полиции?) обязано, думаю, ответить консульство и выяснить, где он там.

Если он уехал по гостевой визе (В) типа в гости к приятелю и остался работать садовником нелегально, думаю, мазы никакой.

То есть алгоритм, мне кажется, получать решение по алиментам, поговорить с милицией или как там это называется, и в консульство. Имхо, в Эстонии будут разговаривать нежнее, чем в штатовском консульстве в Москве.

(По инструкции - они одинаково ужасно на печень действуют) 6 На какой дозировке депакина становится понятно,что он хоть чуть помогает? Соответственно и про суксилеп тоже. Приступы у нас пока только миоклонии с падениями, но, похоже, могут появиться и другие.

Обсуждение

А мы депакин пьем 2 года с хвостиком. Печень он действительно садит, но ее надо поддерживать. Я знаю есть детки, которым 30 мг/кг достаточно, а есть и 70. Мы пьем по 60 мг/кг. Мухин еще любит Сабрил, не предлагал Вам? принимая депакин, необходимо смотреть концентрацию его в крови (Инвитро, делает, например). Опять же концентрация не всегда дает точную картину, поэтому важна и реакция ребенка, вам как маме виднее всего будет. Для информации: врачи НИИ Педиатрии на Талдомской считают концентрацию депакина ерундой.

Обсуждение

Совет 2
Контрастный

Постарайтесь внимательнейшим образом отнестись к каждому действию, которое совершает ваш благоверный, сидя перед мерцающим экраном. Непременно оказывайтесь рядом при каждом коннекте. Заранее составьте длинный список идиотских вопросов, которые должны вызывать горячее желание придушить вас голыми руками - чтобы больше над ними не мучилась. Постоянно говорите о своей мечте стать такой же умной и просвещенной, как некоторые, но соблюдайте меру: если вас-таки настигнет слабый проблеск понимания чего-либо, рекомендуется немедленно впасть в детство и начать искать на клавиатуре Any Key. Не умолкайте ни на секунду, доводите ситуацию до абсурда - делать, так по-большому! В качестве контрастной терапии при малейших признаках выздоровления, как то: попытка сбежать от вас и компьютера вместе со стулом, беспричинные крики и повышенная раздражительность - немедленно меняйте тактику. Становитесь ласковой, умной, всепонимающей, нежной - короче, будьте самой собой. В конце концов он вынужден будет катапультироваться на плюшевую поверхность своего четвероногого друга-дивана. А вас ведь не надо учить, что делать, чтобы он там и оставался?

Совет 3
Имени грубой силы

Применяется в клинических случаях, практически не дает сбоев. Прост, как все гениальное. Быстро продайте компьютер вместе с доступом в Интернет и регулярно конфискуйте появляющуюся наличность из карманов, кошелька и бухгалтерии по месту работы. Бунты и революции подавляйте в зародыше по примеру вождей пролетариата: а) первым делом захватить коммуникации; б) раздать водку. Получилось? А теперь начинайте копить появившиеся средства на ту пумпочку, о которой вы так давно мечтали.


У школьной формы в России очень богатая история.

В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834 году и, тогда же был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института (института благородных девиц, как его называли), предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый или кофейный, 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.


До 1917 года форма гимназистов была привилегированной одеждой, т.к. учились в гимназиях дети не бедные.
Такая форма была предметом гордости и носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома,а также во время торжеств. В 1836 году даже появился свод правил, касающихся цвета и фасона.Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.




Однако после революции, в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы, как пережиток буржуазного прошлого, а фактически из-за бедности населения,
так как в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной I мировой войной, революцией и гражданской войной.


Вновь школьная форма появляется лишь в 1948 году, в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма, причем по всем параметрам она напоминала ту, буржуазную.




У девочек это темно-коричневых шерстяные платьях и черные передники, в праздничные дни фартуки заменялись на белые. На платьях в виде украшения предполагались белые воротники и манжеты.
А у мальчиков форма состояла из серых военных гимнастерок и брюк.



В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.




Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.




Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом. Девочки обязательно носили косы с бантами.



Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор менялся каждое десятилетие. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. Мальчики обычно носили синие брюки и куртки, девочки - коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты).



В 1970 году в уставе средней образовательной школы школьная форма существовала как обязательная.
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.



В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.


У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.




Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться.

В 1984 году появилась новая форма для старшеклассниц, это был костюм-тройка синего цвета, который состоял из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Сочетать эти вещи можно была в нескольких вариациях. Советские старшеклассницы гордо носили блузки с этим «чудо» костюмом, но это был уже прорыв и первые попытки выглядеть моднее.
У мальчиков синие брюки и куртка преобразовались в костюм того же цвета.



А в некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».


Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.




Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.



Постепенно к 1990 году школьная форма претерпела изменения и стала чуть более свободной, а в 1992 году решением Правительства России школьная форма была вовсе отменена с введением нового Закона об образовании.
На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей, а также нет единого стандарта школьной формы.



ШКОЛЬНАЯ ФОРМА РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная.
В большинстве же европейских стран также, как и в России, нет единой формы,но всё ограничивается достаточно строгим стилем.

В Соединенном Королевстве ВЕЛИКОБРИТАНИИ школьная форма введена еще издавна почти во всех школах, она максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.




В некоторых заведениях с длинной историей и громким именем существует строгий регламент.






Например, разрешена форма только одного производителя.
Блузки должны быть с пуговицами. Брюки на уровне талии.
С рубашкой обязательно должен быть галстук. Никаких головных уборов.
Ремень может быть только черный или коричневый кожаный.
Мальчики не могут носить сережки и так далее.

Во ФРАНЦИИ единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г., а в Польше – до 1988 года.



В БЕЛЬГИИ школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.


Школьники в ИТАЛИИ.



В АВСТРАЛИИ


В ГЕРМАНИИ нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке.




Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы - они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

В КИТАЕ

На КУБЕ форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.



В США и КАНАДЕ существует школьная форма во многих частных школах.




В государственных школах единой формы нет, хотя каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ - коммунистический островок.

Школьники УЗБЕКИСТАНА

Для большинства средних и старших школ ЯПОНИИ школьная форма считается обязательной.




В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много.




Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - «матросский костюм».






К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.




Школьная форма - чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек - является копией британской военно-морской формы начала XIX века.



Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и в России, остается открытым. Конечно же школьная форма прививает у учеников чувство причастности к одному большому коллективу, одной команде.
И всё же у школьной формы есть как сторонники, так и противники.



АРГУМЕНТЫ ЗА
Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.



АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ
Форма - элемент уравнительного воспитания и обучения.
В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
Форма, предложенная исходя из доступности цены, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов.


Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против школьной формы. Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, уповая на то, что школьная форма:


1. Дисциплинирует учеников (деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности).
2. Сглаживает социальные различия между учениками.
3. Помогает держать дистанцию между учениками и учителем.
4. Позволяет отследить в школе «чужаков».
5. Не позволяет подросткам одеваться вызывающе.

Я лично одевала форму почти до окончания школы. Конечно она навевает ностальгию. Украшением девичьей формы были фартуки, бантики и кружевные воротнички.




Тут уж можно было дать волю фантазии.

Поздравляю всех учеников, их родителей и учителей с Днём знаний!