Перестаньте рассказывать о своих планах! И дело даже не в том, что кто-то сглазит…. Почему нельзя рассказывать о своих планах окружающим

Самая короткая лекция антрепренера Дерека Сиверса, в которой он объясняет, почему вредно распространяться о том, что вы собираетесь делать. Лекция подтверждающая народную мудрость - «Слово – серебро, а молчание – золото

Молчание золото, не болтай!

Почему мы не достигаем поставленных целей.

Задумайтесь о главной цели своей жизни .

Если вы скажете кому-то, что именно собираетесь сделать, то ощутите, что поставленная цель стала ближе, она как бы станет неотъемлемой частью вашего «я».

Но на самом деле шансы достичь задуманного у вас уменьшаются.

Многочисленные психологические тесты показывают, что, рассказывать о своих планах , самим себе все портить. Не болтай!

Каждый раз, когда у вас появляется цель, требуется предпринять определенные усилия, проделать некую работу, чтобы достичь ее. Сделав работу, вы ощутите удовлетворение.

Но когда вы рассказываете кому-то о своей цели и люди принимают ваши планы к сведению, ваша цель превращается в «социальную реальность», как говорят психологи. Еще в 1933 году Вера Малер обнаружила, что озвученное заявление о намерениях воспринимается разумом как реальность. Ваш мозг обманывается и считает, что цель стала ближе. Приходит чувство удовлетворения, и стимул корпеть над работой снижается.

Эксперименты Петера Голвитцера

В 1982 году Петер Голвитцер написал об этом целую книгу, а в 2009-м провел и опубликовал результаты еще нескольких экспериментов.

В четырех исследованиях приняли участие 163 студента. Каждый ответил на вопросы по поводу своей будущей профессии и своих целей. Затем половина из них сообщила присутствующим о взятых на себя обязательствах, а другая половина не стала о них распространяться. На следующем этапе всем участникам дали по 45 минут на работу, которая приближала их к достижению поставленной цели. При этом им сказали, что работу в любой момент можно прекратить.

В результате державшие рот на замке в среднем трудились все 45 минут, а потом говорили, что для достижения цели им еще многое предстоит сделать.

Те же, чьи цели стали известны, бросали работу в среднем через 33 минуты и говорили, что чувствуют себя намного ближе к задуманному.

Какдовести задуманное до конца?

Лучше промолчать и не рассказывать о своих планах , сознательно отодвигая на потом то чувство удовлетворения, которое приносит социальное признание. Важно помнить, что наш разум иногда путает слова с поступками. А если вам очень нужно поговорить о своих планах, то вы можете делать это так, чтобы не получать удовлетворения. Например: «Я очень хочу пробежать этот марафон, поэтому я должен заниматься пять раз в неделю, так что капай мне на мозги, если я не буду. Хорошо?»

Дерек Сиверс, основатель крупнейшего сайта с инди-музыкой CD Baby, рассказывает о том, почему надо хранить свои планы в секрете.

«У каждого из нас есть какая-то самая главная цель в жизни. Задумайтесь на секундочку! Вам необходимо ее почувствовать, свою самую важную личную цель. Представьте себе, что прямо сейчас вы решились и готовы ее достичь. Представьте, что сегодня вы кому-то рассказываете об этом намерении. Разве не приятно произнести это вслух? Представьте их поздравления и восхищение в их глазах. Разве вы не чувствуете, что сделали еще один шаг - как будто ваши будущие достижения уже становятся частью вашей личности?

А дело обстоит плохо, потому что стоило вам держать рот на замке. Теперь это приятное ощущение теперь будет только мешать вам добиться цели. Многочисленные психологические эксперименты доказали, что, рассказывая другим о своих планах, вы делаете их менее осуществимыми.

Когда у вас есть цель, необходимо предпринять какие-то шаги, проделать какую-то работу для ее достижения. Когда же вы кому-то рассказываете о своих планах, а они о них узнают - психологи называют это социальной реальностью: сознание находится как бы в ловушке ощущения того, что все сделано. И от того, что вы почувствовали удовлетворение - вы менее заинтересованы в приложении реальных усилий».

Мэтт Катс - инженер, который занимается поисковой оптимизацией в Google - в своем выступлении рассказывает, как сделать жизнь интереснее и насыщеннее, и, возможно, даже стать чуть ближе к своей мечте.

«Несколько лет назад жизнь стала мне настолько пресна, что я решил последовать примеру великого американского философа Моргана Сперлока и на месяц занять себя чем-то новым. Идея сама по себе проста. Задумайтесь над тем, что бы вы хотели изменить в своей жизни и делайте это в течение 30 дней ежедневно. Именно 30 дней - это достаточный период для формирования новой привычки или ее исчезновения (например, просмотра телепередач) из вашей жизни навсегда. Вот то, что я вынес из этого 30-дневного эксперимента. Во-первых, это время мне хорошо запомнилось, а не пролетело незаметно. Это стало также результатом того, что я каждый день в течение месяца делал одно фото. До сих пор я с точностью могу описать, где я находился в тот момент и чем был занят. Также я заметил, что чем больше в моей жизни появилось этих заданий и чем сложнее они стали - тем больше я приобретал уверенность в себе. За это время я превратился из офисного червя в другого человека: в парня, который ездит на велосипеде на работу и получает от этого огромное удовольствие. В прошлом году я даже взобрался на Килиманджаро, самую высокую гору в Африке. Могу сказать, что я никогда так не искал приключений до того, как начал делать эти 30-дневные эксперименты.

Я также понял, что если тебе чего-то хочется до чертиков, то ты это сможешь получить уже через 30 дней. Хотелось ли вам когда-нибудь написать роман? Каждый ноябрь десятки тысяч людей начинают писать свой роман длиной в 50 тысяч слов с нуля. Оказывается, что все, что вам нужно сделать - это писать текст длиной в 1 667 слов в день в течение месяца. И я решил попробовать. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ложиться спать, пока не напишешь норму за день. Возможно, вы обделите себя сном, но книгу в итоге напишете. А теперь скажите, стало ли мое творение новым великим американским бестселлером? Нет. Я написал ее за месяц. Она ужасна. Но если теперь мне в жизни случится встретить Джона Ходжмана на вечере TED, мне не придется говорить, что я компьютерный гений. Если захочу, теперь могу даже сказать, что я - Писатель.

И последнее, что мне хотелось бы отметить. Я понял, что посредством небольших, постоянных изменений, тех задачек, которые я себе придумывал, они лучше приживались в моей жизни. Серьезные, крышесносные задания тоже хороши. Они доставляют огромное удовольствие. Но привычка к ним не формируется. Когда я не ел сладкое в течение 30 дней, и на 31 день мне тоже его есть совсем не захотелось.

А теперь я хочу задать вам вопрос: Чего же вы ждете? Я обещаю вам, что грядущие 30 дней так или иначе пролетят. Так почему же не придумать что-нибудь такое, что вы всегда хотели осуществить и дать этому желанию испытательный срок длиною в 30 дней?».

Или, задумав новый бизнес-план, вы просчитываете прибыль, и, пробуя свои силы впервые, достигаете успеха, но повторяя цикл, терпите неудачи и разочаровываетесь? Почему так происходит? Этому есть объяснение. Химия в мозгу. И выясняется, что проблема не в дуновении ветерка, а только в нас самих. Как же не потерять намеченную цель и прийти к результату? Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.

Не рассказывайте друзьям о планах, которые влияют на многое в вашей жизни. Не хвалитесь тем, чего вы еще не достигли, а только собираетесь, даже если у вас есть для этого все возможности. Держите в секрете свою программу, которая находится на стадии идеи или уже в процессе разработки. Будьте партизаном касательно того, что собираетесь сделать. Вы делаете подножку сами себе, раскрывая свои карты раньше времени.

Нам хочется рассказать о своих планах и обрисовать задуманное во всех подробностях друзьям и знакомым. Нам интересно увидеть реакцию людей, но здесь таится самая распространённая ошибка, которую люди допускают снова и снова – тщеславие. Тщеславие может принимать самые различные облики.


Оно может маскироваться в форме желания услышать мнение окружающих о вашей задумке. Иногда тщеславие прячется за маской поиска советов и идей касательно реализации желаемой цели. Тщеславие многообразно в своих проявлениях и люди, дающие ему волю, спотыкаются на ровном месте. Как говорится в народе: «Тёплая водица не держится в одном месте».

Самая распространённая форма тщеславия – это хвастовство в кредит. Вы хвалитесь незавершёнными делами и очень велика вероятность того, что цель так и не будет достигнута. Вспомните ситуации, когда вы рассказывали о своих планах друзьям, а затем не выполняли обещания. Вы либо начинали что-то делать, но в итоге пропадал интерес, либо вообще не приступали к тому, о чем так живописно рассказывали окружающим.

В результате мы, скорее всего, виним себя за то, что распространились о своих планах, а воз и ныне там. Сколько замечательных идей так и остались всего лишь идеями! А причиной этому является банальное человеческое тщеславие. Особенности работы мозга Однажды учёные, изучавшие работу головного мозга, сделали поразительное открытие: мозг практически не различает физические движения от воображаемых. Когда человек думает, как выполнить движение, его моторная кора активизируется, как если бы он и в самом деле двигался!

Это можно легко продемонстрировать с помощью соответствующей аппаратуры. Если мы приседаем или же визуализируем этот процесс, не осуществляя реальных физических действий, электроэнцефалограмма мозга показывает активность одних и тех же зон. Тот же эффект наблюдается когда человек «прокручивает» в голове музыку, которую слышал ранее. Несмотря на то, что в данный момент он находится в полной тишине, аппаратура показывает активность зон мозга, ответственных за реальное прослушивание музыки. Спортивные тренеры раньше других поняли, что отчетливо представлять и делать – это почти одно и то же.

То есть, если вы играете в футбол, то можете значительно улучшить свои движения, просто включив в тренировки технику визуализации. Не секрет, что профессиональные спортсмены, претендующие на золото, проводят много времени, отчётливо представляя каждое своё движение. Вывод первый: Мозг не видит разницы, хвалится человек уже завершённым делом или делом, которое еще не завершено. К чему это приводит? Когда к нам приходит идея, мозг воспринимает её как незавершённую и человек чувствует желание достичь её.


Если у нас нет фотоаппарата, который мы хотим купить, для мозга это является неоспоримым фактом. Фотоаппарата нет. Мы не держим его в руках, мы не фотографируем. Нам нужно хорошенько поработать в этом месяце, чтобы заработать денег. Но что происходит, когда мы рассказываем друзьям о своём намерении приобрести конкретный фотоаппарат, конкретной модели? Мозг автоматически начинает визуализировать то, как мы приходим в магазин и покупаем его.

Или же мы начинаем представлять, что фотоаппарат у нас уже есть. Мы хвастаемся фотоаппаратом, будто он уже имеется в наличии. Мозг воспринимает это буквально. Если хвалимся – значит есть. А если фотоаппарат приобретён, то зачем напрягаться и зарабатывать на него деньги? Если вы рассказываете друзьям, что собираетесь написать компьютерную игру, будьте уверены, что мозг воспринимает, будто игра уже готова.

Зачем напрягаться и программировать, если игра завершена? Мозг не видит смысла в мотивировании человека. ЕСТЬ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ И ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛИ В МОМЕНТ ТЩЕСЛАВИЯ. В первом случае вы программируете сознание и подсознание на выполнение поставленной задачи и даёте чёткую картину пункта назначения. Во втором случае вы делитесь уже свершившимся фактом с друзьями – именно так воспринимает это наш мозг. Намеренно визуализировать конечную цель необходимо для того, чтобы действительно её достичь.

Кто не знает конечной точки движения, тот никогда её не достигнет. Энергия тщеславия - мощная природная сила. Используйте её! Допустим, у вас возникла идея нового бизнеса. Будь то открытие необычного книжного магазина или создание интересного Интернет-проекта. Что угодно. Как только мы подумали о конечной цели, сразу же возникает особая эмоция – желание воплотить идею в реальность.

Сбросить вес. Выучить английский. Бегать каждое утро. Каждый раз, когда мы ставим новую личную цель, мы делимся этой новостью с друзьями, родителями и коллегами по работе. Мы говорим им, что собираемся сделать то-то и то-то. Или радостно сообщаем, что уже начали это делать.

Затем, в 95 % случаев, получается так, что начатое не доводится до конца. Почему же нельзя заранее говорить о своих планах? И почему чаще достигаются цели, о которых мы никому не рассказываем?

Немецкий профессор психологии Питер Гольвитцер изучает данный феномен уже более 15 лет. Однажды он провел интересный эксперимент. В качестве подопытных мышей Гольвитцер отобрал группу студентов юридического университета. Цель эксперимента: выяснить, влияют ли публичные заявления о своих намерениях на достижение личных целей.

Для этого Гольвитцер составил список утверждений вроде: “Я собираюсь как можно больше взять от юридического образования”, “Я собираюсь стать успешным адвокатом” и так далее. Каждое из утверждений студенты должны были оценить по шкале от Полностью согласен” до “Полностью не согласен”.

Опрос проводился анонимно. При желании, можно было написать своё имя. Так же, в опросниках студентов попросили перечислить три конкретные вещи, которые они собираются сделать, чтобы стать успешным адвокатом. Типичными ответами были: “Я намереваюсь регулярно читать юридическую периодику” или что-то в этом роде.

Когда студенты сдали анкеты, Питер Гольвитцер обнаружил, что большинство студентов ответили на вопросы и подписались своим именем. Некоторые вообще не заполнили опросники и сохранили свои намерения в секрете.

Те, кто сохранили свои намерения в секрете…

Студенты не подозревали, что их намерения будут проверять на практике. Они сдали свои анкеты и забыли об этом. Но исследователи во главе с Питером Гольвитцером кое-что задумали…

Психологи выждали некоторое время, а затем искусственно создали ситуацию, чтобы проверить опрошенных “на вшивость” :-) Они попросили студентов помочь им в проекте, который требовал анализа двадцати криминальных дел. Студентам сказали, что они должны работать так упорно, как только могут. При этом, у каждого есть право “забить” на помощь и уйти в любой момент.

Криминальные дела были непростыми. Они требовали включения мозгов на полную катушку и усидчивости. Результаты эксперимента были однозначными. Каждый, кто публично огласил в анкете свои намерения на будущее, “слился” с работы. Они уклонились от достижения поставленной цели. И это несмотря на преданность идее построить карьеру в области юриспруденции!

Только те, кто сохранили свои надежды при себе, смогли по-настоящему проделать тяжелую работу и довести начатое до конца.

Почему люди рассказывают окружающим о своих намерениях?

Гольвитцер считает, что это имеет отношение к чувству самоидентификации и целостности. Все мы хотим быть идеальными людьми. Но заявления о наших намерениях тяжело и упорно работать, зачастую, являются чисто символическим актом. Это всего лишь помогает нам самоопределиться со своей ролью. Например: “Я юрист”, “Я писатель”, “Я фотограф”, “Я программист”.

Но ненасытный Питер Гольвитцер провел еще один эксперимент, чтобы дополнительно убедиться в своей правоте. Студентам показали пять фотографий верховного суда. Фотографии отличались размерами. От очень маленькой до очень большой. Испытуемых спросили: “Насколько ты чувствуешь себя классным юристом сейчас?”

Подопытные должны были оценить свою крутость и ответить на вопрос, выбрав одну из пяти фотографий. Чем большую фотографию ты выберешь, тем более завершенным себя чувствуешь.

Никто не удивился когда студенты, которые ранее заявили о своих целях и провалились на практике, склонялись к выбору фотографии побольше. Даже одно только заявление о своих планах стать хорошим юристом, заставило их чувствовать себя так, будто они уже были хорошими юристами. Это увеличило их самомнение, парадоксально уменьшив их возможность к тяжелой работе. Они стали легендами в своём воображении. А легенды не делают пыльную и грязную работу.

Так что, меньше говорите, а больше делайте, достигая ВЕРШИН!