Краткое описание романа доктор живаго. Роман Пастернака "Доктор Живаго": анализ произведения

Борис Пастернак, лауреат нобелевской премии по литературе, и его произведение Доктор Живаго не нуждается в представлении. Всем рекомендую ознакомиться с данным произведением, а кто уже знаком, вспомнить по нашему краткому содержанию.

Когда Юрин дядя Николай Николаевич переехал в Петербург, о 10-летнем сиротке стали заботиться другие родственники – Громеко, часто принимающие интересных гостей в своем доме, и где «профессорская» атмосфера помогла развивать таланты мальчика.

Дочь Анны Ивановны и Александра Александровича Антонина стала ему преданным товарищем, а одноклассник Миша Гордон, учащийся вместе с ним в гимназии, — другом, поэтому Юре не приходилось страдать от одиночества.

Однажды Александр Александрович отправился по срочному вызову, где Амалия Карловна Гишар пыталась покончить с собой. Юрик и Мишка запросил с ним, и он согласился.

Пока мальчишки стояли в прихожей, выслушивая жалобы неудавшейся самоубийцы об ее подозрениях, толкнувших ее на суицид и оказавшихся просто ее воображением, — из другой комнаты показался мужчина, который разбудил девушку.

На его взгляды девушка подмигивала, как сообщница, довольная, что их тайну никто не узнал и все обошлось. В таком общении чувствовалось что-то пугающее, а герои были похожи на кукольника и марионетку. Сердце Юры сжималось, видя такое порабощение. Мишка рассказал Юре, что он видел этого мужчину раньше. Когда-то они с отцом вместе с ним оказались в одном поезде, и в пути мужчина спаивал папу Юры, который после этого выбросился на рельсы.

Девушка оказалась дочкой мадам Гишар. Лара училась в гимназии. В 16 лет она выглядела 18-летней, и ей не нравилось быть ребенком. И это усилилось, когда она начала уступать ухаживаниям Комаровского, который был другом и советником в делах при ее маме. Он подчинил ее, став ее кошмаром.

Спустя годы, став студентом медучилища, Юрий Живаго снова встретил Лару при странных обстоятельствах.

Перед Рождеством Юра и Тоня Громеко отправились на елку к Свентицким, их путь лежал по Камергерскому переулку. Недавно сильно и долго болеющая Анна Ивановна взяла их руки, и, соединив их, сказала, что они должны быть вместе. Тоня хорошо понимала его и была очень близка. В эту минуту она поняла его настроение и не хотела мешать восхищаться светящимися окнами, в 1-м из которых была видна черная проталина с просвечивающим сквозь нее огнем свечи, направленным на улицу сознательным взглядом. В это время были рождены строки: «Свеча горела на столе…»

Он не знал, что Лара в это время за окном говорила Антипову Паше, который с детства обожал ее, что для ее спасения от гибели и доказательства любви, им нужно незамедлительно обвенчаться. Затем Лара пошла к Свентицкого, где Тоня с Юрой развлекались в зале, и Комаровский, изучающий карты. Примерно в 2 часа ночи все услышали выстрел. Лара хотела застрелить Комаровского, однако промахнулась, пулей был задет прокурор столичной судебной палаты. После того, как Лару проводили через зал, Юрик был шокирован, узнав ее. И снова тот седой, который был причастен к гибели его папы. После возвращения Тоня и Юрик узнали о смерти Анны Ивановны.

Комаровский оградил Лару от суда, но она заболела, и Пашу не пускали к ней. Ее посетил Кологривов, отдал «наградные». Более 3-х лет назад она была воспитательницей для его маленькой дочери, это помогло ей избавиться от Комаровского. Благополучное течение испортил ее брат Роля, проигравший общественные деньги. Он хотел застрелиться, если не получит помощи сестры. Лара заняла деньги у Кологривовых и отдала их брату, забрав у него револьвер. Она не могла возвратить долг. Скрывая от Паши, Лара высылала его папе в ссылке деньги и приплачивала за комнату в Камергерском. Ей стала противной жизнь. Комаровский на балу демонстрировал, что он занимается картами, не обращая внимания на Лару. Появившуюся в зале девушку он встретил улыбкой, значение которого было отлично знакомо Ларе.

Когда состояние Лары улучшилось, они сыграли с Пашей свадьбу и отправились на Урал, в Юрятин. После свадьбы они разговаривали до наступления утра. Его догадки переплетались с признаниями Лары, от чего его сердце опускалось… Лара устроилась преподавателем и чувствовала себя счастливой, хотя она следила и за домом, и за 3-летней Катей. Паша был преподавателем древней истории и латыни. Тоня с Юрой также поженились. Между тем началась война. Юрика отправили на фронт, не дав толком побыть с новорожденным сыном. Антипова также отправили в пекло боев.

С супругой складывались сложные отношения. Он не верил в ее любовь. И чтобы не обманывать всех подделкой под семью, он прошел курсы офицеров и отправился на фронт, где его взяли в плен во время боя. Лара попросилась в санитарный поезд сестрой и начала поиски супруга. Подпоручик Галиуллин, который знал в детских лет Пашу, говорил, что видел его гибель.

Живаго видел, как разваливается армия, безобразничают анархиствующие дезертиры, а после возвращения в столицу он стал свидетелем еще более страшной разрухи. Из-за увиденного и пережитого доктору пришлось пересматривать свое отношение к революции.

Семья, чтобы выжить, выдвигается на Урал, в Варыкино в принадлежавшее когда-то Крюгерам имение, находящееся вблизи от Юрятина. Им пришлось пробираться через заснеженные просторы, где бесчинствовали вооруженные бандиты, через края подавленных восстаний, с испугом твердивших имя Стрельникова, который притеснял белых под предводительством Галиуллина.

Оказавшись в Варыкино, они гостили сначала у Микулицына, бывшего управляющего Крюгеров, а затем в строении для прислуги. Начали облагораживать дом, садить картофель и капусту, иногда доктор занимался лечением пациентов. Внезапно прибывший сводный брат Евграф, энергичный, влиятельный, значительно упростил из положение. Видимо, Тоня ждала ребенка.

Юрий Александрович со временем смог отправиться в библиотеку в Юрятине, где встретился с Ларисой Федоровной Антиповой. Она поведала ему о себе, о том, что замужем за Стрельниковым – Павлом Антиповым, который вернулся из плена, но скрывается под чужой фамилией и не поддерживает с семьей отношений. Он ни разу не поинтересовался о здоровье супруги и дочери.

Юра спустя 2 месяца вновь приезжает в Варыкино. Он обожал Тоню, но его обман мучил его. В этот день он возвращался домой, желая признаться супруге во всем и прекратить встречи с Ларой.

Неожиданно на дороге ему встретились вооруженные люди, преградившие ему путь и объявившие об его мобилизации в отряд Микулицына. У доктора было много работы: в летнее время – дизентерия, в зимнее – сыпняк, и круглый год – раненые. Перед Ливерием Юрий не скрывал, что он не поддерживает идеи Октября, ведь они далеки от реализации, а за одни только толки заплатили кровью, поэтому он считал, что цель не оправдывает средства. К тому же сами люди сформировали идею переделать жизнь, не ощутив ее духа. После 2-х лет разлуки с семьей, плена, лишений и опасностей он сбегает.

Доктор приехал в Юрятин после освобождения белыми города и сдачи его красным. Он был немытым, слабым, диковатым. Лара и Катя отсутствовали. В тайнике для ключей он нашел записку. Лара с дочкой поехали в Варыкино в надежде найти его там. Усталость клонила ко сну и путала мысли. Он подкрепился, растопил печь и уснул. Очнулся он уже мытый, раздетый и лежащий в чистой кровати, он долго болел, Лара заботилась о нем и он быстро шел на поправку, хотя еще не мог вернуться в столицу. Живаго отправился на службу в губздрав, а Лара – в губоно. Но на них вновь повалились напасти. Под Стрельниковым стала подшатываться почва, в докторе начали видеть социально чуждое. В городишке бушевала чрезвычайка.

В этот момент Тоня присылает письмо: семья уехала в столицу, но их направили за границу. Беда в том, что она не чает в нем души, а он – не любит ее. Пускай жизнь идет по течению.

Вдруг приехал Комаровский. Его пригласило правительство Дальневосточной республики, и он хочет взять их с собой: им угрожает опасность. Юра отвергает данное предложение. Лариса поведала ему о том, что в ее жизни данный человек сыграл роковую роль, а он рассказал, что он виноват в суициде его отца. Они решили спрятаться в Варыкино. Уже давно жители покинули село, в ночное время был слышен волчий вой, но больше они опасались людей, ведь оружия у них не было. Помимо этого, Лара недавно сообщила о своей беременности.

Тут вновь приехал Комаровский, сообщив о том, что Стрельникова ждет расстрел и нужно спасти Катю. Доктор посоветовал Ларе отправляться с Комаровским.

Юра, пребывая в глубоком одиночестве начинал сходить с ума, он напивался и сочинял стихи, посвящая их Ларисе. Слезы по любимой превращались в собранные мысли о человечестве и истории, революции, как о потерянном идеале.

Однажды в вечернее время доктору послышались шаги, и он увидел входящего в двери человека. Он не признал Стрельникова. Видимо, Комаровский пошел на обман. Они разговаривали всю ночь и легли под утро. Когда доктор проснулся и вышел за водой, он находит Стрельникова застрелившимся.

Одичавший, худой и обросший Живаго прибыл в столицу в начале нэпа. Большее расстояние он шел пешком. Дальнейшие 8-9 лет он утратил свои навыки врача и писателя, но все же не бросал перо и писал тонкие книги, которые ценились любителями.

Его помощницей по хозяйству была дочка бывшего дворника Марина, работавшая на телеграфе на зарубежной линии связи. Спустя время она выла замуж за врача и родила двух дочек. Однако однажды летом Юрий внезапно исчезает. Марине он присылает письмо, в котором он пишет, что ему нужно побыть в одиночестве и не нужно его искать. Он не рассказал, что снова брат Евграф помогает ему, сняв комнату и дав денег, и подыскивает ему хорошую работу.

Но Юра умирает в августе от сердечного приступа. На удивление, на прощание с ним собралось много народу, в числе которых была Лара. Она забрела в эту комнату, где когда-то проживал ее 1-ый супруг Антипов. Спустя несколько дней после похорон она внезапно исчезает: уходит из дома и не возвращается. Возможно, она была взята под арест.

В 1943 г., на фронте Евграф, спрашивая бельевщицу Безочередову Таньку об ее подружке-разведчице Орлецовой Христине, заинтересовался и ее судьбой. Он сразу понял, что она – дочка Юры и Лары. Во время побега с Комаровским в Монголию, когда красные были близки к Приморью, Лариса оставила девочку сторожике Марфе, скончавшейся в сумасшедшем доме. Затем скитания, беспризорщина…

Евграф позаботился о Тане и передал также все стихи брата, в числе которых был «Зимняя ночь».

Живаго Юрий Андреевич - главный герой романа, врач и поэт. Фамилия героя ассоциирует его с образом "Бога Живаго", т. е. Христа (ср. имя матери персонажа - Мария Николаевна). Словосочетание "Доктор Живаго" может быть прочитано как "исцеляющий все живущее". Имя Юрий перекликается с обоими основными топонимами романа - Москвой (ср. мифопоэтические коннотации имени Георгий - Юрий) и Юрятином. Ср. также ассоциативную связь слов "Юрий" - "юродивый". Существенно и значение отчества: Андрей - "человек", Андреевич - "сын человеческий".

Роман начинается смертью родителей героя: мать умирает, а отец, разорившийся миллионер, кончает жизнь самоубийством, выбросившись на ходу из курьерского поезда. Дядя мальчика, Николай Николаевич Веденяпин, привозит его в Москву и поселяет в семье профессора Громеко. Однажды после прерванного музыкального вечера Живаго вместе с приятелем Мишей Гордоном сопровождают Александра Александровича Громеко в номера "Черногория": здесь Живаго впервые видит Лару - спящую в кресле девушку, затем наблюдает ее молчаливое объяснение с Комаровским. Почти через 20 лет Юрий будет вспоминать эту сцену: "Я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете".

Живаго поступает в университет на медицинский факультет. Начинает писать стихи. Окончив университет, пишет работу о физиологии зрения. В рождественский вечер 1911 года Живаго вместе с Тоней Громеко едет на елку к Свентицким: проезжая по Камергерскому переулку, он обращает внимание на окно, за которым горит свеча (это окно той комнаты, где Лара разговаривает с Пашей Антиповым, но Юра об этом не знает). Возникает строка стихотворения: "Свеча горела на столе. Свеча горела..." ("Свеча горела на столе" - неосознанная цитата из стихотворения К. Романова 1885 г. "Смеркалось: мы в саду сидели..."). На елке у Свентицких Живаго видит Лару сразу после ее выстрела в прокурора и узнает ее, хотя и не знает ее имени. Вернувшись с елки, Юра и Тоня узнают, что мать Тони умерла; перед смертью она просила их пожениться. Во время похорон Живаго ощущает желание, в противовес смерти, "трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь".

Юрий и Тоня женятся; осенью 1915 г. у них рождается сын Сашенька. Живаго призывают в армию; он ранен. Лежа в госпитале, встречает Лару. Из Москвы ему сообщают, что без его разрешения вышла книжка его стихов, которую хвалят.

Работая в городке Мелюзееве, Живаго живет в одном доме с Антиповой, однако даже не знает ее комнаты. Они часто сталкиваются по работе. Он "честно старается не любить" ее, однако проговаривается, и она уезжает.

Летом 1917 г. и Живаго уезжает в Москву с распадающегося фронта. В Москве, встретившись с семьей, он все же чувствует себя одиноким, предвидит социальные катаклизмы, "считает себя и свою среду обреченными". Он работает в больнице, а также пишет "Игру в людей" - дневник, включающий стихи и прозу. Дни октябрьских боев в Москве совпадают с тяжелой болезнью сына Сашеньки. Выйдя через несколько дней на улицу, Живаго в подъезде дома на углу Серебряного переулка и Молчановки читает в газете первый декрет советской власти. В этом же подъезде встречает неизвестного юношу, не зная, что это его сводный брат Евграф. Живаго принимает революцию с энтузиазмом, называя ее "великолепной хирургией". Зимой 1918 г. он переносит тиф.

Когда Живаго выздоравливает, в апреле 1918г. вместе с женой, сыном и тестем они по совету Евграфа уезжают на Урал, в бывшее имение деда Тони Варыкино, недалеко от Юрятина. Едут несколько недель. Уже на подъезде к Юрятину на одной из станций Ж. ночью арестовывают красноармейцы, принимая за шпиона. Его допрашивает военком Стрельников (Живаго не знает, что это Антипов, муж Лары) и после беседы освобождает. Случайному попутчику Самдевятову Живаго говорит: "Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь". Живаго с семьей благополучно добирается до Юрятина, затем они едут в Варыкино, где поселяются, занимая две комнаты в старом барском доме.

Зимой Живаго ведет записи - в частности, записывает, что отказался от медицины и о врачебной специальности умалчивает, чтобы не связывать своей свободы. Периодически он посещает библиотеку в Юрятине и однажды видит в библиотеке Антипову; не подходит к ней, но списывает ее адрес с библиотечной карточки. Затем приходит к ней на квартиру; через не

которое время происходит их сближение. Ж. тяготится тем, что обманывает жену, и он решает "разрубить узел силою". Однако когда он верхом возвращается из города в Варыкино, его останавливают партизаны красного отряда и "принудительно мобилизуют как медицинского работника".

В плену у партизан Живаго проводит более года, причем командиру отряда Ливерию Микулицыну прямо говорит, что от нюдь не разделяет идей большевизма: "Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние. Материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий". О Ларе и своей семье Живаго ничего не знает - не знает о том, как прошли роды у жены (когда его захватили. Тоня была беременна). В конце концов, Живаго удается бежать из отряда, и, пройдя пешком десятки верст, он возвращается в Юрятин. Приходит на квартиру к Ларе, но та вместе с Катенькой, услышав о его появлении в окрестностях, уехала в пустующее Варыкино, чтобы ждать его там. В ожидании Лары Живаго заболевает, а когда приходит в себя, видит ее рядом.

Они живут вместе. Живаго работает в амбулатории и на медицинских курсах. Несмотря на его выдающиеся способности диагноста, к нему относятся с недоверием, критикуя за "интуитивизм" и подозревая в идеализме. Он получает письмо из Москвы от жены, которое было написано пять месяцев назад: Тоня сообщала, что у них родилась дочь Маша, а также о том, что ее отца, дядю и ее с детьми высылают за границу.

Приехавший в Юрятин Комаровский говорит Живаго: "Есть некоторый коммунистический стиль. Мало кто подходит под эту мерку. Но никто так явно не нарушает этой манеры жить и думать, как вы Вы - насмешка над этим миром, его оскорбление. Ваше уничтожение на очереди". Тем не менее, Живаго отказывается от предложения Комаровского уехать на Дальний Восток, и они с Ларой решают переждать опасность в Варыкине. Там Живаго начинает по ночам записывать ранее сочиненные стихи, а также работать над новыми вещами: "он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения".

В Варыкино приезжает Комаровский, который в секретном разговоре с Живаго сообщает, что Стрельников-Антипов, муж Лары, расстрелян и она с дочерью в большой опасности. Живаго соглашается на то, чтобы Лара с Катенькой уехали с Комаровским, говоря ей, что сам присоединится к ним позже. Оставшись один в Барыкине, Живаго по ночам пьет и пишет стихи, посвященные Ларе, - "но Лара его стихов и записей, по мере вымарок и замены одного слова другим, все дальше уходила от истинного своего первообраза".

Однажды в варыкинском доме появляется Стрельников, который, оказывается, жив. Они с Живаго разговаривают всю ночь, а утром, когда Живаго еще спит, Стрельников у крыльца дома пускает себе пулю в висок. Похоронив его, Живаго отправляется в Москву, куда приходит весной 1922 г. в сопровождении крестьянского юноши Васи Брыкина (с которым в свое время познакомился по дороге из Москвы в Юрятин). В Москве Живаго начинает писать маленькие книжки, которые "содержали философию Юрия Андреевича, изложение его медицинских взглядов, его определения здоровья и нездоровья, мысли о трансформизме и эволюции, о личности как биологической основе организма, соображения Юрия Андреевича об истории и религии, очерки Пугачевских мест, где побывал доктор, стихи Юрия Андреевича и рассказы". Вася занимается их изданием, по постепенно их сотрудничество прекращается.

Живаго хлопочет о выезде за границу, к семье, однако без особой энергии. Он поселяется в бывшей квартире Свентицких, где занимает маленькую комнатку; он "забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться с знакомыми и стал бедствовать". Затем он сходится с Мариной, дочерью дворника: "она стала третьей не зарегистрированной в загсе женой Юрия Андреевича, при неразведенной первой. У них пошли дети": "две девочки, Капка и Клашка".

Однажды Живаго исчезает: на улице он встречает Евграфа, и тот снимает ему комнату в Камергерском переулке - ту самую, в которой некогда студентом жил Антипов и в окне которой Живаго видел горящую на столе свечу.

Юрий Андреевич начинает работать над статьями и стихотворениями, предметом которых является город. Он поступает на службу в Боткинскую больницу; но, когда Живаго впервые едет туда на трамвае, у него начинается сердечный приступ: он успевает выйти из вагона и умирает на улице. Собранные Евграфом стихи Живаго составляют заключительную часть романа.

Комаровский Виктор Ипполитович - богатый адвокат; персонаж воплощает "демоническое" начало (ср. фамилию актера, приятеля Комаровского - Сатаниди). Виктор повинен в разорении и гибели отца Живаго. Он любовник вдовы Гишар, затем - ее дочери Лары. После скандала на елке у Свентицких Комаровский поселяет Лару на квартиру к своей знакомой и решает не встречаться с ней, опасаясь новых скандалов, которые могут его скомпрометировать. Комаровский принимает участие в вечеринке накануне отъезда Лары и Паши Антиповых в Юрятин.

Через 10 лет, встретившись в Юрятине, Лара рассказывает Живаго о Комаровском, и выясняется, что в судьбах их обоих он оказался "злым гением". Позже Комаровский сам появляется в Юрятине - проездом на Дальний Восток. Он убеждает Лару и Живаго, что их жизни в опасности, и предлагает взять их с собой; затем приезжает в Варыкино, рассказывает Живаго о том, что муж Лары якобы казнен, и предлагает, чтобы Живаго обманул Лару, притворно согласившись на отъезд с Виктором. Добившись этого, Комаровский уезжает вместе с Ларой и Катенькой.

Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что "Комаров" (так она называет К.) был "русским министром в Беломонголии" и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену "Раису" (т. е. Ларису).

Лара (Антипова Лариса Федоровна) - главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала, в Москву, мать Лары, по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Лары пытается отравиться, но остается жива.

Все более тяготясь связью с Комаровским, Лара весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить денежный долг своего брата Родиона, Лара занимает деньги у Кологривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к Свентицким, где находится Комаровский, Лара берет с собой револьвер. По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Пате; сидя в комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее обвенчались. Во время елки Лара стреляет из револьвера в прокурора Корнакова, который во время революции 1905 г. судил железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти Лару, Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. После этого Лара переносит тяжелую нервную горячку.

Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, что Лара "любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему"; он уходит на фронт, где попадает в плен. Лара, сдав экзамен на звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Лара часто сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю уезжает.

Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, приходит в дом к Ларе. Она рассказывает о своем муже, который служит в Красной Армии под фамилией Стрельников. Лара и Живаго становятся любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Ларе и о том, чем именно, "какой стороной своей" она хороша: "той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом". Для Живаго Лара - "представительница самой жизни, самого существования", "их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования". Когда Живаго удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к Ларе. Она говорит о себе: "Я - надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны". Живаго говорит Ларе: "Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть". Живя с Живаго, Лара предчувствует скорый арест: "Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать". Когда в Юрятине появляется Комаровский, Лара в конце концов соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов-Стрелышков, казнен. Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Лара идет в Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов. В его комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Ларой брат Юрия Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Лары не был расстрелян, а застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Лара пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 1911 г., но не может припомнить ничего, "кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла". Прощаясь с мертвым, Лара говорит ему о какой-то своей страшной вине: "Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна". После похорон Юрия Живаго Лара проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Лара больше не возвращается. "Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера". В то же время исчезновение, "растворение" героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Лары как символа России (ср. также значение имени Лариса - "чайка"). Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки (ср.: "Татьяна, дочь Лары" - "Татьяна Ларина") Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью "русского министра в Беломонголии Комарова" и его жены "Раисы Комаровой"; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.

Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нем, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники - Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди и где атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов.

Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны (урожденной Крюгер) Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон - близким другом, так что он не страдал от одиночества.

Как-то во время домашнего концерта Александру Александровичу пришлось сопровождать одного из приглашенных музыкантов по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счеты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадавшей о том, что на такой шаг ее толкали ужасные подозрения, по счастью оказавшиеся только плодом ее расстроенного воображения, - из-за перегородки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

На насмешливые взгляды мужчины она отвечала подмигиванием сообщницы, довольной, что все обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был кукольником, а она марионеткой. У Юры сжалось сердце от созерцания этого порабощения. На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.

Увиденная Юрой девушка оказалась дочерью мадам Гишар. Лариса - Лара - была гимназисткой. В шестнадцать лет она выглядела восемнадцатилетней и несколько тяготилась положением ребенка - такого же, как ее подруги. Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям Виктора Ипполитовича Комаровского, роль которого При ее маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома. Он стал ее кошмаром, он закабалил ее.

Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.

Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на елку к Свенцицким по Камергерскому переулку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком. Вот и в эту минуту она уловила его настроение и не мешала любоваться заиндевелыми, светящимися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил черную проталину, сквозь которую виден был огонь свечи, обращенный на улицу почти с сознательностью взгляда. В этот момент и родились строки еще не оформившихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела...»

Он и не подозревал, что за окном Лара Гишар говорила в этот момент Паше Антипову, не скрывавшему с детских лет своего обожания, что, если он любит ее и хочет удержать от гибели, они должны немедленно обвенчаться. После этого Лара отправилась к Свенцицким, где Юра с Тоней веселились в зале и где за картами сидел Комаровский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Комаровского, промахнулась, но пуля задела товарища прокурора московской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел - та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отношение к гибели его отца! В довершение всего, вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Кологривов, принес «наградные». Больше трех лет назад Лара, чтобы избавиться от Комаровского, стала воспитательницей его младшей дочери. Все складывалось благополучно, но тут проиграл общественные деньги ее пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось. Лара тайно от Паши посылала деньги его сосланному отцу и приплачивала хозяевам комнаты в Камергерском. Девушка считала свое положение у Кологривовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попросить деньги у Комаровского. Жизнь опротивела ей. На балу у Свенцицких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обратился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо понимала...

Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поженились и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые проговорили до утра. Его" догадки чередовались с Лариными признаниями, после которых у, него падало сердце... На новом месте Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, хотя на ней был дом и трехлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю.

Справили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андреевич оказался на фронте, не успев толком повидать родившегося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

С женой отношения были непростые. Он сомневался в ее любви к нему. Чтобы освободить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицерские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Федоровна поступила сестрой в санитарный поезд и отправилась искать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Пашу с детства, утверждал, что видел, как он погиб.

Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархиствующих дезертиров, а вернувшись в Москву, застал еще более страшную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своем отношении к революции.

Чтобы выжить, семья двинулась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Варыкино, неподалеку от города Юрятина. Путь пролегал через заснеженные пространства, на которых хозяйничали вооруженные банды, через области недавно усмиренных восстаний, с ужасом повторявших имя Стрельникова, теснившего белых под командованием полковника Галиуллина.

В Варыкине они остановились сначала у бывшего управляющего Крюгеров Микулицына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приводили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энергичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их положение. Антонина Александровна, похоже, ожидала ребенка.

С течением времени Юрий Андреевич получил возможность бывать в Юрятине в библиотеке, где увидел Ларису Федоровну Антипову. Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников - это ее муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьей. Когда он брал Юрятин, забрасывал город снарядами и ни разу не осведомился, живы ли жена и дочь.

Через два месяца Юрий Андреевич в очередной раз возвращался из города в Варыкино, Он обманывал Тоню, продолжая любить ее, и мучился этим. В тот день он ехал домой с намерением признаться жене во всем и больше не встречаться с Ларой.

Вдруг трое вооруженных людей преградили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Аиверия Микулицына. Работы у доктора было по горло: зимой - сыпняк, летом - дизентерия и во все времена года - раненые. Перед Ливерием Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, что они еще так далеки от осуществления, а за одни лишь толки об этом заплачено морями крови, так что цель не оправдывает средства. Да и сама идея переделки жизни рождена людьми, не почувствовавшими ее духа. Два года неволи, разлуки с семьей, лишений и опасности завершились все же побегом.

В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и ослабевшим. Ларисы Федоровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обнаружил записку. Аариса с дочерью отправилась в Варыкино, надеясь застать его там. Мысли его путались, усталость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не раздеваясь, крепко заснул. Очнувшись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправляется благодаря заботам Лары, хотя до полного выздоровления нечего и думать о возвращении в Москву. Живаго пошел служить в губздрав, а Лариса Федоровна - в губоно. Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. В городе свирепствовала чрезвычайка.

В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профессора Громеко, а с ним ее и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высылают за границу. Горе еще в том, что она любит его, а он ее - нет. Пусть строит жизнь по своему разумению.

Неожиданно объявился Комаровский. Он приглашен правительством Дальневосточной Республики и готов взять их с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение. Лара уже давно поведала ему о той роковой роли, что сыграл в ее жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Ипполитович был виновником самоубийства его отца. Решено было укрыться в Барыкине. Село было давно покинуто жителями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский. Он привез весть, что Стрельников приговорен к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским.

В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвященные Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщенные мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.

В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях показался человек. Юрий Андреевич не сразу узнал Стрельникова. Выходило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.

О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Улеглись под утро, но, проснувшись и выйдя за водой, доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.

В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исхудавшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утрачивал писательские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Любители их ценили.

По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них родились две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андреевич вдруг исчез. Марина получила от него письмо, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неизвестно откуда появившийся брат Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил деньгами, начал хлопотать о хорошем месте работы.

Однако душным августовским днем Юрий Андреевич умер от сердечного приступа. Попрощаться с ним пришло в Камергерский неожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса Федоровна. Она зашла в эту квартиру по старой памяти. Здесь когда-то жил ее первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась. Видимо, ее арестовали.

Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андреевич Живаго, расспрашивая бельевщицу Таньку Безочередову о ее героической подруге разведчице Христине Орлецовой, поинтересовался и ее, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные подходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме. Потом беспризорщина, скитания...

Между прочим, Евграф Андреевич не только позаботился о Татьяне, но и собрал все написанное братом. Среди стихов его было и стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела...»

Все русские произведения в сокращении по алфавиту:

Писатели, по которым есть произведения в сокращении:

Когда Юрин дядюшка Николай Нико-ла-евич пере-ехал в Петер-бург, заботу о нём, в десять лет остав-шемся сиротой, взяли другие родствен-ники — Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали инте-ресные люди, и где атмо-сфера профес-сор-ской семьи вполне способ-ство-вала развитию Юриных талантов.

Дочь Алек-сандра Алек-сан-дро-вича и Анны Ивановны (урож-денной Крюгер) Тоня была ему хорошим това-рищем, а одно-классник по гимназии Миша Гордон — близким другом, так что он не страдал от одино-че-ства.

Как-то во время домаш-него концерта Алек-сандру Алек-сан-дро-вичу пришлось сопро-вож-дать одного из пригла-шенных музы-кантов по сроч-ному вызову в номера, где только что попы-та-лась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

Пока маль-чики стояли в прихожей и слушали жалобы постра-давшей о том, что на такой шаг её толкали ужасные подо-зрения, по счастью оказав-шиеся только плодом её расстро-ен-ного вооб-ра-жения, — из-за пере-го-родки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

На взгляды мужчины она отве-чала подми-ги-ва-нием сообщ-ницы, довольной, что всё обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был куколь-ником, а она мари-о-неткой. У Юры сжалось сердце от созер-цания этого пора-бо-щения. На улице Миша сказал това-рищу, что он встречал этого чело-века. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросив-ше-гося с площадки на рельсы.

Увиденная Юрой девушка оказа-лась дочерью мадам Гишар. Лариса была гимна-зисткой. В шест-на-дцать лет она выгля-дела восем-на-дца-ти-летней и несколько тяго-ти-лась поло-же-нием ребёнка — такого же, как её подруги. Это чувство усили-лось, когда она усту-пила ухажи-ва-ниям Виктора Иппо-ли-то-вича Кома-ров-ского, роль кото-рого при её маменьке не огра-ни-чи-ва-лась ролью совет-ника в делах и друга дома. Он стал её кошмаром, он зака-балил её.

Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встре-тился с Ларой при необычных обсто-я-тель-ствах.

Вместе с Тоней Громеко нака-нуне Рожде-ства они ехали на елку к Свен-тицким по Камер-гер-скому пере-улку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соеди-нила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действи-тельно была близким и пони-ма-ющим его чело-веком. Вот и в эту минуту она уловила его настро-ение и не мешала любо-ваться заин-де-ве-лыми, светя-щи-мися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил чёрную прота-лину, сквозь которую виден был огонь свечи, обра-щённый на улицу почти с созна-тель-но-стью взгляда. В этот момент и роди-лись строки ещё не офор-мив-шихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела...»

Он и не подо-зревал, что за окном Лара Гишар гово-рила в этот момент Паше Анти-пову, не скры-вав-шему с детских лет своего обожания, что, если он любит её и хочет удер-жать от гибели, они должны немед-ленно обвен-чаться. После этого Лара отпра-ви-лась к Свен-тицким, где Юра с Тоней весе-ли-лись в зале, и где за картами сидел Кома-ров-ский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Кома-ров-ского, промах-ну-лась, но пуля задела това-рища проку-рора москов-ской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел — та самая! И вновь тот же седо-ватый, что имел отно-шение к гибели его отца! В довер-шение всего, вернув-шись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

Лару стара-ниями Кома-ров-ского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Коло-гривов, принёс «наградные». Больше трёх лет назад Лара, чтобы изба-виться от Кома-ров-ского, стала воспи-та-тель-ницей его младшей дочери. Все скла-ды-ва-лось благо-по-лучно, но тут проиграл обще-ственные деньги её пусто-ватый братец Родя. Он соби-рался стре-ляться, если сестра не поможет ему. День-гами выру-чили Коло-гри-вовы, и Лара пере-дала их Роде, отобрав револьвер, из кото-рого тот хотел застре-литься. Вернуть долг Коло-гри-вову никак не удава-лось. Лара тайно от Паши посы-лала деньги его сослан-ному отцу и припла-чи-вала хозя-евам комнаты в Камер-гер-ском. Девушка считала своё поло-жение у Коло-гри-вовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попро-сить деньги у Кома-ров-ского. Жизнь опро-ти-вела ей. На балу у Свен-тицких Виктор Иппо-ли-тович делал вид, что занят картами и не заме-чает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обра-тился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо пони-мала...

Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поже-ни-лись и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые прого-во-рили до утра. Его догадки чере-до-ва-лись с Лари-ными призна-ниями, после которых у него падало сердце... На новом месте Лариса препо-да-вала в гимназии и была счаст-лива, хотя на ней был дом и трех-летняя Катенька. Паша препо-давал латынь и древнюю историю. Спра-вили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андре-евич оказался на фронте, не успев толком пови-дать родив-ше-гося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

С женой отно-шения были непро-стые. Он сомне-вался в её любви к нему. Чтобы осво-бо-дить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицер-ские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Фёдо-ровна посту-пила сестрой в сани-тарный поезд и отпра-ви-лась искать мужа. Подпо-ручик Гали-уллин, знавший Пашу с детства, утвер-ждал, что видел, как он погиб.

Живаго оказался свиде-телем развала армии, бесчин-ства анар-хист-ву-ющих дезер-тиров, а вернув-шись в Москву, застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пере-житое заста-вило доктора многое пере-смот-реть в своем отно-шении к рево-люции.

Чтобы выжить, семья двину-лась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Вары-кино, непо-да-лёку от города Юрятина. Путь пролегал через засне-женные простран-ства, на которых хозяй-ни-чали воору-жённые банды, через области недавно усми-рённых восстаний, с ужасом повто-рявших имя Стрель-ни-кова, теснив-шего белых под коман-до-ва-нием полков-ника Гали-ул-лина.

В Вары-кине они оста-но-ви-лись сначала у бывшего управ-ля-ю-щего Крюгеров Мику-ли-цына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приво-дили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявив-шийся сводный брат Евграф, энер-гичный, зага-дочный, очень влия-тельный, помог упро-чить их поло-жение. Анто-нина Алек-сан-дровна, похоже, ожидала ребенка.

С тече-нием времени Юрий Андре-евич получил возмож-ность бывать в Юрятине в библио-теке, где увидел Ларису Федо-ровну Анти-пову. Она расска-зала ему о себе, о том, что Стрель-ников — это её муж Павел Антипов, вернув-шийся из плена, но скрыв-шийся под другой фами-лией и не поддер-жи-ва-ющий отно-шений с семьей. Когда он брал Юрятин, забра-сывал город снаря-дами и ни разу не осве-до-мился, живы ли жена и дочь.

Через два месяца Юрий Андре-евич в очередной раз возвра-щался из города в Вары-кино, Он обма-нывал Тоню, продолжая любить её, и мучился этим. В тот день он ехал домой с наме-ре-нием признаться жене во всем и больше не встре-чаться с Ларой.

Вдруг трое воору-жённых людей прегра-дили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента моби-ли-зован в отряд Ливерия Мику-ли-цына. Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизен-терия и во все времена года — раненые. Перед Ливе-рием Юрий Андре-евич не скрывал, что идеи Октября его не воспла-ме-няют, что они ещё так далеки от осуществ-ления, а за одни лишь толки об этом запла-чено морями крови, так что цель не оправ-ды-вает сред-ства. Да и сама идея пере-делки жизни рождена людьми, не почув-ство-вав-шими её духа. Два года неволи, разлуки с семьей, лишений и опас-ности завер-ши-лись все же побегом.

В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и осла-бевшим. Ларисы Федо-ровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обна-ружил записку. Лариса с дочерью отпра-ви-лась в Вары-кино, надеясь застать его там. Мысли его пута-лись, уста-лость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не разде-ваясь, крепко заснул. Очнув-шись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправ-ля-ется благо-даря заботам Лары, хотя до полного выздо-ров-ления нечего и думать о возвра-щении в Москву. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федо-ровна — в губоно. Однако тучи над ними сгуща-лись. В докторе видели соци-ально чуждого, под Стрель-ни-ковым начи-нала коле-баться почва. В городе свиреп-ство-вала чрез-вы-чайка.

В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профес-сора Громеко, а с ним её и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высы-лают за границу. Горе ещё в том, что она любит его, а он её — нет. Пусть строит жизнь по своему разу-мению.

Неожи-данно объявился Кома-ров-ский. Он приглашен прави-тель-ством Даль-не-во-сточной Респуб-лики и готов взять их с собой: им обоим грозит смер-тельная опас-ность. Юрий Андре-евич сразу отверг это пред-ло-жение. Лара уже давно пове-дала ему о той роковой роли, что сыграл в её жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Иппо-ли-тович был винов-ником само-убий-ства его отца. Решено было укрыться в Вары-кине. Село было давно поки-нуто жите-лями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появ-ление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, бере-менна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Кома-ров-ский. Он привез весть, что Стрель-ников приго-ворён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Кома-ров-ским.

В снежном, лесном одино-че-стве Юрий Андре-евич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвя-щенные Ларе. Плач по утра-ченной любимой вырастал в обоб-щенные мысли об истории и чело-веке, о рево-люции как утра-ченном и опла-ки-ва-емом идеале.

В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях пока-зался человек. Юрий Андре-евич не сразу узнал Стрель-ни-кова. Выхо-дило, что Кома-ров-ский обманул их! Они прого-во-рили почти всю ночь.

О рево-люции, о Ларе, о детстве на Твер-ской-Ямской. Улег-лись под утро, но, проснув-шись и выйдя за водой, доктор обна-ружил своего собе-сед-ника застре-лив-шимся.

В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исху-давшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение после-ду-ющих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утра-чивал писа-тель-ские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Люби-тели их ценили.

По хозяй-ству помо-гала ему дочь бывшего двор-ника Марина, она служила на теле-графе на линии зару-бежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них роди-лись две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андре-евич вдруг исчез. Марина полу-чила от него письмо, что он хочет пожить неко-торое время в одино-че-стве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неиз-вестно откуда появив-шийся брат Евграф снял ему комнату в Камер-гер-ском, снабдил день-гами, начал хлопо-тать о хорошем месте работы.

Однако душным авгу-стов-ским днем Юрий Андре-евич умер от сердеч-ного приступа. Попро-щаться с ним пришло в Камер-гер-ский неожи-данно много народу. Среди проща-ю-щихся оказа-лась и Лариса Фёдо-ровна. Она зашла в эту квар-тиру по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожи-данно исчезла: ушла из дому и не верну-лась. Видимо, её аресто-вали.

Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андре-евич Живаго, расспра-шивая бельев-щицу Таньку Безоче-ре-дову о её геро-и-че-ской подруге развед-чице Христине Орле-цовой, поин-те-ре-со-вался и её, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Кома-ров-ским в Монголию, когда красные подхо-дили к Приморью, Лара оста-вила девочку на желез-но-до-рожном разъ-езде сторо-жихе Марфе, кончившей дни в сума-сшедшем доме. Потом беспри-зор-щина, скитания...

Между прочим, Евграф Андре-евич не только поза-бо-тился о Татьяне, но и собрал все напи-санное братом. Среди стихов его было и стихо-тво-рение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела...»

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» стал одним из наиболее противоречивых произведений современности. Им зачитывался Запад и категорически не признавал Советский Союз. Его издавали на всех европейских языках, в то время как официальная публикация на языке-оригинале вышла лишь спустя три десятка лет после написания. Заграницей он принес автору славу и Нобелевскую премию, а на родине – гонения, травлю, исключение из Союза советских писателей.

Прошли годы, разрушился строй, пала целая страна. Родина наконец-то заговорила о своем непризнанном гении и его произведении. Учебники были переписаны, старые газеты отправлены в топку, доброе имя Пастернака восстановлено и даже Нобелевская премия возвращена (в виде исключения!) сыну лауреата. «Доктор Живаго» разлетелся миллионными тиражами во все концы новой страны.

Юра Живаго, Лара, подлец Комаровский, Юрятин, домик в Варыкино, «Мело, мело по всей земле…» – любая из этих словесных номинаций является для современного человека легко узнаваемой аллюзией на пастернаковский роман. Произведение смело шагнуло за рамки традиции, бытовавшей в ХХ веке, превратившись в литературный миф об ушедшей эпохе, ее обитателях и силах, что управляли ими.

История создания: признанный миром, отвергнутый родиной

Роман «Доктор Живаго» создавался на протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 годы. Замысел написать большую прозу о судьбах своего поколения появляется у Бориса Пастернака еще в 1918-м. Однако, по различным причинам, воплотить его в жизнь не получалось.

В 30-е годы появились «Записки Живульта» – такая-себе проба пера перед рождением будущего шедевра. В сохранившихся отрывках «Записок» прослеживается тематическое, идейное и образное сходство с романом «Доктор Живаго». Так, Патрикий Живульт стал прообразом Юрия Живаго, Евгения Истомина (Люверс) – Ларисы Федоровны (Лары).

В 1956 году Пастернак разослал рукопись «Доктора Живаго» в передовые литературные издания – «Новый мир», «Знамя», «Художественную литературу». Все они отказались печатать роман, в то время как за «железным занавесом» книгу выпустили уже в ноябре 1957-го. Она увидела свет благодаря интересу сотрудника итальянского радио в Москве Серджио Д’Анджело и его соотечественника издателя Джанджакомо Фельтринелли.

В 1958 году Бориса Леонидовича Пастернака наградили Нобелевской премией «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также продолжение традиций великого русского эпического романа». Пастернак стал вторым, после Ивана Бунина, русским литератором, удостоившимся этой почетной премии. Европейское признание имело эффект разорвавшейся бомбы в отечественной литературной среде. С этих пор началась масштабная травля писателя, которая не утихала до конца его дней.

Пастернака называли «Иудой», «антисовесткой наживкой на ржавом крючке», «литературным сорняком» и «паршивой овцой», что завелась в хорошем стаде. Его вынудили отказаться от премии, исключили из Союза советских писателей, осыпали колкими эпиграммами, устраивали «минуты ненависти» Пастернака на заводах, фабриках и прочих госучреждениях. Пародоксально, что о публикации романа в СССР не шло и речи, так что большинство хулителей не видели произведения в глаза. В последствии травля Пастернака вошла в литературную историю под названием «Не читал, но осуждаю!»

Идеологическая мясорубка

Только в конце 60-х, после смерти Бориса Леонидовича, травля стала утихать. В 1987-м Пастернака восстанавливают в Союзе советских писателей, а в 1988 году роман «Доктор Живаго» публикуют на страницах журнала «Новый мир», который тридцать лет назад не только не согласился печатать Пастернака, но и разместил обвинительное письмо в его адрес с требованием лишить Бориса Леонидовича советского гражданства.

Сегодня «Доктор Живаго» остается одним из самых читаемых романов в мире. Он породил ряд других художественных произведений – инсценировок и кинофильмов. Роман четырежды экранизировался. Самая известная версия снята творческим трио – США, Великобритания, Германия. Проект срежиссировал Джакомо Кампиотти, главные роли исполнили Ханс Мэтисон (Юрий Живаго), Кира Найтли (Лара), Сэм Нилл (Комаровский). Есть и отечественный вариант «Доктора Живаго». Он вышел на ТВ-экраны в 2005 году. Роль Живаго исполнил Олег Меньшиков, Лары – Чулпан Хаматова, Комаровского сыграл Олег Янковский. Кинопроектом руководил режиссер Александр Прошкин.

Действие романа начинается с похорон. Прощаются с Натальей Николаевной Ведепяниной, матерью маленького Юры Живаго. Теперь Юра остался круглой сиротой. Отец давно покинул их с матерью, благополучно проматывая миллионное состояние семейства где-то на просторах Сибири. Во время одного из подобных путешествий, упившись в поезде, он выпрыгнул из состава на полном ходу и расшибся насмерть.

Маленького Юру приютила родня – профессорская семья Громеко. Александр Александрович и Анна Ивановна приняли юного Живаго как родного. Он рос вместе с их дочкой Тоней – его главным другом с детских лет.

В то время, когда Юра Живаго потерял старую и нашел новую семью, в Москву приехала вдова Амалия Карловна Гишар с детьми – Родионом и Ларисой. Организовать переезд мадам (вдова была обрусевшей француженкой) помог приятель ее покойного супруга уважаемый московский адвокат Виктор Ипполитович Комаровский. Благодетель помог семейству обосноваться в большом городе, устроил Родьку в кадетский корпус и продолжил время от времени навещать Амалию Карловну, женщину недалекую и влюбчивую.

Однако интерес к матери быстро угас, когда подросла Лара. Девушка быстро развилась. В 16 лет она уже походила на молодую красивую женщину. Седеющий ловелас охмурил неопытную девочку – не успев опомниться, юная жертва оказалась в его сетях. Комаровский валялся в ногах молодой возлюбленной, клялся в любви и хулил себя, умолял открыться матери и сыграть свадьбу, словно Лара спорила и не соглашалась. И продолжал-продолжал с позором водить ее под длинной вуалью в специальные кабинеты дорогих ресторанов. «Разве когда любят, унижают?» – задавалась вопросом Лара и не находила ответа, всей душой ненавидя своего мучителя.

Спустя несколько лет после порочной связи, Лара стреляет в Комаровского. Это произошло во время рождественского празднования у почтенной московской семьи Свентицких. В Комаровского Лара не попала, да и, по большому счету, не хотела. Зато сама того не подозревая, она угодила прямо в сердце молодому человеку по фамилии Живаго, который также был в числе приглашенных.

Благодаря связям Комаровского инцидент с выстрелом удалось замять. Лара скоропалительно вышла замуж за друга детства Патулю (Пашу) Антипова, очень скромного и беззаветно влюбленного в нее молодого человека. Отыграв свадьбу, молодожены уезжают на Урал, в небольшой городок Юрятин. Там у них рождается дочка Катенька. Лара, теперь уже Лариса Федоровна Антипова, преподает в гимназии, а Патуля, Павел Павлович, читает историю и латынь.

В это время в жизни Юрия Андреевича также происходят перемены. Умирает его названная мать Анна Ивановна. Вскоре Юра женится на Тоне Громеко, нежная дружба с которой уже давно перешла во взрослую любовь.

Размеренную жизнь этих двух семей всполошила начавшаяся война. Юрия Андреевича мобилизуют на фронт в качестве военного врача. Ему приходится покинуть Тоню с новорожденным сыном. В свою очередь Павел Антипов покидает родных по доброй воле. Он давно тяготится семейной жизнью. Понимая, что Лара слишком хороша для него, что она его не любит, Патуля рассматривает любые варианты вплоть до самоубийства. Война пришлась очень кстати – идеальный способ, чтобы проявить себя как героя, или найти скорую смерть.

Книга вторая: самая большая любовь на земле

Хлебнув горестей войны, Юрий Андреевич возвращается в Москву и застает любимый город в страшной разрухе. Воссоединившееся семейство Живаго принимает решение покинуть столицу и отправиться на Урал, в Варыкино, где раньше находились фабрики Крюгера – дедушки Антонины Александровны. Тут, по стечению обстоятельств, Живаго встречается с Ларисой Федоровной. Она работает сестрой милосердия в больнице, куда Юрий Андреевич устраивается врачом.

Вскоре между Юрой и Ларой завязывается связь. Томимый угрызениями совести Живаго снова и снова возвращается в дом Лары, не в силах противостоять чувству, которое вызывает в нем эта прекрасная женщина. Он восхищается Ларой каждую минуту: «Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша… Как хорошо все, что она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее, доступное животным. Точно она носит воду или чистит картошку».

Любовную дилемму решает вновь-таки война. Однажды по дороге из Юрятина в Варыкино Юрия Андреевича возьмут в плен красные партизаны. Только через полтора года скитаний по сибирским лесам доктору Живаго удастся сбежать. Юрятин захвачен красными. Тоня, тесть, сын и дочка, родившаяся уже после вынужденной отлучки доктора, уехали в Москву. Им удается выхлопотать возможность эмигрировать заграницу. Об этом Антонина Павловна пишет мужу в прощальном письме. Это письмо-крик в пустоту, когда пишущий не знает, дойдет ли его послание до адресата. Тоня говорит, что знает о Ларе, но не осуждает по-прежнему горячо любимого Юру. «Дай перекрещу тебя, – надрывно кричат буквы, – На всю нескончаемую разлуку, испытания, неизвестность, на весь твой долгий, долгий темный путь».

Утратив навсегда надежду на воссоединение с семьей, Юрий Андреевич вновь начинает жить с Ларой и Катенькой. Чтобы лишний раз не мелькать в городе, поднявшем красные знамена, Лара и Юра уединяются в лесном домике опустевшего Варыкино. Здесь они проводят самые счастливые дни их тихого семейного счастья.

О, как же хорошо им было вместе. Они любили подолгу говорить вполголоса, когда на столе уютно горит свеча. Их объединяла общность душ и пропасть между ними и остальным миром. «Я ревную тебя к предметам твоего туалета, – признавался Юра Ларе, – К каплям пота на твоей коже, к носящимся в воздухе заразным болезням… Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя». «Нас точно научили целоваться на небе, – шептала Лара, – И потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность».

В варыкинское счастье Лары и Юры врывается Комаровский. Он сообщает, что всем им грозит расправа, заклинает спасаться. Юрий Андреевич – дезертир, а бывший революционный комиссар Стрельников (он же мнимо погибший Павел Антипов) попал в немилость. Его близких ждет неминуемая смерть. Благо, на днях мимо будет проходить поезд. Комаровский может устроить безопасный отъезд. Это последний шанс.

Живаго наотрез отказывается ехать, но ради спасения Лары и Катеньки идет на обман. По наущению Комаровского, он говорит, что отправится за ними следом. Сам же остается к лесном домике, так толком и не попрощавшись с любимой.

Стихи Юрия Живаго

Одиночество сводит Юрия Андреевича с ума. Он теряет счет дням, а свою бешеную, звериную тоску по Ларе заглушает воспоминаниями о ней. В дни варыкинского затворничества Юра создает цикл из двадцати пяти стихотворений. Они прилагаются в конце романа как «Стихотворения Юрия Живаго»:

«Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки»);
«Март»;
«На Страстной»;
«Белая ночь»;
«Весенняя распутница»;
«Объяснение»;
«Лето в городе»;
«Осень» («Я дал разъехаться домашним…»);
«Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…»);
«Магдалина»;
«Гефсиманский сад» и др.

Однажды на пороге дома появляется незнакомец. Это Павел Павлович Антипов, он же ревком Стрельников. Мужчины разговаривают всю ночь. О жизни, о революции, о разочаровании, и женщине, которую любили и продолжают любить. Под утро, когда Живаго провалился в сон, Антипов пустил себе пулю в лоб.

Как обстояли дела доктора дальше не ясно, известно лишь, что он вернулся в Москву пешком весной 1922-го. Юрий Андреевич поселяется у Маркела (бывшего дворника семьи Живаго) и сходится с его дочерью Мариной. У Юрия и Марины рождается двое дочерей. Но Юрий Андреевич больше не живет, он словно доживает. Забрасывает литературную деятельность, бедствует, принимает покорную любовь верной Марины.

Однажды Живаго пропадает. Своей гражданской жене он присылает небольшое письмо, в котором сообщает, что некоторое время хочет побыть один, подумать о дальнейшей судьбе и жизни. Однако к родным он так и не вернулся. Смерть застигла Юрия Андреевича неожиданно – в вагоне московского трамвая. Он скончался от сердечного приступа.

Кроме людей из ближайшего окружения последних лет, на похороны Живаго пришли неизвестные мужчина и женщина. Это Евграф (единокровный брат Юрия и его покровитель) и Лара. «Вот и снова мы вместе, Юрочка. Как опять Бог привел свидеться… – тихо шепчет Лара у гроба, – Прощай, большой и родной мой, прощай моя гордость, прощай моя быстрая реченька, как я любила целодневный плеск твой, как я любила бросаться в твои холодные волны… Твой уход, мой конец».

Предлагаем вам ознакомиться с , поэта, писателя, переводчика, публициста – одного из самых ярких представителей русской литературы двадцатого века. Наибольшую славу писателю принес роман – “Доктор Живаго”.

Прачка Таня

Спустя годы, время Второй мировой, Гордон и Дудоров встречаются с прачкой Таней, недалекой, простой женщиной. Она беззастенчиво рассказывает историю своей жизни и недавней встрече с самим генерал-майором Живаго, который зачем-то сам ее отыскал и пригласил на свидание. Гордон с Дудоровым вскоре понимают, что Таня – внебрачная дочь Юрия Андреевича и Ларисы Федоровны, родившаяся уже после отъезда из Варыкино. Лара была вынуждена оставить девочку на железнодорожном переезде. Так и прожила Таня на попечении сторожихи тетки Марфуши, не зная ласки, заботы, не слыша книжного слова.

В ней не осталось ничего от ее родителей – величественной красоты Лары, ее природной интеллигентности, острого ума Юры, его поэтичности. Горько смотреть на беспощадно побитый жизнью плод великой любви. «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно, – грубело, овеществлялось». Так Греция стала Римом, русское просвещение – русской революцией, Татьяна Живаго превратилась в прачку Таню.

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote