Проблемы экологии в марий эл. Основные экологические проблемы марий эл

Йошкар-Ола, 17 сентября . В Марий Эл продолжается наведение порядка в наиболее социально чувствительных сферах нашей жизни.

Республика движется из прошлого… в будущее. Вы спросите: «А как же ещё? » Да, так можно сказать о любом регионе. Но именно в отношении Марий Эл эта фраза будет очень точной. Уходят в прошлое проблемы, которые не решались в регионе десятилетиями. Подчеркну: мы жили с этим десятки лет!

Вот яркий… даже нет, скорее, мокрый пример. Пресловутое «Анниково море» в Йошкар-Оле. Огромная лужа на одноименной улице давно стала притчей для СМИ, а в интернете картинки с тонущими в этом «море» автомобилями обеспечили столице Марий Эл сомнительную славу.

https://ok.ru

И так было из года в год: людей, здесь живущих, каждое лето затапливало, жители мучились, проклиная чиновников и дожди, журналисты про это позорное явление писали-говорили-снимали, но… не менялось ничего. Десятками лет. И вот — свершилось.

Весной покончить с «морем» посреди города поручил Глава республики. Александр Евстифеев поставил задачу построить на ул. Анниково ливневую канализацию, причем, сделать это нужно было до 1 сентября.

Поручено — сделано. При этом Глава региона сам постоянно, на всех этапах контролировал строительство «ливневки», неоднократно выезжал на место, чтобы увидеть ход работ. И вот на минувшей неделе руководитель региона принял долгожданный объект.

Общая стоимость работ по обустройству улицы Анникова ливневой канализацией составила 23 млн руб. Причем, за 4 млн водоотведение выполнено и у близлежащей 19-й школы, которая также страдала от затоплений.

Вопрос — что же мешало сделать это раньше и почему нужно было «топить» людей столько лет? — видимо, будет риторическим…

И такая работа идет по многим другим направлениям. Так, на прошедшей неделе и точно так же по поручению Евстифеева была завершена реконструкция автодрома в Йошкар-Оле. Объект столь же социально важный — здесь учатся управлять авто начинающие водители.

Почему вопрос социальный? Да потому что уровень жизни в регионе растет, и иметь машину уже могут позволить себе многие семьи, бэушного «железного коня» можно купить и за 50 т.р. Очень удобно: ребенка в садик отвезти, картошку из сада…

Но. Проблема была в том, что безопасному поведению на дороге курсанты учились на автодроме, который… сам был уже опасен! Раскуроченный асфальт, заросшая лесом территория, никаких удобств… Глава региона поручил: ситуацию исправить!

И вот кардинально обновленный автодром в столице Марий Эл, расположенный на ул. Строителей, на неделе принял сам Евстифеев. Объект отличается от себя прежнего, как небо от земли. Качественный асфальт, четкая разметка, периметр огорожен и территория здесь, наконец-то, освещена.

В реконструкцию объекта городской бюджет вложил 8,5 млн руб. И опять деньги-то не великие. Что, не могли найти их раньше? Да, конечно, могли. Силы воли, видимо, не хватало иным чиновникам, политической воли. Века проходят, государственный строй меняется, а мы на Руси исторически без пендаля не можем…

…Ну и уж точно социально значимые объекты были введены в строй в регионе в пятницу. В один день в республике были открыты сразу два детских сада — более значимой темы и придумать сложно! Вопрос — острейший.

В республике опять же десятилетиями, начиная с 90-х, бездумно раздавали, точнее продавали направо и налево здания детских садов. И не надо было родиться провидцем, чтобы предсказать, к чему это приведет! Но отчего-то мы жили по принципу «После нас хоть потоп…»

Более того. Когда в Марий Эл в нулевые был строительный бум, и у бизнеса появились деньги пачками возводить жилые дома, почему-то даже в этих благоприятных условиях власть не обязала инвесторов рядом с новыми домами строить и детские сады. Не предполагали, что у людей могут быть дети?!

А в итоге в Сомбатхее, например, отгрохали сразу несколько кварталов, целый город внутри города, где нет ни детских садов, ни новых школ, да даже дорог нет! И только теперь Марий Эл расхлебывает эту проблему.

— Сейчас мы устраняем недочеты прежней градостроительной политики, когда в республике строилось много жилья и совсем не строилось детских садов и крайне мало строилось школ. Теперь это упущение мы активно наверстываем, — сказал Александр Евстифеев.

И вот подтверждение этих слов: в пятницу прошло открытие сразу двух детских садов в Йошкар-Оле и в пос. Медведево. Отныне очередь на получение мест в системе дошкольного образования сократилась на 305 человек. Сейчас только в марийской столице одновременно возводятся ещё три детских сада в общей сложности на 900 мест.

По словам Александра Евстифеева, деятельность в этом направлении в регионе будет продолжена, причем на вооружение берутся все варианты. И отданные под нецелевые нужды здания бывших детсадов республика будет стараться возвращать, и пристрои к жилым домам использовать, и, конечно же, новые здания строить.

…При этом, решая застарелые проблемы, доставшиеся нам в наследство от прошлого, республика успевает смотреть вперед, в будущее. Иначе нельзя, чтобы не топтаться на месте. Так, Марий Эл ищет надежных и перспективных партнеров, взаимодействовать с которыми было бы выгодно для обеих сторон.

В Марий Эл в среду состоялась встреча главы Марий Эл Александра Евстифеева с послом Белоруссии в РФ Олегом Исаевым. Стороны обсудили вопросы сотрудничества и увеличения товарооборота, который в первом полугодии 2018 г. достиг $47 млн. Ожидается, что в октябре в рамках форума России и Белоруссии будет подписан новый договор сотрудничества с Марий Эл.

И, конечно же, двигаться вперед лучше полагаясь не только на достойных партнеров, но и на собственный ум, свежие идеи. Именно идеи будут бурлить на новом пространстве коллективной работы «Точка кипения» — дискуссионный клуб с таким названием создается в столице Марий Эл на базе МарГУ.

https://assets.kaluga.online

Площадка начнет свою работу 20 сентября при поддержке Агентства стратегических инициатив, Правительства Марий Эл и бизнес-сообщества. На открытие к нам приедут столичные гости — представители АСИ, Сколковского института науки и технологий, предприниматели федерального уровня.

На площадке будут обсуждаться пути социально-экономического развития региона, повышения инвестиционной привлекательности и развитию высокотехнологичного производства в Марий Эл.

…Вот так, решая проблемы вчерашнего дня, мы смотрим в день завтрашний. Из прошлого движемся в будущее. Сдается мне, дорога — верная)

Столица Республики Марий Эл - Йошкар-Ола - это город республиканского значения, административный центр МО «Городской округ "Город Йошкар-Ола"». Площадь города составляет 56 км2, население города - 260,5 тысяч человек. Среди жителей столицы 55% составляют женщины. Почти 15% населения города приходится на детей и подростков в возрасте 0-15 лет, 65% - на лица в трудоспособном возрасте, более 20% - на население старше трудоспособного возраста. Средний возраст жителей города в 2010 г. составил 40,5 лет. С 2006 рождаемость и естественная убыль (разница между рождаемостью и смертностью) характеризуются положительной динамикой (Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009; Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке..., 2010).

Йошкар-Ола является важнейшей транспортной магистралью Республики Марий Эл. Транспортная система города представлена следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, троллейбусным, таксомоторным. Общая протяженность троллейбусных маршрутов по городу - 225 км. Протяженность автобусных маршрутов по городу - 140 км. В непосредственной близости проходят важные транспортные магистрали федерального значения: железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург, автодорога Москва - Чебоксары - Казань - Екатеринбург. С ними Йошкар-Ола связана железной и автомобильными дорогами. Особенности транспортной сети города обусловили преобладание автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок и низкую долю железнодорожного. В Йошкар-Оле размещаются важные объекты образования и культуры - 2 государственных высших учебных заведения, филиалы московских и казанских вузов. Здесь находятся 5 дворцов культуры, новые современные спортивные объекты, несколько театров и музеев.

Во время Великой Отечественной войны в Йошкар-Олу было перебазировано много предприятий, что стало началом интенсивного промышленного строительства в городе (Проект генерального плана..., 2009). Основные отрасли производства в городе - машиностроение, приборостоение, деревообрабатывающая, электроэнергетическая, пищевая и химико-фармацевтическая промышленность, а также производство строительных материалов. Наиболее крупные предприятия - ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Махаон», ЗАО НП «Завод Искож», ОАО «ММЗ», МУП «Водоканал», ОАО «Контакт», ОАО «Стройкерамика», ОАО «Маригражданстрой». Ведущим в обрабатывающих отраслях является производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (32,8%), которое имеет федеральное значение (радиоэлектроника, приборостроение). По производству отдельных видов продукции (искусственной кожи, фармацевтической продукции) город заметен в масштабах страны. Кроме того, в г. Йошкар-Оле широко представлены отрасли, производящие товары народного потребления в республике, а также вырабатывается основная часть электроэнергии (Экология города Йошкар-Олы, 2007). Город располагает значительным научно-техническим потенциалом. В лабораториях и научно-исследовательских центрах МарГТУ, МарГУ, крупных заводов проводятся перспективные разработки, способные изменить техническое лицо производства.

В ходе реализации программы "Столица" значительно изменился облик города. Произведена реконструкция многих зданий в центре города, благоустроены ряд территорий, бульвары Чавайна и Победы, идет строительство набережной реки Малая Кокшага, обустраиваются улицы города. Современная Йошкар-Ола - многофункциональный город с преобладанием промышленности (70%), город является одним из крупных промышленных центров Поволжья. В Йошкар-Оле находится 8778 хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций различных отраслей (Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009).


Марий Эл

Республика Марий Эл расположена в среднем течении реки Волга, граничит на западе с Нижегородской областью, на северо-востоке с Кировской областью, на юго-востоке с Татарстаном и на юге с Чувашской республикой.

Территория республики - 23,3 тыс. кв. км. Протяженность территории
с запада на восток - 320 км и с севера на юг - 150 км.

а) Рельеф - волнистая равнина, возвышенная в северо-восточной и юго-западной части, пересеченная долинами рек, множеством ручьев и оврагов, местами заболоченная. Отметки высот равнины над уровнем моря: на северо-востоке - +50 - +270 м, на юго-западе - +70 - +200 м, в остальной
части - +70 - +110 м.

Почвы в южной части песчаные, супесчаные, в северной
части - глинистые и суглинистые, в пониженных - торфяные.

б) Климат - умеренно-континентальный. Многолетняя среднегодовая температура +2,6 о С, средняя многолетняя зимняя температура -9,5 о С. Среднегодовая норма солнечных дней - 257. Преобладающее направление ветров - южное, юго-западное.

Среднегодовая норма осадков - 540 мм. Время начала ледостава - в конце ноября. Время вскрытия рек - в середине апреля. Продолжительность снежного покрова 145-155 дней.

Республика Марий Эл расположена в зоне стыка Приволжской возвышенности и Восточно-Европейской равнины в умеренно-континентальном климатическом поясе.

в) Растительность - на северо-западе, юге и в центральной части
(50,6% территории) - смешанный лес, с преобладанием хвойного. Сосновые леса образуют крупные сплошные массивы. В остальной части разнотравные луга с перелесками.

Удельный вес по породам леса составляет:

Хвойный лес 558,9 тыс. га 51,8%;

Лиственный лес 427,4 тыс. га 46,8%.

По степеням пожарной опасности леса распределяются:

Высоко пожарные 51 %;

Выше средней 9%;

Средней 14%;

Ниже средней 25%;

Низкой 1%.

Средний класс пожарной опасности лесов республики - "выше средней".

г) Гидрография - развитая речная сеть с преимущественно южным направлением течения. Основные реки - Волга и Ветлуга. Междюнные, пойменные и карстовые озера на всей территории республики.
На юге - Куйбышевское и Чебоксарское водохранилища (в пойме р. Волга).

Административно- территориальное деление республики: 14 районов, 3 города республиканского подчинения (г. Йошкар-Ола, г. Волжск и г. Козьмодемьянск), 1 город районного подчинения (г. Звенигово), 19 поселков городского типа, 180 сельских администраций и 1640 сельских населенных пунктов. Столица республики – город Йошкар-Ола с населением 278 тысяч человек.

Число городов отнесенных к группам по ГО

К группам по гражданской обороне в Республике Марий Эл отнесены: г.Йошкар-Ола -2 группа, г. Волжск -3 группа.

На территории Республики Марий Эл расположено 54 потенциально опасных объекта.

Возможные опасные природные явления

Для Республики Марий Эл возможны следующие стихийные бедствия:

Абразия;

Карстовые просадки земной поверхности;

Эрозия почвы;

Оползни;

Суффозия;

Повышение (понижение) уровня грунтовых вод;

Бури (9-11 баллов);

Ураганы (12-15 баллов);

Крупный град;

Сильный дождь или снегопад;

Гололед, снежные заносы;

Наводнение, подтопление;

Лесные пожары, торфяные пожары,

Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

Краткая историческая справка по Республике Марий Эл.

Республика Марий Эл основана 4 ноября 1920 года. История государственности Марий Эл ведет свое начало со дня подписания декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР, в соответствии с которым была образована Марийская Автономная область. 5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. С 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл. Республика имеет свои символы государственности Государственный Флаг, Герб, Гимн. Государственные языки марийский и русский. В 1991 году в республике введена должность президента, который является начальником ГО Республики Марий Эл. В 2001 году на должность Президента Республики Марий Эл избран Леонид Игоревич Маркелов.

Краткая характеристика и историческая справка столицы

Республики Марий Эл.

Столица Республики Марий Эл – город Йошкар-Ола, (423 года) что в переводе с марийского языка означает Красный город, основан в 1584 году как военная крепость при Федоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного в глухомани на р. Малая Кокшага и простерся вдоль реки с севера на юг. Назывался он в те времена Царевококшайском. Возникнув как сторожевой город, затем становится уездным (почти 300 лет назад), а в 1781 году по правительственному указу город стал иметь свой герб, на котором изображался серебряный лось на голубом поле. В 1919 году переименован в Краснококшайск, а в 1928 году получил новое название – Йошкар-Ола. В 1936 году город Йошкар-Ола стал столицей Марийской АССР (ныне Республики Марий Эл).

Административно-территориальное деление республики



3.1.2 Общие сведения

Территория республики находится на стыке различных природных зон (лесной и лесостепной). Одна часть ее расположена на левом, низком берегу р. Волги, а другая - на правом, высоком, на северных отрогах Приволжской возвышенности.

Территория республики протянулась с севера на юг на 150 км, с запада на восток - на 275 км.

По характеру рельефа восточное левобережье - холмистая равнина, переходящая к западу в Марийскую заболоченную низменность, правобережье - окраина Приволжской возвышенности.

Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 786,8; земли под поверхностными водами - 84,8; болота - 34,7; земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 1346,9; другие угодья - 84,3.

В республике на землях сельскохозяйственного назначения преобладают дерново-подзолистые малогумусные почвы, которые занимают 71% площади.

Сельскохозяйственная продукция, получаемая на полях хозяйств республики не всегда соответствует санитарно-гигиеническим условиям.

Республика располагает следующими полезными ископаемыми: карбонатные породы для производства строительного и облицовочного камня, щебня, известняковой муки и строительной извести, стекольные, силикатные и строительные пески, кирпичные и керамзитовые глины, гипс и ангидрит, торф, сапропель, пресные и минеральные подземные воды, лечебные грязи.

Правительством республики в 1996 г. принято постановление "Об охране и рациональном использовании торфоболот в Республике Марий Эл", в котором к особо охраняемым территориям (памятникам природы) отнесены 13 месторождений с общей площадью 16,7 тыс. га. Кроме того, в качестве перспективных охраняемых территорий республиканского значения выделены 12 месторождений общей площадью 26,8 тыс. га. Доля торфоместорождений, взятых под охрану, составляет 1,9% от территории республики.

Главные реки - Волга и Ветлуга. Основные реки - Илеть, Юшут, Большой Кундыш, Большая Кокшага.

Среди загрязняющих веществ, сброшенных в водоемы, преобладали легкоокисляемые вещества по БПК5, азот аммонийный, азот нитритов, соединения металлов, фосфаты и нефтепродукты. Из озер наиболее чистыми являются оз. Карась и Шип.

Большая часть водных объектов отнесена к 3 классу умеренно загрязненных вод.

Более 30% в загрязнение водных объектов вносят предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, а также очистные сооружения жилищно-коммунального хозяйства г. Йошкар-Олы.

Территория Республики расположена в пределах Восточно-Европейской артезианской области. Республика обладает значительными ресурсами подземных вод питьевого качества, запасы которых оценены в 3,2 млн. м 3 /сут.

Лечебные минеральные воды представлены 2-мя типами: азотные минеральные воды, не содержащие специфических компонентов (хлоридно-сульфатные, натриево-кальциевые, магниево-кальциевые, кальциваевые), которые используются в качестве лечебно-питьевых местными санаториями, и минеральные воды со специфическими компонентами (железистые, йодистые, бромные, с повышенным содержанием бора, сероводородные).

Древесно-кустарниковая растительность республики занимает площадь 1343 тыс. га, что составляет 57% к земельному фонду республики. Лесистость республики составляет 50,3%. В возрастной структуре лесов большую часть представляют молодняки (46,4%) и средневозрастные насаждения (31,8%). Около 60% от площади спелых и перестойных древостоев пригодно к эксплуатации. Покрытые лесом земли - 1067,7 тыс. га, в том числе лесные культуры занимают 216,3 тыс. га. Из 466,9 тыс. га лесов первой группы (покрыты лесом 415,2 тыс. га) для эксплуатации возможны 248,2 тыс. га. Из 724,1 тыс. га лесов второй 2 группы (покрытые лесом 652,5 тыс. га) возможны для эксплуатации 522,3 тыс. га.

Флора республики представлена более 600 видами растений. Среди них отмечены редкие виды, занесенные к Красную книгу России: башмачок обыкновенный, гроздовник многораздельный, надбородник безлистный, росянка длиннолистная, морошка приземистая, осока малоцветковая, баранец обыкновенный, плаунок заливаемый.

Животные . Наиболее острая проблема в вопросе численности охотничье-промысловых видов - уменьшение численности диких копытных. В последние годы отмечена тенденция снижения численности лося и кабана не только в республике, но и других близлежащих регионах России.

Лесные озера Яльчик, Кичиер, Карась являются жемчужинами марийского края, на берегах которых расположены здравницы российского значения.

Геологические памятники природы:

      Красногорские источники (гидрогеологического типа федерального ранга) - группа родников на берегах р. Илеть. Состав воды источников - сульфатно-бикарбонатный кальциево-магниевый, суммарный расход - 500л/с. Здесь же есть много озер-стариц, на дне которых накапливается лечебна сероводородная грязь, по своим свойствам не уступает грязи одесских лиманов.

      Карман-Курык (геологического типа федерального ранга) - отложения в низкогорной части Вятско-Марийского вала. На склонах горы вскрыта толща переслаивания известняков и доломитов, содержащих фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий и др.

На территории республики имеется Марийский заповедник - "Большая Кокшага".

3.1.3 Промышленность и сельское хозяйство

Ведущие отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка. Здесь производят холодительное оборудование, полупроводниковые приборы, машины для лесного хозяйства, дорожно-строительные машины, узлы и агрегаты для экскаваторов и др. В Марийской республике находятся крупнейшие в Российской Федерации заводы по производству искусственной кожи. Имеются предприятия трикотажной, швейной, стеклотарной и пищевой отраслей.

Под сельскохозяйственные угодья занято 35% территории республики. Здесь выращивают рожь, гречиху, горох, овес, пшеницу, лен и картофель, разводят крупный рогатый скот, свиней, овец и коз.

3.1.4 Экологическая ситуация

Атмосферный воздух. К числу отраслей промышленности, вносящих наибольшую долю в загрязнение атмосферного воздуха, отнесены трубопроводный транспорт общего пользования (33% от общего количества выбросов, без учета выбросов автотранспорта), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (22%), машиностроение и металлообработка (18%).

Одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха в Республике является автомобильный транспорт. Наибольшее количество выбросов здесь приходится на окись углерода (75% общего количества), углеводороды (13%), окислы азота (10%).

Отходы. Одной из серьезных проблем в республике является утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов. В республике имеется более 120 различных свалок бытовых отходов, большинство из которых не отвечает санитарным нормам. 45% свалок не имеют минимального инженерного оснащения. Токсичные промышленные отходы вывозятся и захораниваются на полигоне промышленных отходов.

Заключение.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух  загрязнен, вода  отравлена, почва  заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди  владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, прой им бывает лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод?  Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет  заслуга каждого из нас.

Литература

    С.Н.Бобылев, Ходжаев А.Ш. , Экономика природопользования, “Теис”, 1997, 272

    Голуб А.А.Экономика природопользования: Учеб.пособие для студентов вузов/ Голуб А.А., Струкова Е.Б. -Б.м.: Аспект Пресс, 1995.

    Новоселов А.Л. Экономика природопользования. М.: Финстатинформ, 2000 г.

    Экономика природопользования: Учеб.пособие/ Демакова В.Д., Фрейдкина Е.М.. -Сыктывкар, 1995.

    Бронштейн А.М., Литвин В.А., Русин И.Н. Экологизация экономики: методы регионального управления. - М.: Наука, 1990.- 120с.

    Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба.09.03.99 г.

    Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации. С.-П.:НИИ охраны атмосферного воздуха, 2000 г

    Государственный доклад о состоянии окружающей среды на территории РФ в 2000 году. М., 2001.

    Сборник аналитических и нормативно-методических материалов по экономике природопользования. Части I и II. - М.: Минприроды РФ, 1993.

    http://www. priroda .ru/

  1. Закон >> Государство и право

    Страны, а также трех республик Волго -Вятского экономического района (Республик Марий -Эл , Мордовии и Чувашии). За... экологической ситуации в России и в отдельных регионах В последние годы на территории Российской Федерации напряженность экологической ситуации ...

  2. Проблемные регионы России (2)

    Реферат >> География

    ... регионов можно отнести следующие регионы : Большинство республик Северного кавказа Республики и автономные округа юга Сибири Республика Марий Эл Республика ... экологически ... , Волго -Вятского , центрально... суммарном ВРП регионов России , % Регионы -лидеры 1996 ... ситуации . ...

  3. Статистический анализ уровня жизни населения Чувашской республики

    Курсовая работа >> Социология

    И заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией , а также состоянием политических дел... жизни какого-либо региона или России в целом за... области и соседних слаборазвитых республик Волго -Вятского района (Мордовии и Марий Эл ). В 90-х годах...


Page 2 Республика Марий Эл, 2013 год Во исполнение послания Президента Российской Федерации Уже в ближайшее время требуется сделать следующее: «Оценить реальное состояние всех загрязненных территорий и рассматривать этот уровень в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба». Из ежегодного послания Федеральному Собранию Президента России Дмитрия Медведева г.


Республика Марий Эл, 2013 год Водоснабжение города Йошкар-Олы осуществляется из 2-х источников: поверхностного, река М.Кокшага, и подземного: Арбанский водозабор, а также водозаборы «Дубки», «Звездный», «Савино» и «Семеновка». На обслуживании МУП «Водоканал» находится 391,7 километров водопроводных сетей. МУП «Водоканал» г. Йошкар- Олы» - единственное предприятие, которое обеспечивает население, промышленные предприятия столицы питьевой водой и оказывает услуги по водоотведению и очистке сточных вод В 2010 г. МУП Водоканал отпраздновал свой юбилей - 65 лет. В 2012 г. Исполнилось 75 лет Йошкар-Олинскому водопроводу Хозяйственно-бытовые и промышленные стоки поступают на биологические очистные сооружения, откуда после механической и биологической очистки сточные воды сбрасываются в реку М. Кокшагу. На обслуживании МУП «Водоканал» находится 345,11 километров канализационных сетей и 13 канализационных насосных станций. МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы»


Page 4 Республика Марий Эл, 2013 год Цель проекта Реконструкция КНС - 5 и напорных коллекторов. Создание комплекса по утилизации и переработке иловых осадков. Ультрафиолетовое обеззараживания сточных вод. Ультрафиолетовое обеззараживания сточных вод Реконструкция КНС-5 и напорных коллекторов ОСК Завод по сжиганию илового осадка


Республика Марий Эл, 2013 год КНС-5 инженерное сооружение шахтного типа диаметром 24 м. Расчетное количество сточных вод поступающих на КНС составляет 6000 м 3 /ч. Напорные коллектора от КНС-5 до ОСК мкр. Ширяйково Ø 1000 мм. протяженность 3000м Конфигурация и технические параметры по проекту Реконструкция КНС-5 и напорных коллекторов


Республика Марий Эл, 2013 год Мощность – тонн/сутки. Глубина переработки – более 90%. Конфигурация и технические параметры по проекту Создание комплекса по утилизации и переработке иловых осадков Завод по сжиганию илового осадка


Республика Марий Эл, 2013 год Мощность – 170 тыс. м 3 /сутки. Соответствие требованиям СанПиН «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Позволяет исключить применение хлора из технологии очистки сточных вод. Конфигурация и технические параметры по проекту Ультрафиолетовое обеззараживания сточных вод


Page 8 Стоимость проекта– 1,080 млрд руб. Источник финансирования –заемные финансовые средства. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Срок окупаемости – 15 лет. Республика Марий Эл, 2013 год Финансово-экономические параметры


Page 9 Реконструкция КНС-5 и перекладка напорного коллектора позволит: исключить негативное воздействие на экологию г. Йошкар-Ола. исключить возможность попадания сточных вод в реку М. Кокшага. Строительство завода по сжиганию илового осадка позволит: обеспечить утилизацию ежедневно образующегося и ранее накопленного осадка, ликвидировать риск возможного залпового загрязнения лесных массивов и ручья Алтынка, который в свою очередь впадает в реку М. Кокшага. снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся в процессе открытой сушки и хранения осадка, снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Йошкар-Ола, п. Куяр, п. Нолька. существенно уменьшить количество размещаемых опасных отходов. Ультрафиолетовое обеззараживание сточных вод позволит: обеспечит уничтожение патогенных микробов и устранит опасность заражения реки М.Кокшага. улучшить санитарно-гигиеническую обстановку в городе. Республика Марий Эл, 2013 год ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Page 10 Республика Марий Эл, 2013 год ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ С истечением срока нормативной эксплуатации,более 30 лет, КНС и напорный коллектор морально и физически устарели и нуждаются в реконструкции. Строительство и реконструкция КНС-5 и напорного коллектора позволит избежать загрязнение почвы и источника питьевой воды для г. Йошкар-Олы.


Page 11 Республика Марий Эл, 2013 год ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Карьер депонирования иловых осадков заполнен на 90% дальнейший вывоз осадков может вызвать переполнение и загрязнение лесных массивов и ручья Алтынка впадающего в реку М. Кокшага, что вызовет экологическую катастрофу.


Page 12 Республика Марий Эл, 2013 год ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Целью обеззараживания сточных вод являются предотвращение распространения инфекционных болезней и зашиты от заражения подземных и поверхностных водоемов.



Республика Марий Эл является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. В целях повышения качества жизни населения республики создаются условия для экономического и социального развития территории.

Республика Марий Эл располагает развитой транспортной сетью, которая представлена транспортными магистралями, железными дорогами на территории республики, а также авиационным сообщением.

Республика Марий Эл расположена на востоке Восточно-Европейской равнины в средней части бассейна р. Волги. С севера и северо-востока с ней граничит Кировская область, на юго-востоке располагаются земли Республики Татарстан. С юга проходит граница с Чувашской Республикой, а на западе с Нижегородской областью. По линии своих границ территория республики представляет собой неправильный многоугольник, вытянутый с запада на восток на 280 км. С юга на север она простирается на 150 км, а в самом узком месте на 60 км. Длина ее границ превышает 1200 км, а общая площадь республики 23,4 тыс. км (57 процентов - лесные угодья, 34 процента - сельскохозяйственные угодья, 1 процент - болота, 3 процента - воды, 5 процентов - прочие земли), что составляет 0,13 процента всей территории Российской Федерации. Территория республики находится на стыке лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным многообразием.

В отношении обеспеченности транспортной инфраструктурой необходимо отметить, что в непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения: железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва - Чебоксары - Казань - Екатеринбург.

Главными транспортными магистралями республики являются: автомобильные дороги "Вятка", Йошкар-Ола - Зеленодольск, Йошкар-Ола - Уржум, Йошкар-Ола - Козьмодемьянск, Йошкар-Ола - Санчурск, Елеево - Мари-Турек - Лопово, Звенигово - Шелангер - Морки, а также дороги, по которым осуществляются межрегиональные и межрайонные связи, железнодорожная ветка Горьковской железной дороги (Зеленый Дол - Йошкар-Ола - Яранск).

Транспортная инфраструктура Республики Марий Эл представлена следующими объектами: железнодорожный вокзал в г. Йошкар-Оле, 17 железнодорожных станций и 8 остановочных пунктов, 2 автовокзала (в г. Йошкар-Оле и г. Козьмодемьянске) и 14 автостанций (во всех муниципальных образованиях), гражданский аэропорт "Йошкар-Ола". Отправка (получение) грузов железнодорожным транспортом происходит с 9 станций.

Целью долгосрочной экономической политики республики является создание эффективной, конкурентоспособной экономики. Республика Марий Эл обладает огромным потенциалом для развития транспортной системы.

Протяженность путей сообщения в 2012 году составила:

162 км железнодорожных путей общего пользования;

3078,5 км автомобильных дорог общего пользования республиканского значения и 230,3 км федерального значения;

234 км троллейбусных контактных линий.

Транспортный комплекс Республики Марий Эл обеспечивает потребности республики в перевозках пассажиров и грузов, включает многочисленные хозяйствующие субъекты автомобильного, железнодорожного, городского наземного электрического транспорта.

В целях регулировки организации транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Марий Эл, в целях защиты прав и законных интересов граждан, создания условий для безопасных перевозок легковым такси действует Закон Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. N 47-З "Об организации транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Марий Эл".

Основными принципами транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси являются:

1) безопасность при выполнении перевозок пассажиров и багажа;

2) качество обслуживания пассажиров;

3) гарантированность предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

4) осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодательством в сфере транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси.

Развитие и модернизация сферы транспорта и повышение безопасности дорожного движения являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие республики. Для решения указанных задач необходимо принять неотложные меры по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.

Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала республики и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.

При обновлении и пополнении парков транспортных средств перевозчикам должны поставляться новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, в полном объеме удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды.

Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие транспортной системы Республики Марий Эл и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года" (далее - Государственная программа) предусматривает:

развитие и модернизацию автомобильных дорог;

повышение безопасности дорожного движения;

развитие аэропортовой инфраструктуры;

развитие сферы услуг железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Дорожное хозяйство

Ввиду отсутствия железнодорожного сообщения и водных путей по большей части районов Республики Марий Эл основные грузоперевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Состояние дорожной сети Республики Марий Эл влияет на себестоимость перевозок грузов и пассажиров за счет повышения скорости движения, снижения расхода горючего, сохранения качества автомобильного транспорта. Улучшение дорожных условий позволяет сократить число погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий.

К числу наиболее значимых социальных последствий можно отнести следующие:

повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;

увеличение количества населенных пунктов, соединенных автомобильными дорогами;

транспортный эффект, характеризующий прямую выгоду пользователей автомобильных дорог от улучшения дорожных условий в виде снижения себестоимости перевозок, увеличения периода работы транспорта, увеличения скорости движения;

сокращение смертности в районах бездорожья вследствие своевременного оказания медицинской помощи;

содействие обслуживанию новых транспортных связей, освоение новых территорий и ресурсов;

снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

социально-экономический эффект в связи с повышением удобства и безопасности поездки, сокращением времени пребывания пассажиров в пути;

повышение уровня инвестиционной привлекательности территории и получение дополнительной прибыли от реализации продукции, пользующейся высоким конъюнктурным спросом;

снижение отрицательного воздействия на окружающую среду транспортных средств;

повышение безопасности движения на автомобильных дорогах;

увеличение рынка дорожных работ, рост производственных мощностей в дорожной отрасли;

появление условий для организации дополнительных рабочих мест в дорожной и смежных с ней отраслях.

Доля автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия составляет 2 739,7 км (89 процентов общей протяженности автомобильных дорог), из которых 2 673,7 км (87 процентов) имеют асфальтобетонное и 66,0 км (2,14 процента) цементобетонное покрытие. Автомобильные дороги с переходным (щебеночным, гравийным) и низшим (грунтовым) типами покрытия составляют соответственно 286,3 км (9,3 процента) и 33,8 км (1,1 процента от общей протяженности). Отсутствуют автомобильные дороги к 697 населенным пунктам общей протяженностью 1227 км.

V категории и внекатегорийные - 293,5 км (9,53 процента). Сеть автомобильных дорог Республики Марий Эл сформирована в 60 - 80 годы прошлого столетия на основании действующих в то время нормативных документов. Технический уровень существующих автомобильных дорог (допустимые осевые нагрузки транспортных средств 6 тонн на одну ось) не отвечает современным требованиям (фактические осевые нагрузки современных транспортных средств составляют 10 т на одну ось), а тем более перспективным требованиям (11,5 тонны на ось).

Фактические нагрузки значительно превышают несущую способность существующей сети дорог, что приводит к интенсивному разрушению конструкций дорожной одежды.

Основной проблемой автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл является высокая доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

В 2009 году проведена диагностика опорной сети автомобильных дорог с целью оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, по которым осуществляется движение автомобильного транспорта, выполняющего межмуниципальные и межрегиональные перевозки: 48,6 процента обследованных дорог имеют допустимое состояние, 39,7 процента - недопустимое и 11,7 процента - нормативное состояние.

Требуют ремонта и капитального ремонта 1117,491 км, или 88,13 процента от всей протяженности диагностированного участка опорной сети автомобильных дорог на территории Республики Марий Эл.

Автомобильные дороги межмуниципального значения находятся в худшем состоянии: требуют ремонта или капитального ремонта более 1 800 км автомобильных дорог.

По данным обследования искусственных дорожных сооружений и элементов обстановки, выполняемого в ходе паспортизации автомобильных дорог, выявлено большое количество сооружений, находящихся в неудовлетворительном или аварийном состоянии:

мостов - 41 объект (20,1 процента от общего количества), из них в аварийном состоянии - 16 объектов (7,8 процента);

водопропускных труб - 651 объект (13,7 процента), из них в аварийном состоянии 21 объект (0,44 процента);

автобусных остановок - 257 объектов (29,5 процента);

на опасных участках автомобильных дорог требуется устройство металлических барьерных ограждений протяженностью 21,6 км;

требуется замена тросовых ограждений, как несоответствующих нормативным требованиям, на металлические барьерные протяженностью 50,6 км;

для приведения автомобильных дорог в соответствие с проектами организации дорожного движения требуется установить или заменить более 20 тыс. дорожных знаков.

По причине несоблюдения нормативных межремонтных сроков в результате недостаточного финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог происходит лавинообразный рост количества дефектов элементов дорог.

Ежегодный прирост объемов дефектов покрытия проезжей части автомобильных дорог (выбоин, трещин, сплошной ямочности) составляет от 25 до 75 процентов.

Анализ влияния финансирования дорожного хозяйства на будущее состояние автомобильных дорог показал, что при объеме финансирования ремонта дорог менее 100 млн. рублей ежегодно (без учета затрат на содержание автомобильных дорог) в ближайшие годы произойдет деградация автомобильных дорог, при финансировании в объеме 100 - 300 млн. рублей - темпы деградации только замедлятся, финансирование в 500 млн. рублей также приведет к деградации автомобильных дорог через пять лет и лишь при объеме в 700 млн. рублей состояние сети незначительно улучшится. Выделение средств в размере более 1 300 млн. рублей ежегодно на ремонт автомобильных дорог постепенно приведет к улучшению состояния сети дорог.