Муж осип степанович дымов. Анализ рассказа «Попрыгунья» (А

Дымов Осип Степаныч в рассказе «Попрыгунья» — титулярный советник и врач, он служит в двух больницах, в одной сверхштатным ординатором, в другой — прозектором. Дымову 31 год; он высок ростом и широк в плечах; отличительной чертой его внешнего облика является улыбка, «кроткая», «добродушная» и «наивная».

Дежуря у постели своего старшего товарища-врача, умирающего в больнице, Осип Дымов знакомится с его дочерью Ольгой Ивановной и женится на ней. Обожая жену, которую трогательно называет «мама», герой беспрекословно выполняет все ее прихоти; работает день и ночь, чтобы она могла «поражать своими нарядами» знакомых; накрывает стол для гостей, собирающихся у нее на «художественные» вечеринки; когда страдающая от равнодушия своего любовника Рябовского Ольга Ивановна рыдает в постели, Дымов, догадывающийся, что его обманывают, находит силы утешать ее.

Не чувствительный к искусству, не понимающий его, лишенный какого-либо артистизма и живой эмоциональности (что делает его малоинтересным для друзей Ольги Ивановны), этот герой рассказа «Попрыгунья» Чехова как врач оказывается замечательным специалистом в своей области, успешно защищает диссертацию, а его приятель доктор Коростелев убежден, что из него в скором времени мог бы выйти профессор. За внешней скучноватостью Дымова кроется необычная способность к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого. Так, чтобы спасти мальчика, заболевшего дифтеритом, он через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, но сам заражается от больного и умирает. В последние минуты жизни героя доктор Коростелев с пафосом произносит монолог, в котором, провозглашая своего товарища «великим необыкновенным человеком», прозрачно намекает на то, что подлинной виновницей его безвременной смерти считает его жену Ольгу Ивановну.

Дымова Ольга Ивановна в рассказе «Попрыгунья» Чехова — молодая женщина, одевающаяся со вкусом и по моде, обожающая искусство и сама обладающая художественными способностями: она поет, играет на рояле, пишет красками, лепит и участвует в любительских спектаклях. Но больше самого искусства ее интересуют его «жрецы»: артисты, певцы, художники, музыканты, литераторы, с которыми, если они зарекомендовали себя как таланты, она непременно знакомится, видя в них «необыкновенных», «великих» людей. Выйдя в 22 года замуж за врача Дымова, служившего в одной больнице с ее отцом и вскоре после его смерти сделавшего ей предложение, Ольга Ивановна чувствует себя вполне счастливой в браке: ее умиляют доброта и простодушие Дымова и лишь немного расстраивает то, что он «совсем не интересуется» искусством.

После замужества страсть к «необыкновенным» людям у Ольги Ивановны нисколько не уменьшается: она устраивает у себя дома вечеринки, где люди искусства «развлекают себя разными художествами», отдыхает вместе с ними на даче, с ними же отправляется в путешествие по Волге на пароходе. Во время путешествия по Волге мечтающая о славе великой художницы и одновременно о встрече с «настоящим великим человеком» Ольга Ивановна увлекается одним из своих спутников, художником Рябовским, и становится его любовницей. По возвращении героиня хотя и чувствует вину перед мужем, но не находит в себе силы рассказать ему о случившемся и, утешая себя тем, что он «простой, обыкновенный человек», продолжает изменять ему. Она остается равнодушной к известию о том, что за это время муж успел защитить диссертацию и что ему, как подающему большие надежды ученому, собираются предложить приват-доцентуру по общей патологии.

За свое легкомыслие героиня жестоко наказана судьбой: в день, когда она окончательно убеждается, что Рябовский не любит ее и изменяет ей с другой женщиной, Дымов заболевает дифтеритом и через день умирает. Испытывая искреннюю и глубокую жалость к умирающему и стыд за свою «гадкую» жизнь, Ольга Ивановна только теперь понимает, что ее муж был тем настоящим «великим» человеком, которого она искала. Однако промелькнувшая в ее сознании мысль, что она «прозевала» очередную знаменитость, показывает, что степень ее прозрения на самом деле невелика — по причине ее собственной поверхностности. На это указывает и название рассказа.

Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз. Осип Дымов – талантливый врач, но не может посветить себя работе из-за жены, которая ещё и стала изменять ему с одним «перспективным» художником. Романтическое приключение с этим талантливым пейзажистом заходит в тупик – задыхается в скуке, а муж, страдая, получает повышение и перспективы. Однако жена слишком поглощена своими проблемами, чтобы даже порадоваться вместе с Осипом. И вот муж ее погибает, заразившись от больного ребенка, которого врач и не обязан был спасать. Потеряв мужа – действительно талантливого человека, Ольга плачет, кается, винит себя не только в его смерти, но и в его жизни – полной из-за нее страданий, но уже слишком поздно.

Чему учит рассказ Чехова Попрыгунья

В этом рассказе речь идёт о жене, которая не обращала особого внимания на мужа – талантливого врача, использовала его, унижала… Из-за ее капризов, обманов и даже измен он надорвался на работе и умер, а она пожалела, что погубила талантливого человека ради своей тщеславной глупости.

Читать краткое содержание Чехов Попрыгунья

У Ольги Дымовой часто гости. И все они – люди искусства, хотя и местного «масштаба». Все эти художники, актеры и подобные им рады обществу щедрой Ольги, все признают за ней таланты практически во всех областях искусства. А вот за мужем её не могут разглядеть хоть какого-либо потенциала. Жене приходится даже извиняться за слишком скучного Осипа, ведь он «просто» врач. Конечно, ему приходится зарабатывать на ее развлечения и наряды на двух работах, привозить продукты – заниматься обедом, ведь Оле не до таких мелочей, ему без сна нужно иногда возвращаться в город с дачи за её платьями и шляпками. Но он слишком любит супругу, всё ей прощает.

Она всё меньше обращает внимания на этого покорного человека: то важная встреча у неё, то приглашение на свадьбу. И тем более, что в её обществе есть такой интересный мужчина – художник Рябовский. Талантливый блондин признался Ольге в любви… И она не смогла устоять. Ведь он так талантлив! Впрочем, как человек искусства, Рябовский склонен к переменам настроения (считает себя то гением, то бездарностью), смене чувств (быстро охладевает к Ольге, находит следующую).

Дымова мучается ревностью к любовнику, чувствует себя несчастной и отвергнутой. Муж не может не заметит этого, он понимает всё, но оправдывает жену. Стараясь отвлечься, он работает ещё больше. Он уже защитил диссертацию, и скоро ему могут предложить приват-доцентуру. Но жена не понимает его гордости, не разделяет ее, для Ольги её проблемы (она застала у любовника другую женщину) намного важней. Муж не получил и малейшего отклика, поэтому, стараясь забыться, бросился в опасную работу – он спасает инфекционных больных. Сам Осип заражается, и уже для него нет надежды. Друзья его сокрушаются – наука теряет выдающегося ученого. Только в последний момент Ольга Дымова понимает, как ошибалась. Но поздно.

Картинка или рисунок Попрыгунья

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Одоевский Бедный Гнедко

    Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор

  • Краткое содержание Булгаков Мастер и Маргарита кратко и по главам

    Патриаршие пруды в Москве. В это время там спорят поэт Бездомный и Михаил Берлиоз о том, существует ли Иисус Христос. И вдруг в их разговор вмешивается незнакомец, который утверждает, что знает

  • Краткое содержание Астафьев Веселый солдат

    Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится».

  • Краткое содержание Люди, которые играют в игры Берна

    В книге рассматриваются взаимоотношения людей в случаях, когда под внешне приемлемыми и социально одобряемыми формами скрывается манипуляция и стремление добиться психологических выгод.

  • Краткое содержание Паустовский Желтый свет

    Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе

Из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль


И. Левитан. Слева - *Автопортрет*, 1880. В центре - *Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой*, 1888. Справа - *Портрет А. Чехова*, 1890


Известный художник-пейзажист Исаак Левитан и писатель Антон Чехов долгое время были близкими друзьями, которых объединяли искренние и доверительные отношения. Но после публикации рассказа Чехова «Попрыгунья» неожиданно разразился скандал: в героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову . Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать друга на дуэль.




Слева - И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа - А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.


В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным - она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А. Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.



Слева - И. Левитан, фото 1889 г. Справа - С. Кувшинникова, 1880-е гг.


Младший брат Чехова так описывал Кувшинникову: «Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай». О. Книппер-Чехова соглашалась: «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать. Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна - оригинальна, талантлива, поэтична и изящна. Можно вполне понять, почему увлекся ею Левитан».




Софья Кувшинникова была замужем за полицейским врачом, который был терпелив и долгое время закрывал глаза на ее роман с Левитаном. Она была художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу - на этюды. Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они также ездили на Волгу на этюды, и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.



А. Степанов. Слева - *И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе*. Справа - *И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах*, конец 1880-х гг.


Чехов оправдывался, как мог: «Можете себе представить, - писал он в письме в 1892 г., - одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика - внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».



Слева - С. Кувшинникова, середина 1880-х гг. Справа - И. Левитан, фото 1898 г.


Однако сходство было не только внешним: почти дословно приводились выдержки из ее писем, чеховская попрыгунья в речи использовала любимые выражения Кувшинниковой, она была так же экстравагантна и оригинальна, хотя и куда более легкомысленна и поверхностна, чем ее прототип. Писатель пытался отшучиваться: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».



Слева - И. Левитан, фото 1884 г. Справа - И. Левитан, фото 1890 г.


Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось. Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже были обречены. Художник пользовался большим успехом у женщин, и в 1894 г. у него завязался новый роман, тоже едва не закончившийся трагически: запутавшись в чувствах к Анне Турчаниновой и ее дочери, Левитан пытался покончить с собой.

Бывает, что человек относится к жизни играючи, поверхностно. Он не обременяет себя серьёзными думами о собственном предназначении, об интересах окружающих людей. Однако не всегда легкомыслие имеет счастливый исход.

Замысел рассказа «Попрыгунья» возник у Чехова в августе 1891 года. Первоначально рассказ назывался «Великий человек». Во второй редакции автор сделал акцент на семейных отношениях и изменил название произведения на известное нам сегодня. В основе истории реально существовавший любовный треугольник: полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, интересовавшаяся различными искусствами. Но у главного героя, Осипа Дымова, был совершенно иной прототип — Илларион Иванович Дуброво, известный московский врач. В мае 11883 года к именитому лекарю обратились за помощью: семнадцатилетняя дочь дворянина Куроедова страдала от дифтерита. Чтобы помочь больной, Дуброво использовал метод, описанный в рассказе. В результате акта самопожертвования врач умер через 6 дней.

Не только у Дымова был прототип. Художник Рябовский имеет много общего с другом Чехова — художником Исааком Левитаном. Несмотря на старания писателя завуалировать это родство, Левитан был узнан и высмеян обществом, после чего между ним и Антоном Павловичем произошла ссора.

Жанр, направление

«Попрыгунья» относится к зрелому периоду творчества Чехова. В это время писатель активно развивает в своём творчестве направление реализма. Наиболее характерными чертами для автора в этом направлении являются ясность, простота в выражении мысли, а также философичность и насыщенная проблематика.

Некоторые исследователи определяют жанр чеховских рассказов после 90-х годов как сатирические рассказы или новеллы. «Попрыгунья» при кажущейся простоте имеет довольно сложную поэтику. Суть рассказа такова, что читатель ещё долго после прочтения остаётся погруженным в произведение, пытаясь расшифровать явные и скрытые смыслы. Такое воздействие отсылает «Попрыгунью» к жанру притчи, а динамичность и событийность истории роднит её с анекдотом в первоначальном его понимании.

Суть

Молодая представительница богемы Ольга Ивановна выходит замуж за начинающего доктора Осипа Дымова. Друзья девушки пророчат ей большое будущее в разных искусствах, семейная жизнь идёт своим чередом. Весной Ольга Ивановна отправилась на дачу. Там у неё завязывается роман с давним другом художником Рябовским. По возвращении неверная жена не решается рассказать о своей измене, но окружающие, в том числе муж, догадываются об этом.

Дымов старается как можно меньше проводить времени дома, добивается больших успехов в науке, но заражается дифтеритом. После непродолжительной болезни Доктор умирает, Ольга Ивановна остаётся одна.

Главные герои и их характеристика

  1. Ольга Ивановна . Барышня вела беззаботную, легкомысленную жизнь. Друзья, окружавшие её, находили Ольгу талантливой, но определённого дарования выявить никому не удалось. Певец замечал у неё прекрасный голос, художник считал, что у неё есть успехи в живописи, и так далее. Сама же дама понемногу занималась практически всеми искусствами подряд.
  2. Осип Дымов . Благородный, перспективный и одаренный молодой человек. Он безумно любил свою супругу, был готов исполнить все её капризы и простить всё, даже измену. В нем тоже видели большой потенциал, только в отличие от жены, он имел конкретное дело и цель, однако жизнь его трагически оборвалась.
  3. Художник Рябовский — наиболее стереотипная и схематичная фигура в рассказе. Он непостоянен и живёт одним мгновением. Если своим поступком разрушил чью-либо жизнь, то вины он не чувствует. Служение искусству всё оправдывает в его глазах.

Темы и проблемы

Главные темы и проблемы в рассказе представлены попарно в противопоставлении друг другу.

  • Рядом с эгоизмом идёт самопожертвование. Если Ольга Ивановна думает только о развлечении, досуге, личном благе, то Дымов заботится о своей супруге и о пациентах, ради которых готов рисковать собой. Осип всегда старается сделать всё, от него зависящее, для излечения больных.
  • Любви противопоставлено предательство. Осип Дымов искренне любит свою жену, и ему неважно, чем они отличны друг от друга, чем похожи. Он уважает её увлечения, не требуя ничего взамен. Ольга Ивановна ещё не была способна на столь же мудрое и высокое чувство, и, поддавшись мимолётному страстному влечению, предаёт супруга.
  • В рассказе «Попрыгунья» представлен один из вечных споров – науки и искусства. Дымов признаётся, что не понимает опер и живописи. Ольга упрекает его в этом, ставя музыку или театр важнее медицины или другого знания.

Главная мысль

Основная идея «Попрыгуньи» выражена в умении ценить то, что имеешь. Неслучайно название рассказа перекликается с известной басней И. А. Крылова «Стрекоза». Главная героиня всё время гонялась за «знаменитостями», однако слишком поздно поняла, какой великий человек был рядом с ней.

Ольга Ивановна мечтала о славе в искусстве, вероятно, мечтала связать жизнь с художником или музыкантом. Брак с горячо полюбившим её Осипом она считала неким снисхождением, тоже своего рода самопожертвованием. Посмотреть на мужа по-другому при его жизни Ольге не удалось — осознание пришло к героине слишком поздно. В этом заключается трагедия и смысл рассказа.

Чему учит?

Произведение учит одному из самых главных навыков, необходимых в жизни, — умению выстраивать отношения с людьми. На примере главных героев автор показывает необходимость уважения и взаимопонимания. Вывод Чехова основывается на его многолетних жизненных наблюдениях за окружением.

Через это произведение Чехов говорит, что каждый из нас нуждается в поддержке. Если бы Осип ощущал, что он не один и ему есть, ради кого жить, стал бы он в таком случае рисковать своей жизнью? Смертельная болезнь представляется в рассказе идеальным разрешением всех семейных неурядиц Дымовых. Научные старания главного героя обусловлены не только талантом и интересом, но и желанием обратить на себя внимание супруги, так увлечённой творческой жизнью. Если бы Ольга могла разделить вместе с мужем радость его успехам, то рассказ имел бы совершенно иной финал и напоминал бы семейную идиллию. Мораль произведения такова: необходимо создавать гармоничные отношения в семье, где каждый человек поддерживает и ценит родных.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Попрыгунья» Чехов написал в 1891 году. В произведении автор затрагивает вопросы ценности и смысла человеческой жизни, размышляет о нравственности русской интеллигенции.

Главные герои

Ольга Ивановна – творческая особа, жена Дымова, 22-ух лет.

Осип Степаныч Дымов – талантливый врач, муж Ольги Ивановны, 31 год.

Другие персонажи

Рябовский – художник, «жанрист, анималист и пейзажист» 25-ти лет.

Коростелев – врач, приятель Дымова.

Глава I

«На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые». Муж Ольги, Осип Степаныч Дымов, «простой, ничем не замечательный человек» , был врачом и имел чин «титулярного советника» , работал в двух больницах. Зарабатывал он мало – всего 500 рублей в год.

Друзья же и знакомые Ольги были известными творческими людьми: художниками, музыкантами, артистами. Среди них был молодой и успешный художник Рябовский. На фоне этих людей «Дымов казался чужим, лишним и маленьким» .

Дымов служил вместе с отцом Ольги в одной больнице. Когда отец женщины заболел, Осип Степаныч ухаживал за ним. После смерти отца Дымов сделал Ольге предложение.

Глава II

Ольга занималась творчеством, ездила в гости к «знаменитым и великим» , приглашала представителей богемы к себе. Дымов же совершенно не разбирался в искусстве.

Весной и летом Ольга Ивановна собиралась на дачу, а затем поехать с художниками на Волгу.

Глава III

«На второй день Троицы после обеда Дымов <…> поехал к жене на дачу. Он не виделся с нею уже две недели и сильно соскучился» , взял с собой гостинцев. Однако на даче Ольги не было, вместо нее там находилось трое каких-то незнакомых мужчин. Женщина вернулась с Рябовским только вечером. Не думая о том, что муж с дороги и голоден, Ольга отправила его обратно домой за платьем, перчатками и цветами, которые ей были нужны на завтра.

Глава IV

«В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода». Женщина думала о том, Рябовский «великий человек, гений, божий избранник» . Художник признался ей в любви. Ольга же, вспомнив про Дымова, решила, что для него, «обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже, получил» . Ольга поцеловала Рябовского.

Глава V

Все время, пока Ольга отдыхала с художниками, Дымов отсылал ей деньги и писал письма о том, что ждет ее. В начале сентября Рябовский начал жалеть, что «связал себя» с Ольгой. Женщину стало это тяготить, и она уехала домой.

Глава VI

«С середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают». Он все чаще обедал с товарищем доктором Коростелевым. Ольга же продолжала общаться с Рябовским, часто ездила к нему в мастерскую, приглашала к себе. Она сильно ревновала художника к другим дамам, и все в ее кругу это понимали. Про мужа Ольга говорила, что он гнетет ее своим великодушием.

Дымов стал работать еще больше, защитил диссертацию. Как-то он поделился с женой тем, что ему вскоре могут предложить «приват-доцентуру по общей патологии» . И «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все» , но женщина не понимала, что это значит, «к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала» .

Глава VII

В один из визитов Ольга застала у Рябовского другую женщину. Художник посоветовал ей бросить живопись и заняться чем-то другим. Огорченная женщина быстро уехала от Рябовского, решив начать новую жизнь.

Она вернулась домой поздно. Через дверь кабинета Дымов сказал ей, что «третьего дня заразился в больнице дифтеритом» , и просил послать за Коростелевым.

Глава VIII

Врачи постоянно дежурили у постели Дымова. Коростелев рассказал, что Осип Степаныч заразился от больного мальчика, когда высасывал у того через трубочку дифтеритные пленки. Ольга «думала о том, что это бог ее наказывает за то, что она обманывала мужа» .

Ночью Коростелев сообщил, что Дымов умирает. Мужчина сказал, что Осип Степаныч великий человек и его смерть – потеря для науки. Неожиданно Ольга поняла, что «это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек» .

Ольга бросилась в кабинет Дымова. «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка» , что «она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх» . Но Дымов был уже мертв. Коростелев распорядился, чтобы позвали богаделок, которые «все сделают, что нужно» .

Заключение

В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» врач Дымов является образцовой для самого автора личностью. Осип Степаныч предстает благородным, понимающим и трудолюбивым человеком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 149.