Почему дети так ненавидят школу. Если ребёнок ненавидит школу: кто виноват и что делать

Если Ваш ребенок ненавидит школу!

"М ама! Я плохо себя чувствую!" кричит ребенок из ванной, в которой он заперся 15 минут назад. Времени пол-восьмого, и если Вы и Ваши двое детей через 15 минут не выйдите из дома, то никто никуда не успеет и текущий день сулит одни сплошные неприятности. И что самое ужасное, это уже третий раз за этот месяц, когда ребенок начинает жаловаться на то, что у него что-то болит, как раз в то время, когда пора выходить из дома. Что происходит?


Большинство детей хоть иногда жалуются на школу. Но около 5 процентов детей не любят школу до такой степени, что отказываются туда ходить. Причем чаще всего это происходит с теми, кто собирается в школу впервые. Очень важно понять, почему так происходит.

Родители могут сделать многое, чтобы подавить этот страх. Во-первых, необходимо понять, не оказываете ли Вы непредумышленно чрезмерное давление на Вашего ребенка. Во-вторых, если речь идет о страхах ребенка, который первый раз идет в школу, попробуйте привезти его туда немного пораньше. Таким образом, он или она сможет получше изучить здание школы, в котором предстоит провести столько времени, познакомиться получше с учителем и просто немного адаптироваться. В большинстве случаев, страхи первого посещения школы проходят в течение нескольких дней.

Но если Ваш ребенок продолжает выражать недовольство школой или наотрез отказывается туда идти, то может быть даже стоит обратиться к специалисту, чтобы он помог выяснить истинные причины страха, и выяснить, нет ли проблем со здоровьем, которые могут приводить к такому результату.

В то время как одни дети с самого начала испытывают ужас от одной мысли о посещении школы, возможно, Ваш ребенок — один из тех, кто какое-то время посещал школу без особых проблем и не выражал никакого недовольства, а потом в один прекрасный день объявил, что ненавидит школу и не хочет туда больше ходить. Вот некоторые возможные причины таких вспышек и способы для Вас и Вашего ребенка с ними справиться.

Проблемы с учебой

Когда Ваш ребенок объявляет о своей ненависти к школе, возможно у него или у нее возникли сложности с учебой. Также возможен вариант, что ребенку становится скучно, потому что он подготовлен лучше других ребят, и имеющиеся у него знания оказываются невостребованными.

Независимо от того, какая именно возникла проблема с учебой, нужно идти к учителю и выяснять этот вопрос с ним. Конечно, невозможно составить индивидуальную программу для каждого ребенка, но учитель, несомненно, сможет разобраться, что именно не понял Ваш ребенок и почему у него что-то не получается, и сможет помочь. Тоже самое касается и детей, которые учатся ниже своих способностей. Также, если возникают проблемы с учебой, обязательно проверьте у ребенка зрение и слух. Возможно, ребенок не видит того, что написано на доске, или не очень хорошо слышит учителя, и даже этого не осознает.

Проблемы с учителем

Возможно ребенок ненавидит школу из-за того, что у него отсутствует взаимопонимание с учителем. Очень часто для того, чтобы решить эту проблему, достаточно посадить ребенка с учителем вместе во время завтрака и в непринужденной обстановке дать возможность поговорить. Каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил, и если он этого не чувствует, то возможно не сможет хорошо учиться. Если проблема так легко не решается, и конфликт с учителем прогрессирует, подумайте о том, чтобы перевести ребенка к другому учителю, например, в параллельный класс.

Буллинг

Внезапное нежелание идти в школу может говорить о том, что там по отношению к Вашему ребенку начали проявлять агрессию. Если Вам кажется, что это так, выберите подходящий момент, чтобы поговорить об этом с Вашим ребенком. Если он или она отказывается разговаривать с Вами на эту тему, попробуйте поговорить с его друзьями, их родителями или учителем. Если Вы выясните, что Ваши подозрения верны, немедленно сообщите об этом руководству школы. Как правило, такие проблемы немедленно пресекаются школьной администрацией.

Одиночество

Может такое быть, что ребенок ненавидит школу из-за того, что у него там совсем нет друзей. Попробуйте поговорить об этом с учителем. Учитель как никто другой видит взаимоотношения ребят в классе и наверняка сможет Вам объяснить истинную причину того, что ребенок все время один и ни с кем не общается.

Также, попробуйте записать ребенка в кружки и секции, которые есть при школе. Как правило, внеклассные занятия и общие интересы способствуют появлению новых друзей.

Растущее давление

Причиной появляющейся неприязни к школе может быть реакция на растущее давление со стороны учителей по поводу предстоящих экзаменов. Страх перед экзаменами в последние годы становится у детей все заметнее, по мере того как ужесточаются требования и условия. В результате, многие дети, которые изначально любили школу, начинают ее ненавидеть. В последние годы все больше школ вводят систему ежегодных переводных экзаменов, начиная со второго и по одиннадцатый класс. И начиная с середины года, детей начинают готовить к этим экзаменам, постоянно пугая их тем, что они могут их не сдать или сдать не очень хорошо.

Самое лучшее, что могут делать в этой ситуации родители, это пытаться снять с детей это напряжение, успокоить их, убедить, что не происходит ничего страшного и что предстоящие экзамены ни на что не повлияют в их жизни. Надо просто продолжать хорошо учиться и все будет хорошо.

Продолжайте разговаривать

В конечном итоге, лучше всего помочь ребенку, который не любит школу, могут родители и учителя. Разговаривайте с Вашим ребенком, пытайтесь понять, почему вдруг школа перестала нравиться. Встречайтесь с учителем, разговаривайте, пытайтесь вместе изменить отношение ребенка к школе, чтобы учеба доставляла положительные эмоции.

Как сказала однажды Мария Монтессори, основательница образовательной системы Монтессори, "Один из лучших тестов правильности образовательного процесса, это степень радости и счастья ребенка".

Школа постоянно обвиняет меня в том, что мой ребёнок неохотно ходит в школу. Но я пока не понимаю, в чём тут моя вина. Ещё совсем недавно это было не так. Я пытаюсь найти пути выхода из этой ситуации, но в школе до недавнего времени на диалог шли неохотно и будто совсем не слышали родителей.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Когда я сама была школьницей, я не была похожа на большинство своих одноклассников. Обычно после каникул учитель задавал вопрос: «Кто из вас соскучился по школе?». Руку поднимала я одна или не поднимал никто.

Не хотелось чувствовать себя белой вороной. На каникулах мне было скучно (кроме летних). Мне не хватало в сезонные каникулы школьной суеты, общения с друзьями и учителями, большинство из которых я очень любила. И мне казалось странным, что кто-то может по этому всему не скучать. Наверное, у ребят была насыщенная жизнь, раз вне школы им интереснее. Я же класса до 9-го насыщенной жизнью (жила я тогда в деревне и общалась помимо школы только с соседкой) похвастаться не могла. И сегодня, когда я вспоминаю свои школьные годы, своих учителей, у меня возникает чувство трепета по тем временам, потому что мне, правда, было в школе комфортно и интересно.

Дочь тоже с удовольствием раньше училась и ходила в школу. До 8 класса. Первое родительское собрание сразу и мне дало понять, что год будет непростым, потому уже сейчас все настроены на успешную сдачу ОГЭ, начинается подготовка, а это двойные нагрузки. Я понимала, что моя дочь в 8 классе совсем на это не настроена. Её сейчас больше интересуют друзья и её собака, чем ОГЭ в конце 9 класса. С каждым месяцем с начала учебного года прессинг со стороны школы возрастал. Дочь начала жаловаться на головные боли и периодические истерики по поводу школы, нежелание вообще туда идти.

Я сходила в школу на разведку, со мной провели поучительную беседу, объяснив, что дочь «скатывается», что нужны срочные меры со стороны семьи, изымания каких-то важных для неё вещей и полный контроль. Я была растеряна и расстроена. Подумала, что, может, действительно, у нас слишком демократические отношения с дочерью и стоит стать несколько жёстче.

К хорошему это не привело. Я ежедневно заходила в электронный дневник, в котором по выходным возникали непонятные двойки, которых не было ещё на прошлой неделе. Чаще всего дочь не понимала, за что она получила неудовлетворительные оценки. Дочь начала о школе рассказывать такие подробности, от которых у меня волосы на голове вставали дыбом. Я могла лишь удивляться с открытым ртом и обнимать дочь, переубеждая её в заверениях учителей, что «их класс - самый худший» и что «все они тупые, и ОГЭ, естественно, не сдадут».

Разговор со школой был непродуктивным, я слышала лишь обвинения в свой адрес, что «я - плохая мать и не занимаюсь своим ребёнком»

А тем временем у дочери мотивация к учёбе совсем стала низкой, и она решила, что «больше не хочет никому в школе доказывать, что она не верблюд». Она знает, что ей нужно пройти эти трудности, чтобы самой стать сильнее. Вопрос о смене школы стоял, но изучив ряд школ, мы поняли, что это будет бессмысленное мероприятие. Я хочу найти школу, которая будет развёрнута к ребёнку лицом. Школу, которая будет не мстить за независимое и самостоятельное решение учиться так, как получается, без лишнего для неё на сегодняшний день напряга, к которому она оказалась психологически ещё не готова. Школу, которая будет доброжелательно настроена к детям. Мы пока такую школу не нашли в нашем районе, но мне очень хочется верить, что наша школа встанет на этот путь.

Поверьте, у меня есть основания верить именно дочери, а не школе, потому что я сама отработала в школе, и видела все те ужасы, о которых говорит дочь. Видела, как учителя не уважают границ другого человека, а тем более ребёнка, и при всём классе могут его отчитать, обсудить его семью, обозвать и сделать выводы об ученике нелицеприятного характера. Видела, как учителя обвиняют детей в том, что они их не уважают и поэтому принимают решение на каждом уроке выяснять отношения с детьми.

Уважение нужно заслужить, а не выпрашивать его

Я ни в коем случае, не хочу винить всех учителей. Есть достойные в этой профессии. И большинство моих учителей были именно такими, я перед ними очень преклоняюсь по сей день, и о них я писала накануне Дня учителя на своих страницах в социальных сетях. Как-нибудь и в этом блоге обязательно напишу о выдающихся, на мой взгляд, учителях. Мне повезло в жизни, что у меня их было большинство. И никто из них при мне ни разу не повысил на ребёнка голос.

Сегодня учителя часто сетуют на то, что «дети сейчас другие», поэтому они якобы заслуживают такого к себе отношения. Я так не считаю

Сегодня редко можно встретить, действительно, интеллигентного учителя, который ведёт себя на должном уровне. Часть учителей, кстати, которые преподают предметы, у моей дочери, были и моими. Так вот те самые, очень многоуважаемые мной, учителя и сегодня продолжают себя вести должным образом. В их сторону никаких нареканий нет. И я рада, что дочь имеет возможность посещать их уроки - значит не всё потеряно. Вся надежда на то, что она будет ориентироваться на этих прекрасных людей.

Значит, всё-таки дело не в детях, с которыми учителя сегодня не могут справиться посредством уважительного к ним отношения. А всё-таки в учителях, которые, возможно, оказались не своей профессии.

Я всегда говорила детям, что уважительное отношение к любому другому человеку - это норма твоего воспитания, а уважение - это уже твоё личное дело

Я прошу детей, если меня читают дети, обязательно уважительно относиться к учителям, как бы порой вызывающе они себя не вели. Я не требую уважения, его, действительно, человек сам заслуживает или нет, но уважительное отношение в любому другому человеку - это норма.

Но как сложно это говорить детям, когда они как раз наблюдают часто от учителей к себе неуважительное отношение. А разве не пример учит? Требовать уважительного отношения и при этом самому никого не уважать, - это просто странно. Я , что многие взрослые сегодня, а часто и учителя считают, что детей уважать не нужно. К детям всегда - с осуждением и предвзятостью. Возможно, именно потому сегодня школа переживает кризис в нашем обществе.

Мало кто из детишек сам заводит будильник, быстро одевается и бежит в школу с улыбкой на лице. Мамы и папы учеников младших классов прекрасно знакомы с ситуацией, когда сын или дочь не хотят утром вставать и идти в учебное заведение грызть гранит науки. Это нормально и каждый прошел через такое. Ну что же делать тем родителям, у которых дети испытывают настоящую ненависть к школе и это не прекращается через пару минут после пробуждения? В этом вопросе важно разобраться.

Почему ваш ребенок не любит школу

Конечно же, школа — это не райский уголок, в котором можно отдохнуть. Для детей это такая же нагрузка, как и для взрослых работа. Поэтому родителям стоит понять данный факт и не запрещать чаду проявлять свое негодование.

Как правило, мальчики и девочки не хотят идти в учебное заведение, потому что там требуют знаний, дают множество информации, которую не всегда получается воспринять и запомнить. Если проблема учащегося только в нежелании учиться, то можно не беспокоиться, это либо пройдет, либо ребенок просто привыкнет к такому ходу событий.

Но случается и такое, что причиной ненависти к школе являются более серьезные факты, которые нужно решать. Задачей мамы и папы является выяснить, критична ли проблема или банальна.

Как выяснить причину нежелания идти в школу

Дабы понять истинную причину нелюбви к школе, следует задавать наводящие вопросы своему чаду. Надо выяснить следующие нюансы:

  1. Что больше всего ребенку нравится в учебном заведении.
  2. Также важно понять, что вызывает больше всего негодования.
  3. Спросите у сына или дочери, кто из учителей самый хороший и почему.
  4. То же самое касается и самого недоброго учителя.
  5. Уточните у своего чада, кто его лучший друг, а кто враг среди одноклассников.
  6. С помощью хитростей узнайте у ребенка о том, во что они играют на уроках.
  7. Важно понять, как к сыну или дочери относятся дети с других классов.

Это ряд вопросов, который поможет найти корень проблемы. А уже после выяснения, маме или папе стоит попытаться найти подход к ребенку, дабы узнать все в деталях.

Ни в коем случае не стоит давить на свое дитя, это может вызвать обратную реакцию и нежелание в дальнейшем о чем-то рассказывать. Поняв суть проблемы, нужно по-дружески, с приведением собственных примеров из детства, определить глубину проблемы и найти оптимальное решение.

Распространенные проблемы среди учеников младших классов

Есть ряд недоразумений, с которыми по статистике сталкивается каждый второй школьник. Наиболее распространенные проблемы и пути их решения, следующие:

1. Плохое отношение со стороны учителей. Если вы выяснили, что к вашему чаду несправедливо относится преподаватель, не пытайтесь сразу бить тревогу. Для начала детально изучить суть проблемы. Несомненно, есть разные преподаватели и некоторые из них не обосновано обижают и ущемляют учащихся. В то же время, случается и такое, что замечания педагога далеко не беспочвенны.

Естественно, каждый родитель убежден, что его чадо самое послушное, правильное. Тем не менее, не стоит забывать о том, что не всегда кажущееся является действительностью. Дабы без ущерба для своего ребенка выяснить причины и следствия, опять же, надо задавать наводящие вопросы.

2. Следующая распространенная проблема — это плохие отношения с одноклассниками. Далеко не каждый ребенок способен обзавестись друзьями и общаться со всеми окружающими на одинаковых нотах. Если проблема в этом, опять же, не стоит сразу же бежать к родителям обидчика и давать им ценные указания. Предположите мысль о том, что и ваш безупречный ребенок способен первым вступить в конфликт. Опять же, все нужно выяснять дружелюбно и без давления.

3. Если ребенок не желает идти на определенные уроки, возможно проблема кроется в том, что эти предметы просто не понятны вашему чаду. Решить вопрос можно, наняв репетитора, чтобы подтянуть знания. Проблема сотрется сама по себе.

Если стало известно, что все упреки несправедливы, то нужно аккуратно поговорить с преподавателем или родителями обидчика.

Когда действительно нужна помощь

Если из указанных выше ситуаций можно выйти полюбовно, то в некоторых случаях ребенку действительно нужно помочь. Это касается физических рукоприкладств и унижений, вне зависимости от того, дети осуществляют такие действия или учителя.

В таких ситуациях важно четко и без лишних слов выразить свое мнение. Если не помогут просьбы, прозвучавшие в адрес обидчиков, то можно смело идти к директору школы или, если нужно, высшим инстанциям, занимающимися защитой детей.

Решение проблемы можно найти всегда, главное вовремя понять ее источник и помочь своему чаду разобраться. Когда раздражитель перестанет воздействовать, ваше чадо обязательно полюбит школу и будет с удовольствием идти туда.

«Отстаньте! Не пойду я никуда! Ненавижу школу!» - кричит ребёнок родителям. Те сердятся и недоумевают: допустим, школу мало кто любит, но все же как-то учились? Почему их ребёнок так отчаянно протестует?

Есть немалая разница между просто нелюбимым делом и ненавистью к какому-то процессу или заведению. Иногда дети начинают заболевать - не фишка с нагретым градусником, а реальные болезни. Из-за подавленного состояния иммунитет ослабевает и появляется простуда или пищевые расстройства на фоне стресса. Это может странно звучать, но такое действительно происходит. Чтобы помочь своему ребёнку, надо узнать причину такого отношения к школе. В статье приводится несколько стандартных ситуаций с вымышленными персонажами.

Причины

Обычно ненависть к школе основывается на одной из трёх причин:

Одноклассники. При мысли о школе у Алёны начинает болеть голова и появляется усталость. Она совсем не ленива, наоборот, ей нравится учиться. Но несколько девочек в классе устроили ей настоящую травлю. Проходя мимо, они обязательно толкнут её, кричат через весь коридор обидные прозвища и высмеивают всё, что бы девочка ни одела. Вчера ей в тетрадь подкинули дохлого таракана, сегодня - наврали учительнице, что она списала домашнюю работу. Когда они обращаются к ней, Алёна непроизвольно вздрагивает - под насмешливый хохот одноклассниц. Девочка ненавидит их, а заодно испытывает глубокое отвращение к заведению, которое объединяет её с этими людьми.

Школа - это не просто место, где учат детей. Это заведение со своим обществом, порядками и проблемами. Это общество состоит в основном из детей, которые только учатся общаться, и подростков - а те не всегда уравновешенны. Учителя не могут контролировать всех, тем более что каждое следующее поколение всё хуже поддаётся формированию.

Трудности в учёбе. Сколько Антон помнит себя, учиться ему было тяжело. Ему тяжело запоминать, он плохо разбирается в формулах и теоремах. Он видит, что у других это получается легко и быстро, а у него - нет, и поэтому ему не хочется даже и стараться. Тем более, что когда он просит кого-нибудь помочь разобраться, у родителей и учителей не находится достаточно времени. Ему нравится спорт, так зачем тратить время на что-то другое?

Когда дети говорят родителям, что что-то тяжело им даётся, обычно они слышат в ответ, что просто надо стараться. Но насколько сами родители готовы прикладывать усилия там, где у них не очень это получается?

Света хорошо училась раньше, а сейчас скатилась на тройки. Учителя и родители недоумевают, в чём дело? А Свете не интересно. То ли дело раньше, например, на уроках английского, проходя буквы, они их и пели, и рисовали и стихи про них читали. А сейчас — нудная грамматика, от которой глаза слипаются. Родители винят и Свету за лень, и учителей, что не умеют заинтересовать, но ситуация от этого не меняется.

Дефицит родительского внимания. Андрей ненавидит школу, и ему всё равно, какие там люди и чему там учат. Дело в том, что когда он приходит домой, то быстро ужинает один перед телевизором и идёт учить уроки. С родителями удаётся перекинуться лишь парой дежурных фраз. Он чувствует себя отрезанным от них, и ему хочется побыть дома, чтобы мама разговаривала с ним, а отец по-своему и интересно рассказывал математику. Каждое утро Андрей отчаянно хочет заболеть, проспать, что угодно, лишь бы побыть дома.

Что можно предпринять

Не всегда причина нежелания ребёнка идти в школу очевидна для родителей. Но выяснить её не трудно - обычно достаточно непринуждённого разговора. Когда дети видят, что родители искренне пытаются их понять, то готовы раскрыться.

Во время беседы очень важно воздержаться от обвинений. Если ребёнок услышит, что он просто ленивый, ему больше не захочется ни учиться, ни разговаривать.

Если проблема в одноклассниках, важно помочь ребёнку развить уверенность в себе и показать, что от мнения ровесников ничего не зависит. Школа закончится, и, возможно через несколько лет он даже не вспомнит имён всех, с кем учился. Сын или дочь должны быть твёрдо уверены, что родители их очень любят, и, если это будет нужно, они придут в школу и сделают всё, чтобы их защитить.

Но когда они вырастут, им придётся столкнуться с разными людьми, в том числе и с похожими на их одноклассников. Нужно научиться уходить от конфликтов — в буквальном и в переносном смысле, а иногда уметь подшутить над ситуацией. В любом случае, когда обидчики увидят, что их слова не задевают, со временем они потеряют интерес. Можно прорепетировать с детьми возможные нападки и варианты ответов. Так ребёнок будет себя чувствовать увереннее.

Не всем легко учиться. Когда кому-то нужно больше времени, чтобы что-то понять, это не значит, что он лентяй. Стоит объяснить ребёнку, что знания, которые даются в школе, нужны; даже если они не понадобятся в жизни, обучение тренирует способность размышлять, выделять главное и делать выводы. А это точно пригодится в будущем. Если своего времени и терпения не хватает, можно обратиться за помощью к репетитору.

При этом не следует быть максималистами, и требовать отличных результатов во всём - если ребёнок не будет справляться, он просто махнёт на всё рукой.

С другой стороны, иногда приходится объяснять, что не все занятия в жизни должны доставлять удовольствие. И школа тоже помогает научиться хорошо делать то, что не очень нравится. Ведь даже на любимой работе есть неприятные моменты или просто усталость. Если ребёнок научится преодолевать это в школе, то в будущем ему будет намного проще.

Плотный график - это участь и детей, и родителей. Иногда из-за занятости у людей нет времени даже на полноценное общение с самыми близкими. Врачами и учёными доказано: если детям недостаёт внимания, они начинают болеть и хуже развиваются. Хорошая традиция во многих семьях - собраться за столом хотя бы раз в день. Ведь все всё равно тратят время на еду, так почему бы не провести его вместе? Правда стоит учесть, что включенный телевизор сводит на нет всё общение.

Скорее всего, не получится сразу преодолеть ненависть ребёнка к школе. Но со временем непринуждённые беседы о том, как избегать конфликтов и как научиться делать то, что не нравится, а так же дружеское общение с ребёнком поможет ему правильно относиться к этой части его жизни.

Регина, г. Ноябрьск

Идея уговаривать ребенка “ну ты же любишь школу”, “ну там же твои друзья!”, “тебе нужно учиться” мне не близка

Психологический лайфхак для родителей

Я давно говорю, что большинство областей жизни имеют самые прямые параллели, и методы взаимоприменимы.

В принципе, к школе мои дети относятся с вялым терпением. Иногда идут с радостью, иногда не очень, но рефрен “я ненавижу школу” периодически возникает, особенно когда устали, с учителем не складываются отношения, и что-то не получается.

Идея уговаривать ребенка “ну ты же любишь школу”, “ну там же твои друзья!”, “тебе нужно учиться” мне не близка. Поэтому я обычно понимаю и принимаю, эмпатирую и сочувствую, и чаще всего временное “не хочу в школу” проходит, когда они выговорятся, кто им что резко сказал, и где что не так пошло .

Но иногда не проходит. Иногда ребенок часто и регулярно приходит в “я ненавижу школу”. И тогда нужно изучать вопрос.

Один раз я видела совершенно конкретную критическую ситуацию, и решила ее в несколько стадий, кончившихся жалобой директору, и проблема снялась.

А что если ребенку просто скучновато, не очень весело, не все учителя ему нравятся, но изучив вопрос, понимаешь, что жаловаться особо не на что, ничего преступного не происходит, оснований переводиться в другую школу нет, а ребенку нужно помочь.

Короче, сегодня я взялась за “Мама, я ненавижу школу” с опытом дела:

1. Конечно, первое и самое главное всегда его услышать и признать его чувства.

Да, понимаю тебя, я бы чувствовала то же в такой ситуации, конечно обидно. Если уйти сразу “в голову”, то чувства останутся и будут зудеть и прорываться.

2. Раскладываем проблему на самые маленькие составляющие.

Во-первых, тут же включается мышление, то есть кровь отливает от центров эмоций, чтобы напитать неокортекс, и эмоциональный накал переходит в продуктивность. Во-вторых, ужасная огромная проблема препарируется, как лягушка, на много маленьких кусочков. Я нарисовала табличку и попросила Тессу заполнить ее. Для каждого предмета я попросила дать оценку по трем параметрам:

  • Как тебе сам предмет, вне учителя? Интересен ли он, интересны ли те штуки, которые вы изучаете?
  • Как тебе учитель, как человек? Как тебе быть с ним рядом?
  • Как он учит предмету? Дает ли вам задания, которые интересные, делаете ли вы что-то такое, что тебе интересно делать, рассказывает ли, показывает ли интересные штуки.
  • В конце я попросила ее дать общую оценку. Тесса сама выбрала оценивать как 10/10. Я просто попросила оценить ее каждый предмет в целом, как она чувствует, насколько любит его.”Как съесть слона? По кусочкам”.

3. Аналитика.

В данном случае я решила сделать цветовое кодирование, потому что визуально ребенку легче это воспринимать, чем, например, сумму балов или среднее арифметическое. Поэтому я раскрасила “очень плохо” красным, “так себе, жить можно” – желтым, и “нормально, хорошо, отлично” – зеленым. И предложила ей поискать закономерности.

  • Прежде всего она увидела, что “вредный” учитель соответствует “скучному” преподаванию. Я предложила ей подумать, что может быть преподавания кажется скучным, потому что ведет его неприятный тебе человек? Не в плане переубедить, а в плане умения думать. Остальные закономерности показывала и подсказывала я.
  • Что в принципе “иногда кричит”, “иногда в плохом настроении”, “ни то ни се” – не являются критичным для нее. А вот “заставляет конкурировать”, и “относится неуважительно” – для нее очень сильные отрицательные факторы.
  • Что неприятие учителя вкупе со скучным преподаванием приводят к тому, что даже любимый предмет становится противен (см. математика и музыка).
  • А вот не очень легкий в общении учитель, но интересно преподающий, позволяют сохранять интерес к предмету (см. география и рисование)

4. Переформулировать проблему.

Проговорив это все, мы смогли в диалоге поменять проблему “я ненавижу школу“, на следующее “мне нравится большинство предметов, и для меня важно, чтобы уроки были интересными. Я понимаю, что не все учителя идеальные, но это ничего, если урок интересный.

Проблема есть с 4 учителями: французкий, музыка-история, математика и наука. Французский и история – не мои любимые предметы, поэтому я сосредоточусь на важном – это музыка и математика, потому что предметы мне интересны, а это я теряю из-за учителя”. Тут мне очень важно перевести ее из состояния “жертвы учителя” в состояние ответственности за свою любовь к предмету. Поэтому мы поговорили про то, как НЕ ПОЗВОЛИТЬ плохому учителю испортить любовь к предмету и ее успех.

5. Составить план действий.

Тут удалось проговорить идею “на что мы можем влиять” и “на что мы не можем влиять”. Мы можем попробовать поговорить с учителями и школой (два учителя – это проще, чем общее “я ненавижу школу”). И я это сделаю. Мы можем попробовать заниматься предметом вне школы, в интересной обстановке.

Договорились, что я поищу ей подростка-тьютора на математику. Нарисовала ей картинку, как во-первых он может быть очень клевым и интересным, а во-вторых, вместо того, чтобы “учиться у учителя математики”, она сможет обогнать программу и приходить и демонстрировать свои знания. Такой рефрейм своей позиции ей очень понравился.

Не знаю, что там у нас выйдет с математикой, но вот инструмент важный, надеюсь, я ей смогла дать. опубликовано