Причины и последствия подростковой наркомании. Подростковая наркомания

Узнать, что ваш ребенок наркоман – это ли не одна из самых больших трагедий для родителей. Возможно, именно поэтому многие из них стараются всячески обманываться и убеждать себя, что в их семье такое невозможно, что это всё совпадения и так далее. Итогом такого аутотренинга обычно является наркотическая зависимость в поздних стадиях, лечить которую невероятно трудно.

Поэтому обсудим основные признаки наркомании у подростков в зависимости от употребляемых наркотических веществ. Сразу оговоримся, что наиболее надежным способом выявить факт употребления наркотиков – это провести экспресс анализ мочи. Подобные тест продаются в аптеках, они максимально просты в эксплуатации и позволяют определить употребление алкалоидов, опиантов и амфетаминов, а также будут мотивировать подростка не начинать употреблять наркотики, поскольку он будет понимать наличие родительского контроля. Но если по каким-то причинам вы не хотите или не можете проводить тест, то полагаться стоит на другие признаки. Ведь если присмотреться, то всегда можно заметить изменения в поведении и внешнем виде вашего ребенка.

Также сайт "Защитница Багира" вам рекомендует прочесть об еще одной подростковой сложности в статье "Проблема детского алкоголизма ". И ознакомиться со списком существующих наркотических веществ, методах их обнаружения у подростка и соответсвующим им симптомам в обзоре "Основные признаки наркомании по используемым наркотикам".

Выявление признаков наркомании у подростков

Общие признаки наркомании

К явным признакам относятся:

  • Следы инъекций или порезов на венах. Обычно на руках и ногах, но иногда наркоманы колют себе в горло или паховые области.
  • Найденные шприцы, ложки, иглы и полые трубочки.
  • Найденные фольга, самокрутки или папиросы (возможно, пустые «патроны»), причем они могу лежать в любых коробочках, в том числе и в пачке из-под обычных сигарет.
  • Найденные плотно спрессованные комочки коричневого цвета, а также ломкие куски коричневой марли или коричневые лепешки.
  • Найденная подозрительного вида трава, порошок или остатки грибов, либо же какие-то таблетки (возможно разноцветных с выдавленными изображениями), капсулы, ампулы, пузырьки из-под химических веществ или лекарственных препаратов, аэрозолей.

По косвенным признакам состояния далеко не так просто выявить употребление наркотиков подростком, поскольку наркоманы научились их более-менее скрывать. Приведем основные признаки:

  • Блестящие глаза, расширенные или суженные зрачки почти не реагирующие на свет. Учтите, что некоторые наркоманы научились скрывать этот признак, используя специальные глазные капли.
  • Поведение подростка в некоторые моменты может напоминать состояние алкогольного опьянения, хотя запаха алкоголя не будет или же он будет очень слабый.
  • У подростка наблюдается неадекватное поведение: странная двигательная активность (возбуждение или апатия), нарушение координации при ходьбе или сидении (покачивание корпуса, которое усиливается при закрытых глазах), резкая смена настроения не соответствующая обстановке (смех, агрессия или болтливость).
  • Речь нарушена или сбит её темп.
  • Обильное слюноотделение или сухость с осиплостью голоса.
  • Возможен беспричинный кашель.

Поведенческие признаки наркомании у подростков:

  • Из дома пропадают ценные вещи и деньги. Возможны вымогательство или кражи денег на улице или в школе.
  • Подросток потерял интерес к прежним увлечениям, успеваемость в школе резко упала.
  • Подросток гуляет с подозрительной компанией неблагополучных детей.
  • Подросток лжив и изворотлив в общении, прячет глаза и запинается.
  • Поведение скрытное и при этом часты длительные отлучки из дома.
  • Частые телефонные разговоры в «секретном» режиме.
  • Засыпает подросток поздно, а встает утром с большим усилием.
  • Внешний вид становится неопрятным, хотя это и необязательно.

Признаки наркомании – факт подтвержден. Что же теперь делать?

Во-первых, не паниковать и не закатывать истерики, этим вы вряд ли поможете. Наркоманию возможно излечить это не приговор. Во-вторых, незамедлительно обращаться к наркологу. Только своевременная помощь врача сможет сохранить здоровье ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

Если же вы только подозреваете подростка в употреблении наркотиков, то понаблюдайте за ним и его окружением некоторое время, затем проведите спокойный и откровенный разговор, выясните его жизненную позицию по отношению к наркотикам, убедите подростка в необходимости пройти анонимное обследование. Приводите разумные аргументы против наркотиков, их кратковременного эффекта и испорченной за счет этого жизни.

Наркотики приводят:

  • К импотенции.
  • Умственной деградации.
  • Заражению серьезными заболеваниями, в том числе и СПИДом.
  • Разрушению внутренних органов и нервной системы.
  • Потере друзей, невозможности построить карьеру и достичь успеха.
  • К полной социальной изоляции и постоянным проблемам с правоохранительными органами.
  • Серьезной зависимостью и связанной с этим «ломкой».

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества . «Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть» .

Наркоторговцы выработали и широко применяют своеобразную тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали непременным атрибутом молодежных вечеров, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться. . Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и в студенческой среде (в 6-8 раз) в последние годы.

Вопрос о заболевании наркоманиями подростков в настоящее время чрезвычайно злободневен, во-первых, в связи с тем, что большинство случаев первой пробы наркотиков приходится именно на этот возраст (около 70 % случаев заболеваний наркоманиями), а во-вторых, потому, что действие наркотических средств (длительное отравление наркотиками) особенно пагубно влияет на развивающийся организм .

В изучении болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, основную роль играют относительно молодые науки - подростковая психиатрия и подростковая наркология. Создателем этих научных направлений в нашей стране, так же как и организатором первого психиатрического отделения для подростков, был профессор А.Е. Личко, работавший в Институте имени В.М. Бехтерева. Основные сведения, изложенные в этом параграфе, почерпнуты из его трудов и работ его учеников.

Бурный рост организма и серьезные гормональные сдвиги (половое созревание) в подростковом возрасте не играют основной роли в формировании болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Однако большое значение имеют некоторые общие психологические черты, свойственные подросткам: стремление к получению удовольствий, легкое возникновение реакций протеста, склонность к групповой деятельности, некоторая неустойчивость настроения. Подчеркнутое стремление подростков к независимости, постоянное желание освободиться из-под опеки взрослых нередко приводят к возникновению серьезных противоречий со взрослыми, вызывают реакции протеста. Присоединение к этим реакциям стремления группироваться со сверстниками создает еще большие проблемы и открывает ворота для «проб» наркотиков в подростковой группе. Этому способствуют также классическая ситуация «сладости запретного плода», да и просто любопытство. Стремление показать себя в максимально выгодном свете перед представительницами (или представителями) противоположного пола тоже может толкать подростков на «геройские» поступки, проявляющиеся в «испытании» себя наркотиками. В группах, складывающихся часто по территориальному признаку (в пределах двора, переулка, улицы), где сильно влияние «вожака», часто возникают противоправные тенденции, которые включают и употребление психоактивных веществ. Нередко возникают и чисто криминальные, и чисто наркоманические группы, в зависимости от того, кто «возглавляет» группу и какой «контингент» в нее входит .

Чувство группы бывает до того сильно у подростков, что при встрече с группой (это наблюдается у подростков с зависимостью от наркотиков) у них появляются ощущения, характерные для опьянения, еще до приема наркотика. А.Е. Личко и В.С. Битенский назвали это явление «контактным кайфом» (на языке наркоманов, а есть и такой, кайф - это приподнятое настроение с оттенком блаженства) .

Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери.

В подростковой среде иногда возникают настоящие «наркоманические эпидемии». При этом не только отдельные школы, дворы, улицы, но и значительные территории оказываются охваченными злоупотреблением подростками какого-либо наркотического вещества. Обычно в таких случаях используются относительно простые способы введения наркотика: курят, нюхают. Довольно часто такие эпидемии возникали в начале перестройки, после введения ограничений на торговлю спиртным, правда, это касалось в большей степени токсикоманических средств.

Кроме перечисленных моментов, отражающих особенности организма подростков и влияния на них семьи и группы, у них, как и у взрослых, имеют значение личностные характеристики, характер, степень отклонений от общепринятых норм. А. Е. Личко детально изучил особенности характера подростков и описал причины формирования у них различных вариантов зависимости от психоактивных веществ .

Посмотрим, каковы же причины злоупотребления наркотиками подростков с различными характерами.

Подростки с неустойчивыми и зависящими от внешних влияний интересами, легко попадающие под чужое влияние, в то же время ленивые, предпочитающие отдых и развлечения любой полезной деятельности, приобщаются к наркотикам как к средству, от которого «можно получить удовольствие». Те, у которых активность «брызжет через край», деятельные, предприимчивые, легко сходящиеся с людьми и ориентирующиеся в новой ситуации, начинают употреблять наркотики из любопытства и для получения удовольствия, делая это часто для того, «чтобы не нарушить компанию». Подростки со склонностью к изменениям настроения (то эйфории, то подавленности) принимают наркотики «для успокоения», «чтобы не переживать». Подростки со склонностью к отчетливым колебаниям настроения, выраженной раздражительностью, периодами «внутреннего напряжения» легче других привыкают к наркотикам, так как считают эти вещества средством, снимающим тревогу и улучшающим настроение. Подросткам, склонным к демонстративному поведению, наркотики помогают, по выражению К. Ясперса, «казаться больше, чем они есть на самом деле» .

М. Цукерман описал особый тип поведения - «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение - индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения .

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется - то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро .

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» - подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников .

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» .

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков - остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком .

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, - физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон .

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье .

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям .

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника .

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) .

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни .

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители - оба или один из них - алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков .

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации - с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить .

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина .

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» .

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией .

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи - даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.


Заключение

В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.


Список литературы

1. Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3. Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7. Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9. Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12. Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16. Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17. Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19. Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22. Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23. Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24. Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26. Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

30. Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32. Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34. Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36. Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37. Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38. Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


Всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную, прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно...

В чем заключаются основные причины роста наркомании среди подростков и детей? В нашей стране сейчас тенденция злоупотребления наркотиками среди подростков приобрела угрожающие размеры. Еще несколько лет назад наркомана 16-летнего возраста можно было редко встретить. Но сегодня 30% наркозависимых лиц, обращающихся за медпомощью, составляют подростки и дети.

Постепенно, прием наркотиков в подростковых компаниях у современной молодежи вошел в обыденность и, даже, в традицию. Нормальные дети воспринимаются такими компаниями как «белые» вороны. Подростковая наркомания приобрела масштаб эпидемии в России. По данным МВД России – молодежь и подростки составляют 70% из всех употребляющих наркотики. Мальчики употребляют наркотические вещества в 2 – 2,5 раза чаще, чем девочки.

Современная молодежная субкультура наркотическое опьянение начало рассматривать как разумеющийся атрибут времяпрепровождения. Некоторые подростки и юноши читают научные труды и художественные книги, в которых описывается опыт переживаний под влиянием дурманящих и психоактивных веществ. В этом уязвимом подростковом возрасте, любая информация о мистических духовных переживаниях и опытах с помощью ЛСД, пейота, псилобицина, мескалина старшеклассниками и подростками воспринимается как прямое руководство к действию. Но прием наркотических средств, ни в каких формах, не оправдан. Наркомании подвержены и старшекурсники из ВУЗов, несмотря на свою полную осведомленность о вреде наркотиков и опасности проведения наркотических опытов.

Статистикой наркомании среди подростков выделяется первая вспышка в мире проблемы наркотизации в 20-х годах XX века. В России тогда массово потреблялся кокаин беспризорниками. В конце XX века в наркотизацию вовлекались дети и из благополучных семей. А сегодня наркотические вещества очень доступны, распространяются даже и через интернет. В последнее время, хорошо, что нельзя стало в аптеках без рецепта купить сильнодействующие медицинские препараты.

Причины наркомании у подростков

Наркомания среди подростков распространена, потому что сам подросток еще не является сформированной личностью, эмоционально неустойчив, очень любопытен. Любому подростку хочется взрослости, самостоятельности, авторитета в глазах ровесников. И это создает уязвимость в подрастающем человеке.

Начало приема наркотиков у подростков, как правило, происходит в компании друзей, в клубе, на дискотеке. Любопытство и нежелание отставать от группы толкает ребенка на роковой шаг. Систематичность наркотического отравления переводит глупое любопытство и равнение на заядлых наркоманов в бездну наркотической зависимости и, как следствие – оступившийся подросток знакомится с явлением наркотической ломки, хрупкая эйфория и примитивный «кайф» проходит и происходит столкновение с суровой реальностью лоб в лоб.

В большинстве эпизодов наркомания в подростковом возрасте берет корни из личных проблем подростка, отсутствия стоящих жизненных целей и удовлетворения жизнью. Так происходит подмена стремления к наслаждению жизнью естественным путем на искусственное вызывание приятных переживаний, которые сменяются шквальными проявлениями побочных вредных эффектов.

Причина наркомании у подростков и у детей кроется в искусственном получении удовольствия. Испытав «кайф», подросток стремится к повторению приятных впечатлений. Не успев оглянуться, ребенок получает зависимость от наркотиков. И теперь уже прием наркотиков осуществляется не только для получения удовольствия, но и во избежание и подавления ломоты в суставах, мышцах – симптомов ломки. Дружба с имеющими наркотический опыт дает доступность наркотических веществ, заменяет друзей детства, семью, школу.

Причиной подростковой наркомании часто является попытка самоутверждения подростка среди нормальной компании сверстников. Стремление быть ее лидером или хотя бы признанным авторитетным лицом диктует подростку демонстрировать свои вредные привычки – курение, пьянство, прием наркотиков как символ взрослости.

Признаки наркомании у подростков

Предпосылки назревающей проблемы наркомании среди подростков кроются в раннем употреблении табака – даже с шестилетнего возраста. Если факт потребления никотина есть, значит, следует быть начеку, взрослея ребенка, будет неизбежно тянуть на прием более сильнодействующих средств.

Некоторые виды наркотиков вызывают наркотическую зависимость после однократного приема. Это на табак! Первые признаки употребления наркотических веществ у подростка появляются через неделю от начала их приема. Успеваемость в школе сразу сходит на нет, прогуливаются уроки, пропадают деньги и прочие ценные вещи. Подростка основное время нет дома, новые знакомые его совсем не внушают доверия ни родителям, ни соседям. Поведения юного наркомана изменяется: настроение крайне неустойчиво, вспышки раздражения сменяются веселостью, нарушается режим сна и бодрствования. Он уединяется. Из привычек питания – когда совсем не есть, а когда набрасывается на еду.

Физические признаки наркотического пристрастия у подростка:

  1. Узкие или широкие зрачки, вне зависимости от освещения.
  2. Речь медленная, невнятная.
  3. Расстройство координации движений.
  4. Выраженная бледность кожи.
  5. Подавленное настроение и сниженная память.

Эти изменения в поведении и состоянии у подростка настораживают! Остерегайтесь последствий подростковой наркомании!

Если что-то вы заметили у подростка, не спешите, не истерите, хорошо все продумайте и поговорите с ним серьезно. Серьезно поговорить – это не значит грубо и унижая ребенка. Серьезный разговор – это строго по теме, без увиливаний и отклонений. Узнайте, пробовал ли ребенок наркотики, какие, почему. Чего он хотел этим добиться? Расскажите о последствиях и вреде употребления наркотических веществ. Обратитесь к наркологу за советом и рекомендациями. Есть хорошие врачи, клиники, реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Наркомания, алкоголизм и курение табака сегодня распространилось на более молодые возраста независимо от пола. Девушки и девочки стремятся также к самоутверждению и взрослости фальшивыми и вредными способами. Дети из благополучных семей также имеют риск к наркотизации.

Нужна целостная стратегия для того, чтобы подросток не подменял реальность искусственным наркотическим восприятием. Профилактика не только вредных, но и опасных привычек – наркомании у подростков начинается с личного родительского примера. Нежелательная модель поведения у ребенка формируется, когда родители пьют, курят. Он ее вольно или невольно будет копировать.

Большинством людей алкоголь и наркотики воспринимаются, как способ отключиться от внешних и внутренних стрессовых агентов. Но нужно заложить в восприятие подростка полезные методы расслабления и восстановления психических ресурсов и организма. Нужно доказать, что жизнь полна здорового энтузиазма, интереса, увлечений и жизненных перспектив. Наркотики – это опаснейшая иллюзия, способная бесследно проглотить миллионы человеческих жизней.

Огромную роль в профилактике подростковой наркомании играет влияние учителей, педагогов, СМИ. Обыкновенные лекции, конечно, не могут достаточно впечатлить современную молодежь. Но более эффективным воздействием обладает просмотр документального фильма, где наглядно представлены все ужасы из жизни наркоманов. Молодые люди должны прийти к пониманию того, что наркомания среди подростков – болезнь, несостоятельность, вымирание всего человечества. Наркоманию не допустить значительно легче, нежели от нее избавиться.

Уберечь ребенка от наркотиков возможно на отношениях, выстроенных на обоюдном доверии, открытости и совершенной искренности. Покажите ему перспективность жизни, в которой нет места наркотикам.

Наркотическая зависимость подростка – это настоящая беда. Но чаще всего эта проблема вызывает негатив, чем сочувствие и понимание. Мало кто осознает, что наркозависимость не возникает на пустом месте. Ей предшествуют определенные проблемы, которые подростку кажутся неразрешимыми. Среди таких проблем приоритетное место занимают психические и эмоциональные стрессы, сложности в отношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Что такое ?

Наркомания – это болезнь, определяющаяся зависимостью от употребления наркотических средств. Констатируется два вида зависимости от наркотиков: психическая и физическая. Физическая зависимость характеризует состояние, когда подросток не может обойтись без наркотиков, т.к. наркотик прочно вошел в обменные процессы организма. Отказ от употребления наркотиков может вызвать состояние ломки, называемое абстиненцией.

Психической зависимостью считается состояние, при котором наблюдается неконтролируемая тяга к употреблению наркотиков без серьезных изменений в работе организма.

Термин «наркомания» используется достаточно широко. Но по факту обследования, наркомания диагностируется далеко не у всех подростков. Основная часть подростков характеризуется аддиктивным поведением, при котором подросток может употреблять наркотик, но явной зависимости не наблюдается.

Обычно в руки подростков попадают распространенные виды наркотиков:

  • Препараты конопли (конопля, марихуана, гашиш и др.). Чаще всего эти наркотики употребляются в качестве сигарет (самокруток), нередко вперемешку с табаком, создавая курительные смеси. Обычно происходит употребление малых доз гашиша, которое вызывает гашишное опьянение, сопровождающееся чувством расслабленности, эйфории, приступами веселья, страха или паники. Гашиш редко употребляется одиноким подростком. Обычно он активно используется в больших компаниях в определенных ситуациях. Первые признаки зависимости от препаратов конопли при ежедневном курении появляются уже через 1-2 месяца, а при редком употреблении для формирования зависимости нужно несколько лет.
  • Препараты опия (героин, промедол, ханка – вытяжка из маковой соломки). Этот наркотик чаще используется в виде внутренних вливаний. Он вызывает эйфорию, чувство внутреннего удовольствия, грезоподобных фантазий. Организм привыкает к наркотику очень быстро, и через некоторое время подросток оказывается неспособным к привычным делам без употребления наркотика. Зависимость от препаратов опия настолько сильна, что наркотик становится для подростка главным смыслом жизни. Употребление наркотика меняет не только настроение, но и характер человека: подросток становится агрессивным, лживым, раздражительным. Препараты опия способны разрушить психику подростка, его здоровье, его судьбу.
  • Токсикомания . К этой группе относят токсические вещества, попадающие в организм через дыхательные пути. Обычно, в качестве таких препаратов используют бытовую химию: растворители, лаки, клей отдельных сортов, лекарственные средства. Эти препараты очень быстро вызывают привыкание и в короткие сроки приводят к тяжелым поражениям мозга, приводящим к деградации личности, нарушению памяти, мышления.

Подростковый возраст – этап становления. Подросток плохо знает мир вокруг, пытается изучать себя и окружающих людей. Для подростка очень важно войти в мир взрослых на уровне опытного человека. Ему хочется всё попробовать, чтобы иметь собственное мнение о мире взрослых людей.

При этом к волнениям подростка следует прибавить переживания личных интересов, отношений с противоположным полом, личные драмы, разочарования. В этот период подросток особенно уязвим для наркотиков.

Основными мотивами для употребления являются:

  • стремление «быть своим» в компании;
  • желание пережить интересное приключение;
  • поиск методов для отключения от неприятностей;
  • желание испытать фантастические видения, .

Кроме внутренних стимулов к наркотикам подталкивают внешние обстоятельства, независящие от подростка:

  • семейные проблемы;
  • проблемы в учебе;
  • алкогольная зависимость родителей;
  • эмоциональное отвержение матерью;
  • конфликты с родителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • конфликты в семье, в которые втягиваются дети;
  • чрезмерная гиперопека.

Перечисленные проблемы ребенок не в состоянии решать самостоятельно, поэтому просто уходит от проблем. Однако переживания не дают ребенку отстраниться. Поэтому подросток ищет способы полного погружения в ситуации, оберегающие от проблем.

Ответственность подростка перед законом за употребление наркотиков

Нужно знать, что употребление наркотиков без назначения врача не является преступлением. Согласно статьям 230, 232 УК РФ уголовная ответственность наступает только при организации притонов, содержании их деятельности и склонении к употреблению.

Уголовный кодекс предусматривает:

  • наказание ограничением свободы сроком до трех лет, лишение свободы от 2 лет до 5, либо арест на 6 месяцев при склонении к употреблению наркотиков;
  • при наличие отягчающих обстоятельств это деяние может иметь наказание от 6 до 12 лет.
  • при организации и содержании притонов предусматривается наказание сроком от 3 до 7 лет.

Уголовная ответственность распространяется на такие преступления, как вымогательство и хищение наркотических веществ, незаконное выращивание растений, содержащих наркотики, подделка рецептов на наркотические препараты.

Уголовный кодекс дает возможность избежать наказаний при добровольной сдаче наркотических или психотропных веществ.

Одним из признаков наркотизации является скрытность. Именно она позволяет подростку долгое время скрывать свое пристрастие к наркотикам от родителей и близких людей. Часто факт наркозависимости становится очевидным, когда подросток уже нуждается в лечении.

Но если внимательно отнестись к ребенку, то наркотизацию ребенка можно обнаружить уже на первых этапах по совокупности ряда признаков:

  • перемены настроения без очевидного повода;
  • перемены в деятельности: от расторможенности до уныния;
  • раздражительность, взвинченное состояние, агрессивность;
  • приступы усталости и сонливости;
  • нарушения общения: избегание контакта с родителями, друзьями;
  • появление новых подозрительных друзей и приятелей;
  • проблемы с аппетитом: потеря или, напротив, увеличение;
  • потеря интереса к увлечениям или людям, которые были важны;
  • появление проблем материального характера, необоснованные траты без видимых оснований;
  • лживость, скрытность;
  • появление в личных вещах новых непонятных предметов;
  • замыкание комнаты или отдельных шкафов;
  • воровство или исчезновение из дома ценных вещей;
  • избыточный интерес к домашней аптечке;
  • появление на одежде пятен непонятного происхождения или присутствие постороннего запаха;
  • обнаружение следов уколов или порезов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие наркомании, виды наркотических веществ. Социальные и культурные факторы возникновения наркомании у молодежи. Медико-психические особенности алкоголизма, механизмы развития зависимости. Характерологические черты больных ранним алкоголизмом.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Классификация наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации. Особенности подростковой наркомании, причины и тенденции. Система профилактической работы в общеобразовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Феноменология суицидального поведения, его специфика в подростковой среде. Подходы к организации диагностики, требования к данному процессу и анализ полученных результатов. Диагностика суицидального поведения подростков в условиях современной школы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие наркомании, первые реакции организма подростка на одурманивающие средства. Краткий анализ употребления наркотиков в Украине. Симптомы и изменения в поведении подростков, характерны при употреблении наркотиков. Роль родителей в воспитании ребенка.

    доклад , добавлен 01.06.2010

    Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости. Наркотики и закон. Легализация наркотиков. Доводы (за и против). Обучающие программы ППХЗ (первичная профилактика химической зависимости) среди подростков и молодёжи.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2006

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016