Письменное рассуждение по рассказу куприна куст сирени. Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г. Торжка Тверской области

ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ

В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА

«КУСТ СИРЕНИ».

(Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)

БУРТОЛИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ,

учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ:

Обучать анализу поступков героев, их характеров, а также видению

И пониманию смысла прочитанного;

Формировать ситуации противоречия для создания проблемной

Ситуации;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста и

Развивать творческие способности, креативность,

Коммуникативные компетенции;

Обращаться к нравственным семейным ценностям, воспитывать

Чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать

Другого человека.

ЗАДАЧИ:

Работа на основе текста художественной литературы;

Использование приема прогнозирования при анализе фрагментов

Текста;

Этимология имен и фамилии героев, названия кустарника;

Аналогия с другими произведениями (художественный тест, фильм);

Взгляд на проблему с современной точки зрения;

Творческое раскрытие образа героини рассказа.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

В наши дни девальвированы многие истинные ценности, в частности ценности брака. Проблемы, приводящие пары к разводам, вовсе не в несовпадении характеров, а в неумении строить взаимоотношения.

Счастливая женщина – залог счастливой семьи;

Обеспечение равенства прав женщины в семье (при сопоставлении с приниженным положением, имевшим место в XIX веке).

1. Вступление.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь,

А чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Л.Н.Толстой.

Уверенно начинает свой разбег четырнадцатый год XXI века и отсчитывает 120 лет со времени написания рассказа «Куст сирени» А.И.Куприна. Художественная идея не нова и в нашей стремительной современности – любовь и счастье. Семейного счастья не будет без счастливой женщины, которая является первоосновой. Вокруг сейчас так много красивых, образованных, хорошо одетых женщин, но, думается, так мало поистине счастливых. Отличить счастливую от несчастливой легко. Все счастливые женщины как будто светятся изнутри, они красивы, независимо от возраста, лица, фигуры, они любят всех окружающих и щедро делятся с ними своим счастьем. Женщина без любви внутри становится фонарем без лампочки. Красивая штука, но совершенно бесполезная в хозяйстве. А вопрос решается просто – стоит вкрутить лампочку, и уже на этот свет начинают тянуться люди. О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит вокруг новые реальности.

Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних – это материальные блага, для других – собственные достижения в науке или творчестве. Для третьих – любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Большинство систем знаний утверждает, что один человек – это только полчеловека. Когда поймешь, кто ты, тогда увидишь, кто тебя дополняет, гармонизирует. Роль женщины в семейной жизни невозможно приуменьшить. Ведь отношения – это ответственность женщины. Тогда как мужская зона – это достижения. Если женщина сможет вести себя правильно, развивать женские качества, то многих проблем можно будет избежать, а остальные – решатся сами. Сила женской добродетели огромна. И что самое главное – не бывает плохих жен. Они все стараются, как могут, делать что-то, чтобы стать счастливее. Настоящей любви можно и нужно учиться у Святых людей. В их земной жизни подвижничество выходит на первый план и личной жизни нет. В Святых проявляется вся красота человеческой природы, весь смысл нашей жизни. «Великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов», - писал отец Иоанн (Крестьянкин) . Мерой всех вещей сегодня является человек и его отношение к вещам.

Из предпочтений и ценностей современности очевидным становится потеря человеком человечности. Святой человек – это любовь, и мыслит он любовью. Есть жизнь во имя, для других. Вот, что говорится в Писании о женской роли: «Служить мужу, всегда желать ему добра… Скромная, правдивая, владеющая чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства».

Семья – это маленькое государство, а государство, как известно, живет и развивается гармонично только тогда, когда всем ее членам хорошо и уютно. Не нужно забывать, что отношения двух людей – это бесконечная совместная работа по построению этих отношений. У нее [работы] есть начало, но нет и не может быть конца. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то – что оно есть понимание.

2. Основная часть.

У нашей героини Веры Алмазовой есть свое счастье. Она осваивает в семейной жизни множество «профессий», чтобы создать «необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». И эта мера необходимости определяется ею, исходя из жизненной ситуации. Она умеет заметить «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой»; она умеет помолчать, оценивая увиденное; умеет заговорить «первая, с той осторожностью, с которой говорят только… у кровати близкого труднобольного человека»; умеет выслушать горячую и раздраженную речь.

Вера нацелена на то, как в настоящем создать наиболее благоприятные условия для будущего. Сама семья нужна больше женщине, чем мужчине. Семья находится в ведении женщины: насколько она сможет устроить правильные отношения, настолько и будет существовать семья. Что женщина хочет воспитать в своем муже? Ответственность, прежде всего. Она умеет выискивать пути даже в, казалось бы, самых безнадежных ситуациях: «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость» во время третьей попытки поступления в Академию. И вот он, офицер генерального штаба, вновь на грани краха и позора.

Непонятное пятно на чертеже, превращенное уставшим Николаем в кусты, только усиливает тревогу и ощущение безысходности. Спор с преподавателем в аудитории, где было много офицеров. «Аккуратный такой немец», профессор, на следующий день предлагает убедиться в отсутствии каких-либо кустов на «этой седловине»!

Всё произошедшее Вера воспринимает иначе. У нее вообще более сильный и решительный характер. Она «отказывала себе во всем необходимом», она страдала за него, но быстро и решительно была готова действовать, чтобы вызволить Николая из неприятной ситуации. Причем, время в действии рассказа показано очень точно. Сначала

«пять минут тяжелого молчания», потом - быстрый рассказ, во время которого Алмазов ломает на мелкие кусочки горелые спички, затем – « муж и жена в долгом молчании сидели в тяжелом раздумье». Внимательно выслушивая мужа, она понимает, что пятно на чертеже превращается в кусты благодаря маленькой лжи-уловки. Но это грозит вылиться в большие неприятности. Вера не читает нотации, она резюмирует кратко: «Если уж сказал раз неправду, - надо исправлять. Собирайся…». Потом начинается горячая, действенная помощь жены. Собрав последние ценности семьи – «кольцо с солитером», «браслет старинный и погнутый», «серебряный портсигар», она закладывает их в ломбарде, не задумываясь и соглашаясь с оценщиком, и на вырученные деньги покупает у садовника кусты сирени. Муж не мог ее уговорить отправиться домой. «Она поехала вместе с ним за город, …все время мешала рабочим и только тогда успокоилась, когда удостоверилась», что все сделано, как надо. Она сумела вселить в своего мужа веру и готовность бороться до конца за свою мечту. При этом бороться без скорбного надрыва, без душераздирающего «Я всё тебе отдала!», а как бы играя : небольшой торг в ломбарде; встреча с садовником, который с семьей садился за ужин; необычная «прогулка» ночью; посадка сирени в десяти верстах от города… В своей помощи она не одинока. Неподдельную искреннюю любовь и заботу не может не заметить садовник, выслушивая всё внимательнее ее рассказ, что заставляет его склониться к помощи неизвестным посетителям. Белые петербургские ночи помогают героям на поле точнее найти место для посадки кустов. Да и сама сирень как нельзя лучше подходит не только для осуществления плана, но и как «символ расцвета молодости, свежести. Сирень олицетворяет целеустремленность и старательность». Верочка счастлива видеть «живую и немного подпрыгивающую походку» мужа на следующий день, когда узнает, что история с кустами кончилась благополучно.

Она несколько лет вдохновляла супруга, и в его победе заслуга прежде всего ее. Она искренне заинтересована в самореализации любимого человека, всецело помогает ему перейти на другой уровень профессионального роста, забывая о себе, - и это высшее проявление подлинной любви. Излучающая бодрость и оптимизм, умеющая «встречать

каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом», Вера была хранителем мужа; при этом необходимо отметить, что во времена написания рассказа женщины имели очень мало возможностей для собственного творческого роста. Через успех Николая Вера возвышалась и сама. Ее творчество – в построении семейного счастья, в благополучии ее второй половины. Супружество этой пары можно назвать счастливым, ибо каждый находил в другом то, в чем нуждался. Сверхуспешный офицер, ни в чем не сомневающийся и самоуверенный, не имел бы надобности в советах и помощи своей жены и отвергал бы их. Тогда предприимчивая натура Веры была бы подавлена. Так и Николай не смог бы жить с нерешительной, боязливой женой, во всем ему потакающей и лишенной способности ободрить его словом и делом; для него в жизни нужна была опора, и он в лице Веры ее нашел.

Заглянув в словарь имен, мы находим, что «Вера – имя женщины, замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером. При эмоциональном восприятии ощущаются черты надежности, основательности и устойчивости» . В русском переводе с греческого языка имени Пистида («puctuc» - вера), латинское слово «veruc» родственно старославянскому слову «вера». Имя означает: вера, верование, истина. Если учесть, что молодая женщина замкнута в рамки семьи, анализируя ее поведение и поступки, мы понимаем, как точно дает автор имя своей героине. Вслушайтесь в слова русского философа, ученого, богослова Павла Афанасьевича Флоренского: «Ее натура отличается честностью, и честность, кроме того, есть первая заповедь Веры…» У Веры хорошо организованный практический ум. Она вдумчива, содержательна, способна трезво оценить обстановку. Как показано в тексте, в конкретном деле она проявляет сообразительность.

Победу мужа она воспринимает как свою собственную, заставляя его рассказать всё в мельчайших подробностях, интересуясь деталями, чтобы продлить радость семейного триумфа. Герои рассказа шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку». Странная на взгляд суетливого обывателя, но для нас это не странно – пара счастлива, потому что победа одержана совместно.

И потом, дома, после обеда, вспоминая «глупости про сирень», Верочка снова как бы уходит в тень: «Ты говори первый, а я потом…», чтобы вновь выйти оттуда, когда это будет необходимо. Мудрая женщина ведет себя смиренно, она не показывает свое знание, она соглашается со всем, но дает мягкий совет. Чтобы быть по-настоящему счастливой, женщина должна быть в жизни ЗА мужем. Быть замужем, - значит, быть под защитой мужа, за его спиной. Вера беззаветна и верна своей любви, и для Николая Алмазова счастье, что такой преданный человек есть в его жизни.

Аналогию самоотверженности мы можем найти в рассказе О.Генри «Дары волхвов», где жена, желая подарить мужу в Рождество цепочку к часам, обрезает и продает свои роскошные волосы.

В художественном фильме Павла Лунгина «Остров», снятого по сценарию Д.Соболева в 2006 году, главный персонаж, отец Анатолий обладает даром исцелять других, может самоотверженно работать, спать на угле. У него почти нет личных вещей, он не боится бедности, т.к. он истинно богат духом.

Может показаться, что самоотверженность усиливает двойственность переживаний, когда мы вынуждены действовать в ущерб своим интересам, подавляя проявления своей личности. Истинная самоотверженность имеет свой собственный внутренний заряд, который мотивирует действовать без подавления личных интересов. Фактически самоотверженность и интересы человека в этом ключе сливаются. Тогда человек ощущает блаженство просто от того, что он созидает. Самоотверженность – это подтверждение любви.

Автор в рассказе «Куст сирени» не рисует портрета своих героев, он обозначает их фамилией и именами. Как официально звучит в начале повествования: Николай Евграфович Алмазов! Потом, благодаря любви и нежности женщины, смягченно – Коля. А.И.Куприн уважительно относится к обоим героям, но Верочкой ее называет в тексте он, а не муж. Думается, что и фамилия автором подобрана неслучайно. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что они очень хорошие люди, обладающие умением любить. А преодоление жизненных трудностей наносит грани на алмаз, шлифует его, и их характер и отношения приобретают бриллиантовый блеск.

Всегда одним из важных женских достоинств было – терпение. Женщина может и должна учиться терпению, себе же на благо. Обладание этим качеством – успех в обретении женского счастья. Настоящее женское счастье в семье. И мудрость Соломона, подтвержденная веками, поражает нас снова: «Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»

И счастливая семья держится на женском терпении. Верочка Алмазова наделена этим даром природно. Мы это видим в тексте: она спокойно, без истерик, обдуманно, как проводник, ведет за собой по извилистым тропинкам судьбы. Существует ряд принципов целомудрия женщины, которые дают ей возможность быть счастливой в семье: 1) она должна быть верна своему мужу; 2) она должна его уважать; 3) она должна помогать ему в его деле; 4) она должна уважать его родственников.

Верность мужу в рассказе не подвергается сомнению ни в чем. Про отношения с родственниками не сказано ни слова, но мы видим картину взаимоотношений, которые позволяют утверждать, что уважение к родным мужа для Верочки так же естественно, как любовь. В любви неизбежна идеализация! Это утверждение стало общим правилом. Шекспир, написавший в сонете о любимой: «Ты не найдешь в ней совершенных линий…» , бесхитростно объяснил тайну любви: она любит не то, что совершенно, она сама делает совершенным то, что любит. Она открывает человека как чудо и делает это чудо реальностью. Если женщина сильно предана мужу, то муж добивается успеха во всех своих делах. Счастье женщины тоже находится в руках мужчины: насколько он будет ответственным, целеустремленным, насколько он будет вести семью правильной дорогой, настолько и будет счастлива жена. Именно партнерские отношения жен и мужей, когда каждый из них в равной мере проявляет заботу друг о друге, могут быть залогом успешного брака. Такие отношения в семье дорогого стоят. Мужчине это надо заслужить.

С какой-то стороны наша жизнь и в правду игра. Причем самая лучшая. Поэтому, если отнестись к ней чересчур серьезно и вдумчиво, сразу все становится скучным и образуются проблемы. Вспомните, как говорил барон Мюнхгаузен: «Умное лицо – еще не признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Поэтому, юмор и ирония в семейной жизни практически так же необходимы, как доброта, взаимоуважение и понимание между супругами. Каждая семья представляет собой маленькую неповторимую страну.

Можно быть уверенным, что в этой семье все сложится, все будет хорошо. Они вместе – и в беде, и в радости… И пусть все, собирающиеся вступить в брак или уже состоящие в нем люди не забывают о высшей мудрости – относиться друг к другу нужно с любовью и …весело.

3. Выводы.

В этом на первый взгляд незатейливом произведении А.И.Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга в тяготах жизни. Однако многие впоследствии забывают об этом, или им попросту не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Силы появляются от неудач, а не от успехов! Умение найти нужные слова, а иногда и заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было потрачено немало времени, но и отношения между людьми.

Зная о неравнозначном положении женщины по сравнению с мужчинами в обществе XIX века, мы видим, что равенство прав в семье Алмазовых становится буквальным. Служебная карьера мужа становится невозможной без своевременной поддержки жены, «состоящей» на семейной службе. Для счастья нужно научиться контролировать себя и свои чувства, развивать терпение и способность беззаветного прощения. А это есть у Верочки Алмазовой, и это позволяет ей иметь счастье без проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интернет-библиотека А.Комарова. А.И.Куприн. «Куст сирени», с.1-3
  2. «Цветочный календарь»: см. «Сирень»
  3. Петровский Н.А. Словарь личных имен. – М.: 1966, с.123
  4. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. – М.: «Путь», 1914; гл. «Вера»

    «Куст сирени» Куприна А.И.

    Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

    Сюжетная линия

    Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

    Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

    Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

    Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

    Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

    Идейное содержание

    О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

    С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

    Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

    Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

    Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

    Сюжетная линия

    Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

    Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

    Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

    Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

    Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

    О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

    С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

    Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени.

    Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

    После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

    • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

    «КУСТ СИРЕНИ» Анализ рассказа Куприна Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания. Сюжетная линия Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия. Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене. Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём. Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой. Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы. Идейное содержание О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым. С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены. Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени. Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании

    Фролкина Оксана Владимировна,

    учитель русского языка и литературы,

    Горловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 40

    с предоставлением дошкольного образования

    АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.КУПРИНА

    «КУСТ СИРЕНИ»

    1. Анализируемый текст является сочетанием повествования от третьего лица и прямой речи героев художественного произведения (рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»). Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А.И.Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

    2. Тема рассказа однозначна - любовь: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

    Главная мысль рассказа "Куст сирени" заключается в великой силе любви. Именно любовь, нежность, преданность и верность Веры Алмазовой к мужу помогает сделать для него всё, чтобы преодолеть невзгоды.

    3. Композиция рассказа трёхчастная: провал работы, её защита и благополучный исход.

    Между 1 и 2 частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени.

    4. Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень в рассказе Куприна – это образ-символ, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – сюжетообразующая деталь.

    Существует легенда, в которой рассказывается, что богиня цветов Флора с приходом весны решила разукрасить землю. Она смешала солнечные лучи с радугой и стала щедро разбрасывать их о земле. Всюду распускались цветы – красные, желтые, оранжевые, голубые. Но по мере продвижения вместе с весной на север, краски стали кончаться, и, когда Флора достигла северных земель, у нее остались только белая и сиреневая краски. Богиня окропила ими мелкий кустарник северных земель и на нем появились мелкие белые и сиреневые цветочки.

    В русской лирике сирень служит символом раннего расцвета природы. Это красивый цветок, который зацветает весной. Весна - это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень - цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет четыре лепестка. В мифологии четыре - символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

    Таким образом, основная эмоциональная характеристика рассказа - счастье. Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

    5. Лексема «сирень» имеет следующее значение: «Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками». Название растения связано с названием цвета – «лиловый». В Энциклопедии символов сирень означает «первое чувство любви».

    Установление лексического и символического значений данной номинации позволяет выявить особенности авторских текстовых ассоциаций, в формировании которых участвует слово «сирень». Заметим, что номинация «куст» во втором своём значении обозначает «групповое объединение», что, на наш взгляд, имеет свою смысловую нагрузку в рассказе А. Куприна.

    Герой рассказа – Николай Алмазов, молодой небогатый поручик, слушатель курсов в Академии генерального штаба, успешное окончание которых позволило бы ему получить повышение по службе и больше не служить в полку.

    Образ жены Алмазова, Верочки, создается писателем с помощью глагольных конструкций, что позволяет судить о молодой женщине как о натуре деятельной, умеющей жертвовать, помочь в трудную минуту, бескорыстно любить:

    Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость…. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом , чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый комфорт.

    Алмазов, выполняя самую трудную практическую работу – инструментальную съёмку местности – «посадил пятно» зелёной краской на прекрасно вычерченном плане. Чтобы как-то исправить свою оплошность, он решил пойти на хитрость.

    Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить…. Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было <…> А он (профессор. – Н.Ч.) говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может».

    Алмазову пришлось настаивать на своем, и тогда профессор предложил на следующий день проверить, есть ли на этом месте кусты или нет. Чтобы спасти мужа, Верочка предложила: «… если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же». Заложив в ломбарде серьги, кольцо, браслет и выручив таким образом двадцать три рубля, молодые люди направились к садовнику.

    Номинация «кусты» получает в тексте свою конкретизацию – «кусты сирени». Появляются и другие флоризмы (дёрн, трава ), функциональное назначение которых – маркирование процесса осуществления плана Верочки по спасению чести своего мужа.

    Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

    Флоризмы «листочек», «дерево», «берёзка», «кустики» участвуют в маркировании эмотивной доминанты того фрагмента текста, когда профессор увидел на хорошо знакомом ему пустыре кусты какого-то растения:

    «Что это за дерево?» – спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». – «Берёзка, должно быть?» – говорит. Я отвечаю: «Должно быть, берёзка, ваше-ство. Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики».

    Таким образом, флоризм «куст» в смысловом пространстве рассказа А. Куприна действительно приобретает дополнительное, символическое значение «объединение людей в группу для совершения определённых действий».

    В конце рассказа номинация «куст» уже не употребляется. Появляются флоризмы «сирень», «цветок», являющиеся в тексте символом товарищества и любви. Наблюдается своего рода «эволюция»: просто куст «превращается» в цветок, который назван героиней любимым:

    муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

    - Ты – чему? – спросила Вера.

    - А ты чему?

    - Нет, ты говори первый, а я потом.

    - Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты

    - Я тоже, глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…

    Исследование семантико-функционального потенциала флоризмов в произведении А. Куприна позволяет говорить о том, что они играют регулирующую роль в восприятии и понимании образов персонажей.

    6. В рассказе "Куст сирени" Куприн показывает семейное счастье семьи Алмазовых. В фамилии героев уже содержится оценка происходящего, так как алмаз - драгоценный камень, блестящий, многогранный. Это намек на чистые, светлые отношения между супругами. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска». Имя Вера тоже неслучайно (женское имя Вера имеет славянские корни, однако, распространилось только с приходом христианства, имеет то же значение, что и слово « вера») : это вера в свои силы, уверенность в будущем. Николай – в переводе с греческого языка означает «победитель народов» , а отчество Евграфович от имени Евграф, которое в переводе в греческого означает «хорошо пишущий». Выбор имени главного героя говорит о том, что хоть и с помощью своей жены Веры, но Алмазов выходит победителем из сложившейся ситуации:

    - Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. "Что это за дерево?" - спрашивает. Я говорю: "Не знаю, ваше-ство". - "Березка, должно быть?" -говорит. Я отвечаю: "Должно быть, березка, ваше-ство". Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. "Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики". Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул.

    Главную героиню автор называет не иначе как Верочка. В этом нежном имени заложена вся искренняя любовь и нежность, которая царит в этой семье. Эмоциональное спокойствие поддерживает тоже она: " Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом ". Верочка была по мере необходимости " переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой " мужа.

    Тональность этого текста решается также на лексико-семантическом уровне. Куприн использует лексику, которая показывает спокойный, счастливый и веселый эмоциональный тон: " И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту парочку… ".

    Эмоциональную тональность рассказа «Куст сирени», как и многих других ранних произведений Куприна, мы определяем как мажорную .

    7. В основе повествования лежит прием антитезы. Автор использует ее и в изображении героев.

    Противоположные черты характера главных героев

    «Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучила встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом…

    Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом, нервном лице»

    Раздражен, недоволен

    Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова

    Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб

    Находчива, активна, деятельна, точна, быстра

    Не видит выхода, не верит в успех

    Верит в успех дела, надеется на положительный исход

    Подчиняется жене, действует по ее плану, лицо сияет « торжеством одержанной победы» . Алмазов преображается: из мрачного неудачного он превращается в счастливого человека

    В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее

    Упорный, целеустремленный, но из – за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах

    Добра, отзывчива, самоотверженная, очень любит своего мужа, из любой ситуации сможет найти выход

    Приём антитезы помогает раскрыть идею произведения. Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. Автор не дает нам внешнего описания героев. Куприн сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, который гораздо важнее внешности.

    Повествование идет от лица автора и можно проследить, как сам автор относится к своим героям: Куприн открыто выражает свои чувства, с большой симпатией относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.

    8. В рассказе появляются эпизодические, но не менее яркие герои: оценщик, садовник и профессор. Оценщик привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, садовник сначала был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль, он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но потом, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается. Можно заметить, что автор симпатизирует этому «маленькому старичку в золотых очках».

    Союз героев рассказа «Куст сирени» Николая и Верочки выдержал испытание на прочность. Воплощением этого союза, любви, готовности к взаимопомощи, к преодолению трудностей для блага любимого человека, становится сирень. После того, как история с посадкой кустов сирени закончилась благополучно, Алмазов и Верочка идут домой счастливые. Дома за чаем они вновь возвращаются к разговору о кустах сирени и Верочка признается, что сирень с этих пор будет ее самым любимым цветком. Невольно верится, что Верочка и Николай будут счастливы, пройдут весь свой жизненный путь, взявшись за руки, и цветы благоухающей сирени будут для них залогом счастья.

    9. В этом на первый взгляд незатейливом произведении Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако многие впоследствии забывают об этом, или попросту им не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Умение найти нужные слова, а иногда заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Что касается героев этого рассказа, то можно быть уверенными, что их дальнейшая совместная жизнь непременно будет счастливой.