На каком озере царь петр 1. Потешная флотилия петра первого

"И опять мне снится одно и то же:
За моим окном мерно дышит море,
И дрожит весь дом от его ударов,
И стена воды переходит в небо,
И корабль уже здесь, и звучит команда."
(А.Макаревич)

Одним из самых посещаемых мест в Переславле-Залесском является музей-усадьба «Ботик», место строительства "потешной" флотилии Петра I. От города её отделяют 2 км. шоссе. Усадьба стоит на вершине холма «Гремяч». Название это происходит от источника с чистой ключевой водой, который забил у подножия горы благодаря удару молнии.

В конце 17-го века юный государь Пётр облюбовал Плещеево озеро для строительства свой корабельной "потехи", учебной модели будущего русского флота. Россия тогда имела выход только в Белое море. Строительство кораблей началось в 1688-ом году. Тогда верфь располагалась в самом городе на берегу реки Трубеж.

Царь, за неимением в Переславле подходящего дома, жил то в настоятельских покоях Горицкого, то Никитского монастыря. После стрелецкого бунта зимой 1691-го года Пётр с помощниками и корабелами перебрался на более удобное место, чтобы спускать корабли со стапелей прямо на озёрную гладь.

На горе Гремяч были выстроены "потешный дворец", "деловой двор", кузницы и поварни, походная церковь. Во дворце были покои самого царя, царицы Евдокии и царевича Алексея. На "деловом дворе" изготавливались малые суда, а большие строились на лугу близ озера. У берега была устроена пристань, где стояли уже готовые корабли.

К весне 1692-го года было построено около ста больших и малых судов, в том числе 30-ти пушечные фрегаты «Марс» и «Анна». 13-го августа в Переславле состоялись первые в истории России совместные маневры армии и флота.

Конечно, Петру вскоре стало тесно на Плещеевом озере. В мае 1693-го года он последний раз плавал здесь, и затем уехал в Архангельск строить настоящий боевой флот, а его корабли-первенцы остались в Переславле. Но государь всегда помнил о своих трудах юности, и уже потом, спустя много лет, в блеске своей славы он снова приехал сюда.

Вернулся в Переславль Пётр в 1722-ом году, когда ему уже исполнилось 52 года, за три года до смерти. И обнаружил, что флотилия находится в плачевном состоянии. Тогда царь в гневе пишет «Указ воеводам Переславским», вменяющий им в обязанности беречь остатки судов. Ниже мы видим полный текст Указа.

Несколько десятилетий царское распоряжение соблюдалось, но в 1783-ем году случился сильный пожар, уничтоживший большую часть города и петровские корабли. Чудом сохранились те остатки флотилии, которые на стали перевозить в Переславль. Там был и бот «Фортуна», по преданию выстроенный руками самого Петра.

Всё, что осталось от царского дворца и судов, было собрано в большом сарае, построенном веськовскими крестьянами. Эти исторические реликвии послужили основой музея, открытого в 1803-ем году.

Для музея на средства, собранные переславским дворянством, было построено новое здание с четырёхколонным портиком и шпилем. Оно стоит на том самом месте, где когда-то находился петровский дворец.

Это здание называется «Ботный дом». Все предметы, представленные в этом музее, уникальны. Они относятся к далекой эпохе юного Петра I.

Перед входом в музей установлены подлинные кованные якоря конца 17-го века, оставшиеся от больших кораблей флотилии.

В середине 19-го века на территории усадьбы архитектором П.С.Кампиони был воздвигнут обелиск Петру Великому и российскому флоту.

Недалеко был установлен павильон для танцев «Ротонда». Сейчас здесь посетители музея знакомятся с роскошными интерьерами ХVIII века.

Возле павильона работает прокат средневековых костюмов. Любопытно наблюдать, как старательно женщины наряжаются в платья эпохи Петра и позируют профессиональному фотографу.

А мы воспользовались находящейся рядом бесплатной услугой - засунуть рожу в дырку на голове капитана ботика и сфотографировать это самостоятельно.

Также в середине 19-го века в усадьбе построили «Белый дворец» для приёма почётных гостей, среди которых были члены императорской семьи. Сейчас здесь тоже музей.

А в павильоне «Сторожка» никакого музея нет, а просто продаются сувениры.

Центральным экспонатом музея-усадьбы является бот «Фортуна». Это деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Ботик небольшой, рассчитанный на пять пар вёсел.

Этому ботику граф Д.И.Хвостов посвятил вот такие строки:
"А ты, преславнаго отец Российска флота,
Ко плаванью тобой родилася охота,
И первый в сих водах Петром твой взвеян флаг,
Дивятся коему Евксин, Архипелаг."

С вершины горы Гремяч открываются великолепные виды на Плещеево озеро, приозёрную часть Переславля, монастыри, прибрежные сёла и на гостиницу, в которой мы остановились.

Итак, сегодня у нас суббота, 13 мая 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - На каком озере царь Петр I построил Потешную флотилию?

  • Валдай
  • Белое
  • Плещеево
  • Ильмень

Правильный ответ С - Плещеево

В юности Петр тяготел к разным военным игрушкам и хотя и вырос вдали от моря в нем проснулась страсть к мореплаванию, а случилось это после того, как он однажды попробовал прокатиться на боте по реке Яузе. А свой “Потешный флот” Петр Первый построил на озере Плещеево, которое расположено недалеко от Переяславля-Залесского, поэтому правильным будет третий вариант ответа.

Есть в Переславле-Залесском Плещеево озеро. На нём была построена “потешная флотилия” Петра I, ботик (лодка) царя до сих пор хранится в музее. Само озеро – по колено, купаться там невозможно. Однако именно это место считается колыбелью российского флота. История создания Петром I потешной флотилии на Переславском озере
С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России – один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.
В первые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.
Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии» . Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс.
К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке… ” “ и удались все зело хороши” – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу.

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Дата основания: 1803 год
Основные достопримечательности: памятник императору Петру I, обелиск императору Петру I, Ботный дом, ротонда, Белый дворец, Бот "Фортуна"
Координаты: 56°43"25.7"N 38°46"23.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

«Ботик Петра I» на берегу Плещеева озера был создан в 1803 году и считается одним из первых российских музеев. Его построили за счет средств владимирского дворянства. Сегодня этот музей, пожалуй, самый популярный на маршрутах «Золотого кольца России » и непременное место остановок всех экскурсий по Переславлю-Залесскому . Тысячи путешественников приезжают в небольшое село Веськово, чтобы своими глазами увидеть деревянный ботик, построенный руками Петра I.

Царская «потешная» флотилия

Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.

Ботный дом

В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.

Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела - в столице произошел стрелецкий бунт.

Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.

В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.

Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера

Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему - большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.

История создания музея

Музей организовали в августе 1803 года. К тому времени уцелел только один бот с громким именем «Фортуна». Это произошло потому что он находился отдельно от других кораблей, в селе Веськово, в обычном лодочном сарае.

По инициативе Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего в те времена Владимирским губернатором, для него на средства дворян выстроили каменный Ботный дом. Это здание обладает всеми признаками классицизма. Вход в него обозначен портиком с четырьмя колоннами. А на крыше установлен шпиль, на котором реет Андреевский флаг. В Ботном доме разместили само судно, а также рули, якоря и уцелевшие мачты от других кораблей «потешной» флотилии.

Торжественное открытие нового музея проходило пышно. В нем участвовали архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а также знатные чины и преуспевающие граждане Переславля-Залесского. В 1842 году рядом с музеем построили кирпичную сторожку для матросов, несших здесь охранную службу.

Выставочно-презентационный зал "Ротонда"

Экспозиция музея

Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.

Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.

Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.

С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.

Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.

Белый дворец

Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.

В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.

В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.

График работы

Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь - со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года - с 10.00 до 17.00. По понедельникам - выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.

Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.

Хорошо знаешь морскую военную историю?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

«Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку
имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.»
Петр I.

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот , историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создается Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Первые шаги Российского флота

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие - неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот.

Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

А тем временем в мире…

Рождается Алексей Петрович - старший сын Петра I

Спускают на воду первый военный корабль на Руси — Ботик Петра I

Петр I строит в Архангельске первую государственную верфь

Самое интересное для Вас!

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту - в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра).

На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».

К сожалению, судьба корабля сложилась трагично - он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

«Дедушка русского флота»

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях - для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».

Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

Первая поездка к морю

В 1689 году разрешился внутренний кризис - царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника - геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.

В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня - с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь - Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи - все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться - отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру - не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях.

По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» - он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.