Почему соединительные буквы в сложных словах разные. Соединительные гласные о и е в сложных словах

Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о?

    Перечислять всем обычные повседневные слова не интересно, поэтому приведу не просто примеры, а слова, выдуманные, например, поэтом Маяковским. Некоторые из них успешно вошли в наш с Вами язык.

    Итак, соединительная буква О:

    • голоштанный
    • дрыгоножество (поясню - это о Кшесинской, тогда смысл слова сразу станет ясен)
    • задолицая (в контексте со словом полиция, очень удачно, не правда ли?)
    • крикогубый
    • златоустейший

    Соединительная Е:

    • сердцелюдый

    Многие писатели придумывали собственные слова, но большинство таких слов у Маяковского - рождены в муках, выстраданы, они придают эмоциональность и экспрессивность его произведениям.

    Однако не могу не упомянуть еще одно слово. Его придумал Салтыков-Щедрин. Очень подходящее для нашего времени - благоглупость .

    Слово птицЕлов образовано от птица и ловить;

    Слово лесОзаготовка образовано от лес и заготовка;

    Слово морозОстойкий образовано от мороз и стойкий;

    Слово овощЕхранилище образовано от овощ и хранилище;

    Слово листОпад образовано от лист и падать;

    Слово землЕтрясение образовано от земля и трясение;

    Слово дымОход образовано от дым и ходить;

    Слово языкОзнание образовано от язык и знание;

    Слово лесОстепь образовано от лес и степь;

    Слово ледОход образовано от лед и ходить;

    Слово рыбОлов образовано от рыба и ловить;

    Слово птицЕфабрика образовано от птица и фабрика.

    Слова с соединительной гласной -о-:

    латиноамериканский, североморской, западноуральский, тмноволосый, свекловод, коротковолосый, беломраморный, вертолет, газопровод, чугунолитейщик, механосборочный, сернокислый, низкосортный, паровоз, восточнославянский, чернобровый, островерхий, бледнолицый, узкоглазый, лесостепной, водопроводчик, хлеборезка, сенозаготовка, соковыжималка, законодатель, самооценка, газобаллон.

    Слова с соединительной гласной -е-:

    жизнелюбие, кровенаполнение, нефтепровод, землеройка, землечерпалка, дальневосточный, дружелюбный, грязелечебница, пылесборник, кашеварить, овощевод, тысячерублевка, синеглазый, древнерусский, тысячелетие, землетрясение, картофелеуборочный, сталевар, коневод, камнедробилка.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    1. КашЕ вар (каша + варить)
    2. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    3. ПешЕ ход (пеший + ходить)
    4. ДождЕ мер (дождь + мерить)
    5. ПылЕ сос (пыль + всасывать)
    6. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    7. ПтицЕ фабрика (птица + фабрика)
    8. НефтЕ провод (нефть + проводить)
    9. ОвощЕ хранилище (овощ + хранить)
    10. ПутЕ шествие (путь + шествовать)

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    1. СамО вар (сам + варить)
    2. ВодО пад (вода + падать)
    3. ЛедО кол (лд + колоть)
    4. ЯзыкО вед (язык + ведать)
    5. СнегО пад (снег + падать)
    6. ВертО лт (вертикально + летать)
    7. СтеклО рез (стекло + резать)
    8. БетонО мешалка (бетон + мешать)
    9. ЗверО лов (зверь + ловить)
    10. ДомО сед (дома + сидеть)
  • птицелов

    мясорубка

    хлебопечь

    картофелечистка

    кораблекрушение

    перелесок

    мышеловка

    домохозяйка

    самосвал

    снегопад

    цветовод

    скалолаз

    водоворот

    головокружение

    бетономешалка

    каменоломня

    Солнцестояние, домостроение, садоводческий, ранозаживляющее, болеутоляющее, кораблестроение, человеколюбие, благодарность, краеугольный, пылесос, взаимопонимание, законопослушный, видеоролик, самозабвенный.

    Гласная буква Е соединяет такие сложные слова:

    птицелов,

    цветопередача,

    телепередача,

    телемост,

    птицефабрика,

    вездеход,

    солнцестояние,

    кофеварка,

    землетрясение,

    царедворец.

    А соединительная гласная буква О есть в словах:

    железобетонный,

    железнодорожный,

    пароварка,

    свиноферма,

    книгоноша,

    газосварка,

    сахарозаменитель.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е:

    • мышеловка;
    • мореплаватель;
    • пешеход;
    • грязелечение;
    • пылесос;
    • овощехранилище;
    • сталевар;
    • кораблекрушение;
    • нефтепровод;
    • птицелов;
    • птицефабрика;
    • землемер.

    • свежемороженый;
    • кашевар;
    • птицелов.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными о:

    • скороход;
    • самовар;
    • атомоход;
    • снегоочиститель;
    • самолет
    • кубометр;
    • звездопад;
    • новостройка;
    • короед;
    • трудолюбие;
    • водопровод
    • лесозаготовка;
    • однофамильцы;
    • взаимопомощь;
    • вертолет
    • электрополотер.

    На самом деле слов, которые образуется из двух простых с помощью соединительных гласных очень много. Выбирайте практически любое простое, обозначающее объект и прибавляйте к нему слово, обозначающее действие, и вы получите из него сложное.

  • Слова с двумя корнями с соединительной гласной -е,-о, встречаются в сложных именах существительных. Такие слова пишутся слитно.

    Например- пароход,электросварка, водохранилище.Здесь соединительная гласная -о.

    Она пишется после основ на твердый согласный.Сюда же можно отнести слова

    Соединительная гласная -е.Пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение,земледелие, метеосводка и т. д.)

    Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о.Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер,(хотя даль).Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная Е (примеры слов):

    вездЕход,

    вездЕсущий,

    камнЕломня,

    солнцЕстояние.

    Соединительная гласная О (примеры слов):

    фотОаппарат,

    автОколонна,

    бетонОмешалка,

    светОдиод,

    электрОпила,

    тестОмешалка,

    Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

    Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

    Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

    Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

    Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

    Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

    Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

    Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

    Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

    Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

    (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

    Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
    Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
    Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
    Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
    Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
    Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

    Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

    Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

    Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    кашЕвар (каша + варить)

    птицЕлов (птица + ловить)

    пешЕход (пеший + ходить)

    дождЕмер (дождь + мерить)

    пылЕсос (пыль + всасывать)

    птицЕфабрика (птица + фабрика)

    нефтЕпровод (нефть + проводить)

    овощЕхранилище (овощ + хранить)

    путЕшествие (путь + шествовать)

    мышЕловка

    морЕплаватель

    грязЕлечение

    сталЕвар

    кораблЕкрушение

    землЕмер

    свежЕмороженый

    вездЕход

    вездЕсущий

    солнцЕстояние

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    самОвар (сам + варить)

    водОпад (вода + падать)

    ледОкол (лёд + колоть)

    языкОвед (язык + ведать)

    снегОпад (снег + падать)

    вертОлёт (вертикально + летать)

    стеклОрез (стекло + резать)

    бетонОмешалка (бетон + мешать)

    зверОлов (зверь + ловить)

    домОсед (дома + сидеть)

    фотОаппарат

    автОколонна

    светОдиод

    электрОпила

    тестОмешалка

    Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

    «Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы

    1 орта мектебі» КММ

    КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования

    Атбасарского района»

    РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

    «Соединительные О, Е в сложных словах»

    (УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

    Подготовила: Щербак А.Н.

    учитель русского языка

    и литературы СШ №1

    2016-2017 оқу жылы

    Мақсаты:

      формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

      развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

      воспитывать чувство дружбы, коллективизма.

    Сабақ барысы:

      Организационный момент

      Актуализация знаний

        Творческий диктант.

    Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

    1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

    2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

    3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

    4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

    5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

    6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

        Беседа с учащимися.

    Что общего в этих словах?

    Назовите известные вам особые способы словообразования.

    Как называется такой способ образования слов?
    - Предположите, как могут называться такие слова?

    III . Изучение нового материала

    1. Объяснение учителя.

    Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

    Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

    Сложные слова образуются двумя способами:

    1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

    2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

    2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром

    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.

    «Как простые слова стали сложными?»

    Было это давным-давно,

    В тридевятом царстве,

    В тридесятом государстве,

    Возле Грамматической речки

    Жили-поживали слова и словечки.

    Вместе ели, пили, веселились,

    Никогда ничем и не гордились,

    Не сорились и не зазнавались:

    Простыми словами назывались.

    Но однажды у Грамматической речки

    Появились странные человечки:

    Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

    Стали словам нашептывать сердито:

    «Эх вы, простаки и простушки

    Раскройте глазки, прочистите ушки!

    Скажем вам не в обиду,

    Уж очень вы простые с виду!

    Репутация у вас простофилей.

    Это теперь немодно,

    Неприлично, неблагородно!»

    И у Грамматической речки

    Взбунтовались простые словечки.

    «Не хотим быть простыми словами,

    Пусть все шапки снимают перед нами,

    Нас приветствуют издалека

    Все поклонники русского языка!

    Хотим быть словами сложными!

    Такое превращение, не возможно ли?»

    Только одного желания мало!

    Как это сделать? Буква О подсказала:

    «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

    Времени не тратьте даром».

    Птица полетела к слову ловить,

    Луна покатилась к слову ходить,

    Вода потекла к слову падать.

    Но их ведь чем-то соединять надо!

    Распадаются две половинки

    Без скрепляющей золотой серединки.

    Возмутители спокойствия О и Е

    Решили словам помочь в беде:

    «Будем мы между согласными

    Соединительными гласными!»

    Правда, О немного ленивой была,

    Не много дела себе взяла:

    После твердых согласных становиться решила.

    А буква Е, подругу свою любя,

    Согласилась остальное взять на себя.

    После мягких согласных, шипящих и Ц

    В сложных словах пусть всегда будет Е!

    А после твердых пусть будет О -

    Не перепутает их никто

    Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

    Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    IV. Закрепление изученного материала.

    3. Работа с учебником. Чтение правила.

    4. Работа по группам (рядам)

    А) Подобрать сложные слова, обозначающие:

    1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,

    мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

    2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,

    сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,

    книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)

    3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,

    солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)

    Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

    В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

    В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -

    представители флоры.

    Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.

    Г) Записать предложение и выполнить разборы.

    Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

    Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )

    1 уровень

    Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью

    сложных существительных.

    2-й уровень.

    Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

    3-й уровень.

    Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

    V . Итог урока.

    Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

    Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

      Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

    Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

      Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,

    используя сложные слова.

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

    Соединительная гласная О

    После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

    В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

    Соединительная гласная Е

    После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

    В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

    Примечание

    Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

    Сложные слова с числительными

    Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

    Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

    С буквой о пишется и слово сороко ножка .

    Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

    (6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.