Проблема конфликта между поколениями. Исследовательская работа на тему: "Взаимоотношение поколений"

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.

Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.

Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами идей века минувшего.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров. Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров — нигилист. Он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом. Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя душевно и нравственно.

Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше, старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ. Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.

Часто ли мы можем стать свидетелями проявления чуткости, нежности, внимания, заботы близкими людьми по отношению друг к другу? К сожалению, сегодня редко кто может похвастаться тем, что у него в семье царит гармония и взаимопонимание.

Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что люди в наше время стали более жестокими, эгоистичными, разучились сопереживать и терпеливо относиться даже к своим родным. Очень часто можно стать свидетелем сцен выяснения отношений между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами. Зачастую они даже не стесняются прохожих, совершенно посторонних людей.

Пример образцовых отношений в семье приводит в своем произведении Л.Улицкая, показывая взаимоотношения между пожилым человеком и его правнуками, их готовность всегда прийти на помощь. Автор отмечает, что, только накопив определенный жизненный опыт, человек может по достоинству оценить теплоту отношений между близкими людьми, это «делается с годами все ясней» в нашем сознании.

Безусловно, я разделяю такую позицию писательницы. Действительно, все в нашей жизни мы познаем в сравнении. Например, оказавшись в дали от своих родных, мы начинаем острее ощущать, что нам не хватает их тепла и заботы.

Я считаю, что примером таких же трепетных отношений между представителями разных поколений можно считать семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В наше время можно редко встретить такую чуткость и теплоту, которые питают члены этой семьи по отношению к друг другу.

Мне тоже посчастливилось родиться в семье, где все воспитаны в патриархальных традициях, где из поколения в поколение передаются нравственные устои, примеры проявления благородства и чуткости по отношению к близким. Для меня всегда являются образцом для подражания трепетные взаимоотношения между бабушкой и дедушкой, их забота о детях и внуках. И если вдруг с кем-то из родственников случается беда, все сразу оставляют свои дела и бросаются на помощь.

К сожалению, далеко не всем так повезло в жизни. Вокруг достаточно много одиноких людей. Даже тех, у кого вроде бы и есть родные. Мне искренне жаль их, ведь, возможно, в этом есть доля и их вины: возможно, они сами не сумели наладить взаимоотношения с близкими…

Воспитанность

Что такое воспитанность? Как она появляется в наши дни в общественных местах?

Наверное, каждый человек имеет свое представление об этом. А проблема взаимной вежливости между людьми и сейчас стоит достаточно остро. Я убеждена, что назрела необходимость её публичного обсуждения. В самом деле, в современном мире, забывая о том, что постоянно находимся среди других людей, мы заботимся только о своем комфорте. А ведь истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

Известный публицист З.Паперный в своем очерке «Наедине с толпой» пытается донести до читателей мысль о том, что в наши дни воспитанность – «это прежде всего внимание к окружающим», умение быть терпимым и предупредительным по отношению к другим.

Так, недавно мне в руки попала статья, опубликованная в одной из центральных газет, о несчастном случае, который произошел по вине невнимательных и нетерпеливых пассажиров московского метро. Я пришла в ужас от того, какими безразличными могут быть люди. К платформе подошел поезд; толпа, ничего не замечая перед собой и расталкивая друг друга, спешила войти в вагон. Хрупкая молодая девушка, которая стояла прямо перед дверью, не смогла выдержать напора людей и под оказалась колесами состава. К счастью, девушка выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом. Этот случай лишний раз доказывает безразличие людей, их эгоизм и равнодушие по отношению к окружающим.

Действительно, невоспитанность людей в обычном общественном транспорте – это типичная ситуация для крупных городов. Например, сидит какой-нибудь парень и смотрит, нагло улыбаясь, на старушку, которая стоит перед ним с тяжелыми сумками и пытается удержать равновесие, или на беременную женщину, которую со всех сторон локтями толкают проходящие по салону пассажиры.

Подводя итог, хочу сказать, что каждый человек должен проявлять уважение и терпимость к людям, которые ежедневно нас окружают. И если каждый из нас будет хоть чуточку внимательнее по отношению к другим, то мы заметим, насколько приятнее станет наша жизнь в целом…

Чинопочитание

Почему в нашей стране люди все время пытались угодить начальникам и вообще всем, кто имеет высокое положение в обществе? Почему чинопочитание так распространено и сегодня?

Н.В. Гоголь, рассуждая над этой проблемой, в своем произведении «Мертвые души» высмеивает чинопочитание в сочетании со стремлением властьпредержащих показать своё «могущество» людям более низкого достатка и служебного положения: «У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их 300…». Описывая поведение чиновников, автор иронизирует: «Когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха слова не выговоришь!»

По моему мнению, Н.В.Гоголь, безусловно, прав, высмеивая эти негативные качества в людях. Я думаю, что каждый должен иметь чувство собственного достоинства, которое, с одной стороны, не совместимо с самоуважением, а с другой – с высокомерным отношением к окружающим. На мой взгляд, проблема заключается в том, что в России эпохи крепостного права чинопочитание было развито гораздо больше, чем, скажем, на Западе. Однако со временем ничего не изменилось, а даже наоборот, усугубилось, приобрело широкое распространение. С другой стоны, наряду с угодливостью имеет место высокомерие и стремление начальников подчеркнуть свое превосходство над подчиненными.

В качестве аргумента в защиту позиции автора можно привести пример из произведения В.П.Аксенова «Завтраки 43-го года», где мальчику приходилось каждый день отдавать свою булочку, да и вообще все, что имело хоть какую-то ценность более взрослым и «авторитетным» одноклассникам. Можно только догадываться о том, как долго это могло длиться, если бы однажды герой не осознал, что нужно изменить ситуацию. Мальчик поверил в себя и, что еще более важно, заставил всех себя уважать.

В качестве еще одного аргумента хочется привести в пример взаимоотношения социальных слоев населения в Европейский странах. Для них не характерно самоуничижение перед властьимущими. Например, в английском языке даже нет такой этикетной формы обращения на «Вы», как у нас, и, может быть, поэтому, в частности, как говорил Гоголь в своем произведении «Мертвые души», «француз или немец век не смекнет всех особенностей и тонкостей нашего общения». А в Америке даже считается в порядке вещей критиковать президента и его правительство публично. У нас же «отголоски» культа личности переносятся на все высшее руководство.

В заключение хочу сказать, что каждый человек должен прежде всего уважать себя, тогда не будет ни чинопочитания, ни угодливости по отношению к начальникам, ни самопревознесения, тогда всем будет намного проще и легче жить!

Духовность

Духовность… Что это такое? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было по праву назвать духовно развитым? Мне кажется, что не каждый сразу сможет ответить на эти вопросы.

На самом деле проблема заключается в том, что для кого-то жить духовной жизнью значит ходить по галереям, выставкам, театрам… А для других– это интеллигентность и сила духа, стремление к высокому и вера в добро, правду и красоту.

В своем очерке С.Соловейчик, размышляя над проблемой истинной духовности, пытается донести до читателей мысль о том, что это понятие включает в себе прежде всего «бесконечное стремление к добру, неутомимую жажда правды, ненасытный голод по красоте…». И с этим, конечно же, нельзя не согласиться.

Я считаю, что духовно развитым человеком можно считать того, кого по-настоящему волнует прекрасное, кто ходит в театры и галереи не ради праздного времяпрепровождения, а именно потому, что он движим стремлением еще раз приблизиться к великому, «духоподъемному» искусству.

Также С.Соловейчик упоминает о людях, чей «дух низок», но они хотят казаться интеллигентными и образованными.

Такие ситуации нередко описывались и в классической литературе. Так, в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» изображаются, так сказать, и «просвещенные», и «непросвещенные» дворяне. К первым относятся Стародум, Правдин и, конечно же, Софья. Все они – умные, бескорыстные, добрые, способные любить и надеяться люди. Ко вторым же можно отнести помещицу Простакову и ее брата Скотинина. Это люди, главной ценностью которых является материальный достаток, но они стремятся «пустить пыль в глаза», показать, что тоже разбираются в искусстве.

Если перейти от литературных персонажей к реальным людям, то тут ярчайшим примером духовно развитого человека для меня является бабушка. Она бесконечно добрая, бескорыстная, интеллигентная женщина. Безусловно, я ею очень горжусь и всячески стараюсь быть хоть немного на нее похожей.

В заключение хочется привести известные слова о том, что «духовность – не то, что культура поведения или образованность». Ведь немало людей, не имея образования, обладают, говоря словами С.Соловейчика, «высочайшей силой духа», а истинная духовная жизнь человека – это его собственное стремление к прекрасному.

Интернет

Что такое Интернет? Помогает он людям или, наоборот, приносит один лишь вред?

В современном обществе эта проблема стоит особенно остро, ведь мы даже и не можем представить себе жизнь без «Всемирной паутины». Тысячи людей живут в Сети как в параллельном мире, напрочь забывая о реальной жизни, «живом» разговоре с друзьями, родственниками и просто знакомыми.

Известный публицист Д.Писаренко в своем очерке пишет о том, что миллионы людей предпочитают общаться в Интернете только потому, что там, в «параллельном» мире, они могут предстать совершенно иными людьми: без комплексов и недостатков. Автор глубоко обеспокоен этим: «Неужели нас ждет печальная картина: через десять – двадцать лет страну будут населять сплошь лицемеры, живущие в нескольких виртуальных мирах?»

Лично я тоже знаю немало людей, которые на своем опыте ощутили разочарование, обусловленное ложью и несоответствием во внешности, манерах и интересах виртуального собеседника.

Подводя итог, хочется сказать о том, что каждый человек должен сам выбрать для себя, что ему по душе: живое общение или же «параллельный» мир, который для многих, к сожалению, куда более важен, чем тот, где они учатся, работают, встречаются с родными и друзьями…

Одинокая старость

Что ждет нас в будущем? Что будет, когда мы состаримся? Наверное, каждый задумывается над этими вопросами, независимо от возраста.

К.Г.Паустовский в своем произведении «Телеграмма» описывает нелегкую жизнь пожилой женщины Катерины Ивановны. Автор поднимает проблему одинокой старости: «Дочь Настя уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные».

В последнее время все чаще и чаще в обществе обсуждается вопрос «брошенных», забытых родителей. К сожалению, сейчас далеко не все люди пожилого возраста живут в достатке и окружены заботой близких людей.

Я думаю, что каждый человек должен задуматься о том, что, не уделяя сейчас должного внимания своим старикам, он сам рано или поздно окажется в таком же положении, ведь наши дети копируют наши же образцы поведения.

К.Г.Паустовский, осуждает Настю и говорит, что он был бы счастлив, если бы у него была такая мама.

Я убеждена, что люди в пожилом возрасте нуждаются в заботе и внимании близких людей. Мои бабушка и дедушка живут не с нами, но мы с родителями стараемся как можно чаще навещать их. Хоть мы приезжаем к ним довольно часто, бабушка и дедушка каждому нашему приезду очень радуются.

Нужно сказать о том, что многие поэты и писатели не обошли вниманием проблему одинокой старости. Так, С.А.Есенин с грустью думает о своей маме, которая боится умереть, так и не увидев сына. Его стихотворение «Письмо матери» пронизано теплыми чувствами и раскаянием.

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен ценить и уважать своих пожилых родителей, ведь им очень важны наше внимание и забота.

Сериалы

Какие кинофильмы мы сейчас смотрим по телевидению? Почему они все либо про бандитов и их жизнь, либо про милиционеров, которые тем или иным образом связаны с теми же бандитами?

На мой взгляд проблема заключается в том, что в современных телесериалах идеализируют преступников, и тем самым наносят большой вред обществу, так как формируют у подрастающего поколения искаженные стереотипы поведения. Так почему же в нашей стране так много снимается фильмов про бандитскую жизнь? Наверное, потому, что в последние годы эта «красивая и благородная жизнь» стала очень популярной. Люди просто не хотят смотреть телесериалы с другим сюжетом. Конечно, ведь жизнь преступников такая интересная и захватывающая, и она явно уступает в плане приключений и яркости жизни обыкновенных людей!

В своем очерке Леонид Андреев саркастически высмеивает авторов и заказчиков телефильмов, которые, стараясь добиться популярности у зрителей, привлечь их интерес самыми дешевыми средствами, часто, сами того не ведая, формируют у молодежи агрессивность и жестокость.

Да, действительно, это так. Дети и подростки стараются во всем подражать своим «кумирам» из кино, не понимая всей серьезности ситуации. А ведь наша жизнь и без того переполнена жестокостью и насилием.

Также среди молодых людей особую популярность сегодня приобрели различные компьютерные игры с аналогичным сюжетом, где детям предлагается «войти в банду» террористов или наемных убийц, пытающихся захватить власть во всем мире. Чему может научить ребенка такая игра? – Правильно, только жестокости и агрессии по отношению к людям.

Не менее популярны и книги, содержащие детективные истории. У всех на слуху такие известные писательницы, как Д. Донцова, Т. Устинова, А.Маринина и другие. Но ведь на самом деле их произведения с примитивным сюжетом настолько предсказуемы и неинтересны, что иногда просто невозможно их читать. И тем не менее люди, главным образом молодежь, предпочитают именно такую литературу, а,допустим, о классике даже и слышать не хотят!

В заключение хочется сказать о том, что очерк Л.Андреева произвел на меня сильное впечатление. Получается, что мы сами делаем мир таким жестоким и несправедливым, а с этим, по моему мнению, нужно бороться. И для начала люди должны определиться, в каком обществе им хочется жить: в таком, какое мы имеем сейчас, или же все-таки в социуме, где царит гармония, любовь и взаимопонимание!

О книгах

Интересно, существует ли определенный список книг, прочитав которые можно считать себя образованным, культурным человеком?

Я думаю, что такого списка не существует хотя бы потому, что у всех свой круг общения, свои интересы… к тому же человечество накопило такой богатый литературный опыт, что с приоритетами определиться довольно сложно. Чтобы считать себя образованным, начитанным человеком, нужно неплохо разбираться и в классике, и во всем многообразии современной литературы.

Так, известный отечественный публицист Л.Лазарев, размышляя над проблемой необходимости выбора для себя того минимума, который был бы достаточным для начитанного человека, утверждает: «чем больше человек читает, тем яснее уму становится, какое огромное количество «необходимых» книг он еще не прочитал».

Я, безусловно, согласна с мнением автора в том, что никто не может порекомендовать человеку тот необходимый минимум, который он должен прочитать, в первую очередь потому, что у всех разные интересы, вкусы, предпочтения... а процесс чтения настолько увлекает, что хочется продолжать каждый день выбирать все новые и новые книги.

Ярким примером человека, наделенного жаждой познания, может служить герой произведения В.Каверина «Два капитана». Санька Григорьев с детства читал все, что касалось его мечты – стать капитаном, путешественником, исследователем неизвестных земель. Фрагменты книг, которые были ему не понятны в силу его юного возраста и недостаточности образования, герой просто заучивал наизусть, уверенный в том, что рано или поздно он сможет разобраться в этих «сложных материях». Может быть, именно благодаря такому упорству, целеустремленности и жажде познания Санька сумел воплотить свою детскую мечту в реальность.

Другой литературный герой, также увлеченный занимательным чтением, - Артур Грэй из романа А.С.Грина «Алые паруса». Этот молодой человек, еще в детстве увидев на стене картину с изображением корабля, не мог остановиться до тех пор, пока не перечитал в отцовской библиотеке все, что касалось путешествий по неведомым морским просторам. Грэй хотел быть капитаном и стал им. Те знания, которые герой почерпнул из книг, безусловно, в последствии сослужили ему добрую службу.

Если перейти от литературных персонажей к реальным людям, то в первую очередь приходит на ум пример М.В.Ломоносова. С детства испытывавший тягу к знаниям, он всю свою жизнь увлекался самыми разными науками. В круг его интересов входили химия, литература, риторика, этика, география, история, искусствоведение. Может быть, именно поэтому в последствии Михаил Васильевич явился основателем первого в России университета, который до сих пор носит его имя.

Итак, эти примеры доказывают мнение Л.Лазарева о том, что «страстное любопытство…заставляет людей читать книгу за книгой». А поскольку у всех людей разные вкусы и наклонности, то каждый составляет для себя свой индивидуальный список «необходимых» книг.


Похожая информация.


На сегодняшний день проблема непонимания поколений остро стоит в современном обществе. Это неудивительно, ведь всё в жизни меняется, но не все хотят меняться в соответствии с тенденциями разного рода изменений. Каждому поколению кажется, что его мировоззрение самое актуальное и истинное. Но с этим редко соглашаются люди, вершащие историю в последующие годы. В истории было несколько эпох, мировоззрений, которые сменялись одно другим. Некоторые противоречили предыдущим, другие продолжались с некоторыми изменениями, третьи адаптировались согласно тенденциям своего времени.

На смену эпохи модерна пришла новая - эпоха постмодерна; и отличия их весомы. Приход постмодерна показал современным христианам большую проблему - слияние старшего поколения христиан с эпохой модерна. Это ярко выражается в мировоззрении и ценностях этих людей. То, что сегодня предлагает взять с собой в «дальнейший путь развития» модернисты, не составляет ценности для постмодернистов. Мы живём в период этого непонимания и противостояния. Кто же победит? И можно ли будет это назвать победой? Что теряем мы в этом сражении и что обретаем? Есть ли выход из этой ситуации?

Проблема непонимания поколений тесно связана с евангелизмом. У христиан советской эпохи (их мы относим к эпохе модерна) и постсоветской (их мы относим к постмодернистам), разное видение на процесс евангельской деятельности. Каждый идёт на поводу у своих ценностей, мироощущений, традиций, переживаний, чувств, трактовке Священного Писания. Вот тут опять возникает конфликт, разрешить который нелегко.

Эта часть работы посвящена тому, чтобы рассмотреть и сравнить те исторические отрезки времени, которые оставили свои плоды сегодня. Ведь ничто не проходит бесследно. Всё имеет свои причину, развитие и конец. Это касается и определённых периодов, событий, мировоззрений, идеологий, взглядов.

Для того чтобы глубже раскрыть данную тему, мы предлагаем рассмотреть два временных отрезка, а именно - советское и постсоветское время. Это поможет понять, почему же сегодня существует конфликт между старшим поколением и младшим. Что лежит в основе разногласия? Почему то, что для старшего поколение является «святым», приемлемым во все века, для младшего кажется непонятным и неактуальным? На эти вопросы мы попробуем дать ответ в этой главе, рассмотрев те особенности, которые присущи советской и постсоветской эпохам.

Советское время, которое длилось 70 лет, оставило неизгладимый след в умах людей. Оно породило привычку иметь одного лидера, за которым следует народ; иметь чёткие рамки, согласно которым можно определить верность или ложность тех или иных действий, взглядов.

К числу названных можно отнести привычку «ходить строем» и не выделяться из общей массы. Этот принцип проявлялся в разных сферах человеческой жизни. «Массовое производство охватило все сферы жизни, можно говорить даже о массовом производстве человека однотипного, сделанного на конвейере. Индивидуальные особенности сводятся к минимуму, да и откуда им взяться, если большинство смотрит одни и те же телепрограммы, читает те же газеты, носит одну и ту же одежду, потребляет те же продукты питания» . Понятие «человек» как личность не существует, существует - «общество».

Эсхатология того периода заключалась в том, что всё движется к светлому будущему, и социализм - первая ступень к этому будущему. Армагеддон - великая революция, которая должна стереть капитализм и империализм.

В советское время господствовало модернистское мировоззрение. Оно зародилось в эпоху Возрождения, и было сформулировано в эпоху Просвещения. Главное его утверждение - «человек есть мера всех вещей, он может полностью постичь свой мир, в том числе и духовный, при помощи науки и разума». Но, как ни странно, оставались те вопросы, на которые это мировоззрение не находило ответы, и на смену ему начало развиваться другое - постмодернистское. Оно, как и предыдущее, не отвечало на все вопросы, но, в отличие от модернистского взгляда, объясняло причину не способности найти ответы на все вопросы. Одним из его тезисов является следующее утверждение: «Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум». Истина, согласно постмодернистскому мировоззрению, не может быть выражена человеческим языком по причине своей сложности. . Это, по мнению исследователей Роуда Р., Черенкова М., Макдауэлла Д. порождает поиск «частных истин», которые бы работали здесь и сейчас, и не обязательно имели общий характер (работали одинаково для всех людей), а отвечали на вопросы конкретной личности. Истина для постмодерниста - это то, что он сам для себя решил.

Назовём ряд особенностей, которые присущи постмодерну:

· Нивелирование идей об общих ценностях, стандартах и нормах.

· На первом план выступает личность. Эта особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, способность отмежевания от общности, и субъективизм; с другой - свободное выражение себя и понимание личной ответственности.

· Идея власти-подчинения переносится внутрь человека, собственное Я становится метанарративом, то есть диктатором в жизни человека .

· «Постмодерн разоблачает идею общих норм и ценностей как структуру господства - подчинения» .

· Провозглашение «терпимости». Эта особенность выражается в возможности каждого на собственное мнение, образ жизни и уважение ко всему «другому». Таким образом, постмодернист принимает любую инаковость (в чём бы она ни выражалась: в делах, словах, внешнем виде, убеждениях) даже в том случае, если он её не понимает .

· «Духовность - главный лозунг постмодернизма». На эту особенность указывает Алексей Ефетов, в своей статье «Дыхание нового времени» и называет её «серьёзной угрозой». По его словам это «ложная духовность», потому как каждый под этим словосочетанием понимает что - то своё, субъективное, чаще невыразимое и не всегда понятное для остальных.

· Прагматизм. Главное в жизни - выбрать такую интерпретацию и установку жизни, которая могла бы дать самый максимальный результат жизни .

· Постсоветское время - современная эпоха, именуемая как постмодернизм, пришла на смену другой эпохи - эпохи модерна. В литературе можно встретить массу определений постмодерна. Одни определяют его, как эпоху, другие - как «культурное движение». Третьи - как «ситуацию или состояние, в котором оказался проект Модерна . Четвёртые - как мировоззрение . «Лучший способ понять постмодернизм - это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом - попыткой своим умом постичь Божий мир, обычно называемый модернистским мировоззрением» . В данной работе, постмодерн будет рассматриваться в рамках определений «эпоха» и «мировоззрение», которое выражается определённой культурой.

Современная молодёжь пропагандирует терпимость к другим мнениям, верованиям, действиям. У каждого своя истина, своя дорога, направление, путь. Советская же эпоха склонна к планированию одного, широкого пути для всего народа, где нет места индивидам, есть одна чёткая направленность. На сегодняшний день - это конфликт, который вызван непониманием, и не желанием понять друг друга, найти выход из этого положения. Какую роль это противостояние играет сегодня? Какое влияние оно оказывает на церковь?

«По мере того, как христианство входит в новую эпоху постмодернизма, неизбежно начинают проявляться преграды во взаимопонимании между людьми, появляются определённые барьеры. Наиболее ярко они выражаются во взаимоотношениях разных мировоззренческих эпох - советской и постсоветской.

Существует несколько «камней преткновения» между старшим и младшим поколениями. В связи с ограниченностью этой работы, мы предлагаем на рассмотрение лишь некоторые из них, те, которое, на наш взгляд, возникают чаще всего:

1. Христианские песни

2. Образование

1) Христианские песни

Песни о Христе - это неотделимая часть христианской жизни, внутреннее побуждение выразить свои чувства и отношение к Богу. Песни советского периода (периода гонений) и младшего поколения очень отличаются. С одной стороны, это хорошо. Есть разнообразие и каждый может выбрать то, что ему по душе. Но, проблема начинается тогда, когда старшее поколение говорит, что песни, которые поёт современная молодёжь - «не духовные», «попсовые», это «мирская музыка», (то есть мелодия взята из современных песен, только подставлены христианские слова). Тексты современных песен тоже поддаются критике. Указывая на тавтологию, примитивность рифмы (а иногда и на отсутствие таковой), чрезмерную эмоциональность текста, (которая чаще всего выражается в отношении к Триединому Богу и воспевании Его качеств), старшее поколение выражает своё непонимание и негодование к подобному виду творчества.

Отдельный вопрос - музыкальные инструменты, которые сопровождают песни современной молодёжи. Зачастую это гитары, ударники, фоно или синтезатор, (иногда флейта, бонги, шекер, бубен). Для многих христиан советской эпохи использование этих инструментов вызывает недовольство. В этом они усматривают «копирование мира» и называют эти инструменты «мирскими инструментами».

В адрес песен, которые любит исполнять старшее поколение христиан, можно услышать, что они «нудные» (или ряд других эпитетов, смысл которых выражает что- то несовременное, неактуальное). Современная христианская молодёжь находит большинство этих песен непривлекательными, устарелыми, и не получает удовлетворения от их исполнения. Чаще в этих песнях преобладают мотивы человеческих страданий, надежды на помощь Христа, повествование о житейских трудностях, сражении с грехом. Нередко можно услышать призыв к стойкости в испытаниях, гонениях, призыв к принятию «враждебных криков», как награды. То есть в песнях воспеваются те события, которые современная молодёжь не пережила, потому и понять не может. Они не могут петь о том, как переносить те страдания, которые сами не пережили.

Итак, рассмотрев особенности песен обоих сторон можно сделать следующие выводы:

1. Песни христиан советской и постсоветской эпохи отличаются. В связи с разными историческими событиями, воспитанием, мировоззрением, развитием культуры и тенденциями, переменами в современном мире старшему поколению тяжело понять младшее. В свою очередь, младшее поколение не стремится понять старшее, не интересуется тем историческим наследием.

2. Младшему поколению не стоит забывать свою историю, в которую христианское поколение советской эпохи вложило свою лепту. Надо с уважением относиться к нему.

3. Не стоит забывать о том, что все мы разные. У каждого своё прошлое, но настоящее - одно. И желание Господне, чтобы мы, члены тела Христова, составляли одно целое (Рим.12:5), чтобы были едины (Иоан.17:21), чтоб с любовью служили друг другу (1Кор.16:14, Гал.5:13, Еф.4:2, 1Фесс.3:12).

«Молодёжь, новое поколение верующих не приемлет «железный занавес» в церкви и консервативный откат к традициям советских времён, не разделяют ностальгию старших по евангельской «простоте», неучёности, подпольной жизни».

Да, век рационализма дал о себе знать. Сегодня ты редко встретишь человека без образования. Как минимум среднее образование есть практически у всех молодых людей. Большое стремление к получению высшего образования наблюдается среди граждан постсоветского пространства. Сегодня это не составляет большой проблемы. Для это есть возможности, свобода выбора места, условий, сроков обучения.

К сожалению, посредством репрессий советской эпохи, у христиан того периода не было возможности получать образование. Даже при огромном желании христианин не мог получить тех знаний, которые с лёгкостью можно получить сегодня. О христианском образовании и речи не могло быть. Такая обстановка породила в умах людей мнение о том, что христианское образование и вовсе не нужно.

На сегодняшний день всё изменилось. Сложно, не имея обширных знаний в области как светских, так и христианских предметов быть интересным миру. В век высоких технологий и широких возможностей христиане не должны оставаться в стороне. Преломляя все новшества через христианское мировоззрение, мы можем сделать гораздо больше, работать гораздо продуктивнее в деле Христа.

Христианское образование подразумевает под собой как теоретическую, так и практическую часть. Анализируя наработки прошлого, успехи и поражения истории христианства, оно позволяет вырабатывать новые стратегии, формы общения, способы евангелизма.

На сегодняшний день образованная молодёжь, придя в церковь, задаёт серьёзные вопросы, на которые желает получить чёткий библейский ответ. Ответ: «На небе у Христа спросишь» её не устраивает. «Сегодня, как никогда раньше, чувствуется огромная нужда в посвященных служителях, которые бы ясно и убедительно понесли бы евангельское слово современному поколению» . Нам стоит согласиться с тем, что из-за гонений в Советское время христиане не имели возможности получать ни христианское, ни светское образование, поэтому сегодня - большая часть - необразованные люди. С интеллектуальными слоями населения на сегодняшний день работать сложно. Именно поэтому стоит повышать интеллектуальный уровень молодёжи и церквей в целом .

Да, сегодня нет марксиско-ленинской идеологии, но сегодня есть ряд других философских, религиозных, сатанинских течений со своими мировоззренческими принципами; есть и те, в основе которых - якобы Слово Божье. С каждым днём их становится всё больше и больше. По этой причине современные христиане должны глубоко знать Писание, уметь объяснить то, во что они верят (1Пет.3:15), и дать отпор любому еретическому учению. Один из возможных, доступных и удобных способов обретения знаний - обучение в христианском учебном заведении.

Хорошая мысль по поводу «обмирвщления молодёжи» была высказана Александром Павловичем Нагирняком. Она заключалась в том, что для взращивания хорошего, активного, духовного молодого поколения требуются такие же духовные отцы.

На наш взгляд, проблема столь остро стоит на повестке дня потому, что то поколение, которое находится между старшим и младшим, должно было осуществлять наставничество среди современной церковной молодёжи, отсутствует.

Многие говорят о наступлении так званой «постхристианской эпохи», но что это означает сегодня для христиан? Что не стоит и пытаться что-то делать, чтобы «пробить лёд неверия»? «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр.13:18). Э тот стих - хороший стимул для желающих свидетельствовать людям о Боге. Ведь, не смотря на изменчивость времени, эпох, мировоззрений, Бог и Его желание ответить на нужды людей, стать их Отцом, явить чудо в их жизни, является тем же.

Благовестие - неизменная Воля Бога. Каждый христианин понимает важность благовестия в современном мире, но не каждый знает, каким образом можно достичь хороших результатов в этом деле. Хотелось бы, чтоб миссия среди современной молодёжи начиналась с благовестия. Но, реально ли это сегодня? Молодёжь 21 века требует особый, новый подход. Практика показывает, что массовые евангелизации на стадионах, уже не действуют. Люди не стремятся взять очередную листовку или брошюру на улице, какая бы красочная она не была. Это уже не действует. "На протяжении нескольких десятилетий мы были сосредоточены на подходе "придите и посмотрите, теперь же нам пришлось столкнуться с реальностью того, что крайне редко люди, не посещающие церковь, готовы прийти в Христианское Собрание. Это побуждает нас принять подход «идите и расскажите»" .

Актуальным на сегодня является личный подход. Если люди слышат информацию от человека, которого знают, то динамика взаимоотношений развивается в другом направлении. Но, всё не так просто. Для того чтобы люди захотели с нами хотя бы познакомится, мы должны их заинтересовать, но чем? Этот вопрос обсуждался на популярном христианском форуме invictory, посетители которого, чаще всего - молодые люди. Мнения в этом вопросе не однозначны. Одни указывают на важность внутренних качеств, таких как верность, отзывчивость, открытость, любовь. Другие видят в этом мнении несостоятельность. Третьи идут дальше, конкретней отвечая на вопрос. Они предлагают показать свою особенность, используя хобби, увлечение, для того, чтобы завязать отношение с неверующей молодёжью. По их словам нужно что- то, что привлекало бы внимание, создавало желание брать пример и идти за Христом .

Всё меняется. Меняется время, меняются люди, но важность евангелизма не утрачивает своей актуальности. Те методы, которые использовали наши отцы, деды и прадеды не могут сегодня сполна выполнять поставленную задачу. Что же делать?

Одной из отличительных черт христианства всегда было умение адаптироваться к разным культурам, мировоззрениям . Влияя и изменяя понятие о других верованиях, христианство всегда оставалось прежним. Оно меняло форму, но не суть.

Как когда-то Павел в ареопаге, мы должны искать точки соприкосновения между постмодернистским и христианским мировоззрениями. Дело евангелизма, не смотря на изменчивость времени, никто не отменял. Так же, как и сотни лет назад, мы призваны возвещать о жертве Христа, о Спасении. Да, в мире поменялись формы - мировоззрение, культура…но суть осталась той же - греховная природа людей. Как и прежде надо проповедовать о смерти, погребении и Воскресении Иисуса, потому что на этих событиях основано Евангелие. Именно поэтому, формы христианства подвергаются и должны подвергаться изменениям, но суть обязана оставаться той же. «Современное общество становится всё больше «языческим» и всё меньше «иудейским», всё больше похожим на Афины, и всё меньше - на Иерусалим. Церковь не должна об этом забывать» .

В обществе по-прежнему есть интерес к духовным вопросам. Люди осознают, религиозная обрядность не приводит к желаемому результату. Рационализм тоже остался позади. «Постмодернисты любят свидетельства, символы, парадоксы, притчи и истории. В этом они сильно отличаются от « просвещённого» модерниста, который хочет только ясного изложения фактов» . Большую роль играют чувственные переживание, стремление к мистицизму. Зная это, христиане могут показать, как удовлетворяются эти стремления в общении с Богом, который знает наши чувства, переживания, боль души. Тот Бог, который даёт радость, мир, покой.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что библейская истина о личном раскаянии и предстоянии перед Богом, хорошо соотносится со взглядом наших современников на особенности личности, индивидуальность, способность к самостоятельному мышлению, выбору и ответственности. То есть в разговоре с постмодернистом стоит делать акцент на том, что вера во Христа- это его личный выбор, за который он в Вечности понесёт ответственность.

Стоит брать в пример апостола Павла, который проповедуя Христа, менял методы евангелизма, искал подходы, с помощью которых можно донести благую весть для всех народов. При этом, чтобы влиться в круг погибающих людей, он не приспосабливался к греховным наклонностям культуры, не лицемерил, но искал то общее, что может стать «первой ступенькой» к восприятию Благой Вести. Очень хорошо эту мысль Павла перефразировал Юджин Петерсон в пересказе Нового Завета: «Для меня не важно, чего от меня ожидают другие, и соответствую ли я их ожиданиям. Однако, я добровольно сделался слугой всем и каждому, чтобы о Благой Вести услышало как можно больше людей - религиозных и далёких от религии, щепетильных моралистов и тех, кто развращён, разочарован и пал духом. Я не стал жить как они. Но, следуя за Христом, я вошёл в их мир и постарался взглянуть на жизнь их глазами. Где только мог, я был слугой, чтобы те, кого я встречал, приобрели спасение и жизнь с Богом. Всё это я делал ради Евангелия. Я не довольствуюсь разговорами о нём; я хочу быть частью его» .

Но дело миссии на этом не заканчивается, так как Христос сказал «Идите и научите, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Этот, так званый процесс научения проходит уже в стенах церкви. Вот на этом уровне начинается новый блок проблем. Не каждая церковь готова к принятию человека, которому не привычны те устои и традиции, которые существуют в церкви. Те барьеры, о которых говорилось во второй части этой работы, становятся непреодолимым препятствием на пути к воцерковлению. Как уже говорилось в 1 части - мировоззрение людей поменялось, для постмодерниста на первом месте стоит важность встречи с Богом, а не систематическое богословие, к которому с интересом обращались новообращенные в эпоху рационализма. Несоответствуя запросам молодёжи сегодня, мы одержим поражение, будем её терять.

Молодёжь стремится к творчеству, реализации своих талантов, даров и вопреки старым формам, хочет делать это по-современному. Мудрые слова по этому поводу высказал православный священник Шрамко Александр: «Стареющее общество рождает стареющую молодёжь» . Стареющей она становится именно в рамках этой «церковной локализации», потому, к сожалению, часто, реализует свои способности вне церкви.

Церкви должны идти в ногу со временем, иначе мы будем одним из тех людей, о которых говорится во французской поговорке: «Не меняются только глупцы и мертвецы» .

Сегодня церкви закрываются сами в себе, желая сохранить «святость» и неосквернённость от мира. Они становятся субкультурой, не понятной и неинтересной обществу, которое тонет в грехе. Церковь боится вступать в диалог с миром, стать активным помощником в их нуждах и переживаниях, чтобы не «нарушить личное освящение». Наблюдается тенденция движения к законничеству - установлению конкретных рамок, соответствуя которым ты будешь святой и угодный Богу. Тысячелетия назад с этим боролся Христос, сегодня борьба возобновляется. Обидно то, что пока поколения будут воевать, неверующие молодые не будут приходить в церкви.

Значительный рост церквей наблюдается там, где люди открыты к построению внецерковных, домашних, дружеских отношений, там, где люди проявляют гибкость и отзывчивость, стараются идти в ногу со временем, меняя формы, но оставляя суть - Слово Божье.

Старшее и младшее поколение - люди продукт разных эпох. Советская эпоха оставила неизгладимый след в мировоззрении людей. Многое изменилось. Поменялась эсхатология. В советский период она выражалась в идее движения к светлому будущему, сегодня - её просто не стало. Она исчезла. Сегодня нет тех авторитетов, за которыми готовы были идти раньше. В недалёком прошлом, в умах людей были границы, понимание того, что есть белое, а что чёрное - сегодня всё изменилось. Люди не готовы воспринимать одни стандарты, рамки которых, хоть в какой- то мере могут ограничивать их свободу, тем более религиозные.

Период гонений на Церковь обусловил единство, сплоченность, замкнутость, отделённость от светской жизни. Государственная система не давала возможности к активной евангелизационной деятельности. Но, значит ли это, что мы по-прежнему должны оставаться в тени и существовать как субкультура? «Такая охранительная позиция и субкультурная неполноценность провоцирует в церквях конфликт поколений» . В режиме советской власти не было таких возможностей к творчеству, какие есть у нас сегодня. Времена изменились. Сегодня есть возможности, ресурсы, средства, чтобы открыто исповедовать Христа, не бояться тех репрессий, которым поддавались христиане раньше. Но, что останавливает нас?

Мир стремительно меняется, он подвластен уже другому мировоззрению. В сознании людей произошли изменения, которые в корне меняют отношение к религии и в частности и к христианству. От церкви требуется мобильность, гибкость, стремление достигать неверующих сердец, меняя методы евангелизации, методы общения, формы церковных собраний, но при этом оставлять неизменной Весть о распятом и воскресшем Христе.

Желание Христа, как и сотни лет назад, делать так, чтобы люди узнавали христиан по тем отношениям, которые царят в их среде. По какому же принципу будут узнавать нас? По длинным юбкам? Косынкам? Мелодиям 60-х годов? «Необразованной простоте? Или всё же по любви? Хочется, чтобы по любви.

В ХХI веке евангелизм должен строиться на построении личных взаимоотношений посредством благотворительной деятельности, социального служения, творчества. Всё это служит тому, чтобы люди открывали свои сердца для сеяния Слова Божьего.

Задача христиан сегодня, в противостоянии между модернистским и постмодернистским мировоззрениями, не критиковать всё то вокруг, что не вписывается в их рамки «святой жизни», а показать преимущества жизни с Богом. Видя в нас Христа, любовь к Богу и ближнему каждый неверующий человек задаст себе вопрос «а почему я не такой?». Верующие должны сделать всё, чтобы христианская истина стала не просто истиной христиан, а истиной для всех людей. Она должна быть «светом в конце тоннеля» греха, по которому движутся неверующие люди. Она должна стать актуальной и многомерной, находится в центре общественной жизни, и отвечать на вопросы современников. С практической стороны, на наш взгляд, это возможно только посредством любви к людям, участия в их нуждах и переживаниях.

7. Минз Д.«Современная проповедь». Диалог. Вестник Донецкого христианского университета. №4, 2001:17.

8. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Открыть молодёжи красоту и истину. Дорога вместе №4, 2001:2-5.

9. Никольская Т. Русский протестантизм как субкультура. Христианство и мировая культура. Материалы конференции. СПБ.: 2004:79-82.

11. Рыжов Ю. «Христианство и вызовы современности». Духовность в христианской традиции. Материалы первой международной научно-богословской конференции. Вып. 1. Нижний Новгород, 2006:82-85.

12. Роуд Росс П. Христианство и постмодернизм, или какой будет Церковь III тысячелетия. Христианство, №6, 2002:14-24

13.Скотт Дж. Великий спорщик: Пер. С англ. - СПб.: Мирт, 2000.

15. Шрамко А. « Где ты, молодость…». Дорога вместе №4, 2001:7-8.

16. Черенков М. «Ситуация постмодерна: испытание свободой». Диалог №1(5), Вестник Донецкого христианского университета,2003:10-12.

17. Черенков М. «Вера в сообществе постатеизма». Мирт. №2(57). СПб.: ХЦ Мирт, 2007:8-9.

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» - пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах – все это приводит к конфликтам.
Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Проблема “отцов” и детей” остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует

Себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
В трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность” также затрагивается проблема “отцов” и “детей” Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах “Классы”, “Наталья Савишна”.
Проблема “отцов” и “детей” так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе “Телеграмма”. Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя – главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет – вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме “отцов” и “детей”. Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители – это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

(4 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и,...
  2. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными...
  3. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви...
  4. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека....