Происхождение человека и становление общества. Презентация по обществознанию на тему "Происхождение человека и становление общества" (10 класс)

Вопрос 1. Как история объясняет происхождение человека и общества?

В нашей стране обычно отмечают три гипотезы проимхождения общества:

Естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Вопрос 2. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек - это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.

Вопрос 3. Каково значение научного понятия «общество»?

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

Вопрос 4. Что представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, .медицинского обслуживания, досуга.

Политическая-сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Вопрос 7. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др.

Вопрос 8. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени - традиционного (аграрного) общества - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени - в индустриальном обществе - происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

В центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Вопрос 9. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

Человек – это биосоциальное существо, которое не может существовать вне общества. Люди всегда стремились объединяться в общности, чтобы заниматься какой либо деятельностью.

Вопрос 10. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно;

2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж);

3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу;

4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .

Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян.

Вопрос 11. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

Возможно человек и был бы свободным без общества, но в 21 веке общество есть везде. Да и не каждый смог бы выжить один. Как выжить в одиночестве? Это невозможно. Человек без людей – не человек. Абсолютной свободы не бывает. От общества никуда не денешься.

Вопрос 12. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.

Сущность антропосоциогенеза. Одной из важнейших проблем
философской антропологии является проблема происхождения человека . Выделение человека из мира живой природы представляет собой по значению столь же грандиозный скачок в развитии материи, как и возникновение живого из неживого. Однако этот скачок продолжался весьма длительный период времени, включавший в себя как этап становления человека (антропогенез ), так и период становления общества (социогенез ). Вместе с тем два этих этапа развития человеческого общества столь тесно связаны между собой, что имеет смысл говорить о едином процессе - антропосоциогенезе .

Центральной проблемой при выяснении сущности антропосоциогенеза является поиск ответа на вопрос об основном отличии человека от животных . Особенностью существования живой материи в ее высших проявлениях - животных организмах - является то, что потребности животных и программы их поведения существенным образом вытекают из структуры их организма. Животное рождается с определенным набором инстинктов , которые обеспечивают его приспособление к окружающей среде и тем самым достаточно жестко ограничивают алгоритмы его поведения.

Поведение человека коренным образом отличается от поведения животных. За последние 35 - 40 тыс. лет сформировался единый биологический вид Homo sapiens (человек разумный). Однако у этого вида не обнаружено врожденного “поведенческого амплуа”. Человек, как говаривал Маркс, способен действовать “по мерке любого вида” (характерно принятое в обыденной, да и в художественной, речи сравнение различных людей с хитрой лисой, свирепым вепрем, трусливым зайцем). К тому же внутри человеческого рода существуют глубокие различия в алгоритмах поведения в зависимости от принадлежности к конкретной исторической общности либо социальной группе (национальной, профессиональной и т.д.).

Алгоритм поведения животных передается новым поколениям через механизм наследственности посредством генетического кода, формируемого в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программ, определяющих поведение человека, выступают язык, речь, показ, пример. Место наследственности занимает преемственность . Существенным отличием этого способа передачи алгоритмов поведения является то, что такая передача реализуется не автоматически, а через научение , через сознательное восприятие человеком опыта, накопленного человечеством. Именно поэтому в отличие от животных у человека долгое детство , когда он проходит путь от беспомощного существа до самостоятельного субъекта. В качестве важнейшей формы аккумуляции и передачи социального опыта выступает культура . Поэтому вопрос о происхождении и формировании человека и человечества совпадает с вопросом о процессах становления механизмов, с помощью которых передаются программы социального поведения.


Современная наука пришла к выводу, что процесс антропосоциогенеза продолжался около 3 - 3,5 млн. лет. Получила философское обоснование трудовая гипотеза происхождения человека и человечества.

В науке пока нет единой гипотезы, объясняющей причины появления праорудийной (предорудийной, предшествующей подлинно орудийной) деятельности у ранних предлюдей. Скорее всего древние человекообразные обезьяны, не отличавшиеся большой физической силой, в силу определенных причин вынуждены были использовать природные орудия (палки, камни и т.д.) для защиты и нападения. Примерно 2 - 2,5 млн. лет назад появились первые существа, изготовлявшие орудия труда - Homo habilis (человек умелый). Однако хабилисы по своей биологической организации должны еще рассматриваться как животные. 1,5 - 1,6 млн. лет назад формируются питекантропы - Homo erectus (человек прямоходящий). Именно у питекантропов наряду со специфической человеческой морфологической (биологической) организацией постепенно формируется сознание, воля, язык. Таким образом, около миллиона лет понадобилось для того, чтобы производственная деятельность привела к формированию первых людей, и еще около 1,5 млн. лет потребовалось для появления сформировавшихся людей и подлинного человеческого общества со сложной системой социальных отношений.

Таким образом, труд сыграл решающую роль в процессе становления человека, однако эта роль проявилась в тесном взаимодействии с другими факторами: общением, речью . К тому же сам труд должен быть представлен как развивающийся процесс: трудовая деятельность усложнялась вместе с развитием человеческого организма и формированием его сознания. Поэтому процесс антропосоциогенеза может быть представлен как процесс самопорождения человека посредством трудовой деятельности, общественно-исторической практики.

Следует отметить, что теория трудового генезиса человека, хотя и распространена достаточно широко, признается отнюдь не всеми учеными и фило­софами. Против нее, как и против эволюционистского подхода, выдвигается ряд достаточно серьезных аргументов. Во-первых, науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или ис­кусственной селекции, от одного вида к другому. Во-вторых, наукой не найдено до сих пор промежуточное звено между древними человекообразными приматами и кроманьонцем. В-третьих, как возможно в процессе трудового антропоге­неза изменение и развитие психики и мозга? Как первобытный человек мог получить мозг, который ничем не отличается от мозга совре­менного человека, использующего не более 5 % его возможностей? Фактор избыточности никак не описывается в системе адаптаци­онного подхода.

Во­прос, таким образом, требует дальнейшего изучения и накопле­ния исторического и естественнонаучного материала, требует и новой методологии, т.е. философии. Тем не менее, отмеченные сомнения касаются в основном конкретных этапов, но не существа теории трудового генезиса человека. Трудовая деятельность породила специфику не только человека как отдельной особи, но и специфику человеческих общностей, социальных групп. Общность животных стад может быть в известной мере представлена как псевдосоциальность (якобы социальность). Однако человеческое общество принципиально отличается от псевдосоциальных организаций животных. Во-первых, эта целостность носит надбиологический характер, базируется на основе единства культурных норм данного общества. Во-вторых, конечной причиной самой культуры выступает материальное производство , которое является важнейшим отличительным признаком вида Homo sapiens.

Соотношение биологического и социального в человеке. Центральное место в философской антропологии наряду с вопросом о происхождении человека занимает проблема соотношения биологического и социального в человеческой природе.

Две крайние точки зрения характерны для решения этого вопроса: биологизаторство , абсолютизирующее биологические аспекты сущности человека, и социологизаторство , практически игнорирующее значение биологических факторов в жизни человека и абсолютизирующее роль социальных факторов. Последние десятилетия характеризуются своеобразным “ренессансом” биологизаторских концепций, спекулирующих на последних достижениях этологии и генетики . Подобного рода концепции, в частности, объясняют войны, кровопролития, социальные конфликты, которыми так богат конец двадцатого столетия, исключительно торжеством инстинктивного, бессознательного начала в человеке, бессилием его разума.

Так, Х . Плеснер считает, что человек выступает как такой биологический вид, который предопределенно не может осознать смысл и результаты своих поступков. Голландский анатом Л. Больк развивал теорию, согласно которой человек - животное, застрявшее на стадии обезьяньего эмбриона. Австрийский этолог К. Лоренц приписывает животным возрастание агрессивности по мере усложнения их организации. Человек отличается от них тем, что оружие не является частью его организма (как клыки, когти и т.д. животных), поэтому инстинкт не накладывает ограничений на его применение. В итоге человеческое оружие превратилось в чудовищную смертоносную силу.

В XIX - XX вв. распространились социологические концепции, однобоко трактующие тезис марксизма о социальной сущности человека и предлагающие создать идеального человека, проживающего в идеальном коммунистическом обществе, в котором все будут равны и счастливы. Утопичность и однобокость этих концепций стали достаточно очевидны в конце CC в. с прекращением коммунистического эксперимента.

Поэтому современный философский комплексный анализ человека, как правило, чужд крайностям биологизаторства и социологизаторства и исходит из того, что человек обладает природными качествами, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире. При таком подходе двоякий смысл получает понятие “природа человека”.

В первом смысле человек рассматривается как порождение природы, как природное существо. Здесь термин “природа человека” оказывается тождественным понятию “человек в природе”. В этом аспекте природа человека может быть определена как совокупность стойких, неизменных, общих для всех людей анатомо-физических черт, а также задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа. К собственно человеческим качествам в этом аспекте могут быть отнесены следующие:

* разумность, способность к рациональному мышлению,

* прямохождение,

* владение членораздельной речью,

* овладение богатствами культуры,

* способность к активно-творческому преобразованию действительности,

* темперамент, характер и т.д.

Во втором, специфически философском смысле понятие “природа человека” оказывается близким по смыслу, практически синонимом понятия “сущность человека ”. Именно в этом смысле мы и будем употреблять рассматриваемый термин, включая в понятие “природа человека” и его социальный аспект . Социальная сущность человека обнаруживается наиболее наглядно при сравнении со спецификой жизни высших животных.

Для животных стад, в частности, характерна эндогамия (греч.: endon - внутри, gamos – брак) - поиск брачных партнеров только внутри стада. Уже на ранних стадиях формирования человеческой общины для нее стала характерна агамия (исключение близкородственных брачных контактов) и экзогамия (греч. exo - снаружи) - поиск брачных партнеров в других, первоначально строго определенных общинах. Это имеет важнейший биологический смысл: животные стада весьма чувствительны к мутагенным факторам. Неблагоприятные мутации вследствие постоянного скрещивания ограниченного числа особей в конце концов могут охватить все стадо и привести к его вырождению. Экзогамия способствует формированию мутагенной устойчивости. Запрет внутриродственных связей в мифологическом сознании первобытного человека воспринимался как запрет на кощунственное сексуальное общение со своим тотемом. Тотем мыслился как некий мифический прародитель рода - чаще всего какое-либо животное. В рамках тотемизма единство рода осознавалось не только как кровнородственное, но и как базирующееся на определенных социальных, прежде всего нравственных - нормах .

Как раз такого рода нормы являются еще одним существенным признаком ранних человеческих общностей. Существенно, что эти нормы касались всех членов рода, а не только слабых, как это чаще всего бывает в животном стаде. Первоначально такие нормы выступают как особого рода запреты - табу . Это, прежде всего, запрет на кровосмесительство. Существует гипотеза, что этот запрет связан с потребностью обеспечить сплоченность общины. Конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, ослабляли единство общины, поэтому вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты, а затем оказались под запретом вообще все внутриродовые половые отношения.

Важную роль играл также абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической подготовленности к жизни, в том числе слабого и больного. Как известно, такого рода особи в животном стаде чаще всего “отбраковываются”. Так, опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не допускают их к пище и очень часто забивают.

Таким образом, со времени “неолитической революции” (эпоху неолита - нового каменного века - историки первобытного общества располагают между VI и II тысячелетиями до н.э., считая началом ее изобретение глиняной посуды, а окончанием - возникновение металлургии) человек приобретает существенные, только ему присущие качества. Именно эти качества и характеризуют его как человека:

1. Человек изначально деятелен. Все его качества формируются в ходе развития предметной деятельности, прежде всего труда.

2. Человек извергнутый (изверг ), изгнанный (изгой ) из общества в природу становится ни к чему не пригодным животным, ибо специфически человеческая деятельность - труд - является изначально коллективной совместной деятельностью.

3. Все особые роли и достоинства человека - ум, доблесть, богатство оказываются важными не сами по себе. Они представляют собой специфические общественные отношения, выступают как результат сравнения данного человека с другими людьми, как его отражение в других людях.

4. Человека характеризует приоритет родового (общественного) бытия над сознательно-волевым бытием индивида, поскольку само сознание и воля отдельного человека выступают результатом формирования и развития человеческого индивида в системе социальных отношений, в человеческом обществе.

Такой подход позволяет опровергнуть тезис расистов прошлых времен и современного пошиба о делении человеческих рас, племен и народов на развитые и “недоразвитые”, на полноценные и “неполноценные”. Ныне на планете нет ни “природно-наивных”, ни “диких” племен и народов. Они, конечно, различаются по уровню развития, но само это развитие определяется тем, что представители любого народа, любого племени:

* умеют изготавливать орудия труда при помощи орудий и использовать их как средство производства;

* знают простейшие нравственные запреты, усвоили противоположность добра и зла;

* не могут существовать вне общества и помимо него, пусть и в опосредованной форме (как Робинзон, использовавший для жизни на необитаемом острове значительную долю опыта, накопленного человечеством, и использовавший орудия, созданные человеком);

* их качества есть не что иное, как результат и выражение общественных отношений;

* их деятельность носит не изначально (генетически) запрограммированный характер, а направляется сознательно-волевым регулированием, поэтому люди выступают как существа, наделенные способностью самопринуждения, совестью, сознанием ответственности за свои поступки и деятельность.

Сущность человека в “техническом измерении”. Вопрос о сущности человека оказывается весьма важным для военного инженера. Эта важность определяется не только тем, что офицер - не просто инженер, но командир, воспитатель подчиненных, которому для успеха в работе просто необходимы знания о человеке. Речь идет о собственно инженерной стороне его деятельности, связанной с обслуживанием и эксплуатацией военной техники. В настоящей работе неоднократно отмечалось, что техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы “человек - техника”, в частности системы “воин - военная техника”.

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору военно-технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется прежде всего в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и ряда других величин в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не только удобством расчетов, но и тем, что чувствительность органов слуха человека к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе “человек - техника” как раз и учитывается в специальных отраслях науки: инженерной психологии, эргономике.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы “человек - военная техника” фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной военно-технической ситуации (так, теория электрорадиоизмерений есть по существу теория специфической деятельности оператора с помощью специальных приборов).

Таким образом, знание философских аспектов сущности человека необходимы военному инженеру не только “для общего развития”. Эти знания выступают как необходимый и существенный компонент непосредственной профессиональной подготовки военного специалиста.

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().

Обществознание, профильный уровень

Урок17-18-19

Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),

таблица (в тетради)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
  • изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • человечество;
  • антропогенез;
  • социальная память;
  • гоминиды;
  • социогенез;
  • антропосоциогенез;
  • тотем;
  • исторический тип;
  • культура

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Изучение нового материала

  • Наука о происхождении человека.
  • Становление общества.
  • Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
  • Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?



АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.


Как на Земле появился вид современных людей

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек разумный

Неандертальцы

Древнейшие люди


проблемы, связанные с изучением происхождения человека:

1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются

на сегодняшний день;

устанавливаются недостающие звенья;

3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации

предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;

4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



2-я версия

Homo erectus

(1-1,3 млн. лет назад)

Homo sapiens

(150-200 тыс. лет назад)



Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

  • Процесс прямохождения
  • Роль рук как естественных орудий труда
  • Космические факторы
  • Изменения в земной коре
  • Радиация
  • Стресс
  • Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах

Человечество – общность народов, населяющих Землю.


биологическое

социальное

биосоциальное


Формы организации человеческого сообщества

Община

Общество

Человеческое стадо

Производящее хозяйство

Преимущественно оседлый образ жизни

Увеличение численности людей на Земле

Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.

Непостоянный коллектив

Поведение сходно с поведением высших животных

Совместное добывание пищи (охота)

Совместное воспитание потомства

Усложнение трудовой деятельности

Влияние обычаев

Система табу

Влияние тотемов



Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

Философы античности

Философы- просветители

Ж.Ж. Руссо

И. Кант

В.С.Соловьёв

Г. Лессинг

Н.Данилевский

О. Шпенглер

Н.Трубников


Существо биологическое

Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

- первые коллективы – человеческое стадо;

- постепенное усложнение человеческого общества

Переход от присвающего к производственному хозяйству

Переход от кочевого к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»

Человеческое стадо

Первоначальное общество

  • Усложнение трудовой деятельности;
  • Влияние обычаев;
  • Система табу;
  • Влияние тотемов;
  • Основаны на коллективном родстве;
  • Предполагали совместное владение имуществом;
  • Коллективный труд;
  • Не знали имущественного расслоения.
  • Охотились сообща;
  • Согревались в холодные дни;
  • Сражались за самку;
  • Сходны с поведением высших социальных животных;
  • Воспитывали потомство;
  • Непостоянный коллектив.

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .


Два взгляда зарождения культуры

Магия

Образ

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.


Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Люди никогда не жили вне культуры

природа

культура

река

канал

наконечник

камень

парфюм

запах

стон

слово

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.


Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.


Проверь себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?

3) Укажите основные признаки понятия «человечество».

4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?