Образование деепричастий в русском языке. Деепричастие совершенного вида и несовершенного

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Тема урока. Как образуются деепричастия совершенного вида. 7 класс

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель учителя . Сформировать представление о суффиксах деепричастий совершенного вида и о способах их образования.

Цель ученика . Научиться узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида и образовывать с их помощью деепричастия.

Планируемые результаты:

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения.

Метапредметные:

регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии своей оценки и определять степень успешности своей работы;

познавательные: выполнять анализ(выделение признаков), выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений,

учиться находить суффиксы, образовывать деепричастия, придумывать слова к схеме, выделять морфемы;

коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать других, читать вслух и про себя тексты учебника.

Предметные : знать суффиксы деепричастия совершенного вида, грамматические признаки деепричастий совершенного вида;

уметь узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида, уметь образовывать с помощью суффиксов деепричастия.

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1 .Организационный этап. (Цель. Организация самооценки обучающегося, их готовности к предстоящей деятельности на уроке)

Проверяет готовность к уроку

Готовятся к уроку

2.Актуализация знаний (Цель. Организация восприятия задания обучающимися)

Диктует предложение для синтаксического разбора. Задает вопрос: «Какая форма деепричастия нам незнакома?» См.Приложение.

Записывают под диктовку у доски и в тетрадях, разбирают предложение.

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения, уважения к труду.

Познавательные. Выполняют анализ предложения.

Регулятивные . Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

3.Введение нового задания .(Цель. Организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста)

Читают, комментируют, думают, как лучше составить таблицу.

Познавательные . Анализ текста, выделяют признаки, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные. Доносят свою позицию до других

4. Воспроизведение нового знания (построение алгоритма ) (Цель. Организация совместной деятельности)

Корректирует работу групп.

Выполняют работу по построению таблицы.

Познавательные. Читают вслух и про себя текст, слушают других.

5.Первичное закрепление . (Цель. Организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи)

Создает эмоциональный настрой на выполнение задания.

См. Приложение

Защита своих таблиц. Проговаривают суффиксы деепричастий совершенного вида и способы образования деепричастий.

Познавательные. Выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других.

6. Тренинг . (Цель. Организация первичного закрепления построенного алгоритма.

«Сильным» ученикам предлагает индивидуальные задания у доски(2 человека), остальных организует на совместную работу (1 человек у доски, остальные работают в тетрадях).

Диктует слова, словосочетания.

Контролирует выполнение работы.

См. Приложение

Выполняют индивидуальные задания (2 человека). Остальные работают в тетрадях, один у доски. Составляют схемы слов. Объясняют свой выбор. Проводят морфемный анализ. Выполняют упражнение № 181

Познавательные. Находят суффиксы деепричастий, образовывают деепричастия, выделяют морфемы.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других

Регулятивные. Осуществляют действия по реализации плана, сверяют свои действия по плану (таблице).

7.Рефлексия деятельности на уроке . (Цель. Организовать понимание ценности выполненной деятельности)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу. См.Приложение

Осуществляют самооценку.

Формулирую конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные. Выполняют анализ (выделяют признаки), выбирают основания для сравнения.

Регулятивные. Учатся вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы.

8.Комментарий к домашнему заданию . (Цель. Организовать закрепление новых знаний в домашних условиях)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Слушают внимательно.

Записывают задание в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

2. Актуализация знаний . Синтаксический разбор предложения . ВОЙДЯ В КВАРТИРУ, Я ЗАСТАЛ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ ЗА РАБОТОЙ.

Какая форма деепричастия нам незнакома?

Дайте оценку поступку приятеля. Хорошо это или плохо?

Часто ли вас можно застать за работой?

4. Воспроизведение нового знания.

Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Выскочить

замахнуться

-в, -вши

Выскочив

Выскочивши

замахнувши сь

испекши

прищурятся

-а (-я)

прищуря сь

Отвечают на вопрос что сделав?

Обозначают законченное добавочное действие

6 Тренинг . Карточка №1

Расставьте знаки препинания. Выделите деепричастные обороты.

Нахохлившись отдыхают птицы иные хлопая крыльями и осыпая иней клюют почки.

Карточка №2

Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием. Определите вид деепричастия

Закружилась и завыла вьюга. Светились и отражались в реке звезды.

Слова для работы у доски : Набросить плащ – набросив плащ; нахмурить брови – нахмуривши брови; раскаяться в проступке- раскаявшись в проступке; понадеяться на друга –понадеявшись на друга; выпучить глаза – выпучив глаза. (Образовывают деепричастия, выделяют морфемы)

Упр. 180. Образовать деепричастия от глаголов в начальной форме, объяснить орфограммы(только словосочетания, в которых пропущены орфограммы)

Распол..житься у опушк.. леса(расположившись), выст..вить руки вперед и сле..ка согнуться (выставив и согнувшись), ра..делить поровну (раделив),бл..кировать удар противника (блокировав), разыграть комбинацию (разыграв), к..оснуться руками сетк..(коснувшись),упасть вне площадк.. (упав), опазд..вать на соревнования(опаздав),увид..ть товарища (увидев), отр..зить атаку (отразив).

7. Вопросы для рефлексии: Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему мы сегодня научились на уроке?

Какую роль выполняют деепричастия в нашей речи?

Как вы считаете, усвоили вы сегодняшнюю тему? И насколько?

8 Домашнее задание . &30 выучить, упражнение 181 (1-2)

Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.

оборот?

Деепричастие - самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.

Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".

Например:

  • пробежав марафон (что сделав?);
  • перебирая ягоды (что делая?);
  • она смотрела, улыбаясь (как?).

Морфологические признаки

Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:

  • мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
  • помыть (невозвратное, совершенный вид) - помыв;
  • помыться (возвратное, совершенный вид) - помывшись .

Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:

  • мыть руки - моя руки;
  • помыть яблоки - помыв яблоки;
  • помыться после пробежки - помывшись после пробежки .

Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:

  • Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:

  • Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
  • Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
  • Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
  • Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
  • Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость .

Образование деепричастий несовершенного вида

Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.

С помощью суффиксов "" или "-ясь ":

  • осознавать - осознавая;
  • разбивать - разбивая;
  • читают - читая;
  • старается - стараясь;
  • смеется - смеясь;
  • готовится - готовясь.

С помощью суффикса "":

  • кричат - крича;
  • плачут - плача;
  • держим - держа.

И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи " и "-ючи ":

  • быть - будучи;
  • идут - идучи;
  • ехать - едучи;
  • жалеют - жалеючи;
  • играет - играючи.

Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:

  • с основой на буквы "к" и " - текут, бегут ;
  • с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться - исключение);
  • с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать - пашут; мазать - мажут; хлестать - хлещут; писать - пишут ;
  • с суффиксом "-ну ": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть ;
  • от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть .

Образование деепричастий совершенного вида

От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.

С помощью суффикса "":

  • отпустил - опустив;
  • помыла - помыв;
  • покрасили - покрасив;
  • вернула - вернув.

С помощью суффиксов "-ши " и " -шись ":

  • вытерла - вытерши;
  • принес - принесши;
  • подумали - подумавши;
  • истечь - истекши;
  • пронеслась - пронесшись .

С помощью суффиксов "-вши " и "-вшис ь":

  • улыбнулся - улыбнувшись;
  • умылась - умывшись;
  • засмеялись - засмеявшись;
  • возвратился - возвратившись .

Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " " и "":

  • прочесть - прочтя,
  • отвезти - отвез - отвезя;
  • увести - увел - уведя;
  • кричат - крича .

Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере " и "-ну ":

  • запереть - заперши/заперев;
  • высохли - высохши/высохнув,
  • озябнуть - озябши/озябнув .

Образование деепричастий с помощью приставок

Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий - приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

  • гнить - подгнивая;
  • петь - распевая;
  • звать - зазывая/называя;
  • драть - раздирая;
  • ехать - поезжая;
  • бежать - забегая;
  • лезть - залезая .

Ошибки при образовании деепричастий

В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.

Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:

  • Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

От глагола "работать " (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:

  • Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе .

Другой пример:

  • Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться .

Из глагола совершенного вида "покрасить " нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я ", в данном случае приемлем только суффикс "":

  • они пошли на речку искупаться и помыться .

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: .

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.