Где получить профессию «Логопед»? Профессия дефектолог.

На данный момент специалисты в сфере педагогики вновь становятся востребованными, и одним из самых популярных направлений является дефектология. Чем же занимается дефектолог? Он делает все возможное, чтобы подготовить к школе ребенка с отстающим физическим, речевым, психическим или умственным развитием. Таким детям нужна адаптация в обществе, и зачастую именно с помощью дефектолога удается добиться существенного прогресса.

Дефектология, в свою очередь, делится еще на несколько специальностей: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагоги специализируются на детях со слуховыми недостатками. олигофренопедагоги обучают детей с умственной отсталостью, специализация тифлопедагога – дети с ограниченными возможностями зрения. Логопеды же работают со всеми видами речевых нарушений и не специализируются на чем-то определенном.

У профессии дефектолога, как и у любой другой, имеются свои специфические плюсы и минусы. Стоит рассмотреть их подробнее.

Плюсы профессии

  • Короткий рабочий день – большинство дефектологов, работающих в бюджетных учреждениях, освобождаются уже через четыре часа, что позволяет с легкостью совмещать несколько профессиональных интересов или уделять больше времени себе и семье.
  • Большой отпуск : дефектологи могут позволить себе отдыхать почти все лето, ведь их отпуск длится целых 56 дней (это опять же касается бюджетных образовательных учреждений).
  • Социальная значимость профессии : педагоги помогают детям даже с самыми тяжелыми нарушениями встать на ноги и стать если не полноценным, то все же самостоятельным членом общества.
  • Огромное пространство для самореализации : существует великое множество самых разных методик преподавания, которые можно освоить с помощью семинаров и курсов. Особо креативные могут даже разработать свой собственный метод и пользоваться им.
  • Возможность вести частную практику : многие родители готовы отдавать немаленькие деньги за индивидуальные занятия с их ребенком. Достаточно набрать клиентуру, и тогда можно забыть о финансовом неблагополучии, ведь довольные результатом родители обязательно посоветуют знакомым хорошего специалиста.

Минусы профессии

  • Зачастую приходится работать с очень сложными детьми – в дефектологе нуждаются ребята с крайне тяжелыми отклонениями. К этому нужно быть готовым, иначе увиденное может повергнуть в шок.
  • К сожалению, в детских садах услуги логопеда-дефектолога не слишком хорошо оплачиваются – средняя заработная плата варьируется от 15000 до 35000. Однако если помнить о коротком рабочем дне, это кажется довольно справедливым.
  • Конкуренция довольно большая , ведь опытные специалисты могут оставаться таковыми до весьма преклонного возраста, а молодым кадрам нужно постараться, чтобы найти свое место под солнцем.
  • Очень часто оказывается так, что занятия не влекут за собой совершенно никакого эффекта. Это может подорвать профессиональную уверенность в себе. Нужно понять, что все дети абсолютно разные, и то, что одному удается с легкостью, другой может так и не усвоить. Разумеется, задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы ребенок смог говорить, читать и писать, но успеха можно добиваться годами.

Какими качествами должен обладать дефектолог?

Для каждой профессии необходим определенный набор личных качеств, которыми обязательно должен обладать ее представитель. Ниже представлено несколько советов, которые помогут стать по-настоящему отличным специалистом и завоевать сердца клиентов

  1. Как и любой другой педагог, дефектолог должен любить детей всем сердцем, чувствовать и понимать их. Вряд ли без этого что-то получится, работа будет только в тягость.
  2. Стрессоустойчивость поможет не отчаиваться в трудных ситуациях и всегда смотреть на вещи позитивно.
  3. При работе с больными детьми очень важно иметь сострадание и терпение, ведь они совсем не виноваты в своей необучаемости. С другой стороны, такие детки отличаются преданностью и добросердечностью. При ласковом отношении они чаще всего отвечают тем же.
  4. Внимательность очень важна при работе с детьми. Дефектолог должен найти подход к каждому ребенку, найти с ним точку соприкосновения, узнать как можно больше о его характере и интересах.
  5. Отзывчивость также имеет большое значение. Ребенок должен чувствовать, что он важен, что педагог правда заботится о нем и хочет помочь ему, а не просто механически выполняет свою работу.
  6. Тактичность при работе со сложными детьми просто необходима. Ни в коем случае нельзя позволять себе сказать что-то лишнее, сделать акцент на физическом недостатке ребенка или прокомментировать его внешний вид. Это кого угодно может обидеть, а для детей с нарушениями психики подобное поведение может стать большим ударом.

Где еще можно работать

Несмотря на все минусы, в педагогических вузах данная специальность пользуется популярностью, что всё же говорит о ее востребованности. Работу в детском саду или коррекционной школе молодой специалист найдет в любом случае, но вот еще несколько вариантов трудоустройства:

  1. Проблемы с речью есть не только у детей. К логопеду-дефектологу могут обратиться люди с нарушениями дикции, пережившие инсульт и другие повреждения.
  2. С образованием дефектолога также можно работать сиделкой, няней для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Многие педагоги на лето устраиваются вожатыми в детские лагеря. Это отличная возможность заработать, при этом не увольняясь со своей основной работы.

Дефектолог – не самая легкая и беспроблемная профессия, однако она может стать истинным призванием для тех, кто любит детей, хочет сделать мир немного лучше и не боится трудностей. На данный момент все больше молодых людей выбирают именно эту специальность для изучения в университете, что не может не радовать, ведь детей с нарушениями развития все еще много, и только дефектологи могут действительно им помочь.

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.

В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Петерб. уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. психоневрологич. ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. дет. саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.

В первые годы сов. власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А. С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребёнка (впоследствии объединён с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. отделение, в 1934 - ф-т).

На 1-м Всерос. съезде по борьбе с дет. дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза: при Нарком-здраве - Гос. ин-т дефективного ребёнка (1920), при Наркомпросе - Пед. ин-т дет. дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошёл во 2-й МГУ как дефектологич. отделение пед. ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ. В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. школ; на его базе основан Моск. гос. пед. дефектологич. ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине: открыто меди-ко-пед. отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. образования. Видную в организации Д. о. в СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.

В системе и содержании высш. Д. о. в РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. отраслям дефектологии. В 1939 введён (впервые - в МГПДИ) двойной профиль обучения: выпускники помимо дефектологич. специальности получали право преподавать один из уч. предметов в массовой школе. В послевоен. годы было пересмотрено содержание спец. подготовки дефектологов. В . 50-х гг. в уч. планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. цикла, увеличен срок пед. практики в спец. уч.-воспитат. учреждениях; углублялась психолого-пед. направленность обучения. В 70-е гг. расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. учреждений.

С учётом потребностей спец. учреждений в пед. кадрах Д. о. осуществляется по 4 специальностям (по осн. отраслям дефектологии). Доп. специализация проводится по уч. предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. работы с аномальными детьми (нач. , дошк. ) и по психологии. Срок обучения на дефектологич. ф-тах и отделениях 5-6 лет; разработана (1985) квалификац. характеристика учителя по специальности « ».

Д. о. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики; общая патология человека; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения; психопатология дет. возраста; основы невропатологии; клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. психологии - умственно отсталого ребёнка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. педагогики) дисциплин.

Студенты овладевают спец. методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву. Особое место отводится филол. подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. и коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми; мимико-жесто-вая и дактилология, методика пред-метно-практич. обучения; техника формирования речи у глухих; ; тифлография и ; система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли . Студенты проходят практику в спец. учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват. усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. науч. конференции по дефектологии.

В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации Д. о. осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924; здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. ин-тах: МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. специализации имелись в пед. ин-тах Украины (Киевском, 1939; Славянском, 1966; Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976; Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишинёвском, 1970). Подготовка дефектологов ведётся (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. студентов, в т. ч. на дневных отделениях - св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс.; на 1-й курс приём составлял св. 2,8 тыс. чел.; выпуск - св. 2,5 тыс. чел., в т. ч. с дневных отделений - св. 1 тыс. чел.

В Рос. пед. ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишинёвском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. пед. ин-тах ведётся подготовка дефектологов в сокращённые сроки (3-4 года); в 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. пед. образованием, имеющие стаж работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.

К нач. 90-х гг. результативность работы мн. дефектологич. ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. уч.-воспитат. учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. развития, последствиями полиомиелита и дет. церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. дисциплин Д. о., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк. воспитанием и обучением аномальных детей.

Дефектологич. ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. ф-тов пед. вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. кафедрами. На нек-рых дефектологич. ф-тах имеется .

Лит.: Развитие спец. обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973; Вопросы подготовки дефектологич. кадров, Шяуляй, 1975; Сов. дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M.; Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. процесса в пед. ин-те. Метод. рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182-204; Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми983; Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми984; Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

    Система подготовки специалистов общего (дошкольного, нач, базового и среднего) образования. К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразоват.дисциплин проф. у ч заведений, пед.персонал учреждений дополнительного образования …

    Поволжская государственная социально-гуманитарная академия - (ПГСГА) М … Википедия

    - (далее КГПИ) является государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Полномочия учредителя КГПИ осуществляет Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Коми… … Википедия

    Предназначены для детей и подростков с различными аномалиями в психофизическом развитии (см. в ст. Аномальные дети). В дорев. России С. у. в. у. создавались, как правило, на благотворит, началах и только для детей с резко выраженными дефектами… … Российская педагогическая энциклопедия

    Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова - Международное название Chuvash State University … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Славянский на Кубани государственный педагогический институт. Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кубанский… … Википедия

    ДЕФЕКТИВНОСТЬ - (от лат. defectus недостаточность), термин, применяемый в невропатологии и психиатрии гл. обр. по отношению к детям, т. к. большинство видов Д. относится к прирожденным, конституциональным формам или к формам, приобретенным в самом раннем детстве … Большая медицинская энциклопедия

    Логопедическая помощь - I Логопедическая помощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) вид медико педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии,… … Медицинская энциклопедия

    Граборов - Граборов, Алексей Николаевич Граборов, Алексей Николаевич (1885 1949) – русский олигофренопедагог. Граборов, Алексей Николаевич Дата рождения: 1885 год(1885) Место рождения: Почеп, Черниговская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

    Граборов, Алексей Николаевич - Дата рождения: 1885 год(1885) Место рождения: Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния, Российская империя Дата смерти: 1949 год … Википедия

Книги

  • Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Учебно-методическое пособие. Часть 1 , Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна. Программно-методические материалы соответствуют требованиям ФГОС НОО для детей с ОВЗ к учебно-методическому обеспечению программы коррекционной работы как раздела адаптированной основной…

Подскажите, пожалуйста, где можно выучиться на логопеда ?

В любом педагогическом ВУЗе.

Ну, не в любом, конечно, педагогическом ВУЗе. Лучше учится в государственном высшем учебном заведении. Причем в идеале получать специальность логопеда в каком-либо известном университете, чтобы потом уверенно себя чувствовать при поиске работы.

На базе институтов существуют и вечерние, и заочные формы обучения. Сроки обучения разные — это может быть 2-3-4 года.

Но заочное обучение, по мнению многих, увы, не даёт такую базу знаний, как очное, и в большей степени предполагает самообразование.

Какие нужно сдавать экзамены, чтобы выучиться на логопеда?

Предметы, которые сдаются при поступлении на дефектологический факультет — сочинение; русский+ литература устно; биология (анатомия и общая биология); собеседование.

А что будет на собеседовании? Какие вопросы задавать будут ?

Как правило, вы должны будете суметь четко обосновать ваше стремление получить именно эту специальность. Комиссия получит представление о вашей склонности к педагогической профессии. Так же на собеседовании обязательно обращается внимание на вашу речь, не имеете ли вы сами дефектов звукопроизношения. Если у вас все в порядке с речью и вы хорошо сдали экзамены, собеседование не должно вас волновать.

Какие ВУЗы готовят логопедов?

  • МПГУ (бывший им. Ленина)
  • МГГУ (бывш. МГОПУ) им. Шолохова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

  • РГПУ им. Герцена,
  • ИСПиП им. Рауля Валленберга
  • Ленинградский Государственный Университет им. А. С. Пушкина

М ожно ли стать логопедом после курсов?

Если вы закончите курсы, не имея высшего педагогического образования, то работать официально логопедом вы не сможите, так как право на ведение данного вида деятельности дает только полноценное высшее образование. Ведь на курсах логопедов многие важные дисциплины не преподаются.

У меня уже есть высшее образование. Могу ли получить специальность «логопед», как второе высшее?

При наличии высшего образования (если не хочется идти на 3-4 года заочного обучения) есть ГОДИЧНЫЕ курсы по подготовке логопедов, дефектологов.

В Санкт-Петербурге — в институте Валленберга, в Москве — в МГГУ им. Шолохова.

На базе Московского государственного педагогического университета тоже есть факультет переподготовки специалистов. Готовят учителей-сурдопедагогов, учителей-логопедов и учителей, работающих с умственно-отсталыми детьми (олигофренопедагогов). Срок обучения — один год. На базе высшего педагогического образования вы получаете второе высшее образование. Иногородним предоставляется общежитие. По месту вашей работы, как правило, сохраняется место и выплачивается заработная плата.

А сколько длятся курсы переподготовки?

Как правило, 1000 часов.

«Профессиональная переподготовка по программе «ЛОГОПЕДИЯ» представляет собой дополнительное профессиональное образование, рассчитанное на людей, уже имеющих среднее или высшее педагогическое, психологическое или медицинское образование. Данная форма обучения разработана в Минобразования РФ в качестве удобного, недорого и быстрого способа получить второе образование и освоить новую специальность. Этим данная форма обучения выгодно отличается от второго высшего образования, так как рассчитана на более короткий срок обучения, значительно дешевле, насыщена только специальными предметами и максимально приближена к практике.

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области логопедии, профессионально владеющих научно-исследовательскими методами работы.»

А есть ли колледжи, готовящие логопедов?

Можно поступить в педагогический колледж после 9 класса, а после него в ВУЗ.
Некоторые педагогические колледжи готовят коррекционных педагогов. Но отдельной специальности «логопедия» в педагогических колледжах нет.

В современном мире есть масса профессий, которые направлены на оказание помощи людям: спасатели, медики, работники социальных служб. Сегодня мы поговорим о профессии дефектолог, представители которой занимаются с детьми, имеющими отклонения от нормального физического и психологического развития.

Именно эти специалисты дают шанс аномальным детям социализироваться в обществе и изменить судьбу в лучшую сторону.

Чем занимается дефектолог

Чем занимается и что делает дефектолог? Специалистов принято разделять на две категории: тех, кто обучает и воспитывает детей с психологическими отклонениями и тех, кто работает в области коррекционной педагогики.

Дефектология как наука появилась относительно недавно. В этом нет ничего удивительного, ведь раньше аномальных детей никто не лечил, от них попросту избавлялись. В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детишками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.

За последние 20 лет дефектология получила дополнительный импульс к развитию. Начав свое развитие в качестве теоретической дисциплины, она превратилась в практическую концепцию, направленную на внедрение эффективных методов лечения врожденных и приобретенных дефектов.

Работа с детьми требует от специалиста определенных качеств. Среди них:

  • терпение;
  • стрессоустойчивость;
  • отличная память;
  • дружелюбие;
  • развитая способность к сопереживанию.

Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физически и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.

Занятия со специалистом длятся согласно разработанного плана в течении определенного времени. Когда пробелы в знаниях заполнены, занятия прекращаются.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Преимущества:

  • социально важная профессия. Специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • возможность совмещать работу и частную практику.

Недостатки:

  • психологически сложная работа. Специалист подвержен риску переутомления, проявлений депрессии;
  • скромная оплата труда в госучреждениях.

Зарплата дефектолога

Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:

Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.

Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.

Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

Вступительные экзамены: русский язык и биология.
Это обязательные дисциплины. Третьим экзаменом могут быть математика или обществоведение (на усмотрение вуза). Информацию об экзаменационных предметах рекомендуется уточнять в приемной комиссии (ректорате) учебного заведения заблаговременно.

Специальность дефектология возникла на стыке медицины, психологии и педагогики. Накопление знаний о человеке и его способностях объективно подготовило появление этой сравнительно молодой дисциплины.
Значение дефектологии и ее роли в формировании человеческой личности в последнее время справедливо признается обществом, ведь дефектолог призван раскрыть уникальный потенциал детей с отклонениями в развитии и их максимальной социализации.

О специальности

Наиболее распространенный путь получения этой профессии - учеба в педагогическом вузе на профильном факультете. Сегодня дефектология имеет ряд самостоятельных специализаций. Мир стремительно меняется, и если раньше эта специальность была своего рода ответвлением педагогики и психологии, то сегодня дефектология - вполне самодостаточная и солидная специальность. Тем более, что российские традиции в дефектологии давно нашли признание ученого сообщества на Западе.

Например, логопед работает с нарушениями речи детей и взрослых, сурдопедагог проводит обучение при недостатках (отсутствии) слуха, тифлопедагог занимается нарушениями зрения, олигофренопедагог проводит адаптационную работу с детьми, имеющими нарушения умственного развития и т.д.

Сроки и формы обучения

Обучение премудростям дефектологии в высшем учебном заведении может быть очным и заочным (4 и 5 лет соответственно). Возможен вариант ускоренного обучения, если абитуриент имеет высшее или среднее специализированное образование.

Социальная значимость профессии

Цель работы дефектолога - помочь ребенку с отклонениями интеллектуального или психофизического характера максимально социализироваться в обществе, раскрыть свои потенциальные способности, приобщится к окружающему миру и ценностям.

Дефектолог одновременно является врачом, психологом и педагогом. Сегодня эта профессия востребована и пользуется уважением.

Во время учебы в вузе студенты овладевают методиками диагностики различных заболеваний и отклонений, получают знания по профильным дисциплинам, но главное - учатся ответственности, доброжелательности и настойчивости. Основное качество хорошего дефектолога - эмпатия, то есть способность сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого.

Примерная программа вузовского курса дефектологии

В процессе учебы студенты получают знания по целому ряду узкоспециальных дисциплин, например:

  • Психология (в т.ч. специальная);
  • Педагогика (в т.ч. специальная);
  • Правоведение;
  • Основы семейного права и прав инвалидов;
  • Психопатология;
  • Невропатология;
  • Логопедия;
  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена;
  • Психология детей с нарушениями интеллектуального развития и многие другие.

Студенты также глубоко изучают общеуниверситетские дисциплины: философию, культурологию, историю, политологию, социологию, экономику, иностранные языки и т.д.

Профессиональные и личные качества подготовленного дефектолога

Используя современные методики диагностики, дефектолог должен уметь правильно определить характер отклонения или заболевания у ребенка. На основании множества данных выстраивается система занятий и процедур по коррекции имеющихся дефектов развития.

Очень важны моральные и мировоззренческие качества педагога-дефектолога. Кроме высокого интеллекта, развитой интуиции и наблюдательности, он должен быть коммуникабельным, отзывчивым, терпеливым и эмоционально устойчивым.

Без постоянного повышения квалификации и анализа результатов своей работы нельзя стать толковым специалистом в дефектологии. И, конечно, нужно иметь склонность к педагогике, к работе с детьми, тем более теми, кто требует повышенного к себе внимания.

Место работы и возможности карьеры

Профессиональные педагоги-дефектологи сегодня действительно востребованы в обществе. Прежде всего, они заняты воспитанием и образованием людей с нарушениями развития. Получивший высшее профильное образование выпускник вуза будет желанным сотрудником в различных заведениях социальной защиты, образования и здравоохранения. Особенно повысился статус педагога-дефектолога с повышением внимания государства к детям-инвалидам.

Работа с людьми, имеющими различные отклонения в личностном развитии, в современном обществе признана нужной и уважаемой. Реабилитационные центры и школы-интернаты для детей получают должный материальный и социальный статус. На услуги профессионального дефектолога существует стабильно высокий спрос в частных детских садах и школах, где оплата труда на порядок выше государственного сектора. Те, кто считает дефектологию лишь незначительным «придатком» серьезных дисциплин ошибаются по причине невежества.

Людей, хорошо освоивших теорию и практику дефектологии, достигающих в своей работе успешных результатов, вполне можно отнести к высокооплачиваемой категории специалистов. Опытный коррекционный педагог, как правило, имеет широкую частную практику. В этой профессии вполне можно реализоваться и в научном качестве. Занятие наукой постепенно возрождает свое общественное признание. Сфера для научно-исследовательской деятельности в этой отрасли достаточна широка.