Что такое спиральная динамика. Спиральная динамика Грейвза

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Спиральная динамика

Клер Грейвз использовал термин "двойной спирали" т.к. считал, что таким способом можно наиболее наглядно продемонстрировать динамику развития системы. Большинство его графиков подразумеваются в форме спирали, каждый виток которой является потоком от одной субъективной реальности к следующей. Но Клер Грейвз не был художником, поэтому он не смог схематически представить свою модель.

Люди, организации и целые сообщества в движении по спиральным траекториям к своему будущему, трансформируют свои приоритеты, ценности и свое существование в соответствии с динамикой развития. Вне зависимости от того, на каком витке спирали находится человек или группа людей, для каждого из них существует свое будущее и основной вопрос в следующем: какова перспектива их развития?

В подходе Клера Грейвза , для того, чтобы понять "что это за человек (организация)" и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: "как этот человек думает о реальности, в которой он находится?"

Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.

Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов – информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине. Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов - неких психических "магнитов", которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.

Первый ярус

БЕЖЕВЫЙ (A-N)

  • Характеризуется : выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;
  • Условия для жизни : выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.

ПУРПУРНЫЙ (B-O)

  • Характеризуется : безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии – слияния и баланса с природой;
  • Условия для жизни : безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.

КРАСНЫЙ (C-P)

  • Характеризуется : силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
  • Условия для жизни : сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль

СИНИЙ (D-Q)

  • Характеризуется : наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;
  • Условия для жизни : стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;

ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)

  • Характеризуется : компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;
  • Условия для жизни : возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;

ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)

  • Характеризуется : чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;
  • Условия для жизни : гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;

Второй ярус

ЖЕЛТЫЙ (A"-N")

  • Характеризуется : существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия, связанностью;
  • Условия для жизни : независимость, ценность индивидуальности, восстановление (возрождение) живых систем, знание;

БИРЮЗОВЫЙ (B"-O")

  • Характеризуется : глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией жизненной активности и усилий;

Движения и остановки в процессе спиральной эволюции могут происходить в любом из направлений – или вверх, или вниз – это отражение взаимодействия жизненных условий (внешние-условия) которые объединяют историческое время, в котором находится система (человек), физическое место, психо-социальные жизненные проблемы и социо-экономическую обстановку, а так же Ценностные Мимы, разделяемые индивидуальным или коллективным разумом (внутренние-состояния). В целом эволюция это очень тонкий и комплексный процесс.

Любая система (человек) стремится к более сложной организации, тем не менее никто не дает гарантий, что она так же не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Все "реальные" (субъективные) миры каждого человека существуют параллельно, иногда они сталкиваются в конфликте, иногда сливаются в одно – этот процесс и есть Спиральная Динамика.

Развитие Модели в России

В России теория популяризируется командой Российского Института Спиральной Динамики, а так же консультантами Мариной Пуха, Евдокимовым Петром, Алексеем Каптеревым, Анатолием Баляевым и др.

Ссылки

  • Видеозапись презентации Алексея Каптерева по Спиральной Динамике, сделанной в Институте Неокода.
  • Видеозапись лекции Алексея Каптерева по спиральной динамике, прочитанной в ГУ-ВШЭ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Спиральная динамика" в других словарях:

    Динамика - (Dynamics) Содержание Содержание 1. в разных науках В физике В астрономии В науках о Земле В биологии В технике В музыке 2. Динамика в физике 3. Ряды динамики 4. Газовая динамика Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение… … Энциклопедия инвестора

    спиральная устойчивость Энциклопедия «Авиация»

    спиральная устойчивость - спиральная устойчивость — стремление летательного аппарата уменьшить угол крена до нуля без вмешательства лётчика. С. у. — составная часть боковой устойчивости — определяется малым действительным корнем (так называемым спиральным… … Энциклопедия «Авиация»

    В физике, Модифицированная ньютоновская динамика (MOND) гипотеза, предлагающая изменение в законе тяготения Ньютона, объясняющее вращение галактик. Когда постоянная скорость обращения галактик была впервые обнаружена, это было неожиданно,… … Википедия

    Область астрономии, изучающая строение, устойчивость и эволюцию звёздных систем. Осн. объектами изучения 3. д. являются шаровые и рассеянные звёздные скопления внутри галактик, галактики в целом, а также скопления галактик.3. д. зародилась в нач … Физическая энциклопедия

    - (англ. Don Beck) американский бизнес консультант и один из создателей интегральной спиральной динамики. В 80 х Дон Бек свыше 60 раз посещал Южною Африку, с целью оказания влияния на политических руководителей, промышленников и религиозных лидеров … Википедия

    Такая система моделей, паттернов и инструментов, которую человек построил для себя, с целью сделать жизнь намного проще в своем восприятия (при этом, не ухудшая её качества). Главное в Life management прозрачность (автоматизм) и простота… … Википедия

    Интегральный подход Интегральные мыслители: Кен Уилбер Жан Гебсер Шри Ауробиндо Клэр Грейвз Эрвин Ласло Джордж Леонард Майкл Мёрфи Уильям Ирвин Томпсон Харидас Чаудури Георг Фейерштейн Интегральные области: Интегральное искусство Интегральное… … Википедия

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.

Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).

Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.

Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека – общество, а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.

Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.

В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс*, а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества**. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.


1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.


2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.


3) Красный – эгоцентричное, силовое.

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.


4) Синий – абсолютистское, священное.

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.


5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.


6) Зеленый – социоцентрическое.

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.


7) Желтый – системное, интегрирующее.

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.


8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный – на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне. Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.

Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.

По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.

Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».

Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.

Алексей Каптерев

Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 40 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.

С уважением,

Доктор Ицхак Калдерон Адизес,

основатель и СЕО Института Адизеса

Доктор Адизес из Института Адизеса и доктор Бек из «Спиральной динамики» впервые встретились более 20-ти лет назад на мероприятии Организации молодых президентов (Young Presidents Organization - YPO) в Аризоне.

С тех пор Институт Адизеса и группа компаний «Спиральная динамика» сотрудничали и внесли свой вклад в разработку методологий друг друга. По случаю выхода последней книги доктора Бека «Спиральная динамика в действии: Мастер-код человечества» («Spiral Dynamics in Action, Humanity’s Master Code») маг спирали Даррелл Гудден взял интервью у обоих лидеров и идейных мыслителей, чтобы помочь пролить свет на то, как возникло это сотрудничество. Ниже вы можете прочитать отрывки из этой беседы.

Доктор Гудден: Доктор Адизес, каким было ваше первое впечатление от спиральной динамики, как вы пришли к пониманию ее ценности?

Доктор Адизес: Когда я слушал доклад доктора Бека о спиральной динамике и узнал о типологии систем ценностей Клэра Грейвза, я увидел всю силу, которая за этим стоит, и это произвело на меня большое впечатление. Я не знал, как эти знания применить до тех пор, пока в процессе работы с одной компанией у меня не возникли сложности, и я не знал, по какой причине это произошло. Потом меня осенило, что я хотел внести немного красной культуры, красной системы ценностей, потому что компания застряла на месте, и ей необходимо было продвинуться вперед. Но компания и ее основатели имели «зеленую» систему ценностей, по этой причине у меня с ними возникло много противоречий.

Именно тогда я решил, что каждый сотрудник Института Адизеса должен пройти обучение по спиральной динамике. Без спиральной динамики у нас, в самом деле, нет инструментов для полного понимания компании с точки зрения ценностей. И если вы хотите по-настоящему понять компанию и сделать так, чтобы она перешла с одного этапа на другой, т.е. на самом деле изменить ценности, необходимо лучше разбираться в спиральной динамике. Таким образом, это – именно тот момент, когда я начал осознавать, что нам это действительно нужно. Сегодня все сотрудники Института Адизеса оперируют понятиями цветов в спиральной динамике, и мы адаптируемся к тому, как мы ведем себя с нашими клиентами, исходя из их ценностей.

Я вам могу сказать, что это без всяких сомнений повлияло на нашу работу. Я даже добавил концепцию ценностей в некоторые из наших инструментов с тем, чтобы мы могли напрямую обратиться к спирали в нашей работе. Таким образом, мы гарантируем, что мы не пренебрегаем ценностями. Так, спиральная динамика оказала непосредственное влияние на методологию Адизеса.

И когда я понял, что эта была та область, в которой мы были слабыми, я внес изменения, чтобы мы могли лучше понимать потребности клиентов. Мы добавили систему ценностей в процесс диагностики. Теперь, понимая, где находится клиент на спирали, мы можем адаптироваться и изменить свое поведение по отношению к нему. Это был очень важный вклад, и сегодня, всякий раз, когда возникает такая необходимость, наши консультанты могут общаться с точки зрения ценностей благодаря обучению спиральной динамики у доктора Бека.

Доктор Гудден: Доктор Бек, что из методологии Адизеса вы находите полезным в своей практике?

Доктор Бек: (что расшифровывается как объединенные полномочия, власть и влияние) и является чрезвычайно важным аспектом нашей системы, и, конечно, CAPI – это целая система, которая дает представление развития системы в течение жизненного цикла до . Так, благодаря тому, что доктор Адизес много-много лет назад собрал воедино огромное количество литературы, мы подошли к началу процесса, это позволило нам понять направление и траекторию, поэтому я был настолько потрясен. У Адизеса есть конкретный практический подход «без воды». Он дает понимание изменений. И это то, что мне нравится в методологии.

В течение семи лет я вел спортивную колонку Далласских Утренних Новостей, и я написал около семи разных статей об этапах жизненного цикла по Адизесу. Поскольку Национальная футбольная лига переживала период забастовки и не понимала, почему это происходит, мне довелось объяснить модель жизненного цикла футбольным тренерам. Так, мои спортивные поклонники были полны инсайтов доктора Адизеса.

Доктор Гудден: Доктор Бек, не могли бы вы рассказать нам о своей новой книге «Спиральная динамика в действии: Мастер-код человечества», что побудило вас ее написать?

Доктор Бек: Издатель моей первоначальной книги по спиральной динамике позвонил мне и сказал: «Мы хотим продолжение книги». Несмотря на то, что я не хотел возиться с первой книгой, я и правда думал, что мне есть о чем написать: написать практическое руководство с реальными историями и реальными примерами людей. Издатель одобрил эту идею, и я нашел для нее источник финансирования. Так я мог позволить себе написать ее. Когда вышла эта книга, я действительно осмыслил сочетание спиралей и этапов жизненного цикла. И по этой причине я назвал ее «Мастер-код человечества».

Доктор Гудден: Насколько мне известно, вы включили в эту книгу главу о методологии Адизеса. Можете рассказать нам больше о том, почему вы сделали это?

Доктор Бек: Я стал использовать термин «мастер-код», в «Спиральной динамике в действии», мастер-код человеческого общества, потому что я хотел изложить полную картину того, как решать проблемы в больших масштабах, и методология Адизеса является частью этой большой картины. Адизес является частью мастер-кода, потому что он обеспечивает процесс изменений в ходе циклов и уровней зрелости. Это – часть мастер-кода.

Доктор Гудден: Доктор Адизес, что-нибудь скажите напоследок.

Доктор Адизес: Я очень рад тому, что у нас состоялась эта беседа, потому что доктор Бек и я знакомы как минимум 20 лет, и оба сделали карьеру, которая охватывает более 40 лет. Мы знакомы довольно давно. Я всегда весьма ценил его работу, его целеустремленность. Я очень счастлив.

Доктор Гудден: Доктор Бек, ваше заключительное слово.

Доктор Бек: Существует множество примеров того, что мы называем понятием "natural design" (прим. ред.: Под понятием "natural design" Эдвард Бек подразумевает, что переделывать людей под свою компанию и под свой стиль руководства - бессмысленная задача. Изначально необходимо понимать, какие именно люди будут справляться с поставленной задачей естественным для себя образом. Естественность является ключевым моментом. Люди эффективно делают только то, что не противоречит их образу восприятия действительности). Распределение власти и уважение к другим - я думаю, что миллениалы будут этого требовать. Нам придется заново переосмыслить многие наши процессы, поэтому одной из моих целей всегда была цель представить методологию Адизеса более широкой американской аудитории. Потому что я думаю, что пришло время сделать это. И одна из моих не таких уж и тайных целей - сыграть в этом роль. Мне приятно видеть, что происходит в Институте Адизеса, и я думаю, что наша совместная работа отразится на этом.

По материалам Д.Бека и К.Кована

Развивая концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, во второй половине прошлого века выдающийся психолог К.Грейвз, обработав огромное количество экспериментальных и статистических данных, сформулировал удивительную модель системы человеческих ценностей. Его работы были развиты Доном Беком и Кристофером Кованом, которые построили на их основе целое новое направление в социопсихологии, которую они назвали «миметика» или Спиральная Динамика.

В настоящее время Спиральная Динамика захватывает живой интерес не только ученых, но и политиков, бизнесменов, педагогов и др., которые находят ее удобным инструментом для анализа и решения многих практических задач, связанных с управлением и обучением. В России эта тема практически не знакома. Поэтому мы будем рады изложить здесь основные концепции Спиральной Динамики, приведя переложение на русский язык некоторых глав из книги Д.Е.Бека и К.К.Кована “ Spiral Dynamics – Mastering Values , Leadership , and Change ”. (www.spiraldynamics.org)

Основные характеристики мимов

Сначала мы опишем характеристики тех невидимых глубинных образов мышления (мимов), которые часто неосознаваемо влияют на людей. Затем мы заглянем в законы, правила и принципы, которые влияют на сдвиги, развитие и внутреннюю организацию в этих развивающихся способах бытия.

Мим проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.

Мимы обладают следующими качествами:

1. Мимы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: Мим содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, Как устроен мир.

Мимы формируют наши основные жизненные приоритеты, которые, в свою очередь, на более поверхностном уровне, влияют на наше поведение и решения. Внешне люди могут делать одно и то же, однако ими будут двигать совершенно различные мимы. Невозможно определить, какой мим в настоящий момент функционирует, только наблюдая поведение – что человек делает. Только поняв, почему человек делает или говорит определенные вещи, мы придем к миму. Недобросовестный тип может пытаться убедить вас, что он говорит, основываясь на очень чувствительном Зеленом миме, в основе которого – благо человека и социальные задачи, в то время как им могут двигать очень корыстные формы Оранжевого мима, который хочет заставить вас расплатиться, поддержав его «благотворительное» мероприятие.

Вот краткий обзор восьми базовых мимов, которые уже проявились к настоящему времени.

Мим Название Базовые мотивы
Бежевый Выживание Остаться в живых, благодаря физическим инстинктам
Фиолетовый Мистика Родственные связи и мистицизм в волшебном и опасном мире
Красный Власть Эгоистическая и эксплуататорская власть над собой, другими и природой
Синий Закон Абсолютная вера в единственно верный путь и покорность авторитету
Оранжевый Амбиции Стремление к лучшим возможностям для себя
Зеленый Взаимоотношения Благополучие людей и консенсус
Желтый Гибкость Гибкая адаптация к переменам благодаря системному видению
Бирюзовый Глобальность Внимание к глобальной динамике, и действиям на макро-уровне
Коралловый Развитие Глобальное развитие цивилизации

2. Мимы влияют на все выборы, которые мы совершаем по жизни . Мимы – это самоорганизующие сущности, которые проявляются в согласованных стереотипах, охватывающих буквально все сферы нашей жизни. Подобно могущественным вирусам, они могут прикрепляться к тем идеям, людям, объектам и организациям, которые позволяют им воспроизводить себя и излучать их базовые послания. Каждый содержит свои собственные концепции религии, политики, семейной жизни, образования, душевного спокойствия, работы и управления, социального устройства и законопорядка. Один и тот же мим может пронизывать и стадионы, и СМИ, и законодательные собрания, и офисы, и соборы и классные комнаты.

Мимы действуют подобно магнитным полям, которые связывают объекты или побуждают их отталкиваться. Расовые деления часто обуславливаются различиями мимов. Церкви раскалываются, когда в части их последователей пробуждаются новые мимы. Серьезные сдвиги мимов происходят в бизнесе, вызывая сильные пертурбации и потребность в реструктуризации. Современная эпидемия «разбитых семей» – в большей своей части производная смены мимов.

Хорошо утвердившийся мим будут окружать сильные и развитые структуры, и перед тем, как сможет придти и вырасти новый мим, часто могут потребоваться болезненные процессы их разрушения В таком состоянии находятся страны, переходящие от Марксизма к рыночной демократии, государственные структуры, переходящие к приватизации и диктатуры, находящиеся на гране теократии.

Мимы живут независимой жизнью. Они обладают способностью устраивать религиозные гонения, изучать космическое пространство, создавать угрозу нашему место обитания, или выступать за права человека. Никакая сила на земле не может остановить мим, чье время пришло – ни призывы СМИ, ни военная сила, ни резолюции ООН.

3. Мимы могут проявлять и здоровые и нездоровые качества. Сами по себе мимы не хорошие, не плохие, не здоровые, не нездоровые, не позитивные, не негативные. Например, один и тот же мим может проявляться в виде мистических откровений, фантазий в духе Диснея или ритуалов каннибализма. Мим, который направляет воображение и преданность миллионов на благородные дела и придает их жизням смыл и порядок, может обусловить других рамками военного фанатичного религиозного или этнического терроризма.

Здоровые мимы – это те, которые позволяют или даже способствуют позитивному выражению других мимов эволюционной сп ира ли, даже если те конкурируют с ними за влияние. Часто мимы становятся злокачественными, утрачивая внутреннюю систему регуляции, которая говорила бы им, когда следует перестать расти. Иногда мимы становятся ограниченными, замкнутыми и репрессивными, навязывая умонастроение чрезмерной опеки.

4. Мимы – это структуры мышления. Мим определяет, как люди мыслят или принимают решения, в отличие от того, во чем они убеждены или что ценят. Это «схемы», в рамках которых могут находиться разные «темы». Два апологета разных религий будут иметь одни и те же мимы. Это конфликт содержимого, нежели чем глубинных образов мышления. Другие примеры – это конфликты преступных группировок, соперничество между Республиканцами и Демократами или борьба руководством компании и профсоюзами.

Конфликты между мимами происходят, когда они пересекаются в ограниченном пространстве, физическом или концептуальном, – с тем завоевать влияние на одних и тех же людей. Например, конфликт между Оранжевыми, светскими западными ценностями и Синими идеологизированными восточными; противостояние технологического Оранжевого общества и Зеленого экологического движения; вторжение Оранжевой экспансивной цивилизации в Фиолетовую племенную жизнь американских индейцев.

5. Мимы могут разгораться и тускнеть по мере изменении условий жизни . Мимы обладают сильными кибернетическими способностями (воспринимать обратную связь и приспосабливаться) и имеют тенденцию сохранять свои глубинные образы мышления и распространять свое влияние на любой благодатной территории. У каждого есть регулятор, который позволяет ему усиливать или уменьшать свои проявления, под диктатом внутренних «ДНК» или меняющихся внешних условий жизни . Мимы – это не какие-то жесткие, неподвижные структуры. Они могут адаптироваться, менять интенсивность, точки приложения и поля деятельности, пронизывая, иногда со скоростью лесного пожара, целые сообщества, континенты и профессии.

Вчерашний Красный рецидивист становится Синим апологетом религиозного учения. Зеленый хиппи возвращается к Оранжевым прагматическим ценностям своих родителей. Синим нормам социалистической нравственности приходят Оранжевые ценности капиталистического общества.

Часто в различных подразделениях одной и той же компании действуют различные мимы, которые часто сталкиваются на общих совещаниях буквально по всяким пустякам. Возможно у вас есть друг, который проходит через болезненный сдвиг мимов в семейной или личной жизни. Сокращение часто приводит к сдвигу мимов, поскольку те, кто остаются в компании, испытывают чувство вины. Многие усилия по крупномасштабным переменам оканчиваются неудачей, поскольку они полностью игнорируют якоря мимов, которые вызывают сопротивление людей.

Однако что из себя представляет динамика, определяющая поведение соответствующих мимов? Есть ли здесь какие-то закономерности, или же это случайный результат независимых проявлений мимов? Посмотрите на следующие характеристики:

Бежевый . Если мышление автоматическое , то структуры – это свободные группы , а процессы – это выживание

Фиолетовый. Если мышление анимистическое , то структуры будут племенными , а процессы – круговая порука

Красный. Если мышление эгоцентрическое , то структуры будут империями , а процессы – эксплуататорскими .

Синий. Если мышление абсолютистское , то структуры будут п ира мидальными , а процессы – авторитарными

Оранжевый. Если мышление множественное , то структуры будут делегирующими , а процессы – стратегическими

Зеленый. Если мышление релятивистское , то структуры будут уравнительными , а процессы – консенсуальными

Желтый. Если мышление системное , то структуры будут интерактивными , а процессы – интегрирующими

Бирюзовый. Если мышление холистическое , то структуры будут глобальными , а процессы – экологическими