Повседневный. Повседневный Жизнь москвичей в 30 годы

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. введено всеобщее начальное образование.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов. Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И.Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А.Морозов, М.И.Комкин, Ж.Я.Котин), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Илюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г.Грабин, Ф.Ф.Петров), стрелкового оружия (В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев).

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л.Капица, атомного ядра - И.В.Курчатов, Г.Н. Флеров и др.), физики полупроводников - А.Ф.Иоффе.

В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

69.Внешняя политика ссср в 20-30 годы

Внешняя политика СССР в 20-30 гг. развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами. Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В.Чичерин и М.М.Литвинов.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций. В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области. В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии. СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией. Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война .

30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.

Вопреки страшилкам, которые сочиняют сейчас о том времени, именно в предвоенные годы существовала не часто встречающаяся в жизни симфония власти и народа. Народ, одушевленный великой идеей построения первого в истории человечества справедливого общества без угнетателей и угнетенных, показывал чудеса героизма и самоотверженности. А государство в те годы, ныне изображаемое нашими либеральными историками и публицистами чудовищной репрессивной машиной, отвечало народу заботой о нем.

Бесплатные медицина и образование, санатории и дома отдыха, пионерлагеря, детские сады, библиотеки, кружки стали массовым явлением и были доступны всем. Не случайно во время войны, по воспоминаниям очевидцев, люди мечтали только об одном: чтобы все стало, как до войны.

Вот что писал, например, о том времени посол США в 1937-1938 гг. Джозеф Е.Девис:

«С группой американских журналистов я посетил пять городов, где осмотрел крупнейшие предприятия: тракторный завод (12 тыс. рабочих), завод электродвигателей (38 тыс. рабочих), Днепрогэс, алюминиевый завод (3 тыс. рабочих), который считается крупнейшим в мире, Запорожсталь (35 тыс. рабочих), больницу (18 врачей и 120 медсестер), ясли и детские сады, завод Ростсельмаш (16 тыс. работающих), Дворец пионеров (здание с 280 помещениями для 320 преподавателей и 27 тыс. детей). Последнее из этих учреждений представляет собой одно из наиболее интересных явлений в Советском Союзе. Подобные дворцы возводятся во всех крупных городах и предназначаются для воплощения в жизнь сталинского лозунга о детях, как наиболее ценном достоянии страны. Здесь у детей раскрываются и развиваются их дарования …»

И каждый был уверен, что его дарование не зачахнет и не пропадет втуне, что у него есть все возможности для осуществления любой мечты во всех сферах жизни. Перед детьми рабочих и крестьян открылись двери средней и высшей школы. На полную мощность работали социальные лифты, вознося вчерашних рабочих и крестьян на вершины власти, открывая перед ними горизонты науки, премудрости техники, подмостки сцены. «В буднях великих строек» поднималась новая, невиданная миром страна – «страна героев, страна мечтателей, страна ученых».

А для того, чтобы уничтожить всякую возможность эксплуатации человека – будь то частник или государство, — первыми же декретами в СССР был введен восьмичасовой рабочий день. Кроме того, был установлен шестичасовой рабочий день для подростков, запрещен труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодежи за счет государства. В то время как США и страны Запада задыхались в тисках «Великой депрессии», в Советском Союзе в 1936 году 5 млн. работников имели шестичасовой и более сокращенный рабочий день, почти 9% промышленных рабочих пользовались выходным после четырех дней работы, 10% рабочих, занятых в непрерывном производстве, после трех восьмичасовых рабочих дней получали два выходных.

Более чем в два раза выросла зарплата рабочих и служащих, а также личные доходы колхозников. Взрослые, наверное, уже не помнят, а молодые и не знают, что в Великую Отечественную войну некоторые колхозники дарили фронту самолеты и танки, построенные на личные сбережения, которые они спели накопить за не столь долгое время, прошедшее после «преступной» коллективизации. Каким образом им это удалось?

Дело в том, что количество обязательных трудодней для «бесплатных рабов» составляло в тридцатые годы 60-100 (в зависимости от района). После этого колхозник мог работать на себя – на своем участке или в производственном кооперативе, которых было огромное количество по всему СССР. Как пишет создатель сайта «Русский проект» публицист Павел Краснов, « … В сталинском СССР желающие проявить личную инициативу имели всю возможность сделать это в кооперативном движении. Нельзя было только пользоваться наемным трудом, договорно-кооперативным – сколько угодно.

В стране существовало мощнейшее кооперативное движение, в кооперативах постоянно работали почти 2 миллиона человек, которые производили 6% валовой продукции промышленности СССР: 40% всей мебели, 70% всей металлической посуды, 35% верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.

Кроме того в стране было кооперативных 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории, два научно-исследовательских института. Это без учета кооперативных сельских артелей с частичной занятостью. В них работало в 30-е годы до 30 миллионов человек.

Можно было заниматься индивидуальным трудом – например, иметь свою фотолабораторию, платя с этого налоги, врачи могли иметь частную практику и так далее. В кооперативах обычно участвовали высококлассные профессионалы своего дела, организованные в эффективные структуры, чем объясняется их высокий вклад в продукцию СССР.

Все это было ликвидировано Хрущевым ударными темпами с 56 года – имущество кооперативов и частных предпринимателей было конфисковано, даже личное подсобное хозяйство и частный скот».

Добавим, что тогда же, в 1956-ом году и количество обязательных трудодней было повышено до трехсот. Результаты не заставили себя долго ждать – тут же появились первые проблемы с продуктами.

В тридцатые годы также широко применялась сдельная оплата труда. Практиковалось дополнительное премирование за сохранность механизмов, экономию электроэнергии, топлива, сырья, материалов. Вводилось в практику премирование за перевыполнение плана, снижение себестоимости, выпуск продукции повышенного качества. Осуществлялась продуманная система подготовки квалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства. Только за годы второй пятилетки было подготовлено около 6 млн. человек вместо 5 млн., предусмотренных планом.

Наконец, в СССР впервые в мире была ликвидирована безработица – труднейшая и неразрешимая в условиях рыночного капитализма социальная проблема. Для всех стало реальным закрепленное Конституцией СССР право на труд. Уже в 1930 году, во время первой пятилетки, прекратили свое существование биржи труда.

Вместе с индустриализацией страны, со строительством новых заводов и фабрик велось и жилищное строительство. Государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением во второй пятилетке было введено в действие 67,3 млн. квадратных метров полезной площади жилищ. С помощью государства и колхозов труженики села возвели 800 тыс. домов.

Инвестиционные вложения государственных и кооперативных организаций в жилищное строительство вместе с индивидуальным увеличилось в 1,8 раза по сравнению с первой пятилеткой. Квартиры, как мы помним, предоставлялись бесплатно при самой низкой в мире кварплате. И, наверное мало кто знает, что за вторую пятилетку в жилищное, коммунальное и культурное строительство, в здравоохранение в бурно развивающемся Советском Союзе было вложено почти столько же средств, сколько в тяжелую промышленность.

В 1935 году вошел в строй лучший в мире по техническому оснащению и художественному оформлению метрополитен. Летом 1937 года был сдан в эксплуатацию канал Москва-Волга, решивший проблему водоснабжения столицы и улучшивший ее транспортные связи.

В 30-е годы в стране не только выросли десятки новых городов, но в 42 городах был построен водопровод, в 38 – канализация, развивалась транспортная сеть, запускались новые линии трамваев, расширился автобусный парк, начал вводиться троллейбус.

В годы предвоенных пятилеток в стране впервые в мировой практике были сформированы общественные формы народного потребления , которыми, сверх оплаты труда, пользовалась каждая советская семья. Средства из них шли на строительство и содержание жилья, культурно-бытовых учреждений, бесплатное образование и медицинское обслуживание, на различные пенсии и пособия. Втрое, по сравнению с первой пятилеткой, увеличились расходы на социальное обеспечение и социальное страхование.

Быстро ширилась сеть санаториев и домов отдыха, путевки в которые, приобретенные на средства социального страхования, распределялись профсоюзами среди рабочих и служащих бесплатно или на льготных условиях. Только за одну вторую пятилетку в домах отдыха и санаториях отдыхало и лечилось 8,4 млн. человек, в 10,7 раза увеличились по сравнению с первой пятилеткой расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Выросла средняя продолжительность жизни.

Такое государство не могло не восприниматься народом как свое, народное, родное, за которое не жаль отдать жизнь, ради которого хочется совершать подвиги… Как воплощение той революционной мечты об обетованной стране, где зримо, на глазах воплощалась в жизнь великая идея народного счастья. Над словами Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» в перестроечное время и послеперестроечные годы принято глумиться, однако они отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни советского общества.

Эти изменения не могли остаться незамеченными и на Западе. Мы уже привыкли, что доверять советской пропаганде нельзя, что правду о том, как у нас обстоят дела, говорят только на Западе. Что ж, посмотрим, как оценивали успехи советского государства господа капиталисты.

Так, Гиббсон Джарви, председатель банка «Юнайтед доминион» заявлял в октябре 1932 года:

«Я хочу разъяснить, что я не коммунист и не большевик, я определенный капиталист и индивидуалист… Россия движется вперед, в то время как слишком много наших заводов бездействует и примерно 3 млн. нашего народа ищут в отчаянии работы. Пятилетку высмеивали и предсказывали ее провал. Но вы можете считать несомненным, что в условиях пятилетнего плана сделано больше, чем намечалось

… Во всех промышленных городах, которые я посетил, возникают новые районы, построенные по определенному плану, с широкими улицами, украшенные деревьями и скверами, с домами наиболее современного типа, школами, больницами, рабочими клубами и неизбежными детскими яслями и детскими садами, где заботятся о детях работающих матерей…

Не пытайтесь недооценивать русских планов и не делайте ошибки, надеясь, что Советское правительство может провалиться… Сегодняшняя Россия — страна с душой и идеалом. Россия – страна изумительной активности. Я верю, что стремления России являются здоровыми … Быть может самое важное – в том, что вся молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой, к сожалению, недостает сегодня в капиталистических странах, а именно – надежду».

А вот что писал журнал «Форвард» (Англия) в том же 1932 году:

«Бросается в глаза огромная работа, которая происходит в СССР. Новые заводы, новые школы, новое кино, новые клубы, новые громадные дома – всюду новые постройки. Многие из них уже закончены, другие еще окружены лесами. Трудно рассказать английскому читателю, что сделано за последние два года и что делается дальше. Надо это все видеть для того, чтобы этому поверить.

Наши собственные достижения, осуществленные нами во время войны – лишь пустяк по сравнению с тем, что делается в СССР. Американцы признают, что даже в период самой стремительной созидательной горячки в западных штатах там не было ничего похожего на теперешнюю лихорадочную творческую деятельность в СССР. За последние два года в СССР произошло так много изменений, что отказываешься даже представить себе, что же будет в этой стране еще через 10 лет.

Выбросьте из головы фантастические страшные истории, рассказываемые английскими газетами, которые так упорно и нелепо лгут об СССР. Выбросьте также из головы всю ту половинчатую правду и впечатления, основанные на непонимании, которые пущены в ход дилетанствующими интеллигентами, покровительственно глядящими на СССР сквозь очи среднего класса, но не имеющими ни малейшего представления о том, что происходит там: СССР строит новое общество на здоровых основах.

Чтобы осуществить эту цель, надо подвергаться риску, надо работать с энтузиазмом, с такой энергией, которой мир до сих пор не знал, надо бороться с огромнейшими трудностями, неизбежными при попытке построить социализм в обширной стране, изолированной от остального мира. Посетив эту страну вторично за два года, я получил впечатление, что она идет по пути прочного прогресса, планирует и строит, и все это в таком масштабе, который является ярким вызовом по адресу враждебного капиталистического мира».

Форварду вторил американский «Нейшен»:

«Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости: это верно относительно Москвы с ее сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на ее окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов.

Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере, 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых электростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: «Социализм есть советская власть плюс электрификация».

Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия никогда раньше не производила: тракторов, комбайнов, высококачественных сталей, синтетического каучука, шарико-подшипников, мощных дизелей, турбин в 50 тыс. киловатт, телефонного оборудования, электрических машин для горной промышленности, аэропланов, автомобилей, велосипедов и несколько сот новых типов машин.

Впервые истории Россия добывает алюминий, магнезит, апатиты, йод, поташ и многие другие ценные продукты. Путеводными точками советских равнин являются теперь не кресты и купола церквей, а зерновые элеваторы и силосные башни. Колхозы строят дома, хлева, свинарники. Электричество проникает в деревню, радио и газеты завоевали ее. Рабочие учатся работать на новейших машинах. Крестьянские парни производят и обслуживают сельскохозяйственные машины, которые больше и сложнее, чем то, что видела когда-либо Америка. Россия начинает «мыслить машинами». Россия быстро переходит от века дерева к веку железа, стали, бетона и моторов».

Так отзывались о СССР в 30-х годах гордые англичане и американцы, завидуя советским людям – нашим родителям.

Из книги Нелли Гореславской «Иосиф Сталин. Отец народов и его дети», Москва, Книжный мир, 2011, страницы 52-58.

В 30-е гг. советская Россия вошла со сложившейся командно-административной системой руководства и начинающим укрепляться культом личности Сталина .

Последняя попытка соратников выполнить завещание вождя - снять Сталина с поста Генерального секретаря партии - была предпринята на 17-м съезде партии. Большинство голосов было отдано С.М. Кирову.

Понимая, что основная угроза его власти исходит от партийной оппозиции, Сталин уделял огромное внимание воспитанию преданных кадров. Началось создание номенклатуры. Умело формируя партийный аппарат, организуя пропаганду в средствах массовой информации, Сталин окружил себя недалекими и преданными союзниками и стал лидером тоталитарного режима. Над каждым из его соратников постоянно висела угроза обвинения в измене и замены.

Убийство любимца пролетариата С.М. Кирова в 1934 г. стало началом массовых репрессий. Уничтожались все, кто остался в живых после «красного террора», одновременно проводилась массовая чистка в партии. Было возбуждено уголовное дело против «ленинградского центра». Во главе НКВД стояли ближайшие соратники Сталина - Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, . Они беспрекословно убирали одного за другим политических противников вождя народов.

Позиции Сталина значительно окрепли, ему удалось поставить на руководящие посты своих сторонников (в состав политбюро были введены Микоян, Жданов; стал секретарем ленинградской парторганизации). В Москве секретарем ЦК был назначен Ежов, место генерального прокурора было отдано Вышинскому.

В 1934 г. начался обмен партбилетов, в ходе которого проверялась лояльность всех рядовых членов партии, все неблагонадежные исключались.

Из библиотек были изъяты произведения Троцкого, Каменева, Зиновьева.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция «победившего социализма». В ее разработке принимали участие недавние уклонисты, в частности Н.И. Бухарин.

Конституция декларировала всеобщее избирательное право, свободу слова, собраний и союзов. Однако в ней содержались оговорки, дающие право «в интересах трудящихся» нивелировать эти декларации.

Принятая Конституция 1936 г. законодательно оформила проведение «большого террора». В Москве началась серия процессов над «главарями», «вредителями», «предателями» и «шпионами». Большинство подсудимых были ветеранами партии.

В 1936-1938 гг. к высшей мере были приговорены Каменев, Зиновьев, Пятаков, Радек, Серебряков, Сокольников, застрелились Томский и Орджоникидзе. Не выдерживая изощренных пыток и психологического воздействия, подсудимые на открытых процессах признавались «ради высших интересов партии» в несовершенных ими преступлениях.

В начале 1937 г. были арестованы Бухарин и Рыков. Началась замена старых кадров на выдвиженцев времен первых пятилеток, партсостав был обновлен на 20%.

В 1937 г. судилищем над «красными маршалами» М.Н. Тухачевским и А.И. Егоровым начались репрессии по отношению к офицерскому корпусу армии и флота. «Большой террор» уничтожил командный состав вплоть до батальонного уровня.

В марте 1938 г. состоялся 3-й Московский процесс. Группе из 21 человека (Бухарин, Рыков, Раковский, Ягода и др.) были предъявлены обвинения в убийстве Кирова, Горького и Куйбышева, заговоре, шпионаже, саботаже и т.п. Было вынесено 18 смертных приговоров. Революция продолжала пожирать своих детей.

10 мая 1939 г. 18-й съезд партии утвердил более мягкую редакцию устава партии, были осуждены чистки партии 1933-1936 гг. Сталин признался в фактах перегиба, но вина за это была возложена на местные парторганизации.

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма»» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х голов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А- Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и « ») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А- А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезлу - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы - столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Русское зарубежье

Составной частью отечественной культуры 20-30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бернине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они. Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Мои 20 лет были абсолютным кошмаром. Вообще-то меня все должно было радовать: я наконец был свободен - никаких родителей, никаких учителей. Я мог раздеваться перед другими людьми, с их разрешения, конечно. Я мог найти работу, воплотить все мечты. Но ничего не получалось, потому что в 20 лет никто ничего толком не умеет.

Слишком поздно я понял, насколько бесполезными были четыре года колледжа. Я даже ушел в минус: платил за учебу, но ничего не зарабатывал и не узнавал. Во всяком случае, полученные знания не помогли мне найти работу. К тому же в 20 лет я очень спешил. Я хотел как можно быстрее стать успешным и найти дело всей жизни.

Кто-то сказал мне: «Время - деньги». Значит, каждая упущенная возможность имеет свою цену. Эта формула часто повторяется на занятиях по экономике. Я часто их прогуливал, но точно знаю, что время не деньги. Деньги можно потратить и можно заработать. Время заработать нельзя и купить. Не существует автомата по продаже времени, который выдаст вам еще несколько часов в обмен на пять долларов.

В 20 лет я ни в чем не разбирался, но считал, что знаю все. Но это нормально. В 20 лет я выбрал несколько занятий и повторял их изо дня в день, потому что считал, что у меня хорошо получается. Я писал и программировал. Ни в одном из этих дел я не был хорош, но постепенно они начали получаться у меня лучше, ведь я делал их постоянно.

Совет 20-летним. Выберите от трех до пяти занятий и сконцентрируйтесь на них. Выбирайте только то, чем готовы заниматься каждый день снова и снова. Не ждите откровения или прорыва. Просто делайте. Я бы и сам так поступил, только подсказать мне было некому.

30 лет

Это тоже полный кошмар. Идея о покупке собственного жилья такой же всеобщий обман, как и колледж. И то и другое - легальный способ загнать вас в долги и заставить работать. Индустрия кредитования зомбирует фразами из серии «Недвижимость - это разумная инвестиция» или «Пришло время пустить корни». Ипотека привязывает вас к одному месту, забирает все деньги и может довести до самоубийства.

В 30 я понял, что недооценивал окружающих. Я узнал, что люди вокруг так же хороши, как и я

Мне надоело делать одно и то же изо дня в день. Я все время чувствовал, что «почти чего-то достиг», «на верном пути» и «надо потерпеть еще чуть-чуть». А потом я сдался. В тридцать я научился проигрывать. В 20 лет я не мог проиграть. Все вокруг были слишком «тупыми», а мне просто не хватало еще одной попытки и еще одной.

Но в 30 я понял, что недооценивал окружающих. Я узнал, что люди вокруг меня так же хороши, как и я, понял, что нельзя найти одно дело всей жизни. Вам придется преследовать сразу несколько целей, делать то, что нравится не только вам, но и окружающим.

Совет 30-летним. Если вы общаетесь с правильными людьми и занимаетесь стоящими проектами, то рано или поздно один из них выстрелит. Или, если повезет, два.

40 лет

Это сущий ад. Во-первых, вам больше нельзя есть и испытывать стресс. Еда и стресс приводят к старению организма. Но, конечно, вам нужно есть, но только половину из того, что вы привыкли. И вы будете испытывать стресс. Но вам нужно будет с ним справляться, иначе он убьет вас.

Чтобы меньше есть и меньше нервничать, нужно заниматься любимым делом. Тогда заедать стресс не придется. Еще один способ меньше переживать - перестать накапливать вокруг себя ненужные вещи.

В 20 лет вам кажется: вы знаете, что делаете. В 30 вы хотите заработать больше денег

В 20 и 30 лет я постоянно делал ошибки в отношениях, воспитании детей, ведении бизнеса, практически во всем. И жутко переживал по этому поводу. Но теперь мне все равно, я больше не волнуюсь. Признавать ошибки лучше, чем постоянно переживать из-за них.

Совет 40-летним. В 20 лет вам кажется: вы знаете, что делаете. В 30 лет вы просто хотите заработать больше денег. В 40 лет делайте то, что вам по душе. Чтобы найти такое занятие, вспомните, что любили в 20, и посвятите себя этому. Только не ожидайте слишком многого.

50 лет

Женщина привела сына к Ганди и попросила: «Ганди, скажи ему, чтобы он перестал есть сладкое». Ганди ответил: «Приходите через две недели». Женщина с сыном отправились домой за сотни километров. Через две недели они снова пришли к Ганди. И тот сказал мальчику: «Прекрати есть сладкое». Женщина спросила: «Ганди, почему ты заставил нас ходить туда-обратно? Почему не сказал это в первый раз?»

Ганди ответил: «Прежде чем сказать твоему сыну, чтобы он перестал есть сладкое, я должен был сам перестать есть сладкое».

Совет 50-летним. А вот об этом возрасте я пока ничего не знаю. Приходите через пару лет.

Об авторе

Предприниматель, основал более 20 компаний, 17 из них были провальными. Пишет статьи, книги, ведет блог и подкасты. Его книга «Я был слеп, но теперь я вижу» заняла первое место в разделе мотивационных книг на Amazon.com в 2011 году.