Презентация на тему теоретические основы педагогического проектирования. Основы педагогического проектирования

Cлайд 1

Педагогическое проектирование Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Гашунской СОШ №4 Нечаева Л.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение Гашунская средняя общеобразовательная школа №4 п.Байков 2010г.

Cлайд 2

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении Тема проекта

Cлайд 3

Проблема-это всегда препятствие Преодоление препятствий-движение, неизменный спутник развития; Решая проблемы, человек преодолевает трудности. Проблемные уроки актуальны. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Актуальный –это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок актуален, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Cлайд 4

Анализ и литература Исследования в области проблемного обучения начались в 60-е годы прошлого века и ведутся сейчас. Наиболее активными исследователями в области проблемного обучения являются: С.Л. Рубинштейн Д.Н. Богоявленский Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов И.Я. Лернер.

Cлайд 5

традиционное проблемное Педагогические противоречия обучение 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения задач теоретических и практических 2 . В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня... 3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных учащихся. 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы средних или слабых учащихся 4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Cлайд 6

Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает. «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение поэтому неизбежно строится проблемно» И.Я. Лернер

Cлайд 7

Формирование познавательного интереса у учащихся в ходе проблемного обучения Проблема

Cлайд 8

Проблемные преграды, которые нужно преодолеть: отсутствие критичности; самоуверенность; раздражительность; несовместимость с соседом по парте; застенчивость; слабое здоровье; неуверенность; грубость; лень.

Cлайд 9

Цель: формирование активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать учебные и жизненные проблемы.

Cлайд 10

Задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Выявить противоречия между традиционным и проблемным обучением. Рассмотреть различные подходы в современной педагогике к проблемному обучению. Раскрыть сущность проблемного обучения. Обозначить условия успешности проблемного обучения Определить методы и формы проведения проблемных уроков. Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников. Организовать исследовательскую работу.

Cлайд 11

Условия успешности создание условий для успешной учебной деятельности(переживания успеха и уверенности в своих возможностях); создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся; обеспечение обучаемых совокупностью знаний; формирование умений решения проблемных задач;

Cлайд 12

Формы и методы работы Групповая(группы постоянного и переменного состава); микрогрупповая; работа в парах; индивидуальная; коллективная. *проблемное изложение знаний; *изложение знаний с проблемным началом; *частично-поисковый; *исследовательский

Cлайд 13

Основные виды проблемного урока Урок –дискуссия Урок-проблемная лекция Урок-семинар Урок-исследование Версионный урок Эвристическая беседа

Cлайд 14

Методы обучения на проблемном уроке «коммуникативная атака»; опорные схемы; мозговой штурм; мозговая атака; «атака веером»; «ажурная пила» и другие.

Cлайд 15

Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; Анализировать факты и информацию; Творчески подходить к учебному материалу.

Cлайд 16

Ожидаемые результаты Учащиеся приобретут способность: * самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(самостоятельно добывать и применять знания); Оценивать результаты своей деятельности; Определять причины возникших трудностей и пути их устранения; Осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. У учащихся формируется: *Общая культура и эрудиция; *Готовность жить и действовать в изменяющихся жизненных ситуациях; *Деловитость, ответственность.

Cлайд 17

Проблемное обучение-обучение, обеспечивающее полноценное и качественное усвоение знаний Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

Cлайд 18

Участники проекта учитель ученик Динамика уровня развития: не умел-научился; не знал – узнал; не имел- приобрёл; дал слово- сделал. Включение в новую деятельность; Самосовершенствование; Удовлетворённость в создании воспитывающей и развивающей среды *Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует; *извлекает из сознания ученика знания; *поощряет исследовательскую активность; *создаёт условия для совершенствования ученика

Cлайд 19

Сроки и этапы реализации 1.Исходный этап- ноябрь 2008г разработка проектного задания: (определение проблемы, формулирование гипотезы о результатах и путях достижения, определение цели проекта и поэтапных задач)- 2.Этап разработки плана работы декабрь 2008г определение сроков выполнения проекта, выбор средств и методов выполнения, выбор формы работы) 3.Реализация проекта Январь 2009-декабрь 2010г сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, проведение исследований, подготовка графического материала, видеоматериала, оформление материалов для презентаций, контроль и коррекция промежуточных результатов. Завершение проекта Январь 2011г (презентация, экспертиза проекта, рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы)

Cлайд 20

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели создать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Представление о педагогическом проектировании

Виды педагогического проектирования Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Образовательное проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Формирование государственно-общественных требований к образованию Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание и модификация способов обучения и воспитания Проектирование качества образования Создание форм организации педагогической деятельности Создание институтов образования Преобразование системы педагогического общения Создание образовательных стандартов

Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования Концептуальный → Концепция, модель, проект результата Содержательный → Положение (о научном или образовательном учреждении), программы (образовательные, исследовательские, развития), Государственные стандарты Технологический → Должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики Процессуальный → Алгоритмы действий, дидактические средства, программные продукты, графики учебного процесса, методические рекомендации, разработки учебных тем, сценарии проведения праздников

Принципы проектной деятельности 1) Принцип прогностичности 2) Принцип пошаговости 3) Принцип нормирования 4) Принцип обратной связи 5) Принцип продуктивности 6) Принцип культурной аналогии 7) Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования 1) образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; 2) педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты; 3) содержание образования на всех уровнях его формирования; 4) образовательное и информационно-коммуникативное пространство; 5) социально-педагогическая среда; 6) система педагогических отношений; 7) все виды педагогической деятельности; 8) личностные и межличностные структуры; 9) профессиональная позиция; 10) педагогические (образовательные) ситуации; 11) качество педагогических объектов (процессов).

Этапы проектирования - Будьте любезны, в каком направлении мне идти? - спросила Алиса. - В известном тебе, - ответил Кот. - Оно мне не известно. Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут... Л. Кэрролл

Этапы проектирования Предпроектный этап (предварительный, или стартовый). Этап реализации проекта. Рефлексивный этап. Послепроектный этап.

Классификация проектов · по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные; · по субъектам: групповые, коллективные, сетевые; · по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские; · по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные; · по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные; · по предметной области: исторические, экологические; · по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные; · по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские.

Учебный проект Для преподавателя Для учащихся 1. Введение учащихся в проектную деятельность. 2. Определение и утверждение тематики проектов. 3. Составление графика работы над проектом. 4. Подбор и анализ литературных источников. 5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации). 6. Контроль за оформлением проекта. 7. Организация и проведение предзащиты проекта. 8. Контроль за доработкой проекта. 9. Защита проекта. 10. Подведение итогов проекта. 1. Получение информации о проекте. 2. Выбор темы проекта. 3. Составление индивидуального графика работы. 4. Обсуждение хода выполнения проекта. 5. Оформление проекта. 6. Предзащита в группе. 7. Доработка проекта. 8. Защита проекта.

Досуговые проекты 1) Актуальность 2) Целостность 3) Прогностичностъ 4) Реалистичность 5) Оригинальность

Проекты в системе профессиональной подготовки · предварительных изысканий в данной области деятельности, науки или практики; · составления задания на проектирование; · создания эскизного (ориентировочного, на уровне общего представления) проекта; · создания проектно-сметной и технической документации; · организации и обеспечения самого процесса проектирования.

Социально-педагогический проект Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды.

Используемая литература Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справочник / Под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253 с. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.05 «Проектирование педагогической деятельности» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы профессионального модуля, рекомендованной Экспертны...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы ПМ 01 "Участие в проектировании зданий и сооружений" тема 2.1 "Основы проектирования строительных конструкций"

В данном материале рассматриваются следующие вопросы: 1. Понятие педагогического проектирования;2. Этапы проектирования;3. Принципы проектной деятельности...

Методические рекомендации к курсовому проектированию по дисциплине ОП.15 Системы автоматизированного проектирования информационного вычислительных сетей специальность 090903 Информационная безопасность автоматизированных систем

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства Тема: Принципы проектирования декоративных групп из деревьев и кустарников

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства Тема: Принципы проектирования декоративных групп из деревьев и кустарников...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...


Педагогическое проектирование
1.Функции, виды, уровни, принципы, объекты
педагогического проектирования. Этапы проектирования.
2. Компетентностный подход в проектировании
образовательных программ
Проектирование результатов освоения ОП.
Универсальные и профессиональные компетенции.
Требования EUR AGE к профессиональным и личностным
компетенциям выпускников инженерных вузов.
Междисциплинарно – интегрированные требования к
результатам освоения ОП.
3. Проектирование программ учебных дисциплин

1. И.А. Колесникова, М.П. ГорчаковаСибирская Педагогическое
проектирование: учеб. Пособие для
высш.учеб. заведений
2. Б.С. Гершунский. Образовательно –
педагогическая прогностика. Теория,
методология, практика: учебное
пособие.
3. Гура В.В., Василовский В.В., Роль
педагогического проектирования при
создании вузовской системы открытого
образования

Центральные идеи проектирования:

Идея опережения, перспективы,
Идея разности потенциалов между
актуальным состоянием предмета
проектирования и перспективным,
Идея пошаговости, поэтапного достижения
планируемых результатов,
Идея совместимости, кооперации,
объединения ресурсов и усилий в ходе
проектирования,
Идея «разветвляющейся активности»
участников по мере следования плану
выполнения совместных действий.

Автодидактизм проектной деятельности проявляется в способности обеспечить:

1.
2.
3.
4.
Усвоение новых знаний,
формирование новых
представлений;
Освоение новых видов активности;
Развитие проектировочных
способностей и личностных
структур человека;
Стимул к совершенствованию.

Виды проектов
1.
Природные
2.
Технические (инженерные)
3.
Социальные

Преподаватель – участник проектной деятельности

Организатор
учебного проекта
Исполнитель образовательного
проекта
Эксперт образовательного проекта
Оцените специфику собственного
опыта проектной деятельности
?

Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование
предопределяет создание новых и
преобразование имеющихся условий
обучения и воспитания.
Проектная деятельность – конструктивна,
ориентирована на создание социально
значимого продукта.

Педагогическое проектирование. Функции

Исследовательская
Аналитическая
Прогностическая
Преобразующая
Нормирующая

Педагогическое проектирование. Виды
Социально - педагогическое
проектирование
Психолого – педагогическое
проектирование
Образовательное проектирование

Уровни педагогического
проектирования
1.
2.
3.
4.
Концептуальный
Содержательный
Технологический
Процессуальный

Принципы проектной деятельности
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости
Принцип нормирования
Принцип обратной связи
Принцип продуктивности
Принцип культурной аналогии
Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования
Образовательные системы и их
компоненты
Педагогические процессы
Содержание образования
Информационно образовательная среда
Все виды педагогической деятельности
Педагогические ситуации

Объект - Образовательные системы

Образовательные программы
Образовательные стандарты
Образовательные учреждения
Органы управления образованием
Методические центры

Объект - Педагогические процессы
Предметы проектной деятельности
Цели обучения
Содержание обучения
Технологии обучения

Объект – содержание образования
Предметы проектной деятельности
Концепция
Учебные планы
Программы учебных курсов
Дидактические материалы

Организация проектной
деятельности
1. Требование контекстности.
2. Учёт многообразия потребностей
заинтересованных сторон.
3. Требование активности
участников проектирования.
4. Требование реалистичности.
5. Требование управляемости.

1.
2.
3.
4.
Этапы проектирования
Предпроектный этап (стартовый)
Основной проектировочный этап
Рефлексивный этап
Послепроектный этап

1. Предпроектный (стартовый) этап
включает процедуры
Исследование, диагностика
ситуации,
Проблематизация,
Целеполагание,
Концептуализация проекта,
Формирование проекта,
Презентация и оценка
предпосылок успешности проекта.

Основной проектировочный этап
1. Уточнение цели
2. Пошаговое выполнение
проектных действий
3. Коррекция результатов
проектирования
4. Презентация результатов
проектирования
5. Внешняя экспертиза

Рефлексивный этап предполагает
оценку
соответствия проекта
первоначальному замыслу,
перспективы использования и
развития проекта.

1.
2.
3.
Послепроектный этап
Апробация
Распространение результатов
Выбор вариантов развития
проекта

Принципы Болонской декларации

1. Введение двухступенчатого
высшего образования (бакалавр,
магистр).
2. Использование Европейской
системы перевода кредитных
единиц.
3. Сопоставимое качество
образования.

Проект «Настройка образовательных
структур» (TUNING), в котором участвовали
университеты всех стран Евросоюза,
ориентирован
на достижение общеевропейского
консенсуса в определении степеней с
точки зрения того, что выпускник
должен уметь делать по завершении
обучения,
на определение общих и специальных
компетенций выпускников первого и
второго уровней обучения (бакалавров
и магистров).

Объекты педагогического проектирования: – разработка авторской программы учебного предмета; - разработка инновационной системы воспитательной работы (новая модель организации самоуправления в классе, разработка культурных программ и т.п.); - внедрение инновационных форм, методов и технологий обучения и воспитания; - внедрение новых способов оценки учебных достижений учащихся


Технология педагогического проектирования 1этап – подготовительный ЗадачиПроцедурыРезультаты 1. Определение проблемы Диагностика состояния образовательного процесса (контрольные работы, тесты, анкетирование, наблюдение) Выявление несоответствия между необходимым и реальным состоянием образовательного процесса.




3. Поиск вариантов решения проблемы (формулировка гипотезы) 1. Выявление и анализ вариантов решения проблемы. 2. Выбор оптимального варианта или создание собственного способа решения проблемы. 3. Формулировка и обоснование гипотезы Наличие оптимального варианта решения проблемы (гипотезы)


4. Подготовка к осуществлению проекта 1. Текстовое оформление проекта 2. Планирование предстоящей работы. 3. Определение и подготовка необходимых ресурсов (организационных, научно- методических, материальных, и т.п.) Создание необходимых условий проектной деятельности




2 этап - исполнительский 1. Организация образователь ной деятельности учащихся в новых условиях Создание необходимых условий для образователь ной деятельности учащихся в соответствии с проектной идеей Реализации проектной идеи на практике (эксперимент альная проверка гипотезы)
















С. В. Аранова,

старший научный сотрудник НИИ общего образования ВСЕРЬЕЗ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

В числе наиболее интересных коммуникативных технологий, используемых в образовании, всё более прочные позиции занимает компьютерная презентация: она считается более мобильной, современной, нежели статичный наглядный материал. Уже нет нужды доказывать полезность подобного визуального представления информации, всем очевидна доступность и относительная лёгкость ее исполнения как для педагога, так и для учащегося. Накапливается постепенно «банк» примеров презентаций, сделанных по определённым учебным темам, представляющих образовательные учреждения или обобщающих педагогический опыт. В чём интерес презентации для процесса обучения? Если исходить из первоначального значения (от лат. рraesentatio - представление, предъявление), то она сулит ожидание, предвкушение чего-то яркого, праздничного, эмоционального. Однако из разряда любопытных новшеств, которым многое прощается в силу их необычности, а также некоторой неопытности авторов и несовершенства техники, презентация переходит в ряд привычных элементов образовательного процесса. Она претендует на статус педагогической технологии, а следовательно, требует соответствующего методического обеспечения, особенно в плане подготовки. Педагог, разрабатывающий презентацию, должен задуматься и о развивающем, и о воспитательном эффекте.

Презентация призвана представлять информацию в художественно-лаконичном и логически-концентрированном виде, чтобы помочь в решении известной педагогической проблемы оптимизации - «минимум времени - максимум информации». Залогом значительного интеллектуального приращения и высоких образовательных результатов педагогиче-

ской презентации является её проектирование по определённым законам, в соответствии с педагогическими задачами, обеспечивающими целостность идеи. В любом случае презентация обещает эмоциональный эффект, разгружает преподавателя от некоторых рутинных моментов, процедур. Но в полной мере презентация приносит эффективные педагогические «дивиденды» в том случае, когда она эстетично, целесообразно, грамотно спроектирована. В данной статье приведены некоторые рекомендации по проектированию педагогических презентаций.

В образовательной сфере пока отсутствуют чёткие требования к презентации, преследующие именно педагогические цели. Следует отметить, что схожие по форме бизнес-презентация и педагогическая презентация - по сути - совершенно разные. Если в бизнесе провозглашается в основном меркантильный интерес, а во главу угла ставятся внешние эффекты, то проектирование педагогической презентации должно быть обусловлено внутренним постижением, пониманием сути сообщения. Презентация учебного материала должна давать, прежде всего, интеллектуальное приращение, а различные эффекты используются для эмоционального и логического усиления. Как визуализировать системные отношения, как создавать образы из терминов и понятий, как передавать информацию с учётом логических критериев ясности, точности, последовательности и доказательности? Для успешного создания коммуникативной среды средствами презентации актуальным становится формирование у учеников и педагогов интеллектуально-графической культуры (далее - ИГК), суть которой заключается в выработке универсальных методов графической визуализации учебной информации. При этом ИГК

раскрывает такой потенциал возможностей представления обучающей информации, который рационально-логично и эмоционально-художественно (в изобразительном плане) вовлекает нас в коммуникативную среду познания.

Наиболее доступным способом проектирования можно считать создание несложных слайд-презентаций в программе PowerPoint и проведение их с участием педагога, о чём и пойдёт речь. Даже самая простая программа предлагает множество эффектов - анимационных, цветовых, композиционных. Однако знания составителя презентации о богатстве таких возможностей чреваты серьёзными заблуждениями в том, что компьютерная программа обеспечит всё сама, стоит лишь расставить слайды в нужном порядке и нажать соответствующие клавиши. В образовательной сфере, к сожалению, презентацию чаще и воспринимают в качестве красочного иллюстративно-эмоционального дополнения к сообщению, а не как самостоятельную образовательную единицу, обладающую огромным дидактическим и эстетическим потенциалом и требующую теоретического и методического обоснования. Если принять, что презентация не просто иллюстрация к выступлению, а самостоятельный проект, то хочется найти ответы на следующие вопросы: что может быть отнесено к недостаткам, какие нужно поставить цели и какие требования следует учесть, а также как определяется педагогический результат? Почему от некоторых презентаций, построенных на учебном материале, остаётся впечатление, что сделано красиво, но бесполезно?

Состав педагогической презентации

Исходя из вышесказанного, сформируем общий состав элементов, используемых в педагогической презентации, и кратко охарактеризуем их основные качества. Итак, в состав педагогической презентации могут быть включены следующие смысловые элементы.

А. Текстово-графические элементы и фрагменты (заголовки, термины, понятия, определения, пояснения и т. д.)

К текстовым фрагментам здесь нужно отнестись как к графическому произведению. На слайде появляется не просто часть текста, а именно тот его элемент, который обогащает зрительное восприятие информации посредством цвета, стиля, шрифта, размера букв. Поэтому необходима структуризация текста внутри фрагментов - списком, ранжированием, оптимизацией для удаления лишнего, что могло бы отвлечь зрителя и увести от основной темы. Лучше составлять новые краткие, ёмкие предложения - фразы-заголовки, исключающие смысловую двойственность. Кроме того, текст, помещённый на слайд, не должен дублировать речь докладчика.

Для усиления понимания можно производить графическую разбивку тестовых элементов с выделением ключевых терминов.

Б. Художественно-графические элементы (иллюстрации, репродукции, фотографии, коллажи и т. п.)

Иллюстрации поддерживают общую тему презентации, появляясь параллельно с текстовыми элементами на одном слайде или попеременно на чередующихся слайдах, порой - полностью заменяя собой текст. Если используется серия рисунков на одном слайде, рациональнее расположить их в принятом порядке - слева-направо, сверху-вниз.

Иллюстрации-символы самодостаточны, они могут выступать без текстового сопровождения, но не рекомендуется злоупотреблять их множественным использованием: порой их понимание затруднено.

Фотографии и другие реалистичные элементы при всей своей супернаглядности могут затенить наиболее существенные черты изучаемого материала, тогда как самостоятельно созданной иллюстрацией, напротив, можно подчеркнуть необходимое.

В. Логико-графические формы (чертежи, схемы, эскизы, диаграммы, технические рисунки, географические или исторические карты и т. д.)

Использовать в презентации схемы, чертежи, диаграммы следует с учётом уровня контингента: такие элементы нужно уметь читать и воспринимать. Аудитория должна быть подготовлена к восприятию подобной графики.

Для улучшения понимания эти элементы выполняются лаконично, сомасштабно размерам слайда, снабжаются чёткими контурами, понятными символами и знаками.

Карты применяют с известной степенью условности, чтобы можно было легко разглядеть то, что необходимо для понимания.

Г. Символико-графические элементы (формулы, модели, пиктограммы, символы, значки, эмблемы, экслибрисы и т. д.)

В силу предметной специфики (принадлежности к конкретной дисциплине или научной области), а также большой смысловой нагрузки и информационной концентрации такие элементы рекомендуется применять с определённой логикой, не более 3-5 единиц на стандартную презентацию.

Д. Связующе-графические элементы (обводка, стрелки, линии, объединяющие элементы, переходы)

Следует помнить, что стрелка всегда акцентирует наше внимание в направлении острия, но не менее информативными могут быть средняя и хвостовая части - «оперение». Чтобы не отвлекать внимание, форма и траектория стрелки должны быть достаточно характерными, но простыми в восприятии.

Для обводки - объединения различных по смыслу элементов - необходимо использовать узнаваемые геометрические фигуры, различные по форме, а также по характеру линий.

Е. Контекст-графические аксессуары (вспомогательные указатели, смысловые акценты, юмористические детали и т. п.)

Сюда могут включаться популярные ныне «смайлики», согласованные значки,

Следует предостеречь авторов от излишней карикатуризации деталей, способствующих постижению учебного смысла и применяемых больше для эмоциональной разрядки зрителей. Для того чтобы избежать развлекательного направления, рекомендуется включать не более 2-3 таких единиц на презентацию, делать их без лишней детализации, сплошными по цвету и форме, минимально анимированными.

Алгоритм проектирования педагогической презентации

Процедуру проектирования презентаций в различных предметных областях можно назвать пошаговым насыщением, поскольку каждый шаг учитывает новый фактор и является ответом на соответствующий вопрос. Для того чтобы процесс проектирования презентации протекал логично, предлагается ответить на следующие вопросы.

Шаг 1. Какова педагогическая цель создания презентации?

Проектирование начинается с постановки педагогической цели. Цель может быть поставлена в форме раскрытия новой темы, диагностики, анонса, продолжения изучения темы и т. д. В этом шаге должна быть сформулирована тема презентации и определено её содержание.

Шаг 2. Кому адресована презентация?

Определяется пользователь: школьники, учителя, администрация, методисты, научная аудитория и т. д. Учитываются отношения автор/реципиент (возрастные особенности, уровни интеллектуальной, художественной подготовки и др.).

Шаг 3. Какова информативная функция презентации?

Определяется, на что будет в первую очередь нацелена презентация: на восприятие, переработку, запоминание или воспроизведение информации? Для чего используется визуализованная информация -

для научной работы; для самообразования; для обучения; для деловой активности и т. д.

Шаг 4. Что является главным информационным объектом?

Устанавливается главный информационный оригинал, что связано с выбором и ограничениями: учебного текста, музейного экспоната, географической карты, литературного источника и т. п.

Шаг 5. Имеются ли особые условия и требования к составу презентации или внешнему виду слайдов?

К таким условиям относятся: разнородность информационных источников, применение иностранных языков, обязательное использование конкретных мультимедийных технологий и т. п.

Последовательно проходя определённые шаги, автор создаёт смысловой «каркас», производит отбор, анализ и систематизацию информации. Далее презентация проектируется в виде принятия следующих решений: выбор способа ранжирования информации (распределение и обработка отдельных элементов сообразно смыслу и педагогической цели проектирования); формирование состава элементов; выбор формы представления - композиционной схемы; определение способа кодирования информации; выбор графического стиля с учётом вкусов автора и зрителя, традиций и т. п.

Композиционные схемы педагогических презентаций

Когда определён состав, необходимо задуматься о композиционном развитии презентации. Для этого рекомендуется сделать сценарий или раскадровку, в которых будет наглядно расписан порядок следования слайдов и время демонстрации, показано наполнение слайдов, намечены ключевые, ударные слайды.

Вводно-ознакомительная презентация может выполняться по линейной схеме, в которой слайды следуют один за другим. Презентация подобного рода применяется, когда есть необходимость последовательно обрисовать какое-либо явление

или объект, описать состав, привести основные параметры или характеристики. Возможны варианты: на первом кадре представлена полная картина явления (объекта), на последующих - явление (объект) рассматривается в разных аспектах. Постепенно воссоздаётся полная картина раскрытия темы. Другой вариант: презентация начинает развиваться с описания всех сторон явления, а завершается кадром, представляющим полную картину. Например, во вводно-ознакомитель-ной презентации по теме «Интеллектуально-графическая культура» последняя раскрывается как явление с различных точек зрения: искусствоведения, философии, педагогики, культурологии, логики и др.

Структурно-содержательная презентация, главная цель которой - более полно раскрыть суть какого-либо явления или содержание события, а также представить структуру объекта или внутренние отношения, может быть построена по центричной схеме. Центральный, он же начальный, слайд содержит информацию о структуре, содержании явления. На других слайдах раскрыты связи между структурными единицами, объяснены отношения внутри структуры. Поэтому предлагается композиция, предусматривающая повторяющийся возврат к центральному «ключевому» слайду, который наглядно демонстрирует все связи, подлежащие раскрытию. Поясняющих слайдов может быть столько, сколько потребуется для оптимального объяснения сути явления или строения объекта. Например, в структурно-содержательной презентации, по-свящённой интеллектуально-графической культуре, можно раскрывать интегратив-ную суть этого явления, показывая отдельно художественную и логическую составляющие и связи между ними.

Объяснительно-раскрывающая презентация ставит целью раскрытие не столько сути самого явления или структуры объекта, сколько объяснение взаимоотношений его с другими явлениями или объектами. Здесь ключевую роль выпол-

няет слайд, содержащий информацию о явлении или объекте и делающий акцент на внешних, а не внутренних связях. Согласно этой концепции, через каждые 5-6 слайдов требуется возврат к ключевому, содержащему структуру всех внешних связей. На 5-6 слайдах показывается в деталях связь представляемого явления либо объекта с отдельным явлением или объектом, либо рассматривается другое явление. Например, в объяснительно-рас-крывающей презентации темы «Интел-лектуально-графическая культура» может быть показан метапредметный характер этой развивающейся области знаний, обслуживающей все школьные дисциплины и, вместе с тем, какой-либо определённой из них целиком. На ключевом слайде будет представлена визуально-информационная модель, демонстрирующая все связи.

Проблемно-предсказательная презентация может считаться самой сложной и технически трудоёмкой, так как она обладает особенностями и свойствами всех вышеперечисленных презентаций. В ней может быть проиллюстрировано какое-либо явление с его внешними и внутренними связями, раскрыта проблема, сделан вывод и спрогнозирован «посыл в будущее». К примеру, презентация такого рода, посвящённая интеллектуально-графической культуре, наглядно представит необходимость связей, ее составляющих:

художественной и логической, а также возможности внешних взаимодействий и отношений этой области знаний с искусствоведением, педагогикой, философией, логикой, культурологией. Кроме того, можно видеть цель подобной презентации в том, чтобы доказать полезность формирования и развития у учащихся ИГК для всей образовательной системы.

Итак, образовательный успех проектирования педагогической презентации обеспечивается многими факторами. Безусловно, необходимы знания и умения пользоваться самой компьютерной программой. Творческая задача - обогатить обыденное понимание презентации и выполнить проект не только с учётом про-граммно-методических требований, но и с соблюдением научно-эстетических законов. Именно такой подход позволит нам понять, чем отличается проектирование педагогической презентации от подготовки любой другой. В НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена в рамках научного направления «Развитие и интеграция предметных методик обучения» разрабатывается проблема интеллектуально-графической культуры, неотъемлемой частью которой является проектирование педагогических презентаций \Аранова С. В. Эстетика педагогической презентации. Интеллектуально-графическая культура: Учеб.-метод, пособие. СПб., 2008].