Краткое содержание произведения обрыв. Иван гончаров - обрыв

Петербургский день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к этому часу начинают приводить себя в соответствующий вид. Собираются и два приятеля - Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов - вновь провести этот вечер в доме Пахотиных, где обитают сам хозяин, Николай Васильевич, две его сестры, старые девы Анна Васильевна и Надежда Васильевна, а также молодая вдова, дочь Пахотина, красавица Софья Беловодова, составляющая главный интерес в этом доме для Бориса Павловича.

Иван Иванович - человек простой, без затей, он ездит к Пахотиным лишь для того, чтобы перекинуться в карты с заядлыми игроками, старыми девами. Другое дело - Райский; ему необходимо расшевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив её из холодной мраморной статуи в живую, исполненную страстей женщину.

Борис Павлович Райский одержим страстями: он немножко рисует, немножко пишет, музицирует, вкладывая во все свои занятия силу и страсть души. Но этого мало - Райскому необходимо пробудить страсти и вокруг, чтобы постоянно ощущать себя в кипении жизни, в той точке соприкосновения всего со всем, которую он называет Аянову: «Жизнь - роман, и роман - жизнь». Мы знакомимся с ним в тот момент, когда «Райскому за тридцать лет, а он ещё ничего не посеял, не пожал и не шёл ни по одной колее, по каким ходят приезжающие изнутри России».

Приехав некогда в Петербург из родового имения, Райский, поучившись понемногу всему, ни в чем не отыскал своего призвания.

Он понял лишь одно: главное для него - искусства; то, что особенно сильно задевает душу, заставляя её пламенеть страстным огнём. В таком настроении Борис Павлович отправляется на каникулы в имение, которым после смерти его родителей управляет двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, которой в незапамятные времена родители не позволили выйти замуж за избранника, Тита Никоновича Ватутина. Остался холостяком и он, так и ездит всю жизнь к Татьяне Марковне, никогда не забывая подарков для неё и двух девочек-родственниц, которых она воспитывает, - сирот Верочки и Марфеньки.

Малиновка, имение Райского, благословенный уголок, в котором находится место всему, радующему глаз. Только вот страшный обрыв, которым заканчивается сад, пугает обитателей дома: по преданию, на дне его в далёкие времена «убил за неверность жену и соперника, и тут же сам зарезался, один ревнивый муж, портной из города. Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления».

Радостно встретила Татьяна Марковна приехавшего на каникулы внука - попыталась было ввести его в курс дела, показать хозяйство, пристрастить к нему, но Борис Павлович остался равнодушным и к хозяйству, и к необходимым визитам. Душу его могли затронуть лишь поэтические впечатления, а они никак не связывались ни с грозой города, Нилом Андреевичем, которому непременно хотела представить его бабушка, ни с провинциальной кокеткой Полиной Карповной Крицкой, ни с лубочным семейством старичков Молочковых, словно Филемон и Бавкида проживших свой век неразлучно...

Пролетели каникулы, и Райский вернулся в Петербург. Здесь, в университете, он сблизился с Леонтием Козловым, сыном дьякона, «забитым бедностью и робостью». Непонятно, что могло сблизить столь разных молодых людей: юношу, мечтающего стать учителем где-нибудь в отдалённом российском уголке, и мятущегося поэта, художника, одержимого страстями романтического молодого человека. Однако они стали по-настоящему близки друг другу.

Но университетская жизнь закончилась, Леонтий уехал в провинцию, а Райский так и не может сыскать настоящего дела в жизни, продолжая дилетантствовать. И его беломраморная кузина Софья все кажется Борису Павловичу важнейшей целью в жизни: пробудить в ней огонь, заставить испытать, что такое «гроза жизни», написать о ней роман, нарисовать её портрет... Он проводит у Пахотиных все вечера, проповедуя Софье истинность жизни. В один из таких вечеров отец Софьи, Николай Васильевич, приводит в дом графа Милари, «превосходного музыканта и любезнейшего молодого человека».

Вернувшись домой в тот памятный вечер, Борис Павлович не может найти себе места: он то всматривается в начатый им портрет Софьи, то перечитывает начатый некогда очерк о молодой женщине, в которой ему удалось пробудить страсть и привести её даже к «падению», - увы, Наташи нет уже в живых, а в исписанных им страницах так и не запечатлелось подлинное чувство. «Эпизод, обратившийся в воспоминание, представился ему чужим событием».

Меж тем наступило лето, Райский получил письмо от Татьяны Марковны, в котором она звала внука в благословенную Малиновку, пришло письмо и от Леонтия Козлова, обитавшего поблизости от родового имения Райского. «Это судьба посылает меня...» - решил Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье Беловодовой. К тому же случился небольшой конфуз - Райский решился показать написанный им портрет Софьи Аянову, а тот, посмотрев на работу Бориса Павловича, вынес свой приговор: «Она тут как будто пьяна». Не оценил портрет по достоинству и художник Семен Семенович Кирилов, сама же Софья нашла, что Райский польстил ей - она не такая...

Первое же лицо, которое Райский встречает в усадьбе, - юная очаровательная девушка, не замечающая его, занятая кормлением домашней птицы. Весь облик её дышит такой свежестью, чистотой, грацией, что Райский понимает - здесь, в Малиновке, суждено найти ему красоту, в поисках которой он изнывал в холодном Петербурге.

Радостно встречают Райского Татьяна Марковна, Марфенька (она и оказалась той самой девушкой), прислуга. Только кузина Вера гостит за Волгой у своей подруги-попадьи. И вновь бабушка старается увлечь Райского хозяйственными хлопотами, которые по-прежнему ничуть не интересуют Бориса Павловича - он готов подарить имение Вере и Марфеньке, что вызывает гнев Татьяны Марковны...

В Малиновке, несмотря на радостные хлопоты, связанные с приездом Райского, идёт обыденная жизнь: слуга Савелий призван давать во всем отчёт приехавшему помещику, Леонтий Козлов учит детей.

Но вот сюрприз: Козлов оказался женат, да на ком! На Уленьке, кокетливой дочери «эконома какого-то казённого заведения в Москве», где держали стол для приходящих студентов. Все они были понемногу влюблены тогда в Уленьку, один Козлов не замечал её профиля камеи, но именно за него вышла она в конце концов и уехала в дальний уголок России, на Волгу. Разные слухи ходят о ней по городу, Уленька предупреждает Райского о том, что он может услышать, и заранее просит ничему не верить - явно в надежде на то, что уж он-то, Борис Павлович, не останется равнодушным к её прелестям...

Вернувшись домой, Райский находит полную усадьбу гостей - Тит Никонович, Полина Карповна, все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина усадьбы, бабушкину гордость. А многие прислали поздравление с приездом. И покатилась по наезженной колее обычная деревенская жизнь со всеми своими прелестями и радостями. Райский знакомится с окрестностями, вникает в жизнь близких ему людей. Дворовые выясняют свои отношения, и Райский становится свидетелем дикой ревности Савелия к неверной жене Марине, доверенной прислуги Веры. Вот где кипят истинные страсти!..

А Полина Карповна Крицкая? Вот уж кто охотно поддался бы проповедям Райского, приди ему в голову увлечь эту стареющую кокетку! Она буквально из кожи лезет вон, чтобы привлечь его внимание, а потом понести по всему городку весть о том, что Борис Павлович не устоял перед ней. Но Райский в ужасе шарахается от помешавшейся на любви барыни.

Тихо, покойно тянутся дни в Малиновке. Только вот Вера все не возвращается от попадьи; Борис Павлович же времени даром не теряет - он пытается «образовать» Марфеньку, выясняя потихоньку её вкусы и пристрастия в литературе, живописи, чтобы и в ней начать пробуждать подлинную жизнь. Иногда заходит он в домик Козлова. И однажды встречается там с Марком Волоховым: «пятнадцатого класса, состоящий под надзором полиции чиновник, невольный здешнего города гражданин», как рекомендуется он сам.

Марк кажется Райскому человеком забавным - он уже успел услышать о нем много ужасов от бабушки, но теперь, познакомившись, приглашает к себе на ужин. Их импровизированный ужин с непременной жжёнкой в комнате Бориса Павловича будит страшащуюся пожаров Татьяну Марковну, и она приходит в ужас от присутствия в доме этого человека, уснувшего, как собачонка, - без подушки, свернувшись калачиком.

Марк Волохов тоже считает своим долгом пробудить людей - только, в отличие от Райского, не конкретную женщину от сна души к грозе жизни, а абстрактных людей - к тревогам, опасностям, чтению запрещённых книг. Он не думает скрывать своей простой и циничной философии, которая почти вся сводится к его личной пользе, и даже по-своему обаятелен в подобной детской открытости. И Райский увлекается Марком - его туманностью, его загадкой, но именно в этот момент возвращается из-за Волги долгожданная Вера.

Она оказывается совсем не такой, какой ожидал увидеть её Борис Павлович, - замкнутая, не идущая на откровенные признания и разговоры, со своими маленькими и большими тайнами, загадками. Райский понимает, насколько необходимо ему разгадать свою кузину, познать её потаённую жизнь, в существовании которой он не сомневается ни на миг...

И постепенно в утончённом Райском пробуждается дикий Савелий: как следит этот дворовый за своей женой Мариной, так и Райский «во всякую минуту знал, где она, что делает. Вообще способности его, устремлённые на один, занимающий его предмет, изощрялись до невероятной тонкости, а теперь, в этом безмолвном наблюдении за Верой, они достигли степени ясновидения».

А тем временем бабушка Татьяна Марковна мечтает женить Бориса Павловича на дочери откупщика, чтобы он навсегда уже осел в родных краях. Райский от такой чести отказывается - столько вокруг загадочного, того, что необходимо разгадать, а он вдруг ударится по бабушкиной воле в такую прозу!.. Тем более, что событий вокруг Бориса Павловича, действительно, разворачивается немало. Появляется молодой человек Викентьев, и Райский мгновенно прозревает начало его романа с Марфенькой, их взаимное влечение. Вера по-прежнему убивает Райского своим равнодушием, куда-то исчез Марк Волохов, и Борис Павлович отправляется его разыскивать. Однако на этот раз и Марк не в состоянии развлечь Бориса Павловича - он все намекает на то, что хорошо знает об отношении Райского к Вере, о её равнодушии и бесплодных попытках столичного кузена пробудить в провинциалке живую душу. Не выдерживает наконец и сама Вера: она решительно просит Райского не шпионить за ней повсюду, оставить её в покое. Разговор заканчивается как будто примирением: теперь Райский и Вера могут спокойно и серьёзно разговаривать о книгах, о людях, о понимании жизни каждым из них. Но Райскому этого мало...

Татьяна Марковна Бережкова все-таки хоть в чем-то настояла на своём, и в один прекрасный день все городское общество звано в Малиновку на торжественный обед в честь Бориса Павловича. Но благопристойное знакомство так и не удаётся - в доме вспыхивает скандал, Борис Павлович открыто говорит почтенному Нилу Андреевичу Тычкову все, что думает о нем, и сама Татьяна Марковна неожиданно для себя встаёт на сторону внука: «Раздулся от гордости, а гордость - пьяный порок, наводит забвение. Отрезвись же, встань и поклонись: перед тобою стоит Татьяна Марковна Бережкова!» Тычков с позором изгнан из Малиновки, а покорённая честностью Райского Вера впервые целует его. Но ничего этот поцелуй, увы, не означает, и Райский собирается вернуться в Петербург, к привычной жизни, привычному окружению.

Правда, в скорый отъезд его не верят ни Вера, ни Марк Волохов, да и сам Райский не может уехать, ощущая вокруг движение жизни, недоступной ему. Тем более, что Вера вновь уезжает за Волгу к подруге.

В её отсутствие Райский пытается выяснить у Татьяны Марковны: что же за человек Вера, в чем именно скрыты особенности её характера. И узнает, что бабушка считает себя необычайно близкой с Верой, любит её любовью глубокой, уважительной, сострадательной, видя в ней в каком-то смысле собственное повторение. От неё же Райский узнает и о человеке, который не знает, «как приступиться, как посвататься» к Вере. Это - лесничий Иван Иванович Тушин.

Не зная, каким образом отделаться от мыслей о Вере, Борис Павлович даёт Крицкой увезти себя к ней в дом, оттуда он отправляется к Козлову, где его с распростёртыми объятиями встречает Уленька. И Райский не устоял перед её чарами...

В грозовую ночь Веру привозит на своих лошадях Тушин - наконец-то у Райского появляется возможность увидеть человека, о котором рассказывала ему Татьяна Марковна. И вновь он одержим ревностью и собирается в Петербург. И вновь остаётся, не в состоянии уехать, не разгадав тайну Веры.

Райскому удаётся даже Татьяну Марковну встревожить постоянными мыслями и рассуждениями о том, что Вера влюблена, и бабушка задумывает эксперимент: семейное чтение назидательной книги о Кунигунде, влюблённой против воли родителей и закончившей свои дни в монастыре. Эффект оказывается совершенно неожиданным: Вера остаётся равнодушной и едва не засыпает над книгой, а Марфенька и Викентьев, благодаря назидательному роману, объясняются в любви под соловьиное пение. На другой день в Малиновку приезжает мать Викентьева, Марья Егоровна, - происходит официальное сватовство и сговор. Марфенька становится невестой.

А Вера?.. Ее избранник - Марк Волохов. Это к нему ходит она на свидания в обрыв, где похоронен ревнивый самоубийца, это его мечтает она назвать мужем, переделав сначала по своему образу и подобию. Веру и Марка разделяет слишком многое: все понятия о нравственности, добре, порядочности, но Вера надеется склонить своего избранника к тому, что есть правильного в «старой правде». Любовь и честь для неё - не пустые слова. Их любовь больше напоминает поединок двух убеждений, двух правд, но в этом поединке все более и более отчётливо проявляются характеры Марка и Веры.

Райский все ещё не ведает о том, кто избран его кузиной. Он по-прежнему погружён в загадку, по-прежнему мрачно смотрит на окружающее. А покой городка тем временем потрясён бегством Уленьки от Козлова с учителем мсье Шарлем. Отчаяние Леонтия безгранично, Райский вместе с Марком пытаются привести Козлова в чувство.

Да, страсти поистине кипят вокруг Бориса Павловича! Вот уже и из Петербурга получено письмо от Аянова, в котором старый приятель рассказывает о романе Софьи с графом Милари - в строгом понятии то, что произошло между ними, - никакой не роман, но свет расценил некий «ложный шаг» Беловодовой как компрометирующий её, и тем отношения дома Пахотиных с графом завершились.

Письмо, которое могло бы совсем ещё недавно задеть Райского, особенно сильного впечатления на него не производит: все мысли, все чувства Бориса Павловича безраздельно заняты Верой. Незаметно наступает вечер накануне помолвки Марфеньки. Вера вновь отправляется в обрыв, а Райский ждёт её на самом краю, понимая - зачем, куда и к кому отправилась его несчастная, одержимая любовью кузина. Померанцевый букет, заказанный для Марфеньки к её торжеству, совпавшему с днём рождения, Райский жестоко бросает в окно Вере, падающей без чувств при виде этого подарка...

На следующий день Вера заболевает - ужас её заключается в том, что необходимо поведать бабушке о своём падении, но сделать это она не в силах, тем более что дом полон гостей, а Марфеньку провожают к Викентьевым. Открыв все Райскому, а затем Тушину, Вера ненадолго успокаивается - Борис Павлович рассказывает по просьбе Веры о случившемся Татьяне Марковне.

День и ночь выхаживает Татьяна Марковна свою беду - она ходит безостановочно по дому, по саду, по полям вокруг Малиновки, и никто не в силах остановить ее: «Бог посетил, не сама хожу. Его сила носит - надо выносить до конца. Упаду - подберите меня...» - говорит Татьяна Марковна внуку. После многочасового бдения Татьяна Марковна приходит к Вере, лежащей в горячке.

Выходив Веру, Татьяна Марковна понимает, как необходимо им обеим облегчить душу: и тогда Вера слышит страшное признание бабушки о своём давнем грехе. Некогда в юности сватавшийся к ней нелюбимый человек застал Татьяну Марковну в оранжерее с Титом Никоновичем и взял с неё клятву никогда не выходить замуж...

Действие произведения происходит в доме Пахотиных, где два товарища Райский и Аянов зашли к главе семейства, чтобы провести приятно вечер.

Аянов постоянно бывает в этом обществе для того, чтобы просто побеседовать с сестрами Пахотина Николая Васильевича. А вот у Райского совсем другой интерес. Он пытается ухаживать за дочерью хозяина дома, оказавшаяся, в столь молодом возрасте уже вдовой. Софья же была неприступной женщиной, и никто ей был неинтересен, тем более, Райский.

Борис Павлович по характеру был страстным человеком. Его горячая натура проявлялась в живописи, в музицировании, и в написании небольших стихотворений. Но ему этого не хватает. Он хочет, чтобы страсти кипели вокруг него, хотя сам ничего еще свои тридцать лет не добился, чтобы на него обратили внимание. После учебы он едет к своей двоюродной бабушке отдохнуть от несбывшихся надежд. Помещица Бережкова замуж не вышла по причине запрета ее родителями. Несостоявшийся жених так все годы и ездил к Татьяне Марковне.

Поместье, куда прибыл Борис Павлович, было спокойным местом, только портил нехороший обрыв, о котором ходили страшные истории. Именно здесь произошло убийство, а преступник, совершивший это деяние, был захоронен здесь. Татьяна Марковна была рада приезду внука. Она думала, что он поможет ей в управлении имения, но Райский даже и не думал об этом. Его не интересовало и то, что бабушка хотела познакомить с людьми из хорошего общества.

Прожив некоторое время, Борис отбывает в Петербург и продолжает учебу в университете. Здесь он находит себе друга, близкого по душевному состоянию и размышлениям о жизни. Однако,получив диплом, его товарищ уезжает в глубинку учительствовать, а Райский не знает, чем заняться.

И тогда его целью стала Софья, о которой мы говорили в начале произведения. Он хотел разбудить в ней огонь любовной страсти, и поэтому стал бывать каждый вечер у Пахотиных.

Райский даже изобразил образ женщины на холсте, и каждый вечер любовался им. Но, неожиданно в деревню его вызывает бабушка, и внезапно объявившийся товарищ тоже нашел и звал к себе, та как Леонтий проживал недалеко от Малиновки.

В имении Борис встречает милую девушку. Марфенька присматривает за домашней птицей. И делает это так изящно, что Райский был обрадован тем, что наконец-то он нашел ту мечту, которую представлял в своих творческих трудах.

Продолжая жить в деревне, Борис Павлович, так и не думает заниматься делами имения, да оно ему и не нужно. Он решает подарить его Вере и Марфеньке. Он с нетерпением ждет приезда Веры. Увидев ее, молодой человек был сильно разочарован в ней. И он хочет разгадать все ее тайны и сокровенные желания. И он занялся слежкой за своей кузиной.

Пока Райский был занят Верой, его бабушка хотела удачно женить своего внука. Но ему сейчас не до этого. Вере не нравится, что Райский за ней следит, и говорит ему, чтобы он перестал за ней ходить и лезть ей в душу. И вроде Борис и Вера остались хорошими друзьями, свободно говорили об искусстве, о жизни, но молодой человек до конца не успокоился.

Татьяна Марковна в своем имении в честь прибытия внука устроила ужин с приглашением всех почитаемых жителей Малиновки. Пригласила она уважаемого всеми Тычкова. Но ужин закончился ссорой. Райский выговаривает Нилу Андреевичу все самые его худшие черты характера. Неожиданно для Бориса его поддерживает Бережкова, и опозоренный Тычков уезжает из поместья. Вера, оценив такой смелый поступок, дарит поцелуй Райскому, но он его уже не возбуждает.

Райский выпытывает у бабушки, кто же так увлечен Верой. Иона говорит ему, что этим человеком является лесничий Тушин. И Борис видит Тушина, когда тот привозит Веру домой.

Но самой неожиданностью для него явилось, то, что возлюбленным его кузины оказался Волохов, его друг, с которым он давно общался, после чего тот внезапно исчез. Тут приходит известие из Петербурга, где сообщается роман Софьи с графом Милори уже подошел к завершению, что скомпрометировал дом Пахотиных. Но эти вести не интересуют Райского. Все мысли заняты Верой.

Следя за ней, он обнаруживает, как она спускается к тому страшному обрыву на свидание. Борис, ожидая ее там же, кидает небрежно букет цветов, приготовленный для Марфеньки в честь ее помолвки и именин.

Сильно испугавшись и перенервничав, девушка слегла в постель. Она не знала, как раскаяться в этом поступке бабушке. Райский по ее просьбе рассказывает все Татьяне Марковне, и она, успокаивая Веру, рассказывает свою историю про этот обрыв. Она считает, что внучка должна стать, владелицей имения, повторив судьбу бабушки. Марку сообщают, что Вере с ним не по пути, и он отправляется на войну. Райский, же, большую часть времени посвятил себя художеству. И девушка поняла, что по-настоящему ее любил только Тушин. И предложение бабушки дает ей возможность очиститься от своих грехов.

Произведение учит думать нас о жизни, о любви, о нашем предназначении в этом мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гончаров. Все произведения

  • Мильон терзаний
  • Обрыв
  • Фрегат Паллада

Обрыв. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гаргантюа и Пантагрюэль Франсуа Рабле

    Читая, пейте, ешьте, не грустите, - так обращается рассказчик повествования к читателю. Автор говорит, что это повесть об ужасной жизни ее героев.

  • Краткое содержание Толстой Чем люди живы

    История Чем люди живы - это описание одного случая, когда ангел спустился на землю, чтобы помочь человеку в нужде.

Иван Александрович Гончаров

«Обрыв»

Петербургский день клонится к вечеру, и все, кто обычно собирается за карточным столом, к этому часу начинают приводить себя в соответствующий вид. Собираются и два приятеля — Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов — вновь провести этот вечер в доме Пахотиных, где обитают сам хозяин, Николай Васильевич, две его сестры, старые девы Анна Васильевна и Надежда Васильевна, а также молодая вдова, дочь Пахотина, красавица Софья Беловодова, составляющая главный интерес в этом доме для Бориса Павловича.

Иван Иванович — человек простой, без затей, он ездит к Пахотиным лишь для того, чтобы перекинуться в карты с заядлыми игроками, старыми девами. Другое дело — Райский; ему необходимо расшевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив её из холодной мраморной статуи в живую, исполненную страстей женщину.

Борис Павлович Райский одержим страстями: он немножко рисует, немножко пишет, музицирует, вкладывая во все свои занятия силу и страсть души. Но этого мало — Райскому необходимо пробудить страсти и вокруг, чтобы постоянно ощущать себя в кипении жизни, в той точке соприкосновения всего со всем, которую он называет Аянову: «Жизнь — роман, и роман — жизнь». Мы знакомимся с ним в тот момент, когда «Райскому за тридцать лет, а он ещё ничего не посеял, не пожал и не шёл ни по одной колее, по каким ходят приезжающие изнутри России».

Приехав некогда в Петербург из родового имения, Райский, поучившись понемногу всему, ни в чем не отыскал своего призвания.

Он понял лишь одно: главное для него — искусства; то, что особенно сильно задевает душу, заставляя её пламенеть страстным огнём. В таком настроении Борис Павлович отправляется на каникулы в имение, которым после смерти его родителей управляет двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, которой в незапамятные времена родители не позволили выйти замуж за избранника, Тита Никоновича Ватутина. Остался холостяком и он, так и ездит всю жизнь к Татьяне Марковне, никогда не забывая подарков для неё и двух девочек-родственниц, которых она воспитывает, — сирот Верочки и Марфеньки.

Малиновка, имение Райского, благословенный уголок, в котором находится место всему, радующему глаз. Только вот страшный обрыв, которым заканчивается сад, пугает обитателей дома: по преданию, на дне его в далёкие времена «убил за неверность жену и соперника, и тут же сам зарезался, один ревнивый муж, портной из города. Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления».

Радостно встретила Татьяна Марковна приехавшего на каникулы внука — попыталась было ввести его в курс дела, показать хозяйство, пристрастить к нему, но Борис Павлович остался равнодушным и к хозяйству, и к необходимым визитам. Душу его могли затронуть лишь поэтические впечатления, а они никак не связывались ни с грозой города, Нилом Андреевичем, которому непременно хотела представить его бабушка, ни с провинциальной кокеткой Полиной Карповной Крицкой, ни с лубочным семейством старичков Молочковых, словно Филемон и Бавкида проживших свой век неразлучно…

Пролетели каникулы, и Райский вернулся в Петербург. Здесь, в университете, он сблизился с Леонтием Козловым, сыном дьякона, «забитым бедностью и робостью». Непонятно, что могло сблизить столь разных молодых людей: юношу, мечтающего стать учителем где-нибудь в отдалённом российском уголке, и мятущегося поэта, художника, одержимого страстями романтического молодого человека. Однако они стали по-настоящему близки друг другу.

Но университетская жизнь закончилась, Леонтий уехал в провинцию, а Райский так и не может сыскать настоящего дела в жизни, продолжая дилетантствовать. И его беломраморная кузина Софья все кажется Борису Павловичу важнейшей целью в жизни: пробудить в ней огонь, заставить испытать, что такое «гроза жизни», написать о ней роман, нарисовать её портрет… Он проводит у Пахотиных все вечера, проповедуя Софье истинность жизни. В один из таких вечеров отец Софьи, Николай Васильевич, приводит в дом графа Милари, «превосходного музыканта и любезнейшего молодого человека».

Вернувшись домой в тот памятный вечер, Борис Павлович не может найти себе места: он то всматривается в начатый им портрет Софьи, то перечитывает начатый некогда очерк о молодой женщине, в которой ему удалось пробудить страсть и привести её даже к «падению», — увы, Наташи нет уже в живых, а в исписанных им страницах так и не запечатлелось подлинное чувство. «Эпизод, обратившийся в воспоминание, представился ему чужим событием».

Меж тем наступило лето, Райский получил письмо от Татьяны Марковны, в котором она звала внука в благословенную Малиновку, пришло письмо и от Леонтия Козлова, обитавшего поблизости от родового имения Райского. «Это судьба посылает меня…» — решил Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье Беловодовой. К тому же случился небольшой конфуз — Райский решился показать написанный им портрет Софьи Аянову, а тот, посмотрев на работу Бориса Павловича, вынес свой приговор: «Она тут как будто пьяна». Не оценил портрет по достоинству и художник Семен Семенович Кирилов, сама же Софья нашла, что Райский польстил ей — она не такая…

Первое же лицо, которое Райский встречает в усадьбе, — юная очаровательная девушка, не замечающая его, занятая кормлением домашней птицы. Весь облик её дышит такой свежестью, чистотой, грацией, что Райский понимает — здесь, в Малиновке, суждено найти ему красоту, в поисках которой он изнывал в холодном Петербурге.

Радостно встречают Райского Татьяна Марковна, Марфенька (она и оказалась той самой девушкой), прислуга. Только кузина Вера гостит за Волгой у своей подруги-попадьи. И вновь бабушка старается увлечь Райского хозяйственными хлопотами, которые по-прежнему ничуть не интересуют Бориса Павловича — он готов подарить имение Вере и Марфеньке, что вызывает гнев Татьяны Марковны…

В Малиновке, несмотря на радостные хлопоты, связанные с приездом Райского, идёт обыденная жизнь: слуга Савелий призван давать во всем отчёт приехавшему помещику, Леонтий Козлов учит детей.

Но вот сюрприз: Козлов оказался женат, да на ком! На Уленьке, кокетливой дочери «эконома какого-то казённого заведения в Москве», где держали стол для приходящих студентов. Все они были понемногу влюблены тогда в Уленьку, один Козлов не замечал её профиля камеи, но именно за него вышла она в конце концов и уехала в дальний уголок России, на Волгу. Разные слухи ходят о ней по городу, Уленька предупреждает Райского о том, что он может услышать, и заранее просит ничему не верить — явно в надежде на то, что уж он-то, Борис Павлович, не останется равнодушным к её прелестям…

Вернувшись домой, Райский находит полную усадьбу гостей — Тит Никонович, Полина Карповна, все съехались посмотреть на возмужавшего хозяина усадьбы, бабушкину гордость. А многие прислали поздравление с приездом. И покатилась по наезженной колее обычная деревенская жизнь со всеми своими прелестями и радостями. Райский знакомится с окрестностями, вникает в жизнь близких ему людей. Дворовые выясняют свои отношения, и Райский становится свидетелем дикой ревности Савелия к неверной жене Марине, доверенной прислуги Веры. Вот где кипят истинные страсти!..

А Полина Карповна Крицкая? Вот уж кто охотно поддался бы проповедям Райского, приди ему в голову увлечь эту стареющую кокетку! Она буквально из кожи лезет вон, чтобы привлечь его внимание, а потом понести по всему городку весть о том, что Борис Павлович не устоял перед ней. Но Райский в ужасе шарахается от помешавшейся на любви барыни.

Тихо, покойно тянутся дни в Малиновке. Только вот Вера все не возвращается от попадьи; Борис Павлович же времени даром не теряет — он пытается «образовать» Марфеньку, выясняя потихоньку её вкусы и пристрастия в литературе, живописи, чтобы и в ней начать пробуждать подлинную жизнь. Иногда заходит он в домик Козлова. И однажды встречается там с Марком Волоховым: «пятнадцатого класса, состоящий под надзором полиции чиновник, невольный здешнего города гражданин», как рекомендуется он сам.

Марк кажется Райскому человеком забавным — он уже успел услышать о нем много ужасов от бабушки, но теперь, познакомившись, приглашает к себе на ужин. Их импровизированный ужин с непременной жжёнкой в комнате Бориса Павловича будит страшащуюся пожаров Татьяну Марковну, и она приходит в ужас от присутствия в доме этого человека, уснувшего, как собачонка, — без подушки, свернувшись калачиком.

Марк Волохов тоже считает своим долгом пробудить людей — только, в отличие от Райского, не конкретную женщину от сна души к грозе жизни, а абстрактных людей — к тревогам, опасностям, чтению запрещённых книг. Он не думает скрывать своей простой и циничной философии, которая почти вся сводится к его личной пользе, и даже по-своему обаятелен в подобной детской открытости. И Райский увлекается Марком — его туманностью, его загадкой, но именно в этот момент возвращается из-за Волги долгожданная Вера.

Она оказывается совсем не такой, какой ожидал увидеть её Борис Павлович, — замкнутая, не идущая на откровенные признания и разговоры, со своими маленькими и большими тайнами, загадками. Райский понимает, насколько необходимо ему разгадать свою кузину, познать её потаённую жизнь, в существовании которой он не сомневается ни на миг…

И постепенно в утончённом Райском пробуждается дикий Савелий: как следит этот дворовый за своей женой Мариной, так и Райский «во всякую минуту знал, где она, что делает. Вообще способности его, устремлённые на один, занимающий его предмет, изощрялись до невероятной тонкости, а теперь, в этом безмолвном наблюдении за Верой, они достигли степени ясновидения».

А тем временем бабушка Татьяна Марковна мечтает женить Бориса Павловича на дочери откупщика, чтобы он навсегда уже осел в родных краях. Райский от такой чести отказывается — столько вокруг загадочного, того, что необходимо разгадать, а он вдруг ударится по бабушкиной воле в такую прозу!.. Тем более, что событий вокруг Бориса Павловича, действительно, разворачивается немало. Появляется молодой человек Викентьев, и Райский мгновенно прозревает начало его романа с Марфенькой, их взаимное влечение. Вера по-прежнему убивает Райского своим равнодушием, куда-то исчез Марк Волохов, и Борис Павлович отправляется его разыскивать. Однако на этот раз и Марк не в состоянии развлечь Бориса Павловича — он все намекает на то, что хорошо знает об отношении Райского к Вере, о её равнодушии и бесплодных попытках столичного кузена пробудить в провинциалке живую душу. Не выдерживает наконец и сама Вера: она решительно просит Райского не шпионить за ней повсюду, оставить её в покое. Разговор заканчивается как будто примирением: теперь Райский и Вера могут спокойно и серьёзно разговаривать о книгах, о людях, о понимании жизни каждым из них. Но Райскому этого мало…

Татьяна Марковна Бережкова все-таки хоть в чем-то настояла на своём, и в один прекрасный день все городское общество звано в Малиновку на торжественный обед в честь Бориса Павловича. Но благопристойное знакомство так и не удаётся — в доме вспыхивает скандал, Борис Павлович открыто говорит почтенному Нилу Андреевичу Тычкову все, что думает о нем, и сама Татьяна Марковна неожиданно для себя встаёт на сторону внука: «Раздулся от гордости, а гордость — пьяный порок, наводит забвение. Отрезвись же, встань и поклонись: перед тобою стоит Татьяна Марковна Бережкова!» Тычков с позором изгнан из Малиновки, а покорённая честностью Райского Вера впервые целует его. Но ничего этот поцелуй, увы, не означает, и Райский собирается вернуться в Петербург, к привычной жизни, привычному окружению.

Правда, в скорый отъезд его не верят ни Вера, ни Марк Волохов, да и сам Райский не может уехать, ощущая вокруг движение жизни, недоступной ему. Тем более, что Вера вновь уезжает за Волгу к подруге.

В её отсутствие Райский пытается выяснить у Татьяны Марковны: что же за человек Вера, в чем именно скрыты особенности её характера. И узнает, что бабушка считает себя необычайно близкой с Верой, любит её любовью глубокой, уважительной, сострадательной, видя в ней в каком-то смысле собственное повторение. От неё же Райский узнает и о человеке, который не знает, «как приступиться, как посвататься» к Вере. Это — лесничий Иван Иванович Тушин.

Не зная, каким образом отделаться от мыслей о Вере, Борис Павлович даёт Крицкой увезти себя к ней в дом, оттуда он отправляется к Козлову, где его с распростёртыми объятиями встречает Уленька. И Райский не устоял перед её чарами…

В грозовую ночь Веру привозит на своих лошадях Тушин — наконец-то у Райского появляется возможность увидеть человека, о котором рассказывала ему Татьяна Марковна. И вновь он одержим ревностью и собирается в Петербург. И вновь остаётся, не в состоянии уехать, не разгадав тайну Веры.

Райскому удаётся даже Татьяну Марковну встревожить постоянными мыслями и рассуждениями о том, что Вера влюблена, и бабушка задумывает эксперимент: семейное чтение назидательной книги о Кунигунде, влюблённой против воли родителей и закончившей свои дни в монастыре. Эффект оказывается совершенно неожиданным: Вера остаётся равнодушной и едва не засыпает над книгой, а Марфенька и Викентьев, благодаря назидательному роману, объясняются в любви под соловьиное пение. На другой день в Малиновку приезжает мать Викентьева, Марья Егоровна, — происходит официальное сватовство и сговор. Марфенька становится невестой.

А Вера?.. Ее избранник — Марк Волохов. Это к нему ходит она на свидания в обрыв, где похоронен ревнивый самоубийца, это его мечтает она назвать мужем, переделав сначала по своему образу и подобию. Веру и Марка разделяет слишком многое: все понятия о нравственности, добре, порядочности, но Вера надеется склонить своего избранника к тому, что есть правильного в «старой правде». Любовь и честь для неё — не пустые слова. Их любовь больше напоминает поединок двух убеждений, двух правд, но в этом поединке все более и более отчётливо проявляются характеры Марка и Веры.

Райский все ещё не ведает о том, кто избран его кузиной. Он по-прежнему погружён в загадку, по-прежнему мрачно смотрит на окружающее. А покой городка тем временем потрясён бегством Уленьки от Козлова с учителем мсье Шарлем. Отчаяние Леонтия безгранично, Райский вместе с Марком пытаются привести Козлова в чувство.

Да, страсти поистине кипят вокруг Бориса Павловича! Вот уже и из Петербурга получено письмо от Аянова, в котором старый приятель рассказывает о романе Софьи с графом Милари — в строгом понятии то, что произошло между ними, — никакой не роман, но свет расценил некий «ложный шаг» Беловодовой как компрометирующий её, и тем отношения дома Пахотиных с графом завершились.

Письмо, которое могло бы совсем ещё недавно задеть Райского, особенно сильного впечатления на него не производит: все мысли, все чувства Бориса Павловича безраздельно заняты Верой. Незаметно наступает вечер накануне помолвки Марфеньки. Вера вновь отправляется в обрыв, а Райский ждёт её на самом краю, понимая — зачем, куда и к кому отправилась его несчастная, одержимая любовью кузина. Померанцевый букет, заказанный для Марфеньки к её торжеству, совпавшему с днём рождения, Райский жестоко бросает в окно Вере, падающей без чувств при виде этого подарка…

На следующий день Вера заболевает — ужас её заключается в том, что необходимо поведать бабушке о своём падении, но сделать это она не в силах, тем более что дом полон гостей, а Марфеньку провожают к Викентьевым. Открыв все Райскому, а затем Тушину, Вера ненадолго успокаивается — Борис Павлович рассказывает по просьбе Веры о случившемся Татьяне Марковне.

День и ночь выхаживает Татьяна Марковна свою беду — она ходит безостановочно по дому, по саду, по полям вокруг Малиновки, и никто не в силах остановить ее: «Бог посетил, не сама хожу. Его сила носит — надо выносить до конца. Упаду — подберите меня…» — говорит Татьяна Марковна внуку. После многочасового бдения Татьяна Марковна приходит к Вере, лежащей в горячке.

Выходив Веру, Татьяна Марковна понимает, как необходимо им обеим облегчить душу: и тогда Вера слышит страшное признание бабушки о своём давнем грехе. Некогда в юности сватавшийся к ней нелюбимый человек застал Татьяну Марковну в оранжерее с Титом Никоновичем и взял с неё клятву никогда не выходить замуж…

Главный герой романа - Борис Павлович Райский - студент, абсолютно не понимающий, чему хочет посвятить свою жизнь. Он немного рисует, немного пишет, в хорошем расположении духа музицирует, но все это преследует лишь одну цель - создать вокруг себя суету, страсть и кипение жизни. В Петербурге он все вечера проводит у Пахотиных, где все его внимание сосредоточено на молодой вдове - дочери хозяина дома - Софье Беловодовой. Райский в буквальном смысле одержим девушкой и ее полное равнодушие к нему лишь увеличивает его желание превратить эту холодную красотку в страстную, по-настоящему живую женщину.

Изредка Райскому приходится отрываться от своего увлечения для поездок в родовое имение - Малиновку. Всем там заправляет его бабка - Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, свою жизнь посвятившая хозяйству и воспитанию двух осиротевших племянниц - Марфеньки и Веры. Имение благодаря ее стараниям процветает, но внук, несмотря на все ее уговоры, остается к управлению равнодушными и собирается его переписать на племянниц. Этот дом Райскому нравится. Только вот обрыв на краю участка, где по преданию похоронен преступник-самоубийца, нагоняет на него тоску.

В Малиновке герой пробыл недолго и снова вернулся в Петербург, к своей неприступной Софье. В университете он сдружился с совершенно противоположным ему человеком - Леонтием Козловым, который мечтает учительствовать в какой-то русской глубинке. Но разность взглядов и увлечений, не помешала им стать настоящими друзьями. Следующим летом оказалось, что Козлова распределили преподавать недалеко от Малиновки, и Райский всерьез задумался погостить в имении подольше. В Петербурге его ничего не держало: Софья всерьез увлеклась добропорядочным графом Милари.

Приехав в Малиновку, Райский первой встречает Марфеньку, которая очень повзрослела и похорошела. Герой даже подумал, что его сердце может быть излечено от Софьи, но затем бурная деревенская жизнь не дала этим мыслям развиться. Райский посетил Козлова, который к тому времени уже женился и, как оказалось, на очень ветреной особе с плохой репутацией – девушке Уленьке. Бабка по-прежнему не теряла надежды увлечь внука хозяйством, но тот оказался во власти двух новых чувств: он влюбился в Веру, приехавшую от подруги, и познакомился с Марком Волоховым, который стремился пробудить людей, заставить их читать запрещенную литературу, но при этом конечной целью ставил собственную выгоду. Райский целый день по пятам следовал за Верой, в по вечерам распивал жженку с Волоховым.

Девушка была очень холодна к Райскому и однажды даже отважилась на откровенный разговор, после которого тот понял, что ее сердце принадлежит другому. Райским мучился неизвестностью, он хотел узнать кто оказался этим счастливчиком. Однажды ночью герой проследил за Верой и оцепенел: Вера в обрыве встречалась с Волоховым, она стремилась сделать его лучше и мечтала связать с ним жизнь. Обо всем узнает Татьяна Марковна, Вера от расстройства заболевает лихорадкой. Позже Бережкова открывает девушке тайну: много лет назад она тоже была влюблена и даже изменила своему жениху.

Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова «Обрыв» Роман Гончарова «Обрыв» «эпос нового мира» Жанровая колоритность романа План и замысел написания романа «Обрыв» Идеал главного героя в романе «Обрыв» Роман И. А. Гончарова Об Каковы же взгляды Райского? (по роману «Обрыв»)

Роман «Обрыв» выступает апофеозом творческого роста литературных трудов Гончарова в направлении «психологический реализм». Это произведение становится заключительной частью трилогии: « », Обыкновенная история», «Обрыв».

Особенности сюжетного построения произведения
Роман «Обрыв» состоит из пяти частей:

  • Первая повествует о жизни главного героя в Петербурге и напоминает затянувшийся пролог перед основными событиями. Рассказ идёт со слов автора
  • Вторая переносит читателя в Малиновку. Здесь и до последних строк романа наблюдения и прочие повествования описываются от лица Райского
  • Третья и четвёртая части отличаются резкой сменой ритма повествования. Страсти накаляются, образуется конфликт
  • Пятая часть завершает рассказ, но читателя ждёт неполная развязка - о том, как сложились дальнейшие судьбы Веры и Бориса остаётся только догадываться

Краткий пересказ романа «Обрыв» по плану:

I. Знакомство с Райским

Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов часто встречаются в доме Пахотина за карточной игрой. Аянова мало интересуют отношения дома Похотиных, и он приезжает сюда просто развеяться. А вот его приятель Райский наносит визиты Пахотиным, чтобы иметь возможность видеть недавно овдовевшую Софью, дочь гостеприимного хозяина. Он задумал пробудить страсти в молодой женщине, заставить её вновь наслаждаться жизнью. Сам он человек бушующих страстей - немного писатель, немного художник, но без определённого рода деятельности.

В Петербург герой прибыл из родового имения. Пытался учиться и найти себя, но пока безуспешно. В одном уверен Райский, что свяжет свою жизнь с искусством. С таким настроем Борис Павлович отправляется в родные пенаты, где после смерти его родителей «воцарилась» двоюродная бабушка Татьяна Марковна Бережкова. Бабушка осталась старой девой, так как много лет назад в нежном возрасте девицы ей не позволили пойти под венец с любимым Титом Ватулиным. Её избранник тоже остался холостым и до сих пор заезжает в гости к своей несостоявшейся невесте.

II. Имение Райского. Жуткая легенда обрыва в конце сада

Малиновка похожа на земной Эдем. Единственный минус - жуткий обрыв в конце сада имения. Его боятся все обитатели дома. Легенда гласит, что в давние времена убил ревнивый муж свою жену и любовника на самом дне обрыва, а после свёл счёты с жизнью. Когда по всему городку разошлась страшная весть, местное население пришло в настоящий ужас. А власти города закрыли глаза на то, что самоубийцу тут и зарыли.

Татьяна Марковна обрадована приезду Райского и сразу пытается приурочить его к ведению хозяйства. Но для него визит в имение Малиновку это возможность погрузиться в новые поэтические впечатления, к делам герой совершенно равнодушен. По завершению каникул Борис возвращается в Петербург к привычной жизни. В университете он находит общий язык с Леонтием Козловым, сыном дьякона, несмотря на то, что между ними нет ничего общего. Товарищ вскоре уезжает жить в глубинку, а Райский скучает дальше в Петербурге.

Летом Борис Павлович, соскучившийся уже пробуждать страсти в Софье, получает письмо от Татьяны Марковны. Бабушка зовёт Райского в гости. Она сообщает, что Леонтий обосновался недалеко от их имения.

III. Райская жизнь в Малиновке

Только что, приехав в Малиновку, Борис видит милейшее создание Марфу, воспитанницу живущую в доме при его бабушке. Герой, глядя на девушку, кормящую домашних птиц, чувствует, что он именно здесь найдёт красоту, которой так не хватает городским ландшафтам и обществу столицы.

Жизнь в Малиновке нравится Райскому. Рядом обосновался приятель Козлов, он женился и привёз с собой в глубинку завидную невесту, по которой сходили с ума многие студенты из их университета. Деревенская жизнь неспешна и прекрасна. Кузина Вера, вторая воспитанница бабушки, в отъезде. А с Марфой Райский проводит много времени, пытается её просветить и узнать больше о её пристрастиях. Он жаждет объяснить девушке, что возможна иная истинная жизнь. Но Марфа устойчива в своих традиционных взглядах, и пробудить в ней страстную натуру невозможно.

В дом к Райскому постоянно прибывают гости, что бы его повидать. Вокруг него постоянно крутится Полина Крицкая. Кокетка пускает все свои чары на молодого человека, однако они вызывают в нём лишь желание убежать прочь.

Райский часто бывает с визитами у Козловых. В этом доме бывает и Марк Волохов. Несмотря на ужасы о нём, которые рассказывала ему Татьяна Марковна, Борис заинтересован личностью Марка и приглашает его к себе. Волохов имеет смутную репутацию, находится под надзором полиции и побуждает к чтению запрещённой литературы. Его жизненное кредо - сплошная личная выгода, отрицание устоев и неуважение мнения окружающих.

IV. Возвращение веры

В имение возвращается Вера. Она впечатляет Райского своей таинственностью до глубины души. Герой решает разгадать эту девушку, во что бы то ни стало. Он начинает за ней шпионить. Вере Борис не интересен. Она находит в себе силы, чтобы выяснить с ним отношения и потребовать прекратить за ней наблюдения. Серьёзно переругавшись, Борис и Вера примиряются и даже становятся ближе.

Бабушка тем временем задумывает остепенить Райского, женив его. Но герой против такого развития событий. Он пускается на поиски куда-то запропастившегося Волохова.

У Марфы развивается роман с невесть откуда возникшим Викентьевым.

V. Званый обед

Бабушка организовывает торжественный приём в честь внука, прибывшего из столицы. Приглашена вся округа. Но мероприятие омрачается ссорой Райского и Тычкова. Татьяна Марковна встаёт на защиту внука и почтенного старца с позором прогоняют из дома. Покорённая смелостью Бориса Вера целует его от избытка чувств. Для героя этот момент ничего не значит, он уже почти решил покинуть Малиновку. Интерес к кузине окончательно пропал.

Первой уезжает Вера. Райский решается расспросить о ней у бабушки. Татьяна Марковна рассказывает, что на её воспитаннице хочет жениться Тушин. Под впечатлением от услышанного, Райский позволяет Крицкой увезти себя с собой. После свидания он отправляется в дом к Козловым и там попадает в объятия к Ульяне, жене Леонтия.

Обеспокоенная поведением воспитанниц бабушка читает с ними книгу, где главная героиня заканчивает своё существование в монастырских стенах за то, что полюбила против воли родителей. Под впечатлением объясняются Марфа и Викеньтьев. В Малиновку приезжает мать Викеньтьева и просватывает Марфу. Вера так и остаётся загадкой.

VI. Выбор Веры

Раскрывается загадка влюблённой Веры. Она вздыхает по Марку Волохову. У них состоится свидание на дне обрыва. Взгляды молодой пары слишком не совместимы. Вера мечтает о свадьбе, Марк себя в браке не видит.

Райский не оставляет попыток узнать, что за тайну хранит его кузина. Спокойствие городка нарушает бесстыжий побег жены Козлова с учителем. Леонтий убит горем. Его пытаются привести в чувства Борис и Марк.

Борису приходит письмо от Аянова, которое рассказывает о скандальном романе Софьи с графом Милари. Но Райскому всё равно, он полностью поглощён загадкой Веры. Вечером накануне помолвки Марфы он подкарауливает девушку на краю обрыва и осознаёт к кому она бегает на свидания.

Пристыженная Вера слегла с горячкой. Ей хочется поведать о своём грехе бабушке, но момент совершенно не подходящий. В доме собираются гости. Они провожают Марфеньку под венец. Вера открывается перед Борисом и просит его рассказать о своём горе бабушке. Татьяна Марковна «выхаживает» свою беду по всему дому и окрестным местам. Затем она приходит к постели больной воспитанницы и ухаживает за ней до полного выздоровления.

Перед оступившейся Верой бабушка произносит свою исповедь. Она признаётся, что сама согрешила в юности с любимым мужчиной, когда к ней сватался уже другой. Нежеланный жених застал любовников в оранжерее, и Татьяна Марковна дала клятву безбрачия.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются. Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа - конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной - оборвались ничем. Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

История создания романа «Обрыв»

Идея создания романа зародилась ещё в 1849 году, но воплотил её автор лишь спустя 20 лет. Работал Иван Александрович с перерывами, параллельно писал «Обломова» и долго не мог определиться с окончательным названием: «Художник» или «Райский», «Художник Райский» или «Вера». В итоге, получился «Обрыв», совсем не похожий на первоначальные варианты. Роман впервые был опубликован на страницах «Вестника» в 1869 году.

Образы главных героев в романе «Обрыв»

Прежде чем приступить к чтению романа «Обрыв» в кратком содержании, полезно познакомиться с характеристиками его персонажей. Понимание образов героев и их мировоззрения пригодится при написании сочинения по литературе.

  • Борис Павлович Райский
    — в начале повествования Райскому 35 лет. В подробном портрете автор подчёркивает глаза своего героя, в которых отражается вдохновение и жизненная усталость. Борис человек талантливый и возвышенный. Он обладает тонкой душевной организацией и ужасно ленив. Созерцание окружающего мира его любимое занятие. Он любит размышлять, но не действовать.
  • Вера Васильевна
    — Вера обладает сложным типом личности. Она не разделяет патриархальных взглядов бабушки и имеет своё мнение об окружающей действительности. Девушка много читает и интересуется смелыми взглядами Марка, полюбив которого переживает глубокое разочарование.
  • Татьяна Марковна Бережкова или бабушка
    — Татьяна Маркова привыкла контролировать всё, что происходит в её доме. Она не приемлет суеты и считает, что у каждой вещи должно быть своё место. Как личность эта героиня находится в полной гармонии с самой собой и точно знает, что ей нужно от жизни. Она требовательна ко всем вокруг, особенно это касается соблюдения ей же назначенных правил, но своих внучек трепетно и нежно любит. Литераторы сравнивают «царство» бабушки с Эдемом на земле. Лишь один минус есть в сказочном быту Бережковой - обрыв в конце сада, в контексте это символ упадка дворянства. Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.

Другие персонажи романа «Обрыв»

  • Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет - сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  • Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  • Иван Иванович Аянов — приятель Райского.
  • Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  • Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  • Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
  • Викеньтьев — ухажер Марфы.
  • Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.

Написанный в 1869 году роман «Обрыв» стал третьей частью трилогии, в которую входили 2 других известных произведения Гончарова – «Обломов» и «Обыкновенная история». «Обрыв» впервые был опубликован в журнале «Вестник Европы» в том же 1869 году. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.

Главный герой романа Борис Павлович Райский живёт без определённой цели в жизни. Он считает, что искусство – его призвание. При этом Райский не может ответить самому себе на вопрос: каким именно видом искусства ему лучше всего заниматься. Главному герою интересна и музыка, и живопись, и поэзия. Однако ни на одном из выбранных поприщ Борису не удаётся достигнуть особенных успехов: у него быстро пропадает интерес к работе.

Решив отдохнуть от шумной петербургской жизни, Райский отправляется на лето в своё имение Малиновка, которым управляет Татьяна Марковна, дальняя родственница Бориса. Татьяна Марковна воспитывает двух внучатых племянниц, Веру и Марфеньку, рано оставшихся сиротами. Бабушка (так называют свою родственницу Борис и внучатые племянницы) добросовестно исполняет свои обязанности и хочет, чтобы Райский вернулся в имение навсегда и стал настоящим хозяином Малиновки. Но Борису не интересна деревенская жизнь, он хочет подарить имение своим кузинам. Райский увлекается Марфенькой, проводит с ней много времени и пытается приучить её к искусству.

В Малиновку возвращается Вера, гостившая некоторое время у своей подруги. Райского перестаёт интересовать провинциальная Марфенька. Теперь объектом его внимания становится старшая сестра. Борис следит за девушкой и узнаёт, что кузина влюблена в Марка Волохова, человека с сомнительной репутацией, состоящего под надзором полиции. Райский стал свидетелем любовного свидания Марка и Веры, во время которого девушка отдалась возлюбленному. Борис чувствует отвращение к своей кузине. Вера и сама кается в содеянном и тяжело заболевает.

Старые грехи
Узнав о том, что произошло с внучатой племянницей, бабушка впадает в отчаяние. Когда Вера приходит в себя после болезни, Татьяна Марковна рассказывает ей о том, что сама она в молодости тоже согрешила. Желая искупить свою вину, бабушка поклялась не выходить замуж и посвятить себя воспитанию сирот. Татьяна Марковна считает, что Вера наказана из-за её греха.

Райский решает уехать из деревни. Он отправляется в Европу. Борис уверен, что наконец-то нашёл своё призвание: он должен стать скульптором. Марфенька выходит замуж за молодого человека по имени Викентий, жившего в соседнем имении. Татьяна Марковна и Вера хотят уединиться, что вместе искупить свои грехи.

Борис Райский

Главный герой романа находится в постоянном поиске вдохновения. Райский берётся за написание стихов и картин, мечтает написать роман. Однако в силу своей слабохарактерности ни одно дело он не может довести до конца.

Женщины – основной источник вдохновения Райского. Живя в Петербурге, он ухаживает за молодой вдовой и своей дальней родственницей Софьей Беловодовой. Борис считает Софью холодной неприступной женщиной и ставит перед собой цель разжечь в ней страсть. Не добившись успеха, Райский едет в деревню, где проявляет интерес сначала к одной, затем к другой кузине. Но и здесь Борису ни у кого не удалось вызвать ответные чувства. Марфенька слишком далека от тех возвышенных материй, о которых ей постоянно говорит её кузен. Вера видит в Борисе оторванного от жизни мечтателя и предпочитает ему «реалиста» Марка.

В конце повествования Райский приходит к выводу о том, что всё-таки нашёл то, что искал, и уезжает из страны. Однако автор ясно даёт понять, что, возможно, уже в скором будущем Борис разочаруется в своём выборе.

Вера Васильевна

Старшая внучатая племянница Татьяны Марковны горда и независима. Вера очень скрытная, никого не посвящает в свои дела. Независимый страстный характер девушки толкает её в объятья Марка Волохова. Вера считает, что Марк – настоящий борец за идеалы простого народа. Она хочет стать его спутницей и разделить с ним его жизнь.

На деле оказывается, что Вера ошиблась в своём возлюбленном. Волохов не тот, за кого стремится себя выдать. Марк никому не приносит никакой пользы. Весь его нигилизм заключён в презрительном отношении к окружающим и ненависти к общественной морали. Раскаяние Веры настолько велико, что она, как и Татьяна Марковна, согласна посвятить всю свою жизнь искуплению греха.

Марфенька стала первой, кого увидел Борис, когда приехал в деревню. Сначала кузина очаровывает его своей простотой и естественностью. Однако очень скоро Райский убеждается в том, что Марфенька – весьма недалёкая и «приземлённая» девушка. Когда кузен рассказывает ей о дальних странах и спрашивает, не хотелось ли бы ей там побывать, Марфа Васильевна недоумевает: зачем ей это нужно? Марфенька считает себя частью имения, в котором живёт. Ей безразличны дальние страны, она вся погружена в хозяйственные заботы своего дома.

Марфенька набожна и послушна бабушке, чем очень гордится. Девушка утверждает, что даже замуж выйдет за того, кого для неё выберет Татьяна Марковна. Молодая кузина Райского – полная противоположность своей мятежной сестре. Марфа Васильевна умеет довольствоваться тем, что у неё есть.

Татьяна Марковна

Бабушка Татьяна Марковна является в романе воплощением консервативных устоев. Своих внучатых племянниц она воспитывает в соответствии с теми традициями, в которых была воспитана она сама. Татьяна Марковна – рачительная хозяйка, умеющая беречь не только своё, но и чужое имущество.

Однако за внешней строгостью и консервативностью скрывается совсем другая женщина. Татьяна Марковна стала жертвой моральных устоев, которые она ставит превыше собственных желаний. Не имея сил противостоять чувству, одновременно пытаясь соответствовать созданному для неё моральному идеалу, Татьяна Марковна не находит компромисс и наказывает себя сама.

Роман получил своё название неслучайно. Почти каждый герой произведения находит свой собственный обрыв, с которого срывается в пропасть.

Борис Райский, находящийся в поиске вдохновения, не обнаруживает его ни в одной встретившейся на его пути женщине: ни в холодной Софье, ни в глупой провинциальной Марфеньке, ни в мятежной «падшей» Вере. Райский продолжает свой поиск, который вряд ли когда-нибудь увенчается успехом.

Воплощающий в романе идеи нигилизма Марк Волохов не вызывает симпатий автора. Марк считает себя прогрессивным современным человеком и чтобы доказать это, становится нигилистом. Волохов, как и многие молодые люди второй половины XIX века, примкнул к модному течению, чтобы идти в ногу со временем. Однако бесполезное отрицание традиций не может создать нового. Марк в своей жизни не имеет ничего, кроме проблем с властями. Неслучайно латинское слово nihil означает «ничто».

Нашла свой обрыв и Вера, пытаясь связать свою судьбу с Волоховым. Яркий образ бунтаря и борца за лучшую жизнь обманул её. В результате, девушка получает одни угрызения совести. Единственное, что остаётся Вере, это повторить судьбу своей родственницы. Обрыв Татьяны Марковны, ошибка, сделанная ею в молодости, изменила всю её дальнейшую жизнь.

Есть в романе и те герои, которым удалось обойти обрыв. Эти люди просто плывут по течению, принимая жизнь и своё место в ней такими, какие они есть. Софья Беловодова сумела стать счастливой с нелюбимым мужем. Молодая вдова не сожалеет о смерти супруга, вспоминая лишь приятные моменты их совместной жизни. Марфеньку вполне устраивает доставшаяся ей судьба. Её душа не требует бунта. Давний друг Райского Леонтий Козлов не стремится к головокружительной карьере, довольствуясь должностью учителя и не слишком добродетельной женой.

5 (100%) 2 votes