Криминологии ее источники и основные направления развития. Основные направления исторического развития криминологии

Криминология изучает социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические характеристики личности преступника. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.

Теории биологического и биолого-социологические направлений в криминологии

Физиогномика и френология. Классическая школа криминологии стремилась вообще исключить признаки личности человека, совершающего преступления, из предмета рассмотрения криминологии. Однако практика показала, что такое представление является излишне упрощённым. Человек далеко не всегда ведёт себя рационально. Поиск других факторов, являющихся причинами поведения людей, осуществлялся в рамках позитивистского направления в криминологии.

Позитивистское направление - это направление, которая колоссально способствовала становлению криминологии как автономной самостоятельной науки. Ею были представлены очень важные для криминологии идеи, к которым пришли посредством некоторых мыслителей, обладавших ценными идеями, однако которые не достигли уровня школы. Их всех объединяет позитивистский тон, основанный на методе эксперимента, поскольку они отказались изучать преступления как юридическую сущность, предпочитая изучение преступника, то есть живого человека, совершившего преступление.

Эти мыслители вписываются в криминологические направления, которые относятся к физиогномике, френологии, общей антропологии и психиатрии:

1) Физиогномика изучает характер человека по чертам лица (физиономии), считая, что существует тесная связь между чертами лица с одной стороны и психическими качествами, с другой сторон.

Основателем физиогномики считается Дж. Де Ла Порт, который в 1601 году опубликовал работу под названием «Человеческая физиогномика», ныне известную в криминологии как первое научное исследование преступника.

В становлении физиогномики как науки существенный вклад внёс писатель, швейцарский философ Лафатер, указав, что в физиогномике отражается душа человека, но это можно увидеть только по воле Бога, и могут это увидеть только «избранные люди».

Хотя физиогномика учёными считается псевдонаукой, в настоящее время она влияет на ум человека, и это отражено в литературе. Здесь различия между положительными и отрицательными персонажами особенно подчёркиваются физиологическим, внешним, физическим видом.

Френология («frenos» - гр. - ум; «logos» - слово, мысль, наука) - это наука, считающая, что психические способности индивидуумов расположены на определённой поверхности человеческого мозга.

Создателем френологии является немецкий врач-невролог Франц Иозеф Галль (1758-1828). При проведении экраноскопических исследований, Ф. И. Галль выявил существование выпуклостей, опухолей, шишек на поверхности черепа и предположил, что психические функции индивидуумов расположены именно в этих неровных местах, которых он называет черепными шишками (от французского слова «Ьовае» - выступ, выпуклость, опухоль).

Ф. И. Галль считал, что «преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия, можно правильно оценивать преступления»

Ф. И. Галль также стал первым, кто предложил классификацию преступников в зависимости от биологических признаков. Он предложил делить их на три категории:

Ф. И. Галль установил 85 подобных черепных шишек, утверждая, что достаточно пощупать череп человека, чтобы определить уровень его интеллекта.

Также френологией занимался немецкий врач Спурзгейм (1776-1832) и основатель социологии Огюст Конт и др.

Хотя френология считается ненаучной теорией, её заслугой является то, что ею впервые была исследована кора головного мозга.

Антропологическая концепция

Физиогномика и френология стали предшественницам криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников. Он считал что черты преступника схожи с антропологическими чертами первобытного человека и человекообразных обезьян то есть схожи именно по внутренним и внешними признаками строения человека

Именно Чезаре Ломброзо является автором «прирожденного преступника». Он в своем труде «Преступный человек» заложил в основы уголовного права, (ее еще называют финской по имени города). В своих теоретических положениях Ломброзо опирался на философию позитивизма, используя вместе с тем и многие взгляды вульгарных материалистов того времени. Наиболее подробно Ломброзо развил теорию «прирожденного преступника» выделил несколько их типов: убийцы, насильники воры и т. д. Особо он выделил этап прирожденного «политического преступника» для которого, по мнению Ломброзо, характерно стремление к разрушению всего установившегося в обществе. Он выделил что преступник - особый природный тип. Он считал, станет человек преступником или нет, зависит от врожденной предрасположенности, причем для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.

Ломброзо разработал таблицу признаков прирожденного преступника - таких черт (стигм), которые выявил путем непосредственного измерения физических черт того или иного лица и посредством их наличия решал прирожденный или нет перед ним преступник. Нетрудно увидеть в этой концепции перенесение эволюцию по биологической теории развития видов Чарьза Дарвина в сферу изучения преступности. Признаками которые выделил Ломбразо явились следующие:

Необычно маленький или большой рост

Маленькая голова и большое лицо

Низкий и наклонный лоб

Отсутствие чёткой границы роста волос

Морщины на лбу и лице

Большие ноздри или бугристое лицо

Большие, выступающие уши

Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей

Высокие скулы

Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами

Кривой или плоский нос

Выдающаяся вперёд челюсть

Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа

Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы

Маленький подбородок

Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди

Длинные руки, тонкие пальцы

Татуировки на теле.

Также Ломбразо выделил таких специфических преступников как умалишенные и преступники по страсти. А в работе «Женщина преступница и проститутка» именно в этой работе он выразил свое мнение, что женщины преступники превосходят мужчин по своей жестокости.

В России приводилась проверка теории Чезаро Ломбразо патологоанатом Д. Н. Зернов на основании специально проведенных исследований пришел к убеждению, что «прирожденного преступника» не существует, Зернов отмечал, что среди преступников встречаются люди с признаками дегенерации точно так же, как и среди непреступных людей.

Но вклад Чезаро Ломбразо в криминологию не оспорим именно он поставил вопрос о причинах преступного поведения и о личности преступника. И основная идея его мысли считаю что причина преступности это цепь взаимосвязанных причин.

Клиническая Криминология. Данная концепция основана французским ученым Жаном Пинателем и итальянскими авторами Филлипо Граматика и ди Тулио. Так же у клинической криминологии существует и другое название теория «опасного состояния личности» Совершение преступлений характеризуется внутренней склонностью конкретного человека то есть отдельного индивида к совершению преступлений которая может быть выявлена специальными тестами, а также изучением образа поведения, и скорректирована с использованием медицинских методов.

Концепция предлагает расширить систему не определенных приговоров. Преступность объявляется медицинской проблемой за которую общество не несет ответа что является подсознательными импульсами человека Более весомый вклад в формирование этого направления внес итальянский ученый Ф Граматика По его мнению, уголовная политика на основе социальной защиты должна ориентироваться в большей степени на индивидуальное, а не на общее предупреждение преступности. Главной целью называл - выведение преступника из состояния повышенной склонности к криминалу, его перевоспитание и пересоциализация, что эффективнее защищает общество от преступлений, чем жесткие карательные меры. Так же активный сторонник в несший в эту концепцию не мало важный вклад французский криминолог Ж. Пина-тель разработал этапы криминологической диагностики реальных и потенциальных преступников: диагностика преступных способностей; диагностика социальной неприспособленности и диагностика опасного состояния. Диагностика социальной неприспособленности, представляет собой в выявлении черт личности и ее поведения, касающихся профессии, физических склонностей, интеллекта, инстинктов.

Методы так называемой коррекции криминальных наклонностей, практикуемыми клиницистами, помимо широко применяемого психоанализа являлись электрошок, лоботомия, медикаментозное воздействие, хирургические методы и так далее.

Теория конституционного предрасположения

Так же были предприняты попытки завязать предрасположенность человека к совершению преступлений в зависимость от его тело сложения (конституционального типа. Выделяют три основных соматических типа:

Эндоморфный - тенденция к ожирению, мягкая округлённость тела, короткие и тонкие конечности, тонкие кости, гладкая кожа; расслабленная личность с повышенным уровнем комфортности, любит роскошь, экстраверт.

Мезоморфный - преобладание мышц, костей и опорно-двигательной системы, большое туловище, широкая грудь, большие ладони и руки, плотное телосложение; активный, агрессивный и несдержанный тип личности.

Эктоморфный - преобладание кожи, хрупкое тело, тонкие кости, покатые плечи, маленькое лицо, острый нос, тонкие волосы; чувствительный тип с расстройствами внимания и бессонницей, проблемами с кожей и аллергиями

Каждому человеку присуши данные соматические типы. К тому же было замечено преобладание мезоморфного типа который являются характерно выраженным.

В качестве мер, которые необходимо предпринять для предотвращения совершения преступлений, сторонники данной теории (немецкий психиатр Эрнст Кречмер, американские криминологи Уильям Шелдон, Шелдон и Элеонора Глюк и другие) предлагали гормональную терапию, а также помещение потенциальных преступников в специальные лагеря, где их будут обучать навыкам общественно-полезного поведения.

Современные концепции биологических причин преступного поведения

Прогресс в 20 веке двигает не только технику на новый уровень но и прорыв во всех сферах жизни общества в то числе биологии с подвинула криминологию на новые направления в биологических теориях причин преступности и преступной личности преступника. В частности генетика с подвигла криминологию на возрождение учеными биологической концепции которые попытались объяснить причины преступного поведения личности с точки зрения биологии на основании новых научных методов. Такими явились на пример:

Исследования преступности близнецов

Именно исследования в этой области позволяют определить наличие зависимости между генетической особенностью человека и социологическим влиянием

Возможность рождения детей с одинаковым генетическим кодом - однояйцовых близнецов, заложенная в природу человека, даёт способ определить, есть ли зависимость между генетическими особенностями человека и характером его поведения. Было обнаружено, что если один из таких сиблингов совершает преступление, то и второй с большой степенью вероятности последует по его стопам.

Генетик Ф. П. Эфроимсон проанализировал данные о частоте совершения преступлений близнецами в США, Японии нескольких странах Западной Европы за 40 лет, было отобрано нескольких сотен пар близнецов. Было установлено, что оба однояйцовых близнеца оказывались преступниками в 63 процентах, а оба разнояйцовых - только в 25 процентах случаев

Данные исследований преступности близнецов более всего направлены на изучение вероятностной закономерности вовлечения второго близнеца в совершение преступления. Именно эти исследования существенно упрочнили позиции сторонников биологических теорий личности преступника. Однако их противники указывают, что данное объяснение не является единственно возможным. Предполагается, что генетически задаётся не склонность к совершению противоправных поступков, а определённый тип реакции на социальные факторы, формирующие личность.

Кроме того, при повторных исследованиях были получены и противоречащие вышеизложенным результаты. Так, немецкий психолог и социолог Вальтер Фридрих по итогам исследований поведения большого числа близнецов сделал вывод о том, что «интересы и установки определяются общественной средой и развиваются в социальной деятельности человека.

Хромосомная теория преступности

Не более доказательна и хромосомная теория. По мнению ее сторонников, нарушения в хромосомном наборе у мужчин всегда способствуют психопатизации личности и ее криминальной агрессивности. Некоторые авторы прибегли даже к реанимации расистских концепций и стали утверждать, что «хромосома преступности» более распространена среди желтых рас, чем среди белых, особенно у японцев, арабов и евреев.

Концепция хромосомных причин преступности подвергается острой критике со стороны ученых и в капиталистических государствах. Так, Центр по изучению преступности американского национального института здоровья в 1970 г. опубликовал доклад, содержащий обзор исследований в различных странах, в котором сделано заключение о недоказанности мнения о том, что люди с хромосомными аномалиями типа ХУУ являются более агрессивными, чем преступники с нормальным набором хромосом4б. В 1972 г. во Франции состоялась конференция по криминогенности хромосомных аномалий. Ее участники опровергли взгляд о статистически значимой зависимости между преступностью и хромосомными аберрациями. К такому же мнению пришла Лаборатория судебной медицины и психиатрии второго Университета в Бордо, обобщив данные 96 трудов по аномалии типа ХУУ.

Результаты исследований «криминогенное» хромосомных аномалий в буржуазной науке противоречивы. Так, колебания относительно уровня распространенности лишней Y хромосомы среди преступников достигают 20-кратных размеров, а по синдрому Клайнфельтера даже 36-кратных. Не совпадают мнения и относительно характера криминальности названных лиц: одни - только насильственно-сексуальные, другие - корыстные, третьи считают их склонными к поджогам и бродяжничеству. Как всегда, при исследовании биологических факторов в буржуазной криминологии не проводилось дифференцирование влияния социальных и биологических условий формирования личности. Полно неясностей и понятие «агрессии», связываемое с названными хромосомными аномалиями.

Хромосомная теория, как и близнецовая, статистически нерепрезентативна, в ней не всегда использована контрольная группа. Ряд представителей буржуазной криминологии отмечают, что существует много граждан с хромосомными аномалиями, которые не совершают преступлений. Преобладающая же часть преступников не имеют каких-либо хромосомных отклонений. Наследственные теории внеклассовый и вне историчны. Они игнорируют классово-историческую изменчивость преступности, в то время как генотип человека не меняется по крайней мере в течение 40 тыс. лет и уровень хромосомных аномалий относительно стабилен.

Вывод: преступность - не биологическая, а социальная категория (иное не доказано). Ее изменчивость с изменением социальных условий является бесспорным фактом. Бесспорна также стабильность биологически наследуемых признаков. Но если из двух сопоставляемых явлений одно беспрерывно меняется, а другое нет, то трудно усмотреть основание для того, чтобы приписать им причинно-следственную связь. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, безусловно, предопределяют многое в его поведении. Предопределяют (на уровне возможного), но не являются причиной.

Проблема соотношения социального и биологического в личности преступника

дипломная работа

2.1 «Антропологическая» школа в криминологии

В 70 - 80 гг. XIX в. в уголовном праве возникло новое направление, которое в противоположность классическому иногда называют позитивистским. Оно было представлено двумя основными школами: «антропологической» и «социологической». «Антропологи» (Ломброзо, Ферри, Гарофало), выступившие впервые в 70 гг. XIX в., рассматривали преступность как биологическое явление, а преступников - как особую породу людей, которую можно распознать по особым физическим признакам («стигматам»).

«Социологи», выступившие несколько позже, в 80 гг. XIX в., заявляли, что преступность есть результат взаимодействия множества факторов («физических», «индивидуальных» и «социальных») и что существует категория людей, находящихся в опасном состоянии, от которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление. «Антропологи» и «социологи» предлагали коренным образом реформировать уголовное право и процесс. Они предлагали отбросить как «устаревшие» важнейшие принципы и институты уголовного права: принцип «nullum сrimen sine 1еgе» (нет преступления без закона), принцип соответствия наказания тяжести содеянного, понятия состава преступления, вины, вменяемости и т.п. То обстоятельство, что новые течения в буржуазном уголовном праве появились именно в 70-80 гг. XIX в., не было случайностью. В этот период обостряются противоречия во всех западных государствах, усиливаются экономические кризисы, растет безработица и нищета народных масс. Как неизбежное следствие этого неуклонно растет преступность, прежде всего, профессиональная преступность, политическая, и резко увеличивается преступность среди молодежи.

Господствовавшая до этого в уголовном праве «классическая» школа не могла объяснить невиданного роста преступности, да и не пыталась этого сделать, так как свое основное внимание она сосредоточивала на чисто юридическом анализе преступлений и отдельных институтов уголовного права.

В то же время в этот период широкое распространение получает учение марксизма, согласно которому ответственность за рост преступности лежит на капиталистическом обществе, и только с его уничтожением возможно надеяться на полное искоренение преступности в жизни человеческого общества. Все это вызывало необходимость появления новых идей, которые бы не отмежевывались от вопросов причин и сущности преступности, а, наоборот, ставили бы эти вопросы.

В основе идей «антропологической» и «социологической» школ лежали самые различные философские, социологические и общеюридические теории.

«Антропологи» заимствовали некоторые мысли философов Бюхнера, Фогга, Молешотта, в которых те отождествляли законы природы с законами общества. «Антропологи» трактовали преступление как биологическое явление, присущее не только человеческому обществу, но и животным и даже растениям.

Большую роль в формировании и обосновании взглядов «антропологической» школы сыграло учение философа и социолога Спенсера. Согласно Спенсеру человеческое общество, подобно животному организму, подчинено биологическим законам. На этом основании Спенсер делал вывод о естественном и вечном характере человеческого общества и присущих ему явлений.

Взгляды «антропологов» и «социологов» находятся также под сильным влиянием социал-дарвинизма - направления в социологии, которое пыталось использовать учение Дарвина о борьбе за существование в мире животных и растений при объяснении закономерностей общественного развития. Опираясь на положения социал-дарвинизма, «антропологи» и «социологи» рассматривали преступность как проявление борьбы за существование между преступником и обществом и поэтому обосновывали право общества наказывать вредных ему лиц, независимо от их вины, правом всякого организма на существование, на самозащиту. Преступники представляют собой людей, не приспособленных к жизни в обществе, поэтому их необходимо уничтожить или, по крайней мере, изолировать от общества Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1976. С. 48. .

Мальтузианская теория народонаселения также была использована «антропологической»» школой. Опираясь на ее положения, «антропологи»» требовали принятия мер к тому, чтобы ликвидировать якобы существующую «расу преступников». Лучшим способом для достижения этой цели они объявили стерилизацию и физическое уничтожение преступников. «Антропологическая» школа пытается доказать существование рас, предрасположенных к преступности или к отдельным видам преступлений. Эта сторона учения «антропологической» школы в дальнейшем была широко использована германским фашизмом, поставившим цель уничтожить целые расы и народы.

«Антропологическая» школа возникла первоначально в Италии, где у нее оказалось большое число приверженцев. Основателем новой школы стал итальянский врач Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 г. работу «Преступный человек в его соотношении с антропологией, юриспруденцией и тюрьмоведением». В 1881 г. была опубликована «Криминология» итальянского юриста Гарофало, и в том же 1881 г. под названием «Новые горизонты уголовного права и процесса» вышла в свет основная работа итальянца Ферри «Уголовная социология» Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Классическая школа и антрополого-социологическое направление. М., 1985. С.69. .

С 1880 г. Ломброзо и его единомышленники начали издавать свой журнал «Архив уголовной психиатрии и уголовной антропологии». С этого же времени начинают собираться международные конгрессы уголовной антропологии, организуемые Ломброзо и его сторонниками.

Надо сказать, что взгляды Ломброзо не представляли собой чего-то абсолютно нового. Так, еще в конце XVIII - начале XIX в. широкое распространение получила френология - теория австрийца Галля. Согласно Галлю существуют люди с дурной организацией мозга - преступники, которых можно выявить по строению их черепа. Галль предлагал уничтожать таких людей, изучив их череп и убедившись в том, что они представляют собой врожденных неисправимых преступников.

Одним из предшественников «антропологической» школы является французский психиатр Деспин. По его мнению, преступники представляют собой людей «нравственно помешанных», т.е. со здоровым, но «порочным» состоянием мозга. Это «нравственное помешательство» выражается во врожденном отсутствии нравственного чувства, в отсутствии раскаяния и угрызений совести и в крайней непредусмотрительности.

Важнейшим источником «антропологической» школы послужило также учение французского психиатра Мореля, выдвинувшего теорию прогрессирующего вырождения человеческой расы, которое находит свое выражение в передающихся по наследству душевных болезнях и преступности.

Таким образом, многие исходные положения «антропологической» школы были сформулированы задолго до Ломброзо. В его работах эти положения были уже возведены в ранг «основополагающей» криминологической теории, и из них были сделаны радикальные выводы для организации уголовной репрессии.

Одним из важнейших постулатов «антропологической» школы является трактовка преступления в качестве вечного и естественного явления. Так, Ломброзо утверждал, что преступление является естественным и необходимым феноменом, как зачатие, рождение, смерть, душевные болезни.

Для «антропологов» преступление свойственно всякому обществу, на любой стадии развития человечества, человеческое общество не в состоянии избавиться от язвы преступности, а может только в той или иной мере ослабить тот вред, который причиняется преступлением.

Более того, для сторонников «антропологической» школы преступление есть явление, свойственное не только человеческому обществу, но и животному и даже растительному миру. В частности, у животных Ломброзо обнаружил существование 22 видов убийств: из корысти, ради пропитания, «детоубийство» и т. п. Ему «удалось» выявить «прирожденных преступников» среди животных, отмеченных аномалиями черепа См.: Решетников Ф.М. Указ. соч. С.74. . Например, к числу «преступных» он относил норовистых, злых лошадей с узким убегающим лбом. Данная Ломброзо биологическая трактовка преступления полностью игнорировала принципиальную противоположность между характером отношений, складывающихся в человеческом обществе во взаимоотношениях людей, и той борьбой за существование, которая имеет место в условиях животного и растительного мира.

Исходя из этой ложной установки о биологической сущности преступления Ломброзо выдвинул утверждение о существовании особого типа человека, «прирожденного преступника», отличающегося по своим физическим и психическим данным от обычных людей. «Антропологи» рассматривали «прирожденных преступников» как совершенно самостоятельную расу людей, резко отличающуюся от остального человечества, когда превращение нормального организованного человека в преступника так же невозможно, как невозможно превращение шимпанзе в гориллу.

Подвергнув сравнительному исследованию заключенных в тюрьмах и обычных граждан (солдат, пожарных, студентов), Ломброзо заявил, что им обнаружен тип «прирожденного преступника» (примерно 40% из всех заключенных), которого легко обнаружить по определенным физическим признакам («стигматам»). К таким признакам Ломброзо относил, прежде всего, особенности черепа: глубокие лобные пазухи, очень объемистые скулы, громадные глазные орбиты, многочисленные затылочные углубления, птицевидный тип носового отверстия, так называемый «лемуров» придаток челюсти и т. п. Лицо «прирожденного преступника», согласно Ломброзо, имеет следующие признаки: отвислые уши, косые глаза, кривой нос, скошенный лоб, узкие губы, богатая шевелюра на голове и жидкая борода.

Чуть ли не каждый из указанных Ломброзо признаков стал предметом специального изучения со стороны многочисленных его последователей. Например, Оттоленги, изучая носовую кость черепа, пришел к выводу, что по ней можно различать не только преступников и обычных граждан, но и воров, убийц и т. п. В частности, у большинства воров он обнаружил короткий, широкий, сплющенный нос, который во многих случаях отклонялся в сторону. Детально изучив морщины на лице, он пришел к выводу, что «прирожденного преступника» можно выявить по специфичной скуловой морщине, проходящей посреди щеки, которую назвали «морщиной порока» См.: Ломброзо Ч. Преступление. М.: Фирма «Спарк», 1994. С. 143. .

Другой последователь Ломброзо - Фригерио - всецело посвятил себя изучению ушей преступников при помощи специально изобретенного им «отометра» (от латинского «ото» - ухо).

Исследованием рук преступников занялся еще один «ученый» - Марро, который установил, что у убийц обычно бывают толстые и короткие руки, а у воров, наоборот, - тонкие и длинные.

Ломброзо и другие «антропологи» не ограничились чисто «внешним» изучением преступников. Они заявили, что вес мозга и количество извилин мозга у преступника меньше, чем у нормальных людей; они находили особенности даже в желудке, сердце и других внутренних органах преступника; по их утверждениям, преступник по весу и росту отличался от нормальных людей и т.д.

Ломброзо подверг исследованию зрение, вкус, обоняние, осязание, развитие сосудистой системы, даже способность преступника краснеть и пришел к выводу, что все виды чувствительности у преступников притуплены. На основании всего этого «антропологи» заключили, что все истинные преступники обладают определенным, причинно связанным рядом телесных, антропологически доказываемых, и душевных, психофизически доказываемых, признаков, которые характеризуют их как особую разновидность, собственно, антропологический тип человека и обладание которыми с неизбежной необходимостью делает их носителя преступником, совершенно независимо от всех социальных и индивидуальных условий жизни.

Следует отметить, что, согласно Ломброзо, черты «прирожденного преступника» по-разному проявляются у различающихся по своим «стигматам» основных преступных типов: воров, мошенников и убийц. При этом он заявлял, что в наиболее опасном «преступном типе» - убийце - сосредоточены все характерные черты «прирожденного преступника».

Положения «антропологической» школы о существовании особого типа «прирожденного преступника» с присущими ему физическими и психическими признаками были опровергнуты уже в конце XIX в. многими криминалистами с помощью фактов и статистических данных. В частности, они показали, что признаки, якобы отличающие «прирожденных преступников», без труда можно обнаружить у людей, никогда не совершавших преступлений, у людей, нравственность и поведение которых безупречны даже с точки зрения «антропологов». В то же время на фактах было показано, что среди самых матерых убийц, воров-рецидивистов и т.п., встречаются такие, которые совершенно лишены многочисленных признаков, указанных «антропологами» в качестве отличительных особенностей «прирожденного преступника».

В чем же видела «антропологическая» школа причину появления «прирожденного преступника»?

С помощью фальсифицированных данных «антропологи» старались доказать, что преступник по строению мозга и черепа близок к первобытному человеку Фокс В. Указ.соч. С.265. .

«Антропологи» также старались доказать сходство между преступниками и жителями некоторых районов Африки, искажая при этом различные научные данные. В качестве одного из «доказательств» этого сходства фигурировала даже склонность преступников к татуировке. Однако ясно, что татуировка, распространенная у некоторых народов, связана с определенным уровнем культурного развития, традициями, религиозными представлениями и не имеет ничего общего с татуировкой у преступников. Последняя вызвана отнюдь не врожденными качествами преступников, а условиями тюремной жизни.

Все эти утверждения «антропологов» о сходстве преступников с первобытными людьми понадобились им для того, чтобы выдвинуть положение об атавистической сущности преступления. Так, Ломброзо и Ласки писали, что в преступнике можно видеть проявление преатавизма, восходящее к плотоядным и грызунам.

Политический же смысл такой трактовки преступления состоит в стремлении доказать, что поскольку преступник есть проявление атавизма, то человеческое общество не виновато в его преступлении, а с преступником можно обращаться как с получеловеком, не связывая репрессию «человеческими» рамками. Единственное, что общество может обещать преступнику, - это измерить, взвесить и повесить его.

Наряду с этим они попытались использовать утверждение Деспина о том, что преступление есть вид «нравственного помешательства», т. е. помешательства, которое, не проявляясь в области душевной деятельности, затрагивает исключительно нравственность человека. Согласно Ломброзо нравственная позиция, которая делает ее носителя не борцом за интересы общества вообще, а борцом за интересы только класса (группы людей - С.Д.), должна рассматриваться как нравственное помешательство.

Ломброзо предложил еще одно объяснение преступности - эпилепсию. Все преступники были им объявлены больными эпилепсией в той или иной форме. Однако и это утверждение Ломброзо было опровергнуто криминалистами и врачами после довольно серьезного изучения данной гипотезы.

Таким образом, современниками Ломброзо были опровергнуты его утверждения о том, что преступность - это атавизм, «нравственное помешательство» или эпилепсия. Противники его теории указывали, что никак нельзя объяснять появление «прирожденного преступника» такими исключающими одно другое состояниями, как атавизм, «нравственное помешательство» и эпилепсия. Остается отметить, что все эти «гипотезы» понадобились Ломброзо и его единомышленникам для того, чтобы доказать, будто преступники представляют собой особую расу людей, специфическую биологическую разновидность, тем самым отрицая социальную природу преступности.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос об оценке «антропологами» политической преступности, ее причин, характера и методов борьбы с нею.

Ломброзо и его единомышленники проповедовали путь реформ и отказа от революций. Под «революцией» они понимают постепенные реформы; под «бунтом» - массовые движения народа за свои права, в том числе и вооруженные См.: Решетников Ф.М. Указ. соч. С.79. . «Антропологи» пытались отрицать, что причина политических преступлений лежит в человеческом обществе и его пороках. Кроме того, они считали, что усиление эксплуатации, ухудшение материального положения народных масс даже способствует борьбе с политическими преступлениями. Так, Ломброзо утверждал, что, с точки зрения политических преступлений, крайние степени бедствий и несчастий имеют гораздо более благоприятное влияние на человека, чем довольствие и счастье.

Причиной политической преступности «антропологи» объявляли существование особой разновидности людей, якобы страдающих «политическим сумасшествием». Это видно из той оценки, которую дал в свое время Ломброзо участникам Парижской коммуны, утверждая, что они - преступники, сумасшедшие, пьяницы и восстали лишь ради удовлетворения своих аморальных аппетитов.

Предупредительными мероприятиями против революционного движения «антропологи» называли проведения самой суровой репрессии в отношении его участников. Смертная казнь, ссылка на необитаемые острова и в болотистые местности - вот те меры, которые они заслуживают.

При огромном росте детской преступности в то время Ломброзо первым провел исследование этого вида преступности. Его позиция сводилась к тому, что моральные аномалии, которые создали бы применительно к взрослому преступность, проявляются у детей в гораздо больших размерах и с теми же признаками, особенно благодаря наследственным причинам. В этом отношении ничего не может сделать воспитание: оно дает детям, самое большее, внешний блеск, что является источником всех наших иллюзий. Оно не может изменить тех, кто родился с извращенными инстинктами.

Несмотря на ошибочность положения Ломброзо о существовании прирожденных преступников, нельзя отрицать его вклад в развитие криминологии. Некоторые западные криминологи считают началом становления криминологии как самостоятельной науки работы именно этого ученого. Известный французский криминолог М. Ансель отмечал, что существенной новизной явились не теория прирожденного преступника и не доктрина об атавизме в преступности, значение имел перенос центра тяжести в оценке преступления на человека, совершающего этот акт. Именно Ломброзо начал исследовать фактический материал, поставил вопрос о причинности преступного поведения и о личности преступника Ансель М. Новая социальная защита. М., 1976. С. 187. . В более поздних работах Ломброзо отказался от своих радикальных взглядов, практически восприняв позицию «социологов» См.: Ломброзо Ч. Преступление. М.: Фирма «Спарк», 1994. С. 166. .

Развитие отечественной криминологии

Социологическое

Антропологическое

Классическое направление криминологических теорий

Рождение криминологии как науки, обусловленное возросшими потребностями общества в противодействии преступности, связывается с выходом в 1885 г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платона, Аристотеля), эпох Возрождения (М. Лютера, Дж. Локка), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII - XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление - следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Наказание за совершенное преступление - это неотвратимый и справедливый ответ общества, не преследующего проявления жестокости, но направленного на устрашение, исправление и обезвреживание преступника.

Многие идеи "классиков" сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.


Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям:

преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются;

причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике;

для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность.

Убийцам –объемистые скулы, узкие лица и неподвижный взгляд, тонкие губы;, лицам, совершающим изнасилования – глаза навыкате, огромные губы и ресницы, сплющенный нос, ворам- удлиненная голова, прямой, часто вогнутый нос, бегающие глаза и т.д. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Плюсы Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Последователи Ломброзо

Теория клинической криминологии (Гарофало) (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Такие склонности, по мнению французского ученого Пинателя, определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия.

Теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

В качестве мер борьбы с преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно полезного поведения.

Концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Криминологические теории, основанные на фрейдизме. Исходя из психоаналитической концепции Фрейда человеческое поведение определяется неосознанаваемыми импульсами, излучаемыми из глубины подсознания. Уайт, Абрахамсен, Мерген) – каждый человек от рождения несет опред. криминальный заряд, обладает подсознател. прир. инстинктами, влечениями и наклонностями, имеющими антисоц. хар-р

Минусы антропологической школы Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее биосоциальных концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника – как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Эта теория основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.).

В рамках социологического направления было сформулировано несколько фундаментальных криминологических теорий:

Теория анатомии

Ядром социологического направления криминологии является теория анатомии. В качестве истоков преступности она рассматривает глубинные социальные факторы, противоречия, возникающие в результате пороков функционирования различных социальных механизмов.

Аномия - религиозный термин (с ударением на втором слоге), используемый английскими теологами в средние века для обозначения пренебрежения божественным правом. В конце XIX в. понятие аномии (с ударением на предпоследнем слоге) ввел в научный оборот французский социолог Э. Дюркгейм. Он использовал этот термин для моделирования ситуации безнормативности, возникающей в процессе разрешения социальных противоречий Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2002. - С. 392..

В отсутствии солидарности (дезорганизации) Дюркгейм усматривает источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений. В этой связи особое внимание он уделяет анализу социальной дезорганизации (или анатомии) как фактору, генерирующему различные негативные социальные явления, в том числе и преступность.

Наряду с экономическими факторами аномии Дюркгейм выделяет и физиологические. Здесь он выступает вполне в русле ломброзианства, которое нередко подвергал критике: «В современных нациях существует все увеличивающаяся масса вырождающихся, этих вечных кандидатов на самоубийство или преступление, этих творцов беспорядка и дезорганизации».

Одной из главных причин преступности Дюркгейм считал патологию потребительства: «Безграничные желания ненасытны по своему существу, а ненасытность небезосновательно считается признаком болезненного состояния». Общество может и должно с помощью различных механизмов ограничить желания его членов. Если этого сделать не удается, обществу грозит хаос, дезорганизация, аномия. Дюркгейм отрицательно относился к утопической идее всеобщего равенства. Все попытки его установления он относил к насильственно устанавливаемой механической солидарности - низшему уровню общественной организации (но даже и на этом уровне равенство не является полным)

Теория стигмы

Теория стигмы раскрывает один из важнейших факторов социальной дезорганизации - пороки в области социального реагирования на преступления и правонарушения, негативные аспекты соответствующих традиций и общественного мнения, дефекты социальных механизмов, функционирующих в данной области (органы полиции, правосудия, система исполнения наказания).

Стигма в переводе с латинского означает клеймо. Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным и его брали за аксиому авторы данной теории.

Теория стигмы оказала значительное влияние на практику противостояний преступности. Она вновь привлекла внимание к проблеме карательных Мер, продемонстрировав их существенные недостатки: избирательную направленность (избирательность, исключающая их воздействие на наиболее опасных преступников); положительный эффект общего предупреждения нередко нейтрализуется отрицательным эффектом стигматизации (негатив массовой стигматизации в обществе может превосходить позитив удержания).

Само тюремное заключение в ряде стран модифицировали таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование, развивают творческие способности, для широкой публики организуют выставки работ заключенных и т. п.)

Во многих странах возникли общественные движения связи с заключенными и оказания им помощи в период после освобождения из тюрьмы. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран мира неуклонно снижается, соответственно, в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы. В ряде стран стало практиковаться неполное заключение, позволяющее заключенному продолжать заниматься своей обычной работой или учебой (в места заключения осужденный обязан являться вечером и в выходные дни).

Теория дифференциальной ассоциации

Теория дифференциальной ассоциации раскрывает механизмы, посредством которых социальная дезорганизация криминализирует население. Ее основоположником является профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883-1950).

В 1939 году в объемной монографии «Принципы криминологии» Сатерленд сформулировал свою идею в виде развернутой концепции, включающей несколько пунктов. Суть теории Э. Сатерленда заключалась в следующем:

Преступное поведение ничем принципиально не отличается от других форм человеческой деятельности, человек становится преступником лишь в силу своей способности к обучению;

Преступное обучение включает восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений. Именно эти отрицательные качества личности, которые формируются в результате негативных социальных влияний (подражания плохому примеру), и только они лежат в основе преступного поведения;

И последний пункт, который собственно и дал название его теории, заключается в том, что человек обучается преступному поведению не потому, что имеет к этому особые преступные задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминогенные взгляды и умения. Если бы тот же самый подросток с детства был включен в другой круг общения, он вырос бы совсем другим человеком.

Дифференцированные, различные социальные связи определяют направление воспитания ребенка: если он вращается в респектабельном обществе, то усваивает стандарты правопослушного поведения. Если же он поддерживает связь с преступными элементами, то и усваивает соответствующие стандарты мышления и поступков. Э. Сатерленд ввел два психологических элемента в свою теорию. Первый заключался в том, что преступные взгляды, ориентации и умения усваиваются в группе при личном неформальном общении. Формальный подход воспитателей в школе, а также родителей, не имеющих психологического контакта с детьми, часто бьет мимо цели, и воспитательные усилия этих лиц нередко имеют нулевой эффект. Подлинным воспитателем такого подростка оказываются участники неформального общения в группе правонарушителей. В большинстве случаев правонарушители и не думают никого воспитывать, но их авторитет оказывается решающим фактором подражания.

Сущность второго элемента заключается в теоретическом положении, очень похожем на постулат И. Бентама: лицо становится преступником в результате преобладания у него взглядов, благоприятствующих нарушению закона, над взглядами, не благоприятствующими этому.

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, дополняющие криминологическую проблематику учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов. Эти идеи положены в основу разработки и использования в практике так называемой виктимологической профилактики преступлений.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т.п Криминология: учебник для вузов / под общей ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2005. - С. 290..

Позитивизм (Конт 1798-1857, Спенсер 1820-1903, Маркс 1818-1883)

Классическая школа уголовного права и криминологии (18 в.)

Позитивизм (19 в)

направления:

Биологическое (антропологическое) ---- психологическое ---- социологическое


Плюралистические, критические, редикальные, интегративные,

постмодернистскиеи др. концепции (20-нач. 21 в.)

Родоначальник биологического направления – Ч. Ломброзо (1835-1909) тюремный врач в Турине. С помощью антропологических методов он изучал различные параметры строения тела многочисленных заключенных. Он исследовал 11 тыс. лиц.

«Прирожденный» преступник, отличается от других людей чертами «вырождения» («преступник» - это атавистическое существо, которое воспроизводит в своей личности яростные инстинкты первобытного человечества и низших животных). Признаки «вырождения» проявляются в «ненормальности» строения тела (строение черепа, приросшие мочки ушей). Ломброзо создал целую серию «портретов» различных преступников. Разработанная классификация включала 4 типа: прирожденные, душевнобольные, по страсти, случайные.

Ч. Горинг (1870-1919) провел исследования заключенных и студентов, никаких различий между ними не было.

Ученики Ломброзо Э. Ферри (1856-1929) и Р. Гарофало (1852-1934) признавали роль биологических, наследственных факторов, но они также уделили внимание психологическим и социальным факторам.

Ферри выделял антропологические, физические и социальные детерминанты преступлений. Наказание должно выполнять предупредительную функцию. Государство должно стать инструментом улучшения социально-экономических условий.

Гарофало попытался отойти от уголовно-правового понимания преступления. Он считал, что преступным являются те деяния, которые ни одно цивилизованное общество не может расценивать иначе и которые караются уголовным наказанием.

Э. Кречмер (1888-1964) – немецкий ученый, прослеживал связь между типом строения тела, характером человека, а следовательно, его поведенческими реакциями, включая преступные.

Эктоморфы (высокие и худые - чаще всего робкие, заторможенные, склонные к одиночеству)

Мезоморфы (сильные и мускулистые – динамичные, стремление к господству)

Эндоморфы (невысокие, полные – общительны, спокойны, веселы)

Строение тела не является дифференцирующими факторами по отношению к преступности.

К. Юнг (1923) 2 основные типа личности: экстраверты (ориентированы на общение, новаторство) и интроверты (ориентированы на себя, замкнутые).

Психологическое направление в криминологии.

Психологическое направление связывают с 2 именами: Р. Гарофало и Г. Тард.

Тард (1843-1904):

Объяснил преступное поведение подражанием и обучением. Т.к. в основе преступного акта лежат психологические механизмы, следовательно, суд должен решать вопрос лишь о виновности/невиновности обвиняемого, тогда так меры воздействия на виновного определяет медицинская комиссия.

Основной закон развития общества и цивилизации ученый видит в подражании.

Повышение благосостояния, уровня жизни, образования не влечет за собой сокращение преступности.

Широкая распространенность преступлений людей богатых.

Фрейд (1856-1939) выделял в структуре личности 3 составляющие: «Я», «Оно», «Сверх-Я»:

1) «Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, не было бы других составляющих личности, человек бы действовал по велению «Оно».

2) «Я» - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью – природной и социальной.

3) «Сверх-Я» - внутриличностная совесть, своего рода моральная цензура, представляющая собой установки общества. «Сверх-Я» - посредник между бессознательным и сознанием в их непримиримом конфликте, ибо сознание само по себе неспособно обуздать веления бессознательного.

Учение о «либидо» - половом влечении, которое, начинается с раннего детства, на бессознательном уровне определяет большинство намерений и поступков человека.

Неофрейдизм – К. Хорни (1885-1952) исследует проблему невротизации личности, а ведь среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается высокий удельный вес лиц с невротическими расстройствами.